в чем смысл рамадана
В чем духовный смысл Рамадана?
Многие мусульмане в мире сегодня вечером после захода солнца вступают в священный месяц Рамадан по милости Аллаха. В чем же заключается смысл этого благословенного месяца для нас?
Известно, что пост в Рамадан был предписан мусульманам во втором году после хиджры (переселения в Медину). Можно спросить – почему же не раньше? В Мекке мусульмане часто жили в тяжелых экономических условиях, бывало, проходили целые дни, когда им было нечего есть. Гораздо легче воздерживаться от еды, когда у вас и так почти нет пищи. Очевидно, что пост было бы легче держать в подобных обстоятельствах. Так почему же мусульманам не было велено поститься именно в это время? Ответом может быть понимание того, что Рамадан вовсе не заключается лишь в механическом отказе от пищи. Хотя пост является его неотъемлемой частью, Рамадан предлагает нам комплексную программу для «капитального ремонта» нашего душевного состояния. А для подобных дел нужно было именно то состояние мира и безопасности, которое появилось у мусульман в Медине.
Рамадан является самым важным месяцем в году. Верующие ждут его с нетерпением. Известно, что перед наступлением Раджаба – за два месяца до Рамадана – наш любимый Пророк (мир ему и благословение) обычно делал такое дуа: «О, Аллах! Благослови нас во время Раджаба и Ша’бана и помоги нам достичь Рамадана (в добром здравии)”.
Во время Рамадана верующим следует приложить все усилия для поиска милости и прощения Аллаха. Это месяц для обновления нашего благочестия и преданности вере. Это весна для совершения добра, когда праведность расцветает во всех мусульманских общинах.
«Если объединить благословения всех остальных одиннадцати месяцев, они не достигнут благословений одного Рамадана» — говорил великий исламский ученый Ахмад аль-Фарук (имам Раббани, рахимахуллах). Каждому мусульманину в этом месяце предоставляется возможность укрепить свой иман, очистить душу и сердце, чтобы избавиться от последствий грехов, совершенных за год.
«Любой, кто будет держать пост в этом месяце с чистой верой и надеждой на вознаграждение от Творца, получит прощение своих грехов» — сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Также он говорил, что кто будет выстаивать ночи в молитве, обращаясь к Аллаху за прощением, получит прощение от Него.
В других хадисах говорится, что награды за добрые дела умножаются многократно во время Рамадана.
Однако, нужно помнить, что наряду с наградой, есть риск огромной потери. Если мы позволим себе провести любой другой месяц в небрежности и забвении, мы лишь упустим время. Но если мы упустим время во время Рамадана, мы потеряем очень многое. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что кто пропустит хотя бы один день поста без уважительной причины, не сможет наверстать упущенное (в духовном смысле), даже если будет держать пост всю оставшуюся жизнь.
Из трех человек, которых наш Пророк (мир ему и благословение) назвал несчастными, одним из них будет тот, кто дожил до Рамадана в добром здравии, однако не использует возможность совершить добрые дела и искать милости Аллаха.
Очевидно, что те, кто не держит пост, попадает в эту категорию, но есть люди, который постятся и молятся, но не прикладывают никаких усилий, чтобы держаться подальше от грехов или достичь очищения сердца через многочисленные возможности. Надо помнить о том, что и наказание за совершение грехов и ослушание Творца в этом месяце возрастает многократно.
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) предупреждал нас:
«Есть те, кто ничего не получит от своего поста, кроме голода и жажды. Есть те, кто ничего не получит от своих ночных молитв, кроме потери сна».
Для тех, кто осознает это, Рамадан действительно, особый месяц. В дополнение к посту, обязательному намазу и дополнительным намазам-таравих, они проводят целый месяц в богослужениях – таких, как совершение желательного намаза, тилява (чтение Корана), зикр и т.д.
После упоминания того, что это всегда было традицией благочестивых людей нашей уммы на протяжении веков, ученый Абуль Хасан Али Надви отмечает: «Я видел своими глазами множество улемов и шейхов, которые прочитывали целиком весь Коран каждый день во время Рамадана. Они проводили почти всю ночь в молитвах. Они ели так мало, что окружающие задавались вопросом, как они могут выдержать все это? Эти великие люди ценили каждый момент Рамадан и не тратили ни минуты из него впустую. Наблюдая за подобными людьми, я всегда вспоминаю поразительные истории об ибадате праведных предков».
Почему мы столько говорим о совершении ибадата в этом месяце? Мы знаем, что термин «ибада» (или «ибадат») – поклонение, подчинение – относится не только к собственно действиям поклонения, таким как намаз, пост, зикр, но также и к обычным мирским действиям, когда они совершаются в соответствии с шариатом и ради поиска довольства Аллаха. К примеру, если верующий идет на работу, чтобы обеспечить свою семью дозволенным пропитанием – это тоже будет ибадатом, поклонением. Однако нужно провести разграничение между этими двумя группами действий. Первая категория состоит из прямых действий поклонения (молитва, пост, милостыня), вторая – из косвенных действий, которые могут стать ибадатом лишь при правильном намерении и следовании законам шариата в их совершении. Хотя вторая категория имеет важное значение, есть опасность, что по своей природе эти действия могут лишиться их подлинного смысла и стать самоцелью (когда человек, например, будет работать просто ради того, чтобы получить побольше денег). Тогда нам на помощь и приходит собственно поклонение, когда мы можем очистить наше намерения.
Ислам не одобряет монашества. От нас не требуется, чтобы мы постоянно изолировали себя от внешнего мира, поскольку испытание нашей жизни и состоит в том, чтобы прожить достойную жизнь в этом мире, повинуясь Творцу. Но смысл обязательного поклонения состоит в том, чтобы мы могли на время оторваться от суеты этого мира. Один из примеров – пять ежедневных молитв. В течение нескольких минут через каждые несколько часов в течение дня мы оставляем дела этого мира и предстаем перед Всевышним, напоминая себе, что никто, кроме Него, не достоин нашего поклонения. Рамадан поднимает эти действия на более высокий уровень, обеспечивая нам возможность помнить о нашем Создателе целый месяц.
Во время Рамадана есть также уникальный вид поклонения как и’тикаф, когда человек оставляет все свои обычные действия и находится в мечети в течение определенного периода. От каждой местной общины требуется, чтобы в ней был хотя бы один человек, который будет выполнять и’тикаф в течение десяти последних дней Рамадана. Но даже если человек не может провести столько времени в мечети, ему следует проводить столько времени в мечети, сколько он может (это касается мужчин, а не женщин, женщина может совершать подобное поклонение дома).
Благодаря «прямому» ибадату мы «подзаряжаем» наши батареи, а косвенный помогает нам использовать накопленную энергию для продвижения вперед нашей жизни. Рамадан и является таким временем для восстановления наших духовных сил. Да поможет нам Аллах провести его с пользой и не упустить его благословения. Амин.
Рамадан в вопросах и ответах
Иллюстрация: Евгения Андреева
Что такое Рамадан?
Священный Рамадан — месяц лунного мусульманского календаря. В месяц Рамадан людям был ниспослан Коран, так что для мусульман это особое время. В этот месяц предписан ежедневный пост, а также усердие в исполнении обрядов поклонения Всевышнему, духовном совершенствовании, добрых делах.
В российских мусульманских регионах пост называется «ураза», отсюда выражения «держать уразу» (поститься), «отпустить уразу» (закончить пост вечером), «Ураза-Байрам» (праздник разговения).
Как постятся мусульмане?
Мусульмане постятся несколько иначе, чем это делают современные христиане и иудеи. Во время поста последователи ислама отказываются не только, к примеру, от мяса и яиц, но даже от огурцов и помидоров. Скажем прямо: мусульмане во время поста вообще ничего не едят и даже не пьют. Более того, не вступают в половые отношения. Неужели целый месяц? — спросит непосвященный читатель и будет прав в своем недоумении.
На самом деле пост продолжается целый месяц, но только в светлое время суток — с утренней молитвы (намаза) и до вечернего азана (призыва на намаз). Летом этот период довольно длительный, зимой короче. С наступлением темноты на стол мусульманина возвращается его повседневное меню, а в его спальню — радости семейной жизни без каких-либо дополнительных ограничений.
Что еще должен делать постящийся?
Во время Рамадана следует сдерживать свой нрав, вести себя благородно, стараться выйти на новый уровень самосовершенствования во всем, совершать благие поступки: делать приятное родственникам и соседям, помогать обездоленным, радовать свою семью, проявлять социальную активность, чтобы улучшить жизнь общества, учиться и передавать знания другим.
Месяц Рамадан – в чем его смысл; как подготовиться к его приходу и соблюдению поста
Исламский информационно-образовательный портал
«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).
Если начал держать посты не с момента половой зрелости (времени совершеннолетия), а на несколько лет позже, должен ли он возмещать посты за пропущенные годы?
Принимается ли пост, если не совершаешь намаз (не носишь хиджаб, не исполняешь других религиозных обязанностей)?
Что такое сухур и ифтар, обязательны ли они?
Если не хочется прерывать пост из-за месячных, можно ли принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?
Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?
Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?
О посте в Рамадан для новичков
Аудио версия настоящей статьи:
Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.
1. Что такое мусульманский пост?
Мусульманский пост в Рамадан — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. В то же время нужно ответственно отнестись к духовному содержанию поста — временное лишение себя определенных благ, как форма поклонения Господу и выполнение Его велений.
Пост — это не диета, а в первую очередь поклонение Богу и воспитание духа. Но вместе с намерением поклонения Всевышнему вы можете иметь конкретное и измеримое намерение скинуть лишние килограммы и оздоровиться. Оздоровление организма — богоугодное дело[1]. О сути поста читайте в специальной статье здесь. Дополнительно в месяц поста верующие коллективно читают молитву Таравих. Каждый день читают Коран или перевод его смыслов, в течение месяца стараются выплатить закят, больше читают ду‘а, налаживают отношения с людьми, прощают других, больше молятся, ходят в гости, угощают, помогают другим и т. д. Это все желательно, в отличие от обязательного воздержания от еды, питья и супружеских половых сношений. О том, как совершать молитву Таравих, читайте здесь.
2. Когда начинается пост и Рамадан в 2021 году?
3. Кто обязан соблюдать пост?
Есть условия, при которых соблюдение поста обретает каноническую обязательность:
— физическая способность поститься.
4. Как поститься в течение дня Рамадана?
Каждый день поста состоит из 2-х периодов.
Период воздержания — от рассвета (время начала утренней молитвы Фаджр) до заката солнца (до начала 4-й молитвы Магриб). В это время нельзя пить, есть и иметь половые отношения с супругой (супругом). Целоваться и обниматься с женой (мужем) можно. Это не нарушает пост. Запрещен лишь половой акт.
Период когда еда, питье и половые отношения дозволены — от заката солнца (с началом времени 4-й молитвы Магриб) до зари (начала времени утренней молитвы Фаджр), то есть ночной период суток. Традиционно этот период начинается с разговения (питья чистой воды и употребления, например, финика). К примеру: в первый день поста в вашем городе рассвет (не восход солнца, а именно рассвет, появляющийся примерно за полтора часа до восхода) начинается в 3:40, а закат солнца в 22:50, то есть вы поститесь (воздерживаетесь) с 3:40 до 22:50. А между 22:50 до следующей зари все становится дозволенным.
Период разговления (Ифтара) и период сухура Намерение на соблюдение поста вы можете (1) проговорить про себя, вслух либо (2) лишь задуматься об этом мысленно с вечера или сразу после приема пищи перед рассветом. Про то, как это делать, читайте ниже.
5. Сухур и намерение на пост
Сухур — это предрассветный прием пищи в период поста в течение месяца Рамадан. Сухур и намерение на пост связаны друг с другом тем, что это по сути два действия перед наступлением периода воздержания. Пример: если молитва Фаджр начинается в 5:40, то сухур длится до 5:40. И не более того. А то, что некоторые оставляют время «про запас» и прекращают прием пищи еще в 5:20, канонического обоснования не имеет. Такой необходимости нет, тем более когда длинные дни и короткие ночи.
Намерение (ният) — присутствие в сердце желания и решимости поститься, следуя велению Господа. Место расположения намерения — сердце, но можно произнести словесно текст намерения.
Пример намерения на пост:
Транскрипция арабского текста намерения: «Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля»
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى
Перевод: «Я намереваюсь соблюдать обязательный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего». Ният должен быть «задан» до утренней зари (намерение поститься может присутствовать в мыслях, сердце еще после захода солнца вечером, накануне дня поста). От ‘Аиши передается: «Пост того, кто не определит его [сердечным намерением] до утренней зари, является недействительным»[5]. После проговаривания намерения и с началом наступления молитвы Фаджр (рассвет) вы вступаете в состояние постящегося.
Если я забыл про намерение утром?
Подробнее о намерении и практических вопросах, связанных с ним, смотрите в специальной расширенной статье здесь. После того как солнце сядет (наступит время 4-й молитвы Магриб), настает период, когда дозволено питье, еда и интимные отношения с супругой (супругом).
6. Ифтар. Что говорить вечером перед едой?
Период, когда все дозволено, начинается с ифтара (разговения).
Ифтар — это вечерний прием пищи в период поста во время месяца Рамадан. После ифтара можно, например, прочитать одну из следующих молитв:
Дуа № 1
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ، وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ
ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ
يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ ،
Транскрипция: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя ааманту. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарту.
Перевод: «О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение».
Дуа № 2
Транскрипция: «Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ. يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي. اَلْحَمْدُ ِللهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ
Перевод: «О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся».
Дуа № 3
Транскрипция: «Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли яй гаффару ма каддамту ва ма аххарту».
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ
وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ
وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ.
فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ
Перевод: «О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»
7. Какой рацион предпочтителен для постящегося?
Все индивидуально. Одни постящиеся работают физически, другие интеллектуально, а кто-то вообще избегает труда (не вариант для верующего). По этой причине вы должны подбирать рацион с учетом пользы для организма, физической активности и распорядка суток на время поста.
Общие рекомендации: Необходимо вечером и во время утреннего приема пищи пить больше воды, есть фрукты и только после этого овощи, крупы, сухофрукты, рыбу и т. п. Вечером лучше есть то, что быстро переваривается (фрукты и овощи), а во время сухура (предрассветного приема пищи) — что дольше переваривается, например, орехи и белковую пищу (яйца, рыбу или мясо). Старайтесь делать акцент на воду хотя бы за 30 минут до еды, чтобы непосредственно перед едой не разбавлять ею желудочный сок. После еды также желательно подождать очевидного чувства жажды (примерно через 40 минут после приема пищи), тем самым облегчив и ускорив пищеварение. В ночное время необходимо восполнять водный баланс организма. Старайтесь между вечерними и утренними приемами пищи выпивать до 2-х литров чистой воды. Мы рекомендуем воду «Триллионер». Она ледниковая и не содержит искусственных примесей. Учтите, что пост целебен тем, что во время голодания организм сжигает (утилизирует) остатки запасов. Вода — основной источник вывода отходов этого процесса из организма. Не будет достаточного количества воды, все переработанные токсины будут скапливаться внутри вас и отравлять тело.
Мои рекомендации (Шамиля Аляутдинова, автора umma.ru):
Сухур (предрассветный прием пищи). На сухур лучше употреблять в пищу то, что дольше переваривается, например, крупы, орехи и белковую пищу (яйца, рыбу или мясо). Акцент на то, что содержит много клетчатки и белка. Клетчатка препятствует скорому появлению чувства голода, питает организм и чистит кишечник, на 70% отвечающий за нашу иммунную систему, а белок — это строительный материал нашего тела, очень важный и необходимый. Но не ешьте белки вперемешку с фруктами и не запивайте большим количеством воды. Старайтесь делать акцент на воду хотя бы за 30 минут до еды, чтобы непосредственно перед едой не разбавлять ею желудочный сок. Также рекомендую съесть любимый «живой» кисломолочный продукт, например, простоквашу, кефир или мацони. Один стакан. Полезно смешать его с одним зубчиком чеснока, порезанного на средние, удобные для проглатывания кусочки. Если чеснок не жевать и излишне мелко не резать, запаха не будет. Но пользы от него для нашего организма очень и очень много. Кисломолочный продукт должен быть непременно с живыми бактериями. Он может стоить чуть дороже, но именно такой продукт полезен.
Ифтар (вечерний прием пищи). Натощак воду, много воды и фрукты. И лишь через сорок минут после этого — прием пищи. За это время можете спокойно помолиться, совершив молитву Магриб, и прочитать ду‘а либо несколько страниц из полезной книги. Во время ифтара (вечернего приема пищи) делайте акцент на фрукты, салаты из зелени, на овощи. То есть на то, что содержит много клетчатки и при этом легко переваривается. После еды также желательно подождать явного чувства жажды (примерно через 40 минут после приема пищи), тем самым облегчив и ускорив пищеварение. Между вечерним и утренним приемами пищи — непременно сон! После предрассветного приема пищи также следует поспать, тем более если вам затем идти на работу. Проснувшись, разгоните мнимую усталость и сонливость зарядкой и контрастным душем. Используйте гели и шампуни с приятным ароматом. В дни поста пользуйтесь парфюмом (подробнее об использовании спиртовой парфюмерии здесь). Приятные ароматы и запахи активизируют работу мозга, добавят праздничности, воодушевления, настроят на активный и продуктивный день.
8. Что может нарушить мой пост в течение дня?
Если вы понимаете, в чем суть поста (см. ответ на первый вопрос), то, согласно каноническим правилам, пост нарушает: намеренное употребление еды, воды и совершение полового акта в светлое время суток (в период воздержания). Постящимся впервые важно знать, что в Интернете публикуется масса надуманных запретов. Здесь вы можете ознакомиться со списком того, что не нарушает пост. В статье мы привели ссылки на авторитетные труды мусульманских богословов и первоисточники (достоверные хадисы). Важно понимать, что мнения отдельных шейхов и имамов еще ничего не решают, практиковать их не всегда следует. Будьте благоразумны. Это их личный выбор. Не стоит фанатично навязывать его другим. Напомню, что Коран и Сунна являются ключевыми и основными источниками исламского богословия. Коран занимает первостепенное положение и является сводом правил и положений. Затем следует Сунна, которая служит теоретическим объяснением и фактическим применением положений Корана.
По забывчивости — не нарушает пост.
9. Слюна нарушает пост?
Однозначно не нарушает. Внимательно прочитайте статью о случаях, канонически не нарушающих пост. Пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. Слюну сглатывать можно.
10. Пост женщины. Какие особенности?
В послеродовой период и во время регул (менструации) соблюдение поста женщинами запрещено (харам), независимо от возраста и семейного положения[7]. Пропущенные дни восполняются один к одному по завершении Рамадана, в разбивку либо подряд. Подробнее здесь. В период беременности и кормления грудью женщина также не постится.
11. Половой акт во время воздержания в пост запрещен. А объятия и поцелуи супругов?
Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова супруги пророка Мухаммада ‘Аиши: «Запретным для него [для постящегося] является [лишь] половой акт»[8]. Во время соблюдения поста можно целовать жену (мужа) и обнимать. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) целовал свою супругу ‘Аишу в Рамадан и обнимал в дневное время, что с ее слов передано в нескольких достоверных хадисах[9]. Важно понять: нарушает пост лишь половой акт. Объятия с женой (мужем), ласки и поцелуи не влияют на действительность поста[10]. Отношения мужа и жены должны цвести в любой месяц и любой день года. Рамадан не является исключением. Единственное, что запрещено в дневное время суток в пост, – это половой акт. Безусловно, если муж с женой имеют обоснованные опасения, что поцелуи и объятья могут привести к половому акту, тогда они воздерживаются даже от этого в часы поста. Но в таком случае им следует компенсировать это воздержание от поцелуев и объятий обилием их в ночное время суток. Как показывает современная семейная практика, без этого отношения охладевают, грубеют, черствеют и в итоге через несколько лет совместной жизни умирают. Не религия приводит к этому, а неправильное ее понимание и отсутствие элементарных навыков жить с радостью, счастьем и глубоким живым чувством благодарности друг к другу и – к Богу.
12. Воду и финики нужно употребить до ду‘а или после ду‘а?
Первым делом — вода и 1–3 финика. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) делал так: во время разговения первым делом пил воду и мог съесть несколько фиников, затем совершал вечернюю молитву-намаз и уже после ел.
13. Можно ли днем чистить зубы?
Не нарушают пост чистка зубов мисваком[11] или зубной щеткой[12]. От использования зубной пасты во время поста лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. ‘Амир ибн Раби‘а говорил:«Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком во время поста»[13]. Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак мог быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом[14]. А у свежего мисвака есть и вкус, и аромат. «Ибн Сирин сказал, что можно чистить зубы свежим (влажным) мисваком. У него спросили:«Но он ведь имеет вкус?!» Тот ответил:«И вода имеет вкус, но ты ведь полощешь ею рот во время поста [что никак не влияет на его действительность]»[15].
14. Как бороться с неприятным запахом изо рта днем?
Когда человек не ест долгое время, изо рта иногда начинает плохо пахнуть. Замечу, что если совсем плохо пахнет, то это проблемы с кишечником и пищеварением, которые нужно решать, советуясь с врачом, а пост здесь ни при чем. Вот простые рекомендации, как минимизировать запах изо рта:
— тщательно почистить зубы специальной нитью и щеткой с пастой после предрассветного приема пищи (сухура);
— после сна в период воздержания (поста) почистить зубы мисваком или щеткой с очень малым количеством пасты на ней. Щеткой или специальным приспособлением почистить от микробов язык, корень языка. Главной причиной неприятного запаха изо рта является именно скопление микробов на корне языка;
— используйте ароматные масла или парфюм в течение дня, особенно после утреннего душа. Нанесение качественного масла или парфюма на область живота или груди перебивает неприятный запах почти на целый день.
15. Можно ли пробовать еду в процессе готовки?
Без проглатывания это не нарушает пост[16]. Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова известного сподвижника пророка Мухаммада Ибн ‘Аббаса:«Нет ничего предосудительного в том, чтобы пробовать пищу [в процессе ее приготовления] во время соблюдения поста»[17].
16. Как реагировать на критику окружающих?
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть не бранится, не кричит. А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост, я соблюдаю пост»[18]. Важно минимизировать негативные эмоции и максимизировать позитивные, уметь направить высвободившуюся энергию на полезные дела (в первой половине дня — акцент на интеллектуальную работу, во второй — на физическую). И самое главное — это психологический настрой. «Закрутите» все свои мысли, слова и дела вокруг приоритетных целей и проектов. Когда научитесь этому на практике, времени и сил на обиды и негативные эмоции просто не останется.
17. Принимается ли пост, если человек не совершает намаз?
Пост (при наличие необходимых для него условий) принимается как самостоятельная отдельная форма поклонения Богу. Совершение или несовершение человеком намаза не влияет на это. Подробнее об этом здесь. Полезно знать, что если человек отрицает пятикратный намаз, но постится, то его вера под вопросом. Если же человек согласен с обязательностью намаза, но для начала решил практиковать только пост, то ему надо поскорей начинать молиться. Это два важных столпа религиозной практики, но каждый из них самостоятелен. Также важно учесть, что некоторые не совершают еще намаз, так как совсем недавно приняли Ислам. Кто-то начинает с поста, кто-то с намаза. В любом случае такой подход не может быть осуждаем. Любой мусульманин начинал с чего-то и постепенно приобщал себя ко всем обязательным обрядам (намаз, пост, закят, хадж).
18. Как по расписанию намаза определять время, когда можно есть и когда нельзя?
Есть и пить можно до начала молитвы Фаджр (это примерно за полтора часа до восхода солнца). А вот запрет на все действует с наступлением Фаджра до наступления молитвы Магриб, которая начинается сразу после захода солнца. На главной странице нашего сайта umma.ru есть расписание намаза для некоторых городов. Ориентируйтесь по нему. Утром желательно прекратить есть и пить не ровно с началом Фаджра, а за несколько минут до его наступления. Поели, проговорили намерение поститься в предстоящий день и пошли чистить зубы.
19. Можно ли в период поста, в дневное время, посещать сауну или хаммам?
Можно. Никак не возбраняется. Но лучше это делать ближе к ифтару, незадолго до ифтара, так как после сауны или хаммама может появиться усталость и слабость. Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит описание известного ученого-мухаддиса первого поколения после пророка Мухаммада (ат-таби‘ун) аш-Ша‘би, который, соблюдая пост в Рамадан, именно в дневное время суток посещал хаммам (то есть ванну, купалью). [19].
20. Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море?
Да, можно. Никаких ограничений по использованию воды в пост нет, кроме – питья. Суть поста – в воздержании от еды, питья и половых отношений в дневное время суток. Если вы плаваете или моетесь без заглатывания воды, то это не нарушает ваш пост днем. Мнения об ограничении в купании во время поста, которые вы можете встретить в Интернете, были с самого начала формирования мусульманского богословия. Но! Это всего лишь домыслы, они не имеют основания, тем более достоверного канонического обоснования (Коран и Сунна)[20]. Например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема«Полное омытие тела (купание) соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно во время поста полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком[21], мыться, купаться, посещать баню и т. п. В специальном материале мы подробно разбираем эту тему и приводим аргументы из достоверной Сунны.
21. Можно ли во время поста пользоваться парфюмом?
Можно. Это облегчает соблюдение поста и делает его более праздничным, а также привлекает внимание ангелов проявления милости Всевышнего. Подробнее о дозволенности использования спиртовой парфюмерии здесь.
22. Действителен ли пост, если проспал сухур (утренний прием пищи)?
О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре (утреннем приеме пищи) — Божья благодать (баракят)!»[22]. Утренний прием пищи крайне желателен. Если проспали, но еще до сна планировали (имели намерение) поститься в предстоящий день, то после сна продолжаете поститься как обычно. И не бойтесь того, что не поели и не попили на сухур. В конце дня вы искренне удивитесь тому, как легко все прошло.
23. Некоторые новички утверждают, что нужно спать во время Рамадана, ибо когда спишь, не съешь что-нибудь случайно, не будешь сквернословить.
Так говорят лентяи и тунеядцы, терпящие «ради Аллаха» и живущие за чужой счет: своего старшего брата (сестры), родителей или на «кяфирское» социальное пособие. В Коране сказано:
«Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом], тем людям Всевышний откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной “трассе” надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах и поступках» (см. Св. Коран, 29:69).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «[Лучшие — те] кто не становится бременем (ношей) для других»[23]. Усердие и труд являются неотъемлемой частью повседневной жизни мусульманина. Он верит в неизбежность Судного Дня не языком, а на деле, он многократно читал в Коране, что там объявят «о том, что вы делали»[24]. За безделье и тунеядство придется понести ответ.
24. Сколько человек сможет выдержать без воды и еды? Может ли он умереть, если не будет пить воду летом по 17–18 часов?
Может, если у него серьезные проблемы со здоровьем и для него вода является важным фактором, влияющим на работу организма (например, у кого больные почки или сахарный диабет). Если человек здоров, то восполнение водного баланса в ночное время будет компенсировать дневное воздержание. Нужно выпивать до 2-х литров чистой воды в ночное время. Чай, кофе, компоты, лимонады и соки не относятся к понятию воды. Первоочередно необходима именно чистая питьевая вода. Если будете поститься, то почувствуете, что даже в длинные для нашей широты летние дни сложности с лишением себя еды и питья могут возникнуть лишь в первые 3–4 дня, а могут и вообще не возникнуть. Последующие же дни покажут, что и без воды такое количество часов человек может прожить, получая немало пользы в том числе и для здоровья, а также — огромное удовольствие.
25. В каких случаях можно пропустить пост?
— Человек тяжело заболел,
— отправился в путь, и соблюдение поста для него затруднительно,
— у женщины начались месячные.
26. Как быть, если человек не восполнил пропущенные дни с прошлого поста?
В обычном порядке соблюдает пост в месяц Рамадан. По завершении Рамадана запланирует себе восполнение пропущенного, например, на зимний период.
27. Мне 50 лет. В этом году пост впервые. Что делать с предыдущим пропущенными постами?
Если вы не были мусульманином до 50 лет (не было осознания религиозных убеждений), то, начав исполнение религиозной практики, так же, как и неофит[25], ничего не восстанавливаете. Если же вы имели осознанные религиозные убеждения, были знакомы с постулатами веры и религиозной практики, одним из пяти столпов которой является обязательный пост в месяц Рамадан, но все равно не постились, то необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания либо после него, когда вы осознали религиозные убеждения, осознанно уверовали.
28. Обязателен ли Таравих?
Нет, не обязателен. Это — сунна. Подробнее об этой молитве здесь.
29. Хочу читать Таравих в мечети, но не умею. Как быть?
Это не является непреодолимым препятствием. Приходите в мечеть в состоянии ритуальной чистоты (полное омовение и малое), проговариваете намерение совершить молитву вместе с имамом и повторяете все движения за ним. Вам, конечно же, следует сразу начать заучивать молитвенные формулы, необходимые для намаза. В этом вам поможет книга «Мусульманская молитвенная практика» либо этот раздел на umma.ru. Но еще ничего не выучив из молитвенных формул, вы все равно можете благополучно присоединиться к имаму мечети во время совершения им молитвы-намаза. На время обучения ничего не бойтесь. Учитесь, ошибайтесь, но не останавливайтесь. За каждый ваш шаг вы получите награду от Бога.
30. Чтение Таравих-намаза дома.
Молитву Таравих верующий может совершить и дома, в одиночестве либо с домочадцами. Такое возможно и канонически будет полноценно.
31. Беременные и кормящие грудью.
В период беременности и кормления грудью категорически нельзя соблюдать пост. Это может нанести непоправимый вред плоду (новорожденному ребенку) и окажется в итоге серьезным грехом пред Богом. Это не только практически, но и канонически запрещено. У нас есть материалы на эту тему с подробным пояснением и выходом из ситуации, когда женщина каждые два года беременеет и кормит грудью.
32. Как совместить пост и работу?
— возьмите отпуск на последние 10 дней поста,
— договоритесь о работе дома,
— спите днем вместо обеда,
— минимум бестолковых занятий в свободное после работы время,
— питайтесь правильно и только здоровой пищей,
— отсыпайтесь в выходные дни.
Стоит ли соблюдающему пост менять свой режим работы на период Рамадана, скажем, уйти в отпуск, или жизнь продолжается в привычном ритме? Однозначно сказать не могу, так как, например, в летний период у многих отпуска и можно совместить. В то же время, оставаясь в привычном рабочем ритме, можно серьезно перевыполнить месячный план, так как нет перерывов на чай, кофе, завтрак, обед, полдник и пустые разговоры. Мой опыт соблюдения поста в Рамадан (с 1987 года) подтверждает, что продуктивность и эффективность в это время резко возрастают. Для этого важны строгие самодисциплина и распорядок дня, а также правильное питание и своевременный сон. И конечно же — цели, «упакованные» в сроки! Сам я соблюдал пост и учась в обычной московской школе в 80-х годах, и сдавая очень сложные экзамены в университете в 90-х, и проводя с 1997 года необычайно энергозатратные пятничные лекции и проповеди, а также выступая в прямом эфире на телевизионных и радио передачах. Пост во всем этом мне не мешал, а помогал. Главное — (1) как только появляется возможность, постараться компенсировать недосып (более пятидневное его накопление может сильно навредить здоровью как в период Рамадана, так и в любой другой месяц), (2) правильно питаться и (3) больше двигаться (спорт до усталости и приходящей после нее бодрости).
Вот несколько мнений и рекомендаций от моих подписчиков на Fb:
Я брал недельный отпуск на первую неделю поста. Но теперь в этом нет необходимости. Главное — избавиться от внутренних страхов. Арман.
12 лет из своих 42-х прожила в Южной Корее. Держала там пост. 2 года из них училась. Пост выпадал и на экзаменационный период. Училась с иностранцами. Были подруги-японки, тайки, монголки, кореянки, которые не понимали, как я могу начать утро без кофе))). Бывали такие студенты, которые спорили друг с другом, выдержу ли я до конца Рамадана без обеда. Потом устроилась на работу. Объяснила руководителю, что в месяц Рамадан не буду выходить с коллективом на обед. Мне даже разрешили читать намаз в отдельной комнате. Кто-то восхищался моим терпением, кто-то жалел. Одна девушка-бурятка сказала: «Ну съешь хоть яблоко, это же не еда». А когда я ответила, что даже воду пить нельзя, она на меня смотрела как на ненормальную. Был смешной случай, когда корейцы пригласили на ужин и объяснили всем сотрудникам ресторана, что мне надо начать есть в определенное время. И все официанты смотрели на часы в ожидании наступления времени ифтара, а когда оно наступило, все хором закричали: «Можно-о-о!» Было очень приятно, что все понимали и поддерживали в чужой немусульманской стране. Яна.
У сына в прошлом году на пост пришлась сдача экзаменов в университете. Никаких затруднений он не отметил, сдал все с неизменным отличным результатом, отмечая «свежесть в голове». Тем самым еще и товарища из Казахстана «заразил» попробовать поститься. Бабушка 90 лет в прошлом году волновалась, что сил не хватит, к окончанию поста «просто летала». От настроя и убеждения в великой пользе поста многое зависит. Рашид.
Однозначно Рамадан провожу на работе. У меня работа офисная, в нем комфортнее (спокойная работа, кондиционер при жаркой погоде всегда можно включить). Времени появляется и вправду больше. Вот на выходные, наоборот, от суеты домашних дел и прогулок с детьми чувствуешь усталость ближе к вечеру. Но все же ближе к ифтару усталость забывается))) Айдос.
Рамадан – самый благодатный и плодотворный месяц. Чувство духовного восторга неописуемо, каждый вдох ощущается по-другому. И этот месяц плодотворнее других, только в этот период понимаешь, сколько времени уходит на завтраки-обеды-ужины и перекусы)) В работе ли, в учебе, на тренировках чаще входишь в состояние потока. Кто не соблюдал — попробуйте (все страхи надуманны), и вы почувствуете красоту духовного, нравственного и всестороннего роста и восторга! Анвар.
Если работа связана с постоянными совещаниями, стрессом, конфликтами, где рядом постоянная ругань, нецензурные ругательства и невозможно уйти от этого, то лучше взять отпуск на время уразы. Я лично так стараюсь делать. Таравих в уразу — это что-то! Последние десять дней Таравиха и ночного стояния в намазе… этот баракят считаю глупо променивать на что-то. Уразу жду каждый год. Ни с чем не сравнимые ощущения. Рамиль.
33. Что еще делать в Рамадан, кроме воздержания?
1. Сосредоточенно работать над текущими целями и задачами (Триллионерный Рамадан).
2. Выстраивать добрые отношения с близкими (простить, навестить, сделать приятное).
3. Рассчитать и выплатить годовой закят; передать милостыню, начиная с нуждающихся из числа близких и родных.
4. Читать, например, по 10 страниц богословского перевода смыслов Корана. В зависимости от вашего распорядка дня следует подобрать конкретный промежуток времени и строго именно его посвящать чтению каждый день. Тем, кому не надо рано вставать на работу или учебу, рекомендую читать по 30-60 минут после утреннего приема пищи (сухур) и совершения намаза Фаджр.
5. Читать, например, по 10 страниц богословского перевода хадисов (высказываний пророка Мухаммада).
6. Заниматься спортом хотя бы по часу в день, например, пилатесом или йогой. Аэробные и силовые занятия планировать ближе ко времени вечернего приема пищи (к ифтару), за два-три часа до него.
7. Начать слышать себя и понять свои истинные желания, а для этого перестать слушать новости по телевидению и читать их в Интернете. Уделите больше внимания самоанализу, себе и своей жизненной истории – чего достигли и чего намерены достичь в ближайшее время; что вас гложет и постоянно беспокоит, как обрести душевное спокойствие. В этом контексте рекомендую прочитать обе части моей книги «Стань самым умным и самым богатым».
8. Ежедневно совершать молитву Таравих, хотя бы дома, хотя бы 8 ракяатов.
9. Прочитать хотя бы одну книгу про совершенствование нравственных качеств, например, мою «Мир души». Кстати, в этом году у нас состоится очередной раунд игры «Триллионерный Рамадан» на cel.one. Подробности на сайте cel.one. В этом созидательном забеге мы ставим цели на Рамадан и достигаем их в течение месяца поста.
34. Общение с противоположным полом
Если вы недавно приняли Ислам, то должны понимать, что мусульманин (мусульманка) не может общаться близко и наедине с противоположным полом. Рамадан – отличное время на деле применить мусульманские принципы в этом вопросе: общаться лишь с той (с тем), с кем вы намерены создать семью, стать мужем и женой на всю жизнь, и лишь в присутствии других людей, в общественном месте, без объятий и поцелуев. Подробнее об этом здесь.
35. Спорт в Рамадан
Умеренный спорт в дни поста полезен и актуален. Не бойтесь физических нагрузок! В первой половине дня рекомендую ограничиться легкими нагрузками (пробежка, растяжка, зарядка, планка, подтягивания и отжимания). Задача этих легких нагрузок каждые час-два – активизировать кровоток; включив мышцы (особенно мышцы ног), разгрузить сердце и содействовать поступлению кислорода в мозг, что придаст ясности мышления и активирует эмоциональное пробуждение. В итоге вы приобретете бодрость и будете поддерживать ее до 14:00. После, например, в рабочий обеденный перерыв найдите возможность вздремнуть хотя бы 20-40 минут. Это – полная перезагрузка мозга, энергетический заряд на вечер и на следующее утро. Спать днем следует не больше часа. После пробуждения с новыми силами также продолжайте легкие нагрузки каждые час-два. Но при этом за два-три часа до ифтара (вечернего разговения) полезно запланировать ежедневную серьезную часовую нагрузку. В итоге ежедневно, а особенно по завершении месяца Рамадан организм будет вам очень и очень благодарен!
Можно ли бегать марафон (21 километр) во время поста?
Нельзя. Обезвоживание (как результат такой нагрузки) может серьезно навредить вашему здоровью. Особенно сердечно-сосудистой системе.
36. Грехи в Рамадан
Следует помнить, что месяц поста – это воспитание души и тела, а потому его следует наполнить самодисциплиной, воспитанностью, добротой и благонравием. Следует воздержаться от очевидных грехов, в первой десятке среди которых – грехи языка (ругать, сплетни, наговоры, ложь). А потому – больше молчать. Если говорите, то лишь благое[26]. Рамадан – очень благоприятный период для роста и взросления личности.
37. Важные периоды в месяц Рамадан.
Во время поста можно выделить важные события и периоды. Например:
1. Первые три-четыре дня организм привыкает к новому режиму питания и сна.
2. Каждый день во время предрассветного приема пищи (сухур) и сразу после него вместе с намерением на пост молить Всевышнего о конкретном в земной перспективе и вечной.
3. Последние десять вечеров стараться совершать Таравих именно в мечети.
4. В ночное время уделить внимание молитве и чтению того, что усиливает вашу целеустремленность и обязательность, самодисциплину и набожность. Ночь могущества (Ляйлятуль-кадр). В ночное время уделить 10-15 минут самым сокровенным молитвам-ду‘а. Смотрите подробнее здесь. Ночь перед праздничной молитвой. Все организовать так, чтобы непременно посетить праздничную молитву в мечети. Это касается мужчин. А женщинам следует поспособствовать созданию дома настроения праздника для всей семьи и близких, а также соседей. Праздничная молитва. Она не обязательна, но в этот день мечети и улицы вокруг них переполняются верующими, собравшимися поблагодарить Бога за прошедший месяц поста. И так во всем мире. Около миллиарда людей разных культур, взглядов и возрастов. Сильное и укрепляющее веру зрелище. Смотрите подробнее здесь.
38. Садака в Рамадан.
Важно выделить особый тип садаки. Это закятуль-фитр — налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам), а точнее — до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети[27]. Подробнее смотрите здесь.
39. Я не смог выдержать пост весь день, прервал. Как быть?
Если вынужденно прервали, постарайтесь не нарушать график приема пищи и сна. Прервали — пейте просто воду до ифтара (вечернего разговения). Сразу после завершения месяца поста и праздничного дня восполните пропущенное.
40. У меня остались вопросы про пост.
У нас на сайте есть целый проект про пост с подробными пояснениями, с цитированием аятов из богословского перевода Корана, хадисов (высказываний пророка Мухаммада) и со ссылками на труды авторитетных мусульманских ученых прошлого. Смотрите здесь. Смотрите подборку видео здесь. Тематическую подборку аудио слушайте здесь. Читайте богословский перевод Корана здесь. А еще подпишитесь на наш телеграм, фейсбук и вконтакте, ютуб, чтобы весь месяц получать важный контент по посту и не только.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Есть два блага [бесценных Божественных дара], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих».
[2] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 264, хадис № 2320, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадисы № 1656 и 1657, оба «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 238, хадисы № 2133 и 2134, оба «сахих».
[3] Совершеннолетие по канонам Ислама наступает с половым созреванием, то есть примерно в 12–15 лет.
[4] Люди, имеющие психические заболевания, полностью освобождены от выполнения религиозной практики.
[5] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Байхакы, ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9018, «хасан». Похожий хадис есть от Хафсы в св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 278, хадис № 2454, «сахих».
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих». Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.
[7] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 87.
[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, перед хадисом № 1927.
[9] Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, 573, хадисы № 1927, 1928 и 1929; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадисы № 1683-1685, все «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 225, хадисы № 1649–1652 и пояснение к ним.
[10] Это один из выводов имама аш-Шавкяни в пояснении к хадисам по теме. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 225, хадисы № 1649–1652 и пояснение к ним.
[11] Мисвак — палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно. Достоверно известно, что пророк Мухаммад пользовался мисваком во время поста. См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.
[12] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.
[13] Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, “хасан”; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.
[14] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.
[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 192, 194; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 50.
[16] Подробнее об этом см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.
[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.
[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 564, хадис № 1894; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 444, хадисы № 160–(1151) и 163– (1151).
[19] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.
[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192–194, пояснение к хадисам 1930–1932; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, пояснение к хадисам № 1647 и 1648.
[21] Кусок ветки, который выполняет одновременно функцию щетки и пасты. Имеет ярко выраженный вкус. Чистит зубы и отбеливает. Во времена пророка Мухаммада именно мисваком (сиваком) поддерживали чистоту полости рта. И в наши дни он не вышел из практики.
[22] Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.
[23] Хадис от Анаса. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, “сахих”.
[24] См.: Св. Коран, 15:93, 21:23, 24:64.
[25] Неофит — новый приверженец какой-нибудь религии.
[26] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!» Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.
[27] Минимальный денежный эквивалент данной милостыни на 2019 год определен ДУМ РФ в размере 100, 300 или 500 рублей с каждого члена семьи, в зависимости от уровня достатка.