в чем смысл рассказа тринадцатый подвиг геракла
Какой смысл вкладывал автор в название рассказа? (Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла») (Школьные сочинения)
В данном произведении главный герой решил сделать все, лишь бы не отвечать у доски. А все потому, что не сделал домашнего задания и очень боялся, что его спросят. Мальчику даже подвернулся случай, он позвал и проводил в свой класс медсестру, чтобы она всем сделала прививку. Но это не спасло хитрого пятиклассника, учитель все равно успел его спросить.
В самом рассказе мы видим иронию.
После того, как учитель обо всем догадался, он сравнил поступок мальчика с подвигами Геракла, заметив, что Геракл совершал их из храбрости и стал олицетворением силы и мужества, а действиями мальчика руководила одна трусость.
Названием рассказа послужила, по мнению автора, удачная и точная фраза учителя. Именно такие случаи и шутки надолго откладываются в памяти и становятся ценным уроком.
Какова главная идея произведения?
Главная идея произведения выражается в следующем: не надо пытаться уходить от ответственности. Если оказался не прав или в чем-то виноват, не закрывайся, а найди в себе мужество признаться в этом и попытайся исправить случившееся. Нужно уметь отвечать за свои поступки.
Какое чувство оставил у вас учитель Харлампий Диогенович? Случайно ли автор даёт ему такое отчество?
Таким отчеством учителя одарили не просто так. Диоген был известным философом времен древней Греции и таким образом автор делает намек на то, что учитель был человеком мудрым и понимающим, который умел найти общий язык с классом.
Лично у меня учитель вызвал противоречивые чувства. Черта между добрым безобидным смехом и злой насмешкой очень тонкая, и кто может предугадать, какое влияние такие насмешки, которые позволял себе Харлампий Диогенович окажут на ученика – да, они могут укрепить его, но они же могут и сломить, нанести психологическую травму.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Анализ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандер: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
Автором уникального философского произведения, созданного прежде всего для детской аудитории, является советско-абхазский поэт и писатель Фазиль Абдулович Искандер. Рассказ написан в 1964 году.
История создания
Принято считать, что предпосылкой к созданию «Тринадцатого подвига Геракла» стали трагичные события, которые произошли с самим автором, когда он был еще маленьким.
Детская поэзия принесла Фазилю Абдуловичу известность. Однако истинное общественное признание Искандер получил благодаря прозаическим работам.
В апреле 1964 года состоялась дебютная публикация произведения в печатном издании «Сельская молодежь».
Фазиль Абдулович Искандер решил обратиться к детям через свои литературные истории неспроста. Автор стремился сформировать верную картину ценностей в еще неокрепшем детском сознании.
Направление
Рассказ (рассказы о детях). Философский рассказ.
События рассказа разворачиваются в очень непростой исторический период, когда бушевала Вторая мировая война, лютая и беспощадная. Ключевой герой – это ученик пятого класса, которые давно вырос и рассказывает читателям произошедшую с ним историю.
Автор показывает нам обычные будние дни в школе. Однако в этой школе работает совершенно необычный учитель математики с таким же незаурядным именем. Зовут его Харлампий Диогенович.
Методы учителя позволяли детям тянуться к знаниям и стремиться следовать дисциплине. Только вот педагог никогда не кричал на ребят, но умел уместно подшутить. Разумеется, никто из учеников не хотел, чтобы его высмеивали, поэтому весь класс старался демонстрировать прилежность.
Шутки Харлампия Диогеновича никогда не были злыми, наоборот, он веселил школьников остроумными замечаниями, давал ребятам интересные прозвища, если они в чем-то провинились. На его уроках частенько звучали отрывки из басен Эзопа. Иными словами, учитель отдал предпочтение своей особой системе, отказавшись от привычных методов запугивания и агрессивного давления.
Само название рассказа отсылает нас к мифам Древней Греции, собственно, как и отчество педагога. В древнегреческой мифологии описаны двенадцать подвигов Геракла. А в произведении Искандера тринадцатый подвиг оказывается совсем не подвигом, а трусливым поступком ученика-рассказчика (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
Ключевой персонаж рассказа – это учитель математики Харлампий Диогенович. Образованный, интеллигентный, остроумный, мудрый, любящий детей человек.
А также сам рассказчик, который не обиделся на учителя и даже через много лет вспоминает его с благодарностью и теплом.
Смех и добродушие в борьбе с обманом и недобросовестностью. Воспитание детей.
Проблематика
Ложь и предательство, правда и справедливость. Нравственные проблемы.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Только искренний и безобидный юмор со стороны взрослых способен победить детскую трусость и заложить в сознание ребенка крупицы доброты, честности и добросовестности.
Чему учит
Не стоит обижаться на шутки. Юмор позволяет нам посмотреть на себя с иной стороны, увидеть ошибки или какие-то плохие качества, стать лучше.
В чем смысл рассказа тринадцатый подвиг геракла
В данном произведении главный герой решил сделать все, лишь бы не отвечать у доски. А все потому, что не сделал домашнего задания и очень боялся, что его спросят. Мальчику даже подвернулся случай, он позвал и проводил в свой класс медсестру, чтобы она всем сделала прививку. Но это не спасло хитрого пятиклассника, учитель все равно успел его спросить.
В самом рассказе мы видим иронию.
После того, как учитель обо всем догадался, он сравнил поступок мальчика с подвигами Геракла, заметив, что Геракл совершал их из храбрости и стал олицетворением силы и мужества, а действиями мальчика руководила одна трусость.
Названием рассказа послужила, по мнению автора, удачная и точная фраза учителя. Именно такие случаи и шутки надолго откладываются в памяти и становятся ценным уроком.
Какова главная идея произведения?
Главная идея произведения выражается в следующем: не надо пытаться уходить от ответственности. Если оказался не прав или в чем-то виноват, не закрывайся, а найди в себе мужество признаться в этом и попытайся исправить случившееся. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Нужно уметь отвечать за свои поступки.
Какое чувство оставил у вас учитель Харлампий Диогенович? Случайно ли автор даёт ему такое отчество?
Таким отчеством учителя одарили не просто так. Диоген был известным философом времен древней Греции и таким образом автор делает намек на то, что учитель был человеком мудрым и понимающим, который умел найти общий язык с классом.
Лично у меня учитель вызвал противоречивые чувства. Черта между добрым безобидным смехом и злой насмешкой очень тонкая, и кто может предугадать, какое влияние такие насмешки, которые позволял себе Харлампий Диогенович окажут на ученика – да, они могут укрепить его, но они же могут и сломить, нанести психологическую травму.
Фазиль Искандер — Тринадцатый подвиг Геракла:
Краткое содержание
И тут математик сообщает: у Геракла было 12 подвигов, а «один молодой человек» из трусости дополнил его тринадцатым. Он вызывает рассказчика к доске. Тот теряется, соглашается, что проглотил «снаряд». Математик предлагает позвать военрука-минера. Класс взрывается смехом. С тех пор герой старался решать все. И понял, что смехом учитель «закалял лукавые детские души», учил относиться к себе с юмором.
Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера
Сюжет
Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.
Отзыв
В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.
Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.
План «Тринадцатый подвиг Геракла»
Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
Синквейн Харлампий Диогенович
Эпитеты, сравнения и метафоры в рассказе «13-й подвиг Геракла»
Эпитеты: людьми неряшливыми, слабохарактерными, гениальными, образцовую тишину, растерянная физиономия, радостное гостеприимство, задача запутанная и глупая, никудышный подвиг.
Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг геракла»
Фазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.
Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.
Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».
Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.
Юмор в произведении
Эпизоды, связанные со смехом, оказываются важными для понимания художественного замысла автора. Их достаточно много и большинство из них создаются с помощью образа Харлампия Диогеновича и учеников. Школьный учитель мастерски использует юмор в воспитательных целях.
Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь не только придают удивительную лёгкость повествованию, но и задают большую объёктивность затронутой проблематике. Объединение главного героя и рассказчика в одно лицо позволяет более точно передать произошедшее и главное – дать всему этому оценку. Мы чувствуем определённое уважение к учителю, благодарное отношение к нему и его воспитательным приёмам, рассчитанным на осмеяние неправильных поступков школьников.
Ирония и смех позволяют обнажить негативные моменты в поведении не только конкретных учеников, но и всех остальных людей. Мир художественного произведения становится своеобразной проекцией на всё общество. Ведь у всех у нас есть знакомые, любящие опаздывать, скрывать трусость мнимой отвагой, рассчитывать не на собственные силы, а на чужую помощь.
Простой сюжет, ироничность многих событий в повествовании и яркие образы концентрируют внимание читателя на философской проблематике произведения. Это вопросы чести, трусости и смелости, правды и лжи. Ещё один важный момент – уметь посмотреть на себя со стороны и спустя время уметь дать оценку себе, другим людям и всему происходящему. Рассказчику и главному герою это определенно удалось.
Характеристика персонажей «Тринадцатый подвиг Геракла»
Уже в самом начале повествования мы понимаем, что одним из главных действующих лиц является учитель математики Харлампий Диогенович. Есть в его образе что-то от героя эпохи романтизма. Нам неизвестно ни его прошлого, ни его будущего. Он не похож на других педагогов, которые «были людьми неряшливыми, слабохарактерными».
Харлампий Диогенович пользовался большим уважением. Он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята всегда вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.
Харлампий Диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Учитель был греком по происхождению, хоть и носил русское имя. В его отчестве как раз есть отсылка к Древней Греции – Диогенович напоминает о философе Диогене.
Обижаются ли дети на своего учителя за насмешки? Нет. Во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. Во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас. Никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал Харлампий Диогенович. Как отмечает сам рассказчик – он тем самым «закалял наши лукавые детские души», обнажал серьёзные проблемы – будь то человеческая трусость или склонность жить за чужой счёт.
Ещё один главный герой произведения – это сам рассказчик. Он предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых, это уже взрослый рассказчик, наученный жизненным опытом и повествующий нам эту историю.
Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьезней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».
Главная идея рассказа
Открыть для себя смысл этого произведения может каждый читатель независимо от возраста. Автор предельно коротко и вместе с тем интересно рассказывает простую школьную историю. Он не читает нам мораль, не говорит о том, как нужно поступать, не ставит никого в пример. Однако от этого произведение получает ещё больший поучительный контекст.
Во-первых, мы понимаем, что необходимо серьёзно относиться к тому, что ты делаешь. Если ты ученик, то важно своевременно и ответственно подходить к процессу обучения. Если ты уже взрослый человек, то никогда не мешает вспомнить всё то, что вкладывали в тебя твои родители, воспитатели и учителя. Рассказчик и главный герой не забыли старания Харлампия Диогеновича, который благодаря своей гениальности и смеху успешно прививал своим подопечным основы нравственности.
Предлагаем прочитать одно из самых известных произведений Фазиля Искандера “Кролики и удавы”, написанного в форме философско-сатирической сказки.
С следующей статье вы сможете прочитать краткое содержание сборинка рассказов Фазиля Искандера “Человек и его окрестности”, где автор делиться своими наблюдениями жизни других людей.
Во-вторых, Ф.Искандер в своём произведении затрагивает важную проблему – трусости и смелости. Мальчик поступил весьма отважно, но какие цели преследовал герой – уйти от ответственности, не показаться смешным и выставить себя настоящим храбрецом, т. к. он не боялся прививок и уколов, будучи давно больным малярией. Лишь умный и внимательный учитель заметил, что его ученик поступил совсем нехорошо и помог ему осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.
Не лишён рассказ и множества других смысловых интерпретаций. Это роль учителя в становлении личности, влияние детства и школы, тема смеха и самоиронии, лжи и разоблачения. Ф.Искандеру удалось всё это органично объединить в своём небольшом и удивительном произведении, которое продолжило традиции классической русской литературы.