в чем смысл поэмы двенадцать

«Двенадцать» Блока: революционный держите шаг!

Александр Александрович Блок принадлежит к школе русского символизма. Его произведения просто пропитаны метафорическим восприятием мира, наделяя жизнью безжизненное. Он часто вводит в повествование различные знаки (числа, цвета), создающие атмосферу некоего сюрреализма. Хорошим примером этому стала его поэма Двенадцать, смысл которой глубок и многогранен.

Краткое содержание поэмы 12

Действие поэмы разворачивается зимой 1917-го года, когда к власти пришли большевики. Смысл поэмы 12 искали и современники Блока, и последующие поколения читателей.

На заметку! Сам Блок считал свою поэму лучшим из всего когда-либо созданного им. «Сегодня я – гений!» — так прозвучали его слова после написания произведения.

Глава 1

Вся улица увешана транспарантами и агитационными плакатами, среди которых особо выделяется один: Вся власть Учредительному собранию! Мимо спешат по своим делам люди. Пропаганда новой власти не вызывает у них отклика:

Все проклинают большевиков, никто не знает, как и что будет дальше. В городе витает лишь злоба и ненависть. И только ветер активно взаимодействует с плакатом — «рвет его, носит и мнет».

Глава 2

Наряду с ненавистью к бывшему товарищу в разговоре отчетливо звучит зависть к веселому времяпрепровождению Ивана. Революционный чеканящий шаг после призыва «помнить, что враг не дремлет» становится более тяжелым.

Глава 3

Двенадцать исполняют резвую песню о своей службе в Красной Армии. Несмотря на слабое оснащение (рваные пальтишки и австрийские ружья), они полны решимости разжечь кровавый мировой пожар, в котором сгинут все буржуи. Однако, на всякий случай, заручаются подмогой высших сил, прося благословения у Бога.

Глава 4

Действие переносит читателя к тому самому Ваньке. Сквозь метель он мчит на лихой повозке, обнимая Катерину. Парень плечистый, с черными усами – завидный жених. Девушка в отличие от него не слишком привлекательна. Иван называет ее «толстоморденькой», но девушка, очарованная им только улыбается ему в ответ.

Глава 5

Кроме некрасивой внешности, у парня еще много претензий к избраннице. Он напоминает ей о ее прошлой жизни:

Все это дает право лихому революционеру требовать у нее и с ним согрешить.

Глава 6

В этой части происходит трагическая встреча всех героев поэмы. Пути двенадцати красноармейцев и лихой повозки с Ванькой и Катей на борту пересекаются. Начинается стрельба, которая должна проучить бывшего товарища, как гулять с девками в тот момент, когда решается судьба революции.

Однако, итогом этого становится лежащее на снегу тело девушки с простреленной головой, погибшей от пули Петрухи – одного из отряда двенадцати. Ваньке и вознице удается сбежать.

Глава 7, 8

Следующие две главы посвящены душевным терзаниям Петрухи. Оказывается, он любил убитую им Катьку и сожалеет о том, что стали причиной ее смерти. Вспоминая «черные, хмельные ночи» с ней, он молится об упокое ее души.

Развеять грусть-печаль Петрухи помогают его боевые товарищи. Они зовут его на традиционное, видимо, для них развлечение – грабежи и убийства. Петруха убивает ненавистного «буржуя», чтобы разогнать тоску и скуку.

Глава 9

Описываемые в этой части тихие улицы города не создают настроение умиротворения. Наоборот. Возникает ощущение тревожности из-за того, что нарушен обычный порядок вещей. На посту вместо городового молча стоит «буржуй».

Рядом с ним, символизируя поверженную старую власть, сгорбившись и поджав хвост, стоит голодный бездомный пес

Глава 10, 11

Стихия, кажется, хочет заглушить эту звенящую тишину и сокрыть следы кровавых деяний – начинается ужасная вьюга. Услышав молитвы испуганного Петьки, его товарищи лишь усмехаются. Как может просить помощи у Бога тот, кто окропил свои руки кровью? Да и нет смысла в молитвах, потому что до сих пор «золотой иконостас» ни от чего «не упас».

Нужно полагаться только на себя, бесстрашно держа революционный чеканный шаг, потому что в любой момент может произойти встреча с недремлющим врагом.

Сквозь вьюгу они идут вперед, гордо потрясая красным флагом. И шествие это описывается, как нечто бесконечное.

Глава 12

Заключительная часть поэмы 12 самая метафоричная. За отрядом увязывается наш старый знакомый – бездомный безродный пес с поджатым хвостом. Солдаты пытаются всячески прогнать его, но настойчивое животное движется за ними не отставая.

Видя впереди какое-то движение красного стяга, отряд пытается выяснить, кто это. И даже открывают стрельбу. Но отвечает им лишь вьюга.

Красноармейцы продолжают свое шествие «державным шагом», на замечая того, что перед ними, с кровавым флагом, защищенный от пуль, идет «Исус Христос».

На заметку! Смысл появления в финале поэмы Двенадцать этой фигуры в своем время не смог объяснить даже сам автор.

Поэма Двенадцать: смысл и метафорические образы

Первое, что бросается в глаза – цвета, создающие уникальную атмосферу. Черный вечер, черное небо, белый снег. Эти цвета всегда символизировали борьбу добра и зла. В поэме Двенадцать смысл имеет противостояние старого и нового миров. Какой цвет приписать каждому из них автор оставляет на усмотрение читателю, явно не отображая свое отношение к той и другой стороне.

На заметку! О поэме 12, смысл которой удивлял еще современников автора, Владимир Маяковский писал: «В этой поэме одни читают сатиру о революции, другие – славу революции».

Далее, в черно-белую картинку вместе с двенадцатью красноармейцами врывается красный цвет. Цвет флага, несомого ими, цвет крови, оставляемой после себя.

Кроме этого, поэма будто звучит вслух. Она бесконечно наполнена звуками:

Все это звуки революции. Не очень ритмичные, но нарастающие, будто поток, вышедший из берегов.

Смысл названия поэмы Двенадцать

Однако, самым метафоричным, наполненным особым смыслом, является число 12. Первое, что замечает читатель – количество глав в поэме. Причем каждая из них разная по стилю написания, ритму, содержанию, эмоциональной нагрузке, что символизирует неизбежность перемен, подобно сменяющим друг друга двенадцати месяцам года.

12 красноармейцев, бредущих через всю поэму и вьюгу. Первоначально они сплочены, связаны одной идеей – построением нового мира и уничтожением старого. Они идут встречая на своем пути простых людей и каждому несут, и даже насаждают свою веру в эту идею. Один из них предал своих товарищей и их убеждения. Имена некоторых, данных в тексте – Петр и Андрей. Ничего не напоминает?

В финальный момент, когда перед ними начинает свое шествие Иисус Христос, паззл складывается окончательно. 12 солдат символизируют 12 апостолов, свято несущих в массы единственную религию – революционные идеи и коммунизм, в которые, как и полагается, верят не требуя доказательств.

Однако, это всего лишь люди, и даже если перед ними и идет сам Христос, остальная процессия не обязательно грамотно и верно несет в мир его посыл. В этом и заключается основной смысл образа двенадцати в поэме Блока.

Автор создал поистине глубокое метафорическое произведение. В поэме Двенадцать смысл заключается в противопоставлении отряда из 12 другим персонажам, встреченным ими на улицах Петрограда. Все они — старушка, буржуй, барыня, поп – являются представителями старого мира, в который они, своеобразные 12 апостолов, словно крестоносцы, несут свою религию – учение коммунизма.

Источник

Анализ поэмы Блока «Двенадцать»: основной смысл, кульминация, жанр произведения

Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания

Содержание поэмы Александра Блока «Двенадцать» посвящено теме революционных событий, ее действие происходит в послереволюционном Петрограде. Поэт начал работу над ней в январе 1918 года. На создание произведения у него ушло несколько дней, но еще целый месяц он редактировал ее.

Газета «Знамя труда» была первой, кто опубликовал поэму. Случилось это 18 февраля (3 марта по новому стилю) того же года. Спустя 3 месяца автор издал ее отдельной книгой, хотя размер самого произведения невелик.

Основной идейный смысл произведения — противопоставить зарождающийся новый мир и старый, который представляется поэту похожим на «поджавшего хвост безродного пса». Блок старался передать свои чувства, ту музыку революции, которую он слышал внутри себя, блуждая по Петрограду. Этой музыкой был шум крушения старого мира, ощущаемый им физически, который и вдохновил его на создание поэмы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Он никак не оценивал происходящие события в переломный для страны момент, а лишь полностью отдался стихии и запечатлел то, что наблюдал и чувствовал. Благодаря ему мы можем окунуться в атмосферу, которой был охвачен Петроград спустя всего пару месяцев после Октябрьской революции. Этому же служит и достоверно переданная разговорная лексика героев.

Хотя жанр этого шедевра определен самим автором как поэма, в нем ярко звучат отголоски других жанров. При внимательном чтении можно обнаружить пафос лозунгов и декламаций революционного характера, молитвенные речи, народные частушки, маршевые мотивы, песни и даже романсы.

Такая хаотичная смесь несочетаемых на первый взгляд жанров помогает Блоку реализовать авторский замысел — подчеркнуть противоречивость происходящих революционных событий, их стихийность, продемонстрировать творящийся повсюду хаос.

Литературное течение

Поэт использовал при написании труда приемы сразу двух литературных направлений — реализма и символизма. Признаком реализма служат описываемые им исторические революционные события. Признаком символизма является большое количество символических образов, аллегорий.

Старый мир представлен образами буржуя и «паршивого пса», новый предстает в виде красноармейцев, повсеместных революционных плакатов и красных флагов. Революционное настроение передано в образе взбунтовавшейся «на всем божьем свете» стихии с хлестким ветром, черным небом, завывающей вьюгой, гололедом. Она валит с ног, не дает устоять.

Анализ поэмы

Автор использовал зеркальную композицию, поделенную на символичное число глав — двенадцать.

Сюжет произведения завязан на обходе морозного, вьюжного Петрограда революционным патрулем, состоящим из двенадцати человек. По пути им на глаза попадаются представители старого, отжившего мира, с каждым из которых они сводят счеты. Случайно им встречается бывший друг Ванька, который переметнулся к жандармам и теперь гуляет с Катькой, бывшей любовницей одного из патрульных, Петрухи.

Патруль пытается отомстить перебежчику, но тому удается сбежать, а под пули попала Катька. Петруха, ставший невольным убийцей бывшей невесты, испытывает страдания по поводу случившейся трагедии. Но товарищи по оружию ставят ему на вид неуместность подобных переживаний, и он возвращается в строй.

На особенность стиля повлияло знакомство автора с выступлениями известного в то время автора-куплетиста, балагура Михаила Савоярова. Он любое произведение исполнял в одном и том же стиле бродяги-босяка. Именно так, в стиле уличного куплета, по мнению Блока, и следовало читать его поэму.

Персонажи

Всех персонажей, представленных в поэме, можно поделить на два класса — тех, кто отражает образы нового и старого мира.

Старый мир олицетворяют:

Образ нового мира представляют:

Финал поэмы

Двенадцатая глава стала в поэме завершающей. По сюжету отряд из двенадцати красноармейцев патрулирует по Петрограду, убивая любого, кто окажется неугоден. За ним, как образ старого, отжившего мира, едва ковыляет голодный шелудивый пес, которого отряд пытается прогнать своими штыками.

Затем красноармейцам чудится какой-то призрак, маячащий впереди, в сторону которого они стреляют. Но впереди отряда Блок поставил невредимого от пуль Христа, который хоть и остается невидимым за вьюгой, но при этом шествует «с кровавым флагом» и одновременно «в белом венчике».

Поэт верил, что Россию ждет светлое будущее, и нынешние бесчинствующие мстители смогут принять веру и возродить святую Русь.

Критики о произведении Блока

Поэма Блока, написанная в совершенно нехарактерном для него стиле, вызвала оживленные дискуссию не только среди литераторов, но и среди многих общественных деятелей и политиков. Не все близкие ему люди поняли те чувства, которые он хотел передать в произведении.

Среди поддержавших Блока были Андрей Белый, Сергей Есенин, Ольга Каменева, Всеволод Мейерхольд, Сергей Ольденбург. Они восхищались мужеством и отвагой поэта, признавали его талант в изображении действительности, удивительно точном и верном подмечании каждой детали. Но даже те, кто понял мысли Блока, выражали опасение по поводу его неосторожных, резких, а порою откровенно опасных строчек.

Были и те, кто отрекся от поэта, считая его предателем, оправдывающим революцию. Среди них — Иван Бунин и Зинаида Гиппиус. Анна Ахматова и Федор Сологуб отказались выступать вместе с ним на одной площадке. Некоторые литераторы, включая Анну Ахматову и ближайших друзей поэта Артура Лурье с Ольгой Судейкиной, поддержали лозунг «Блок — изменник».

А Николаю Гумилеву особенно не понравился финал поэмы, из-за которого он обвинил поэта не только во вторичном распятии Христа, но и в повторном расстреле государя.

Рецензент Виктор Шкловский объяснил такое всеобщее неприятие произведения его непривычным стилем, который походил на блатной, в то время как все чтили Блока за его серьезные стихи. Он пояснил, что поэму «Двенадцать» надо воспринимать как ироническую вещь, а не серьезную литературу. Для того, чтобы ее понять, надо услышать музыку революции так, как ее слышал автор.

Поэту долго приходилось объяснять, что, в отличие от критиков, он не придавал поэме никакого политического значения. Впоследствии, уже будучи в эмиграции, Блок раскаивался в опубликовании поэмы «Двенадцать» и попросил жену сжечь все черновые варианты произведения.

Источник

«Двенадцать» (А. Блок)

Цитата: «В белом венчике из роз/ ВпередиИсус Христос».

История создания

Поэма была написана через два месяца после Октябрьского переворота. Все находились тогда в каком-то лихорадочном предчувствии новой жизни, желая её и в то же время пугаясь. Будучи гениальным поэтом, Александр Блок острее других ощущал дух времени и чувствовал необходимость отразить его. Закончив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений».

Проблематика:

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

Литературное направление: модернизм (символизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Двенадцать» можно было бы назвать исторической поэмой, однако здесь важно учитывать, что Александр Александрович Блок создавал свои произведения, руководствуясь эстетикой символизма. Таким образом, нам представлен не событийный ряд, как это было бы, к примеру, в реалистической поэме, а некая музыка того времени, из которой мы, возможно, узнаём больше, чем из хроники.

Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.

Действующие лица

Персонажей поэмы можно условно разделить на представителей старой жизни («дополуночной», жизни до двенадцати) представителей нового времени. Представители старой жизни все представлены читателю в первой главе. Это:

Итого — двенадцать персонажей.

Им противопоставлены представители нового времени — двенадцать патрульных красноармейцев.

Не относятся ни к старому, ни к новому миру такие персонажи, как Катька и Ванька (они из вневременного пространства любви).

В поэме очень много загадок, но мы всё же не можем не упомянуть, что впереди красноармейцев — Иисус Христос. Превращает он золотое число «12» в роковое «13» или нет, ответить сложно.

Краткое содержание

Глава 1

В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.

Глава 2

По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.

По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.

Глава 3

Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.

Глава 4

Описывается влюблённая пара: Ванька и Катька. Они весело несутся на извозчике по Петрограду.

Глава 5

Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.

Глава 6

Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.

Глава 7

Отряд идёт дальше. Петруха печалится и тоскует по Катьке, но его осаживают товарищи: «не такое нынче время». Пётр веселеет: в отряде идут разговоры о будущих грабежах и гулянках.

Глава 8

Глава 9

Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).

Глава 10

Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.

Глава 11

Красноармейцы движутся вперёд, несмотря на вьюгу. Их шествие становится словно бы бесконечным.

Глава 12

За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.

Автор отмечает: «позади — голодный пёс, впереди — Исус Христос».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите литературное направление, приверженцем которого был Александр Блок и которое нашло отражение в поэме «Двенадцать».

Ответ. Символизм.

Какой персонаж поэмы символизирует старый мир?

Источник

Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» («12»)

Автор: Guru · Опубликовано 22.10.2016 · Обновлено 08.10.2017

Блок написал свою таинственную поэму в 1918 году, сразу же после ряда революционных событий в России. Такого эпитета она удостоилась потому, что демонстрирует авторское отношение к смене власти, но неизвестно, какое именно. Одни утверждают, что «Двенадцать» — ода, посвященная переменам, другие полагают, что произведение носит осуждающий характер и является своеобразным реквиемом для страны. Кто прав – решать вам, а мы лишь расскажем о книге все, что поможет понять поэта и его замысел.

История создания

Блок однажды гулял по революционному Петрограду, и, как он сам выразился, «слушал музыку революции». Он хотел воплотить это ощущение в словах, вдохновившись атмосферой бунта и триумфа новой власти. История создания поэмы «12» шла в одном темпе с историей России, однако до самого момента написания у автора не было однозначного отношения к переменам. Оно не сложилось и в процессе работы над книгой, которую он сочинил быстро, находясь под свежим впечатлением. Когда его спросили: «Это сатира на революцию или слава ей?» — он не смог ответить, так как сам не знал. Творец так и не определился, что он думает по этому поводу. Он описал впечатление, а не рассуждение, интуитивный порыв, а не трезвый анализ ситуации. Может быть и так, что поэт не хотел разрушать интригу, созданную произведением, и не пояснил, что скрывается за образами-символами.

Процесс создания, как известно, занял всего лишь несколько дней, а окончательная редакция длилась около месяца. Поэт ощущал феноменальный творческий подъем, чувствуя, что из под его пера выпорхнуло нечто гениальное, неожиданное, принципиально новое. Поэма «Двенадцать» была издана в газете левых эсеров «Знамя труда», а через два месяца вышла в формате книги. По свидетельству Блока, он еще несколько месяцев после написания заключительных стихов физически улавливал шум «от крушения старого мира». Именно он вкупе с звоном разбитых стекол, грохотом ружейных выстрелов и потрескиванием уличных костров составлял музыку революции, поглотившую и потрясшую автора. Позже он разочаруется в новой власти, уедет в эмиграцию, но напишет, что не раскаивается в своем творении и не отрекается от него, ведь тогда радость переменам была стихией, а не политической игрой (об этом он написал в сборнике «Поздние статьи»).

Смысл названия

Поэма названа «12» в честь того отряда, который осуществлял революционные судилища в переулках Петрограда. Судя по мемуарам Джона Рида и других журналистов, заставших переворот, отряды красноармейцев, патрулировавших улицы, действительно состояли из дюжины человек. В черновиках Блока видно, что он связывал название не только с реалиями охваченной пламенем столицы, но и с поэмой Некрасова об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. Поэт вдохновился преемственностью поколений борцов за свободу: герои произведения Некрасова тоже вершили суд, как умели, но их порыв был справедлив. Слишком долго эти трудяги находились в рабском положении у тех, кому они теперь мстили.

Разумеется, есть и символическое значение заглавия. Поэма так называется, потому что Блок вкладывал в нее религиозные аллюзии. Христа окружали именно двенадцать апостолов. Прошло время, и вот в России, третьем Риме, вновь появился Иисус «в белом венчике из роз» в окружении дюжины учеников. Так автор проводит параллель между двумя событиями в истории, связывая их единым святым значением для человечества. Он, как и многие тогда, думал, то с нашей страны начнется мировая революция, которая уничтожит старый мир рабов и господ и водворит царствие Божие на земле.

Блок обезличил своих героев, сделал из них монолит, состоявший из 12 человек. Каждый из них в отдельности ничего не значит, но вместе они – сила революционной стихии, символическое объединение народных масс, поднявшихся одним строем во имя свободы. Так поэт показывает единство порыва, охватившего страну, и угадывает будущее советской идеологии, где основой стала коллективизация духа.

Композиция

Поэма «12» состоит из двенадцати глав, каждая из которых рисует отдельный фрагмент мозаики, где мы угадываем черты изуродованного зимнего Петрограда, пламенеющего от крови, знамен и пожарищ.

О чем поэма?

Главные герои и их характеристика

В произведении не так много героев, о которых можно рассказать, но все они, безусловно, являются образами-символами. Блок воплотил в них гораздо больше, чем характеры. В действующих лицах отображаются эпохи, сословия, стихии, а не реальные персонажи.

Тематика произведения весьма разнообразна и нетипична для автора. Блок – идеалист. После событий 1917 года в его творчестве наступает перелом. Реальная жизнь оказывается более жестокой и грубой, чем его идеальные представления о ней. Из-за болезненного столкновения с действительностью он стал работать по-новому, произведения уже выражали надрыв в его восприимчивом сознании, а не абстрактные идеалы юности.

Проблемы

Трагизм мироощущения Блока в тот период – последствие его прозрения. Поэту становится ненавистна и омерзительна пошлая, бездуховная жизнь толпы обывателей, которые всегда и везде в большинстве. Спасение от нее он видит в разрушительной стихии, которая разрушила мирный сон «толстозадой» Руси и привела ее в движение. Поэтому проблематика в поэме «Двенадцать» так драматично отразила социальные катаклизмы того времени.

Смысл и идея поэмы

Поэма «12» — глубочайшее истолкование действительности. В произведении отражены реальные события, свидетелем которых был Блок (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красногвардейцы, которые патрулировали улицы, разговорная речь тех времен с характерными жаргонизмами и сокращениями). Главная мысль поэмы «Двенадцать» заключается в том, что автор выразил свои взгляды на историю, сущность цивилизации и культуры на языке символов. Революционный посыл заключается в том, что поэт воплотил впечатления очевидца революции, которая определила историю России. А вот каковы эти впечатления, сказать сложнее. Их эмоциональную окраску определяет финал, который можно трактовать по-разному. От этой трактовки зависит разбор текста. Мнение самого Блока читайте под заголовком «критика».

Смысл финала поэмы «12» неоднозначен, есть две основные интерпретации:

Финал

Красноармейцы утолили печаль в акте мщения, Петруха отбросил сомнения и перестал печалиться. Двенадцать идут дальше, и их шествие не знает времени: «И вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». За ними еле успевает привязавшийся шелудивый пёс — уже знакомый нам символ старого мира. Красноармейцы стараются напугать его штыками, чтобы он отвязался от их процессии. Это тоже символично: новые люди гонят старый мир.

Вдруг герои замечают таинственный силуэт во тьме. Они открывают огонь по неизвестному видению, пытаясь понять, что же это. Не знаю они, что Ему не страшны выстрелы и удары. «Так идут державным шагом — позади — голодный пёс, впереди — с кровавым флагом Исус Христос».

Критика

Поэма вызвала огромный резонанс в обществе, навсегда лишив поэта понимания и поддержки многих друзей. Ее не поняли старорежимные интеллигенты, впрочем, как и сторонники новой власти. Одним она убедила в том, что Блок – предатель и лицемер, других – что он не понимает подлинного духа революции и смешивает ее с грязью. Словом, он оставался непонятым даже в эмиграции, когда однозначно расстроил свои отношения с большевиками.

О произведении одним из первых и довольно подробно высказался иллюстратор поэмы «12», Юрий Анненков:

В 1917—18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. «Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»,- говорил Блок ещё в 1909 году

Сам поэт подтвердил эту догадку. Он отрицает обвинения в конформизме и лизоблюдстве, говоря о вдохновенном порыве, который обрел завершенность в скандальном произведении. Ему было обидно, что его не поняли даже коллеги по цеху и друзья. Об этом он пишет в своих мемуарах уже в эмиграции.

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы

Ему было, отчего расстраиваться и при жизни. На одном из митингов против Красного террора и политических репрессий люди скандировали в его адрес оскорбление: «Изменник!». Там же были его старые друзья, Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье, которые никак не заступились за его честь. Дальше – больше: та же Ахматова, а вместе с ней и поэт Сологуб, демонстративно отказываются от участия в мероприятии, где в программе упомянута его поэма. Гумилев отреагировал еще радикальнее, утверждая, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Особенно он критиковал (было написано подробное эссе) то, что образ Христа был опорочен таким соседством. Автор отреагировал спокойно и загадочно:

Предостережения сыпались на него со всех сторон. Более дружелюбный Андрей Белый тоже обратился к другу с посланием:

Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность.

Эти слова оказались пророческими: поэтесса Зинаида Гиппиус в обращении к Блоку восклицает, что не простит его предательства никогда. Не простил и Бунин, выступив с разгромной рецензией, изложив подробное истолкование не только книги, но и поступков ее автора:

Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

Поняли и приняли позицию творца считанные единицы, например, Мейерхольд, академик С. Ф. Ольденбург, Ремизов и Есенин. По их мнению, новая работа Блока была не понята, так как все читатели привыкли к исключительно серьезному творчеству поэта. Вот так объяснил эту мысль рецензент Виктор Шкловский:

Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских (творчество известного шансонье того времени)

Мнение критиков подтверждается тем обстоятельством, что автор лично приводил свою жену на концерты балагура Савоярова, который исполнял все, будь то песня или стихотворение, в рваном стиле бродяги-босяка. На его примере он показывал ей, как надо читать его произведение вслух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *