в чем смысл рассказа критики

Шукшин «Критики» анализ

Шукшин «Критики» анализ — тема, сюжет, главная мысль

Шукшин «Критики» анализ

В рассказе «Критики » Шукшин предлагает нам задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.

Главная мысль рассказа В. Шукшина «Критики» — уважение к старшим, к людям, которые прожили непростую жизнь, перенесли тяготы и невзгоды. Да, они много не могут понять в нынешнее время, потому что продолжают жить в своей эпохе, им трудно перестроиться и подстроиться под новый лад, но они трудились всю жизнь, они устали и заслужили право на покой и уважение.

Сюжет: Дед с внуком ходили в кино и обсуждают его содержание, отношение к фильму разное из-за разницы в возрасте. Дома у телевизора сидят родственники и тоже смотрят какой-то фильм, название которого не знают, потому что, когда включили телевизор, фильм уже шел. Дед, как и все старики, пытается порассуждать, но его не слушают. Он обижается, выпивает спиртного и устраивает скандал, его забирают в милицию. Внук плачет от жалости к деду и несправедливости.

Главные герои:

Главная проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они «не у дел». Обычная для Шукшина проблема отношений между городскими жителями и деревенскими тоже поднимается в рассказе.

Источник

Анализ произведения Критики Шукшина

В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе. Их иронично родители Петьки (внука) называют критиками, как бы намекая на подлинную ценность всех их споров и киноведческих бесед. Тем не менее, подобное отношение ничуть не заботит, да и может ли заботить таких людей.

Шукшин предлагает нам картину самого простого и примитивного восприятия искусства. Эти люди ходят для того чтобы получить эмоции, увидеть увлекательный сюжет. Например, если на экране драка, то они спорят не поддельная ли, если эротическая сцена – приговаривают от возбуждения и с легкой иронией.

На самом деле и тогда и сейчас довольно много людей воспринимает искусство именно таким образом. Развлечение является основным мотивом, кино становится своеобразной частью картины мира, перемешивается с жизненным опытом и фантазиями.

Такое восприятие в действительности довольно интересно, так как обладает многогранной структурой и представляет собой занятную психическую конструкцию. Шукшин даже подчеркивает как дед Тимофей может услышать какую-то другую фразу, не такую как сказали актеры и засмеяться не впопад. Он легко и простодушно воспринимает кино, не углубляется в какой-то язык выразительности, иносказательность, видит происходящее на экране подобно тому как наблюдают за природой.

Именно об этом и спорят эти две стороны, не отыскивая совершенно никаких точек соприкосновения. В свойственной ему манере Шукшин предлагает фигуру городского человека как немного насмешливого, такого, кто знает немного больше чем деревенский, относится снисходительно как относятся к ребенку. В этом восприятии на самом деле подчеркивается смена времен, утрата патриархального уклада.

В восприятии Тимофея все просто: драка на экране – драка, плотник – либо плотник, либо подделка. Он сам плотник и может об этом судить. Представитель города смотрит на эту простоту и только улыбается, для него такое «любопытно», как любопытны зверушки в зоопарке, но, по сути, он обладает более шаткой картиной мира, которую символически разрушает дед своим сапогом.

Вариант 2

В буддизме привязанность к собственному эго рассматривается как одна из причин страдания, а эго как таковое представляет собой простыми словами личность, то, как человек определяет и видит себя. Вероятно, Шукшин немного знал о буддизме, а может быть, знал многое, но он точно представлял себе, как мнимые различия могут мешать людям понять друг друга, ощутить взаимное счастье и действительно приносить другому пользу.

В рассказе Критики рассматривается пример именно такого мнимого различия в сфере, которая была довольно хорошо известна автору. Он говорит о том, как воспринимает мир человек деревни и образованный человек города. Деревню представляют «критики» дедушка и внук, которые обожают ходить в кино и на собственный лад обсуждать различные примеры этого искусства.

Со стороны города выступают родственники, которые приехали гостить. Между ними завязывается диалог касательно особенностей кино. Городские образованные люди видят в нем тонкое искусство, которое следует рассматривать образно, ориентироваться на содержание, деревенские – акцентируют внимание на деталях.

На самом деле Тимофей не является каким-то глупым человеком, его возмущение вполне понятно. Он просто другой, его личность немного другая, также как другой и приехавший из города родственник. Он воспитывался в определенных условиях и считает именно такое отношение к действительности верным и правомочным.

Тут трудно спорить или искать абсолютную истину. Даже если углубляться в сам вопрос – кино дает возможность для разного восприятия, именно поэтому и является искусством и, пожалуй, напрасно выделять какие-то строгие рамки, чтобы понять кино именно так «как нужно». При этом речь, конечно, не о том чтобы рассматривать сам вопрос, но о том, чтобы обратиться к взаимоотношениям между людьми.

Родственники Петьки непрестанно повторяют «интересно», но на самом деле им не интересно. Эти слова попросту выражают надменность. Гораздо лучше было бы если бы другой человек мог искренне и на самом деле заинтересоваться кем-то помимо себя и воззрений собственной личности, такой интерес позволил бы достигнуть чего-то действительно ценного.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Критики

Популярные сегодня темы

Литература — один из важнейших предметов в школе, влияющий на развитие воображения и интеллекта учеников. Я очень люблю читать, поэтому моим любимым предметом в школе стала литература.

В истории российской литературы есть огромное множество писателей, которые посвящали свои произведения темам войн и разрушений. Но настоящий Бум случился сразу после начала Отечественной войны с Францией

Макар Чудра — герой одноименного романтического рассказа Максима Горького. Он пожилой цыган.

Комедийную пьесу «Дядя Ваня», написанную одним из величайших писателей той современности Антоном Павловичем Чеховым читатель увидел в конце девятнадцатого века. Писатель напрочь отбросил все традиции

Источник

«Критики» Василия Шукшина: краткое содержание рассказа, 6 класс

В.М. Шукшин. «Критики» – краткое содержание рассказа. Литература, 6 класс. Слушать аудиокнигу, читать полный текст. Анализ – тема, герои и смысл произведения.

в чем смысл рассказа критики. Смотреть фото в чем смысл рассказа критики. Смотреть картинку в чем смысл рассказа критики. Картинка про в чем смысл рассказа критики. Фото в чем смысл рассказа критики

«Критики» — рассказ Василия Шукшина, написанный в 1964 году. По сюжету, деревенский дед при гостях из города критикует фильм о колхозной жизни за то, что на экране плотник неправильно держит топор. Горожане лишь смеются над ним. От обиды дед напивается и разбивает телевизор. Старика забирает милиционер. Внук Петька, глядя на унижение деда, плачет.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Критики» можно прочесть в библиотеке Максима Мошкова.

Также его можно послушать в формате аудиокниги на YouTube.

Краткое содержание «Критиков» Шукшина

13-летний Петька любил смотреть с дедом кино в деревенском клубе. Дед был глуховат, поэтому на сеансах иногда смеялся невпопад. Он бурно сопереживал героям, но чуял фальшь. Особенно ему не нравились фильмы о деревенской жизни, где люди ведут себя ненатурально.

Однажды дед с Петькой вернулись из кино. В это время родители и гости — тетя Петьки с мужем, приехавшие из города, — смотрели по телевизору какой-то фильм про колхозников. «Хреновина. Так не бывает», — заявил дед. Муж тети заинтересовался: чего именно не бывает? Дед объяснил, что плотник из фильма даже топор держать правильно не умеет.

Тетя попыталась объяснить, что для фильма это совершенно не важно. А дед разозлился, что приезжие из города разговаривают с ним со снисходительной улыбкой. «Тебя им надуть — пара пустяков, а меня не надуют», — заявил он. Муж тети засмеялся: «Любопытный старик».

Обиженный дед ушел из дома и вернулся пьяным и злым. Внук пытался успокоить его и уложить спать, но не смог. Дед снова пошел к гостям, кинул в телевизор сапогом и разбил его.

— Усмешечки строить! — закричал дед. — А ты когда-нибудь топор держал в руках?!

Отец схватил пьяного деда и после недолгой борьбы связал полотенцем. Тот продолжал кричать про топор и про то, что «половину этой деревни своими руками построил». Тетя Петьки тем временем привела милиционера Кибякова, он забрал деда в отделение: «Пошли, дядя Тимофей!».

У Петьки полились слезы. Мать с тетей пытались его успокоить, но мальчик лишь забился на печку и еще долго плакал.

Анализ: тема, герои и смысл рассказа

Тема рассказа «Критики» — столкновение городского высокомерия с деревенской простотой. Городские гости со снобизмом смотрят на дедушку, возомнившего себя кинокритиком. А старика страшно обижает, что его высмеивают люди, никогда не державшие в руках топора.

Герои рассказа: 13-летний Петька, глазами которого читатель наблюдает за происходящим; 73-летний дед, наивный, но гордый; отец и мать Петьки, старающиеся не ударить в грязь лицом перед городскими гостями; тетя с мужем, свысока глядящие на развоевавшегося деда; милиционер Кибяков, беззлобный и глуповатый.

Кульминация рассказа — конфликт деда с мужем тети, которого автор называет просто «городским человеком». Стремясь показать свое интеллектуальное превосходство над стариком, гость унижает его своей усмешкой и ехидством. Горожанин, вероятно, не считает нужным щадить чувства деревенских.

Василий Шукшин, как и во всех своих произведениях, рассуждает о добре и искренности. Конечно, деда и Петьку, с жаром обсуждающих фильмы, можно назвать «критиками» лишь с иронией. Зато они лучше любых кинокритиков чувствуют фальшь. По версии писателя, именно она отличает город от деревни: деревенские персонажи Шукшина — простые и искренние люди, а горожане — недобрые и лишенные сострадания.

Выпячивая это противопоставление, Шукшин каждой своей работой в литературе и в кино призывает: делайте добро и жалейте друг друга. Только так можно остаться настоящими людьми.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

23.12.2018

Шукшин В. «Критики»

Шукшин В., рассказ «Критики»

Главные герои рассказа «Критики» и их характеристика

Чему учит рассказ «Критики»
Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.

Отзыв на рассказ «Критики»
Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.

Пословицы к рассказу «Критики»
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семейное согласие всего дороже.
Дети родителям не судьи.
Злая обида горше полыни.
Не смейся над старым, сам будешь стар.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Критики»
Деду было 73, а Петьке 13 и они дружили. Больше всего они любили ходить в кино и на фильмы уходила половина дедовской пенсии. Они садились на первый ряд, потому что там было лучше видно и слышно. Но дед, который все равно был глуховат, часто не слышал слов и угадывал их по губам актеров. Иногда он смеялся невпопад, когда все молчали.
Когда убивали невиновного, дед плакал, за драками следил напряженно и сразу чувствовал фальшь, говоря, что так не бывает. Дед вообще любил обсудить фильм и покритиковать его, особенно фильмы о деревенской жизни.
Например, ему не нравился парень, который пел о своей любви и лез под окно любимой девушки. Такого дед называл Ваней-дурачком и говорил, что в их деревне этого парня подняли бы на смех. Потому что когда любишь, о любви молчишь, а не поешь. И любимую за несколько улиц обходишь, а не в окно к ней лезешь.
На этой почве они часто спорили с Петькой, который всегда заступался за актеров. А вот со взрослыми дед не любил спорить об искусстве, не умел. Только один раз он поспорил и навлек на свою голову беду.
Дело было так.
Однажды Петька с дедом посмотрели какую-то комедию и дружно разнесли ее в пух и прах, потому что ничего смешного в ней не было. Когда они пришли домой, там по телевизору смотрели деревенскую картину. А в гости приехали Петькина тетка с мужем.
Петька почти сразу пошел делать уроки, а дед, посмотрев немного, объявил, что фильм хреновина и так не бывает.
Вежливый городской мужчина спросил, почему так не бывает. И дед объяснил, что актер совсем не плотник и даже топор держать не умеет. Петькин отец сказал, что дед с Петькой критики, желая тем самым смягчить высказывание деда. Петькина тетя стала говорить, что это актер и ей не важно, как он держит топор, потому что ей интереснее человек.
А ее муж добавил, что такие как дед, и пишут письма на телевидение.
Дед ответил, что таких как тетя легко надуть, а его нет, потому что он сам был плотник. Городские посмеялись, а родители Петьки стали отправлять деда к Петьке, помогать делать уроки. При этом отец Петьки сказал городскому, что дед в уроках ни в зуб ногой, и смотреть на то, как он помогает Петьке умора.
Дед стоял как оплеванный. Потом пошел к Петьке и стал жаловаться. Сказал, что его назвали выжившим из ума дураком и над ним смеялись. Петька успокаивал деда как мог, но тот начал заводиться, потом достал деньги и ушел.
Дед вернулся через час пьяным и стал кричать, обращаясь к двери, за которой смотрели телевизор. Петька совсем растерялся и принялся успокаивать деда. Дед сел и Петька стал помогать ему снять сапоги. Но тут деду снова что-то пришло в голову и он, обещая показать всем, взял сапог и пошел в зал. Дед запустил сапогом в телевизор и экран разбился вдребезги.
Дед кричал и ругался, а Петькин отец стал заламывать ему руки и связывать их полотенцем. Дед продолжал кричать, что своими руками срубил половину деревни, а его дураком называют.
Тут пришли Петькина тетя и милиционер, Ермолай Кибяков. Ермолай сел к столу и стал составлять протокол. Он записал имя деда, год рождения, описал как семья смотрела фильм про колхоз, и как дед в сильном алкоголе вошел в комнату и бросил в телевизор сапог 43 размера.
Потом Ермолай встал и повел за собой присмиревшего деда. Петька долго не понимал, что происходит, но когда деда стали поднимать, он понял, что его сейчас отведут в каталажку и заплакал. Петька бросился защищать деда, а мать уговаривала его, говоря, что ничего страшного не случится, если дед переночует в тюрьме, а завтра вернется и ему будет стыдно.
Но Петька плакал все громче и оттолкнул городскую тетю, вспомнив, что это она привела милиционера.
Он забрался на печку и там горько рыдал.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Критики»

Источник

Анализ рассказа критики Шукшина 6 класс

В центре рассказа находятся внук и дед. Внуку 13 лет, деду 73. Оба они любили ходить в кино. Когда они сидели в кинотеатре, они вели себя шумно, а после фильма спорили об увиденной картине. Обычно дело доходило до того, что дед говорил, что мол так, как в кино показывают не бывает и из-за этого осуждал весь фильм.

Как-то раз смотрели комедию в кино, она была несмешная, и в связи с этим они пришли домой злые. А там родители Пети (сын деда и его жена), тетя Пети и ее муж смотрят телевизор. Сначала внук и дед к ним присоединились, потом внук ушел, а дед стал критиковать актера из фильма. Он говорит, что герой фильма неправильно топор держит и что на плотника он не похож. Сам дед в прошлом плотничал и уж дело это знает. Тетя Пети же возражает деду, что эти детали не важны, интереснее сама роль, в которую перевоплощается актер. Дед же утверждает, что если им такие детали не важны, то ему это важно, что его не обмануть. Отец Пети пытается смягчить слова деда, но тетка и ее муж засмеялись над дедом. Отец Пети отправляет деда помогать внуку учить уроки, а сам посмеивается над ним, хотя и осторожно.

Дед уходит, жалуется Петьке, что его дураком считают и ничего не смыслящим в жизни. Петя говорит ему, чтоб он не обращал на них внимания. Но дед не успокаивается. Берет деньги и идет напиваться.

Приходит обратно домой, Петька хочет его успокоить, помогает ему раздеться, но дед разгорячился, вышел в комнату с телевизором и кинул в него сапогом. Вызвали милицию, написали протокол. Милиционер записал все коряво, а когда спросил у родителей Пети, какой фильм-то они смотрели в это время, то они не смогли ответить, сказали что фильм про колхоз и смотрят они его с середины.

Петя смотрел на это все, не осознавая, что происходит. Потом когда деда стали уводить он все понял и заплакал. Деда увели на ночь в отрезвитель, мальчик плакал, а мать и тетка успокаивали его.

Итак, немного проанализируем. Кто виноват в споре? С одной стороны дед, т.к. он телевизор сломал из-за простой обиды, а с другой.. дед же был разгоряченный, озлобленный на них. Но давайте по порядку.

Да, действительно, жизнь отличается от «киношной реальности». На то оно и есть кино. Но не спешите делать выводы, родители Пети и его родственники смотрели фильм не с начала и не знали, как он называется! Просто заворожено смотрели картинку, как иногда смотрят бабушки сериалы: по несколько раз один и тот же сериал могут смотреть и каждый раз он для них почти в новинку. С книжкой тоже иногда так, но это другое, когда читаешь повторно, то уже понимаешь, что уже читал это произведение.

Но мы отошли от темы. Родители и родственники Пети только смеялись над дедом, а он больше них работал, когда молодым был. А надо бы и уважение к старшим иметь, он же, наверняка, и дом, в котором живут родители Пети, сам построил. К тому же, фильмы для деда были в новинку (то есть они смолоду смотрят фильмы, а он то только в старости начал смотреть), так что отношение к фильмам и к телевизору тоже разное. Получается конфликт поколений. Младшее поколение смеется над старшим, хотя никакой вины стариков в этом нет: они просто видят все вещи по-своему, а мы только не одобряем их и смеемся над ними.

Итак, какой вывод можно сделать из книги? Понимайте старшее поколение или хотя бы уважайте его. Старики привыкли к своему времени, когда они были еще молодыми, а некоторые до сих пор воспринимают мир также, как и раньше, будто бы он не менялся. Уважайте их, когда-нибудь и мы станем такими же отставшими от эпохи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *