в чем смысл петиций
Петиции – работают или нет. Решают ли они проблемы?
А.Д. Кившенко «Воззвание Косьмы Минина к нижегородцам» В жизни каждого из нас возникает момент, когда нам нужна помощь или мы хотим кому-то помочь, на что-то повлиять. Это можно сделать на самых разных платформах для петиций и инициатив, цель которых – доносить проблемы и мнение общества до органов государственной власти.
Вы правильно спросите, как эта тема попала в наше издание? Всё просто – петиции касаются всех направлений, включая культуру и искусство, не говоря уже о нашей повседневной жизни.
С годами тема петиций и инициатив обросла обилием недостоверной информации, а также откровенной ложью со стороны сторонников и противников платформ.
Почему большинство инициатив и петиций проваливаются?
Многие создают петицию сгоряча, только узнав о проблеме, ситуации, происшествии и так далее. Чаще всего авторы петиции даже не пытаются разобраться в вопросе, почитать закон, проконсультироваться с юристами или специалистами. Петиция без законного обоснования и чёткой формулировки с большой долей вероятности обречена.
Безусловно, при огромном гражданском резонансе даже такая петиция может повлиять на ситуацию, но скорее всего, этого всё-таки не произойдёт.
Петиция или инициатива – это обращение (документ о прошении) в органы государственной власти, а значит, и оформлять его нужно соответственно. Безусловно, чиновники учитывают, что обычный гражданин без специального образования не сможет описать проблему с точки зрения правовых норм и закона. Поэтому все петиции регистрируются и поступают в отдел по работе с обращениями граждан.
Нужно понимать, что с вашими обращениями будут работать люди, и от того, насколько грамотно и понятно вы всё изложили, как много граждан поддержало вашу петицию, будет зависеть, дадут ей ход или вам придёт обычная отписка.
Разница между roi.ru и change.org – как происходит работа с петициями / инициативами?
Для начала рассмотрим платформы.
В сети Интернет любят говорить, что change.org ни на что не влияет и размещать петиции (инициативы, обращения) там бессмысленно. Не совсем верно, change.org работает по тому же принципу, что и roi.ru, с той лишь разницей, что подписанные петиции на этой платформе рассматриваются не экспертными группами, а должностными лицам, работающими с обращениями граждан.
Если говорить проще, то при подписании петиции на change.org происходит то же самое, как если бы вы сами направили общение с сайта того или иного министерства/ведомства. С той лишь разницей, что change.org делает это массово и централизованно.
Вопрос – ответ. Мифы о петициях…
Вопрос: Как же так получается, что даже хорошо обоснованные и набравшие сотни тысяч и миллионы подписей петиции проваливаются?
Ответ: Гарантий успеха нет. Петиции и инициативы рассматриваются людьми. Чем они руководствовались и почему результат отрицательный, вы узнаете из ответного письма от органов государственной власти.
Вопрос: В Интернете пишут, что change.org иностранная платформа и петиции на ней рассматривать никто не обязан. Так ли это?
Ответ: Нет, не так. Выше мы объяснили, почему, а также какому закону подчиняются петиции на данной платформе.
Вопрос: Раз более 85% петиций провальные, зачем их подписывать?
Ответ: Вы сами ответили на свой вопрос, шанс на успех есть. Если вы хотите жить в цивилизованном гражданском обществе, где на проблемы людей обращают внимание, где помощь всегда приходит вовремя, а виновных наказывают – нужно проявлять личную активность. Как бы это утопично ни звучало.
Вопрос: Многие верят, что всё это глупости и власти нет дела до этих петиций. Так ли это?
Ответ: По вопросам веры не к нам. Если бы власти было всё равно, они бы упразднили все эти платформы, не отвечали на обращения и не давали публичные комментарии. Этот инструмент работает, плохо, но работает. Другого у нас пока нет.
Что такое петиция и почему она не работает?
В ситуации с коронавирусной пандемией в России стало еще популярнее взаимодействовать с властью через подачу электронных петиций. Петиция сейчас подписывается везде и по очень разным поводам. Но собрав нужное количество подписей, проблема чаще всего так и остается без внимания властей. И в чем тогда смысл?
Содержание статьи
Для начала узнаем, что такое петиция
Петиция – это коллективное обращение к органам власти или негосударственным структурам (например, в адрес руководства СМИ). В ней просят решить какую-то актуальную проблему. Своей подписью вы можете повлиять на принятие решений на территории страны, региона или города, или даже поддержать интересы конкретного человека.
Где разместить или подписать петицию?
В век информационных технологий стало обычным делом подавать онлайн-петиции с помощью специальных порталов. И тем самым привлекать к проблеме максимально широкое внимание общественности.
Что происходит с петицией после ее размещения?
Стоит сразу отметить, что успешность некоторых инициатив при проверке оказывается сомнительной. Более того, сам факт опубликования петиции на том или ином сайте никого ни к чему не обязывает. И даже если ваша инициатива и набрала необходимое количество голосов, органы власти не обязаны принимать ее к рассмотрению. Исключением является лишь портал «Российская общественная инициатива», созданный во исполнение Указа Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив». В этом случае, если вашу идею в течение года поддержат не менее 100 тысяч граждан, петиция будет рассмотрена органами власти. Ее направят в экспертную рабочую группу. Она в срок до двух месяцев должна провести экспертизу и принять решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы.
А дальше, как показывает практика, даже если экспертная группа и одобрила общественную инициативу, ее заключения очень редко перерастают в законопроекты. Ведь в Указе не предоставляется сам механизм взаимодействия общественной инициативы и законотворческого процесса. Не указывается и кому должны быть адресованы заключения экспертной группы и какую силу они имеют.
Если же вы разместили петицию на иных сайтах, то она может быть направлена в адрес должностных лиц и государственных (муниципальных) органов. Рассмотрена будет как коллективное обращение на основании Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» только в случае соблюдения требований к ее оформлению. Закон требует, чтобы в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывал свои фамилию, имя, при наличии отчество, адрес электронной почты/почтовый адрес. При оформлении электронных петиций на большинстве общественных сайтов данные требования порой не соблюдаются. Это дает право лицам, в чей адрес направлялось обращение, оставить его без ответа.
Нужна юридическая помощь?
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Петиции. Работают ли они в России и есть ли смысл их подписывать в интернете
Петиции – это один из инструментов, который нередко используется для получения поддержки определенной группы населения с целью решения возникшей проблемы или разрешения существующей конфликтной ситуации.
До периода распространения сети интернет и социальных сетей сбор подписей в поддержку различных петиций осуществлялся посредством опроса людей и получения их подписей на специальных листах. Занимались этим волонтеры, которые получали полномочия от организовавших продвижение петиций компаний и фондов.
💡 Работа платформ по созданию петиций и сбору подписей
В настоящее время для осуществления процесса используются различные сайты по созданию петиций и сбору подписей под ними. Наиболее известные:
Сравнительная характеристика Change.org, roi.ru, Петиция Президенту.рф
Параметры сравнения | Change.org | roi.ru | Петиция Президенту.рф |
Что собой представляет сайт | Используется для составления петиций и получения подписей от широкого круга пользователей. Размещенную и подписанную петицию можно распространить на неограниченный круг людей посредством публикации ссылки на нее в социальных сетях вне зависимости от страны и региона нахождения человека. Для подписания петиции требуется только электронная почта человека или ссылка на социальные сети. С помощью сайта можно попробовать решить широкий круг проблем | Сайт позволяет получить петиции только от тех лиц, у которых имеется подтвержденная учетная запись на официальном сайте «Госуслуги.ру». Распространить петицию для увеличения охвата круга потенциальных подписантов не получится, так как данный функционал не предусмотрен самим сайтом. С помощью сайта можно попробовать решить широкий круг проблем | Сайт предназначен для создания петиций, которые, по высказываниям авторов сайта, дойдут до Президента РФ. Доступен всем желающим. Для создания и подписания петиций не нужно каких-то дополнительных действий. При создании требуется указать только адрес электронной почты, а для подписания не нужно даже указывать какие-то идентификационные данные. Распространить петицию можно путем публикации ссылки в социальных сетях, в которые есть доступ у подписанта |
Какие ограничения есть у создаваемых петиций? | Модераторы оценивают все создаваемые петиции на предмет явного нарушения действующих норм права в той стране, в отношении которой они создаются. Если в петиции содержатся явные призывы к насилию либо иные нарушения действующих норм права, петиция удаляется по решению модераторов и не допускается до публикации | Проверка созданной петиции на предмет возможных нарушений действующего законодательства осуществляется на протяжении длительного периода времени, но не более одного месяца с момента ее создания. Если в составе петиции есть какие-то нарушения действующих норм права, она отклоняется модераторами без объяснения причин | Проверка модераторами имеется на предмет нарушения петицией требований норм права, но сроков такой проверки нет, как и нет точно определенного срока, в течение которого петиция после ее проверки должна быть опубликована |
Есть ли юридическая сила у созданных петиций? | Юридической силы нет, так как подписание петиции на данном сайте не требует прохождения процедуры идентификации подписанта. Достижение каких-либо целей чаще всего происходит за счет того, что петиции, собравшие наибольшее число подписей, получают достаточно широкое освещение в средствах массовой информации | Имеется юридическая сила подписанных петиций, так как все подписанты – реально существующие физические лица, проходящие идентификацию через сайт «Госуслуги.ру» | Юридической силы петиции не имеют ввиду того, что нет необходимости проводить идентификацию физических лиц, осуществляющих подписание петиций. Более того, по одной и той же петиции человек может проголосовать несколько раз, но между голосованиями должно проходить не менее 24 часов, иначе предыдущий голос аннулируется |
Срок подписания созданной петиции | Срок, в течение которого должен происходить сбор подписей под петицией для достижения прогнозируемого результата, устанавливается самим автором такой петиции | Срок, в течение которого может осуществляться сбор подписей под петицией, устанавливается ее автором, но не может превышать одного года с момента публикации петиции на данном сайте | Предельный срок для сбора подписей не установлен. По желанию автора подписи под петицией могут собираться бессрочно, а ее закрытие произойдет после того, как будет достигнуто предельное количество необходимых голосов |
В чем разница между сайтами? | Крупный международный сайт, на котором могут быть распространены петиции по различным вопросам. Охват аудитории достаточно большой, что дает возможность быстро набрать обозначенное число подписей | Собранные подписи имеют юридическую силу, но охват аудитории не очень большой, так как подписание петиций требует определенного набора предварительных действий для получения официального статуса подписанта | Сайт не пользуется популярностью, несмотря на достаточно громкое название |
Какие еще есть сайты
Кроме вышеуказанных, есть сайт Onlinepetition.ru. Однако, по отзывам пользователей, в настоящее время сайт не работает, несмотря на то, что его руководители сообщают о возможности размещения петиций сразу же на тематических страницах сайта без осуществления дополнительной модерации. Удалению подлежат только те петиции, которые нарушают действующее законодательство Российской Федерации, например, активными призывами к насилию.
✅ Что происходит после того, как были собраны все подписи
Если речь идет о петициях, подписанных на сайте «Российская общественная инициатива», то после завершения сбора подписей петиция автоматически отправляется по заранее обозначенному адресу, например, в профильное министерство или руководителю определенного региона (либо определенному должностному лицу).
Если же речь идет о петициях, которые не имеют юридической силы, то здесь необходимо опираться только на средства массовой информации, которые обращают внимание на наиболее громкие обращения людей и в силу своего влияния дают им дальнейший ход.
❗ Примеры удачных воззваний, которые достигли своей цели
Одной из наиболее ярких петиций, которые до настоящего времени привлекают к себе внимание, остается петиция Светланы Лапиной против группы компаний «Сбербанк», размещенная на сайте Change.org. Причиной создания петиции стала попытка Сбербанка начислить долг на Светлану Лапину, несмотря на то, что у нее была диагностирована четвертая стадия онкологического заболевания, а при оформлении ипотечного кредита женщина оформила договор страхования здоровья и жизни, по которому страховая компания должна была осуществлять все необходимые выплаты. Однако в страховой компании выплаты затягивали, в результате чего у женщины образовалась задолженность перед банком более 800 тысяч рублей. Из-за этого долга банк принуждал продать женщину свою квартиру, что означало бы для нее не только лишиться жилья, но и постоянной регистрации. А без постоянной регистрации она не могла бы получать должное лечение. Ситуация осложнялась тем, что у женщины несовершеннолетняя дочь.
По итогам функционирования петиции было собрано более 400 тысяч подписей, а саму ситуацию достаточно подробно осветили средства массовой информации, в результате чего Сбербанк отказался от требований по выплате неустойки и штрафов, а страховая компания выполнила свою часть обязательств по заключенному договору страхования.
На сайте «Российской общественной инициативы» наибольшую популярность заслужили петиции о возможности перехода абонентов сотовой связи от одних операторов к другим с сохранением своего номера, а также о возможности нанесения на пешеходных переходах специальной диагональной разметки. Обе петиции вылились в соответствующие нормативно-правовые акты.
🖌 Есть ли смысл подписывать петиции
Несмотря на то что некоторые петиции набирают популярность, зачастую все-таки они оказываются безрезультатными, не в последнюю очередь из-за того, что на них «накручены» голоса. Это выясняется в том случае, если после завершения сбора подписей происходит проверка выборочных подписантов, либо еще на этапе сбора модераторы обнаруживают подозрительную активность.
Кроме того, нередко подписанные петиции не достигают своей цели по причине того, что они направлены не тому адресату, которому должны быть направлены изначально.
Поэтому подписать петицию вы, конечно, можете. Будет ли результат – вопрос открытый.
Подписываешь ты — зарабатывают другие. Как налажен бизнес на петициях Change.org
Компания Change.org появилась в 2007 году как обычная соцсеть для небезразличных людей, а сейчас в ней более 265 млн пользователей. Только в России на платформе зарегистрировано свыше 14 млн человек. По всему миру подписи под петициями на сайте оставило 603 млн человек. Петиции на любой вкус — от требования переснять последнюю серию «Игры престолов» до, вероятно, действительно важных, таких как разрешение посещения близких в реанимации. И кажется уже, что сбылась мечта о мировой электронной демократии! Но если, яростно спасая белух, немного умерить эмоции, на просторах Change.org можно заметить многомиллионные колонны ботов, тайные засады политтехнологов и огромные деньги, заработанные на простом человеческом желании сделать мир немного лучше. Лайф разбирается в целом клубке бизнесов и манипуляций вокруг самой известной платформы для голосования.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
Прошли времена, когда привлечение внимания общественности и госорганов к какой-то вопиющей проблеме было непосильной задачей. Стремительное развитие медиаресурсов позволило выражать свою обеспокоенность социальными или политическими вопросами прямо в Сети, не вставая с дивана. Для этого достаточно поставить лайк под постом в «Фейсбуке» или ретвитнуть понравившуюся запись. Так чем же такая активность отличается от подписания электронной петиции на Change.org? Как оказалось, ничем.
Не имеет юридического значения на территории РФ
Каждый, кто хотя бы раз подписывал петицию на платформе Change.org или создавал свою, наверняка получал на электронный адрес благодарственное письмо, где в реквизитах указан адрес компании — 548 Market, San Francisco. Штаб-квартира головного офиса действительно находится в Калифорнии, а в России всего лишь представительство американской компании. Нет ни специального юридического лица на территории РФ, ни конкретного места дислокации, даже сервер головного сайта компании находится в США. Так каким образом частная зарубежная компания влияет на проблемы россиян? Лайф попросил юриста Алексея Швайбовича объяснить правовое положение таких петиций в нашей стране.
Выходит, такие петиции просто нелегитимны на территории России, а их значимость в глазах людей обманчиво завышена. Можно, конечно, представить, что Правительство США вдруг отреагирует на какую-то петицию, которая расположена на русскоязычном сайте. Но, по сути, голоса на платформе Change.org всего лишь лайки под постами. Электронный адрес или номер телефона — вот и вся идентификация для того, чтобы поставить подпись. Из этого вытекает следующая проблема.
Голоса на Change.org легко накрутить
Платформа акцентирует внимание на том, что тщательно мониторит подозрительную активность под петициями и в случае накрутки голосов сразу же их убирает. Но на просторах Сети полно предложений по продаже подписей на Change.org. Чтобы проверить, как это работает, Лайф связался с одним из продавцов подобной услуги. Оказалось, накрутить голоса проще простого и даже гарантия от скручивания возможна. Цена вопроса — 7 рублей за голос. Что удивительно, голоса ботов продаются не дороже живых пользователей.
Возникает вопрос: а зачем вообще накручивать голоса? Ведь резонансные петиции и сами должны подняться в топ сайта. Но оказалось, что не все петиции одинаково полезны гражданскому обществу, ведь некоторые создаются лишь с одной целью: привлечь внимание к нужной кому-то теме, и чем быстрее, тем лучше.
Манипуляция общественным мнением
На первый взгляд цель любой петиции — массовое сплочение перед социальной или политической проблемой и выдвижение требований. Но всегда ли это конечная цель? Ведь общественным сознанием людей могли просто воспользоваться, чтобы вывести нужную кому-то тему на поверхность. И такая практика явно имеет место. Хочешь дискредитировать власти региона — создай петицию о какой-то более-менее реальной проблеме, накрути голоса, подними её в топ, а там и неравнодушные люди сами подтянутся.
О том, как менять общественное мнение в своих целях, рассказывает Лайфу балашихинский блогер и начинающий политтехнолог Андрис Свилпе:
Лайф не утверждает, что все петиции на этой платформе созданы исключительно для грубой манипуляции мнением людей, но политтехнологи и маркетологи активно пользуются Change.org и подобными инструментами, чтобы рекламировать свои идеи и продукты или дискредитировать чужие. Но тем, кто искренне ставит подписи, «спасая мир», этого, конечно не сообщают. Не объясняют и ещё одну немаловажную деталь. Многие подписавшиеся под общественно-политическими петициями по-настоящему верят, что их голос будет учтён сильными мира сего и должен заставить власти не только прислушаться, но и исправить указанную в заявке проблему. Но сайт, да ещё и зарегистрированный в другой стране, не рассматривается государственными органами России даже как законодательная инициатива. С тем же успехом можно писать в хрестоматийное «Спортлото».
Так что же движет людьми, когда они «кликают» очередную петицию?
Журналист и блогер Михаил Шахназаров рассказал Лайфу, что, путешествуя по миру, он не раз наблюдал, какие меры принимает государство в разных странах.
— В прошлом году, путешествуя по Греции, мы накрутили на колёса горного серпантина и, чтобы передохнуть, тормознули на небольшой полянке у обочины. Рядом с небольшим домишкой, больше напоминающим беседку, стояла пожарная машина. Оказалось, что полянка, с которой открывался чудесный вид на горы, не что иное, как пункт наблюдения. А наблюдал пожарный расчёт из двух человек за возможными очагами возгорания в лесах, — рассказал Шахназаров.
Разговорившись со старшим по званию, журналист узнал, что горит в Греции каждый год, зачастую мощно, и ничего поделать с этим нельзя.
— Да, по всему миру случаются большие лесные пожары, но везде к ним разный подход. Где-то успешно или безуспешно тушат, а где-то на лесных пожарах спекулируют, ставя этот природный катаклизм в упрёк власти. Ну, это примерно то же самое, что обвинять те же власти в цунами или смерчах. К сожалению, у нас в последнее время со спекулянтами на всё и вся проблем нет, — добавил он.
По его мнению, на помощь себе такие спекулянты призывают простого обывателя. Но одно дело, когда армия диванных бюро по предотвращению стихийных бедствий просто тиражирует ахинею, а другое дело, когда эта армия переходит в активную фазу действий, помогая на этом зарабатывать американцам.
— Некоторые наши сограждане спешат пополнить ряды любителей интернет-казино и адептов секты нигерийских писем счастья. Я про сайт Change.org, про это гениальное изобретение, позволяющее его хозяевам делать десятки миллионов долларов на неравнодушных, социально активных людях, чья жизнь состоит из одной сплошной борьбы. Так вот, уважаемые подписанты воздуха. Платформа Change.org — это не что иное, как инструмент для различного рода накруток, которые в итоге превращаются в прибыль для хозяев ресурса, — сказал Шахназаров. — На этом сайте, как и на любом другом, уживаются и боты, и вполне себе реальные люди. На этом сайте можно соорудить любую петицию. Хотите раскрутить новый диск какого-нибудь рэпера с дикцией сломавшегося робота? Да пожалуйста! Напишите петицию против его выступлений, пропиарьте по-чёрному и не забудьте заплатить за накрутку голосов. Вот та же история и с пожарами. История, в которую втягивают активных обывателей, изящно вдалбливая в их головы нужное мнение и попутно на этом зарабатывая. Потому я и назвал Change.org гениальным изобретением, не приносящим ничего, кроме вреда. Кстати, самое главное. Если в следующий раз надумаете поставить свою подпись и оставить адрес электронной почты — знайте: юридической силы данные письма на территории нашей страны не имеют, а данные пользователей периодически сливаются.
«Диванный активизм» или активная гражданская позиция?
Повсеместная тенденция улучшения мира вокруг себя, поставив лайк или оставив коммент, безусловно, выглядит благородной миссией. Это проще, чем тратить реальное время на работу волонтёром или полететь в Сибирь добровольцем тушить лесные пожары. Но верить, что по одному щелчку мыши или касанию экрана смартфона, «без регистрации и смс» проблема обязательно решится, мягко говоря, наивно. Именно из-за такой «диванной активности» в 2011 году в Оксфордском словаре появилось новое слово — «кликтивизм». Психолог Людмила Швайбович рассказала Лайфу, почему, вместо того чтобы реально помогать другим людям, многие ограничиваются интернет-активностью.
По мнению психолога Швайбович, есть и другой феномен в такой сетевой инициативе. Если человек видит, что какую-то идею поддерживает большое количество людей, он, скорее всего, не станет предпринимать реальных действий. Разум обманывается, считая, что кто-то из толпы уже взял на себя решение проблемы. А как результат — отсутствии вообще какой-либо активности в реальности. В психологии такой феномен называется «эффект свидетеля» или «синдром Дженовезе». Этот синдром назвали по имени убитой девушки Китти Дженовезе. В 60-х годах Китти зверски зарезали прямо на улице в Нью-Йорке. Около получаса преступник гонялся за жертвой на глазах у многочисленных свидетелей из домов вдоль улицы. Впоследствии выяснилось, что каждый из очевидцев считал, что кто-то уже наверняка позвонил копам.
Конечно, и в таких психологических закономерностях есть исключения, но в большинстве случаев интернет-активность на нелегитимных сайтах позволяет выпустить пар, почувствовать свою значимость и не более того. Ведь мотивация совершать реальные поступки просто пропадает.
Так зачем вообще создавалась платформа Change.org? Привлечь внимание к нерешённым проблемам человечества и отдельных стран?
«Коммерческая сторона» политики и экологии
Петиции на Сhange.org часто кричат об экологии или защите гражданских прав, но на поверку многие из них создаются совсем с другими целями. Как, например, это было с петербургским застройщиком «Воин-В». Полтора года оппозиционные депутаты и активисты буквально прессовали его бизнес запросами в контролирующие органы и петициями, в том числе и на Сhange.org. Директор «Воин-В» Олег Глущенко вспоминает, как его бизнес едва не рухнул от неожиданного и ничем не оправданного давления «правозащитников» и «экологов»:
Но главной целью той петиции была вовсе не экология и не память о павших бойцах. В конце концов, оппозиционному депутату Вячеславу Нотягу было предъявлено обвинение в получении взятки. На оперативных кадрах видно, как правозащитник и депутат принимает от строителя пакет с 600 000 рублями и даже журит жертву, что не принёс деньги раньше. Из фраз, брошенных взяточником в оперативной съёмке, понятно, что вряд ли эти деньги пошли бы на решение экологических проблем или защиту гражданских прав.
На всех ресурсах представитель российского филиала платформы Change.org позиционирует компанию как социальный бизнес — корпорация по обеспечению общественных интересов (Public Benefit Corporation, или PBC). Что-то между стартапом и некоммерческим фондом, только фонды получают дотации из бюджета и подотчётны, а платформа платит налоги, но отчитываться о расходах перед обществом не обязана. Условие такой формы деятельности: доходы идут на развитие самой компании. Вот только определить, куда ушли собранные деньги, просто невозможно.
Согласно открытым данным, спонсируют международную социальную платформу венчурные компании, благотворительные организации и даже Билл Гейтс с актёром Эштоном Катчером. А доход в год превышает 47 млн долларов. Помимо крупного спонсирования у платформы есть так называемый клуб друзей, которые ежемесячно поддерживают ресурс денежными взносами — разброс от 100 до 800 рублей. А недавно платформа ввела ещё и монетизацию — через продвижение петиции. Платишь деньги, и её показывают большему количеству подписчиков. Есть ли необходимость платить — решение лично каждого, взносы и продвижение абсолютно добровольны. Вот только кто откажется внести 100 рублей на благое дело? Говорить со стопроцентной уверенностью, что доходы идут только на развитие платформы и покрытие расходов, мы не можем, так как финансовые отчёты публично не раскрываются.
Платформу Change.org в России уже 7 лет представляет Дмитрий Савелов. Он начинал свою профессиональную деятельность в Минске. Например, в 2012-м проводил тренинги по профессиональному развитию педагогов и параллельно развивал Change.org. Учился в Праге, Амстердаме и даже Кембридже. А послужной список в волонтёрстве и общественной деятельности заслуживает уважения.
Параллельно с основной деятельностью Дмитрий пишет критические статьи на зарубежных ресурсах. Например, о притеснениях ЛГБТ-представителей в Чечне и уничтожении санкционированных продуктов в России. Вообще, тема меньшинств чрезвычайно волнует европейское сообщество. Лайф уже писал, почему и кому обеспокоенные западные фонды выделяют деньги на борьбу за права и свободы ЛГБТ в России.
В своих материалах на европейских сайтах Дмитрий рассказывает, как Change.org борется с повальной несправедливостью, пытаясь достучаться до российских политиков, и какие проблемы раз за разом возникают в РФ. Сам же Дмитрий постоянно путешествует и проживает то в России, то в Англии и Голландии. А по некоторым сведениям, имеет прописку в Сан-Франциско. Получать удовольствие от жизни Дмитрий явно умеет. Вот он отдыхает на известнейшем в Америке ежегодном фестивале Burning Man.
Сподвижница Дмитрия и консультант проекта Сhange.org в России Анна Бялас тоже известная правозащитница и активистка. По сведениям белорусских СМИ, в 2011 году Анна организовала сбор подержанных компьютеров в Польше для белорусской оппозиции.
Самые «популярные» петиции на сайте. Скрин © LIFE