в чем смысл рассказа тихое утро казаков
Анализ рассказа «Тихое утро» (Ю. П. Казаков)
Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.
История создания
Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».
Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.
Жанр, направление
Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.
Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.
Смысл названия
Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.
Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.
Суть: о чем рассказ?
Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.
Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.
Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:
Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:
Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:
Основная идея
Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека.
Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.
Чему учит?
В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.
Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.
Художественные особенности
Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.
«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»
Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.
Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.
о чем произведение «Тихое утро» Казаков? О чем? Главная мысль?
Смысл названия рассказа. Конечно, название рассказа «Тихое
мирное настроение, как и должно быть на рыбалке среди красоты и утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено покоя, дарованного тихим утром. содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это.
Ранним утром, когда в избе было еще темно, и мать не доила корову, Яшка встал, отыскал свои старые штаны и рубаху, поел хлеба с молоком и, взяв удочки, вышел из избы. Накопал червей и побежал к сараю, где на сеновале спал его друг Володя.
— А не рано? — сипло спросил тот спросонья.
— Ты бы еще галстук надел! — съязвил Яшка и хрипло засмеялся. — У нас рыба обижается, когда к ней без галстука суешься.
Володя вдруг начинает чувствовать, как славно проснуться рано и выйти из дому, а еще лучше — побежать, взвизгивая от восторга.
Яшка привел московского гостя к бочагу (омуту) и стал рассказывать, что этот омут всех засасывает — такая там вода ледяная, не отпускает от себя. И еще на дне — осьминоги.
Когда Яшка вернулся, на поверхности воды виднелась только Володина макушка. Яшка прыгнул в воду, схватил Володю, но тот так отчаянно и сильно за него уцепился, так дико стал карабкаться ему на плечи, что чуть не утопил. Яшка оторвал от себя утопающего, ударил его ногой в живот и бросился к берегу. Посмотрел на воду — на ее поверхности поднимались пузырьки. Яшка подумал, что утопил товарища, и нырнул. Он нашел Володю запутавшимся в траве на дне. Вытащил его на берег, стал делать искусственное дыхание, трясти вниз головой. Наконец изо рта утопленника хлынула вода и он пришел в себя.
Оба мальчика разрыдались.
«Светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной. »
«Тихое утро» читательский дневник
«Тихое утро» – поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог.
Краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника
ФИО автора: Казаков Юрий Павлович
Название: Тихое утро
Число страниц: 16. Казаков Юрий Павлович. Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год.
Жанр: Рассказ
Год написания: 1954 год
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в середине ХХ века ранним летним утром в одной из русских деревушек.
Главные герои
Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о природе.
Сюжет
Деревенский мальчик Яшка проснулся ранним утром, ещё до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице всё вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка звал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.
По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далёкому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.
По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем ледяная, а на самом дне живёт огромный осьминог. Именно поэтому в омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.
Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у того сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.
Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.
Вывод и свое мнение
Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем не просто, особенно ребёнку. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию и совершил настоящий героический поступок.
Главная мысль
Настоящим героем является тот, кто смог преодолеть собственный страх.
Авторские афоризмы
«…Всё исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»
«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»
«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»
«…А вообще в туман рыба берёт – успевай таскать. »
«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…»
«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось…»
Толкование непонятных слов
Пастух – человек, пасущий скот.
Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.
Ветряк – ветряная мельница.
Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.
Новые слова
Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.
Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.
Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.
«Тихое утро»: нравственные проблемы в произведении Юрия Казакова
Меню статьи:
В этой статье мы проанализируем произведение русского писателя и сценариста Юрия Казакова. Речь идет о рассказе под названием «Тихое утро». Автор остро отображает нравственные проблемы, существующие в обществе. Казаков строит свой текст на контрасте: город и деревня, желания и долг и т. д.
Кому адресуется рассказ?
Писатель не предусмотрел для своего творения какой-то конкретной аудитории. Юные читатели или взрослые – не важно: каждый человек найдет для себя на страницах этого произведения что-то новое и значимое.
О чем рассказывает автор? Ключевая мысль писателя состоит в желании показать ребенка, который не растерялся в серьезной, взрослой ситуации. Яша – один из главных героев текста – вдруг оказался перед выбором: спасти друга или поддаться слабостям своих страхов. Близость смерти заставила мальчика взять себя в руки, забыть о детских фобиях перед лицом взрослой опасности.
О чем рассказывает произведение?
Тема творения Казакова простая. Внешняя простота скрывает глубокие смыслы. Автор обращается к таким темам:
Стоит детальнее остановиться на последнем пункте. Русский философ, культуролог Юрий Бородай однажды заметил, что человек строит свою жизнь иначе, чем другие живые существа. Для животного на первом месте стоит инстинкт, который помогает существовать и выживать.
В своем произведении «Дочь Бухары» Людмила Улицкая умело показывает социальное расслоение, ярко проявившееся в этот период. Ключевой прием повести – контраст. Предлагаем читателям узнать о ней подробнее, ознакомившись с описанием и характеристикой героев».
