в чем смысл повести фаталист
Анализ «Фаталист» Лермонтова
Всего получено оценок: 272.
Всего получено оценок: 272.
«Фаталист» – последняя глава романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет поражает необычными событиями и подталкивает читателя к размышлениям о человеческой судьбе. В этой части произведения Печорин думает о себе и своих поступках, целях и итогах жизни, понимает, что он стал лишним в современном ему обществе. В школе с этим романом знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно, воспользовавшись анализом произведения, данным в публикации.
Краткий анализ
Год написания – 1838.
История создания – Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.
Композиция – Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.
Жанр – Новелла.
Направление – Реализм.
История создания
Последняя часть романа М.Ю. Лермонтова была написана в 1838 году. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространённая версия следующая: М.Ю. Лермонтов вместе с его приятелем А.А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф поэта П.А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди писателя.
Анализ главы «Фаталист» стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.
Истоки раздумий человека о предопределённости судьбы (рока) находим ещё в античной литературе. Позже эту тему развивали многие писатели, интерпретируя согласно духу своей эпохи. В новелле Лермонтова тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эту проблему можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней она стала главной.
Система образов новеллы «Фаталист» неразветвлённая: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трёх офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета – пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казачьей станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.
Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с показанными в ней событиями. Фаталистом является не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.
Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но всё же с судьбой лучше не играть.
Композиция
Жанр произведения – новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объём, два главных героя, необычное событие, на котором сконцентрировано внимание, трагический финал, сюжет всё время держит читателя в напряжении. Произведение М.Ю. Лермонтова «Фаталист», как и весь роман “Герой нашего времени”, следует отнести к реалистическому направлению, так как повествование основано на реальных событиях и дано правдивое изображение действительности.
Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)
Финальная глава «Героя нашего времени» под символичным названием «Фаталист» была опубликована в 1839 году в литературном журнале «Отечественные записки». Исследователи считают, что сюжет был взят писателем из реальной жизни, но неизвестно, подсказал ли его кто-то из друзей, или Лермонтов был непосредственным очевидцем похожих событий.
О чем эпизод?
Печорин в своем дневнике повествует о том, как ему пришлось две недели прожить в казачьей станице. Обычным развлечением в таких местах была вечерняя игра в карты, но вскоре и она наскучила офицерам. Тогда заговорили о судьбе и том, способен ли человек на самом деле ею управлять. Мнения разошлись.
«Все это вздор! — сказал кто-то, — где эти верные люди, видевшие список, на котором назначен час нашей смерти. И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?»
Той же ночью Вулича насмерть зарезал пьяница, а Печорин, отчего-то еще во время спора почувствовавший, что тому суждено сегодня было умереть, начал сомневаться в своих убеждениях.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика главы могут быть описаны более подробно, если читателю это нужно. Многомудрый Литрекон с радостью дополнит разбор главы «Фаталист», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.
Образы главных героев
Помимо основного персонажа всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробная характеристика), ироничного и скучающего молодого человека, чьи взгляды подвергаются внезапному испытанию — в главе присутствуют два других, не менее ярких образа.
Смысл
Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить миропонимание персонажа на прочность. Печорин рискует сначала чужой — во время пари, а затем и своей жизнью, бросившись задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Такова главная мысль главы «Фаталист».
Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она рассудила, кому и когда умереть. Однако автор не дает свою оценку произошедшему: возможно, мнительному герою почудилось, что на лице Вулича есть печать смерти, а его гибель была случайностью, от которой никто не застрахован.
Значение фрагмента в романе
Анализ главы «Фаталист» не может раскрыть всю суть романа, поэтому для полного ознакомления с произведением лучше прочитать анализ «Героя нашего времени». Автор вынуждает своего героя и читателей подумать о силе влияния человека на собственную жизнь.
Несмотря на то, что ответа на вопрос: «А существует ли предопределение?» не дается, писатель считает, что каждый должен действовать самостоятельно, независимо от верований и убеждений, а не полагаться на сверхъестественные силы. Поэтому и вкладывает в голову Печорина мысль о том, что современные люди из-за страха смерти, которая может настигнуть где и когда угодно, не способны на поступки ни для общечеловеческого блага, ни даже для самих себя.
«Фаталист» Лермонтова: была не была!
Реалистическая повесть «Фаталист», смысл которой важен как в идейном, художественном плане, так и в философском, завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой в этой главе предстает перед читателями в новом свете – в роли рассказчика. В новеллах «Максим Максимыч» и «Бэла» читатели наблюдают за героем со стороны, его характер раскрывается во взаимодействии с другими персонажами, в главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» автор знакомит читателей с миром эмоций и мыслей Печорина, что помогает понять неоднозначный характер героя. В повести «Фаталист» смысл заключается не только в обнажении характера Печорина, но и в размышлением над философскими вопросами предопределения, рока, жизни и смерти.
Краткое содержание
Предопределение
Фатум
С утра главный герой узнает, что Вулич убит пьяным казаком. Последние произнесенная Вуличем фраза: «Он прав!» относились к Печорину, который увидел на лице поручика печать близкой смерти. Казак спрятался в пустой хате, кто-то должен поймать его – на это решился Печорин, но не из жажды справедливости. Герой хотел, как и Вулич, испытать судьбу, поэтому решил взять казака живым.
Печорин остался жив, он испытал судьбу – как после этого не стать фаталистом? Печорин – человек, во всем сомневающийся. Он считает, что нет ничего хуже смерти, а ее не избежать. Позже главный герой рассказывает об этих событиях Максиму Максимычу, но тот далек от философских рассуждений о фатуме.
Объяснение сюжета повести «Фаталист»
Основная тема повести «Фаталист» – предопределение. Раскрывая смысл главы «Фаталист», автор использует типичные для психологических романов литературные приемы:
Посредством внутренних монологов главного героя Григория Печорина, М. Ю. Лермонтов призывает читателей к размышлениям о роке и о власти человека над жизнью.
На заметку! Смысл названия повести «Фаталист» отсылает читателей к сюжетной линии Вулича, который с азартом отважился поиграть с судьбой, соглашаясь на пари с Печориным. Фаталист – тот, кто верит в предопределение. В повести фаталист – поручик Вулич, ведь он верил в силу рока.
Глава названа так не только в виду образа Вулича. Автор проецирует смысл главы «Фаталист» и на самого рассказчика. В этой главе автор иронизирует над Печориным. Главный герой, бывший романтик-мечтатель, разочаровался в жизни, в обществе и в себе, он играет с людьми, их чувствами. Печорин ничего не воспринимает всерьез, он хочет играть со смертью, хотя верит, что от последней не уйти. Эта глава еще раз доказывает, насколько Печорин негармоничная, полная противоречий натура. Благодаря распространенным и детализированным внутренним главного героя читатели осознают противоречивость фигуры Печорина. В этом заключается художественный смысл главы «Фаталист».
Суть концовки
Философский смысл главы «Фаталист» романа «Герой нашего времени» заключается в том, что Печорин – мнительная натура, человек, привыкший «играть» с судьбой, на миг все же верит в фатум, верит, что человек не властен над судьбой – все уже решено за него. В итоге автор подводит читателей к мысли, что каждый решает для себя сам – верить в рок и покориться ему или смело встать у жизненного руля и управлять происходящим. Печорин признается, что едва не стал фаталистом, но все же сомневается, ищет ответы на вопросы.
Интересно! Повесть не случайно замыкает композицию «Героя нашего времени». Раскрывая в главе «Фаталист» смысл заглавия романа, автор рассуждает над вопросами фатума, жизни и смерти, поиска цели.
Главный герой понимает, что потратил «силы необъятные» впустую. Он увлекся наслаждениями и утратил смысл жизни и чистые стремления. Печорин – отражение эпохи. Герой располагал силами исполнить истинное предназначение, но растратил себя, и поэтому живет бесцельно, никак не находит себе места в этом мире.
Что значит слово фаталист. Загадка «Фаталиста» в «Герое нашего времени»
Каким бывает фатализм?
«Фаталист» в «Герое нашего времени» Лермонтова. Краткое содержание
Интуиция подсказывает Печорину, что Вулича ждет скорая гибель.
Александр Соковиков в роли Вулича. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
— А что? вы начали верить предопределению?
— Верю; только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…
Александр Соковиков в роли Вулича и Игорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
Два казака, встретившие меня и следившие за убийцей, подоспели, подняли раненого, но он был уже при последнем издыхании и сказал только два слова: «Он прав!» Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.
Убийца заперся в пустой хате на краю станицы. Он вооружен пистолетом, и никто не отваживается ворваться в дом, чтобы его обезвредить. Тогда добровольцем вызывается сам Печорин, решив испытать судьбу и взять злодея живым.
Став свидетелем странной цепочки событий, Печорин рефлексирует:
Вернувшись в крепость, главный герой рассказывает о случившемся своему старшему товарищу, штабс-капитану Максиму Максимычу. Но пожилой офицер не склонен к философским рассуждениям и замечает: «Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем».
Потом он примолвил, несколько подумав:
— Да, жаль беднягу. Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано.
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.
Этими словами роман заканчивается.
Смысл главы «Фаталист». Почему она завершает романа Лермонтова?
Критик Виссарион Белинский писал: «Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нем вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет «героя нашего времени», но странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее… Эта полнота впечатления, в котором все разнообразные чувства, волновавшие вас при чтении романа, сливаются в единое общее чувство. »
«Фаталист» играет в романе роль эпилога, объяснял литературовед Борис Эйхенбаум. Заключительный мирный разговор Печорина с Максимом Максимычем вносит в финал романа еще и ироническую улыбку, указывал он.
Игорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
Сюжет «Фаталиста» парадоксален. Вулич, которому предназначено умереть, избегает пули, когда стреляет себе в голову, но затем нелепо погибает от руки пьяного. Печорин бросается навстречу опасности, и остается жив. Все это заставляет героя задуматься о судьбе и свободе воли.
Стал ли Печорин в итоге фаталистом? С одной стороны, он прямо говорит, что готов ко всему, ведь «хуже смерти ничего не случится». С другой стороны, он по-прежнему во всем сомневается и не становится фаталистом в полном смысле слова. Для «Героя нашего времени» вообще характерны недосказанность и умолчание. Так и «Фаталист» обрывается почти на полуслове, оставляя читателя в философских раздумьях.
Это одна из вещей, который позволяют называть «Героя нашего времени» первым психологическим и первым философским русский романом (выражение Ираклия Андроникова).
Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)
В данной главе автор рассматривает философский вопрос о предопределении и свободной воле. Однако для Лермонтова был более важна тема взаимоотношения человека и общества, насколько сильно влияние среды. В главе «Фаталист» он дает ответ на этот вопрос.
Действия персонажей порождены прежде всего скукой. Именно бесцельность существования, порождающая ее, и является главной темой «Героя нашего времени». Один из офицеров – Вулич, во время спора о мусульманских верованиях, решает проверить существует ли судьба, от которой человеку никак не уйти. Со свойственной боевым офицерам удалью (дело происходит на Кавказе, в ходе многолетней и вялотекущей войны с горцами), он предлагает рискнуть жизнью для того, чтобы проверить, насколько человек свободен и может сам влиять на течение своей жизни.
Смертельно опасный эксперимент заканчивается невероятным происшествием. При выстреле в голову происходит осечка, тогда как следующий, произведенный в сторону, поразил цель. Это должно было убедить всех, что Вуличу предназначено жить дальше, что предопределение существует.
Однако автор усиливает впечатление. Печорину кажется, что Вулич должен был в тот день умереть. Главный герой видел это в мелких и до конца необъяснимых деталях. Через несколько часов офицера, рисковавшего жизнью для разрешения сугубо теоретического спора, убивает пьяный казак. Происшествие это довольно необычно, что усиливается случаем с осечкой, произошедшим прямо перед этим. Получалось, что человек не может сам выбирать не только время своей смерти, но даже и способ.
Когда Печорин беседовал об этом с Максимом Максимовичем, то последний не пожелал вдаваться в этот вопрос, от которого явно веяло страхом и необходимостью многое переосмыслить в своей жизни. Простоватый офицер предпочел списать произошедшее в тот день на цепь случайностей. Печорин также не был склонен сразу автоматически принять мировоззрение, основанное на всевластии судьбы. Однако он явно чувствовал, что этот случай может многое объяснить в жизни.
Завершив произведение, посвященное влиянию обстоятельств на неординарного человека, которому нет место при существующем порядке вещей, этим эпизодом, автор соотношению поступков, продиктованных личным выборов и социальной средой. Общество оказывается сильнее отдельного человека, навязываемые им нормы и правила поведения в ряде случаев определяют жизнь не хуже предписанной свыше таинственной судьбы. Человек лишен свободы именно в этом смысле. Большую часть времени герой произведения исполняет свои обязанности по службе и вынужден подчиняться этикету, принятому в дворянском обществе. В предыдущих главах Печорин побеждал противников и добивался своего, но был бессилен против общего течения жизни. Однако и такой неординарный человек, как Печорин не мог проявить свои таланты и способности, вследствие чего им постоянно владела скука, толкавшая на экстравагантные поступки.
Вариант 2
Произведение описывает жизнь одного молодого офицера. Роман состоит из нескольких глав, они дополняют друг друга. Ответы на вопросы возникшие в одной главе можно найти в следующей.
Михаил Юрьевич использовал сюжеты для своего романа из жизни. Все о чем он написал было на самом деле, герои реальные люди.Считается что это даже автобиографическое произведение. Сам писатель был немного фаталистом. Нельзя сказать, что на его характер повлияли нравы царившие тогда в армии или его жизнь в целом.
Многие верили в судьбу. Взять хотя бы карточные игры офицеров. Выиграть в них мог любой все зависело не от умения, а от случая. Кому как повезет. То есть, игрок зависел полностью от госпожи фортуны. Между военными действиями, офицерский состав скучали надо было хоть как то разнообразить свой быт. Вот и приходилось играть роли фаталистов, пылких влюбленных, разочарованных странников и убежденных холостяков. Наш герой Печорин одинокий, свободолюбивый человек. Несмотря на то что сам страдал от своей чрезмерной свободы он не собирается становиться другим. Он боится кого то сделать счастливым, подарить частицу своего сердца. Зато ему ничего не стоит толкнуть человека на поступок, от которого будут потом страдать оба. Печорин получает удовольствие не столько от страданий тех кому причинил боль, а от собственных страданий. И в то же время сказать, что жить по другому не умеет или не хочет, вот такой вот он негодяй.
Анализируя главу начинаешь понимать, что такие люди существуют и сейчас. Они не умеют ценить хорошие отношения, а принимают это как должное. Играть со смертью, дразнить ее вот его предназначение.
В повести «Фаталист» открываются подлинные поведенческие мотивы Печорина и вместе с этим, становится очевидна вся художественная идея произведения.
Основой главы «Фаталист» становятся стремительная смена событий в течении одной ночи. Сначала игра в карты, спор героев по вопросу фатальности судьбы, затем «трагически случайная» гибель Вулича, отважный поступок Печорина. Всё это способно притягивает внимание читателя.
Лермонтов сталкивает в данной главе две абсолютно разные позиции относительно мировоззрения. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума сам способен решать свою судьбу. Что нет никакой высшей силы, которая управляет чужими жизнями. Такая позиция героя приводит к превозношению собственного я, которое становится для него единственным Богом. Фаталистом является Вулич, у которого кардинально другой взгляд. Он убежден, что все кругом подвержено фатальности.
Для чего автор романа создает из этих взглядов спор?
Такие спорные моменты помогают понять глубинную сущность человека, в частности Печорина, его убеждения, характер, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.
Такое мнение у Печорина сложилось засчет того, что он сам перестал верить во многие вещи. На страницах романа он признается, что любит во всем придаваться сомнению, абсолютное незнание исхода события придает ему смелость.
Основным критерием нравственной основы для Печорина предполагается личное упоение, поощрение прихотей, превозношение гордыни, достижение целей.
Действенность и напор характера герой культивирует в себе. Он достигает результатов любыми средствами. Порой такими средствами оказываются любящие его люди.
После прочтения романа читатель имеет возможность философствовать об эгоистичном индивидуализме героя, который затрагивает и современных людей. Подобные раздумья и поиски до сих пор являются мучительными проблемами перетекающими в споры.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)
Популярные сегодня темы
Сказка Путаница Корнея Ивановича Чуковского, в которой, происходят невозможные, не сопоставимые противоположные и противоречащие вещи. Так может быть только, потому, что у Корнея Чуковского было свое виденье
Жил-был юноша 26 лет отроду. Нигде не работал, да ему это и не надо было. Он имел дворянский титул и имение в деревне. У него был дядя, который разорился, но влез в долги для того, чтобы пускать пыль в глаза
Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет
Вся образная система рассказа Бориса Васильева строится вокруг главной героини Анны Федотовны. Ее материнскими глазами читатель видит уходящего на войну сына Игоря, вместе с ней читает
Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.