в чем смысл ралли
Ралли: чтобы быть в теме (словарь и не только)!
Тема не новая, а скорее переизданная: обновленная и откорректированная. Адресована тем, кто имеет желание познакомится с ралли или только начал свое знакомство. Надеюсь она поможет оказаться «в теме», в теме ралли!
Ну а если что-то останется не ясным или что-то есть добавить, непременно говорите и спрашивайте!
Тема для удобства разделена на несколько частей: Безопасность, Словарь, Рекомендации.
Часть 1. БЕЗОПАСНОСТЬ:
Это основополагающее. Каждый зритель должен понимать, что он должен находится в безопасности и сохранять безопасность экипажам, т.е. не провоцировать на резкое изменения траектории, поскольку это очень опасно в виду того, что пилот экипажа едет на пределе и рассчитывает преодолеть поворот на максимально возможной скорости при оптимальной траектории. Смещение этой траектории может привести к вылету. Соответственно нужно находиться на безопасном расстоянии от дороги (трассы) и в случае необходимости, при вылете машины, должны подготовить путь отхода (куда можно отпрыгнуть, сместиться или за что спрятаться). Нужно всегда быть предельно внимательным, поскольку машина может потерять управление неожиданно. Либо заранее подобрать такое место, где максимально безопасно, например защищено естественным ландшафтом. А если Вы собрались фотографировать и быть максимально близко к трассе, то обязательно оденьте яркую одежду, крайне желательно специальный жилет яркого цвета со световозвращающими вставками.
Не забывайте и о помощи вылетевшим экипажам и предупреждения сзади идущих экипажей об опасности. Если раллийный экипаж попал в сильную аварию, обязательно окажите помощь по следующему алгоритму: если дорога частично или полностью перекрыта, либо сохраняется опасность повторного вылета, примите меры к предупреждению и остановке сзади идущих экипажей на открытой местности (перед поворотом), сохраняя меры личной безопасности. Затем, если экипаж не может выбраться, прежде всего отключите электрику машине. Как правило, на капоте с соответствующим обозначением есть специальный рычажок, который нужно вытянуть или повернуть (не перепутайте с системой включения пожаротушения). После этого окажите необходимую помощь!
Часть 2. РАЛЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ В ТЕМЕ
Классическое ралли или ралли 1-й категории – это автоспортивное соревнование на легковых автомашинах, подготовленных согласно требований, проходящее по дорогам общего пользования, специальные скоростные участки которого перекрытым на время соревнования.
Участникам ралли необходимо безошибочно пройти маршрут ралли с минимально затраченным временем на прохождение специальных участков.
Канал – общая совокупность участников, проходящих маршрут ралли.
Первый водитель, он же пилот, который управляет раллийной машиной.
Второй водитель, он же штурман, это глаза пилота, без которого пройти быстро и точно ралли не возможно! Задач у штурмана очень много, но основополагающая – это запись стенограммы под диктовку пилота во время ознакомления со специальными участками и чтение во время самой гонки.
Убор – уход (вылет) машины с трассы, авария.
Уши – вылет машины с трассы, сопровождающийся переворотом через крышу.
Разложить – разбить или сильно повредить машину, когда машина не может продолжать движение самостоятельно.
Сход – констатация того, что экипаж не может продолжить гонку по какой-либо причине.
Стенограмма – это письменное обозначение трассы путем символов и иных знаков, описывающих повороты и иные особенности ее прохождения. Стенограмма пишется накануне гонки во время ознакомления и читается уже во время самой гонки.
Ознакомление –один из элементов ралли, а именно проезд всего маршрута ралли накануне гонки с написанием стенограммы скоростных специальных участков и последующей проверки. Как правило допускается пройти маршрут ралли не менее 1, но не более 2-х раз, если эти требования выполнены не будут, экипаж к старту не допускается.
ДОП, СУ – скоростной специальный участок.
Карнет – карта, выдаваемая экипажем, где вносятся отметки судьями о пройденном маршруте ралли и времени прохождения.
Дорожная книга – специальная книга, выдается участникам, в которой имеется вся необходимая информация о прохождении маршрута ралли, ее особенностей, а также времени возможного ознакомления.
Рукогон – руководитель гонки.
Овощ – раллийный зритель (это не обидное название).
Омологация – запчасти, машина целиком или экипировка, прошедшая тесты на соответствие безопасности, предъявляемые ФИА и имеющие соответствующую отметку.
РАФ – Российская Автомобильная Федерации, которая является куратором проведение всех автомобильных соревнований в России, дающее право проведение и принимающее меры к безопасности проведения.
ФИА – Международная Федерация Автоспорта (головной штаб во Франции).
Лицензия – разрешение на допуск и право участия в соревнованиях спортсменов. Является международной и имеет размеры, сопоставимые со свидетельством регистрации транспортного средства.
АП – административная проверка, а именно подтверждение заявок, предъявление и получение всех необходимых документов для ралли согласно предъявляемых требований. Пройденная АП дает право на прохождение ТИ и ознакомление.
ТИ – техническая инспекция, т.е. проверка на безопасность и соответствие предъявляемым требованиям.
Секция – лимитированное прохождение маршрута ралли до регруппинга, либо финиша ралли.
Регруппинг – временной перерыв между секциями ралли во время которого подводятся итоги пройденных СУ, а также перегуппируется канал в зависимости от быстроты прохождения (чем быстрее экипаж тем ближе к началу, соответственно первый после регруппинга стартует экипаж, показавший лучший результат по итогам секции). Кроме того во время регруппинга дается возможность обслуживания и дозаправки спортивной техники.
Затычный поворот – поворот, который необходимо пройти с минимальной скоростью.
Шпилька — поворот дороги, трассы ралли, порядка 180 градусов.
Ретардер — искусственно созданное препятствие на прямом участке дороги, для снижения скорости путем его объезда.
Финиш ралли – полное прохождение маршрута ралли, по результатам которой сдается карнет.
Национальные классы подготовки машин согласно регламента и соответствующей документации:
«1600Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 1600 см. куб.
«2000Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 2000 см. куб.
«4000Н» — машины имеющие объем более двух литров, а также машины попадающие в этот класс из-за коэффициента начисляемые за турбонаддув. Основные житель этого класса являются полноприводные STI, Evo.
Раллийный зритель, он же овощ, отличается от каких-либо других зрителей. Он должен сам заботиться о том, чтобы было хорошо, сытно, тепло и весело. Трибуны не для него, если они вообще есть, что бывает крайне редко.
Главное правило овоща – одеться тепло, практично, желательно в яркую одежду или с ярким жилетом, которую не жалко испачкать. А испачкаться можно проходя по оврагам и лесам, помогая вытолкать машину, а иногда, чтобы отпрыгнуть от вылетевшей машины.
Второе правило – приехать заранее и выбрать наиболее подходящее место, где можно будет увидеть много интересного. Каждому что по душе – кому большое количество видимой трассы, кому скоростные связки, кому затычные повороты, но наиболее опытные овощи выбирают опасные места, где максимально возможен убор с трассы, а также трамплины и броды. Выбор наиболее интересных точек приходит со временем. Тем не менее всегда можете сориентироваться исходя из дорожных реалий где с какой скоростью будет ехать тот или иной экипаж, как проходить поворот, а где всеми колесами отрываться от земли.
Третье правило – нужно быть сытым и довольным, и позаботиться об этом самим, для этого не возбраняется собраться компанией, прихватить с собой шашлычок (но соблюдать меры пожарной безопасности (только в мангале), быть бережным к природе ни в коем случае не опускаться до свиньи, т.е. не оставлять мусор). Ну а если без шашлыка, то возьмите горячие напитки в термосе, бутерброды и прочую не хитрую закуску.
Четвертое правило – ралли это рай для любителей фото и видео. Но не забывайте им делиться на соответствующих форумах и конференциях, например, сейчас наиболее популярный форум у раллистов – это ралли-зона (forum.arclub.ru/index.php ), а также различные тематические группы ВКонтакте.
Желаю Вам приятного просмотра.
За фотографии большое спасибо Торжинскому Дмитрию.
С уважением к Вам и помните, ралли эта та болезнь, которая прогрессирует, не диагностируется медициной и лучше которой, вряд что-либо существует!
Все о ралли!
вот еще тоже нашел документ, когда готовились к соревнованиям, пришлось штудировать, выкладываю для любопытных!
В последнее время часто приходится сталкиваться с тем, что многие совершенно не знают, что такое ралли. И называют этим словом практически любой вид автомобильного спорта — даже гонки Формулы-1.
Пункт 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Ралли(или классическое ралли) — это спортивное автомобильное соревнование, проходящее на реальных дорогах, частично перекрываемых только на время проведения ралли, и состоящее в преодолении единого для экипажей маршрута, с соблюдением установленного расписания.
В настоящее время существуют различного уровня официальные соревнования по ралли:
1. Соревнования международного уровня
— Чемпионат мира (WRC) — самое крупное из состязаний в этом виде гонок, включает в себя 12-15 этапов, которые проводятся в различных странах мира в течение года.
— Чемпионат Европы (FIA European Rally Сhampionship)- состоит из 8-10 этапов, проходящих в городах Европы.
— Кубок Европы по ралли (FIA European Rally Cup). Подразделяется на четыре вида: Северный, Восточный, Центральный, Юго-западный Кубки.
Количество этапов в каждом варьируется от 3 до 10.
А также: Африканский Чемпионат по ралли, Чемпионат Среднего Востока, Азиатский Тихоокеанский Чемпионат и т.д.
2. Национальные соревнования
— Чемпионат России по ралли — проводится ежегодно(с января по октябрь)и состоит из 9 этапов, проходящих в различных точках страны, от Карелии до Урала( Карелия, Выборг, Гуково, Новороссийск, Псков и т.д.)
— Кубок России — 13 этапов
— традиционные соревнования
— любительский кубок
Пункт 2. НЕМНОГО ИСТОРИИ…
Евгений Новиков на ралли Сардиния 2009 Считается, что как вид автомобильных соревнований, ралли появилось примерно в конце XIX — начале ХХ века. Началом раллийной истории принято считать 22 июля 1894 года. Именно тогда состоялись первые официальные соревнования по ралли Париж-Руан-Париж.
Любопытно, что сама идея сбора автомобилистов (в английском языке слово «rally», а во французском — «rallier», означают слёт, объединение) возникла в старейшем автомобильном клубе Монако в 1890 году. А вот состоялось такое событие только в январе 1911 года и справедливо считается родоначальником ралли «со звездным сбором», когда участники стартуют из разных мест и сначала едут по разным дорогам, а последнюю часть трассы проходят совместно. Это были первые крупные международные соревнования по ралли под названием «Ралли Монте карло».
Отечественный же приоритет в истории возникновения ралли принадлежит пробегу по царской России 14-18 августа 1909 года по маршруту Петербург-Рига-Петербург протяженностью 1177 км. Его организатором были СПАК (Санкт-Петербургский автомобильный клуб), при поддержке РАО (Российского автомобильного общества) и Балтийского клуба автомобилистов.
Почти через 50 лет после указанных событий, летом 1955 года, в городе Санкт-Петербурге прошли первые советские ралли, а 1958 году состоялся первый чемпионат СССР, а также первый старт советских экипажей на международном ралли «Тысяча озёр» в Финляндии.
В 1959 году в Прибалтике возникли командные зимние ралли, в которых очки получает не экипаж, а команда из нескольких автомобилей (принцип «старт по первому, финиш — по последнему»).
Пункт 3. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
В независимости от уровня соревнований, будь это чемпионат мира или любительские гонки все участники (пилоты и штурманы) проходят так называемые административные проверки, на которых они должны предъявить набор определенных документов. Это в обязательном порядке должны быть: водительское удостоверение, спортивная лицензия и медицинский допуск.
Следующим этапом соревнований является ознакомление с трассой. Экипажу выдается дорожная книга( см. пункт 5), состоящая из маршрутного листа, карты участка местности, по которой проходят соревнования, и легенды. Пользуясь этими документами экипаж имеет право трижды проехать по скоростным участкам( СУ см. пукт 5). Во время ознакомления пилот диктует, а штурман записывает стенограмму (см.пункт 5).
Следующий шаг при подготовке к гонке — прохождение технической инспекции, на которой спортивный автомобиль и вся экипировка (шлем, комбинезон, перчатки обувь) проверяются на предмет соответствия определенным стандартам, называемым омологацией(см. пункт 5).
Успешно пройдя техинспекцию и получив разрешение на участие гонке, экипаж получает право наклеить на спортивный автомобиль стартовые номера и обязательную рекламу.
Соревнования по ралли начинаются обычно с церемонии торжественного старта. Все участники обязаны прибыть в предстартовую зону, где действует режим Закрытого парка (см. пункт 5), за 40 минут до старта первого экипажа. В течение этих 40 минут проводятся официальные мероприятия, иногда построение, выступления официальных лиц, артистов. За 10 минут до своего времени старта, согласно стартовой ведомости, экипаж имеет право занять место в автомобиле, завести мотор и занять очередь на подиум.
Подиум, как правило, представляет собой конструкцию в форме арки с размещенной на ней рекламой спонсоров мероприятия. На подиуме команда получает контрольную карту( или карнет, см. пункт 5) и проезжает первый на этой гонке пункт контроля времени, иначе говоря, КВ(см. пункт 5). После чего вся дальнейшая деятельность происходит согласно маршрутному листу(см. пункт 5). После получения отметки автомобиль, чаще всего, отправляется в сервисную зону, где имеет право сменить «гражданскую резину» на «боевую», на что отводится 10 минут времени. Далее, автомобиль следует на старт первого скоростного участка(СУ).
Все машины проходят маршрут с одними и тем же, межстартовым интервалом, равным 1 или 2 минутам. Гонка проходит в течение двух-трех дней, которые принято называть кругами. Одно ралли, в среднем, включает 2-3 круга. Каждый круг делится на секции, между которыми есть возможность обслужить (отремонтировать) машину в сервисных парках (см. пункт 5), на что дается 20 минут (время на сервис в ралли жестко регламентировано). Каждая секция состоит из отрезков — проездов от одного пункта контроля времени КВ(см. пункт 5) до другого. Отрезки, в свою очередь, делятся на две части: дорожный сектор (см. пункт 5) и скоростной участок (см.пункт 5).
По прибытии на КВ экипаж должен получить отметку в контрольной карте не раньше(!) и не позже назначенного времени. И за опоздание и за опережение будет назначен штраф — пенализация.(см. пункт 5). Пропускать КВ строго запрещено, за пропуск одного КВ экипаж исключается из соревнования.
Если во время гонки произошла, так называемая, уборка (см.пункт 5) автомобиль может быть возвращен на трассу силами экипажа или зрителей (любая другая помощь на гонке запрещена). Помимо сервиса, между секциями происходит такое явление, как ренорминг или регруппинг( см.пункт 5), в результате которых спортсмены стартуют либо в новом порядке(регруппинг), согласно результатам, полученным на пройденных СУ, либо в том же порядке(ренорминг), но без увеличенных временных интервалов, образующихся вследствие выбывания экипажей.
В конце каждого круга все экипажи пребывают в Сервисный парк, где имеют право ремонтировать свой автомобиль в течение 45 минут. В конце дня организаторы гонки подсчитывают результаты (складывают время прохождения всех скоростных участков) и (с учетом пенализации) утверждают результаты.
Те экипажи, которые не финишировали в первом круге, в результате поломок или уборок, имеют право стартовать на следующий день, согласно системе СУПЕР-ралли (см. пункт5), получив при этом несколько минут штрафа за каждый СУ, который они не проехали. Это возможно в том случае, если экипаж и система безопасности автомобиля не получили серьезных повреждений.
На следующем круге все спортивные экипажи стартуют согласно новой стартовой ведомости, в которой участники расположены соответственно результатам вчерашнего дня. После прохождения всех СУ спортсмены прибывают на финиш гонки (обычно расположенный там же, где и старт) и ставятся в ЗП. После чего, в случае несогласия с каким-либо вопросом( результатами соревнования или по другому поводу) экипаж имеет право подать протест (см.пункт 5).
После утверждения итоговых результатов и рассмотрения всех протестов происходит Официальное награждение. Победные кубки вручаются первым трем экипажам в каждом классе, а также в абсолютном и командном зачетах. Церемония, обычно, происходит вечером, в торжественной обстановке.
Пункт 4. Технические характеристики автомобилей.
Спортивный автомобиль изготавливается на основе серийного автомобиля. (За исключением WRC и Super2000, которые не существуют как «гражданские», а выпускаются специально для ралли). Каждая машина, участвующая в гонке, обязательно должна пройти техническую инспекцию, где проверят: соответствует ли автомобиль техническим требованиям и требованиям по безопасности. Особенно строго контролируется соблюдение установленных ограничений.
Дело в том, что в ралли допускаются только вполне определенные доработки автомобиля. Какие именно — зависит от группы подготовки, к которой относится машина. Но, независимо от группы, каждый спортивный автомобиль подготавливается следующим образом:
Каркас Безопасности
1) в первую очередь, из «гражданской начинки» салона автомобиля удаляется почти все и оставляется «голый» кузов, который усиливается (навариваются дополнительные укрепления в точках, испытывающих наибольшие нагрузки)
2) вставляется каркас безопасности, (специально разработанная конструкция: металлические дуги, сделанные из труб оговоренного диаметра и толщины стенки).
Его задача предохранить экипаж от повреждений в случае аварии.
3) сидения заменяются на специальные анатомические, сделанные из композитных материалов.
4) автомобиль оснащается системой пожаротушения и ремнями безопасности (четырех- или шести — точечными).
А вот дальнейшее «творчество» ограничено строгими рамками правил. Если автомобиль относится к «серийной» группе N, его спортивная подготовка минимальна: усиление кузова, доработка подвески и, частично, двигателя. Со «спортивной» группой А ситуация иная: здесь разрешены гораздо более глубокие доработки автомобиля. Большинство узлов и агрегатов заменяются на специально изготовленные для ралли. Свод правил, описывающий разрешенные изменения, называется омологацией.
В группах N и А все автомобили должны ей соответствовать. А на машины «национальной» группы Р( Обозначение «Р» принято в России) это ограничение не распространяется — она самая малобюджетная из всех групп и требования к таким машинам максимально просты. Это могут быть машины и российского и иностранного производства.
Конечно, малолитражки не могут соревноваться с турбированными «монстрами». Поэтому, каждая группа делится на классы, в зависимости от рабочего объема двигателя.
Классы N1 — N4 и A5 — A8
Автомобили группы «Н» в зависимости от приведенного рабочего объема двигателя и количества ведущих колес подразделяются на классы:
1400Н до 1400 см3 включительно, привод на одну ось
1600Н свыше 1400 см3 до 1600 см3 включительно, привод на одну ось
2000Н свыше 1600 см3 до 2000 см3 включительно, привод на одну ось
4000Н до 4000 см3 включительно, привод на одну или на две оси
Автомобили «Волга» (Приложение 20 к КиТТ) относятся к классу 4000Н.
В настоящее время мы находимся в процессе изменения классификации автомобилей, поэтому появляются новые группы и классы, такие как Super 2000 Помимо этого, в настоящий момент существуют еще Super 1600 и Кит-Кар.
Пункт 5. ОСOБЕННОСТИ
Дорожная книга — выдается экипажам перед началом соревнования и содержит детальное описание маршрута в виде легенды, соблюдение которого для всех экипажей является обязательным.
Дорожная книга также включает в себя:
-маршрутный лист ралли с разделением на дорожные сектора, секции и круги,
-общую схему (карту) трассы ралли
-схемы и планы скоростных участков(СУ) на топографических или иных ясно читаемых картах местности
-планы мест старта и финиша ралли
-планы сервисных и закрытых парков.
Скоростные участки(спеучастки) — это участки дороги общего пользования, имеющие старт и финиш, перекрытые для всех видов транспорта, на которых скоростной режим для спортсменов неограничен. Протяженность составляет от 2 до 50 км. Организаторы стараются выбрать участок таким образом, чтобы средняя скорость не превышала 120 км в час. На раллийном слэнге спецучасток иногда называют словом «доп», так как на заре истории российского ралли спецучастки назывались «дополнительными соревнованиями».
Дорожная секция — это часть трассы, которую следует проезжать с соблюдением ПДД.
Супер-спецучасток (SuperSpecial ) — это специальный участок, организованный с целью привлечения наибольшего количества зрителей, и проводимый с соблюдением повышенных требований безопасности. Как правило, в качестве Супер-СУ применяется параллельная гонка, когда два автомобиля стартуют по двум параллельным трассам. Проводятся Супер-Су обычно в черте города либо на специально построенной трассе.
Стенограмма — это подробное описание каждого скоростного участка (все повороты, горки, трамплины, ямы, большие лужи и прочие сложности, влияющие на скорость движения по СУ), выполненное с помощью условных обозначений. Перед началом гонки, в специально отведенное для этого время, экипажи проезжают по всем спецучасткам и записывают стенограмму. На СУ штурман читает стенограмму, что помогает пилоту заранее готовиться к прохождению очередного участка дороги.
Основные символы стенограммы (возможно как русское написание, так и латинское):
Пр — правый поворот, Лв — левый поворот Т — трамплин.
Все повороты записываются с указанием крутизны (градации). Традиционно это цифры от 1 до 6, хотя стенограммы бывают разные и разрабатываются самостоятельно каждым экипажем. Прямолинейные участки дороги принято записывать в виде цифр, обозначающих расстояние между поворотами или другими препятствиями. В стенограмме могут использоваться и другие символы или даже слова, удобные для описания спецучастка экипажем.
Омологация — это свод правил, согласно которому каждый автомобиль и каждый предмет экипировки (комбинезон и т.д.)должен соответствовать определенным параметрам.
Закрытый парк(ЗП) — это зона, в которой запрещено производить любые действия с автомобилем (сервис, ремонт, заправка и т.д.). Фактически, в ЗП запрещено даже нахождение кого-либо кроме гонщиков (для постановки автомобиля в ЗП или выезда, на что дается 5 минут) и судей (режим Закрытого парка).
Сервисный парк — место на трассе, обозначенное в маршрутном листе, где экипаж имеет право ремонтировать автомобиль. Продолжительность сервиса(как правило):
10 минут — после торжественного старта перед первым СУ круга,
20 минут — между кругами
45 минут — в конце каждого дня ралли, если ралли проводится более, чем один день
КВ — Пункт контроля времени- это пункт контроля прохождения экипажем дистанции. Каждый экипаж должен уложиться в норму времени данную на прохождение дистанции от одного КВ до другого. Например, если экипаж, согласно расписанию, проехал КВ-1 в 10:01, а норма времени 40 минут, то получить отметку на КВ-2 экипаж должен в 10:41. За несвоевременную отметку на КВ назначается пенализация.
Пенализация — это наказание экипажа за нарушение временного режима ралли, или правил соревнования (Регламента). Пенализация может заключаться либо в прибавлении штрафного времени, либо в денежном эквиваленте. В современном ралли пенализация назначается по довольно непростой схеме.
Например, если экипаж приехал на КВ с опережением «своего» времени, он получает 1 минуту штрафа за каждую минуту опережения. Однако, опоздание на КВ наказывается значительно менее строго, — 10 секунд за каждую минуту опоздания. Предел возможного опоздания на КВ — 15 минут. Вся пенализация суммируется и прибавляется к итоговому результату экипажа.
Контрольная карта(карнет)- это основной документ экипажа. Судьи записывают в контрольную карту время отметки на пунктах КВ и результаты показанные экипажем на спецучастках.
Регруппинг — это специальный перерыв, спланированный организатором для изменения порядка старта экипажей в соответствии с суммарным временем, показанным на спецучастках.
Уборка — это «уход» автомобиля с трассы по какой-либо причине. Ситуация, когда автомобиль переворачивается, называется «крышей» или «ушами». Нередко после уборки автомобиль сам или с помощью зрителей возвращается на трассу и продолжает гонку.
СУПЕР-ралли- правило, согласно которому участники гонки, сошедшие не в последнем круге, имеют право стартовать на следующий день, получив при этом временной штраф (пенализацию) за каждый пропущенный СУ( 5 минут за каждый СУ).
Протест и заявление- Участник вправе подать протест против любого решения Руководителя гонки, против результатов классификации, против несоответствия участвующего в ралли автомобиля техническим требованиям или против действий судей, других Участников или Экипажей, несоответствующих, по мнению протестующего, настоящим Правилам и/или иной регламентации РАФ. Протест подается в виде письменного заявления на имя руководителя гонки и сопровождается уплатой Организатору денежного залога, размер которого должен быть указан в Регламенте соревнования. В случае отклонения протеста денежный залог не возвращается, а решение о его использовании принимается Спортивными комиссарами.
К примеру, протест против несоответствия автомобиля техническим требованиям подается с указанием узла (детали) и контролируемых параметров, не соответствующих (по мнению протестующего) техническим требованиям. Если протест требует демонтажа и последующей сборки различных частей автомобиля, протестующий должен внести дополнительный залог, размер которого определяется в зависимости от объема необходимых работ с автомобилем.