в чем смысл произведения ревизор
Смысл комедии «Ревизор»: смысл названия, социальные аспекты
Содержание:
Изначально Гоголь работал над созданием бытового произведения «Ревизор», но позже оно приобрело комедийные характеристики. В книге описана жизнь в уездном городке России. Главный герой – собирательный образ, состоящий из пороков, недостатков, свойственных русским людям в девятнадцатом веке. Пьеса «Ревизор» представляет Россию в целом, выделяя основные отрицательные стороны страны. Персонажи не пренебрегают казнокрадством, взяточничеством. Это невежественные, безнравственные люди, постоянно обманывающие окружающих.
Общий фон, на котором происходят события, пронизан отсутствием моральных принципов. Смысл комедии «Ревизор» в последовательном раскрытии пороков, являющихся достоянием героев. Комедия не содержит любовную интригу, что не характерно для произведений девятнадцатого века. Чтобы компенсировать эту сюжетную линию, автор основывает завязку на приезде ревизора в уездный город.
Какие социальные слои отображены в «Ревизоре»
Писатель тщательно прорисовал характерные особенности социальных слоев общества. Всего в книге представлены четыре класса:
Данные слои общества имеют определенное влияние. Они делят между собой процесс управления городком. Помимо перечисленных классов автор использует низшие сословия. К ним относятся слуги, просители.
Смысл названия комедии «Ревизор»
Вся комедия написана в ироническом стиле, характерном для творчества Гоголя. Автор ставил для себя задание в комедийной форме передать всю низменность, порочность общества. В заглавие произведения писатель также вкладывает свое ироничное отношение к общественным устоям. По факту в истории нет главного персонажа. Гоголь описывает реакцию людей на приезд ревизора, но Хлестаков не является настоящим ревизором.
Отсутствие названия уездного города имеет свое значение. Его описание основано на собирательном образе. Автор высмеивает чиновников, городничего, помещиков ввиду их неразумной реакции на проверяющего. Ключевой аспект – страх перед лицами, старшими по званию, должности.
Чинопочитание не позволило персонажам логически оценить ситуацию, распознать самозванца. Явные несовпадения не вызывали вопросов. Несоответствие образа Хлестакова также не заставило героев задуматься. В названии Гоголь хочет передать всю абсурдность преклонения перед власть имущими.
Что обличает Гоголь в комедии «Ревизор»
Хлестаков преподнес урок всем чиновникам. Городничий, будучи первым мошенником, сам хвастал, что обвел вокруг пальца трех губернаторов. Он основной общественный деятель, который должен заботиться о порядке на своей земле. Вместо этого герой думает лишь о собственных потребностях, получении прибыли. Он не чурается обмануть купца, взять взятку, творить произвол. К завершению произведения городничий сам обманут. Он выглядит смешно, жалко.
Если провести тест всех описаний персонажей комедии, можно выделить ряд пороков, которые обличает писатель:
Автор показывает, к чему может привести недобросовестное отношение к служебным обязанностям, отсутствие достоинства. Актуальность проблемы сохранилась на сегодняшний день. Поведение чиновников до сих пор способно приводить к разрухе в городе.
«Ревизор» Гоголя: показуха в уездном стиле
В 1835 году из-под пера Н.В.Гоголя вышла бессмертная комедия «Ревизор» с глубоким, сатирическим смыслом. Обличительный смысл комедии понравился не всем современникам писателя. Больше всего критиковали те, кто видел в героях собственные черты. Это побудило Гоголя добавить эпиграф к «Ревизору», содержащий недвусмысленный намек критикам на то, что найдя сходство с собой, лучше молчать, а не кричать об этом во всеуслышание. Анализ произведения поможет понять, в чем смысл Ревизора и почему пьеса не теряет своей актуальности во все времена.
Краткое содержание
Действие комедии развивается в одном из уездных городов России. Знакомство с главными персонажами пьесы даст более полное представление о том, в чем смысл Ревизора.
Произведение состоит из 5 действий, краткое содержание которых раскрывает смысл Ревизора.
Действие 1
Антон Антонович получает сообщение о скором прибытии в город ревизора. Городничий немедленно собирает всех чиновников у себя дома, чтобы сообщить им неприятную новость. Почмейстеру дается задание вскрывать все письма, чтобы не упустить важную информацию.
Бобчинский и Добчинский, прибывшие в разгар совещания, сообщают о странном молодом человеке по фамилии Хлестаков, поселившемся в трактире. По их мнению, это и может быть ревизор, прибывший тайно.
Антон Антонович, раздав задания чиновникам, едет знакомиться с Хлестаковым.
Интересно! Предполагается, что образ Хлестакова написан с петербургского журналиста Павла Свиньина, отличающегося патологической склонностью ко лжи.
Действие 2
Голодный Хлестаков, растративший все деньги, отправляет слугу Осипа за обедом к хозяину трактира. Задолжавшему за постой Хлестакову хоть и дают обед, но невкусный.
Тут в номере молодого человека появляется городничий с помещиками. Перепуганный Хлестаков, решивший, что его приехали арестовать, жалуется на отвратительную кормежку.
Антон Антонович, решив, что «ревизор» гневается на плохое обслуживание, оплачивает его счета и приглашает к себе домой.
Действие 3
Добчинский приносит Анне Андреевне записку от мужа с предупреждением приготовиться к приходу гостя. Сам городничий возит Хлестакова по городу, демонстрируя лучшие места.
Хлестаков, начинающий понимать, что его приняли за другого, воспрянул духом. В разговоре он намекает на якобы высокую должность, занимаемую им, и свою строгость по отношению к подчиненным, чем наводит на чиновников еще больший страх.
Приведя «ревизора» домой, городничий выставляет охрану на крыльце, чтобы не допустить просителей и жалобщиков.
Действие 4
Собравшиеся вновь у городничего чиновники принимают решение дать Хлестакову взятку. Но они никак не могут выбрать достойную кандидатуру и решают идти по очереди.
Хитрый Хлестаков соглашается принять деньги, но «в долг».
Интересно! К написанию пьесы Гоголя подтолкнул рассказ А.С.Пушкина о некоем Волкове Платоне, выдавшем себя в городе Устюжна за высокопоставленного чиновника и обобравшем многих горожан.
По городу пошли слухи о приезде ревизора. Люди стали идти к Хлестакову с прошениями, жалобами.
Сам «ревизор» принимается ухаживать то за женой городничего, то за дочерью. Но после того, как Марья Антоновна застает Хлестакова на коленях перед маменькой, он вынужден сделать предложение девушке, чтобы как-то выкрутиться из неприятной ситуации.
Осип уговаривает хозяина скорее уехать, пока его не разоблачили. Но тот лишь отправляет письмо петербургскому приятелю, где рассказывает о забавном случае, приключившемся с ним в уездном городке.
Действие 5
Представители высшего общества города, собравшись у городничего, поздравляют его со скорой свадьбой дочери. Антон Антонович и Анна Андреевна пребывают в мечтах о скором переезде в Петербург. Городничий мысленно примеряет на себя генеральский мундир.
Но тут появляется почмейстер с письмом Хлестакова. Содержание письма не оставляет сомнений – Хлестаков самозванец. Чиновники оскорблены характеристиками, данными на них «ревизором».
Неожиданно в гостиной появляется жандарм с сообщением о прибытии чиновника из Петербурга, требующего к себе городничего.
Все присутствующие замирают в разных позах, выдающих их мысли и чувства.
Объяснение сюжета
Как и большинство произведений Гоголя, сюжет комедии «Ревизор» содержит скрытый смысл.
В своей пьесе писатель собрал все пороки, свойственные российским чиновникам: взяточничество, коррупцию, лживость, лицемерие. Не случайны и говорящие фамилии в Ревизоре, смысл которых с точностью передает характер и образ жизни персонажей.
Но обличение беспринципных чиновников – не единственная тема, поднятая автором. Писатель показывает:
Таким образом, главный смысл пьесы Ревизор – показать, как жадность, глупость чиновников тормозит развитие страны, ведя к ее гибели.
В чем смысл концовки
Финальная сцена вызывает улыбку у каждого читающего пьесу. Неожиданный расклад заставил чиновников застыть. Немая сцена в финале комедии раскрывает истинный смысл «Ревизора»: рано или поздно справедливость восторжествует, каждому придется ответить за свои поступки перед высшим судом. Этот же смысл содержится и в названии комедии, где ревизор является символом судного дня.
Написав свою комедию, Гоголь надеялся, что понявшие, в чем смысл Ревизора, задумаются и попытаются изменить что-то в себе и окружающих, чтобы не допустить беды и гибели страны.
Анализ «Ревизор» Гоголь
Всего получено оценок: 4961.
Всего получено оценок: 4961.
Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. Анализ “Ревизора” предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.
История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.
Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.
Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.
Жанр – комедия социально-сатирической направленности.
Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).
История создания
В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.
В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.
“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.
Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург, должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.
Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.
Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.
Композиция
Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора», а для основных подготовили отдельные страницы:
Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.
Анализ пьесы «Ревизор» (Н. В. Гоголь)
Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.
История создания
О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:
Направление, жанр
«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.
Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Повседневные образы намеренно доведены до абсурда, а повествование приправлено жестоким высмеиванием пороков общества.
Смысл названия и финала
Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.
Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.
Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.
Композиция и конфликт
В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.
Композиция «Ревизора» — кольцевая. Вот, что о ней писал литературовед В. Г. Назиров:
Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.
Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.
На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.
Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.
Главные герои и их характеристика
Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.
Таблица чиновников в «Ревизоре»:
Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.
Проблемы
Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:
Основная идея
Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.
Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.
Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.
Чему учит?
Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.
Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.
Критика
Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:
«Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка (П. А. Вяземский)
Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:
«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями » (О. И. Сенковский)
«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. (К.С. Аксаков)
«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир..» (В. Г. Белинский)
Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:
Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»
Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:
«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин, 1836 г.)
Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:
А. Л. Слонимский писал:
«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»
В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».
Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.