в чем смысл рассказа пенсне

Осоргин «Пенсне»: главные герои кто, тема и идея рассказа какие?

Главные герои рассказа «Пенсне» Осоргина.

Главная тема рассказа «пенсне» Осоргина.

Осоргин «Пенсне» идея произведения.

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Автор убедился в этом на примере собственного пенсне.

Главные герои:

Также в рассказе упоминается множество людей, что искали пенсне и многие предметы, что также имели свой характер.

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Главная мысль «Пенсне» такова:

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Рассказ учит наблюдательности, отчасти отбросить логику и тогда жизнь намного интереснее: привычные вещи покажутся очень необычными, жизнь не будет скучной.

План рассказа смотрите здесь, в том числе и цитатный план.

А вот и само пенсне:

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Осоргин «Пенсне» главные герои:

Главная мысль произведения Осоргина «Пенсне» в том, что надо спокойнее относится к своим пропажам, что все объяснимо. В данном случае автор с юмором подходит к проблеме потери вещей и по своему пытается объяснить их пропажу.

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

В этом рассказе повествуется о пенсне, которое в один момент исчезло и через несколько дней случайно нашлось. Рассказчик пытается фантазировать, где было все эти дни его пенсне и что оно могло видеть.

Это произведение, где то автор с определённым чувством юмора, о жизни вещей, которые нас окружают. Автор одушевляя предметы, выдвигает идею, что они в состоянии жить самостоятельной жизнью.

Главными героями этого рассказа является:

Главной темой рассказа «Пенсне», является то, что утеря обычных предметов, к которым мы привыкли, зачастую приводит к необычным последствиям.

Идеей рассказа можно назвать то, что нам всем нужно научиться пофантазировать.

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Но все это подано очень смешно, с большим юмором, присущим Чехову.

Очень подходит здесь еще одна пословица, вернее, цитата из басни Крылова, ставшая уже афоризмом: «Услужливый дурак опаснее врага». Что интересно: ну проговорился Пискарев, обронил случайно, что жена умерла, хоть и старался сначала подготовить приятеля. А тот заметил оговорку и все понял. Так сознайся, все равно же к этому результату ты должен прийти!

Нет ведь, Пискарев из какого-то ложного чувства такта начинает все отрицать, и снова пробалтывается, и снова отрицает.

Вот это, пожалуй, самая смешная составляющая рассказа.

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Евгений Пермяк «Пичугин мост».

Год написания рассказа 1949.

В этом рассказе можно выделить только одного героя, школьника Сёму Пичугина.

Главная мысль рассказа.

Главная мысль заключается в том, что человек славится не делами, а своими поступками. Если Вы сделали какое-либо хорошее дело, то его будут помнить очень долго. А если это ещё и сделано без корыстных целей, то цена этого дела велика. Это показано на примере Сёмы, который сделал мост через реку, тем самым, он помог людям.

Поучительный рассказ о настоящем подвиге.

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

По всей видимости, к категории главных героев баллады «Князь Михайло Репнин», можно отнести царя Ивана Грозного и князя Михаила Петровича Репнина. Характеристика главных героев:

Царь Иван Грозный. Отличается буйным нравом и несдержанностью. Часто устраивает пьянки с ближним окружением. Не терпит критики и возражений, впадает в буйство.

Однажды, в таком состоянии, убивает посохом князя Михаила Репнина.

Князь Михайло Репнин. Самостоятельный, привержен христианской вере. Не боится царя и указывает ему на недостойное поведение. Высказывает проклятия опричникам. Растаптывает ногами предложенную ему маску (личину), за что его и убивают.

По версии из другого источника, князя убивают в церкви по велению царя во время воскресной службы (см. цитату ниже).

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Пингвины, оказывается, очень любопытные. А поскольку они до этого людей никогда не видели, то им интересно все: и как вода из рукомойника капает, и как примус шумит, и даже как человек хлеб в рот кладет.

На самом деле даже жизнь пингвинов может дать много интересного для размышлений и понимания этих необычных птиц!

Источник

Вещь в рассказе «Пенсне» Осоргина М.А.

Вещи имеют только то значение, которое мы им придаем.
Жиль Легардинье. Не доверяйте кошкам

Ежедневно люди приобретают, выбрасывают, теряют и находят вещи. Они играют значимую роль в жизни человека, ведь мужчины и женщины разных национальностей, возрастов, взглядов используют разнообразные изобретения постоянно. Но правильно ли мы их воспринимаем? Может, стоит относиться к ним иначе? Не существуют ли вещи независимо от человека? Именно эту тему и поднимает Осоргин в юмористическом рассказе «Пенсне».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В начале своего произведения автор ставит с риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?». Для доказательства данной точки зрения Михаил Андреевич использует множество средств выразительности: олицетворений («книги дышат, ораторствуют, перекликаются»), сравнений («чайник, этот добродушный комик»), а также эпитетов («раздражающее пенсне»). Рассказчик, таким образом, желает показать самостоятельность действий и поведения вещи от человека и его вмешательства. У них даже существуют взаимоотношения («к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики»). По мнению повествователя, у вещей свой индивидуальный характер и стремления, у них личные политические предпочтения («демократический стакан»), а также в их обществе произошла социальная дифференциация («интеллигент-термометр, неудачник из мещан»).

Несмотря на то, что в произведении нет упоминания о характере и внешности рассказчика, я представляю его необычайно умным, внимательным и добрым человеком. Он фантазер, ведь не каждый замечает такие удивительные и волшебные вещи. Он оживляет свои предметы, наделяет их индивидуальностью и видит то, что обычно не видим мы. Однако главным героем произведения, по моему мнению, необходимо считать не рассказчика, а пропавшее пенсне. Поскольку именно его исчезновение приводит повествователя к основной мысли рассказа.

Герой неожиданно потерял свои очки во время чтения. Он неоднократно искал их, звал своего знакомого для помощи в поиске, который в свою очередь был озадачен проблемой, а также прислуга делала уборку. Однако очки так и не были обнаружены. Спустя огромный промежуток времени рассказчик неожиданно нашел их на месте, которое несколько раз осматривалось. Тут автор также использует риторический вопрос («Где оно шлялось?»), словно обращаясь к читателю, и сам приходит к убеждению, что его стёклышки гуляли.

Из данного повествования о пенсне и происходит основная мысль произведения: у вещей есть индивидуальность, они так же, как и люди чувствуют, мечтают и, главное, путешествуют. Мне очень понравилось произведение Михаила Осоргина. Оно учит быть более внимательными в повседневной жизни, применять воображение в обыкновенных ситуациях, не терять детскую непосредственность и стремиться к продуктивной, но не менее интересной деятельности. Также нам следует быть более аккуратными в обращении с вещами. Вдруг они действительно живые.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенсне

Отзыв о рассказе М.Осоргина «Пенсне»

в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть фото в чем смысл рассказа пенсне. Смотреть картинку в чем смысл рассказа пенсне. Картинка про в чем смысл рассказа пенсне. Фото в чем смысл рассказа пенснеГлавным героем рассказа М.Осоргина «Пенсне» является неодушевленный предмет, простейшее приспособление для чтения: два стекла и соединяющая их дужка. С «героем» рассказа, пенсне, случилась одна таинственная история. Однажды автор рассказа читал, сидя в кресле, которое стояло у стены. На носу у него было пенсне.

Решив протереть стекла, автор снял пенсне, взял платок и в этот момент понял, что пенсне в его руках нет. Зная о свойстве предметов теряться в самый неожиданный момент, автор приступил к поискам. В первую очередь он проверил, не надето ли пенсне на нос. Затем автор проверил все складки одежды, карманы, обыскал кресло, пролистал всю книгу. Осмотр паркетного пола тоже ничего не дал. Пенсне исчезло бесследно.

Позднее прислуга сделала уборку в этой комнате, но пенсне не нашлось. Автор завел себе новое пенсне, и забыл о потере. И вот однажды, сидя в том же кресле с книгой, он уронил карандаш. Автор вскочил, чтобы поймать карандаш, и нашел его на полу у стены, а рядом с ним он обнаружил потерянное пенсне, которое почему-то стояло, прислоненное к стене. Оно было запылено, как будто проделало долгое путешествие. Впечатленный находкой, автор не стал сразу брать пенсне-невидимку в руки, а показал его прислуге и знакомым. Все только разводили руками и не могли сказать ничего определенного.

Судьба этого пенсне сложилась трагически. В тот же вечер автор надел его, чтобы почитать. Но он так неудачно чихнул, что пенсне слетело у него с носа и разбилось на мелкие осколки.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа М.Осоргина «Пенсне» заключается в том, что, как правило, утерянные нами вещи лежат у нас под носом, а мы их не замечаем, в силу особенностей работы нашего мозга. А часто придаем потере мистический смысл. Можно долго гадать о том, где же находилось потерянное пенсне, но, скорее всего, оно не покидало пределов комнаты.

Рассказ М.Осоргина учит быть внимательным и наблюдательным и более тщательно относиться к вещам первой необходимости.

Какие пословицы подходят к рассказу «Пенсне»?

Среди бела дня пропало, что корова языком слизала.
Потерял — не сказывай, нашел — не показывай!
Что упало, то пропало.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

«Когда вещи разговаривают. Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне»». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Оборудование: интерактивная доска.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

— Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

— В чём никто не должен сомневаться?

— Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

IV. Будьте внимательны к слову.

— Какой приём использует автор, чтобы показать необычную “жизнь” вещей?

— Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

Работа со слайдами

“Необычная “жизнь” вещей”.

— Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.

…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.

— Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

— Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

— Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.

VI. Пересказ фрагментов текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

— Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

— В рассказе множество выразительных эпитетов: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

VII. Развивайте дар слова.

/Презентация работ “История предметов”./

У каждого из нас есть такие вещи, которые могут бесследно исчезнуть на некоторое время, но потом неожиданно вернуться. В таких случаях я задумываюсь: а не живут ли такие вещи своей жизнью? Всё возможно.

Я расскажу об одной своей вещичке, которую я беру в руки по сто раз на день – о чехле для мобильного телефона. Он должен находиться на телефоне или рядом с ним.

Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер без всякого успеха, а утром, собираясь в школу, могу найти его без проблем.

Но очень часто, особенно летом, я где-нибудь его оставляю, забываю.

Однажды случилось так, что я разговаривала по телефону в саду, а чехол положила в карман и потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он его нашел, я даже и не знаю.

Ещё одна удивительная история произошла с моей сестрой. Осенью она купила себе перчатки. Но вскоре левую перчатку потеряла. Вторую она положила дома. Прошло много времени, сестра купила такую же пару перчаток.

Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была всё это время и как вернулась к хозяйке?

Рассказ старого учебник

Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на своем веку. За всю свою жизнь я успел познакомиться со многими ребятами. Общение с ними оставляло во мне или теплые воспоминания, или неприятные отметины.

Например, когда я жил у Нади, мне всегда было уютно и хорошо, потому, что она редко доставала меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои странички тогда были чистыми, белыми, а обложка – яркой и цветной.

Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он носил меня в школу в большом красивом рюкзаке, где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того, чтобы мы не терлись друг о друга, и чтобы у нас не отрывались корешки, мальчик с самого начала учебного года одел нас в яркие нарядные обложки. Мы чувствовали себя модными и красивыми.

А затем в моей жизни настала черная полоса. Я попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я только не испытывал! Это было ужасно! Андрей пытался по-своему перерисовать мои вкладыши с репродукциями известных картин, брал меня грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из меня листки и делал самолетики. Особенно сильно потрясла меня попытка Андрея в чем-то переубедить своего друга: он ударил мной его по голове! От такого сильного удара я чуть не рассыпался на все листочки!

Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки меня никому не дают, только в читальном зале можно пользоваться. И правильно, мне так спокойнее.

Нас окружает большое количество различных предметов. Часто в повседневной жизни мы не обращаем на них особого внимания. Но иногда я стала замечать, что у окружающих меня вещей своя, не зависящая от людей, жизнь. Они исчезают и снова появляются, когда им вздумается. Со мной очень часто такое случается.

У меня есть диск, на который я записала свои любимые песни. И как-то раз мне захотелось его послушать. Была удивлена, когда не обнаружила его на привычном месте. Обычно он лежит на полке рядом с компьютером вместе с остальными дисками. Но в этот раз его там не было. Может быть, я просто не увидела его среди всех остальных дисков. Я посмотрела внимательнее, но не нашла его. В моей комнате его тоже не было. У меня началась паника. Куда же я могла положить его? Я обшарила весь дом в поисках диска, но по-прежнему его нигде не было. После неудачных поисков занялась более важными делами, и на какое-то время даже забыла о диске.

Как-то раз, в выходной день, я занялась уборкой дома, и случайно мой взгляд упал на полку, где обычно лежал диск. Он, как ни в чем не бывало, лежал на том самом месте, где и должен был лежать. Я обрадовалась, что наконец-то он нашелся, но мне стало непонятно, почему я не увидела его раньше. Я задумалась, а что если все вещи живут “своей” жизнью? И мы, люди, этого просто не замечаем. Мы думаем, что переложили вещи куда-то в другое место или дали кому-то попользоваться и просто забыли об этом. Но, тем не менее, вещи продолжают существовать отдельно от нас. Они теряются и снова находятся, когда им этого захочется.

— Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

— Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Источник

Урок литературы в 8 классе по рассказу Осоргина «Пенсне»

Тема урока: Жизнь вещей в рассказе М. Осоргина «Пенсне»

Цель урока: 1. Рассмотреть художественные приёмы создания образа вещного мира в рассказе; 2. Провести анализ создания образа главного героя на основе ассоциативных представлений; 3. Выявить нравственный и философский смысл рассказа.

1. Странный рассказ Михаила Осоргина «Пенсне»… мы уже прочитали его, познакомились с его героями. Сегодня мы попробуем понять, в чём особенность художественного восприятия действительности автором рассказа, почему в общем- то незатейливая история, которая случается в жизни каждого человека – пропажа какой-то вещи – под пером писателя превращается в непростое размышление о жизни и о судьбе. Что помогает Осоргину выразить свой оригинальный взгляд на окружающий его мир?

Начнём с того, что лежит на поверхности, что сразу бросается в глаза – это, конечно, выразительные средства языка, используемые писателем. Какие? (Эпитеты, метафоры, олицетворения)

2. Литературоведческая разминка

Цифровой диктант – если утверждение верное ставите цифру – 1; если неверное – 0

Эпитет – это образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (1)

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления называется олицетворением. (1)

Метафора – это переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому (1)

В саду горит костёр рябины красной – это олицетворение (0)

Городской парк – это эпитет (0)

О тонкая берёзка, что загляделась в пруд! – это олицетворение (1)

Синий шёлк неба – метафора (1)

Быстрые мысли – эпитет (1)

Море смеялось – эпитет (0)

3. А теперь обратимся к тексту рассказа

Назовите предметы, которые выполняют эти действия

Шагают, хворают, кашляют (часы)

Сидит, с точностью копируя старого толстого дядю – (кресло)

Передразнивает своего владельца – (шляпа)

Дышат, ораторствуют, перекликаются (книги)

Какой приём использует автор? (олицетворение)

Какой предмет у Осоргина получает определение

Суетливая сплетница – (почтовая марка)

Назовите приём – (эпитеты)

На основании чего возникают эти качества?

— «часы шагают, хворают, кашляют» (часы тогда были только механические, в большом механизме, особенно если настенные, могла громко щёлкать секундная стрелка) – сходство звуков и действий

— «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров) – ассоциации по сходству звуков, действий

— «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.

Известно, что в произведениях искусства вещи, предметы приобретают особое значение:

Вещи могут о многом поведать, они создают эмоциональную атмосферу и даже по-своему отражают характер (Каморка Герасима)

Вещь способна передавать психологическое состояние героя ( шинель Гоголя становится символом страстного желания обрести лицо, стать личностью )

Метафора человек-вещь (Пиковая дама – старая графиня)

Чем отличается мир Осоргина от предметного мира, созданного в названных произведениях?

Мир Осоргина живёт самостоятельной одушевлённой или даже одухотворённой жизнью. Живёт сам по себе, пересекаясь с миром человека, имея при этом своё лицо, характер, судьбу, желания, мечты, чувства.

Возможно ли это? Верите ли вы в реальность созданного неуёмной фантазией автора параллельного человеческому мира вещей?

(Не верим. Такого не может быть.)

Хорошо. Скажите, а когда пенсне разбилось, вам его стало жалко?

Почему Осоргин героем своего рассказа сделал именно пенсне? Ведь были во времена Осоргина и другие приборы оптики для коррекции зрения? (Показать эти предметы)

Монокль – круглый, массивный, ленивый и невозвышенный, мечта вряд ли его куда-то поведёт, ему так приятно лежать в футляре и дремать.

Очки –внешне неуклюжие, но более других, может быть, связаны с человеком, не только помощники, но и украшение носа, лица и довольны своей миссией, дальше своего носа ничего видеть не хотят.

Нет, ни один из этих предметов не мог заменить в рассказе пенсне.

Прочитайте описание пенсне, когда оно вернулось после длительного отсутствия?

Плотно прижавшись стоймя к стене

Поблёскивая мутными запылёнными стёклами

Всем своим видом являя раскаяние

Кого напоминает? Очень знакомая картина. ( нашкодившего школьника)

Но вопросы, которые задаёт рассказчик, вовсе не смешные:

Где оно шлялось? Что перевидало?

(творческое задание – сочинение-фантазия – опережающее задание)

Рассказ называют юмористическим, а каким настроением проникнут финал? – драматическим, грустным, печальным трагическим.

Осоргин в начале рассказа задаёт вопрос и отвечает на него сам. А вот в конце рассказа вопросы остаются без ответа. Очевидно, они обращены к нам, к читателям.

Выразительное чтение финала

К каким выводам приводит нас этот юмористический и слегка иронический рассказ Осоргина? О чём заставил задуматься? О ком эти вопросы? Только ли о пенсне? Или вообще не о пенсне?

«Предмет сам по себе ничего не значит. Он становится ценным, обретает своё лицо, только став частью нашего мира, когда он согрет уютом и теплом человеческой души.

Домашнее задание : Внимательно посмотрите вокруг себя, найдите предмет, который, с вашей точки зрения, имеет свой характер, а, может быть, и свою судьбу. Создайте образ этого предмета, используя средства художественной выразительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *