в чем смысл противопоставления олега и кудесника
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва – кудесника. Причины смерти и бессмертия человека.
Тема: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва – кудесника. Причины смерти и бессмертия человека.
1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
2.Проанализировать характеры персонажей баллады.
3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в произведении.
Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитание нравственных качеств через изучение литературных произведений.
учебник, тетрадь, портрет А.С.Пушкина, тексты баллады «Песнь о вещем Олеге».
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока.
А.С.Пушкин… У каждого он свой, неповторимый, загадочный. Но всегда добрый друг и советчик, т. к. со страниц его произведений говорит сама мудрость. И сегодня мы не просто продолжаем знакомство с творчеством великого поэта, сегодня мы вместе с А. С.Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, исследуя и сопоставляя древнюю летопись и балладу» Песнь о вещем Олеге», попытаемся выявить:
1) в чем же их различия;
2) в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка;
3) увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси;
4) в чем основная мысль баллады.
Давайте обратимся к истории:
«Песнь о вещем Олеге» была закончена поэтом 1 марта 1822 года.
Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи) как символ своей победы; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.)
Произведение называется «ПЕСНЯ» Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.е. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество героя, его жизнь, подвиги.
Древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..»
1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье.
2- во время тризны нельзя печалиться.
Пушкин разносторонне раскрывает характеры героев. Они не только действуют, но и не лишены чувств.
— Кудесник ( Какой он?)
— Князь Олег (Какой он?)
Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады.
1.Князь едет в поход против хазар.
2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.
2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.
3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.
3.Диалог князя и кудесника.
4.Он поехал взглянуть на кости коня.
5.Князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.
5.Князь пирует с дружиной.
6.Он умер и был похоронен на горе Щековице.
6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.
7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)
8.Князь едет взглянуть на кости.
9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.
Определение жанровой принадлежности произведения.
Название отличительных признаков баллады. Сравнение баллады и летописи.
Общее: обе основаны на историческом событии.
Различие : летопись – проза, баллада – поэтический текст.
В балладе много средств художественной выразительности.
Вообще же для баллады характерно наличие сюжета, диалога, некой тайны.
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина – баллада. Вспомните, что характерно для баллады как жанра?
А) обращение к историческому прошлому;
Б) таинственный, иногда фантастический ход событий;
В) обилие средств художественной выразительности (привести примеры из текста баллады)
Выявление композиционных и смысловых различий между рассказами.
По ходу обсуждения эпизодов делаем запись в таблице.
-Сравним эпизоды летописи и «Песни» (учитель вместе с детьми обсуждает эпизоды, приводя примеры из текстов, составляет таблицу)
Тяжелое огорчение. Горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета:
Могучий Олег головою поник…
Душевная привязанность к коню.
5.Князь едет взглянуть на кости коня
Князь смеётся над кудесником и едет праздновать своё торжество
(победа над кудесником и судьбой)
князь скорбит о коне, досадует, что зря расстался, едет взглянуть на кости, чтобы проститься с другом
Ему горько, что не этот конь будет положен в могилу, князь мог бы перенести «дружбу» с конём в вечность.(Пушкин внёс мотив отношения князя к коню)
Олег – исторический деятель
Летописец не сомневался в мудрости Олега.
Пушкин ставит под вопросом мудрость князя.
Подведение итогов сравнения:
-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?
Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.
-Сумел ли князь изменить свою судьбу?
События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».
Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?
(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)
(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)
Анализ эпизодов, связанных с поединком кудесника и князя.
— Какую роль сыграл здесь кудесник? Ведь вся история началась с их встречи.
Кто такой кудесник.
(Кудесник сродни поэту. Поэту тоже, считал А.С.Пушкин, дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»)
-Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?
Спокойно и гордо защищает своё достоинство.
Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу.
Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой. Судьба неподкупна. Ни сила, ни богатство не помогут. Даёт гордую отповедь. Конь, которым хотел задобрить, станет твоей
Пытается противопоставить свою волю высшей воле
признаёт небесную власть
Кот же герой баллады – Олег или кудесник?
— Как объясняет кудесник любовь Олега к коню? (цитата)
Подведение итогов беседы. Сравнение двух описаний кургана.
Прочтите описания курганов в «Песни». Чем они отличаются? Какое впечатление на нас производят?
(Князь совершил ошибку: пытаясь обмануть судьбу, он предал друга. Но от пушкинских стихов не остаётся тяжелое впечатление. Впечатление скорее светлое и умиротворённое. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним два описания кургана.
В последней строфе свет, преодоление горечи. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
Место Олега на вершине кургана заняли князь Игорь и Ольга; его дружина отошла куда – то в сторону и пирует у брега. По сути, на наших глазах сменилось поколение. Пока был жив князь Олег, он пировал с дружиной на кургане какого – то прежнего героя, он был «на вершине жизни». Жизнь продолжается. Для Руси ещё всё впереди. Олег внёс свою лепту в русскую историю и ушел, оставив продолжать её потомкам, которые пируют на кургане.
Д ружина же его по – прежнему вспоминает «минувшие дни» и битвы, которые уже окончательно стали прошлым и переходят в предания. Олегова дружина, спустившись с кургана, вплотную подошла к границе, отделявшей мир живых от мира мёртвых. С отгремевших битв смывается их страшная кровавая реальность, они становятся поэзией. Так и со смерти князя Олега смыто впечатление мучительного ужаса, осталось лишь предание, овеянное поэзией старины.
Каким, по мнению Пушкина, должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте стихотворения?
— ответ в устах волхва.
— творчество должно быть свободно, неподкупно, независимо.
Какова же главная мысль этого произведения?
— кудесник сродни поэту.
— поэту тоже дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык», «жало мудрыя змеи», чтобы «глаголом жечь сердца людей».
Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
1.Встреча вещего Олега с кудесником.
2.Беседа Олега со старцем и его предсказание.
3.Расставание с конем.
4.Весть о смерти коня.
5.Олег у останков своего боевого товарища.
6.Смертельный укус змеи и гибель князя.
7.Тризна по князю Олегу его дружины.
План отрывка из летописи
1.Воспоминание Олега о коне, с которым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов. 2.Смысл предсказания.
3.Весть о гибели коня и укор Олега кудеснику.
4.Желание увидеть кости коня.
Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки. Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
В чем противопоставление Олега и кудесника (песнь о вещем Олеге)?
В чем противопоставление Олега и кудесника (песнь о вещем Олеге).
«Песнь о вещем Олеге» Ответить на вопросы : 1?
«Песнь о вещем Олеге» Ответить на вопросы : 1.
Что предсказал кудесник Олегу?
2. Каковы отношения могучего владыки и мудрого старца?
Скажите плиз, черты характера кудесника, из песни о вещем Олеге?
Скажите плиз, черты характера кудесника, из песни о вещем Олеге.
Каким изображает Пушкин кудесника в песне о вещем Олеге?
Каким изображает Пушкин кудесника в песне о вещем Олеге.
Устные портреты кудесника и князя в песне о вещем олеге?
Устные портреты кудесника и князя в песне о вещем олеге.
Характеристика Олега и Волхва(кудесника) из произведения «Песнь о вещем Олеге»Черты характера?
Характеристика Олега и Волхва(кудесника) из произведения «Песнь о вещем Олеге»
Выпишите из текста произведения слова, воссоздающие облик кудесника?
Выпишите из текста произведения слова, воссоздающие облик кудесника.
Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Сочинение по произведению А?
Сочинение по произведению А.
С. Пушкина»Песнь о вещем Олеге», описание кудесника.
Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Цитатная характеристика кудесника (Песнь о Вещем Олеге)?
Цитатная характеристика кудесника (Песнь о Вещем Олеге).
1. Сколько лет Илья лежал на печи? 2. кто пришёл к Илье? 3. что попросили странники? 4. куда пошёл Илья? 5. за сколько часов расчистил полю.
Начальник караула из Трёх Толстяков (Капитан Цереп ).
Молодой царевне помог ее жених.
Молодой принц, приехавший к ней.
Они представляли что мир создали греческие боги которые могли управлять разными природными ресурсами например вода ето Зевс.
Урок: Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта
Тема.
Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта Цель:
показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; Воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.
М. Васнецова к “Песне о вещем Олеге”. ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть II.
Актуализация опорных знаний учащихся 1. Слово учителя – Говоря об обращении А.
С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение “погружать” читателя в изображаемую эпоху путем введенная в текст баллады устаревшей лексики.
Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился к прошлому Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать
И. Ожегова.- М. : Русский язык, 1990.- С. 82.
Віщій, кому все вьдомо и кто вьщает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрокь, предусмотрительный разсудительный, умно и красно говорящій. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.
– М.: Русский язык, 1989.- Т. 1.
– С. 336. 3. Беседа с учащимися по домашнему заданию 1) Кого Пушкина называет в балладе “вещим”? (“Вещий Олег”) Почему он вещий? 2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? (“Вещий язык” – о волхвах) 3) Какие еще определения создают образ кудесника?
(“Мудрий старец”, “вдохновенный кудесник”) Учитель. Поскольку сюжет “Песни о вещем Олеге” Пушкина от летописного сказання в “Повести временных лет” отличается именно красно – красиво. Образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах 2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием Князь Олег Кудесник “Князь по полю едет на Берном коне” “…
Подьехал Олег” “Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник” Учитель. Итак, князь разговаривает со старикомволхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство. (Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова) Князь Олег “могучий владыка” “соседивраги” “победой прославлено имя твоє” “волны и суша покорны тебе” “завидует недруг” “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя” “незримьш хранитель могущему дан” Кудесник “любимец богов” Ничего земного: ни богатства, ни положения Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем Учитель.
Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как “могучий”, через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом зтапе, высоким стилем.
Отсюда и разговор свысока: Не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания (“обрек он мечам и пожарам”) либо награды. Что же отвечает князю собеседник?
Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значення! Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе “волхвы”, “им”, причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: “Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен”. Он – как посланник, глашатай воли небес судьбы: “Запомни же ныне ты слово моє”.
Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление?
(Да, он отдал подробные и очень змоциональные (!) указания насчепг коня, он даже вспомнил о коне через время. ) А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся. ) Сбылись ли предсказания формально?
Какова реакция князя? (О коне Князь вспоминает в некотором смисле потребительски: “Мой конь и донине носил би меня” “Не ти под секирой ковьть обагрить И жаркою кровью мой прах напоишь! ” О кудеснике: Оскорбительно, за глаза: “Кудесник, ти лживий, Безумний старик! Презреть би твоє предсказанье!
” О судьбе: “Вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!”) Чем заканчивается баллада? Кого показал Пушкин в образе кудесника?
IV. Подведение итогов урока
Учитель.
Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем. Кто, по мнению Пушкина, “вдохновенный кудесник”?
Чей “вещий язык” “правдив и свободен”? Кто не боится “могучих владык”? Вернемся к толкованию В. Даля: поэт – “…
Умно и красно говорящий”. Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин. V.
Домашнее задание Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть. индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.
Related posts:
1) письменно ответить на вопрос: «В чём смысл противопоставления Олега и кудесника?» Помогите пж
Ответ:
Объяснение:
Многие писатели и поэты обращались к прошлому, к старинным преданиям и легендам, чтобы на их основе создать свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Одна из летописных легенд — о смерти киевского князя Олега — легла в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге».
«Песнь. » знакомит нас с жизнью и судьбой киевского князя Олега. Ему, сильному и могущественному, покорны «и волны и суша», щит его украшает врата Царьграда; «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы». Врагу остается только позавидовать «столь дивной» судьбе Олега.
Отправляясь в поход на хазар, князь Олег встречается С кудесником, чтобы узнать у него о своей дальнейшей судьбе. Диалог, который ведут Олег и кудесник, — это диалог Власти и Мудрости. С первых же строчек становится ясно, за кем сила, могущество, власть. Олег просит кудесника не бояться его и, открыв правду, взять в награду «любого коня». Ответ мудреца великому и могущественному князю вызывает уважение и восхищение:
Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.
Оказывается, есть люди, которые не подвластны силе и могуществу Власти. Кудесник покоряет нас своей независимостью, бесстрашием, правдивым и свободным языком Мудрости.
Как черная лента вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
«Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина заставляет нас задуматься о многом: в чем заключается мудрость жизни, все ли решают власть, сила и могущество, способен ли человек изменить свою судьбу?
Вещий Олег и волхв
Песнь о вещем Олеге
Размышляем о прочитанном.
И летописный, и пушкинский кудесники говорят о смерти от коня, но речь пушкинского героя содержит и ответ на обещание княжеского дара, и восхваление подвигов князя, и описание боевого коня. Так слова волхва помогают современным читателям представить и понять жизнь князя Олега.
Волхв отвечает, что для него возможность видеть и говорить правду выше страха и выше княжеской награды: «Волхвы не боятся могучих владык, / А княжеский дар им не нужен; / Правдив и свободен их вещий язык / И с волей небесною дружен».
Образы князя Олега и кудесника исполнены глубокого обаяния. Они привлекают истинным проникновением в дух того времени. Автор не высказывает своего личного отношения к героям.
Слова волхва можно воспринимать как провозглашение независимости поэзии и духовной свободы поэта от мирской власти царей и князей, если считать, что поэтический дар даётся человеку так же, как божественное откровение.
1. Устаревшие слова, например «тризна», «чело», «секира», используются в балладе А.С. Пушкина для того, чтобы создать колорит древности, погрузить читателя в мир истории.
Словосочетания «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» соответствуют пушкинской эпохе в литературе. Они помогают приблизить содержание древней летописи к современному читателю.
2. Слово «вещий» означает «предвидящий будущее, пророческий».
3. Пушкин заменил эпитет к слову «кудесник»: «престарелый» на «вдохновенный». Такая замена позволила ощутить божественную волю в словах кудесника.
4. Слово «смирный» означает «спокойный, тихий, покорный»,
5. Слово «верный» означает «надёжный, прочный, стойкий». Замена эпитета «смирный» на «верный» помогает Пушкину подчеркнуть, что конь — не просто существо, покорное воле князя, но является его надёжным товарищем в битвах и походах. Вещий олег и волхв