Для человека же работает иное правило. Люди выживают с помощью морального чувства – нравственных ценностей. Именно эта идея прочитывается между строк анализируемого произведения.
О смысле названия прозы
Писатель выбрал в качестве названия для своего произведения один из природных феноменов. Тишина утра сопровождает развитие всех событий текста. Все начинается с раннего летнего утра. Тишина помогает героям лучше рассмотреть красоты окружающего мира. Это первая трактовка названия.
Вторая интерпретация названия творения Казакова касается кульминационного события. На рыбалке, организованной мальчиками, разыгралась драма – один из героев начал тонуть. Автор использовал прием контраста: страшное событие разворачивалось под аккомпанемент тишины.
Финал произведения, между тем, оказался положительным: все герои остались живы. Образы природы помогли писателю передать радостное настроение конца рассказа.
Образ тишины
Отдельно стоит проанализировать один из центральных образов произведения – тишину. Тишина поражает неоднозначностью. С одной стороны, это образ благости, спокойствия, умиротворения. С другой стороны, тишина порой превращается с настораживающее затишье. Именно эти смыслы и передает в своем творении русский литератор.
Этот образ присутствует в тексте не случайно. Писатель убирает все лишние вещи, все ненужные элементы из произведения. У читателя нет барьеров, чтобы непосредственно и прямо воспринимать переживания и эмоции персонажей. Автор сталкивает своих героев с тяжелыми испытаниями. Юность возраста и страхи не помешали мальчикам проявить храбрость и мужественность перед лицом опасности.
Художественные особенности текста
В центре повествования находятся два мальчика – главных героя произведения. Текст Казакова отличается лаконичностью и насыщенностью смыслами. «Тихое утро» (по жанру) относится к рассказам. Произведения характеризуется уникальным сочетанием интересного сюжета и описания ландшафтов. К примеру, начало прозы – это ранний, утренний пейзаж, туман, раскинувшийся над деревней.
Синонимы
Лексика Казакова характеризуется колоритом и многообразием. Писатель использует синонимы – особенно в случае ключевых образов. Так, туман представляется через синонимический ряд «большого пухового одеяла» и «скупого хозяина».
Контраст
Писатель использует образы природы, чтобы создать контраст: безмятежные картины граничат с тревожными событиями. Мальчикам не терпится порыбачить, поэтому они не обращают внимания на предостережения окружающего мира.
Писатель изображает яркое, солнечное утро, обычный день – такой же, как всегда. Единственное, что выбивалось из мерного течения привычных событий, – тонущий в реке мальчик. Природа помогает автору раскрыть внутренний мир героев, показать высокие ценности друга, который спас тонущего товарища.
Образы природы
Окружающая среда – словно отдельный персонаж анализируемого произведения. Природа выступает не только в роли фона для основных событий текста.
Ландшафты и пейзажи помогают писателю раскрывать особенности психологического состояния мальчиков. Природная стихия – это метафора, которая передает эмоции героев.
Картины окружающего мира отличаются необычайной живостью. Эта черта обуславливается наличием сравнений и метафор. Природа – это естественный и очень точный маркер, который намекает на то, что ждет героев. Герои, однако, не обращают внимания на предостережения природной стихии.
Туман
Туман – это тоже герой, персонаж без лица, который играет свою – отдельную – роль в рассказе. Это чудо природы – первое, что предстает перед читателем, когда тот открывает книгу.
Туман скрывает и – наоборот – открывает мальчикам дома и деревья, позволяет увидеть новые грани мира и тут же прячет их.
Речной омут – тоже обезличенное действующее лицо текста. От образа омута веет тревогой и опасностью. Река, пучина, ил тоже изображаются с помощью богатой палитры тропов и художественных средств. В данном случае автор делает особый акцент на сравнениях и эпитетах. Омут представлен мрачным, сырым, угрюмым, холодным, пугающим, черным.
Проблемы произведения
Автор ставит на страницах своего произведения не одну, а несколько ключевых проблем. Рассмотрим их детальнее:
Портреты героев прозы
Автор выводит на сцену двух мальчиков – Яшу и Володю. Яша живет в деревне, а Володя приехал из города. События произведения – это предлог описать разницу между городским и деревенским подходами к жизни.
Перу Юрия Полякова – советского и русского писателя, драматурга и общественного деятеля – принадлежит одно острое произведение под названием “Сто дней до приказа”. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Писатель рассуждает о ценностях, о нравственности, о серьезных уроках, которые преподносит жизнь. Володя оказался меньше приспособленным к потрясениям и приключениям, чем Яша. В итоге, мальчик из деревни спас своего городского друга от гибели. Рассмотрим детальнее сравнение образов двух персонажей.
Образ Яши
Образ Володи
Образ мальчика отличается амбивалентностью. С одной стороны, герой проявляет язвительность, грубость в отношениях с людьми. С другой же стороны, мальчик отличается умом, житейской, бытовой мудростью, совестливым поведением.
Яша знакомится с мальчиком из Москвы. Между ребятами нет понимания – слишком разные они исповедуют ценности и подходы к жизни. Яша старается показать новому другу прелести рассвета. Но Володя не привык вставать так рано. Друзья, в итоге, поссорились.
Как-то раз, летним утром, мальчик приглашает нового товарища порыбачить. Хорошая рыба (это знают все рыбаки) водится в особенно мутных местах – омутах. Но это также очень опасное место. Друг Яши тянет за удочку и, не удержав равновесие, падает в реку.
Яша поступает храбро, спасая своего тонущего товарища из воды. Мелкие разногласия не позволили герою бросить приятеля в беде. В этой ситуации Яша показал себя серьезным, зрелым, взрослым человеком. Герой тоже пережил шок, пересилил себя, свои фобии. Этот шок автор показал через эмоции, которые мальчик испытал на берегу.
В трудной ситуации герой продемонстрировал собранность, умение быстро ориентироваться в напряженных обстоятельствах.
Правда, мальчик не очень ловкий. Яша порой подшучивает над своим приятелем, смеется над ним. Яша открывает новому другу незнакомые развлечения – например, рыбалку.
Володе нравится новый, непривычный опыт. Однако, поход на рыбалку чуть не заканчивается для мальчика катастрофой. Мальчик проявляет неуклюжесть, раскачивается и падает с лодки. История заканчивается благополучно: Володя спасается из воды с помощью товарища.
На рыбалке Яша хвастался перед Володей: мастерством, знанием рыбы, навыками, трюками. Деревенский приятель героя – настоящий знаток окружающего мира. Безусловно, Яша лучше понимает и чувствует природу, чем Володя.
Яша отличается более холеричным, вспыльчивым характером. Гость старается лишний раз не спрашивать у Яши ничего. Володя – слишком спокойный человек, лишенный такой страсти к жизни, как его новый деревенский друг.
Московский мальчик ощущает неуверенность в новой среде. Это чувство составляет контраст с самоуверенным Яшей.
Но и Яша теряет привычную уверенность в себе, когда видит своего нового приятеля тонущим в реке.
Первая эмоция юного рыбака – испуг. Яше пришлось переступить через себя, преодолеть страх – осьминогов, гибели – и спасти друга.
Планы рассказа
В анализируемом произведении неявно присутствуют несколько планов: город и деревня. Город ассоциируется с суетой, а деревня – с тишиной и покоем. Писатель акцентирует внимание на этих отличиях. Стиль жизни деревни и города проявляется также в характерах людей, в нюансах быта.
Деревенский стиль жизни
Образ жизни в деревне передается через фигуру местного жителя – мальчика Яшки.
Яша – типичный житель села. Мальчик привык рано вставать, рыбачить, гулять. Автор наделяет юного героя житейской, бытовой сноровкой. Яша, как говорится, хорошо приспособлен к жизни.
Городской стиль жизни
Городской жизненный уклад изображается через образ Володи. Яша любит ходить на босу ногу, Володя же всегда носит ботинки. Мальчик из города пьет воду из кружки, а Яша может напиться и прямо из колодца или реки. Володя – неженка, плохо адаптированный к жизненным испытаниям. Характер героя отличается робостью, осторожностью, мнительностью. Яша, наоборот, без подозрений и страха бросается в авантюры. Автор изображает Яшу как смелого, опытного, ловкого мальчика, который умеет охотиться на птиц и ловить рыбу.
Драма на реке
В русской литературе есть произведение под названием «Драма на охоте». У Казакова же получается драма на реке – правда, с хорошим концом. Эта ситуация привела к эволюции личности Яши. Поначалу мальчик ведет себя, как обычный ребенок: боится осьминогов, страшится лезть в воду. Но инфантильные чувства отступают перед ужасом – настоящим, взрослым: Яша боится увидеть своего товарища мертвым.
Действия Яши
Внезапно мальчик убегает. Почему? Яша объяснил себе этот поступок желанием позвать на помощь. На самом же деле, мальчик просто испугался.
Довольно быстро герой осознал – на помощь звать бесполезно: они находятся слишком далеко от деревни. Яша совершает над собой усилие: писатель показывает, какой сильной волей наделен мальчик. Герой берет себя в руки и самостоятельно бросается на помощь товарищу.
Третий страх мальчика – боязнь самому утонуть. Володя паникует, бросается Яше на шею, утаскивая под воду. Поначалу Яша оттолкнул тонущего товарища, спасая собственную жизнь. Оказавшись на берегу, мальчик попал под власть совести, сделал рывок и все-таки спас друга.
Последний этап – это реанимация Володи на берегу. Несчастный мальчик наглотался воды и лежал, не подавая признаков жизни. Яша снова не растерялся. Мальчик вспомнил разные приемы оказания первой помощи при спасении человека из воды. Наконец, дело завершилось благополучно – Володя «ожил». Лишь после благополучного завершения «приключения», друзья дали волю своим эмоциям. Финал удивляет читателя: Яша рыдает от счастья и от радости, что в омуте не оказалось осьминогов.
Идеи произведения
Текст – это зеркало, через которое писатель доводит до читателя свои размышления и выводы.