в чем смысл распятия христа
Смерть Христа
Беседы об Апокалипсисе
– Почему в Евангелии Христос – страдающий, а не победитель народов, как его желали видеть иудеи?
Израильтяне ждали политического лидера, подобного Моисею, только еще могущественней
– Ответ на этот вопрос зависит от ответа на вопрос, кого нужно побеждать? У израильтян к моменту прихода Христа было распространено представление о Мессии-Христе или Помазаннике Божием как о царственном и воинственном спасителе, избавляющим Израиль от политического порабощения. Они просто ждали политического лидера, подобного, может быть, Моисею, только еще могущественней, «царя», человека, имеющего «царство от мира сего».
Противоположностью этих двух пониманий сущности служения Христа вызван резкий контраст между торжественностью входа Господа в Иерусалим, когда Его приветствовали десятки и сотни тысяч людей, и наступившим через несколько дней массовым неприятием Его, когда всем стало очевидно, что Он не станет политическим лидером евреев.
– Только абсолютным следованием воле Божией. Для людей это было невозможно в силу того, что греховность вошла в их природу. Христос, восприняв человеческую природу, воплотившись, дал людям совершенный образец человеческой святости, следования воле Божией и её исполнения.
Смерть и воскресение Христа явилась победой над смертью в том смысле, что Он стал первым человеком, живущим вечно, Который уже никогда не умрет. Чтобы преодолеть власть смерти над греховным человеческим естеством, нужно, чтобы была явлена такая человеческая природа, которая была неподвластна действию смерти, будучи абсолютно безгрешной.
Смерть Христа является «заместительной жертвой». Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас
Апостол Павел проводит параллель между двумя положениями Моисеева закона в своем послании к Галатам. Согласно одному из них, «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10), а согласно второму, «проклят всякий, висящий на древе» (Гал. 3:13). Смысл этого сопоставления заключается в том, что то проклятие, которое человечество навлекло на себя, не исполняя закона Божьего, понес Иисус Христос. Он не имел грехов, за которые должен был пострадать. Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас. Он понес наказание за все грехи, которые были совершены до Его воплощения, поэтому от человека требуется только вера во Христа и усвоение верой спасительного дела, совершенного Христом.
Таким образом, Христос пришел в этот мир и пострадал за людей в том смысле, что он пострадал вместо них, пострадал за совершенные ими грехи. Апостол Павел, следуя этой мысли, говорит о заместительных страданиях Христа, о понесении Христом проклятия человечества.
– Зачем человеку нужно так подробно наблюдать за смертью Спасителя, как она показана в Евангелии?
– Апостолы хотели показать, что Христос истинно, а не призрачно умер, как потом учили многочисленные еретики. Ведь если Христос на самом деле умер, то и воистину воскрес из мертвых.
– Что об этом сказано в Апокалипсисе?
– В Апокалипсисе нет совершенно новых догматических идей. Сила этой книги в необычайно яркой образности, с помощью которой передается актуальность догматов. В Апокалипсисе мы видим Христа, находящегося перед престолом Божиим. Он стоит, как закланный Агнец, Который Своей кровью искупил христиан «из всякого колена, языка, народа и племени» (Откр. 5), и эта Кровь омывает людей: «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14; ср. также 1:5).
– Кому Христос принес жертву на Голгофе?
– Это сложный вопрос и ответ на него зависит от того, в каком смысле мы здесь говорим о жертве. В строго догматическом смысле, жертва Христа принесена Богу, который есть Троица. В силу учения, тщательно разработанного в XII веке в Византии, Голгофская Жертва приносится Богу-Троице, а не только Богу-Отцу. Поэтому Христос в этой Жертве является не только Приносящим и Приносимым, но и Приемлющим. По человечеству Он является Приносящим и Приносимым, по Божеству, как одно из Лиц Святой Троицы, – Он приемлющий.
Нужно различать две вещи: кому была принесена эта жертва, и в чьих интересах? На вопрос, кому она была принесена – отвечают решения соборов, и мы лучше отцов Церкви не скажем. А если рассматривать вопрос о том, в чьих интересах она была принесена, – то мы можем рассуждать в поисках ответа. Один из вариантов ответа в том, что Христова Жертва приносится Богу в интересах человека, Церкви и всего мироздания. Христос говорит, что Он приносит жертву за жизнь мира (Ин. 6:51).
Итак, у нас есть учение Константинопольских соборов XII века, которые говорят, что эта жертва приносится Богу-Троице (которое логично), и есть различные теоретические построения о том, каким образом эта жертва приносится (в большей или меньшей степени неудовлетворительные). Думаю, в этом вопросе мы должны воздерживаться от суждений, претендующих на окончательную истинность. Это та сфера, в которой можно только осторожно приближаться к истине.
– В Ветхом завете пасхальный агнец является центральным сюжетом. Иоанн Богослов в Апокалипсисе особенно часто использует образ Христа как Агнца. Какая связь между Ветхозаветным и Апокалиптическим агнцами?
– В Ветхом завете приношение многочисленных жертв было строго регламентировано. Но Пасхальный агнец не входит в систему жертв, это нечто уникальное. В Ветхом завете два главных текста, в которых пасхальный агнец используется как образ Христа. Первый – это повествование об агнце, чья кровь избавила израильтян от действия ангела-губителя, умертвившего египетских первенцев при исходе евреев из Египта (Исх. 12–14). Это явный прообраз Христа, кровь Которого становится спасительной для всего человечества.
Второй текст – это 53 глава книги пророка Исайи, где говорится о невинных страданиях праведного Раба или Отрока Господня, который «как агнец был веден для заклания и как овца был безгласен перед стригущим». Это одно из ярчайших мессианских мест Ветхого завета, где прямо говорится, что Христос должен умереть. В Апокалипсисе Агнец – основной образ Христа, это слово употребляется около десяти раз.
– В Евангелии от Иоанна говорится, что только Христос имеет в Себе жизнь: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Следовательно, можно ли понимать жертву Христа, как жертву человеку в том смысле, что если человек потерял жизнь, умер, то Бог должен отдать ему Свою жизнь для спасения?
Апостол Павел использует два термина, характеризующих эти составляющие: оправдание и усыновление. Оправдание у Павла означает, что человек был виновен перед Богом, и Бог его оправдал, хотя относительно содержания понятия идут споры. Усыновление – вторая составляющая – означает, что человек, избавившись от греховности, усыновляется Богом, входит с Богом-Отцом в те же отношения, в которых с Ним находится Христос. Человек по благодати получает статус, равный статусу Христа, который Он имеет по природе как Бог, и полноту тех благ, которыми пользуется Христос как Сын Божий.
Иоанновские образы света здесь тоже очень важны: Бог есть свет, но это не значит, что Он свет только для Себя, Он распространяет Свой свет для всех людей, проявляя этим личное отношение к каждому человеку.
Бог есть жизнь. Христос несет в Себе источник жизни, излучая ее, подобно свету
У Иоанна синонимом жизни является свет. Бог есть жизнь, а Христос как Лицо Божественное, несет в Себе источник жизни, излучая ее подобно свету. Человечество, как и все творение, не имеет в себе источника жизни. Чтобы человек получил жизнь, нужно чтобы кто-то ему ее дал. Именно это сделал Христос, умерев на Кресте и воскреснув. Через приобщение к Богу воплотившемуся – Христу – человечество может приобщиться к источнику жизни, к «жизни с избытком», как говорит Евангелие.
— Что значат слова: «Христос отдал Себя за жизнь всего мира»?
— Писание утверждает, что результатом грехопадения явилось повреждение не только человеческой природы, но и всего сотворенного мира: «Тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих». (Рим. 8:21). Значит и спасение должно распространиться на весь сотворенный мир, а не только на человечество. Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит, что замысел Божий есть в том, чтобы все земное и небесное «соединить под Главою Христом» (Еф. 1:10).
— Можно ли эти слова понимать в том смысле, что весь мир, то есть весь природный, весь научный, культурный, политический мир … должен воцерковиться?
Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь
— Такое расширительное понимание возможно. Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь. Это принципиально, но в каждую эпоху этот замысел реализуется по-своему. Что нужно делать в наше время для решения этой задачи – это вопрос миссионерской тактики.
В чем трагедия страданий Христа на Кресте? Ведь Он знал, что воскреснет
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Этот вопрос не выдуман, он звучит в той или иной форме во многих письмах и комментариях, адресованных в редакцию «Фомы». И за ним стоит по-человечески понятное рассуждение. Христос — Бог; Он не переставал быть Богом, даже страдая на Голгофе. И конечно, знал, что эти страдания скоро прекратятся, что Он воскреснет, вознесется на Небо, с которого однажды сошел в наш мир, и все снова будет «как прежде». А вот мы, люди, зачастую страдаем без надежды на какое-то облегчение. Выходит, мы намного более несчастны, чем Христос!
Давайте разберемся, что не так в этом рассуждении.
Тезис 1: О страданиях Мессии говорит еще Ветхозаветное Писание
О том, что Спаситель, или по-еврейски Мессия, будет Мессией страдающим, пророчествовало еще Писание Ветхого Завета. Ко времени Рождества Христова память об этом основательно стерлась из памяти иудеев: возобладала идея, что Мессия явится как народный вождь-триумфатор, под началом которого иудеи одолеют всех врагов и по всему Израилю установится царство мира и изобилия…
Но еще за 700 лет до воплощения Христа пророк Исаия написал по вдохновению Божию о Мессии, Который предал хребет… биющим и ланиты… поражающим; лица… не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6). Пророчество Исаии точь-в-точь описывает все то, что должен будет впоследствии претерпеть Христос. Приведем этот поразительный фрагмент целиком:
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Ис 53:3–10).
Так что мысль о страдании Спасителя не изобретение христианской Церкви, она прозвучала существенно раньше.
Тезис 2: Страданием была полна вся человеческая жизнь Христа
На Голгофе страдания Христа достигли наивысшей точки, предельного напряжения и остроты. Но Спаситель нес на Себе наказание мира нашего (Ис 53:5) уже задолго до Голгофы. В каком-то смысле вся Его человеческая жизнь была чередой более или менее мучительных страданий. Жертва Христова начала совершаться в тот самый момент, когда Бог — безграничный, всемогущий и бесстрастный, то есть непричастный ни к какому страданию — стал Человеком, вошел в наш ограниченный, больной и полный страдания мир.
Иисус был еще крохотный Малыш — а Его уже начал преследовать иудейский царь Ирод, так что Богородице и Иосифу Обручнику пришлось спешно бежать с Ним в Египет. В отроческие годы Иисус — всемогущий Бог, управляющий всем, от рождения новых звезд до мельчайших химических реакций в головном мозге человека, — смиренно подчинялся Своей Матери и названному отцу Иосифу. Выйдя в тридцатилетнем возрасте на проповедь, Он постоянно был окружен людьми, искавшими от Него то исцелений, то наставлений, то пропитания, и так изнемогал, что засыпал, как только появлялась малейшая возможность отдохнуть, хотя бы и на борту лодки в бурном озере (см., напр., Мк 4:38). Как Человек, Он страдал от голода — вспомним сорокадневное пребывание Спасителя в пустыне, где Он постился и напоследок взалкал (Мф 4:2). Страдал Он и от жажды — вспомним, как, утрудившись от пути, Христос сел отдохнуть у колодца и попросил воды у женщины-самарянки (Ин 4:6-7). Он был скитальцем, и Сам говорил о Себе так: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Он искренне сострадал, сталкиваясь с человеческим горем: сжалился над вдовой из города Наина, у которой умер единственный сын (Лк 7:13); прослезился у гроба Лазаря, семью которого хорошо знал и часто навещал (Ин 11:35). Обратим внимание: Спаситель прекрасно знал, что через мгновение Сам же вернет к жизни обоих — и сына наинской вдовы, и Лазаря. И тем не менее сострадал людям в их горе. Знание о том, что будет, не исключает горя о том, что есть.
Знал Спаситель и о том, что рядом с Ним ходит предатель, и это было для Него дополнительной и тяжелой душевной мукой: Он, всемогущий, скорбел о происходившем в душе Иуды и о невозможности помочь ученику покаяться (хотя все попытки были предприняты)…
И когда настал час, Христос — всемогущий Бог, даже по-человечески умевший, когда было нужно, проходить посреди Своих обидчиков и избегать расправы (Лк 4: 29–30), — отдал Себя во власть вождей иудейского общества — первосвященников, книжников и старейшин. Добровольно претерпел унижения, побои, издевательства. И в конце концов, был убит.
Как лаконично сказал об этом апостол Павел: Христос вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр 12:2).
Тезис 3: Как Бог, Христос точно знал об ожидавших Его муках — и уже это было тяжелейшим испытанием
Господь Иисус Христос знал не только о том, что Он воскреснет. Он точно, в мельчайших подробностях, знал и о том, какой казни будет подвергнут. А ведь казнь через распятие была, по свидетельству Цицерона, самой страшной из всех смертельных пыток, изобретенных человеческим умом.
Изобразить кошмар Страстной Пятницы с возможной исторической точностью постарался Мел Гибсон в своем фильме «Страсти Христовы». Вся цепочка событий того дня, начиная с ночного ареста Спасителя в Гефсимании и заканчивая Его распятием на Кресте — нескончаемый «конвейер» пыток, издевательств и смертных страданий. Слабые попытки Пилата заменить смертный приговор Христу на бичевание привели к тому, что безгрешный Сын Человеческий был наказан дважды. Сначала римские легионеры исхлестали Его в кровь бичами с железными наконечниками (следы этой экзекуции запечатлело изображение на Туринской плащанице). А затем — распяли.
К этому надо прибавить еще человеческую тоску Спасителя, Которому, как писал митрополит Сурожский Антоний, в последние часы перед смертью было попущено испытать весь ужас богооставленности. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? — такой вопль вырвался из уст Христа незадолго до смерти (Мф 27:46).
А можем ли мы вообразить себе ужас схождения Его душою во ад, которое, как пишут апостолы Петр (1 Пет 3:18–19; 4:6) и Павел (Еф 4:8–9), последовало за телесной смертью на Кресте. Да, Христу предстояло вывести из ада всех ветхозаветных праведников, все души, стремившиеся к Богу. Да, мы говорим теперь, что Христос сокрушил ад. Но каково же было Ему, Богу, входить в это место темноты, тоски и безнадежности.
Все эти события Христос не просто предвидел — Он точно знал, как все будет. Знал — и страдал. Недаром Он просил самых близких учеников — Петра, Иоанна и Иакова — не оставлять Его в последний час, быть рядом с Ним накануне взятия под стражу. Душа Моя скорбит смертельно, — признавался Он им (Мф 26:38); а придя в Гефсиманский сад, молился Отцу: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф 26:39). Молился исступленно, до кровавого пота (Лк 22:44).
Читайте также:
Если вы заранее, в подробностях, знаете весь ужас, который вам предстоит пережить в будущем, вам будет легче или тяжелее? Представьте на минуту, что вы знаете, знаете доподлинно, несомненно: через неделю вы тяжело заболеете и надолго лишитесь возможности жить обычной жизнью, вас ожидают месяцы изнуряющей боли, скитаний по больницам, череда тяжелейших операций, и только потом врачи, наконец, поставят вас на ноги.
Укрепит ли вас такое знание, поможет ли? Или уж лучше без него?
А Сын Божий знал обо всем.
Страха смерти как полного исчезновения, растворения в небытии у Него, безусловно, не было. Он знал, что воскреснет. Но могло ли знание о грядущем Воскресении хоть немного ослабить те страдания, которые Он терпел в ту страшную пятницу? «Отменить» боль в пробитых руках и ногах.
Тезис 4: Церковь давно опровергла мнение, будто Господь страдал «иллюзорно»
Люди могут сами не отдавать себе в этом отчета, но когда они спрашивают, а действительно ли Христос так уж страдал на Кресте, то часто исходят из представления, будто жертва, принесенная Христом на Голгофе, была не реальной трагедией, через которую прошел живой Человек, а чем-то вроде «кино» или «спектакля», показанного нам исключительно в назидательных целях.
Мы все знаем: актеры могут порой выкладываться в спектакле до изнеможения, отдавать все силы, буквально «проживать» свою роль на сцене, но потом занавес все-таки закрывают, и они расходятся по домам (или даже ресторанам) жить своей обычной жизнью. Так же и с Богом, предполагает секулярно Секуляризм — точка зрения, согласно которой религия — это нечто отделенное от повседневной жизни, существующее обособленно, никак не влияющее на т.н. реальную жизнь мыслящий человек. Бог всемогущ и бессмертен. Значит, Он ничем всерьез не рисковал, когда позволил иудейским начальникам расправиться с Собой, рассуждает такой человек. Это был своего рода «спектакль», и «доказательством» тому — то, что уже на третий день Он воскрес.
Подобным рассуждениям почти столько же лет, сколько и христианству. Уже в конце I века по Р. Х. святой апостол Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, обличал последователей докетизма (от греч. δοκεῖν — «казаться») — религиозного направления, в основе которого было убеждение, что воплощение Господа с самого начала было призрачным, а не реальным. Людям, мол, лишь казалось, что Иисус Христос — Человек из плоти и крови, в действительности же Он всегда оставался только бесплотным Духом. Соответственно, и мучения Спасителя на Кресте были иллюзорными, считали докеты: Бог не мог страдать.
На самом деле, читая Евангелие, невозможно ни на минуту предположить, что страдания Господа были какие-то «фальшивые» или «театральные». Хотя — обратите внимание! — уже в Евангелии находятся люди, которые как раз ставят их подлинность под сомнение и издеваются над страдающим Спасителем! Кто же именно? Во-первых, книжники, первосвященники, старейшины и фарисеи, те, кто были врагами Христу с самого начала, верхушка иудейского общества. Они откровенно веселятся над своим распятым Богом: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:42–43). И во-вторых, один из злодеев, распятых рядом со Христом: он злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк 23:39). Все это люди, закосневшие во зле и бессердечности, за которых Христос продолжает из последних человеческих сил молиться Отцу: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34).
Важнейшее свидетельство истинности Его страданий — раны от гвоздей на руках и ногах и ребро, пробитое ударом копья; следы истязаний, которые остаются на теле Господа и после Его Воскресения. Это свидетельство убедило апостола Фому, что перед ним действительно воскресший Иисус Христос, а не кто-либо другой. Более того, увидев эти раны, Фома окончательно уверовал во Христа как в Бога: Господь мой и Бог мой, — воскликнул он, и Христос одобрил это исповедание (Ин 20:28–29).
Церковь опровергла заблуждение о «призрачности» Христовых страданий, зафиксировав основы христианского вероисповедания в виде Символа веры, который былутвержден на Первом Вселенском Соборе (в 325 году) и дополнен на Втором (в 381 году). Символ веры ясно и однозначно гласит, что христиане верят в Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием» (выделено редакций. — Прим. ред.).
Будучи истинным Богом, Христос был и остается истинным Человеком. Он жил, страдал и умирал реально.
Тезис 5: Страдания Бога — это тайна, постигнуть которую можно, только самому следуя за Христом
Докеты и гностики претендовали на то, чтобы рационально объяснить воплощение и страдания Бога. И не они одни. История христианства вообще знает много попыток «объяснить», как это Христос может быть Богом и Человеком одновременно; как, оставаясь Богом, Он мог по-человечески страдать и умереть. Несториане, монофизиты, монофелиты — это представители только самых известных из из множества христианских движений, дававших свои варианты ответов на эти вопросы.
Но в том-то и дело, что «объяснить» тут ничего невозможно. Воплощение Сына Божия — это тайна, которую невозможно понять, а можно только облечь в аккуратные и целомудренные слова, обозначающие меру нашего непонимания. В 451 году отцы IV Вселенского Собора, состоявшегося в Халкидоне (место близ Константинополя), нашли удачную и точную формулировку, обозначающую, как Бог соединился с Человеком: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Четыре «не-» — это очень характерная для православного богословия формула, показывающая, что наше знание о Боге в высшей степени приблизительное, что мы можем скорее сказать, чем Бог не является, нежели понять, каков Он Сам и как действует Его Промысл.
Апостол Павел противопоставлял всем претензиям рационально постигнуть Христа и объяснить «механизм» Его прихода в мир юродство (то есть кажущееся безумие. — Прим. ред.) проповеди о распятом Боге. …И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, — не стыдился признать апостол Павел (1 Кор 1:21, 22–23). Как Божество во Христе соединилось с человеком? Как Бог мог быть распят и убит? Как Человек мог воскреснуть? Все эти и подобные вопросы разрешаются не интеллектуальными и отвлеченными рассуждениями, а верой. И еще — личным опытом жизни со Христом.
Пока рассуждаешь отвлеченно, невозможно представить себе, зачем Тому, Кто абсолютно свят, живет в полноте радости и ни в чем не имеет недостатка, Самому становиться человеком и идти на немыслимые страдания на самом деле… Но это становится понятнее, когда выходишь из личной «зоны комфорта» и сам сталкиваешься с бедой. Как страдают родители тяжело болеющих детей, как хотели бы переложить груз их болезни на свои плечи, хоть немного облегчить их состояние — если бы только это было возможно! Но для Бога возможно все. Поэтому Он сделал именно то, что хотел бы сделать всякий родитель для своего болеющего ребенка: взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис 53:4). Бог воспользовался Своим всемогуществом не для того, чтобы изменить нас и превратить из «плохих» в «хороших», из грешных — в святых. А для того, чтобы Самому стать Человеком и собственной смертью спасти людей от греха — «наследственной болезни», доставшейся нам еще от Адама и выражающейся в склонности жить поперек законов, установленных Богом для всего сотворенного Им мира. И — от смерти, как неизбежного последствия греха.
Известный московский проповедник протоиерей Димитрий Смирнов приводил такой пример: «Представим себе, что мы идем по лесу и видим гнилое дерево, которое уже наклонилось так, что, если будет более или менее сильный ветер, оно упадет. А при корне дерева — большой муравейник, и если оно упадет, то муравейник будет разорен. Нам стало очень жалко этих муравьев и захотелось их спасти. Как это сделать? Если мы будем их убеждать, чтобы они покинули свои жилища, они подумают, что это какой-то гром с неба. Если мы будем пытаться оттаскивать их в другое место, они тут же побегут назад. Единственный способ — это самому стать муравьем и на их муравьином языке постараться объяснить, что им угрожает опасность и тот, кто за нами пойдет в безопасное место, тот будет спасен».