в чем смысл пустошь тьмы и зла
Пустошь тьмы и зла: Она вас предупреждала…
В последнее время начали снимать какие-то очень уж скучные фильмы ужасов. Вроде и динамика есть, но как-то все слишком тоскливо что ли. Такое чувство, что у сценаристов закончились идеи, а ужас базируется исключительно на мрачной атмосфере.
Но с этим фильмом сложилось все еще хуже. Под конец у меня был только один вопрос — что это такое было. Попыталась было вытянуть какую-то аллегорию, как например в «Реликвии». Но ничего не получилось. Это тот редкий случай, когда мне реально нечего сказать…
Майкл считает, что мать просто сошла с ума. А вот Луиз так не думает. Особенно после того, как сиделка рассказывает, что мать с кем-то разговаривала. Позже они находят дневник матери. Их него они узнают, что мама уверена, что их отца забирает Дьявол и что он и ее заберет. Пока не совсем понятно, что к чему, но у Луиз тоже начинаются видения — то больной отец в душе, то паук, выползающий из его рта.
Веришь или нет, он все равно тебя найдет…
Казалось бы, Луиз верит, потому и мерещится ей всякое. А вот Майкл не верит, потому ничего такого к нему не является. То есть, работает та самая установка, которая идет от фильма к фильму. Если не веришь, то никакая чертовщина тебе не страшна. Но уже той же ночью с Майклом происходит нечто не совсем укладывающееся в рамки его восприятия. Сначала посреди ночи в комнате сам собой несколько раз включился свет, а потом он увидел и умершую мать — сначала во дворе, а через мгновение за дверью комнаты.
Дальше больше. Утром у Луиз все лицо в губной помаде, а тюбик она находит в постели отца. Объяснить это сумасшествием довольно трудно, разве что это коллективное помешательство. Кстати, дочь спит в одной постели с умирающим отцом. В огромном доме больше негде спать? Или это типа, чтобы всегда быть рядом? Но зачем в одну постель-то ложиться? Как минимум больной будет тянуть энергию здорового.
Однако та же сиделка в полном порядке, а она ведь пробыла в доме довольно долго. Так что получается, Дьявол действует выборочно? Майкл считает, что в состоянии и смерти матери есть вина и местного пастора. Но ведь она не ходила в церковь, их семья вообще никогда не была религиозной. Вот нормальный священник попался. По его словам, совершенно неважно, веришь в Бога или нет, волку в лесу, то есть Дьяволу, нет дела до какой-то там веры.
Ночной визит и странный ответ священника
Да, в комнате лжесвященника перед его смертью была девушка, которая сама себя резала и обвиняла его. Так вот она тоже была похожа на Луиз. Что же здесь происходит? Причем тут Дьявол, причем здесь вероятная гибель Луиз? Может, героиня уже умерла? Не, обычно у меня есть хоть какое-то обоснование, или же сам фильм предлагает хоть какие-то ответы. Но здесь же вообще бред сумасшедшего.
Взгляд обывателя изнутри ситуации?
Может это какая-то аллегория, как в той же «Реликвии»? Но лично я не нашла тут не брошенных родителей, ни несчастных детей, ни даже одиночества вообще или в момент смерти. Как это ни странно, но умираем мы всегда в одиночестве, даже если рядом находится толпа людей. Потому как душа проходит путь одна, как ни крути.
Ну реально, даже зацепиться не за что, а ведь начало было таким многообещающим. Кто живой, кто умер, при чем тут Дьявол, почему он обратил внимание именно на эту семью. Все это мне так и осталось непонятно. Ну разве что это такая себе кошмарная ситуация для обывателя, который незнамо как и почему попал под влияние темных сил. Без каких-либо объяснений с их стороны и хотя бы малейшего понимания самой ситуации.
Наверное, так это и выглядит изнутри, когда ровным счетом ничего не знаешь о том, с чем столкнулся, и даже не до конца понимаешь, что происходит. Если подойти с этой точки зрения, то, в общем-то, все становится более менее понятным. Вывод один, нужно изучать силы, которые незримо обитают вокруг нас. А их вполне предостаточно и хороших, и плохих, и нейтральных.
Что сказать, кино реально странное, давно с таким не приходилось сталкиваться. Единственное, что удалость создателям, так это ввести зрителя в состояние полной безнадеги, тоски и недоумения. На такой волне обычно закладываются какие-то программы. Но я так была увлечена поисками хоть какой-то логики, что не рассмотрела ни одной. Может в этом и заключается цель фильма?
«Пустошь тьмы и зла» (The Dark and the Wicked, 2020).
Честно говоря, в мои планы не входил поход в кинотеатр на фильм «Пустошь тьмы и зла» сценариста и режиссера Брайана Бертино. Но посмотрев достаточно атмосферный трейлер картины и вспомнив, что на счету ее автора есть годный триллер «Незнакомцы» (The Strangers, 2007), я пришел к выводу: почему бы и нет? Возможно, если бы в свое время мне на глаза попались два предыдущих низкопробных «шедевра» Бертино, я бы все-таки остался дома. Ну да ладно.
«Пустошь тьмы и зла» повествует о брате и сестре (Майкл и Луиза), которые приезжают на уединенную ферму своих родителей, дабы проведать тяжело больного отца, находящегося в некотором подобии комы. Их встречает мрачная неразговорчивая мать, с порога призывающая их отправляться обратно. Но дети не хотят бросать родительницу в подавленном состоянии и намереваются провести с ней несколько дней, дабы помочь в трудную минуту и словом и делом. И буквально на следующие сутки пожилая женщина совершает самоубийство, а Майкл и Луиза находят ее дневник, в котором она обвиняет во всех бедах демона, вторгшегося в их с мужем тихий провинциальный мир. Что это, правда или бред впечатлительной старушки? Брат с сестрой теряются в догадках. Однако, когда на ферме начинают происходить жуткие явления, им не остается ничего другого как признать, что их мама была недалека от истины.
Казалось бы, надо что-то делать: либо бежать, либо дать отпор отродью сатаны. Причем, второй пункт предполагает массу вариантов. Можно позвать священника, чтобы освятить дом и окрестности. Или обратиться к какому-нибудь оккультному специалисту и провести обряд изгнания беса. Да в конце концов можно просто отвезти отца в больницу, а самим покинуть проклятое место и забыть о нем как о дурном сне. И как вы думаете, что же выберут наши герои? Ровном счетом НИ-ЧЕ-ГО. Серьезно! Вокруг Майкла и Луизы будет твориться всякая лютая паранормальная ерунда, но они даже пальцем не пошевелят, чтобы как-то ее прекратить и продолжат обитать в родительском доме как ни в чем не бывало, не забывая при этом повторять как же им страшно.
Самое забавное, что в какой-то момент служитель церкви сам приходит к ним и говорит, что общался с их матерью и пытался помочь ей разобраться с ее проблемой. Но брат с сестрой, выслушав его, заявляют, что, мол, они не религиозны и не хотят вникать во всю эту чушь про демонов, которую священник скармливал пожилой женщине. Ну и в результате они отправляют святого отца куда подальше. Поистине замечательное решение в сложившихся обстоятельствах!
Кстати, с фигурой пастора будет связана одна из по-настоящему криповых сцен, коих в фильме оказалось не так уж и много. Тут стоит заметить, что зло в картине тоже вышло весьма необычным. С одной стороны, ему нужна душа старика, но при этом оно не прочь поизводить и его родственников. Видимо в деревне и правда скучновато жить. Хорошо хоть гости приехали, а то совсем не с кем было поразвлечься.
Короче, вся эта компания тусуется на ферме, периодически довольно вяло взаимодействуя друг с другом, пока не наступает скомканная кульминация, тупо обрывающая сюжет на полуслове и порождающая целый ворох вопросов. Например, «что за сущность преследовала героев?» и «что за хрень я только что посмотрел?».
В общем, если подводить итог, то получается, что «Пустошь тьмы и зла» — это крайне странный и невнятный фильм, который я при всем желании не могу порекомендовать для ознакомления. Разве что Вам по душе всякие нестандартные хорроры. Но и в этом случае нужно будет запастись терпением, чтобы осилить картину Брайана Бертино до конца.
Незнакомцы: паранормальная версия. Рецензия на фильм «Пустошь тьмы и зла»
Ник Кащеев 27 октября 2020 г. в 21:00
В свое время «Незнакомцы» Брайана Бертино лишний раз доказали, что, если речь идет о чистом хорроре, то при должной технической реализации вполне можно обойтись без закрученного сюжета и неожиданных поворотов. Благодаря качественной постановке и операторской работе, дебютный авторский проект Бертино способен удержать внимание зрителя на протяжении всего хронометража и, что особенно важно, напугать.
Этой же дорогой Брайан пошел и при работе над последующими фильмами. И публика это оценила. Да, продолжение «Незнакомцев», где Бертино выступил сценаристом, быть может, не так впечатляет, как его дебют, но со своей главной целью по-прежнему справляется на все сто.
Это-то «изведение» и есть главный козырь фильма. Бертино использует вроде бы стандартные приемы, но задействует их мастерски. Тревожная атмосфера создается поступательно и по ходу сюжета практически не провисает. Как и в «Незнакомцах», в определенные моменты отлично срабатывает эффект размытого фона за спиной у героев, а музыка, написанная Томом Шредером, в ряде эпизодов взвинчивает напряжение до предела. В ход идут скримеры, резкие звуки, и все это отлично работает. Крови на экране вроде бы немного, но моменты, когда она появляется, очень запоминаются: тут и сочные сцены членовредительства, и, конечно, знакомая еще по трейлеру коза с оторванным копытом.
При этом Бертино будто играет со зрителем, порой заставляя ожидать, что вот-вот произойдет что-то действительно страшное, но… ничего не происходит. В итоге экранное действо остается непредсказуемым, и, несмотря на прямолинейный сюжет, смотреть фильм интересно от начала до конца.
Да, по ходу просмотра нам даются намеки на глубокий смысл и интригу. Тут и проблема одиночества, и сила всепобеждающей любви, но в случае с «Пустошью тьмы и зла» важно понимать, что это ужас ради ужаса. Как и в первых «Незнакомцах», многие вопросы останутся без ответов, хотя коронное «А почему бы и нет?» в свежей работе Бертино столь же уместно.
Нельзя не отметить и актеров. Какие-то образы могут показаться визуально немного гротескными, но в данном случае все это безупречно играет на атмосферу, для создания которой и брошены все ресурсы. По этой причине после просмотра не хочется никого выделять особо, а просто хочется всех похвалить, ибо за задачей они справились. Назвать действия персонажей логичными и адекватными по ходу просмотра тоже получается не всегда, но, положа руку на сердце, если бы они были таковыми, то запороли бы весь ужас на корню, лишив зрителя удовольствия, благо действие происходит не где-нибудь в глуши африканских джунглей, а в США.
Подводя итог, вряд ли этот фильм займет место в ряду шедевров хоррора: на тему одержимости снимали и снимают куда более масштабные и зрелищные работы. Но вот если хочется чего-то свежего и качественного, «Пустошь тьмы и зла» зайдет на ура. Это добротный фильм на один раз, который не подарит мощного послевкусия, но принесет массу удовольствия в процессе просмотра.
«Пустошь тьмы и зла»: Рецензия Киноафиши
Зло вновь восторжествует.
Когда отец, годами существовавший благодаря системе жизнеобеспечения, оказывается на пороге смерти, его дети Луиза и Майкл приезжают на отдаленную родительскую ферму в Техасе, чтобы попрощаться. «Вам не следовало приезжать», — зловеще предостережет их мать, и в скором времени ее дети действительно будут вынуждены пожалеть о своем визите.
Режиссер Брайан Бертино в «Незнакомцах» уже обращался к теме беспричинного нанесения вреда, единственным основанием для которого является сама возможность это сделать. «Почему вы это делаете?» — «Потому что вы дома». То же самое происходит и в «Пустоши тьмы и зла», однако зло здесь переходит на новый уровень: теперь оно представлено не трио психопатов, вломившихся в дом случайных незнакомцев, а самим Сатаной. Бертино, руководствуясь принципом «дьявол кроется в деталях», не показывает в кадре никаких чудовищ с рогами и копытами, но раскидывает тут и там почти неприметные, казалось бы, мелочи, намекающие на присутствие чего-то недоброго на этой убогой ферме. Темные силуэты, которые ошибочно принимаешь за тени персонажей, мрачные фигуры в дверных проемах, стоящие настолько неподвижно, что есть вероятность их попросту не заметить, лишь однажды промелькнувшее в стаде беспокойных овечек недоброе лицо. Концентрация этих намеков растет с каждой минутой, и чем ближе финал, тем очевиднее, что благоприятное стечение обстоятельств героям не грозит.
Пустошь тьмы и зла
Фильм охватывает семь дней из жизни Луизы и Майкла, причем эта неделя начинается с трагедии и ей же заканчивается. Но это выглядит, скорее, как закономерность: Бертино с самого начала мастерски удается создать зловещую атмосферу, на что, в частности, работает невероятно угнетающий саундтрек. Вообще работа режиссера со звуком заслуживает отдельного упоминания. Кроме обязательного для хоррора скрипа странным образом открывающихся дверей и режущего слух названивающего телефона, в «Пустоши тьмы и зла» есть еще и омерзительное дыхание, кряхтение и стоны того самого незримого демона, тенью нависающего над Луизой, Майклом или почти бездыханным телом их отца. И хотя дьявол так и не предстанет перед зрителями во плоти, от одних только звуков — предвестников его появления — становится не по себе.
Что выгодно отличает эту работу Брайана Бертино от других, схожих с ней по сюжету, так это отсутствие у героев страшных тайн вроде родового проклятия или внутрисемейных расправ вековой давности. Напротив, Стрэйкеры — одна из множества точно таких же семей, просто им не повезло больше, чем остальным. Хотя они и не проявляют свою заботу друг о друге очень явно, нетрудно заметить, что другие члены семьи им небезразличны, но проживание в разных местах и невозможность регулярно видеться внесли в их отношения некоторую неловкость и отрешенность. Однако даже если бы в доме Стрэйкеров царили любовь и взаимопонимание, вряд ли их история сложилась бы иначе: Бертино создает впечатление нигилиста, уверенного, что зло — повсеместно, беспричинно и беспристрастно. Оно приходит просто потому, что таков порядок вещей, и любой человек бессилен и ничтожен перед ним.
Пустошь тьмы и зла
У Брайана Бертино получился достойный пример хорошего хоррора, в котором он не злоупотребляет скримерами, а только разбавляет ими неторопливо накаляющуюся обстановку. Для жаждущих прилива адреналина фильм подойдет идеально, хотя к нему будет прилагаться и ощущение безысходности за счет гнетущей атмосферы уныния, которую Бертино удается сохранять на протяжении всей картины.