в чем смысл произведения тринадцатый подвиг геракла
Какой смысл вкладывал автор в название рассказа? (Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла») (Школьные сочинения)
В данном произведении главный герой решил сделать все, лишь бы не отвечать у доски. А все потому, что не сделал домашнего задания и очень боялся, что его спросят. Мальчику даже подвернулся случай, он позвал и проводил в свой класс медсестру, чтобы она всем сделала прививку. Но это не спасло хитрого пятиклассника, учитель все равно успел его спросить.
В самом рассказе мы видим иронию.
После того, как учитель обо всем догадался, он сравнил поступок мальчика с подвигами Геракла, заметив, что Геракл совершал их из храбрости и стал олицетворением силы и мужества, а действиями мальчика руководила одна трусость.
Названием рассказа послужила, по мнению автора, удачная и точная фраза учителя. Именно такие случаи и шутки надолго откладываются в памяти и становятся ценным уроком.
Какова главная идея произведения?
Главная идея произведения выражается в следующем: не надо пытаться уходить от ответственности. Если оказался не прав или в чем-то виноват, не закрывайся, а найди в себе мужество признаться в этом и попытайся исправить случившееся. Нужно уметь отвечать за свои поступки.
Какое чувство оставил у вас учитель Харлампий Диогенович? Случайно ли автор даёт ему такое отчество?
Таким отчеством учителя одарили не просто так. Диоген был известным философом времен древней Греции и таким образом автор делает намек на то, что учитель был человеком мудрым и понимающим, который умел найти общий язык с классом.
Лично у меня учитель вызвал противоречивые чувства. Черта между добрым безобидным смехом и злой насмешкой очень тонкая, и кто может предугадать, какое влияние такие насмешки, которые позволял себе Харлампий Диогенович окажут на ученика – да, они могут укрепить его, но они же могут и сломить, нанести психологическую травму.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Анализ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандер: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
Автором уникального философского произведения, созданного прежде всего для детской аудитории, является советско-абхазский поэт и писатель Фазиль Абдулович Искандер. Рассказ написан в 1964 году.
История создания
Принято считать, что предпосылкой к созданию «Тринадцатого подвига Геракла» стали трагичные события, которые произошли с самим автором, когда он был еще маленьким.
Детская поэзия принесла Фазилю Абдуловичу известность. Однако истинное общественное признание Искандер получил благодаря прозаическим работам.
В апреле 1964 года состоялась дебютная публикация произведения в печатном издании «Сельская молодежь».
Фазиль Абдулович Искандер решил обратиться к детям через свои литературные истории неспроста. Автор стремился сформировать верную картину ценностей в еще неокрепшем детском сознании.
Направление
Рассказ (рассказы о детях). Философский рассказ.
События рассказа разворачиваются в очень непростой исторический период, когда бушевала Вторая мировая война, лютая и беспощадная. Ключевой герой – это ученик пятого класса, которые давно вырос и рассказывает читателям произошедшую с ним историю.
Автор показывает нам обычные будние дни в школе. Однако в этой школе работает совершенно необычный учитель математики с таким же незаурядным именем. Зовут его Харлампий Диогенович.
Методы учителя позволяли детям тянуться к знаниям и стремиться следовать дисциплине. Только вот педагог никогда не кричал на ребят, но умел уместно подшутить. Разумеется, никто из учеников не хотел, чтобы его высмеивали, поэтому весь класс старался демонстрировать прилежность.
Шутки Харлампия Диогеновича никогда не были злыми, наоборот, он веселил школьников остроумными замечаниями, давал ребятам интересные прозвища, если они в чем-то провинились. На его уроках частенько звучали отрывки из басен Эзопа. Иными словами, учитель отдал предпочтение своей особой системе, отказавшись от привычных методов запугивания и агрессивного давления.
Само название рассказа отсылает нас к мифам Древней Греции, собственно, как и отчество педагога. В древнегреческой мифологии описаны двенадцать подвигов Геракла. А в произведении Искандера тринадцатый подвиг оказывается совсем не подвигом, а трусливым поступком ученика-рассказчика (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
Ключевой персонаж рассказа – это учитель математики Харлампий Диогенович. Образованный, интеллигентный, остроумный, мудрый, любящий детей человек.
А также сам рассказчик, который не обиделся на учителя и даже через много лет вспоминает его с благодарностью и теплом.
Смех и добродушие в борьбе с обманом и недобросовестностью. Воспитание детей.
Проблематика
Ложь и предательство, правда и справедливость. Нравственные проблемы.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Только искренний и безобидный юмор со стороны взрослых способен победить детскую трусость и заложить в сознание ребенка крупицы доброты, честности и добросовестности.
Чему учит
Не стоит обижаться на шутки. Юмор позволяет нам посмотреть на себя с иной стороны, увидеть ошибки или какие-то плохие качества, стать лучше.
В чём состоит главная идея произведения Тринадцатый подвиг Геракла?
Задание по литературе для 6 класса 5. Как вы думаете, в чём состоит главная идея этого произведения? Постарайтесь в одном-двух предложениях сформулировать вашу мысль.
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» можно найти несколько полезных идей и какая из них более главная сказать трудно.
Кроме того, колоритный персонаж, учитель Харлампий Диогенович, учит нас тому, что на все надо смотреть сквозь розовые очки, относится с юмором и доброй иронией. Это еще одна главная мысль рассказа.
Мне кажется, что главной идеей рассказа «13 подвиг Геракла» оказывается мысль о том, что нельзя пытаться избежать ответственности за свои поступки. Если в чем-то виноват, не прав, надо постараться исправиться или повиниться. Герой рассказа пытался избежать двойки за нерешенную задачу, но ее все-таки получил, да еще и стал посмешищем всего класса. Следовательно, надо научиться отвечать за свои действия. И в случае наказания или неудачи отнестись к нему спокойно, с юмором. Чего только не случается в жизни, а отчаиваться никогда нельзя.
Что нужно всегда отвечать за свои поступки и честно во всем сознаваться. Геракл совершал свои подвиги, потому что был смелый. А мальчик из-за своей трусости совершил так называемый тринадцатый подвиг Геракла, как его иронично назвал учитель.
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» главный герой решил любой ценой избежать вызова к доске, ведь он не решил домашнюю задачу, а потому завлек в класс медсестру, чтобы всем сделали прививку. Это ему не помогло и учитель все равно его успел вызвать. При этом учитель сравнил действия мальчика с подвигом Гераклу, уточнив, что Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а мальчик поступил как трус. Поэтому название рассказа содержит иронию.
Рассказ посвящен описанию поступка мальчика, но в качестве его названия автор выбрал удачную, по его мнению, фразу учителя. Именно такие шутки лучше всего сохраняются в памяти и служат хорошим уроком, дающим представление о том, как не следует поступать.
Если прослушать песни из фонохрестоматии к учебнику Коровиной, то становится понятно, что речь о проводах и встрече Масленицы идет в песне «Ой масленая неделечка.
В начале песни мы слышим с каким нетерпением люди ждут Масленицу, они называют ее люботой, с нетерпением считают оставшиеся до праздника денечки. И вот приход долгожданная Масленица, люди ходят друг к другу в гости, несут блины и прочие угощения, он беззаботно веселятся, провожая зиму. В этот момент им наверное кажется, что это веселье будет продолжаться вечно. Что холодные и голодные зимние вечера окончательно миновали.
Но Масленица подходит к концу, к завершению и наступают дни Великого поста. Люди разочарованы, они называют Масленицу обманякой, они просят ее задержаться подольше, потому что никому не хочется расставаться с праздником. Но время неумолимо и Масленицу выдают за монаха, начался Пост.
Каждая пословица, придуманная народом, это и совет, и наука. Ведь в любой пословице собрана житейская мудрость, в них отражен опыт многочисленных поколений народа. Нет такой пословицы, которая оказалась бы совершенно не нужной и бесполезной. Любая пословица может пригодится человеку, может наставить его ну ум, может подсказать как правильно поступать в той или иной ситуации.
Возьмем предложенные в этом задании пословицы. они все очень красивы и самое главное очень полезны. Их мы можем разделить на несколько категорий, потому что некоторые пословицы говорят нам о том, как следует любить Родину, другие советуют как заводить друзей, третьи говорят о пользе труда и вреде лености.
Воспользуемся предложенными словами как заголовками для групп пословиц:
О дружбе и друзьях:
О глупости и дураках:
Здесь следует обратить внимание на то, что орел молодой, его поймали или вырастили птенца и растили в неволе. Но природа любого животного такова, что оно все равно будет стремиться на волю, все равно его будут манить просторы, которые оно видит перед собой, в данном случае небесные просторы. Орел создан чтобы летать и пребывание в неволе для него противоестественно.
Но также и человек должен желать и стремиться к свободе, также человека неволя будет угнетать.
Поэтому узник и испытвает к орлу товарищеские чувства.
Этапы проведения конкурса на лучшее знание пословиц.
Какой смысл вкладывал автор в название рассказа Тринадцатый подвиг Геракла?
Задание по литературе для 6 класса 6. Какой, по-вашему, смысл вкладывал автор в название своего рассказа?
Вот и учитель математики, Харлампий Диогенович, из рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» разгадал уловку своего незадачливого ученика, который сначала вызвался показать дорогу врачам к 5 «А» классу, а потом привёл их в свой класс для проведения прививок. Он очень надеялся, что за это время урок закончится и его не спросят про решение задачи, в которой он не разобрался.
Но этот номер не прошёл: прививки поставили за несколько минут до звонка. Тут учитель сказал, что в классе есть ученик, который совершил тринадцатый подвиг Геракла:
Весь класс смеялся, когда ученик пытался тянуть время: он и с доски-то всё стёр, и несколько раз одну и ту же фразу повторял. Оценку получил, конечно, соответствующую.
Этот случай заставил нашего героя серьёзнее относиться к домашним заданиям и понять, что все люди боятся выглядеть смешными, быть в неловком положении.
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» главный герой решил любой ценой избежать вызова к доске, ведь он не решил домашнюю задачу, а потому завлек в класс медсестру, чтобы всем сделали прививку. Это ему не помогло и учитель все равно его успел вызвать. При этом учитель сравнил действия мальчика с подвигом Гераклу, уточнив, что Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а мальчик поступил как трус. Поэтому название рассказа содержит иронию.
Рассказ посвящен описанию поступка мальчика, но в качестве его названия автор выбрал удачную, по его мнению, фразу учителя. Именно такие шутки лучше всего сохраняются в памяти и служат хорошим уроком, дающим представление о том, как не следует поступать.
Отзыв на рассказ Платонова «Никита».
Рассказ «Никита» переносит нас в послевоенные годы, и описывает жизнь маленького пятилетнего мальчика Никиты, чей отец еще не вернулся с фронта, а мать вынуждена надолго оставлять мальчика одного дома.
Никита в рассказе предстает большим фантазером, мы окунаемся в воображаемый мир странных людей, которые окружают Никиту.
Рассказ читается очень увлекательно, заставляет читателя задуматься о том, какую роль в развитии ребенка играет его фантазия, заставляет задуматься о доброте и зле, и о том, как одиночество может испугать маленького ребенка.
Прочитав рассказ «Никита» вы уже никогда не забудете эту трогательную, проникновенную историю маленького мальчика.
Стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша» рассказывает о солдатах, которые идя по дорогам военного времени всюду видели женщин, которые верили в их победу, желали им остаться в живых, которые рыдая провожали их в бой. И даже видя, что солдатам приходится отступать, они провожали их напутствием: «Мы вас подождем».
Это стихотворение пронизано ощущением тревоги и беспокойства, за судьбу тех, кто оставался на оккупированной территории. Его переполняет чувство бессилия и даже какого-то стыда, оттого, что солдаты не могли защитить всех, защитить своих отцов и матерей.
И в то же время это стихотворение полно любви к простым русским женщинам и старикам.
Совершенно верно, повесть великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина изучается школьниками в шестом классе средней общеобразовательной школе. Данную повесть Александр Пушкин написал в 1830 году, а уже на следующий год её опубликовали в печатном издании.
Для составления кроссворда по этой повести сначала составим вот такую сетку с клеточками, куда нужно вписывать слова по горизонтали и по вертикали.
Затем придумаем предложения для слов по горизонтали:
Потом придумаем предложения для слов по вертикали:
Вот примерно таким образом и составим этот кроссворд.
А ответы на кроссворд будут выглядеть вот таким образом:
Пересказ сказки Платонова «Неизвестный цветок» от имени цветка.
Когда я родился мне было очень трудно. Оказалось что мое семя приютилось в тяжелой глине, рядом с камнями и еды для меня почти не было. Мне приходилось ловить ветер, который приносил вкусные частицы земли и собирать по утрам росу, чтобы напиться. Для этого я вырастил большие листья, но в сухую погоду мне не помогали и они. Приходилось сохнуть и тогда я засыпал, чтобы не расстраиваться.
Однажды я расцвел и тогда на мой аромат пришла девочка Даша. Она спросила меня, почему я такой непохожий на другие цветы, а я ответил что это случилось из-за того, что мне было очень трудно. Тогда Даша поцеловала меня и сказала, что придет еще.
И действительно, на следующий день она привела с собой других ребят и они долго удивлялись глядя на меня, а потом что-то мерили и подсчитывали. Еще через день они принесли много черной земли и засыпали пустырь. Теперь у меня было вдоволь и еды и питья. В конце лета Даша пришла проститься со мной и обещала приехать на следующий год. Она не знала, что осенью я умру, чтобы дать жизнь новым цветам.
Прежде всего, следует отметить, что Андрей Платонов очень по доброму и с любовью описывает неизвестный цветок в своей сказке. Да, он заставляет цветок расти из глины и камней, страдать от голода и жажды, но только для того, чтобы позволить потом ему расцвести так, как не цвел еще ни один цветок. Автор очень гордится своим цветком и конечно любит его.
Девочка Даша также вызывает у автора симпатию, что видно уже по описанию ее грусти от разлуки с мамой. Автор описывает, как девочка пожалела цветок и даже поцеловала. Также обратим внимание на прощание Даши с цветком и то, что на следующее лето она первым делом бросилась на пустырь. Автор точно также любит Дашу, как и неизвестный цветок.