в чем смысл полтавы пушкина
«Полтава» Пушкина: любовь на баррикадах
В поэме Полтава смысл раскрывается в очень сложном по структуре повествовании двух сюжетных линий. Военные события 1709 года переплетены с лирической частью, описывающей трагическую любовь Мазепы и Марии.
Краткое содержание поэмы Полтава
Богатый украинский генеральный судья Кочубей обожает свою дочь. Все сватавшиеся к Марии женихи получали отказ. Старый седой гетман Мазепа сильно любит девушку. Родители отказывают выдавать дочь замуж за крестного отца. Мария тайно сбегает к Мазепе.
Интересно! Прототипом Марии стала дочь В. Л. Кочубея Матрена.
Россия готовится к войне со Швецией. Украинцы желают вернуть свою независимость, им не интересны планы Петра.
Кочубей отправляет Петру донос на гетмана. Он хорошо знает старого друга и понимает, что тот готовит измену. В ответ на это Петр называет Кочубея клеветником и просит Мазепу казнить их.
Мария не знает о казни отца. Девушка поддерживает решение любимого присоединиться к шведам.
Кочубея допрашивают и пытают. На вопрос о богатствах мужчина отвечает, что у него было всего 3 сокровища:
От матери Мария узнает о казни отца. Вместе женщины отправляются к Кочубею, но опаздывают.
Мазепа осознает слабость союзника, но не может вернуться к Петру Первому. Полтавская битва окончена. Изменники сбегают. Однажды Мазепа встретится с Марией, сошедшей с ума, но продолжит бегство.
Смысл сюжета
В поэме Пушкина «Полтава» смысл раскрывается через важные жизненные проблемы, с которыми сталкиваются герои. Произведение состоит из трех песен:
Красочно описаны в произведении бои под Полтавой, в смысле этих описаний скрывается храбрость русского воина. В каждой из частей рассматриваются сложности нравственного выбора героев.
Выбор Марии
Выбор жениха главной героини серьезно повлиял на жизнь своей семьи. При этом девушку нельзя назвать отрицательным персонажем. Несмотря на богатства отца Мария сохранила скромность.
Дом Кочубея был полным материально и духовно, но появление Мазепы разрушило гармонию и привело к семейной трагедии. Мария, погруженная в атмосферу гетмана, полностью ей пропитывается.
Позже по сюжету становится ясно, что при сватовстве к Марии Мазепой правили корыстные цели. Гетман хотел получить богатство Кочубея. Для мужчины не важна любовь прекрасной и доброй девушки.
Губительный мир Мазепы
Пушкин хотел назвать поэму «Мазепа», а гетмана представить центральной фигурой. Смысл выбора названия «Полтава» определен тем, что преступления Мазепы вызваны не только собственной корыстью, но и историческими аспектами.
На заметку! У Байрона есть поэма «Мазепа». По записям самого Пушкина он не хотел называться последователем зарубежного поэта.
В произведении Полтава смысл губительности гетмана кроется не только в способности управлять влюбленной девушкой. Мазепа может менять историю государства. Предательство для него ничтожно. Он способен предать возлюбленную, не сложно ему вступить в союз с врагом.
В чем смысл концовки
Главный смысл «Полтавы» Пушкина раскрывается после поражения шведов. Предательству нет места на победоносной стороне войны. Карты изменника раскрыты, Мазепа вынужден бежать. На своем пути он оказывается у дома Марии. Автор открыто называет гетмана губителем.
Мария, всегда готовая на большие поступки ради своей любви, стала жертвой разности духовных и материальных ценностей со своим избранником. Предательство Мазепы, казнь отца привели девушку к лишению рассудка.
Все герои поэмы показаны заложниками политических отношений и войн. При этом среди них нет победителей. Лишь один персонаж, представлен настоящим героем — Петр Первый.
При знакомстве с поэмой Полтава смысл улавливается в восторженном описании истинного патриотизма русского народа. Война в произведении показана не только политической борьбой, но и трагедией каждого человека.
Анализ поэмы “полтава” пушкина: особенности, суть, смысл, идея
Полтава пушкин смысл произведения
Александр Сергеевич Пушкин является признанным и непревзойденным мастером Золотого века русской литературы.
Его произведение «Полтава» — это один из самых интересных и противоречивых образцов классического лироэпического жанра – поэмы.
Удивительно, но это творение Пушкина не было принято его современниками, и даже нынешние критики продолжают вести жаркие споры относительно истинных взглядов писателя на личность Петра I и Мазепы.
История создания
Свою неоднозначную поэму Пушкин написал в течение 1828 года. Уже само название отсылает читателя к Полтавской битве, произошедшей в 1709 г.
В работе над текстом автор неоднократно обращался к различным историческим документам, молдавским легендам, народным песням Украины.
В результате во время изучения поэмы сразу чувствуется влияние песенных и сказочных мотивов, которые во многом помогают раскрыть личности персонажей.
Считается, что «Полтава» имеет личное посвящение дочери генерала Раевского – Марии Волконской. Эта женщина известна тем, что была одной из тех смелых жён, которые отправились в ссылку вслед за декабристами.
Изначально своё произведение Пушкин назвал «Мазепа». Название было изменено буквально за несколько дней до выхода текста в печать. Сам писатель объяснил причину такой перемены тем, что боялся восприятия поэмы как плагиата Байрона, написавшего поэму с таким же названием.
Анализ. Сюжетная линия
Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:
Главные герои
Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими.
Мазепа выступает злодеем и изменником, а Петр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным.
Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:
Заключение
Поэма «Полтава» считается одним из сложнейших произведений Пушкина со стилистической, жанровой и языковой точки зрения. Оригинальным образом в этом тексте сливаются эпическое и лирическое начала, романтическая и государственная сюжетные линии.
Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов.
Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.
Анализ поэмы Полтава Пушкина 7 класс
Весной в 1828 году Пушкин начинает работу над поэмой под названием «Полтава», произведением, отличающимся от всех его предыдущих работ.
Увлеченный исторической тематикой, он останавливает свой выбор на эпохе правления Петра I и, в частности, на Полтавском бою – крупнейшим сражением между русскими войсками и шведской армией, состоявшемся 27 июня 1709 года.
Во время работы над произведением поэт не раз обращается к историческим документам, украинским народным песням и молдавским легендам.
В поэме явно просматриваются четыре главных героя, а именно: Кочубей (генеральный судья Войска Запорожского), Мазепа (гетман Войска Запорожского), Петр I (царь всея Руси), Карл XII (король Швеции) и Мария (дочь Кочубея, единственный персонаж, не имеющий прямого отношения к описываемым историческим событиям).
По композиции произведение делаться на три песни. В первой речь идет о Марии, предавшей свою семью во имя любви к гетману Мазепе. С ним девушка сбегает. В гневе, ее отец Кочубей готовит месть.
Во второй песне описывается план Кочубея по устранению Мазепы. Читатель понимает, что часть украинского народа хочет отторгнуть Россию и перейти на сторону Швеции, Мазепа в их числе.
Кочубей просит своего подручного Искру доставить царю донос. Но император не верит информации, а Мазепа, в свою очередь, требует казни злоязычников.
Кочубей оказывается под стражей, а после встречает свой конец на гильотине.
Третья песнь раскрывается заговор Мазепы со шведской стороной, который воспринимается русскими, как предательство и влечет за собой сражение, в котором Карл XII несет поражение.
В ходе прочтения поэмы можно заметить, что помимо тщательного описания картин боя, духа войны и решения судеб народов, поэт с особым вниманием относиться к каждому действующему лицу.
Благодаря сценам разговоров Мазепы с Марией, Орлика и Кочубея, для нас открываются переживания героев, их мысли и сомнения.
Спектр человеческих эмоций в поэме велик: ненависть, разочарование, любовь и страх, ликование и гордость.
Образ Петра I становится героическим, единственным достойным исторической славы. А стойкость, патриотизм и единение русского народа главной идеей произведения.
Анализ 2
Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму. Но для современников и критиков поэма показалась слишком сложной, они не поняли её смысла. За исключением его друзей. Так что же такого непонятного в ней было написано Пушкиным?
Да, Пушкин одновременно разрабатывал три линии. Первая линия – решается судьба России, быть или не быть ей самостоятельным государством. Сможет ли она противостоять серьёзному противнику – Швеции. В рамках этой темы – противостояние Петра Первого и Карла XII. Их образы, характеры и поступки в судьбоносном сражении – Полтавском бою.
Роль личности в истории. Ни «его величество случай» или судьба вершат историю, а конкретные люди. В данном случае, Петр Первый. Он создал новую боеспособную армию и флот, которые смогли соперничать с самой передовой армией и флотом того времени – шведским.
С какой любовью и восторгом описывает Пушкин Петра Первого на поле боя. Он изначально был уверен в победе. Вот он скачет на резвом жеребце по переднему краю. Его уверенность передалась и войскам. Но остались у него и человеческие качества. После боя он угощает побеждённого соперника, называет своим учителем.
Вторая линия – это судьба многонационального российского государства. Так называемый «национальный вопрос», который особенно актуален в настоящее время. Когда отдельная личность, в данном случае, Мазепа пытается оторвать один братский украинский народ от другого братского, русского народа. Что не получилось тогда у гетмана Мазепы, получилось в 21 веке у современных правителей Украины.
И третья линия – личная жизнь отдельно взятого человека. Простой женщины Марии, которая пытается устроить свою личную жизнь. Пройдя через позор в глазах людей, непонимание родителей, она получает счастье. Но какую она платит за это цену? Самую высокую – собственную жизнь.
Поэма написана в стиле украинских народных песен, которые называются «думы». В основу поэмы легли реальные исторические события – Северная война, Полтавская битва, присоединение Украины к России.
Интересна история написания поэмы. Сначала поэма не получалась, Пушкин отложил её. Потом вернулся к этой теме осенью и написал поэму на одном дыхании, практически за несколько дней, отвлекаясь только на сон и еду.
Поэма написана не от лица Пушкина, а от лица рассказчика. В те времена нельзя было открыто хвалить Петра Первого и хаять Мазепу. Поэтому, Пушкин вложил свои мысли в уста обычного человека. Но вот в примечаниях к поэме видно кому симпатизирует поэт.
Для того, чтобы придать поэме больше достоверности, Пушкин ссылается на реальные исторические документы.
← Руслан и Людмила. История создания
← История создания драмы Борис Годунов↑ ПушкинАнализ произведения Борис Годунов →
Анализ особенностей литературного языка Пушкина →
Нравственно-философский смысл поэмы А. С. Пушкина «Полтава»
1. Душевное богатство и природная красота.
2. Губительный мир Мазепы.
3. Последствия выбора Марии.
Нравственно-философский смысл поэмы А. С. Пушкина «Полтава». Поэма А. С. Пушкина «Полтава» является не только красочной картиной полтавского боя, которая изображала храбрость русского воина. В этом произведении писатель ставит важные жизненные проблемы и на примере своих героев показывает различные варианты развития судеб. Главной героиней поэмы является Мария.
Именно она стоит перед нравственным выбором, который решает не только ее судьбу, но и оказывает огромное влияние на жизнь ее семьи. Ее поступок приводит к семейной трагедии. Но такой ли уж отрицательной является главная героиня? Поэт подбирает особые краски для описания девушки. Он старается раскрыть нам ее прекрасную душу, именно поэтому для ее описания используются природные краски.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Также девушка наделена разумом и скромностью. Она не кичится сокровищами своего отца. В этой семье царит богатство, материальное и душевное. В нем все находится в равновесии до тех пор, пока в ней не появляется влюбленный Мазепа. Родители против такого союза.
Он, должный быть отцом и другом
Невинной крестницы своей…
Мазепа, вторгаясь в эту семью, не только разрушает духовный мир, который царил до его появления, но и не задумывается о том, что он, крестный, не может быть мужем Марии. Поэтому при описании этого персонажа Пушкин использует другие краски. Мазепа стар, на нем оставили свой след война и труд.
Он многое повидал, имеет богатый жизненный опыт, но судьба дарит ему шанс: сердце открыто для нового «испытания» — любви. Однако если для Марии это единственное чувство, которое заполняет ее душу, то Мазепа непременно оставляет место для корысти.
Так, герой становится своеобразным символом гибели не только своего государства, но и юной, очень ранимой души.
Сначала А. С. Пушкин хотел назвать свое произведение «Мазепа», сделав центральной фигурой предателя.
Но потом он останавливается на названии «Полтава», тем самым показывая, что преступления Мазепы ограничиваются не только личными целями, но и событиями исторического значения. Так нравственно-философская проблематика выходит за рамки нескольких личностей.
Она приобретает историческое значение. Ведь эгоистический выбор Мазепы мог отрицательно сказаться и на жизнях многих людей, и на судьбе самой России.
Так в одном произведении писатель переплетает сразу несколько жизней и показывает нам, что для него важна как судьба отдельной личности, так и всей России в целом. История Марии обрамляет главный полтавский сюжет. Поэтому Пушкин переходит от случая с одной личностью к обобщению и судьбе целой России, а потом снова возвращается к Марии.
На этом фоне поступок девушки в какой-то степени обессмысливается, она жертвует ради предателя всем: своей семьей, а главное, собственной душой. Девушка тайком бежит из родительского дома. Она не покоряется своим родителям: идет поперек их воли. Тем самым внешне и внутренне благополучный мир этой семьи дает трещину.
Кочубей настолько любит свою дочь, что не верит слухам. Но в скором времени он получает шанс лично убедиться в измене дочери. Это может быть и резкое обозначение поступка, но Мария пошла не только против отца. Она сама того не понимания разрушала и свою богатую духовную атмосферу.
И мы видим, что соприкоснувшись с миром Мазепы, девушка меняется на глазах.
Зачем так тихо за столом
Она лишь гетману внимала,
Когда беседа ликовала
И чаша пенилась вином…
Но Мария не знала, что отдала себя в руки бесчестного человека, который мог манипулировать людьми, угадывать их внутренние порывы и желания. Он наделен необычайной силой, способной управлять не только хрупкой и прекрасной девушкой, но и всей Россией, которую он предает.
Как он умеет самовластно
Сердца привлечь и разгадать,
Умами править безопасно,
Чужие тайны разрешать!
Поэтому он смог убедить Петра в том, что на него написан ложный донос. Несмотря на внешнее спокойствие, он внутренне переживает недоверие Петра. В этот трудный период с ним снова оказывается Мария. Она хочет разделить с ним горе и помочь ему. Но он отталкивает ее своим равнодушием.
И в этот момент девушка ставит ему в укор то, что ради него она пожертвовала семьей. Скромная и тихая Мария начинает прямо говорить о том, что сделала, чтобы быть рядом с таким человеком.
Трагизм положения создается и благодаря тому, что девушка не знает о роли возлюбленного в судьбе ее отца.
Мазепа же пытается выведать у нее, кого она выбирает: его или отца. Мария не дает однозначного ответа, так как понимает, что в семью вернуться все равно не сможет.
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор; быть может
(Какая страшная мечта!)
Моим отцом я проклята.
Она начинает потихоньку понимать, что сделала не тот выбор. Внутренние, духовные качества, которые были заложены в ней с детства смогли взять верх над пагубным влиянием Мазепы. И мы узнаем, что им двигала не только любовь к Марии, но и возможность заполучить деньги Кочубея.
В его поступках изначально не было никакой нравственной основы. Он не смог и воспользоваться тем шансом, что преподнесла ему судьба — любовь прекрасной Марии. Даже в тот момент, когда девушка пропала, Мазепа продолжает вести переговоры со шведским королем.
Дальнейшие события показали, что предательство не может победить в такой войне. Мазепа вынужден бежать. Но по дороге он видит дом, «душу» которого погубил. Когда-то в нем царило довольство и красота, но теперь в нем жизни нет. Об этом прямо говорит автор.
Он берет на себя роль обличителя, так как никто не мог намекнуть Мазепе о том, что своими стремлениями и действиями он губит не только людей, но и ранит души.
Иль этот запустелый двор,
И дом, и сад уединенный,
И в поле отпертая дверь
Какой-нибудь рассказ забвенный
Ему напомнили теперь?
Святой невинности губитель!
И вот в степи перед ним предстает та, чью жизнь
он разрушил до основания, та, чью, любовь он смог растоптать, та, чьи мольбы он не хотел даже слушать.
Пред ним с развитыми власами,
Сверкая впалыми глазами,
Вся в рубище, худа, бледна,
Стоит, луной освещена…
«Иль это сон. Мария… ты ли?»
Ему кажется, что это сон, ведь от той прекрасной и скромной Марии ничего не осталось. Ее уничтожила не только печаль по своим родителям, но и то, что человек, которому она хотела отдать свою судьбу оказался предателем. И он предал не только Петра, но и ее любовь.
Мария потеряла рассудок, она не смогла смириться со своей судьбой. Для нее в конце концов два образа возлюбленного и предателя разделились.
… Я принимала за другого
Тебя, старик. Оставь меня.
Твой взор насмешлив и ужасен.
Ты безобразен. Он прекрасен:
В его глазах блестит любовь,
В его речах такая нега!
Его усы белее снега,
А на твоих засохла кровь.
Она не может найти в нем того, которого когда-то любила, ради которого покинула свой дом и разрушала свой духовный мир. Но построить новый на лжи и вранье Мария просто не может. Поэт предпочитает отдать ее рассудок безумию, а не в руки того человека, который смог предать всех вокруг, чтобы добиться своей цели. Однако какие-то смутные сомнения остаются в душе Мазепы после такой встречи.
Но гетман уж не спит давно.
Тоска, тоска его снедает;
В груди дыханье стеснено.
И молча он коня седлает,
И скачет с беглым королем,
И страшно взор его сверкает,
С родным прощаясь рубежом.
Возможно, он наконец понял, что у него был шанс как-то изменить свою жизнь, но он им не воспользовался.
Так каждый из главных героев делает свой выбор. Только один был проникнут духовными и нравственными порывами, а другой эгоистическими целями. Писатель не показывает нам, что побеждает: добро или зло, да и в истории от них не осталось никакой памяти.
Нравственно-философская проблематика поэмы Пушкина основана на самом главном — мотиве выбора. Именно с таким препятствием приходится сталкиваться каждому из героев. И каждый из них делает свой выбор. Только кем-то движут прекрасные порывы и стремления стать нравственной опорой на жизненном пути.
в любой ситуации человек должен сохранять свой духовный потенциал, который вкладывается в них с детства.
Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава»
Категория: Сочинения по поэме Полтава Actionteaser.ru – тизерная реклама
Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику.
Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?
Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: «Ура!», безоговорочно верит ему, идет за ним.
Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность выдержать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы России.
Объясните значение таких слов и выражений, как «сыны любимые победы», «битвы поле роковое», «темнеет слава их знамен», «бога браней благодатью», «счастья баловень безродный, полудержавный властелин». Выражение «сыны любимые победы» обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу.
«Битвы поле роковое» — поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. «Темнеет слава их знамен» — эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза «Бога браней благодатью» означает, что бог войны поддерживает русских воинов.
Выражение «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» характеризует князя Александра Меншикова, ближайшего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и поднятого императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.
Выпишите в тетрадь из текста различные виды тропов, назовите их и раскройте значение художественных средств для выражения чувств и настроений автора.
Важную роль в картине боя играет звукоподражание.
Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы.
Что объединяет и что отличает эти описания? На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.
В «Полтаве» образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза. Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием.
Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императора, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офицеров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, делил со всеми походные трудности.
Его увлеченность передавалась воинам, они уважали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любуется Петром и на поле брани («Могущ и радостен, как бой…»), и после битвы, когда облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой. Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его.
Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе. В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Сопоставьте описания Петра и Карла.
Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь отражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора? Описания Петра и Карла, шведского короля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопоставления.
Пушкин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство патриотизма.
Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?
Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторение гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все вокруг скрежещет, шипит и свистит. Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон,
Прочитайте вступительный и заключительный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отличаются ли они в интонационно-стилистическом отношении от. описания боя, если да, то в чем? Какие мысли и чувства преобладают в них?
Повествование вступительного отрывка спокойное и размеренное.
Размышления Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяются эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место прославлению великой победы русского императора, его мужества и благородства.
Ему тяжелый жребий пал, Но лучшей доли он не просит: Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей. Н. А.
Некрасов Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей (его друзей), и литературных героев, им созданных. Поэмы “Дедушка” и “Русские женщины” посвящены зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам.
Это произведения о декабристах, людях, к
Відомо, що великі поети в різні епохи знаходять своїх читачів. Так було з Т. Шевченком, О. Пушкіним, Дж. Байроном та іншими. Поет ніби народжується заново, бо творить не тільки для своїх сучасників.
Щось подібне відбувається тепер і з творчістю Євгена Маланюка, ім’я якого впродовж багатьох десятиліть було під забороною.
Книжки поета лежали в закритих спецфондах, і читач не знав його творчості, але це не заважало деяким митцям і критикам лити на Маланюка бруд. Як його тільки не незивали: і «
Быт, нравы, обстоятельства, изображенные в его пьесах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому великому искусству. Шекспир расширяет наш духовный горизонт.
Мы познаем жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за рамки своего мирка и попадаем в большой мир. В трагедиях Шекспира всегда сильны социальные мотивы: общественная несправедливость, неравенство сословий.
Вместе с другими гум
Многие люди не различают колядок и щедривок. Эти обрядовые песни выполняют лишь в определенный период – на рождественско-новогодние праздники. Скажем, колядки поют, начиная с Рождества и до Крещения, то есть с 7 по 19 января.
Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.
Изменилась система образования в России – ушли из нашей речи слова институт благородных девиц, классная дама, реалист (учащийся реального училища), институтка. Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий,
Судьба… О ней столько сказано, столько написано…
издавна считается, что судьба управляет человеком. Недаром в народе говорят: «Человек проживет свою судьбу так, как ему наименовано», то есть все зависит от судьбы. Каждый из нас хочет лучшей доли, прикладывает к этому определенные усилия, и не всегда получается так, как нам хочется.
Иногда все происходит так, как должно произойти, не зависимо от наших стараний. Так, судьба решает многое в жизни. Но, по моему мнению, если человек стремится ч
У комедії «Хазяїн» видатний український драматург І.
Карпенко-Карий показав «дику, страшенну силу» великих капіталістів-землевласників, які так розкрутили «хазяйське колесо», що воно придавило сотні і тисячі людей, прирекло їх на підневільне, рабське існування або примусило плазувати, пристосовуватися (як це трапилося з Феногеном, Ліхтаренком, Зеленським).
Хто не зрозумів тієї системи, той був безжалісно роздавлений, знищений, як, наприклад, помічник Ліхтаренка, чесний юнак Зозуля, якого
Мир поместного дворянства, различные типы помещиков, взаимоотношения помещиков и крестьян, крестьянский «бунт» против помещиков изображены Пушкиным в неоконченном романе «Дубровский»(1833).
Пушкин с большим сочувствием показал в романе крестьян и в то же время отметил, что единства интересов у протестующего дворянина и у угнетённого крестьянства нет. Временно они могут объединяться, но цели их различны. Вождём крестьянского восстания против рабства и деспотизма может быть только человек, крепко
Прежде чем приступать к анализу первой части первой главы, следует остановиться на эпиграфах, которые предваряют повествование. Первый из эпиграфов взят из произведения Пушкина «Капитанская дочка»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.
Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! У данного эпиграфа свое значение.
Метель в данном случае является символом страшных событий в обществе — соц
Выбрать из огромного числа произведений Михаила Булгакова лучшие – задача совем не простая. Булгаков – писатель, как говорят, от Бога, златоуст.
Удивительный талант его поражал не только собратьев по перу – Алексея Толстого, Максима Горького, Бориса Пастернака, Александра Солженицина, – но и многих выдающихся деятелей культуры, таких как Константин Станиславский, Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер. Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы на
Сейчас смотрят: Actionteaser.ru – тизерная реклама
Анализ структуры поэмы А. С. Пушкина «Полтава»
Поэму принято рассматривать как эпическое произведение, а в таком качестве “Полтава” представляется низкохудожественной агиткой, в сюжете которой Пушкин возвеличивает Петра и клеймит отступника Мазепу. Такое общепринятое восприятие равносильно признанию отсутствия у Пушкина элементарных понятий о структуре подлинно художественного образа.
Если не принять это соображение в качестве побуждающего мотива для осуществления анализа структуры, то остается одно — обойти этот острый и неприятный момент путем использования эвфемизмов, “реабилитирующих” Пушкина как художника слова. Что и делается до настоящего времени.
“Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нем нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты”. Такая оценка превращается в приговор Пушкину как художнику слова, и в данном случае его вынес известный пушкинист Б.С. Мейлах.
Ни для кого не секрет, что создание разных художественных образов — то ли резко отрицательных, то ли сугубо положительных — свидетельство не в пользу творческих способностей автора. И если мы верим в талант Пушкина, то должны безоговорочно признать, что сотворить художественный образ с такой характеристикой он просто не мог.
И из этого исходить при оценке содержания “Полтавы”.
В “Полтаве” присутствуют лирические мотивы, имеет место вторжение в повествование авторских ремарок, которыми насыщены посвящение поэмы и эпилог.
В переводе на язык структурного анализа это означает, что имеет место нарушение обязательного для эпического произведения принципа объективации и что произведение это не эпическое, а имеет более сложную структуру; то есть что сказ в поэме ведется от лица рассказчика-персонажа с позиций отдельной фабулы; что это он, а не Пушкин, создал такой лубочный образ злодея Мазепы с одновременно льстивым восхвалением монарха; что в данном случае перед нами типичная породия, в которой авторский замысел может далеко не совпадать с намерением ангажированного рассказчика; и то, что воспринимается нами как содержание “Полтавы”, — не более чем ложный сюжет, образующийся на фабуле вставной новеллы, которую принято считать поэмой Пушкина.
Читаем внимательно текст. Да, действительно, Мазепа демонстративно прорисован сугубо черными красками — не только как морально нечистоплотный человек в бытовом плане, но и как изменник России.
На его фоне Кочубей выглядит невинно пострадавшим ангелом — да, он предал Мазепу и идею национальной независимости, но ведь сделал это из благородного чувства мести своему куму и сподвижнику за то, что тот отнял у него дочь.
Рассказчик получился у Пушкина довольно умелым мастером, и ему удалось чисто композиционными методами притупить внимание читателя — тот уже не обращает внимания на явные противоречия в сугубо “положительном” образе Кочубея, который, будучи противопоставлен образу Мазепы, явно же должен подчеркивать низменность его натуры.
Противоречия проявляются в том, что такое противопоставление выглядит натянутым, не воспринимается как художественное. Причем это не те диалектические противоречия, из которых складывается всякий подлинно художественный образ, а элементарные композиционные нестыковки, уши которых выглядывают из-под внешне безупречно ведущегося сказа.
Как рассказчик ни пытается скрыть от читателя истину, она, разрушая логику повествования, все же дает о себе знать.
Наличие таких художественных “нестыковок” в произведении большого художника всегда свидетельствует о присутствии рассказчика-персонажа. И действительно, образ Кочубея проигрывает по сравнению с образом Мазепы. Внешне поступки обоих диктуются якобы чувством мести, но уже здесь противопоставления не получается.
По крайней мере в его декларированной форме.
Ведь Кочубей мстит по сугубо личным, бытовым мотивам, под влиянием своей жены, у которой находит ся под каблуком, и даже в мести своей проявляет не приличествующие мужчине непоследовательность и малодушие: в конечном счете он полностью отрекается от своих в общем-то правдивых показаний в отношении Мазепы, а это немаловажная деталь характеристики его образа. Что же касается мотивов поступка Мазепы, то сугубо личными их вряд ли можно назвать. С его стороны присутствует не просто месть Петру за личное оскорбление; это оскорбление символизирует то, о чем Пушкин прямо сказать не мог, а его рассказчик не захотел: отношение Петра к порабощенной Украине.
Натура Мазепы оказывается более цельной и сильной: он не отрекается от своих планов даже ради поздней, романтической любви к Марии, то есть ради личного, и эта борьба мотивов достаточно отражена в тексте, а уж глубина чувства Мазепы сомнений не вызывает.
Разве казнь Кочубея диктуется личными мотивами Мазепы? Повествование даже в том виде, как его ведет рассказчик, не оставляет сомнений в том, что ради Марии Мазепа простил бы измену, если бы она действительно носила личный характер.
Но Кочубей изменил не Мазепе, а общему делу, за которое они вместе боролись.
И вот именно здесь возможная неоднозначность толкования этого момента устраняется Пушкиным “его в собственной”, третьей фабуле поэмы. Это — авторские “Примечания”. Смотрим 12-е — сухая справка: “20 000 казаков было послано в Лифляндию”.
Кем послано и зачем, Пушкин не пишет. Явно же не для защиты интересов Украины. Это то, что в рамках современной терминологии называют “пушечным мясом”.
То есть эта ремарка вкупе с текстом “вставной новеллы”, каковой является повествование рассказчика, воссоздает мощный этический контекст, объясняющий мотивы поступка Мазепы и побуждающий читателя переоценить с противоположным знаком все, о чем повествует рассказчик.
Не дает ли Пушкин этой ремаркой понять, что исход Полтавской битвы был бы не так очевиден, окажись эти 20 тысяч казаков на родной земле.
“Кочубей в своем доносе также упоминает о патриотической думе, будто бы сочиненной Мазепою”. Вот оно в чем дело: у Кочубея — “донос”, у Мазепы — “патриотическая дума”.
Внешне сухой текст примечания содержит оценку — то есть в данном случае имеет место вмешательство в текст рассказчика.
А наличие рассказчика свидетельствует о том, что текст этот не служебный, а художественный; следовательно, примечания входят в состав произведения.
В “Полтаве” присутствует еще одна пара сюжетов, которые образуются с учетом полемической направленности самого произведения и личности того конкретного современника Пушкина, с которым он ведет полемику. За счет этих сюжетов художественная емкость системы еще более расширяется.
Художественные достоинства этой поэмы состоят в возвеличении Пушкиным образа Петра, то есть в прямой дидактике, которая, по большому счету, должна расцениваться не иначе как позор для художника слова.
Выход из положения находят в привлечении параллели — “Медного всадника”, содержание которого должно подтверждать пафос “Полтавы”.
Но при этом из поля зрения комментаторов как-то ускользает то обстоятельство, что, по замыслу Пушкина, Петр изображен там как идол, то есть истукан, причем неизменно медный, в то время как конь под ним, которого он, как и Россию, “поднял на дыбы”, описывается как отлитый из благородного металла — бронзы.
Кроме того, в сюжете появляется еще один образ — сатирика, выступающего против раболепного служения сильным мира сего.
Этот образ поэта противопоставляется созданному им образу рассказчика “Полтавы” — придворного литератора; именно этот образ, а не Мазепы, Кочубея или Петра, является главным в произведении; с ним ведет полемику Пушкин, и ради этого сатирического образа, ради полемического пафоса и была создана “Полтава” вместе с ее внетекстовыми структурами.