в чем смысл никаха
Никах по ханафитскому мазхабу (1)
Раздел о бракосочетании
Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلًا مِّن قَبْلِكَ وَجَعَلْنَا لَهُمْ أَزْوَاجًا وَذُرِّيَّةً
Смысл: «…и прежде Мы посылали посланников до тебя (о Мухаммад) и давали им жен и потомство» (сура «Ар-Ра’д», аят 38).
Также Всевышний Аллах сказал:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
Смысл: «И из Его знамений – то, что Он создал для вас из вас самих же пару, чтобы вы находили рядом с ними покой, любовь и милость. Поистине, в этом знамения для людей, которые размышляют» (сура «Ар-Рум», аят 21).
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, я больше вас боюсь Аллаха и избегаю запретного, но при этом я держу пост и отпускаю его, молюсь и отдыхаю, женюсь на женщинах – тот, кто избегает моей Сунны, не относится ко мне» (Бухари, № 5063; Муслим, № 3403).
От Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «О юноши, кто может из вас – пусть женится: это помогает опускать взгляд и защищает половые органы. А тот, кто не может, – пусть держит пост: это облегчит ему воздержание» (Бухари; Муслим, № 3398-3400).
Смысл бракосочетания (никаха)
Слово «никах» в арабском языке означает смыкание и совокупление.
Шариатское же значение слова «никах» – брачный договор, у которого есть свои условия и составные части.
Шариатское решение (хукм) относительно никаха: это сильная сунна (сунна муаккада – очень желательно) для обычного человека; ваджиб (обязательно) для того, чье сексуальное влечение настолько сильно, что он боится, что совершит прелюбодеяние; и макрух (нежелательно) для того, кто боится, что будет жесток и несправедлив в браке к супругу.
Обязательная составная часть никаха (рукн) – это словесная формула заключения брака: предложение (иджаб) и согласие (кабуль). При заключении никаха на арабском языке ученые требуют, чтобы и предложение, и согласие были в форме прошедшего времени или чтобы что-то одно стояло в прошедшем времени, а другое – в будущем (в повелительном наклонении). Нам тоже нужно соблюдать это правило. Например, одна сторона говорит: «Выдай за меня [свою дочь]», – а другая отвечает: «Я выдал».
Условия бракосочетания:
1. Свидетели. Заключение брака действительно только в присутствии двух свидетелей – свободных (не рабов), не сумасшедших, совершеннолетних мусульман. Это могут быть двое мужчин или мужчина и две женщины. Не имеет значения в данном случае, грешники они или праведники.
Если мусульманин женится на христианке или иудейке, то, по мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа (да будет Аллах доволен ими обоими), этот никах действителен при свидетельстве двух христиан или иудеев. По мнению имама Мухаммада (да будет доволен им Аллах), никах действителен только в присутствии свидетелей-мусульман.
2. Чтобы невеста не была близкой родственницей жениха. Брак близких родственников (махрамов) запрещен. Об этом речь пойдет в следующей главе.
3. Чтобы заключающие брак стороны имели право заключить брак. Не действителен никах сумасшедшего, а также ребенка, не достигшего возраста различения. Никах несовершеннолетнего ребенка, достигшего возраста различения, действителен с разрешения его опекуна (вали). Никах раба не действителен без разрешения его хозяина.
4. Чтобы свидетели слышали произнесение формулы заключения брака.
5. Согласие женщины, если она совершеннолетняя. Не имеет значения, была она до этого замужем или нет. Ее опекун (вали) не может принудить ее к заключению брака.
6. Чтобы формула заключения брака была произнесена в одном собрании, то есть пока присутствующие не разошлись.
Заключение брака по телефону (или скайпу)
Никах по телефону или по переписке не действителен, поскольку стороны, заключающие брак, находятся в разных местах. Однако, если уполномочить некоего человека по телефону, или письменно, или по интернету представлять одну из сторон и он заключит брак за того, кто его уполномочил, такой никах действителен.
7. Чтобы жених и невеста были известны друг другу и свидетелям.
Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви
Что такое никах, или Как проходит венчание у мусульман?
Традиции бракосочетания в исламе остаются неизменными на протяжении многих веков. В Коране, священной книге мусульман, сказано, что создание семьи является одной из главных заповедей Всевышнего. По сей день юноши и девушки с трепетом относятся к важнейшему брачному ритуалу – церемонии венчания.
Никах
Традиционный обряд венчания у мусульман называется «никах». В соответствии с религиозными традициями, все правоверные при заключении семейного союза проходят через эту церемонию, иначе брак будет считаться недействительным. Это означает, что совместное проживание супругов без никаха, с точки зрения ислама, противозаконно, а дети будут рождены в грехе.
В современном обществе факт совершения никаха подтверждается документом, который не имеет юридической силы. Несмотря на это, мусульмане продолжают свято чтить и соблюдать обычай предков.
Никах – это обряд, предписанный шариатом (сводом правил, касающихся жизни мусульман, и основанных на соблюдении Корана). Он символизирует священное заключение брака между мужчиной и женщиной. Его суть не только в обретении права на законные семейные отношение, совместное проживание, быт и рождение детей, но и во взятии взаимных обязательств.
К никаху серьезно готовятся. Прежде всего, молодые сообщают о намерении пожениться своим родителям, чтобы получить у них благословение. Будущие супруги задолго до свадебной церемонии обсуждают наиболее важные моменты совместной жизни и свои ожидания друг от друга. Так, девушка может предупредить будущего мужа о том, что намерена получить образование, и только после этого рассматривать вопрос о рождении детей.
Мусульмане уверены, что все важные вопросы, даже самые сокровенные, стоит обсудить до брака, чтобы избавиться от неприятных сюрпризов в будущем. Современная молодежь не считает нескромным прийти на собственный никах с брачным договором в руках, который в процессе церемонии зачитывается при свидетелях, в присутствии духовного лица.
Условия для Никаха
В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:
Условия заключения никаха во многом напоминают те, что принято соблюдать при светской регистрации брака. Это говорит о том, что они прошли проверку временем и многократно подтвердили свою состоятельность.
Идеальная жена для мусульманина
Мусульманские мужчины крайне ответственно подходят к выбору будущей жены. Для них важно, чтобы девушка:
Желательно, чтобы она была еще красива и богата. Однако правоверные чтят предостережения Пророка о том, что неправильно делать внешнюю привлекательность женщины и уровень ее достатка главными критериями. Пророк предупреждал, что внешняя красота может в будущем пагубно сказаться на душевных качествах, а богатство – стать причиной непокорности.
Критерии выбора будущей жены основаны на целях создания семьи, ведь брак заключается для:
С этой точки зрения, параметры, которыми мусульманские мужчины руководствуются при выборе спутницы жизни, выглядят вполне логичными.
Ночь хны
Исламская женщина имеет право выходить замуж неоднократно, но ночь хны бывает лишь однажды, за 1-2 дня до первого никаха. Она символизирует расставание девушки с отчим домом и незамужними подругами, а также означает начало новой жизни в статусе жены, замужней дамы. По сути, «ночь хны» – это девичник.
По традиции собравшиеся женщины поют печальные песни, а невеста – плачет. Принято считать, что чем больше пролито слез в эту ночь, тем удачнее и счастливее будет предстоящее супружество. В прежние времена вступление в брак действительно давало повод для рыданий, ведь молодая женщина надолго (иногда и навсегда) разлучалась с родными. Она переживала по поводу переезда в семью жениха, с которым могла быть даже незнакома.
Сейчас многое изменилось. Невесты уже не грустят, а откровенно радуются, поет и танцует. Нередко «ночь хны» проходит в ресторане под веселую музыку, проводятся конкурсы для невесты и ее подружек.
Традиционный мусульманский ритуал открывается «зажжением хны». Мать жениха вносит красивый поднос с хной и горящими свечами. Это символизирует горячую взаимную любовь будущих молодоженов. На мероприятии присутствуют подруги и родственницы невесты – нарядные, с красивыми прическами. Виновница торжества, как и полагается, одета в роскошное платье красного цвета, а голова ее покрыта изящной красной вуалью. Гости поют песни и танцуют.
Будущая свекровь вкладывает в ладонь невесты сына золотую монету и крепко ее зажимает. В этот момент девушка должна загадать желание. Руку окрашивают хной и надевают на нее специальный красный мешочек.
Затем узорами из смеси хны украшаются все присутствующие женщины. Витиеватый рисунок наносят, как правило, на кисти рук. Считается, что это способствует счастливому замужеству и долгой семейной жизни. Незамужние юные девушки предпочитают небольшой орнамент, нередко нанося краску только на кончики пальцев – так они подчеркивают свою скромность и невинность. Женщины постарше и те, у кого уже есть семья, богато расписывают ладони, кисти, а иногда и ступни.
Духовные рекомендации ислама
Обряд никаха может происходить на любом языке. Главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали смысл сказанного и происходящего.
В начале церемонии мулла оглашает проповедь:
Традиционно родственник невесты во время обряда спрашивает ее согласия на заключение брака. При этом молчание невесты не означает, что она возражает. Духовные традиции допускают, что являясь девственницей, будущая жена может просто постесняться выразить свое «да» вслух.
Если женщина не хочет вступать в брак, никто не вправе принуждать ее к этому. Это касается как родственников, так и самого жениха или представителей духовенства. Принуждение к браку считается в исламе большим грехом. Когда жених и невеста выражают обоюдное согласие, имам или мулла сообщает о том, что брак заключен. После этого читаются выдержки из Корана и возносятся молитвы о счастье и благополучии молодой семьи.
Венчание для мусульман – не просто красивый обычай. В соответствии с завещаниями Пророка, мужчины, имеющие возможность и желание жениться, должны сделать это. Понятие «возможность» включает:
Мусульмане не без оснований считают, что соблюдение этих правил является непременным условием для счастья и гармонии в браке.
Никах с христианкой
Ислам не запрещает мусульманским мужчинам жениться на христианках и иудейках. При этом женщина не обязана менять веру, а принуждать ее к этому считается грехом. Тем не менее, желательно, чтобы в будущем члены семьи придерживались одной религии. Это позволит избежать многих разногласий при совместной жизни, в том числе и в вопросах воспитания детей.
Никах с девушкой иной веры проводится с соблюдением всех традиций, но при этом есть ряд особенностей:
Обряд в мечети
Обряд бракосочетания желательно запланировать на пятничный вечер. Обычно мусульмане совершают никах за несколько дней до светской процедуры регистрации брака.
Сборы
Начинается все с того, что каждый из будущих супругов, будучи еще дома, полностью омывает тело и надевает торжественные наряды. При этом платье невесты – длинное, закрытое и не облегающее, а головной убор (фата или платок) полностью покрывает волосы. По этой причине мусульманские невесты избавлены от необходимости проводить долгие часы в парикмахерской накануне церемонии.
Что же касается костюма жениха, современные мужчины не придают ему особое значение, часто выбирая обычную «двойку». В последнее время появилась тенденция заказывать особый сюртук, под который подбираются классические брюки и туфли.
В родительском доме возносится молитва, молодые просят и получают благословение отца и матери, после чего жених и невеста, каждый в сопровождении своих родителей, отправляются на церемонию. Традиционно обряд никаха проходит в мечети, но не запрещено обвенчаться и дома, куда специально приглашается представитель духовенства.
Церемония
Церемония начинается с проповеди, которую читает мулла или имам.
Далее:
Получив обоюдное согласие от молодоженов, мулла объявляет о заключении брака, после чего супруги обмениваются обручальными кольцами. По окончании церемонии им выдают особое свидетельство.
Кольца
Ювелирные фирмы предлагают разнообразные варианты свадебных колец для никаха, главным украшением которых являются слова и фразы, восхваляющие Аллаха. Они могут быть начертаны как на внутренней, так и на внешней поверхности украшения. На женских колечках все чаще сверкают небольшие, «скромные» бриллианты.
Банкет по-мусульмански
После обряда бракосочетания молодожены и их гости отправляются на праздничный ужин. Свадебные столы накрывают обильно и разнообразно. Для создания особой атмосферы торжества на мероприятие приглашаются музыканты. Люди от души веселятся и танцуют.
На свадебный банкет разрешено приглашать друзей и родственников, независимо от вероисповедания. Перед началом застолья гости одаривают молодоженов. В качестве подарков преподносят преимущественно деньги, специальные золотые монеты и дорогие украшения.
Согласно мусульманской традиции, на столе не должно быть алкоголя и свинины. Зато приветствуются сладости, фрукты, соки и популярные газированные напитки. По окончании праздничного ужина новоиспеченные муж и жена уезжают домой.
Полезное видео
Венчание в не зависимости от вероисповедания — священный обряд, который дает мужу и жене церковное благословение на счастливую семейную жизнь, рождение детей. О том, как проходит венчание у мусульман, в видео:
Заключение
Мусульмане свято чтут обычаи. Современный обряд никаха может различаться у турков и арабов, адыгов и таджиков, представителей других народов и национальностей. Но неизменным остается то, что эта церемония считается едва ли не самой главной в жизни каждого мусульманина, ведь она дает начало новой и счастливой семейной жизни.
Правила проведения никаха
Итак, каковы же правила проведения обряда?
4. Мужчина-мусульманин может взять в жёны девушку любой другой религии, однако же мусульманка имеет право соединить свою судьбу только с представителем своей веры.
6. Любые телесные контакты, будь то поцелуи или объятия, до завершения процессии категорически запрещаются, поскольку до заключения брака жених и невеста всё ещё считаются чужими друг другу людьми.
7. Прежде чем начнётся церемония, жених должен уплатить семье невесты калым. Размер его устанавливается невестой и её родственниками.
Духовные рекомендации по проведению обряда «никах»
Это не просто торжественный ритуал. Мусульмане крайне ответственно относятся к религиозным действам. Пророк Аллах завещал юношам, имея возможность жениться, сделать это. Не имея же её, следует поститься.
Лучшая жена для мусульманина
Что же касается выбора суженой, необходимо присматриваться к тому, чтобы девушка была здорова, состоятельна, обладала высокими морально-нравственными ориентирами. Но важнейшим показателем «качества» будущей жены мусульмане считают её грамотность в вопросах веры и, конечно, благочестие.
По каким принципам не стоит выбирать себе жену
Пророк также завещал избегать женитьбы на девушке только по причине её внешней привлекательности, поскольку это может привести к погибели её души. Если жениться на богатой, со временем она может стать совершенно непокорной. Брать в жёны лучше верующую, религиозную девушку.
С какими целями выбирают будущую жену
Жених и невеста должны быть максимально удалены друг от друга по родству. Девушка выбирается из религиозного смиренного рода. Она обязана быть красивой и иметь возможность зачать и выносить детей.
Желательные для проведения обряда условия
Что же касается самой процедуры бракосочетания, участники её должны знать, как она проводится, что им делать в процессе.
1. Ведущий церемонии должен прочесть проповедь. Теоретически прочесть слова может и сам жених. Однако мусульманские правила требуют, чтобы изрёк их человек с соответствующим образованием. Сперва восхваляют Аллаха и читают свидетельство веры в него. После просят благословения и призывают быть богобоязненными.
2. Далее молятся о том, чтобы семья была благополучной и счастливой.
4. Приглашение гостей на такое событие, как никах, это обязательное условие обряда. Пророк утверждал, что если приглашённый на торжество человек не изволил явиться, это свидетельствует о его непокорности Аллаху.
5. Жених должен прочесть особенную молитву, прося Аллаха о благе своей невесты и защите её от зла.
Процесс бракосочетания (никях)
Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.
1. Брачная проповедь.
Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.
Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность[1].
Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.
Примерная последовательность брачной проповеди:
Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».
Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:
«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1).
Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой. В Священном Коране сказано:
«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. Св. Коран, 24:32).
С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров[2].
Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
— «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]»[3];
— «Каждый из вас управленец[4]. И каждый ответит за свое управление: имам[5] управляет [теми, кто за ним], и будет спрошен; муж — глава семьи, и ответственен [за нее пред Богом и обществом]; жена — управленец в доме мужа, за что и будет спрошена… Внемлите! Каждый из вас — управляющий [чем-то руководит], и будет спрошен [за управляемое им пред Богом в Судный День]»[6].
Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.
2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.
Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».
Перевод:
«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом»[7].
Также можно прочитать следующее ду‘а:
«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».
Перевод:
«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»
3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.
Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)»[8].
Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а)[9].
4. Упоминание свадебного подарка (махра).
Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).
5. Приглашение гостей на свадьбу.
Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана»[10]. Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб)[11].
Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:
— «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет»[12];
— «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]»[13];
— «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет — поест, не захочет — не будет есть»[14].
Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)»[15]. В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.
6. Чтение молитвы.
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь»[16].
Перевод:
«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».
Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.
Ответы на вопросы по теме
Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.
Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.
Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?
В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.
В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?
В Рамадан сочетаться браком можно.
Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?
«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных][17]. [Господь заложил во всем этом благо.]» (Св. Коран, 5:97). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.
Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.
Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.
Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?
Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.
Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.
Можно ли прочитать никях тайно, скрыв от мамы на год-два до официальной свадьбы? Отец у меня умер, а опекуна нет. Будет ли считаться наш никях действительным? Алиса, 19 лет.
Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.
Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.
1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.
2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.
3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии[18]. В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).
4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах — загсе.
У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.
Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.
Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.
Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.
Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?
Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.
Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?
1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.
2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.
Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.
Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?
Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание — это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!
1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.
2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.
1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше — и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!
2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.
1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?
2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.
1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.
2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.
Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?
Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном — на ваше усмотрение.
Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена — немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?
Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.
Я и мой будущий муж — мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.
Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае — необязательное условие.
Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.
На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.
Питье воды условием никяха не является. Главное — вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.
Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.
Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.
Никях повторять не надо. Единственное — лучше зарегистрировать брак и в загсе.
Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.
Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям — традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте — важное условие, о чем сказано в Коране:
«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. Св. Коран, 4:4).
Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз — здесь, а второй — у себя на родине. Бек.
Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.
Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.
Советую вам припомнить, как все происходило.
1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).
«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. Св. Коран, 4:4).
В Исламе есть понятие махр — свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом[19], о чем упомянуто в Священном Коране[20].
2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования — двое мужчин либо мужчина и две женщины.
3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).
4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность[21].
Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.
Что касается «он взрослый, ему 44 года», то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:
«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. Св. Коран, 4:28).
Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.
А вот относительно «накажет ли» в Коране четко сказано:
«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно[22] воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., — причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)»[23] (Св. Коран, 4:123).
Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.
Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.
Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.
[2] Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.
[3] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».
[4] С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки — в Судный День ему держать ответ за них.
[5] Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга — качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».
[7] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.
[9] В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.
[10] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.
[11] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.
[12] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).
[13] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).
[14] Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.
[15] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.
[16] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».
[17] Паломники специально вешали на шеи жертвенных животных, которых брали с собой, украшения. Видевшие это понимали, что данное животное будет принесено в жертву и мясо его будет роздано бедным и неимущим, и уважительно относились к нему. См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 124.
[18] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2986.
[19] См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.
[21] Подробнее о временном браке см. в отдельном материале данной книги.
[22] Грамматическая расстановка слов требует именно такого перевода, то есть «непременно».
[23] Также см., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 170, хадис № 2910, «сахих», и № 2923.