в чем смысл рассказа челкаш
Анализ «Челкаш» Горький
Всего получено оценок: 515.
Всего получено оценок: 515.
Из рассказа М. Горького «Челкаш» читатель узнаёт «о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами, в нём поднимается тема свободы и независимости. Произведение основано на антитезе: в центре сюжета — вор-контрабандист и его товарищ, простой деревенский парень. Изучают рассказ в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.
Год написания – 1894 г.
История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился рассказ «Челкаш».
Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека – и узкие – преступление, столкновение людей с разными взглядами на жизнь.
Композиция – Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения «Челкаш» берёт начало в 1891 году, когда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В.Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, М. Горького высоко оценили в литературных кругах.
В произведении отразились мотивы, достаточно распространённые в литературе, однако автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвлённая, поэтому внимание читателя сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.
Начинается рассказ картиной утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для понимания идеи.
В такой обстановке знакомимся с Гришкой Челкашом – пьяницей и вором. Его фамилией назван рассказ: автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дело и ищет помощника. Герой замечает крестьянина, знакомится с ним, узнаёт, что Гаврила – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, завести хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, служил гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень герой любит свободу.
Понаблюдав за Челкашом и Гаврилой, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – столкновение героев с разными жизненными ценностями.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых ситуаций.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Композиция
Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется авторская идея.
Особенность композиции произведения «Челкаш» – рамочная (обрамление): рассказ начинается и заканчивается картиной моря – свободной стихии, которая сродни главному герою.
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Литературное направление, к которому можно отнести рассказ «Челкаш», – реализм, есть элементы романтизма.
«Челкаш» анализ произведения Горького – конфликт, тема, история создания, жанр рассказа
«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.
Год написания – 1894 г.
История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».
Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие – преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.
Композиция – Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.
В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.
Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.
В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.
Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты.
Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – драма между мужчинами.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Композиция
Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.
Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» – реализм.
«Челкаш» анализ произведения М. Горького
В данной работе представлен анализ произведения «Челкаш».
По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея.
Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением.
История создания
Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину.
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков (1868-1936)) — русский писатель, прозаик, драматург. «Челкаш» — первое произведение, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде.
Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г.
Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.
Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам
Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали.
Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями.
Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли – Меркурию.
Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.
Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.
Глава I
К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся.
Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.
Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают.
Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.
Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг.
Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.
Глава II
Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей.
В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.
Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его.
На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен.
Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.
Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать.
Глава III
Утром появился приодевшийся Челкаш, и они поплыли на берег.
Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.
Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.
Характеристика главных героев
Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.
У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным.
Челкаш – босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей.
Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.
Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства.
Заметно его отношение к деньгам он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.
Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой.
Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват, судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям крестьянин, работавший на сенокосе.
Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».
Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.
Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.
Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы.
Смысл названия Челкаш
В названии именем Челкаша определен главный герой повествования – босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности.
Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности.
Жанр и направление
По жанру это произведение рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм.
Конфликт
За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений, проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе.
Темы произведения М. Горького
Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема.
В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.
На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.
Проблематика
Основная проблема выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.
Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.
Челкаш хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.
Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.
Основная идея
Свобода Челкаша делает человека духовно богаче, но не счастливее. Автор пытается показать, чем такая свобода обернется для человечества, если оно откажется от того, на чем держатся устои общества: от законов, моральных принципов, привязанности к своей земле, семье и родному дому.
Вывод
Основная мысль состоит в том, что социальная укорененность необходимое условие жизни в обществе, она дает определенную свободу, но и ограничивает ее обязательствами, делает человека зависимым от всего, что у него есть.
Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
Автор: Guru · 14.11.2017
«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.
История создания
Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.
В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».
Жанр и направление
Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:
Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).
Композиция
Рассказ состоит из вступления и 3 глав.
Конфликт
Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.
Главные герои и их характеристика
Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.
Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.
Проблемы
Смысл
Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.
Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».
Краткое содержание Челкаш, Горький по главам читать
«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.
Год написания – 1894 г.
История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».
Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие – преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.
Композиция – Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Глава 1
Во время обеда грузчиков в порту появился Гришка Челкаш. Он был ловким вором и заядлым пьяницей, плохо одет. Гришка только что проснулся. Челкаш шел не спеша, искал кого-то. Он напоминал степного ястреба из-за хищной худобы и особой походки, похожей на полет хищной птицы. Челкаш спросил сторожа о Мишке, своем напарнике. Тот ответил, что ему отдавило ногу плитой. Гришка пошел дальше, думая, как он теперь пойдет на дело без своего сообщника.
Главный герой заметил молодого парня, который сидел на мостовой. Лицо его было загорелым, фигура коренастая, широкие плечи. Голубоглазый парень (его звали Гаврила) добродушно посмотрел на Гришку, и тот решил заговорить с ним. Оказалось, что парнишка нанялся косить, однако получил за свою работу лишь гроши. Челкаш сказал, что выходит в море, но не рыба его интересует. Он предложил крестьянину вместе поработать этой ночью.
Вместе они отправились в трактир, где Челкаш заказал парню хороший обед и выпивку в долг. Гаврила скоро опьянел. Челкашу стало жалко парня, с которым предстояло идти на дело, но он был ему нужен.
История создания
История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Глава 3
Челкаш разозлился, схватил его за горло и отобрал деньги, а потом отбросил на песок. Крестьянин бросил ему в голову камень. Вор упал. Гаврило убежал, но позже вернулся и стал просить прощенье и отдавать обратно деньги. Челкаш берет 10 рублей, остальное отдает назад и, шатаясь, уходит. А дождь смывает все следы пребывание людей на песке.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.
Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.
В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.
Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты.
Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – драма между мужчинами.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Горький «Челкаш» очень краткое содержание
Краткое содержание Челкаш для читательского дневника:
Челкаш знакомится с Гаврилой на берегу моря в Южном портовом городе. Там он расспрашивает его о жизни и узнает, что у парня нет отца, нет денег, нет дома и земли. У него есть мечта раздобыть немного земли, построить дом, завести хозяйство.
Тогда ловкий контрабандист предлагает глуповатому парню пойти с ним на дело. Ночью они быстро и ловко воруют тюки с тканями и сдают их скупщику краденого за приличные деньги.
Но затем Гаврила, потрясенный своим поступком, привел Челкаша в чувство, просил прощения и целовал ему руки. Челкаш вновь отдал парню деньги и ушел, презрительно сплюнув на песок.
Челкаш – вор, но человек свободный и по-своему благородный, он способен на широкий жест. Гаврила, с первого взгляда, честный человек, но ради денег способен на подлость и унижение.
Другой рассказ «Макар Чудра» Горький написал и опубликовал в 1892 году. Произведение дало начало романтическому периоду в творчестве автора. Пересказ будет полезен для заполнения читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Композиция
Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.
Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Сюжет рассказа «Челкаш» по главам
М. Горький Челкаш краткое содержание с описанием каждой главы и цитатами:
Гавань. Звон якорных цепей, грохот вагонов, свистки пароходов, крики рабочих «сливаются в оглушительную музыку трудового дня». Бегающие люди «смешны и жалки». «Созданное ими поработило и обезличило их».
«Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол». Наступило время обеда.
Грузчики, спрятавшись в тени мостовой, обедали. Появился Гришка Челкаш – «среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом». Было видно, что он здесь «свой». Челкаш был не в настроении. Вор искал своего друга и подельника Мишку. Однако таможенный сторож Семеныч сказал, что Мишке отдавило ногу чугунной штыкой, и его отвезли в больницу. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. «Впереди ему улыбался солидный заработок», но ему нужен был помощник.
На улице Челкаш заметил молодого крестьянского парня. Тот начал жаловаться, что ему очень нужны деньги, но заработать их не удается. Он был на «косовице» в Кубани, но там сейчас платят очень плохо. Недавно у парня умер отец, осталась старая мать и дом в деревне. Если бы ему где-то «рублей ста полтора» заработать, он мог бы стать на ноги. Иначе придется идти «в зятья» к богатому человеку.
На вопрос парня, чем Челкаш занимается, вор ответил, что он рыбак. Парень усомнился в том, что Челкаш зарабатывает деньги законным путем, и признался, что, как и бродяги, очень любит свободу. Немного подумав, вор предложил парню поработать с ним этой ночью – нужно будет только «грести». Парень начал колебался, опасаясь, что может «во что-то влететь» с новым знакомым.
Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней», «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна».
Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир. Парень представился – его звали Гаврила. В трактире Челкаш заказал еду в долг. Парень тут же проникся уважением к новому хозяину. Челкаш сильно напоил Гаврилу. Вор «видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы». Челкашу стало жаль парня, все его чувства наконец слились в нечто «отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».
Темная ночь. Челкаш и Гаврила отплывают, выходят в открытое море. Вор очень любил море, парню же было страшно. Гаврила, заподозрив неладное, спросил, где снасть. Вору стало «обидно лгать перед этим мальчишкой» и он прикрикнул на парня. Неожиданно издалека послышались крики «чертей» – охраны. Челкаш шипя приказал Гавриле грести как можно быстрее. Когда они отплыли, вор сказал, что, если бы их догнали, им был бы конец.
Испуганный Гаврила начал умолять Челкаша отпустить его, заплакал и продолжал всхлипывать, пока они не доплыли до стены гавани. Чтобы парень не сбежал, Челкаш забрал у него котомку с паспортом. Исчезнув в воздухе, вор вскоре вернулся и спустил в лодку что-то кубическое и тяжелое. Им оставалось только еще раз «у чертей между глаз проплыть», и тогда все будет хорошо. Гаврила начал грести во всю силу. Парню хотелось быстрее сойти на берег и бежать от Челкаша.
Мужчины подплывали к кордонам. Теперь лодка шла совершенно беззвучно. Понимая, что рядом могут быть люди, Гаврила уже хотел позвать на помощь, как неожиданно на горизонте появился «огромный огненно-голубой меч». Испугавшись, парень упал на дно лодки. Челкаш выругался – это был фонарь таможенного крейсера. К счастью, им удалось пройти незамеченными.
По дороге к берегу Челкаш поделился с Гаврилой, что за сегодня удалось «полтысячи тяпнуть», а может и больше – как повезет продать украденное. Гаврила сразу вспомнил свое убогое хозяйство. Пытаясь ободрить парня, Челкаш завел беседу о крестьянской жизни. Гаврила даже успел забыть, что перед ним вор, увидев в Челкаше такого же крестьянина. Задумавшись, вор вспомнил свое прошлое, свою деревню, детство, мать, отца, жену, как был гвардейским солдатом, и отец перед всей деревней гордился своим сыном.
Подплыв к барке сообщников, они поднялись наверх и, улегшись на палубе, заснули.
Челкаш проснулся первым. Отойдя на пару часов с добычей, он вернулся уже в новой одежде. Челкаш разбудил Гаврилу и они поплыли к берегу. Парень уже не был так напуган и спросил, сколько Челкаш выручил за украденное. Вор показал ему пятьсот сорок рублей и отдал долю Гаврилы – сорок рублей. Парень с жадностью спрятал деньги.
Когда они вышли на берег, Гаврила неожиданно бросился к ногам Челкаша и свалил его на землю. Вор только хотел ударить парня, как тот начал умолять отдать ему деньги. «Испуганный, изумленный и озлобленный» Челкаш вскочил на ноги и бросил в Гаврилу купюры, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу».
Гаврила в восторге прятал деньги за пазуху. Смотря на парня, Челкаш думал, что никогда не будет таким жадным и низким. Гаврила же на радостях рассказал, что уже думал ударить Челкаша веслом и забрать деньги – все равно вора никто не хватится.
Разозлившись и схватив Гаврилу за горло, Челкаш потребовал деньги назад. Отобрав заработанное, вор пошел прочь. Гаврила бросил в него камнем. Челкаш схватился за голову и упал. Бросив вора, Гаврила сбежал. Начался дождь. Гаврила неожиданно вернулся и начал просить у вора прощения. Обессиленный Челкаш прогонял его прочь, но тот не унимался. Вор оставил себе одну купюру, а остальные деньги отдал Гавриле.
Мужчины ушли в разные стороны. «На пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми».
Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал свой рассказ.
Главные герои и их характеристика
Опасное дело и благополучное возвращение
Когда наступила тёмная ночь, мужчины отвязали лодку и отправились в море. Челкаш предупредил Гаврилу, что не нужно создавать шум. После вчерашней попойки голова у парня гудела. Гаврила хотел смочить лоб водой, но напарник предложил ему ещё выпить.
Лодка бесшумно мчалась по морю, «вертясь среди судов». Гавриле было боязно, он уже пожалел, что ввязался в сомнительное дело, а Гришка только посмеивался. Когда парень спросил, где снасть, вор рассердился и приказал помалкивать, а то «будет плохо». При этом он выругался, его крик услышали на берегу. Парень побледнел и стал грести изо всех сил. Окрик с берега раздался снова, но на этот раз он был тише, и вор успокоился.
Парень принят тяжёлые тюки, и напарники поплыли обратно. Гаврила грёб и мечтал только об одном: чтобы всё это поскорее закончилось. Ему хотелось молиться, а Челкаш, напротив, был доволен, ведь всё прошло удачно. Оставалось только проплыть кордон. Пока лодка рассекала волны, Гришка спрашивал у Гаврилы, что он будет делать, если заработает много денег. Парень поделился своими мечтами, и вдруг его слова разозлили вора. К горлу подступил «поток горячей ругани», но Челкаш сдержался, хотя ему очень хотелось пнуть парня.
До места добрались без приключений. Подельникам спустили трап с барки, они поднялись, передали награбленное, и Гаврила почти сразу уснул. Спустя некоторое время улёгся и Челкаш.
Глава 2
Когда опасность миновала, Челкаш сказал крестьянину, что они хорошо заработали. Гаврила может купить овец, корову, лошадь на эти деньги. Челкаш думал о детстве и юности, которые он провел в деревне. Он сказал, что ценит свободу в крестьянской жизни.
Приятели сдали ворованное матросам на корабле. Деньги им пообещали отдать утром. Ночевать остались на судне.