в чем смысл рассказа девочка на шаре
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
13.12.2018
Драгунский В. «Девочка на шаре»
Драгунский В., рассказ «Девочка на шаре»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Девочка на шаре» и их характеристика
Чему учит рассказ «Девочка на шаре»
Рассказ учит уметь видеть прекрасное, радоваться жизни, влюбляться и дружить. Учит любить искусство. Учит понимать, что не все желания осуществимы. Учит не терять надежду и верить в свою мечту. Учит ждать.
Отзыв на рассказ «Девочка на шаре»
Мне очень понравился этот рассказ и мне очень жаль, что Дениска опоздал в цирк и не увидел снова красивую девочку на шаре. Для него это наверняка стало большим разочарованием. Но мне хотелось бы сказать Дениске, чтобы он не расстраивался и верил, что рано или поздно его девочка все равно приедет в город и тогда он снова встретится с ней.
Пословицы к рассказу «Девочка на шаре»
Счастье скоро покидает, а добрая надежда никогда.
Кому что идет, то и красиво.
И с личика бела, и с очей мила.
Любовь кольцо, а у кольца нет конца.
Без милого друга на сердце вьюга.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Девочка на шаре»
Однажды Дениска пошел в цирк вместе с классом и очень радовался этому. Потому что ему было уже восемь лет, а до этого он был в цирке только раз. Хотя Аленка, которой было всего шесть лет, уже трижды побывала в цирке. Да и в тот первый раз Дениска был слишком маленьким. Он смеялся над акробатами, потому что думал, они что карабкаются друг на друга ради смеха. Он разглядывал оркестр, а потому не увидел самого интересного.
В этот раз все было по другому. Заиграла музыка и началось представление. Сперва на арену выбежал жонглер и стал играть с мячиком. Он так разошелся, что стал бросать мячик в публику. Мячик прилетел к Дениске, от него к Валерке, потом к Мишке, а Мишка бросил мяч в дирижера. Но попал в барабан и барабанщик рассердился. А дети умирали со смеху.
Потом на арену выкатили большой синий шар и выбежала очень красивая маленькая девочка. У нее были большие синие глаза и ресницы, а одета она была в серебренное платье с плащом. Девочка ловко вскочила на шар и поехала по арене. Это была совсем особенная девочка, каких Дениска еще не видел. Она танцевала на шаре и браслеты с колокольчиками на ее руках нежно звенели.
Когда номер закончился, девочка ловко кувыркнулась и встала на арене. Она улыбалась всем, и Дениска увидел, как она улыбнулась ему. Потом она послала всем воздушный поцелуй и убежала.
После девочки вышел глупый клоун и Дениска зажмурился, чтобы снова увидеть девочку на шаре.
После антракта выступал дрессировщик со львами и Дениске этот номер тоже понравился. Но вечером, когда папа спросил про цирк, он сразу рассказал ему про девочку на шаре, которая была лучше всех. И обещал показать ее в следующее воскресенье.
Мама удивленно смотрела на мальчика.
Но в следующее воскресенье Дениска не смог пойти в цирк, потому что к папе пришли товарищи и они копались в чертежах. Зато через неделю папа сдержал слово и купил билеты в цирк.
Когда началось представление Дениска просто дрожал от волнения и все ждал, когда же появится девочка на шаре, но та все не появлялась. Папа смотрел представление и смеялся, а Дениска начинал ненавидеть остальных артистов.
Вдруг объявили антракт. Дениска попросил папу узнать, где же девочка на шаре и тот купил программку. Они подошли к контролерше и спросили про эквилибристку Т. Воронцову. Но та ответила, что девочка уехала вместе с родителями во Владивосток.
Дениска знал, что это по карте направо от Москвы. Он повел папу домой, даже не став смотреть на львов. И по дороге сказал, что до Владивостока ехать целый месяц, но на самолете всего три часа. Но папа только молчал и крепко держал его за руку.
Он предложил мальчику поесть мороженого или выпить минералки, но Дениска отказался.
Папа еще крепче сжал руку мальчика и повел его домой. Дениска не понимал, почему папа шел так быстро и молчал, а когда посмотрел вверх, увидел, что у папы очень серьезное и грустное лицо.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Девочка на шаре»
«Девочка на шаре» — читательский дневник по рассказу В. Драгунского
Рассказ Виктора Драгунского «Девочка на шаре» входит в общую серию рассказов «Денискины рассказы». К написанию этой серии писатель приступил в 1959 году. Первая публикация книг из названной серии появилась в 1960 году, книжка с рассказом «Девочка на шаре» была в их числе.
Описание книги для читательского дневника
ФИО автора: Драгунский Виктор Юзефович
Название: Девочка на шаре
Число страниц: 6.
Издательство «ЭКСМО».
Год издания 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1961 год
Главные герои и их краткая характеристика
Дениска – восьмилетний мальчик, веселый, жизнерадостный, любознательный.
Девочка – маленькая цирковая артистка, которая очень понравилось Дениске.
Папа – серьезный мужчина, любящий и заботливый отец.
Краткое содержание и сюжет
Однажды Дениска вместе с классом пошел в цирк, и очень радовался этому. Он был в цирке всего однажды, но это было так давно, что он уже ничего не помнил.
Дениска с удовольствием рассматривал арену, оркестр, восхищенно следил за выступлением ловких акробатов и жонглеров. Затем на сцену выкатили большой голубой шар, и вышла маленькая красивая девочка в серебряном платье, которая сразу понравилась Дениске. Девочка с легкостью запрыгнула на шар и двинулась вдоль арены, ловко перебирая шар ногами. Когда погас свет, маленькая артистка продолжила свой танец, сверкая и звеня колокольчиками на браслетах. Дениска был очарован прекрасной незнакомкой – раньше он не видел ничего подобного.
Когда выступление закончилось, девочка ослепительно улыбнулась и послала зрителям воздушный поцелуй. Вслед за ней на сцену выбежал клоун, но он уже совершенно не интересовал Дениску, который хотел еще раз полюбоваться красивой гимнасткой на голубом шаре.
Вечером Дениска поделился своими впечатлениями с родителями, и папа пообещал мальчику отвести его в следующее воскресенье. Однако этот поход сорвался, так как к папе пришли его товарищи, и они долго сидели над чертежами. Когда же им удалось попасть на цирковое представление, то Дениска был ужасно разочарован – девочка на шаре так и не появилась. В антракте папа по просьбе Дениски узнал у контролерши, что юная гимнастка вместе с родителями уехала во Владивосток. Мальчик даже не стал смотреть представление до конца – он повел папу домой, по дороге убеждая его полететь на самолете во Владивосток. Папа ничего не отвечал. Он лишь крепко сжимал руку сына, а когда Дениска поднял голову вверх, то увидел, что у папы было очень серьезное и грустное лицо.
План пересказа
Основная мысль
Родители не всегда могут помочь своим детям, даже если очень этого хотят.
Чему учит рассказ
Рассказ учит любить и ценить искусство, уметь наслаждать прекрасным. Также учит тому, что далеко не все желания могут исполняться, и нужно уметь реально оценивать свои возможности.
Отзыв
Грустно оттого, что Дениска так и не увидел красивую гимнастку, которую так мечтал увидеть. Наверное, это стало его первым сильным разочарованием в жизни. Его отец, конечно же, хотел помочь вновь увидеть девочку, но он никак не мог этого сделать.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как Дениска так сильно хотел увидеть девочку на шаре, что даже не обращал внимания на выступление других артистов.
Краткое содержание
Однажды мальчик Дениска вместе со всем классом отправился в цирк. Он очень радовался, так как за все восемь лет своей жизни он был в цирке только один раз, да и то — очень давно.
В цирке пахло по-особенному, на стенах висели яркие картины, было очень красиво. Сначала на арену вышел жонглёр, который бросил в публику полосатый мяч, его поймал Дениска, бросил в своего друга, затем мяч угодил в причёску одной даме… Было очень весело.
Но после жонглёра на арену выбежала красивая маленькая девочка. Дениска был очарован: он никогда раньше не видел таких девочек. У неё были синие глаза с длинными ресницами, она была одета в серебряное платье с воздушным плащом. Вспрыгнув на голубой шар, она побежала на нём, катясь по арене, затем ей подали браслеты-колокольчики, которые она надела на руки, чтобы они звенели под музыку, а когда потушили свет, она ещё и светилась в темноте. Это была потрясающая картинка. Под конец выступления, раскланиваясь с публикой, она улыбнулась и помахала рукой именно Дениске.
Во время антракта мальчик подошёл к кулисам, надеясь её увидеть, но она не выходила. Второе отделение со львами ему было уже совсем не интересно: он всё думал об этой удивительной девочке.
Придя домой он рассказал папе о её выступлении. Они решили в воскресенье ещё раз сходить вместе в цирк, чтобы Дениска мог показать папе эту эквилибристку.
Неделя тянулась долго. Но на этих выходных папа пойти в цирк не смог: к нему пришли работать коллеги. Папа клятвенно пообещал, что уж в следующее воскресенье они точно пойдут в цирк.
Дениска не помнил, сколько времени ему пришлось ждать ещё и как прошла эта неделя, но в этот раз папа сдержал обещание. Он был радостным, так как обожал цирк. Денис же волновался, ожидая увидеть юную эквилибристку. Но ведущий постоянно объявлял других артистов, а её не было. В антракте папа и сын решили узнать, когда же она будет выступать.
Но контролёрша, продающая программки, рассказала, что девочка на шаре, которую зовут Танечка Воронцова, вместе со своими родителями-артистами вчера уехала во Владивосток. Для Дениски это стало большим огорчением. Он даже не захотел смотреть львов во втором отделении, а решил пойти домой. Ему также не захотелось ни мороженого, ни газировки, которые предложил папа, он нехотя отвечал на вопросы. Отец понял его чувства: его лицо тоже стало задумчивым и серьёзным.
План для пересказа
Это довольно небольшое произведение, в котором автор всего на нескольких страницах рассказывает увлекательную историю, понятную каждому ребёнку. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:
Характеристика главных героев
Главных героев «Девочки на шаре» несколько. Их описание и характеристика:
Основная мысль и идея произведения
Проводя анализ краткого содержания «Девочки на шаре», можно определить, что это произведение относится к жанру рассказа. Оно небольшое по объёму, в нём ограниченное число персонажей, происходит изложение одного или нескольких важных событий из жизни главного героя. Направление — реализм: такая ситуация вполне могла произойти в жизни каждого.
Рассказ учит:
Главная мысль произведения заключается в том, что родители должны быть внимательнее к своим детям: иногда даже такая мелочь, как обычный поход в цирк, может их очень порадовать. Рассказ является наглядной иллюстрацией того, что порой необходимо отвлечься от своей работы, на время отложить её и провести время со своим ребёнком.
Если бы папа пошёл с Дениской в цирк в первое воскресенье, они обязательно увидели выступление юной артистки на шаре, а мальчик не был расстроен.
Однако этого не случилось, и в конце рассказа отец становится свидетелем первого горького разочарования сына. Денис отказывается смотреть на львов, пить газировку или есть мороженое.
Его восхищение девочкой-артисткой, в котором даже можно увидеть влюблённость, настолько велико, что он всерьёз задумывается, как можно было бы добраться до Владивостока, куда она уехала, — на поезде или самолёте. Дениска не настаивает на том, чтобы туда отправиться: он просто грустно размышляет вслух.
Отец же в этот момент прекрасно понимает чувства своего сына, явно ощущает свою вину за произошедшее и, возможно, вспоминает свои первые разочарования, которые тоже наверняка были в его жизни. Он хочет как-то исправить положение, но осознаёт, что это невозможно.
Отзывы для читательского дневника
Сегодня я прочитала замечательное, похожее на настоящую сказку произведение «Девочка на шаре». Автор очень красочно и ярко описывает все детские впечатления Дениски, его поход в цирк и атмосферу, которая там царит. Читатель будто бы сам оказывается в цирке, чувствует особенный запах, который можно уловить только там, видит яркие афиши на стенах, слышит голос ведущего, объявляющего артистов.
Больше всего мне понравилось описание самой эквилибристки на шаре и номера, который она исполняла. Благодаря мастерству писателя мы, читая, можем представить это выступление в своём воображении. По этому моменту мне даже хочется нарисовать рисунок. Я прекрасно понимаю всё разочарование Дениски, который очень хотел увидеть эту красивую девочку и её танец на шаре ещё раз.
Мне очень жаль главного героя рассказа «Девочка на шаре»: всегда очень обидно, когда-то, чего ты так сильно ждёшь, не осуществляется. Подобная ситуация происходила и у меня в жизни. Конечно, папа в этом произведении в чём-то виноват, он сам чувствует свою вину и досаду, но, с другой стороны, никто не предполагал, что девочка уедет в другой город. Это всего лишь неприятное стечение обстоятельств. Денис тоже не винит папу: ему просто грустно из-за того, что всё случилось именно так.
Но мне всё же хочется надеяться, что девочка со своими родителями ещё обязательно вернётся, и Дениска сможет побывать на ещё одном её выступлении и показать её своему папе.
Сегодня мы читали очень интересный и красивый рассказ «Девочка на шаре» и писали по нему сочинение. Он не зря считается настоящей классикой детской литературы: он простой, понятный, в нём весело и интересно описываются события из жизни детей. Этот рассказ, пожалуй, более серьёзный, глубокий и даже в чём-то грустный, чем другие из серии «Денискины рассказы». После его прочтения действительно хочется задуматься о многом: о силе искусства, красоте, а также о том, как порой несправедливо и неправильно устроена жизнь.
Дениска, разумеется, испытывает чувство первой влюблённости, хотя, может быть, сам этого ещё не осознаёт. Он настолько восхищён, что хочет показать эквилибристку и её талант папе, чтобы он тоже приобщился к искусству. Также Дениска наверняка хотел ближе познакомиться с девочкой и даже поджидал её у кулис во время антракта.
И, возможно, если бы они с папой пошли в цирк в первое воскресенье, Дениске удалось поговорить с девочкой и даже подружиться с ней. Но, поскольку этого не произошло, она так и останется для него прекрасной недосягаемой мечтой, впечатления о которой он сохранит на всю жизнь.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. “Девочка на шаре”. Читательский дневник, краткое содержание
Драгунский В.Ю. “Девочка на шаре”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Драгунский В.Ю.
Название: “Девочка на шаре” («Денискины рассказы»)
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
В цирке мальчик Дениска видит очень красивую девочку-эквилибристку и мечтает снова увидеть ее. Но когда они с папой возвращаются в цирк, девочки уже нет.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне очень понравилось описание выступления девочки на шаре и ее внешности. Мальчик называет ее очень красивой, отмечает синие глаза и длинные ресницы, описывает серебряное платье и плащ.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Очень больно бывает родителям видеть первое разочарование их ребенка.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любви к детям, учит любить и понимать искусство, ценить все прекрасное. Учит быть романтиком, а не прагматиком. Учит мечтать и стремиться осуществить свои мечты.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень хороший рассказ о первой влюбленности маленького мальчика, вместе с которой пришло и первое разочарование. Но мне кажется, что это новое для него чувство, Дениска сохранит на всю жизнь и еще найдет свое счастье.
Новые слова и выражения
Эквилибристка — артистка цирка, акробатка.
Антракт — перерыв в представлении.
Пословицы к произведению
Без милого друга на сердце вьюга.
Счастье быстро покидает, а надежда — никогда.
Любовь кольцо, а у кольца нет конца.
Для милого дружка семь верст не околица.
Малые детки — малые заботы, большие детки — большие заботы.
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре» «Счастье – это когда тебя понимают» (тема взросления в рассказе В.Драгунского)
Разделы: Литература
Тип урока: изучение нового, урок внеклассного чтения
Основной метод: частично-поисковый
Оборудование: выставка ученических рисунков по рассказу «Девочка на шаре», выставка книг В.Драгунского
Всё было как в сказке!
I. Организационный момент (2 мин.)
– Сегодня мы познакомимся, а некоторые из ребят, может, и вспомнят один из рассказов Виктора Юзефовича Драгунского «Девочка на шаре».
Разговор у нас сегодня с вами не простой, и нам будет нелегко, потому что речь пойдет о взаимоотношениях мальчиков и девочек. Мы с вами прочитали замечательную книжку Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Это 46 удивительных и забавных историй, рассказанных от лица главного героя – Дениса Кораблева. В первых рассказах он еще дошкольник, а в последних – ваш ровесник. Первые истории – действительно забавные, смешные, а последние – уже нет, потому что Дениска вырос, повзрослел. Потому что у него появилась своя, особая внутренняя жизнь, глубокие переживания.
? Ребята, а что обозначают слова РОВЕСНИК и СВЕРСТНИК? (Ровесник – человек, одинаковый по возрасту с кем-либо. Сверстник – то же, что и ровесник. Следовательно, это слова-синонимы)
? А кто такой Дениска Кораблёв? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить биографию автора этих рассказов.
II. Знакомство с автором – Виктором Юзефовичем Драгунским (5 мин.)
Небольшое сообщение ученика о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского. (Приложение 1)
III. Теория литературы (2 мин.)
– Но прежде, чем мы обратимся рассказу, вспомним, что такое рассказ. (Рассказ – это эпическое произведение, в нём одна сюжетная линия и не больше двух главных героев).
? Подходит ли определение рассказа к нашему произведению? (Да, здесь одна сюжетная линия – Дениска в цирке, 1 главный герой – Дениска)
IV. Словарная работа (1 мин.)
Так как действие рассказа происходит в цирке, нам встречаются некоторые слова, связанные с цирковой тематикой. Дайте толкование этих слов.
БРАВО – выражение чувства восхищения.
ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на шаре, канате и др. предметах.
АНТРАКТ – перерыв между выступлением.
V. Работа с текстом (15 мин.)
– Обратимся к самому тексту. Вспомним основное содержание рассказа «Девочка на шаре».
? С какими чувствами шел Дениска в цирк? («Я очень радовался, когда шел туда. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на степах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. » стр. 86 )
А теперь прослушаем этот ответ в исполнении художественного чтеца рассказов Драгунского – народного артиста Евгения Вестника и посмотрим, как должно звучать чтение художественных произведений. (Прослушивание отрывка – 3 мин.)
Итак, Дениска на долгожданном цирковом представлении.
? Что хотел увидеть Дениска в цирке в первую очередь? (Только что-то смешное).
? Что знали Дениска и его друзья о цирке? (Цирк – это смешное зрелище).
– А теперь обратимся к сцене выступления девочки на шаре. (Подробный анализ)
? Что почувствовал и понял Дениска, смотря необычный цирковой номер? Какие эпитеты, определения он использует, рассказывая о номере и его участнице? Вспомним, что эпитетами в художественных произведениях являются, как правило, имена прилагательные, несущие образное определение того или иного предмета или лица. (Маленькая красивая девочка, длинные ресницы, особенная, в серебряном платье с воздушным плащом, огромный голубой шар, она маленькая, милая и необыкновенная, колокольчатые браслеты на девочкиных руках, стр. 88)
? Как Дениска называл про себя девочку на шаре? (Дюймовочка)
? А почему? в каких словах мы видим отношение Дениски к девочке? (такая она была маленькая, милая и необыкновенная; красивая, особенная)
? Почему Дениске захотелось кинуться на сцену и спасти девочку? Работаем с текстом рассказа. («..мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась, как вкопанная, раскинула свои длинные руки, стояла и улыбалась. » стр. 88. Дениска хотел защитить девочку от любой опасности, п.ч. был восхищен и очарован ею)
– Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку и попробуем выбрать другие из текста рассказа. («Она мне улыбнулась/», «Это было так удивительно!»)
Дениска вернулся из цирка восторженный, полный радостных впечатлений, которыми спешил поделиться с родителями.
? А как отнеслась мама Дениса к его рассказу о девочке из Цирка? («..мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз». Она не поняла восторга, восхищения девочкой у своего сына, потому что считала его ещё маленьким, не способным на восхищение противоположным полом)
? Вспомним, каковы были взаимоотношения Дениски с отцом. Случайно ли то, что именно с папой Дениска мечтал пойти в цирк и показать ему свою Девочку на шаре? (Папа всегда понимал Д. и вёл себя с ним, как с равным себе, а не как с маленьким ребёнком. Дениска мечтал показать свою девочку на шаре папе, веря, что папа поймет его восхищение и будет радоваться так же, как сам Дениска.)
? Что произошло с Дениской, когда они пришли с папой в цирк на представление, на которое Дениска так мечтал попасть ещё раз? (Во время второго посещения цирка Дениской и его папой номера Девочки на шаре не оказалось, поэтому Дениска ушёл с представления после антракта, его не интересовало ничего больше, он был очень расстроен тем, что не смог увидеть ещё раз и показать папе понравившуюся ему Девочку на шаре.)
? Почему, когда Дениска шли с папой из цирка, у отца было «очень серьезное и грустное лицо»? (папа не выполнил своего обещания сходит в цирк вовремя, и Дениска не смог показать отцу ту девочку на шаре, которая ему очень понравилась, п.ч. она уехала с родителями на выступление в другой город. Он не смог в полной мере поделиться с папой своим восхищением, радостью. Отец это понял и был расстроен, что не смог оправдать ожидания сына)
? О чем же этот рассказ? (о том, что дети вырастают и у них начинается другая, более полная переживаний жизнь, что, взрослея, ребёнок начинает испытывать новые, ещё незнакомые ему чувства. О взаимопонимании между родителями и детьми.)
Запись на доске и в тетради:
? Какой эпизод вам наиболее понравился и почему? Прочитайте его выразительно.
VI. Работа в парах (5 мин.)
Ответьте на вопросы:
? Почему писатель сделал концовку рассказа грустной? Может ли она быть другой? (Именно печальный поворот сюжета рассказа помогает раскрыт характер главного героя, показывает то, что Дениска повзрослел, он уже не маленький ребёнок, он способен на глубокие личные переживания)
? Чем обогатил вас этот рассказ?
VII. Итоги (5 мин.)
Вывод: Денис назвал Девочку на шаре особенной. Раньше для Дениски все девочки были обыкновенными. А потом он подрос и вдруг заметил, что одна девочка – необыкновенная, особенная, потому что понравилась ему. Мы видим главного героя повзрослевшим, серьёзным, способным на глубокие переживания. Вот об этом рассказ Драгунского – замечательного детского писателя, который говорит нам, что каждый случай в жизни взрослеющего человека, на первый взгляд, не значимый, оказывается очень важным. А взрослые должны уметь понимать своих детей и помогать им «взрослеть» правильно.
Счастлив тот человек, который знает, что близкие его всегда поймут и поддержат в любую минуту!
VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Всем: подумайте, в чем изменился Дениска на протяжении этого рассказа. Составьте письменный рассказ о Дениске Кораблеве по плану (план рассказа на листках). (Приложение 2)
Перспективно: прочитать рассказы Ю.Яковлева и записать в читательский дневник.