в чем смысл рассказа дама с собачкой
Анализ произведения Чехова «Дама с собачкой»
Автор: Guru · 23.06.2018
Рассказ писателя А. П Чехова «Дама с собачкой» написан в 1898 году. Он является одним из ярких произведений писателя, показывающим взаимоотношения между двумя людьми, которые наполнены боязнью общественного осуждения. Подобные книги хорошо поспособствовали раскрепощению общества: они помогли человечеству осознать, как губительно сковывающее его лицемерие.
История создания
Первую редакцию рассказа Чехов спланировал в августе в городе Кисловодске с иным названием. Начиная с 1897г, он собирал заметки к рассказу, и уже в 1899 году произведение увидело свет в журнале «Русская мысль». Также известно, что книгу «Дама с собачкой» писатель написал после долгого молчания, творческого затишья, поэтому публика приняла возвращение кумира очень благосклонно.
Рассказ был создан в Ялте 1898 году. После поездки в этот город и встречи со своей любовью, писатель решил сочинить рассказ о двух взрослых людях, между которыми возникает привязанность друг к другу, но ей не суждено развиться по ряду психологических причин.
Жанр и направление
Жанр – рассказ, однако некоторые критики утверждают, что «Дама с собачкой» — это повесть. Все же основные характеристики данной работы указывают на то, что она выполнена в жанре рассказа. Сюжет базируется на одной линии, героев мало, а динамичных действующих лиц и того меньше. Кроме того, объем для повести маловат.
Направление – реализм. В книге описаны будничные ситуации без оттенков вымысла. В действии участвуют обычные люди с типичными характерами, их быт столь же натуралистичен, а проблемы, с которыми они сталкиваются, — это распространенные с трудом решаемые вопросы из нашей жизни.
Герои из разных городов и все же они однажды встречаются. Он женат, но не верен супруге, она замужем, но не чувствует полноты счастья в супружестве. После нескольких дней общения у дамы меняется мировоззрение, появляется желание изменить свою жизнь и стать счастливей, однако у нее есть свое НО. А вот герой понимает, что эта встреча – очередной курортный роман, который до смерти ему надоедает, однако он вынужден претворяться и играть роль страстного любовника из-за того, что так принято. С помощью этого произведения можно понять психологию зрелых людей: чем люди руководствуются в таких ситуациях? Дмитрий боится разрушить семью, но в то же время неверен жене и ищет любовные приключения на стороне. И эти же приключения надоедают ему, тяготят его. Героя тревожит репутация в обществе, ведь оно вряд ли хорошо воспримет его поступок. Женщина же боится уйти от супруга в неизвестность, где ее ждет позор и клеймо «неверной жены». Однако она решается на отчаянный шаг – измену, в которой тоже разочаровывается, ведь ее идеал оказался обыкновенным кутилой в поисках дешевого удовольствия.
Суть произведения — описание отношений двух влюбленных, их мыслей и расчетов, чувств и поведения на людях. В путах семейной жизни их сковывает страх общественного осуждения, и в минутном самообмане они тоже не находят радости. В финале разочарование побеждает их страсть: Дмитрий и Анна разлучаются навсегда.
Главные герои и их характеристика
Тематика рассказа вертится вокруг любовных отношений. Автор поднимает тему верности и измены, описывая похождения Гурова на стороне. Он настолько типичен, что можно представить, сколько таких искателей приключений рыскают в поисках легкой добычи. Герой – охотник, который видит в женщинах дичь. Он отказывает им в равенстве с собою, но на самом деле за пренебрежительным отношением к ним скрывает месть судьбе и людям. Именно поэтому он изменяет жене. Он мстит ей за необходимость содержать ее и детей, пренебрегая любимым делом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор затрагивает и тему призвания, его роли на нашем жизненном пути.
Интересно, что автор размышлял еще и о вере в Бога. Его героиня апеллирует религиозными понятиями, объясняя свое отношение к неверности. Она верит в святость брачных уз, а вот Гуров уже не во что не верит, поэтому даже достигнутая цель в виде близости с Анной не приносит ему удовольствия.
Таким образом, А. П. Чехов поднял в своем произведении очень важные темы:
Проблема
Смысл
Чехов помогает выявить причину несчастья многих людей – это неумение и страх воплощать свои мечты в жизнь. Если бы герой изначально пошел работать по призванию, если бы он выбрал более подходящую супругу, если бы он даже остался холост, никого не обманывая и не обнадеживая зря, он жил бы честно, открыто, счастливо. А так он лишь грезит наяву, добиваясь того, что ему же самому не нужно и даже противно. Героиня тоже не в силах объясниться с мужем и начать жизнь с чистого листа. Им легче опутать себя с ног до головы ложью и наслаждаться краткими и иллюзорными мгновениями, издали напоминающими счастье. В этом и заключается причина их разочарований. Такова основная идея рассказа.
Вывод прост: нужно жить честно, прежде всего, быть честным с самим собой. Нужно уметь признаться себе, что легкая дорога – не всегда верный путь, и она может привести к тупику. Лучше горькая правда, чем сладкий, но бессмысленный самообман. Это главная мысль — простая, но дельная истина, необходимая людям.
Критика
Писатель Максим Горький обратился к Чехову с вопросом: «Что же Вы делаете?».
Вы, словно, убиваете реализм. Вы как никто другой умеете писать о таких вещах, так просто, с такой легкостью. Ваши рассказы затмевают все остальное. Другое кажется грубым, «искусственным». Ваши маленькие произведения вдохновлены жизнью. Читатель всегда уловит эту часть жизни. (А. М. Горький, январь 1900 г.)
Альбов Вениамин Павлович (р. 1871), педагог (автор статей), прокомментировал произведение Чехова:
Такая «избитая тема любовь» в Вашем произведении звучит по-новому оригинально, включая обман, ложь, предательство. Смысл его понятен. (В. Альбов, 1903)
Р. И. Сементковский считал, что нельзя называть главного героя хорошим человеком с его жизненными принципами. Он делает несчастными самых важных людей своей жизни — детей. Развлечение, кратковременные связи, делают его жалкую натуру выше в его глазах. Чехов изобразил его бытие мелкой, пошлой и бессмысленной суетой.
Анализ «Дама с собачкой» Чехов
Всего получено оценок: 233.
Всего получено оценок: 233.
А. П. Чехов – мастер юмористического рассказа, однако есть в его творческом наследии и серьезные произведения, например «Дама с собачкой». Автор интерпретировал традиционный любовный сюжет, наполнив его философским звучанием. Образы рассказа интересны с точки зрения психологии. В отличие от традиционного сюжетного мотива курортного романа, любовь главных героев рассказа не оканчивается полным расставанием. Изучают произведение в 10 классе. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дама с собачкой.
Год написания – 1898 г.
История создания – Замысел произведения появился в 1897 г. На протяжении года А. П. Чехов собирал материалы для произведения, а написал его в 1898 г. в Ялте. Впервые рассказ был опубликован спустя год после написания
Тема – В произведении можно выделить две центральные темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества.
Композиция – Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определённый этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения «Дама с собачкой» берёт начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь. Эти события, видимо, подтолкнули его к воплощению давнего замысла.
Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству.
В анализируемом произведении отразились мотивы, традиционные для мировой литературы. Тем не менее автор сумел подать их по-новому, интерпретировав образы так, чтобы они заставляли читателя задуматься о важных проблемах человеческой жизни.
В центре произведения две темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества. Вторая тема раскрывается в контексте первой, вносит в рассказ философский смысл. Система образов неразветвлённая. Главную роль играют Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна, второстепенные герои – жена и дети Дмитрия Дмитриевича, муж Анны Сергеевны.
Из первой части читатель узнаёт, что на отдых в Ялту приехал работник банка Дмитрий Дмитриевич Гуров. Он уже успел освоиться, как услышал, что в городе появилась «дама с собачкой». Мужчина решил непременно с ней познакомиться. А. Чехов сразу рассказывает, что Дмитрий Дмитриевич женат, имеет детей. Но женили его рано, поэтому супруга казалась ему старше, к тому же он не находил её интересной. Герою удалось познакомиться с «новой» дамой. Женщина оказалась замужней и гораздо младше него. В Ялте она спасалась от скуки, испытываемой рядом с мужем.
Вторая часть рассказывает о развитии отношений. Дмитрий Дмитриевич красиво ухаживал за Анной Сергеевной, каждый день встречался с ней и вскоре они оказались в её номере. Анна Сергеевна фон Дидериц сначала сожалела о содеянном, ведь боялась, что её посчитают падшей женщиной. Успокоилась она только тогда, когда увидела, что не «потеряла лицо» в глазах возлюбленного. Отпуск приближался к концу, и молодые люди расстались.
Третья часть посвящена Дмитрию Дмитриевичу. Он был уверен, что забудет ялтинскую блондинку, но это оказалось невозможным. Без Анны Сергеевны ему стало неуютно в собственной семье. Страдания усиливались тем, что герой ни с кем не мог поделиться своими переживаниями, ведь он знал: общество не одобрит роман на стороне. Не мог он найти покоя и на работе, поэтому решил ехать в провинциальный городок, где жила Анна. В городе С. влюблённые не могли встречаться, оставаясь незамеченными, поэтому Анна пообещала приезжать в Москву.
О московских встречах рассказано в четвертой части. Герои были обречены прятаться со своей любовью, так как понимали: жестокое общество не поймёт и не одобрит их душевных порывов.
В контексте указанной выше темы сформировалась проблематика рассказа: любовь, брачные узы, ложь, взаимоотношения в семье. Особо выделяются проблемы человека и общества, нравственности, так как они отражены во всех частях.
Идея рассказа – показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становиться преградой на пути к счастью.
Основная мысль: принимая любое решение, человек должен подумать, что для него важнее, одобрение окружающих или счастье.
Композиция
Для понимания того, как развивается тема произведения «Дама с собачкой» анализ его следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определённый этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дамы с собачкой».
Жанр произведения – рассказ, о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, одна сюжетная линия – Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны, главных героев всего два. Направление рассказа «Дама с собачкой» – реализм, так как в нём описаны реальные события или события, которые могли происходить в действительности.
Анализ рассказа «Дама с собачкой» (А.П. Чехов)
Антон Павлович Чехов — это выдающийся писатель и драматург, произведения которого пронизаны любовью, свободомыслием и жизнелюбием. Его работы изучаются в школах и институтах, регулярно интерпретируются на театральных подмостках, находят читателей по всему миру. Но самое важное, что его произведения находят отклик в сердцах простых людей.
История создания
Рассказ «Дама с собачкой» был написан в 1898 году, после длительного творческого кризиса писателя. Многие критики считают, что Чехов занялся написанием рассказа после поездки в Ялту, где познакомился с Ольгой Книппер. Возможно, именно ей мы обязаны созданию этого произведения.
Замысел рассказа появился еще в 1896 году, когда автор наметил в записной книжке основу сюжета. В то время он был уже смертельно болен туберкулезом, поэтому стремился привести в порядок свое собрание сочинений. Параллельно он занимался театральными постановками своих же пьес. Занятость не позволяла ему сразу же начать работу над текстом, поэтому она растянулась на два года. И все же за это время он смог сделать совершенно новый, поистине уникальный рассказ, творческая история которого стала легендой. Многие именитые литературоведы и критики признавали произведение новаторским и не имеющим аналогов.
Жанр и направление
Если говорить о жанре, то считается, что это рассказ, хотя некоторые литературоведы относят «Даму с собачкой» к разряду повести. Действительно, произведение имеет деление на части, и объем у него пограничный: крупноват для рассказа, но маловат для повести. Однако количество героев все же указывает на самый малый прозаический жанр.
Направление — реализм. Автор описывает совершенно обыденные вещи, предлагая читателю услышать историю, основанную на реальных событиях. Адюльтер не был редкостью в те времена, как и неравный брак юной девушки со взрослым мужчиной.
Композиция
Произведение состоит из четырех частей, каждая из которых рассказывает об отношениях Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны, постепенно увеличивая темп событий. Однако у композиции рассказа «Дама с собачкой» есть свои особенности. Многие критики, в том числе известный писатель Владимир Набоков, указывали на то, что текст не имеет традиционной линейной структуры, где есть место завязке, кульминации и развязке. Непонятно, что в нем является наивысшей точкой напряжения, неясно, что он хотел сказать открытым финалом. В данном рассказе нет привычной логической законченности.
Подобная хаотичность частей — не ошибка автора, а его новаторство. Только так можно было передать фрагмент из реальной жизни, где не действуют законы драматургии. Он хотел изобразить естественные отношения двух настоящих людей, а не рассказ о них. В его тексте все происходит так, как в жизни: ровно, без пафоса и интриги, как будто само собой. Открытый финал передает растерянность героев, которые не знают, что ждет их дальше.
Смысл названия
Почему автор назвал рассказ «Дама с собачкой»? Смысл заглавия кроется в том, что случайная женщина без имени стала всем для Гурова. В самом начале ему понравилась идея завязать краткосрочные отношения с безымянной незнакомкой, которую никто не знал в Ялте. Тогда он предчувствовал легкость этой победы и безнаказанность, ведь раз ее никто знает, значит она свободна от общественного контроля.
«Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она и назвали ее просто так: дама с собачкой».
Однако в финале он осознал, что не может жить без этой дамы с собачкой. Название звучит иронично по отношению к главному герою: он не хотел знать Анну Сергеевну, ему достаточно было романа с незнакомкой, но судьба перехитрила его, и он не смог отказаться от любви.
Главный герой Гуров женат, но неверен супруге, а сама «дама с собачкой» замужем, но не счастлива. На протяжении рассказа читатель переживает историю вместе с героями, наблюдает, как меняются их мировоззрение, отношение к жизни и желания. Сначала герой испытывает плотское удовольствие от встречи с Анной и тяготится ее раскаянием. Чистота юной девушки, впервые изменившей своему мужу, становится для него тяжелым бременем, ведь слезы и сожаления отравляют восторги от любви. Когда Анна получила весточку от мужа, она немедля уехала домой, говоря, что встречи с Гуровым не должно было случиться. Мужчина, уже не раз изменявший своей жене, тоже решил, что все кончено. Однако в Москве его ожидало духовное перерождение. Кратковременная связь стала единственно важным делом для Гурова. Ему надоели дети, служба, жена и бесконечные обеды с ужинами, на которые уходили золотые годы жизни.
Не выдержав, он отправился искать ЕЕ. В городе С. Он нашел ее адрес и стал ждать встречи. Томимый ожиданием, он разыскал ее в театре. Они вышли на уединенную площадку и объяснились друг другу в любви. С тех пор она стала ездить в Москву к нему. И вот они в очередной раз сидели и думали, что будет дальше, как быть? На этом рассказ «Дама с собачкой» заканчивается.
Характеристика героев
Образы героев в рассказе «Дама с собачкой» не раскрыты полностью. И все же они представляются читателю только в тех аспектах, которые ему необходимы для понимания смысла произведения. Многомудрый Литрекон приготовил для Вас таблицу с системой образов:
Тематика рассказа «Дама с собачкой» возвращает нас к традиционным для Чехова вопросам:
Проблема
Проблематика произведения «Дама с собачкой» насыщена актуальными вопросами, которыми задаются многие люди:
Основная идея
Смысл рассказа «Дама с собачкой» состоит в том, чтобы пересмотреть привычные моральные табу, на которых держится общество. Люди не должны слепо проживать остаток дней, пытаясь замаскировать нелюбовь друг к другу. Лицемерие не может быть надежным фундаментом, оно дает трещину. Именно так разорвались отношения супругов Гуровых. Они не смогли говорить между собой откровенно и лишь скрывали назревающие проблемы. В итоге никто из них не был счастлив. Только искренняя любовь может быть основой брака, и если ее нет, то не стоит сохранять видимость семьи, чтобы угодить обществу. Это лишь усугубляет общественные пороки.
Главная мысль рассказа «Дама с собачкой» выражается в том, что любовь освобождает человека, раскрепощает и совершенствует его личность. Только после встречи с Анной Гуров осознает мещанскую пошлость своей среды, понимает всю важность любви и делает смелый поступок — едет к НЕЙ. Тот самый ничтожный кутила и бабник Гуров перевоплощается в страстного и любящего мужчину, готового дежурить у забора, чтобы застать ЕЕ.
Чему учит?
Мораль рассказа «Дама с собачкой» в том, что нужно воплощать свои мечты в жизнь. Делать то, что хочешь ты, а не кто-то другой. Гуров изначально пошел не на ту профессию, которую хотел, в итоге всю свою жизнь он страдал. Анна не была счастлива рядом с мужем, что тоже доставило ей много огорчений. Если бы каждый из них сделал выбор в пользу того, что ими было любимо, их жизнь сложилась бы иначе.
Нравственный вывод из этой книги можно сделать такой: не стоит создавать видимость жизни и закрепощать себя в футляре комфорта. Нужно жить, любить и даже страдать, чтобы ощутить полноту жизни.
Критика
Современники Чехова подметили особенности рассказа «Дама с собачкой» и его новаторство. Так, М. Горький как то написал Чехову:
Читал «Даму» Вашу. Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм.
Он считал, что его коллега поставил тоску в развитии реализма, так как после него уже никто не мог написать столь же просто и ясно о повседневной жизни.
Произведение хвалили многие известные деятели, в том числе Исаак Левитан:
«Чёрт возьми, как хорошо Антоний написал «Даму с собачкой», — так же хорошо, как я пишу картины».
Но были и критические замечания, ведь многих людей оскорбляла пошлость курортного романа, которую автор возвысил до судьбоносной встречи:
Известный литературный критик Александр Скабичевский даже назвал героев «малюсенькими», а переживаемую ими драму — «позорно-мучительной»
Художественное своеобразие рассказа «Дама с собачкой» многим пришлось не по душе. В частности, открытый финал поставил в тупик некоторых читателей. Соловьев писал:
«Конечно, этот рассказ — отрывок; он даже ничем не заканчивается, и его последние строки только наводят на мысль о какой-то предстоящей жестокой драме жизни», чем подтвердил многие высказывания об открытой концовке рассказа.
Позднее поэтику Чехова в рассказе «Дама с собачкой» оценили по достоинству:
Владимир Набоков писал, что в «Даме с собачкой» «все традиционные правила повествования нарушены», но «этот рассказ — один из самых великих в мировой литературе».
Александр Чудаков, один из крупнейших исследователей поэтики Чехова, обращает внимание на синтаксис в рассказе. С середины 1890-х Чехов, который ранее предоставлял своим персонажам самим рассказывать свои истории, сокращает объём прямой и несобственно-прямой речи и начинает использовать более тонкие стилистические приёмы. «Она много говорила, и вопросы у неё были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку», — всё это вроде бы авторская речь, но в ней через прерывистость и «задыхающийся» ритм точно передано эмоциональное состояние героини. В результате Чехову удаётся добиться ощущения полного правдоподобия.
Значение рассказа «Дама с собачкой» сложно переоценить: его еще при жизни автора перевели на многие иностранные языки, в 20 веке его часто экранизировали и ставили театральные постановки. Есть даже легендарный балет с Майей Плисецкой в главной роли.
Анализ произведения Чехова «Дама с собачкой»
История создания
Произведение было написано в 1898 году после довольно длительного творческого кризиса Чехова, ставшего для него периодом осознаний и размышлений. В 1899 году оно было впервые опубликовано в журнале «Русская мысль».
Идея рассказа возникла у писателя ещё в 1896 году. В своей записной книжке он оставлял план и наброски сюжета. В те годы он уже был неизлечимо болен туберкулёзом, поэтому приводил в порядок своё собрание сочинений и занимался театральными постановками собственных пьес. Это не позволяло ему сразу приступить к реализации своей задумки, поэтому работа над текстом затянулась на два года.
Однако в 1898 году, после поездки в Ялту, писатель познакомился с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер, которая стала его женой. Встреча с ней, а также возможность наблюдать в Ялте жизнь отдыхающих и вдохновили его на написание колоритного рассказа с темой курортного романа.
Его сочинение «Дама с собачкой» было высоко оценено литературными критиками. В частности, В. В. Набоков называл его одним из величайших произведений в истории, а Б. С. Мейлах сравнивал главных героев с Вронским и Анной Карениной из романа Л. Н. Толстого.
Также свои мнения о рассказе оставляли сам Л. Н. Толстой в личном дневнике и А. М. Горький в письме к Чехову.
Краткое содержание
Москвич Дмитрий Дмитрич Гуров вот уже две недели проводит в Ялте на отдыхе. Он интересуется новым лицом здесь — молодой дамой, невысокой блондинкой в берете, которая неизменно гуляет со своим белым шпицем, за что её и прозвали «дама с собачкой». Поняв, что она здесь одна, он решает, что неплохо было бы познакомиться с ней. Выясняется, что её зовут Анна Сергеевна фон Дидериц.
Между ней и Гуровым начинается курортный роман. Они оба несчастливы в браке: у мужчины в Москве жена старше его, на которой его рано женили, и трое детей, а у Анны Сергеевны — муж, которого она не любит и в сердцах называет «лакеем».
В Ялте влюблённые счастливы, хотя Анна Сергеевна постоянно задумывается над тем, правильно ли она поступает и заслуживает ли она уважения после своего грехопадения. Они много гуляют, любуются местной природой, но приходит пора уезжать в Москву, расставаясь навсегда и возвращаясь к привычным жизням.
За осенью приходит зима. Гуров думает, что через пару месяцев забудет Анну Сергеевну, как своих предыдущих пассий, но она не забывается. Он всерьёз тоскует и даже решает приехать в её город С. Видя атмосферу захолустья, в котором ей приходится жить, серый забор, которым обнесён её дом, он понимает, почему она так стремилась убежать от своей жизни. Видит он и её мужа, в фигуре и лысине которого действительно есть что-то лакейское.
Гуров подходит к Анне Сергеевне в местном театре, где они понимают, что оба не могут жить друг без друга. Они договариваются о встречах: она будет приезжать к нему в Москву и останавливаться в гостинице «Славянский базар», где у них будут происходить редкие свидания. Мужу она будет говорить, что ездит на консультации к врачу.
Так и начинаются их встречи. Теперь у каждого из них — две жизни: явная и тайная, но именно в тайной жизни они могут быть настоящими, живыми, любящими. Гуров задумывается над тем, что только сейчас, когда он уже не слишком молод, он впервые по-настоящему полюбил. Словно он и она были птицами, которых поймали и насильно рассадили по разным клеткам. Теперь они друг для друга — самые близкие люди, как муж и жена, как нежные друзья, а их настоящие супруги и та самая явная жизнь — всё это глупо, неправильно и бессмысленно.
Однако они не могут ничего изменить и вынуждены скрываться, жить в тайне, лгать, не видеться подолгу, но им уже никак не разорвать этих тяжёлых пут.
Образ Гурова
Дмитрий Дмитрич Гуров — мужчина, которому нет ещё сорока лет, по образованию он филолог, но работает в банке, живёт в Москве, где у него есть два дома, когда-то пытался петь в частной опере, но бросил. Его женили рано, когда он ещё был студентом-второкурсником, и теперь супруга казалась намного старше его. Также у него были двенадцатилетняя дочь и два сына-гимназиста.
В его наружности, характере и всей натуре было что-то неуловимое, что притягивало к нему женщин. Он считал свою строгую, важную, солидную жену недалёкой и неизящной, не любил бывать дома и изменял ей много и часто. Из-за горького опыта в отношениях с женщинами он относился к ним дурно, отзываясь о них: «Низшая раса!» Но при этом без них он не мог провести и двух дней, в их компании он чувствовал себя свободно, легко, знал, о чём говорить с ними и как себя держать, тогда как в компании мужчин был неразговорчив и холоден.
Однако после встречи с Анной Сергеевной он меняется навсегда. Сначала он думает, что она так и останется для него «дамой с собачкой», безымянной фигурой, как и другие девушки, с которыми он крутил романы, а её образ выветрится из его памяти через месяц. Но впоследствии он понимает, что именно эта дама становится для него настоящей любовью. Здесь и начинается его перерождение, он задумывается над многими вопросами жизни. Он больше не относится к женщинам свысока.
По-настоящему образ Гурова раскрывается в приведённом фрагменте:
«…всё, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других, всё же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его „низшая раса“, хождение с женой на юбилеи, — всё это было явно».
Здесь автор сопоставляет тот образ героя, каким он был до встречи с Анной, и тот, кем он стал в финале произведения.
Особый трагизм заключается в том, что Гуров вынужден прятаться за своей прежней оболочкой, поддерживать скучные разговоры, называть женщин «низшей расой», создавать видимость нормальной жизни, хотя на самом деле всё это — уже шелуха, которая скрывает его настоящие, сильные и искренние эмоции и чувства.
Характеристика дамы с собачкой
Анна Сергеевна — молодая женщина, невысокая, блондинка, носит берет, у неё красивые серые глаза. По её причёске, платью и походке сразу видно, что она из порядочного общества. Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в городе С., где живёт уже два года. Её муж служит то ли в губернском правлении, то ли в губернской земской управе, чего она и сама не может объяснить — это говорит о том, что ей слишком скучен и сам её супруг, и его дела, которых она даже не понимает. Самого своего мужа она однажды называет «лакеем», так как он готов пресмыкаться перед вышестоящими лицами: она несчастлива в браке.
В её смехе, разговорах, движениях ещё много несмелости и угловатости. Она довольно набожна и после связи с Гуровым сильно раскаивается, испытывает душевные метания и много думает о том, что теперь он может её не уважать. Но всё же она не может устоять перед этим сильным чувством, которое становится для неё первой и настоящей любовью. Уехав в С., она твёрдо принимает решение забыть Гурова, но это ей не удаётся: она только и думает, что о нём.
Образ собачки закреплён за Анной Сергеевной. Это белый шпиц, который может являться символом:
Жанр, направление и композиция
Жанр произведения — рассказ, хотя некоторые литературоведы относят его к разряду повести. В пользу повести говорит то, что оно имеет деление на главы. Но всё же история рассказывается довольно кратко для повести, да и ограниченное количество основных персонажей говорит о том, что это всё-таки рассказ.
Направление — реализм, к которому относится и всё творчество Чехова.
Автор рассматривает довольно обыденную ситуацию: адюльтер — нередкое явление и для современного мира.
Композиционно произведение состоит из четырёх частей, каждая из которых раскрывает какой-то этап отношений Гурова и Анны Сергеевны:
Произведение имеет открытый финал и тем самым подчёркивает растерянность самих героев.
Многие критики отмечали, что этот рассказ не имеет привычной логической структуры: например, в нём сложно выделить кульминацию или развязку. Это — новаторство Чехова: он демонстрирует не столько рассказ о любви двух людей, сколько саму эту любовь и фрагменты линии их отношений.
Тема, идея и проблематика произведения
В рассказе затрагиваются такие темы и проблемы:
Ведущей темой в произведении является настоящая любовь. Она заставляет героев меняться, перерождаться и задумываться о глобальных жизненных вопросах. Влюбившись в чистую, светлую и прекрасную женщину, Гуров, называвший женщин «низшей расой», и сам меняется в лучшую сторону, а его глубоко скрытые положительные качества выбираются из «оболочки», распускаются, как цветок.
Также на первом месте в рассказе стоит тема супружеской измены: вокруг неё и закручен сюжет. Традиционно неверность в браке порицается обществом, однако автор показывает, что очень часто на измену людей толкают многие причины, главная из которых — отсутствие любви в браке. Особенно актуально это было для того времени, когда молодые люди вступали в брак против своей воли: их женили на подходящих кандидатурах ради статуса в обществе, лишая их свободы выбора. В таком браке даже появлялись дети, но, разумеется, не было любви.
Каждый из героев жил в своеобразном «футляре», ограждающем их от скучного общества, в котором им приходилось существовать. Гуров редко бывал дома с женой, находя спасение в краткосрочных романах.
Анна же спасалась от одиночества тем, что завела собаку, но однажды ей стало так тошно и плохо, что она решила совершить поездку в Ялту, фактически сбегая от обыденности.
Среди аргументов к сочинению «Дама с собачкой» следует упомянуть основную идею и смысл произведения. Оно рекомендует пересмотреть привычные моральные устои, на которых держится общество. Если в семье нет любви, её вряд ли можно назвать счастливой: супруги лишь лицемерят друг другу, а лицемерие не может стать достойным фундаментом и непременно рано или поздно даст трещину. Иногда не стоит создавать видимость семьи в угоду обществу, скрывая правду и маскируя проблемы: порой лучше развестись во имя настоящей любви и свободы, действуя так, как велит сердце.