в чем смысл произведения недоросль

Анализ «Недоросль» Фонвизин

в чем смысл произведения недоросль. Смотреть фото в чем смысл произведения недоросль. Смотреть картинку в чем смысл произведения недоросль. Картинка про в чем смысл произведения недоросль. Фото в чем смысл произведения недоросль

Всего получено оценок: 3732.

Всего получено оценок: 3732.

Бессмертная комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была и остаётся одним из актуальных произведений русской классики. Широта взглядов писателя, его глубокое убеждение в пользе образования и просвещения отразились в пьесе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом комедии по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

в чем смысл произведения недоросль. Смотреть фото в чем смысл произведения недоросль. Смотреть картинку в чем смысл произведения недоросль. Картинка про в чем смысл произведения недоросль. Фото в чем смысл произведения недоросль

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Год написания – 1782 г.

История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.

Тема – Основной темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция – Комедия выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр – Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

Направление – Пьеса является ярким примером основного литературного направления того времени – классицизма.

История создания

Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.

Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности комедиям.

Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года, она продолжалась с 1778 по 1782 год.

Изначально главной темой комедии стали воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.

Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка, гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.

Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё, чем вызывает у неё досаду и упрёки.

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека.

Композиция

Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку. Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.

В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои наказаны, а добродетельные награждены.

Используя в своей комедии такой художественный приём, как говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:

Это классическая классицистская комедия. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы поведения личности.

Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.

Источник

«Недоросль» Фонвизина: опасайтесь плодов злонравия

В 1781 году Д. И. Фонвизин написал произведение, ставшее причиной споров в дворянском сословии. Смысл комедии «Недоросль» заключается в противопоставлении просвещенности и глупости. Автор хотел показать, что будущее будет за образованными людьми с высокими моральными принципами. Произведение остается актуальным до сих пор, затрагивая тему значимости воспитания.

Краткое содержание и смысл комедии Недоросль

В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» фамилии героев имеют смысл. Автор с помощью такого приема раскрыл характер персонажей. «Звучные» фамилии — особенность классического стиля в литературе.

Главные герои

Фонвизин тонко и точно подмечает недостатки героев с помощью их фамилий:

Сюжет

Малообразованная госпожа Простакова души не чает в своем сыне Митрофанушке. Она старается уберечь его от любых трудностей. Даже в учебе барыня видит вред, и советует сыну учиться «для вида». Из-за такого воспитания Митрофан вырастает невежественным, ленивым, любящим праздно проводить время.

В доме Простаковых проживает девушка по имени Софья. Она — сирота, ее единственный родственник и опекун, Стародум, уехал в Сибирь. От него давно не было вестей, поэтому госпожа Простакова решила выдать Софью замуж за своего брата, Тараса Скотинина. Но Скотинин не любит девушку — его больше интересует ее приданое.

От Стародума приходит весточка: он сделал племянницу своей наследницей. Простакова меняет свои планы: теперь она хочет женить на ней Митрофана. В деревню приезжают солдаты. Постоялец Простаковых, чиновник Правдин, встречает своего давнего знакомого, офицера Милона.

Правдин рассказывает, что он приехал с тайной проверкой имения. Милон надеется встретить свою возлюбленную. Ей оказывается Софья, которая рассказывает о планах Простаковой. Неожиданно в деревню приезжает Стародум. Он хочет забрать племянницу в Москву, потому что нашел ей жениха.

Простакова пытается убедить Митрофана взяться за учебу. Но молодой дворянин не слушает ни маму, ни своих учителей, Кутейкина и Циферкина. Немец Вральман говорит, что не стоит учиться — от образования пользы нет.

Тем временем Стародум узнает, что выбранный им жених — это Милон, возлюбленный Софьи. Он благословляет молодых. Простакова узнает о намерении постояльцев уехать в Москву. Барыня решает похитить Софью, но ее планам мешает Милон. Офицер делает предложение девушке, и она отвечает согласием.

Правдин получает извещение о том, что деревня Простаковых переходит под его попечительство. Барыня в отчаянии, но ее утешает присутствие Митрофанушки. Но сын грубит ей, что очень расстраивает женщину. Правдин предлагает ему пойти на службу. Молодой дворянин соглашается, еще сильнее огорчая свою матушку.

На заметку! Стародум подводит итог истории фразой: «Вот злонравия достойные плоды!». В этой фразе и заключен основной смысл «Недоросля».

Объяснение сюжета

Смысл комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина заключается в высмеивании невежества. Автор акцентировал внимание на важности воспитания. Митрофан вырос глупым, ленивым, невежественным. Его мать считает, что образование — не главное в жизни. Простакова больше всего ценит власть и деньги.

Митрофан многое позаимствовал из поведения матери. Он позволяет себе неуважительно относиться к окружающим. Юноша смелый только на словах, но на деле не может самостоятельно принять решение. Митрофан не готов вступить во взрослую жизнь из-за своей необразованности и моральной незрелости.

Смысл «Недоросля» Д. И. Фонвизина остается актуальным. Родители забывают, что они являются примером для своих детей. Ребенку нужно прививать правильные нравственные ценности. Важность родительского участия Фонвизин показал на примере Простаковой и ее сына.

Важно! Одна из тем сочинения — «Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»». В 18 веке так называли несовершеннолетних дворян. После выхода пьесы, это слово стало нарицательным. Так стали называть глупых, невежественных юношей.

В чем суть концовки

Смысл последней реплики Стародума в «Недоросле» заключается в том, что Простакова пожинает плоды своего воспитания. У нее вырос эгоистичный, корыстный, ленивый сын. Он никого не любит, кроме себя. Поэтому неудивительно, что Митрофан отказывается помогать матери. Стародум утверждает, что от юноши не будет проку на службе. Фонвизин на примере недоросля показал моральный упадок дворянского сословия. Воссоединением Софьи и Милона писатель показал победу здравого смысла над невежеством.

Удивительно, насколько проблемы, поднимаемые в классических произведениях 19-20 веков, актуальны во все времена. Хорошо бы смысл «Недоросля» заставлял задумываться современных родителей. Ведь сегодня и тут и там растут «Митрофанушки», имеющие все блага по щелчку пальцев, считающие лишь материальное ценным. Достойные плоды злонравного воспитания.

Источник

Тема и идея комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.

Тема комедии «Недоросль»

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они?

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

Идея комедии «Недоросль»

Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.

Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.

Источник

Суть и смысл комедии «Недоросль»

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Источник

Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

в чем смысл произведения недоросль. Смотреть фото в чем смысл произведения недоросль. Смотреть картинку в чем смысл произведения недоросль. Картинка про в чем смысл произведения недоросль. Фото в чем смысл произведения недоросль в чем смысл произведения недоросль. Смотреть фото в чем смысл произведения недоросль. Смотреть картинку в чем смысл произведения недоросль. Картинка про в чем смысл произведения недоросль. Фото в чем смысл произведения недоросль в чем смысл произведения недоросль. Смотреть фото в чем смысл произведения недоросль. Смотреть картинку в чем смысл произведения недоросль. Картинка про в чем смысл произведения недоросль. Фото в чем смысл произведения недоросль

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Вариант 2

По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.

Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.

Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.

Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.

Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.

Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.

Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.

Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

в чем смысл произведения недоросль. Смотреть фото в чем смысл произведения недоросль. Смотреть картинку в чем смысл произведения недоросль. Картинка про в чем смысл произведения недоросль. Фото в чем смысл произведения недоросль

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Сочинение 3

Комедия «Недоросль», написанная в 1781-82 годах, носит «говорящее» название. В нем отражена основная проблема, которую поднимает автор в произведении – недостатки воспитательной системы, характерные для дворянства 18 века.

До комедии Фонвизина слово «недоросль» не имело негативной окраски. В 1714 году Петром I был издан указ о необходимости поступления дворян на службу, гражданскую или военную. Для этого нужно было получить образование, подтвержденное свидетельством. Молодых дворян, которые еще не прошли обучение, и именовали недорослями.

После выхода комедии в свет само слово приобрело еще и осуждающее значение. Недоросль в произведении – Митрофан, юный дворянин, сын Простаковых. Его нельзя назвать образцовым юношей. Митрофан не желает получать образование, хотя родители все же нанимают для него учителей. Наука кажется юноше не только неинтересной и скучной, но и совершенно бесполезной. Он уверен, что дворянину грамота вовсе не нужна.

В произведении явно прослеживается, что основная проблема Митрофана – в воспитании. Его мать, госпожа Простакова, не имеет образования, но гордится этим, так как держит в своих руках управление всем имением. По мнению Простаковой, грамота в жизни не нужна, главными ценностями являются власть и деньги. В то же время она любит сына и излишне балует его.

Митрофан очень многое перенимает от матери. Он позволяет себе грубо разговаривать со слугами, стремясь показать свою власть, ценит в людях не ум и способности, а исключительно количество денег. Нежелание постигать науку, но в то же время готовность жениться и создать семью выдают в нем незрелость и глупость. Юноша смел на словах, но когда доходит до дела, оказывается несамостоятельным и неспособным на поступки. Даже к собственной матери Митрофан не относится уважительно.

В силу своего воспитания и неграмотности Митрофан кажется гораздо моложе своего настоящего возраста, зачастую выглядит избалованным и глупым ребенком. Он буквально «не дорос» до службы и чинов, до выхода во взрослую жизнь. Митрофана можно назвать недорослем как из-за отсутствия образования, так и в моральном отношении. Он невоспитан, груб, ведет себя заискивающе только с людьми, имеющими власть. Но стоит им этой власти лишиться, как случилось с Простаковой, Митрофан резко отталкивает их от себя. Юноша является недорослем также в гражданском смысле, так как не понимает своих обязанностей перед государством и не дорос до их выполнения.

Таким образом, Митрофан является собирательным образом молодых дворян 18 века, воспитанных в системе устаревших ценностей. Названием комедии автор отмечает важность проблемы воспитания на государственном уровне, ведь именно от таких «митрофанов» зависит будущее страны.

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.

Сочинение на тему почему фонвизин назвал свою комедию недоросль

До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года). Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником. Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени. Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать. В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки. Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться – хочу жениться!» – заявляет он маменьке. Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков. Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени. У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке. Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.

Значение имени главного героя

Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

в чем смысл произведения недоросль. Смотреть фото в чем смысл произведения недоросль. Смотреть картинку в чем смысл произведения недоросль. Картинка про в чем смысл произведения недоросль. Фото в чем смысл произведения недоросль

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *