в чем смысл поучения мономаха

Анализ Поучения Владимира Мономаха 7 класс

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

2 вариант

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха

Популярные сегодня темы

Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве. О свободе Михаил Юрьевич говорит в разных стихах, сложно разделить его творчество на «о свободе» и «о другом»

Любое самодержавие русское кончается плохо, как может заметить читатель, исходя из пьесы Пушкина «Борис Годунов». Кто же такой Борис Годунов, и что в нём интересного?

Пьеса начинается с пролога, который подчеркивает перед аудиторией конфликт между двумя семьями: Монтекки и Капулетти. Он описан как «древняя обида». Двоюродный брат Ромео, Бенволио

Источник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Поучения Владимира Мономаха

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

в чем смысл поучения мономаха. Смотреть фото в чем смысл поучения мономаха. Смотреть картинку в чем смысл поучения мономаха. Картинка про в чем смысл поучения мономаха. Фото в чем смысл поучения мономаха

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Источник

В чем смысл поучения мономаха

в чем смысл поучения мономаха. Смотреть фото в чем смысл поучения мономаха. Смотреть картинку в чем смысл поучения мономаха. Картинка про в чем смысл поучения мономаха. Фото в чем смысл поучения мономаха

в чем смысл поучения мономаха. Смотреть фото в чем смысл поучения мономаха. Смотреть картинку в чем смысл поучения мономаха. Картинка про в чем смысл поучения мономаха. Фото в чем смысл поучения мономаха

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

О чём говорится в «Поучении» Владимира Мономаха, к чему призывает автор?

Смысл поучений научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански. Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям.

На каком учении основаны наставления князя? Как называется книга, где они сформулированы?

Наставления Мономаха полностью соответствуют заповедям Иисуса Христа. Все советы Мономаха остаются важными и в наше время.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого.

Какие мысли из «Поучения» не потеряли своей значимости и в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения.

Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня.
Не ленитесь, но трудитесь;
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;
Гордости не имейте в сердце и в уме;
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
Не пропустите человека, не приветив его;
Чего не умеете, тому учитесь;
Творите добро.

«…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам.

Чем произведения древнерусской литературы похожи на фольклорные тексты?

Какие стороны человеческой жизни и черты характеров людей раскрылись перед вами, когда вы читали тексты древнерусской литературы?

Когда мы читали тексты древнерусской литературы перед нами раскрывались сюжеты мировой истории, и главной темой была тема смысла человеческой жизни. Мы узнали о мудрости и смекалке народа в «Сказание о Белгородских колодцах», об отваге, самоотверженности, храбрости Рязанских воинов в «Повести о разорении Рязани Батыем», узнали о жизненных ценностях, которых старались придерживаться люди в «Поучениях» Владимира Мономаха.

Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?

Древнерусская литература прославляет нравственную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим – своей жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Источник

«Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

О чём говорится в «Поучении» Владимира Мономаха, к чему призывает автор?

Смысл поучений научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански. Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям.

На каком учении основаны наставления князя? Как называется книга, где они сформулированы?

Наставления Мономаха полностью соответствуют заповедям Иисуса Христа. Все советы Мономаха остаются важными и в наше время.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не пожелай ничего чужого.

Какие мысли из «Поучения» не потеряли своей значимости и в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения.

Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня. Не ленитесь, но трудитесь; Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело; Гордости не имейте в сердце и в уме; Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев; Не пропустите человека, не приветив его; Чего не умеете, тому учитесь; Творите добро.

«…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам.

Чем произведения древнерусской литературы похожи на фольклорные тексты?

Древнерусская литература похожа на фольклорные тексты тем, что она не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество, была искусством надындивидуальным. Это было искусство, создававшееся путем накопления опыта и производящее огромное впечатление мудростью традиций и единством всей — в основном безымянной — письменности.

Какие стороны человеческой жизни и черты характеров людей раскрылись перед вами, когда вы читали тексты древнерусской литературы?

Когда мы читали тексты древнерусской литературы перед нами раскрывались сюжеты мировой истории, и главной темой была тема смысла человеческой жизни. Мы узнали о мудрости и смекалке народа в «Сказание о Белгородских колодцах», об отваге, самоотверженности, храбрости Рязанских воинов в «Повести о разорении Рязани Батыем», узнали о жизненных ценностях, которых старались придерживаться люди в «Поучениях» Владимира Мономаха.

Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?

Древнерусская литература прославляет нравственную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим – своей жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Композиция

Композиционно «Поучение» делится на две части: первая — собственно послание потомкам с многочисленными включениями из Псалтири; вторая — сказания о жизни князя Владимира Мономаха представлено от его же имени. В своем «Поучении» Мономах изобразил идеальный образ мудрого и справедливого князя, которым хотел видеть не только своих сыновей, но и князей-вассалов. В условиях постоянных княжеских распрей и междоусобиц обращения Мономаха было злободневным, но цели своей не достигло. Ни во времена Мономаха, ни после них Русь не имела такого идеально-справедливого правителя.

Сочинения

Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем сочинение на тему: Поучение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах поучение

Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.

Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.

При этом князь говорит не только о бытовых советах. Он затрагивает и политические вопросы, показывая, насколько важно прекратить междоусобицы, которые вредят экономике страны. Говорит, насколько эти междоусобицы ослабевают государство. В Поучениях князь призывает к государственному порядку. Указывает Владимир и на то, что благо государства и его народа в руках князей. Очень важно править в мире, который приводит любое государство к процветанию.

Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.

Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.

Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

История создания

Если говорить об истории создания этого произведения, то первоначально считалось, что Владимир Мономах написал только одну запись из книги и одно письмо. Говорилось, что он имел соавторов или же вообще не брался за перо. Теперь многие ученые не сомневаются, что именно Мономах был единственным, чья рука прикасалась к «Поучению». Написать какие-то наставления потомкам Владимир решил после встречи с послами своих родственников. Они просили его поддержки. Мономах отказал в помощи, потому что был противником воен. При нем количество противостояний значительно уменьшилось. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Он очень хотел, что бы его поступки и решения передались и будущим поколениям.

Список литературы

1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968. 2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891. 3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991. 4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968. 5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986. 6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978. 7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971. 8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

Сюжет

Источник

Поучение детям от князя
Владимира Мономаха

Нравственность Мономах видит в основы человеческой личности. Он поучает своих детей о необходимости помогать нищим, не губить христианских душ, быть верными клятвам, гостеприимным, почитать старших и священников, не лениться, не пьянствовать, не блудить, не лгать.

В поучении также содержится воспоминания о походах Мономаха против полочан, вятичей, поляков и половцев, описание его юности и охоте на разных диких зверей.

Первая редакция была составлена князем Владимиром около 1099—1100 годов, окончательная редакция не раньше 1118 года.

Краткое содержание и анализ

Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое».

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

Полный текст поучения

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас».

«Помилуй меня, боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек; «Если есть награда праведнику, значит есть бог, творящий суд на земле». «Освободи меня от врагов моих, боже, и от восстающих на меня защити меня. Избави меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость». «Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Веселитесь все праведные сердцем. Благословлю господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», — и снова скажем: «Велик ты, господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, господи, твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, — если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены тобою, господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. «И кто не восхвалит тебя, господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!»

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее, — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.

Если вам бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.

Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

О путях и ловах

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Турив, а на весну в Переяславль и опять в Туров,

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкие войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стал в Оброве.

И Всеслав Смоленск пожег, — и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я идя с черниговцами и со своими половцами, на Десневзяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом разбили сильное войско Белкатгина, а семечей и плепников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму. опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин, и не настигли их. И на ту весну — к Ярополку на совещание в Броды.

В том же году гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин.

На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

В ту зиму ходили к Ярополку на сбор в Броды и союз великий заключили.

И потом на Святославль гнались за половцами, и затем на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И снова на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом же у Варина вежи взяли. И затем ходил во Владимир опять, Ярополка там посадил, и Ярополк умер.

И снова, по смерти отцами при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир сотворили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и у Глебовой чади отняли дружину свою всю.

И потом Олег на меня пришел со всеми половцами землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Сжалился я христианскими душами и селами горящими и монастырями и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и бог нам помог, перебили их, а других захватили.

И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.

И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка за Рось.

И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.

Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.

И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.

И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.

И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.

В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Суду, и бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.

Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урубу со Святополком, и бог нам помог.

И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и бог нам помог.

И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.

И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и бог нам помог, и сделали то, что задумали.

И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шарутаневых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года — по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *