в чем смысл противопоставления олеси и ивана

Было ли будущее у любви Олеси и Ивана Тимофеевича?

Тема любви в русской литературе освещена довольно подробно. Многие писатели часто обращаются к созданию сюжетов, связанных с этим чувством в самых разных его проявлениях.

В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» любовь стала основой взаимоотношений главных героев — красавицы Олеси и приезжего барина, проверкой на чувства и в некотором смысле — примером для подражания.

Повстречавшись в избе ведьмы Мануйлихи, между Олесей и рассказчиком пробегает искра, которая очень скоро перерастает в страсть, позволяющую им забыть обо всем на свете. Несмотря на отсутствие опыта с мужчинами, Олеся мудра, но и одновременно решительна в этом вопросе. Чувства полесской колдуньи к гостю искренние, а любовь все поглощающая. Девушка представлена автором с качествами, напоминающими ребенка. Она наивна, игрива, верит в лучшее. Обособленная жизнь с бабушкой вдали от людей привела ее к тому, что она не знала о том, сколько зла существует на свете. Героиня вела себя непосредственно, каждое ее слово было откровенным, а жесты привлекательны. Именно это делало ее неповторимой в глазах писателя, готового находиться у ее ног и день, и ночь. Кроме того, умение приводить в исполнение заговоры разыгрывают воображение мужчины еще больше.

Таким образом, любовь в произведении А. И. Куприна «Олеся» — страстная, взаимная, все поглощающая. Но исходят эти эмоции от каждого из них по-своему. Неподдельное чувство девушки восхитительно и достойно уважения, так как она полностью посвящает себя любви, не задумываясь о последствиях связи с приезжим человеком. Она проявляет себя как человек, способный на самоотречение, готова пойти против воли окружающих людей. Таков идеал девушки писателя этого произведения. Для главного героя — барина же любовь — это не пройденное испытание, хотя он так же отдался ему полностью. Мужчина, с самого начала заинтересованный в способностях девушки-колдуньи, наслаждаемся ее необыкновенной красотой, статным видом, умение держать себя, несмотря на удаленность от людей.

Тема любви является в повести главной. Вокруг нее происходят разные события. Это встречи, из которых читатель узнает обо всех героях более подробно, знакомится с бытом местных жителей. Честность девушки, открытый взгляд на мир, отношение к природе и всему живому — все это ново для влюбленного с первых минут в Олесю мужчины, поэтому привлекает его все больше. От встречи с этой девушкой рассказчик получает опыт, однако он не в силах справиться с ситуацией и остаться с девушкой такой, какой она предстала перед ним.

Было ли будущее у любви Олеси и Ивана Тимофеевича?

Мне всегда было непонятно: как можно что-то строить, когда ты заранее знаешь, что это все вскоре рухнет? Как можно любить, зная, что твоя любовь обречена?

А ведь именно о такой любви купринский рассказ “Олеся”.

Девушка Олеся, выросшая вдали от людей, воспитанная своей бабушкой и свято верившая в судьбу, нагадала Ивану Тимофеевичу любовь трефовой дамы. Карты подсказали ей, что любовь обернется трагедией. Олеся даже не подозревала, что она-то и будет этой трефовой дамой.

И все же уже при первой встрече девушка прониклась симпатией

Молодая, красивая “дикарка” тоже понравилась городскому человеку. Он отметил, что она не похожа на других: Олеся была естественна во всем. “Олеся влекла его к себе, как влечет все новое и тайное, неизведанное и непонятное”. Молодые люди стали общаться, что не очень нравилось колдунье Мануйлихе. В отличие от молодых людей, она понимала, что ничем хорошим это кончиться не может.

После долгой разлуки Олеся и Иван Тимофеевич признались друг другу в любви. Они решили одолеть свою судьбу, пойти наперекор ей и быть вместе. Думаю, что будущего у этой любви не было. Иван Тимофеевич – городской

интеллигент, он не смог бы жить в лесу, он “не смел даже воображать, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев”.

И хотя чувства его были глубокими, а желание жениться на Олесе и забрать ее и Мануйлиху в город было искренним, многое стояло между ними.

Олеся была дочерью Природы, которая верила в то, что их род проклят Богом, что у каждого есть своя судьба. Она попыталась переломить судьбу – чтобы сделать приятное любимому, пошла в церковь. Приход Олеси в церковь – это еще и желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный.

Но селяне не пустили “колдунью” в церковь, они избили и оскорбили Олесю – жестокий мир не знает пощады. Олеся не вписывается в окружающий мир Злобы и Зависти, корысти и лицемерия. И тут уж Иван Тимофеевич ей ничем не поможет.

Олеся уезжает, оставив как воспоминание о себе нитку красных бус.

И несмотря ни на что, герои были счастливы то недолгое время, что были вместе.

Могла ли их судьба сложиться по-другому? Думаю, что нет – слишком велика разделяющая их пропасть. Куприн показал неизбежность столкновения и гибели хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.

А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…». Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:’ я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».

Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поражает. Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.

Полный текст повести «ОЛЕСЯ» читайте ЗДЕСЬ >>

Вариант 2

Повесть «Олеся» — одно из ранних крупных произведений Александра Ивановича Куприна. Сам автор на протяжении всей последующей жизни выставлял ему очень высокую оценку. Оно по праву считается одним из наиболее известных в русской литературе своего периода.

Произведение написано в 1898 году. В это время русская литература вступила на новый этап своего развитие. Метод критического реализма уже признавался не единственным возможным для автора. Повесть «Олеся» написана с заметным влиянием течения «неоромантизма».

Действие происходит не в привычном русском регионе, а в достаточно самобытном Полесье (Волынская губерния, ныне территория Украины и Белоруссии). Главный герой — писатель Иван Тимофеевич, петербуржец, вынужденный на несколько месяцев переехать на западную окраины Российской Империи. Местное население — полещуки, очень своеобразная национально-этническая группа, со своим устоявшимся укладом жизни и традициями.

Среди местных жителей Иван познакомился с местными изгоями, матерью и дочерью, живущими в лесу, не общающимися ни с кем из местных жителей. Суеверные односельчане обвиняют их в колдовстве, а женщины не очень и стремились опровергать слухи, вместо этого предпочли покинуть деревню

Молодая девушка, Олеся (местный вариант имени Елена), начинает общаться с главным героем. Девушка очень понравилась горожанину, но он тоже не способен отказаться от снобизма. Иван Тимофеевич не способен понять Олесю, которая привыкла жить в лесу в гармонии с природой. Она ничем не соответствует стандартам просвещенного общества.

Повесть заканчивается расставанием главных героев. Олеся, посетившая церковь, подверглась травле со стороны местных жителей. Она была вынуждена сбежать вместе с матерью. Единственное, что осталось молодому человеку от еще недавней возлюбленной — коралловые бусы, оставленные Олесей на память.

Произведение написано в духе Тургенева. Как и у другого великого русского писателя, женский персонаж оказывается более сильным и мужественным. Молодая девушка, также полюбившая Ивана, осознала, что его чувство к ней — поверхностно, главный герой не способен бороться за свою любовь. Поэтому девушка предпочла сбежать.

Главный вывод из повести Куприна — ради настоящей любви нужно быть готовым принимать волевые решения. Главный герой оказался не готов, именно поэтому вынужден с грустью вспоминать свое увлечение.

Другие сочинения: ← В недрах земли↑ КупринСуламифь →

Сочинения

Русский писатель Куприн Александр Иванович написал много произведений. Они популярны и в настоящее время, вызывая волнения у людей разных возрастов, ведь главной темой своих работ автор выбрал любовь. На одном из уроков мы также познакомились с одной из его повестей. Называлась она Олеся. Это, наверное, самая трогательная его работа, по которой школьники пишут сочинение, раскрывая образ Олеси, поднимая тему дружбы, тематику любви и отношений. Вот и мы сегодня пишем сочинение по повести Олеся, раскрывая взаимоотношения героев, где есть он и она и их любовь, а остальное не важно. Но, выдержат ли герои испытания? Пронесут ли они свою любовь до конца?

Он и она в повести Куприна Олеся

Работа Куприна Олеся — это не просто повесть, это гимн, посвященный настоящему чувству любви. В повести он и она — главные герои и главная тема произведения. Здесь Куприн воспел чистое и светлое чувство, которое может испытать каждый человек. Любовь Олеси к своему герою оказалась по-настоящему великой, ради которой девушка готова была на все. А вот любовь Ивана Тимофеевича вряд ли была чистой и большой. А может это был просто очень слабый человек, не готовый к жертвам и идти на все ради своей любимой.

Герои повести очень разные. Он — городской житель, что приехал в деревню изучать нравы и быт. Она — выросла в лесу и была внучкой ведьмы. Он — писатель, образованный, добрый, но вместе с тем, слабый человек. Она — самобытная, по-детски наивная, свободная натура со светлым умом и очень сильная.

в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Смотреть фото в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Смотреть картинку в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Картинка про в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Фото в чем смысл противопоставления олеси и ивана

Они полюбили друг друга. Но проблема была в том, что персонажи отличались не только своим сословием, но и любовью друг к другу. Если его привлекла красота девушки, ее женственность и наивность, то девушка увидела все недостатки героя. Она их узнала и приняла его таким, какой он есть, несмотря на то, что их чувство было обречено. Она любила очень сильно, поэтому и пошла ради Ивана Тимофеевича в церковь зная, что этот поход завершится трагедией. А вот главный герой оказался не способен на жертвы и на поступки ради любимой. Он ведь предчувствовал несчастье и даже был у него порыв остановить любимую, но нет. Сдержал себя и что мы имеем? Из-за его слабости, страха, боязни жениться, девушка пострадала, а их любовь завершилась расставанием. Олеся с бабушкой были вынуждены оставить свое жилище в лесу и бежать подальше из родных краев, где им уже давно были не рады.

Сочинение по повести Куприна «Олеся»

А какую оценку поставите вы?

Символы в повести

Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

Красный цвет – символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает её ещё смелее и прекраснее. Однако есть у красного цвета и другие значения: кровь, самопожертвование. Любовь заставляет девушку бросить вызов окружающим и пойти в церковь, куда она раньше зайти не решалась, опасаясь «расплаты». Дерзкий поступок привёл к несчастью (крови).

Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.

1. Какие периоды выделяют в развитии русской литературы 20 века? Укажите хронологические рамки этих периодов.

2. С чем связана раздробленность литературного процесса 20 века?

3. Какие культурные и социальные тенденции в России можно отметить на рубеже 19-20 веков? Почему Н.А. Бердяев назвал этот период «русским духовным ренессансом»?

4. Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

5. Перечислите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

6. Что изменилось в литературном процессе после Октябрьской революции?

7. В чём проявилась географическая и идеологическая раздробленность русской литературы советского периода?

8. Перечислите писателей, оставшихся в СССР, и писателей, продолживших свой творческий путь в эмиграции.

9. Чем реализм начала 20 века принципиально отличается от критического реализма в литературе 19 века?

10. Дайте общую характеристику сатирической литературе начала 20 века.

2. Иван Алексеевич БУНИН

2. А) Философские проблемы в прозе И. А. Бунина (на материале рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»)

1. В чём особенности повествовательной манеры Бунина-прозаика? Каким темам посвящены рассказы писателя? Какую роль играют в бунинских рассказах сюжет, лирические мотивы, исповедальные мотивы, художественная деталь? Каков хронотоп прочитанных вами рассказов Бунина?

2. Что объединяет – тематически, мотивно, стилистически – рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»?

6. С чем связан беглый рассказ о жизни героев рассказа «Чаша жизни»? 7. Охарактеризуйте Селихова, Горизонтова, Иорданского, Диесперову. Чем жили эти герои? Как они описаны в произведении? На чём Бунин стремится сосредоточить внимание читателя? Кто из персонажей, на ваш взгляд, прожил бессмысленную, а кто – счастливую жизнь?

8. В чём смысл заглавной метафоры? Стоит ли беречь «чашу жизни» всегда, при любых обстоятельствах?

9. Как трактуется мотив «чаши жизни» в рассказе «Братья»? Где происходит действие рассказа? Сопоставьте судьбы двух рикш – отца и сына. Одинаково ли сложились их жизни?

10. Почему повествование сопровождается цитатами из священных буддийских книг?

11. Почему герои рассказа «Братья» лишены имён? 12. С какой целью введён в рассказ образ англичанина? В чём смысл легенды, им рассказанной?

13. Соотнесите название рассказа с эпиграфом. В чём смысл и названия, и эпиграфа?

16. Почему мир и события показаны в этом рассказе глазами собаки? Какой вопрос звучит в рассказе как лейтмотив? 17. С чем соотносится образ океана в рассказе «Сны Чанга»? 18. Какие две правды о жизни знает Чанг? Почему Бунин говорит о «третьей правде», но умалчивает о её сути?

19. Выпишите из этих рассказов 5 – 7 высказываний, привлекших ваше внимание, и прокомментируйте их.

2. Б) Тема любви в рассказах И.А. Бунина. Характеры бунинских героинь (на материале рассказов «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»)

1. Что объединяет перечисленные рассказы? 2. Почему рассказ «Лёгкое дыхание» начинается с описания могилы Оли Мещерской? 3. Что можно сказать о характере Ольги? Что в ней восхищает, а за что её можно осудить? 4. Как Оля понимает любовь? О чём свидетельствует её дневник? 5. Какие чувства, по вашему мнению, пробуждала Оля в мужчинах? 6. Кто и с какой целью приходит на могилу Ольги? 7. Почему рассказ называется «Лёгкое дыхание»? 8. Чем похожа и не похожа на Олю Мещерскую Катя – героиня «Митиной любви»? 9. Что мы знаем об отношениях Мити и Кати по началу рассказа? 10. В чём смысл спора о ревности? Чья позиция вам ближе? Как соединяются в рассказе любовь и ревность? 11. Чем вызвана ревность Мити к Кате? Почему постепенно Катины чувства угасают? 12. Что нам известно о прошлом Мити? Можно ли утверждать, что любовь сопровождала его всю жизнь? 13. Почему в сознании Мити переплетаются запах любви (Катиной перчатки и ленты для волос) и запах смерти? В чём смысл этой детали? 14. Как в Мите сочетаются любовь и чувственность? Что пережил Митя после связи с Алёнкой? 15. Случайным или закономерным было решение Мити о самоубийстве? 16. В чём необычность рассказа «Тёмные аллеи»? Кто, на ваш взгляд, счастливее – герой или героиня? 17. Почему название именно этого рассказа стало заглавием целого сборника? 18. С чем связана загадочность героини рассказа «Чистый понедельник»? Почему герой говорит о «странности» любовных отношений? 19. Охарактеризуйте героя рассказа. Почему повествование ведётся от его имени? 20. Почему в рассказе подчёркнуты московские реалии? Можно ли сказать, что у героя – своя Москва, а у героини – своя? 21. Какое древнерусское произведение цитируется в рассказе? С какой целью? 22. Чем и почему именно так завершились отношения героев? С чем связан выбор героини? 23. В чём смысл финальной сцены рассказа? 24. Какова концепция любви в произведениях Бунина?

3. Александр Иванович КУПРИН

«Олеся», «Гранатовый браслет»

1. Какой конфликт лежит в основе сюжета повести «Олеся»? 2. Чем привлекает Ивана Тимофеевича рассказ о местной колдунье? 3. Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич? 4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие? 5. Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она? Способен ли её избранник на настоящее чувство? 6. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси? Что оставила героиня на память своему возлюбленному? 7. Сопоставьте образы Олеси и княгини Веры. Что Куприн подчёркивает во внешности Веры Николаевны? 8. Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова? 9. Что значил браслет для Желткова? С какой целью он послал его Вере? 10. Какова реакция окружающих на подарок Желткова? 11. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват? 12. Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли героиня после пережитого? 13. Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Смотреть фото в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Смотреть картинку в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Картинка про в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Фото в чем смысл противопоставления олеси и ивана

Пьеса М. Горького «На дне»: система персонажей и социально-философская проблематика

Мне и хочется на волю,

Цепь порвать я не могу…

в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Смотреть фото в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Смотреть картинку в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Картинка про в чем смысл противопоставления олеси и ивана. Фото в чем смысл противопоставления олеси и ивана
а) убийство Пеплом Костылева;

в) самоубийство Актёра?

5. А) Повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Мифологема человеческой судьбы

5. Б) Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Диалектика предательства

6. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

6. А) Поэзия К.Д. Бальмонта

Я – изысканность русской

К.Д. Бальмонт Он всегда был величав, ни на минуту не забывал,

что он не простой смертный, а поэт.

3.Соотнесите идею каждого из перечисленных стихотворений с названием сборника, в который оно входит. В чем необычайность проявления авторского «я»? Какие приёмы и с какой целью использует Бальмонт в каждом из стихотворений? Какова выразительная роль знаков препинания? Выучите одно из стихотворений наизусть.

6. Б) Александр Александрович Блок

«Рыцарь Прекрасной Дамы»

1.Какие периоды выделяют в творчестве А.А.Блока?

2.Какое влияние на поэзию Блока оказало учение Владимира Соловьёва?

3.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

Выучите одно (или два) из них наизусть.

Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество.

Этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю жизнь.

«Великая тайна любви» в произведениях Александра Ивановича Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет»

1. Какой конфликт лежит в основе сюжета повести «Олеся»

? При внешней простоте сюжета — в чём новаторство повести?

2. Почему Ивана Тимофеевича привлекает рассказ о местной колдунье?

3. Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич?

4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие?

5. Чьими глазами показаны события в повести? Кому из персонажей даны характеристики? А кому НЕ даётся характеристика?

6. Какова функция эпизода гадания Олеси? Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она?

7. Какие поступки Ивана Тимофеевича позволяют судить о его чувствах к Олесе?

8. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси?

9. В чём смысл финала повести?

10. Сопоставьте образы Олеси и княгини Веры из рассказа «Гранатовый браслет»

. Что Куприн подчёркивает во внешности Веры Николаевны?

11. Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова?

12. По каким деталям можно воссоздать психологический портрет Желткова?

13. Что значил браслет для Желткова? С какой целью он послал его Вере? Какова реакция окружающих на подарок?

14. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?

15. Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого?

16. Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

В своей ранней повести «Олеся» (1898) А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.

Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.

По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира — она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.

В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем — она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…

На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли — любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.

В чем причина именно такого развития событий? Думаю, главным образом, в натуре героя, в его характере, сформировавшимся под влиянием городской интеллигентской среды. Иван Тимофеевич обладает положительными качествами — он добр, воспитан, образован. Однако в нем нет главного — цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. Над героем довлеют всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не в силах. Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, у которого эмоции задавлены разумом, стереотипами.

Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Этот человек душевно глух и равнодушен, он просто не умеет думать и заботиться о других.

Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.

Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.

Таким образом, мы видим, что основной конфликт повести заключен в столкновении и противопоставлении двух человеческих типов — «естественного» и «цивилизованного». Они, по мнению писателя, четко связаны с противоречием между обществом «природным» и обществом «социальным».

Мир, из которого изгнаны Олеся и старуха Мануйлиха, — мир деревни — олицетворяет в повести современное писателю общество. Куприн показывает, что он лишен поэтичности и гармонии, жесток и уродлив. Автор подчеркивает необыкновенную неразвитость его обитателей (Ярмола, деревенские бабы), их рабские привычки (стремление при всяком удобном случае поцеловать у «пана» ручку), страшную забитость, темноту, необразованность в сочетании с почти звериной жестокостью (убийство конокрада Яшки, готовность забить камнями Мануйлиху с Олесей).

Коллективный портрет этого мира — пьяная деревенская толпа на празднике Святой Троицы: «Невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных тулупов, крепкой махорки-бакуна и испарений грязных человеческих тел. Пробираясь осторожно между людьми и с трудом удерживая мотавшего головой Таранчика, я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».

Мы видим, что те, кто ходит в церковь и считает себя христианами, оказываются хуже зверей. Олеся поняла это давно, исключив саму возможность общения с миром, несущим зло: «Нам людей не надо». Но она готова понять и простить их, и даже уехать, отказавшись от своего счастья, чтобы не вводить людей «во грех». А вот деревня хочет не примирения, а разрушения и насилия.

Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. Современная цивилизация порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, — она убивает в них душу, лишает самого главного — трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.

Личность Ивана Тимофеевича

Красивая и грустная повесть «Олеся» словно исповедь ведётся от лица молодого человека, заброшенного судьбой скучать и прозябать долгие полгода в глухой деревне Переброд. Имя повествующего и его история открывается читателю не сразу, но с самого начала становится ясно, что Иван Тимофеевич человек образованный, интеллигентно воспитанный и любознательный. Герой по натуре своей добр и мягок. С жалостью относится к униженным и оскорблённым, желает служить на пользу окружающим людям, пусть даже ниже его в плане социального положения. Иван Тимофеевич служит в каком-то ведомстве и пытается писать рассказы. Он добр и помогает бедной семье своего слуги.
В глубинке Ивану Тимофеевичу тоскливо. От безделья он занимается охотой и промыслом в лесу, пытается обучить ленивого слугу грамоте. От последнего в беседе герой узнаёт, что совсем недалеко от его пристанища проживают самые настоящие ведьмы. Но к подобному роду приданиям он относится со здоровым скептицизмом, обусловленным образованием и привычкой всё происходящее объяснять с научной точки зрения.

Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *