в чем смысл попытка
Главный герой опять не человек.
«Попытка к бегству», возможно, самое таинственное произведение Стругацких. В центре образ Саула (Савела Петровича Репнина), который вначале представляется двум другим главным героям повести Антону и Вадиму «Историком по ХХ веку», а в конце выясняется, что никакой он не историк, а беглец из ХХ века. Сбежавший в XXIII век из фашистского концлагеря, а потом неведомо как, сумевший переместится обратно в ХХ век.
События происходят на планете Саула, куда случайно попадают Антон, Вадим и Саул отправившись на космический курорт – планету Пандора. Выясняется, что на планете феодальный строй и Антон и Вадим просто в шоке от чудовищных феодальных порядков. Они оба представители классического коммунистического «Мира Полдня» Стругацких, образ которого, кстати, Стругацкие, тогда, только начали создавать, книга издана в 1962 г. И они совершенно не знают как себя вести в настолько страшной реальности.
Человечество впервые сталкивается с феодальной цивилизацией, к тому же Антон и Вадим не специалисты, не прогрессоры. Да такой профессии ещё и нет на Земле, она появится в будущем. Антон и Вадим сразу начинают строить наивные планы как изменить порядки на Сауле, и полагают, что если Земля за это возьмётся, то это не потребует много времени, и лишь Саул понимает насколько это масштабная задача, в лучшем случае требующая нескольких веков.
Вот здесь, сразу, и возникает вопрос, почему Саул, человек ХХ века, гораздо лучше понимает ситуацию, чем люди «Прекрасного далёка». С первого взгляда ответ, вроде бы, очевиден. Он не наивен, и на собственном опыте знает насколько трудно изменить жизнь к лучшему. И всё равно бросается в глаза, что он владеет вопросом слишком хорошо, в нём сразу чувствуется профессионал.
И во всей остроте встаёт главный вопрос повести: Кто такой Саул?!
Человек ХХ века сбежавший в XXIII век, а потом вернувшийся к себе обратно?!
Но ведь ясно же, что это полная ахинея. Люди ХХ века не умеют перемещаться во времени, да ещё и в любой момент, по собственной воле. Более того, этого не умеют и люди XXIII века. Саул умеет. И он профессионал в вопросах прогрессорства, причём в момент, когда такая профессия ещё, просто, не успела возникнуть на Земле.
И хочешь, не хочешь, а вновь вспоминаешь о странниках. И понимаешь, что в этой повести, и, по-моему, первый раз в своём творчестве, Стругацкие упоминают странников не случайно. Герои обнаруживают на планете нуль-пространственный портал, через который странники непонятно откуда, и непонятно куда, перебрасывают непонятно какую технику.
Информация о сверхцивилизации странников, у Стругацких, во всех их книгах, выдавалась «в год по чайной ложке», и только в «Волны гасят ветер» они, наконец, удосужились дать ответ на вопрос кто они такие. Саул вполне вписывается в образ странника (людена), хотя бы потому, что он намного умнее Антона и Вадима и, по всему, знает намного больше их, что тоже, в принципе, не по плечу человеку ХХ века. И это даёт надежду.
Как не крути, но прогрессорская деятельность землян у Стругацких зашла в тупик. Прогрессоры не только не смогли помочь отсталым планетам, но и усугубили там ситуацию. Прогрессорская деятельность странников же, по всем косвенным фактам, безусловно, даёт эффект. А если Саул странник, а, думаю, так и есть, то ясно, что прогрессорскую деятельность странники ведут не только в пространстве, но и во времени. А значит не так уж всё и плохо в нашей вселенной, как учит столь любимый Стругацкими гностицизм, и есть надежда.
Ещё одна интересная деталь, Саул по всему не странник-человек – люден. Он, по всему, вышел из куда более древней цивилизации. Что тоже очень интересно, но совершенно Стругацкими не раскрыто. Это, кстати, главный недостаток этой повести, она слишком много вопросов оставляет без ответа.
В чем смысл жизни
иеромонах Иов (Гумеров)
Вопрос:
Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни?», «Для чего человек живёт?». Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо».
Людмила, 19 лет.
Ответ:
О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни.
В 20‑м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А. Камю. Миф о Сизифе).
Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А. Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно.
Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности.
Великий математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии).
В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906–1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83–85).
Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П. Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положением. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.
Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С. Пушкин, уже входивший во славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) – символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С. Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т. 7, с. 322).
Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи ( Мф. 6:25 ), сохранение ее важнее субботы ( Мк. 3:4 ). Сын Божий обладает Жизнью от вечности ( Ин. 1:4 ). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни ( Деян. 3:15 ). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин. 11:25 ). Вхождение это начинается еще на земле. Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.
Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.
Попытка рассуждения о смысле человеческой жизни
1.Зачем (для чего, ради кого) жить?
2.В чём состоят жизненные ценности?
3.Как именно жить, к чему стремиться?
Но сначала вновь вернёмся к понятиям. Что представляет собой сам человек? О природе и сущности человека написано много книг и статей, прежде всего о соотношении биологического и социального в нём. Мне импонируют те работы, в которых применён системный подход к поведению и деятельности человека, включающий в себя нейрофизиологический и психологический аспекты.
В процессе написания, выбрав основной темой моего повествования смысл жизни, я вынужден был констатировать, что не смогу обойтись без концептуального понимания самой сущности и природы человека. Мне показалось наивным говорить о смысле, не понимая того, что мы сами из себя представляем.
Постараюсь быть максимально кратким, освещая эту глобальную тему, но без этого не получится целостности всех моих рассуждений.
Итак, человек — это биосоциальное существо, так как его жизнь проходит в системе биологических и социальных условий. Единство человека с другими живыми организмами на Земле подтверждается на клеточном уровне. На сегодняшний день не осталось ни одной стороны или свойства человека как особи, индивида или члена человеческой популяции, которые бы не были охвачены специальными научными исследованиями.
Схематично человека можно представить, как живую систему. Систему саморегулирующуюся, открытую, многоуровневую, социально интегрированную. В самой системе существуют сложные механизмы, элементы, выполняющие свою специфическую роль в общей структуре и находящиеся в глубокой внутренней зависимости друг от друга. Но система эта открыта, между ней и окружающей средой (социальной и природной) постоянно совершается обмен веществом, энергией и информацией. Все уровни этой системы (структурный, функциональный, психический, сознательный и поведенческо-деятельностный) социализированы. Чем выше уровень, тем выше степень его социализации.
Следует заметить, что, если и можно применить понятие «биологическое» по отношению к человеку, то тут же следует подчеркнуть, что это не то биологическое, которое мы наблюдаем в животном мире. В результате исторического развития человечества, его социализации генетическая программа испытывала огромное влияние социальных факторов и в её содержании записаны итоги социогенеза. Ребёнок уже до рождения располагает врождёнными предпосылками для будущего формирования человеческой личности. Уже доказано, что проводящие пути, которые впоследствии будут организованы в речевую систему, закладываются и во многом созревают до момента рождения. Это я привёл к тому, что рождаемся мы «не совсем животным».
Из всего пласта регуляторов жизни, поведения и деятельности человека я остановлюсь лишь на одном-на потребностях. Потребности являются внутренним, естественным источником всех видов активности человека. По моему мнению, анализ именно потребностей человека сможет приблизить нас к пониманию смысла человеческой жизни.
Потребность — это переживание необходимости в чём-либо; устойчивое стремление, желание человека, побуждающее его к жизненной активности.
Большую популярность в изучении потребностей получили исследования американского психолога Абрахама Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы прошлого века, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность (дружба, семья, любовь).
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности, включая духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, приобщение к вере, искусству, культуре, науке.
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но чёткой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Мне близка позиция тех учёных, которые не делят потребности на биологические и социальные. По своей сущности все естественные потребности человека-врождённые, генетически детерминированные. Всё остальное приобретается в процессе жизни. И не просто приобретаются, а формируются на базе врождённых.
Например, новорождённый ребёнок с первого дня жизни нуждается в питании и внешне проявляет это целым комплексом поведенческих реакций. Однако он ещё не испытывает потребности в том или ином конкретном продукте питания. Это формируется в процессе жизни при непосредственном взаимодействии человека с тем или иным продуктом и возникновении более сложной потребности. У ребёнка с врождённой слепотой не может появиться ни одной духовной потребности, которая опосредуется человеческим зрением и включает в себя «визуальный» компонент. И такие аналоги можно провести по всем естественным(врождённым) потребностям.
И если рассматривать человека как социально интегрированную многоуровневую живую систему, то у человека нет и не может быть чисто биологических потребностей. Однако, есть нечто врождённое(первичное), что передаётся от одного поколения к другому, и есть нечто приобретённое, что появляется в процессе индивидуального развития и социального наследования.
Все сложнейшие биохимические и нейрофизиологические процессы, которые лежат в формировании естественных потребностей, внешне проявляют себя в форме побуждений, желаний, стремлений.
Поведение и деятельность человека – это есть не что иное, как следствие, внешнее проявление тех внутренних физиологических процессов, которые происходят в его организме. Все они теснейшим образом связаны между собой и дополняют друг друга. Они же в конечном счёте служат регуляторами нашего поведения и деятельности, к которым относятся потребности, эмоции, воля, характер, способности, речь, мышление, сознание и имеют внешнюю форму проявления.
Они же являются неотъемлемыми компонентами личности. И в зависимости от степени развития каждого компонента, взятого в отдельности, равно как и от их гармоничного или дисгармоничного взаимодействия, складывается тот или иной тип личности. Уже поэтому становится понятным, почему в человеческом обществе так много непохожих друг на друга по своему поведению и образу мышления людей.
С этих позиций сферу потребностей человека можно схематично отобразить следующим образом.
Социальные(приобретённые)
I
Материальные
Духовные
Рассуждая о смысле жизни, я не мог, хотя бы в двух словах, не затронуть вопрос о смерти и бессмертии, который создаёт чрезвычайно серьёзную проблему, которая была и будет вечно таковой как для человека, так и для всей человеческой культуры. В чём собственно проблема? Дело в том, что так или иначе всю сознательную жизнь человека пронизывает противоречие между его стремлением к бессмертию и фактической его смертностью, осознаваемой им. Конечно, в сознании людей и в их реальной жизни это противоречие принимает различный вид, но, как бы ни было, оно небезразлично самым различным людям, потому что именно данное противоречие и придаёт остроту нашим выборам и делает смысл жизни действительно коренной проблемой существования человека. Как же разрешается это противоречие в сознании человека? Оно разрешается путём создания концепций бессмертия человека и собственно концепций ценности жизни.
Каждый человек, начиная с определённого возраста, не только просто знает, что он смертен, но и с той или иной степенью глубины осознаёт этот факт. С другой стороны, каждый человек обладает интенцией бессмертия. И эта интенция бессмертия отнюдь не проста. Любому человеку присуща интенция индивидуального бессмертия, которая наиболее непосредственно выражается в самосохранении, в нежелании смерти, в стремлении избежать смерти.
Ещё одна интенция бессмертия, близкая к этой, но вместе с тем существенно отличная, выражается в видовой функции человека. Она есть не что иное, как стремление видеть продолжение себя, своей жизни в жизни потомства. Но собственно человеческие функции могут приобретать свои специфические интенции бессмертия. В этом случае интенция бессмертия будет отображаться в стремлении человека видеть своё продолжение после смерти в своих практических делах, тех или иных исследовательских и вообще духовных исканиях. И в последнем случае важно, какое она место занимает в структуре личности человека. При всё разнообразии потребностей социальная направленность жизни у каждого отдельного человека будет склоняться к одному из полюсов-или это будет преимущественно эгоизм, или альтруизм. В первом варианте эта направленность будет протекать в стремлении к сугубо личному телесному, материальному или творческому благополучию, не особо вдаваясь в последствия своей деятельности после смерти. В другом, по-моему, истинно человеческом варианте интенция бессмертия будет проявляться в стремлении служить другим людям и желании оставить и после своей смерти такое мнение у людей о себе, которое бы адекватно оценивало его благородные устремления. Пренебрегая порой своей собственной индивидуальной жизнью как жизнью организма, человек сохраняет себя как личность и, следовательно, надолго остаётся в памяти людей.
Наиболее убедительной для сознания, по крайней мере сознания людей некоторых эпох, явилась христианская концепция бессмертия.
Основное содержание христианской концепции бессмертия заключается в том, что человек бессмертен как душа, которая наделена загробным существованием. При этом конкретный характер загробного бытия хотя и неопределёнен, но ставится в зависимость от характера земной жизни человека. После смерти обещается счастливая, блаженная жизнь при соблюдении совокупности нравственных правил поведения, совершении молитв, предписанных религиозным учением и искренней вере в Бога. Христианство прямо и открыто обещает личное бессмертие, только не как продолжение телесного существования, а в виде очищенного от земных житейских дел бытия его души.
Христианство как бы молчаливо исходит из предпосылки изначального эгоизма человека. Однако, чтобы был удовлетворён этот эгоизм человека, простирающий в своей действительности и за пределами земной жизни человека, он должен здесь, на земле, в этой телесной жизни быть нравственным, то есть поступать вопреки своему эгоизму. В противном случае человек, хотя и не утратит бессмертия, но на его долю выпадет такой удел, который будет далёк от радости и счастья, так как ему будет уготован ад.
Длительная история христианства, его связь со многими сферами культуры и жизни человека создавали иллюзию единственной гарантии нравственности человека в его вере. Ни в коем случае не противопоставляя своё мнение верующим людям, наблюдая те социальные процессы человеческой цивилизации современной эпохи, могу констатировать, что религия не справилась с всеобщей функцией поддержания нравственности. Значит ли это, что райскую жизнь после смерти обретут лишь избранные? Не буду дискуссировать на эту тему, но являясь сторонником научного мировоззрения, хочу, тем не мене сказать, что смысловая концепция жизни истинно верующего в Бога человека является, по моему мнению, не самым худшим вариантом из выбираемых человеком смыслов жизни.
Возможна ли какая-либо иная концепция бессмертия и нужна ли она? Думаю, что нужна. Нужен переход к новой концепции бессмертия, которая отправлялась бы не от эгоистических тенденций в природе человека, а напротив, полагала их подчинённость истинно человеческим функциям(потребностям), сугубо человеческим существенным силам, заключённых в бесконечном познании человеком мира и самого себя, единении с окружающей природой, гармоничном преобразовании мира, базирующегося на взаимном братстве и любви. Возможно это утопия, но необходимой предпосылкой для новой концепции бессмертия могла бы послужить концепция бессмертного, вечного существования человечества.
Итак, нельзя вывести всеобщий смысл человеческой жизни. Сколько есть людей, столько есть и смыслов. Они будут отличаться в зависимости от структуры и степени сформированности личности, гармонии потребностей, осознанности, мировоззрения, условий проживания и многих других факторов. Даже такие, казалось понятные всем смыслы, как быть счастливым и быть здоровым, тоже у всех будут разные. И способы реализации этих смыслов у всех будут тоже различные. Возможно, что сверхзадачей человека становится сугубо личное понимание своего смысла жизни и выбора своего индивидуального пути к его осуществлению.
Любой пишущий человек (осознанно или нет) осуществляет прежде всего свою потребность делиться своими мыслями и чувствами с другими (человеку нужен человек). И я считаю эту потребность фундаментальной для человека. А сколько людей его услышат, один или тысяча, не столь уж и важно.