в чем смысл названия завтра была война
Сюжет и герои произведения
Сюжетная линия основана на воспоминаниях Бориса Васильева о своем детстве. Героями повести стали ребята, которые учились в 9 «Б» классе вместе с автором. Люди, прошедшие революцию 1917 года, оказывали существенное влияние на формирование мировоззрения молодежи, а все происходящее в стране отразилось на жизни детей. Персонажами повести, помимо автора, стали:
Есть и взрослые персонажи повести «Завтра была война». Главными героями являются:
Начало содержания повести
В повести Бориса Васильева «Завтра была война» отразилось множество его воспоминаний. Писатель описывает своих школьных товарищей, которым в момент обучения в 9 «Б» классе было по 16 лет. И хотя для ознакомления с этой книгой недостаточно опубликовать лишь пару отрывков из прозы, сжатого содержания глав повести будет достаточно для подбора аргументов к сочинению:
Продолжение пересказа
Зина и Искра решают никому не рассказывать об аресте отца Виктории. Однако когда они приходят в школу, уже все ребята знают о случившемся. Выясняется, что в этом виноват Юра, и товарищи хотят отомстить ему. Артем зовет парня в котельную, между ними начинается драка. После, школьники идут к Вике, чтобы морально поддержать ее в тяжелую минуту.
Саша говорит Искре, что Люберецкий — всеобщий враг, поскольку он продал фашистам чертежи советского самолета. Через 3 дня директор вызывает к себе Искру и Артема. Классная руководительница обвиняет юношу в том, что он подрался с Юрой по «политическим мотивам», а Искру просит провести собрание для исключения Виктории из комсомола.
Виктория зовет одноклассников провести время на природе, хотя послезавтра ей предстоит серьезное испытание. Они приезжают в Сосновку, на дачу к Люберецким. Но дом оказывается опечатанным, поэтому подростки разводят костер около реки. Вика догадывается, что Жора долгое время в нее влюблен и целуется с ним. Ребята весело проводят время. Скоро должно начаться собрание комсомола, на котором Виктории требуется отречься от собственного отца, но она не приходит. Классная руководительница посылает за ней Зину. Вскоре девушка возвращается и говорит, что Люберецкая «в морге».
Искре приходит посылка от Виктории, в которой находится письмо, а также сборники стихов Есенина и Грина. В письме говорится, что девушка приняла решение покончить жизнь самоубийством из-за того, что не могла предать отца.
Со временем жизнь начинает идти своим чередом, но неожиданно домой возвращается оправданный Люберецкий. Весь класс отправляется к нему, чтобы поведать о последних днях жизни дочери. Леонид Сергеевич глубоко разбит и почти не разговаривает, он только вздыхает «какой тяжелый был год». Зина думает, что вся проблема в том, что год был високосным, но «следующим наступает 1941».
В конце Борис Васильев рассказывает о будущем своих друзей, их судьбах спустя 40 лет. Школьный изобретатель Валя стал часовщиком, хотя товарищи и учителя пророчили, что тот будет великой личностью. Паша Остапчук на войне потерял ногу, а вместе с этим спорт и девушку, к которой он не смог «вернуться инвалидом».
Саша Стамескин стал директором авиазавода. Жора был летчиком, героем войны, но не вернулся с поля боя. Артем взорвался вместе с мостом, а Искру и комиссара Полякову повесило гестапо.
Идея и анализ
Ребята из 9 «Б» искренне думали, что в их жизнь пришли серьезные проблемы, однако они даже не помышляли, что всего через несколько месяцев произойдет в их стране. Проведя анализ «Завтра была война», ознакомившись с аннотацией и характеристикой персонажей, можно сказать, что эта повесть рассказывает о процессе взросления. Подростки, которых все еще считают детьми, уже лишились наивности, но еще не растратили непосредственность юности. При этом каждый из них стремится быть нужным обществу, ведет активный образ жизни.
Дети стремятся поступать по-взрослому, и все же в их действиях еще много ребячества. Искра хочет стать такой же, как и ее мать, которая не признает в людях слабости и считает ее «хуже предательства». Девушка пока не понимает, что сопереживание другим — это вовсе не порок. Поступок Виктории совершенно невозможно назвать обдуманным. Она выразила свой протест, посчитав такое действие символом преданности и решительности. На самом же деле, Люберецкая сделала глупость, попрощавшись с жизнью, впервые столкнувшись с серьёзной проблемой.
Автор не описывает войны. Об этой теме упоминается кратко, как о прошедшем и будущем событии, где-то за кулисами повести. Борис Васильев позволяет без отвлечения увидеть жизнь героев до и после самого страшного времени в истории ХХ века.
По повести «Завтра была война» был создан сценарий к фильму в драматическом жанре. Картина стала очень популярной среди широкого круга зрителей и получила множество рецензий и положительных отзывов, в том числе за выбор актеров на главные роли.
Завтра была война
Здравствуйте.
Я недавно прочитала повесть Б.Васильева «Завтра была война». Эта книга потрясла меня. Могу я у вас в блоге рассказать о своих мыслях, которые вызвала эта книга у меня?
…Есть такие книги, встреча с которыми оставляет глубокий след в душе и сердце. Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева – именно такая книга.
Сегодня мне хотелось бы поразмышлять о смысле названия повести
«ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА»
Читаешь название повести и сразу чувствуешь несообразность, парадоксальность, нелепость даже в сочетании этих трёх слов: завтра была война.
Это оттого, что ЗАВТРА и БЫЛА несочетаемые слова. ЗАВТРА предполагает будущее время. Оно ещё не наступило и вдруг – БЫЛА?! Как это возможно?!
Открывая книгу с таким названием, сразу настраиваешься на вдумчивое чтение, ведь нужно разгадать таинственный смысл этих несочетаемых слов, вынесенных автором в заглавие.
…От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные ещё при съёмке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время.
Так начинается повесть «Завтра была война». В прологе рассказчик, пожилой человек, вспоминает о своих одноклассниках и говорит читателю, что многих на этот момент уже нет в живых… Потому что БЫЛА ВОЙНА?
Нет. Рассказы о войне в книге отсутствуют, но ощущение войны присутствует и на страницах книги, и в жизни героев. Девятиклассники – герои повести не замечают этого. Они живут своей жизнью: взрослеют, влюбляются, сбегают с уроков, спорят с учителями, ходят в кино и т.д.
О том, что идёт 1940 год мы узнаем только в конце повести:
… Люберецкий молчал, но слушал жадно, ловя каждое слово. И вздохнул: — Какой тяжёлый год! Все примолкли. А Зиночка сказала, как всегда, невпопад: — Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! Следующим был тысяча девятьсот сорок первый.
И вот тут вдруг понимаешь, что война ещё не БЫЛА. И начнётся она не ЗАВТРА! Тогда о какой же войне идёт речь в повести?!
Девятиклассники из повести Бориса Васильева жили не в простое время (как будто оно бывает простым?!) Но именно в 30 – 40-е годы прошлого века, как никогда после, нужно было почти постоянно воевать с собственной совестью, своими принципами. Прогнёшься ли ты под систему или нет, выдержишь ли испытание, выйдешь ли из этой битвы победителем?
Как же СЛОВО может ломать судьбы людей. Особенно уязвимы в этой войне ещё неокрепшие души, молодые люди, вчерашние подростки, которые только-только начинают открывать для себя мир, начинают по-особому чувствовать, любить… Строить своё будущее.
Однажды ночью в семье Люберецких случилось страшное: по глупому доносу арестовали отца Вики, героя гражданской войны, директора авиазавода. Как жить дальше, когда горячо любимого отца объявляют врагом народа? Когда и ты автоматически становишься изгоем?
Шестнадцатилетней девочке предстоит сделать выбор: либо отречься от своего отца и сохранить верность идеалам своей страны, либо остаться со своим отцом и считаться той, которая предала свою страну. Жуткий выбор.
Из письма Вики к подруге Искре:
… А пишу я не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызывали к следователю, и я знаю, в чем именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа честный человек, он сам мне сказал, а раз так, то как же я могу отказаться от него? И я все время об этом думаю — о вере в отцов — и твёрдо убеждена, что только так и надо жить. Если мы перестанем верить своим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь, ничего. Пустота одна. Одна пустота останется, а мы сами перестанем быть людьми. Наверное, я плохо излагаю свои мысли, и ты, наверное, изложила бы их лучше, но я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьём сами себя, своих детей, своё будущее. Мы разорвём мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца. Нет, я не струсила, Искра, что бы обо мне ни говорили, я не струсила. Я осталась комсомолкой и умираю комсомолкой, а поступаю так потому, что не могу отказаться от своего отца. Не могу и не хочу.
…Вика не смогла справиться с горем. Она сделала страшный выбор – ушла из жизни.
А я, читая повесть, не могу сдержать слёз: почему?! Почему в этой несправедливой войне идеологий жертвами становятся такие Красивые Люди, какой была Вика Люберецкая и её отец?! Люди с большой душой и горячим сердцем, горячо любящие свою Родину?!
Не менее тяжёлым был выбор у одноклассников Вики. Быть с ней рядом или отречься от неё? Одноклассники Вики выдержали испытание.
Не случайно про этот девятый класс директор школы сказал:
Война, случившаяся ЗАВТРА в жизни девятиклассников, полностью изменила их. Сразу сделала их взрослыми. К ним пришло понимание, что каждый человек ответственен за свой выбор.
Понятия ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОСТОИНСТВА, ЛЮБВИ К РОДИНЕ нынче не в моде, они считаются устаревшими…
Сегодня нет сталинских репрессий, но несправедливостей в жизни хватает. И нравственный выбор приходится делать или ещё придётся сделать.
Борис Васильев предупреждает нас, живущих в другом времени, даже в другом измерении: а вдруг ЗАВТРА ВОЙНА.
Завтра ты должен быть готов сделать выбор. И для этого нельзя забывать о совести, достоинстве, чести…
Анализ повести Завтра была война Васильева
Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева посвящена последнему предвоенному 1940 году. Тяжелому времени свирепых репрессий и личностному выбору молодежи тех лет.
Главные герои повести школьники, заканчивающие 9 класс. Воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине.
Их родители, имеющие или не имеющие, но так или иначе относящиеся к революции, воспитывали своих детей с идеей построения коммунизма.
Главная героиня Искра Полякова, как и ее одноклассники, мечтает совершить подвиг, стать комиссаром, поэтому на личной жизни ставит крест. Искра активистка и яростная комсомолка, не допускающая даже мысли сомнений в заветах партии.
Но девочки ее класса были немного другими. Они мечтали о любви, хотели построить личную жизнь и быть счастливыми. Естественно, и они верят в победу коммунизма, в неоспоримую идею создания идеального общества равных возможностей.
Но их мечты так и остались мечтами. В 1940 году стоял тотальный контроль над обществом, и иметь собственное мнение, не совпадающее с мнением представителей партии, было крайне опасно. Так был арестован отец одноклассницы Искры Вики Люберецкой, крупный авиаконструктор.
Вику объявляют дочерью врага народа. Начинаются гонения и травля девушки в попытке заставить отречься от отца. Но Вика воспринимает этот поступок как предательство по отношению к родителю и не собирается этого делать.
Ее одноклассники, узнав эту ужасную новость, приходят к Вике со словами поддержки, хотя школа была против этого и даже наложила запрет. Но друзья считают, что девушка тут ни причем и нарушают все запретительные предписания.
Затравленная и загнанная в угол Вика кончат жизнь самоубийством. Одноклассник Артем дерется на дуэли с десятиклассником, который и афишировал новость об аресте по школе.
Главная героиня Искра, так рьяно отстаивавшая идеалы комсомола в начале повести, в конце ее начинает сомневаться и приходит к выводу, что все мы люди и ошибаться в этой жизни могут все. Даже партия и комсомол.
Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника ребят, единственного оставшегося в живых.
Все ребята из 9 «Б» осуществили свою мечту, стали героями на фронтах Второй мировой войны.
Идея повести в истории взросления детей. Жесткие родители, привыкшие ими командовать, совершали большую ошибку. Взрослеть ребенок должен сам, а родитель быть только рядом для того, чтобы направить и поддержать.
Второй идеей Борис Васильев ставит разницу поколений нынешнего и того, послереволюционного и предвоенного. В отличие от нас, те дети знали точно, что война будет.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Завтра была война Васильева
Популярные сегодня темы
Любовь является самым высоким и настоящим чувством, которое испытывал любой человек в своей жизни. На свете существует разная любовь. Например, любовь к животным. Животные очень чувствуют любовь от человека и тянутся к нему
Современное человечество достигло многого. Научилось использовать ядерную энергию для мирных дел. Вышло в космос и отправило свои корабли к другим планетам.
В данном произведении Гоголь описывает город, в котором живет достаточно большое количество людей. У многих из них есть крепостные, которые на них работают. В город, который находится не так далеко от двух столиц
Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день. Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя
Смысл названия повести завтра была война. Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война
Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева посвящена последнему предвоенному 1940 году. Тяжелому времени свирепых репрессий и личностному выбору молодежи тех лет.
Главные герои повести школьники, заканчивающие 9 класс. Воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине.
Их родители, имеющие или не имеющие, но так или иначе относящиеся к революции, воспитывали своих детей с идеей построения коммунизма.
Главная героиня Искра Полякова, как и ее одноклассники, мечтает совершить подвиг, стать комиссаром, поэтому на личной жизни ставит крест. Искра активистка и яростная комсомолка, не допускающая даже мысли сомнений в заветах партии.
Но девочки ее класса были немного другими. Они мечтали о любви, хотели построить личную жизнь и быть счастливыми. Естественно, и они верят в победу коммунизма, в неоспоримую идею создания идеального общества равных возможностей.
Но их мечты так и остались мечтами. В 1940 году стоял тотальный контроль над обществом, и иметь собственное мнение, не совпадающее с мнением представителей партии, было крайне опасно. Так был арестован отец одноклассницы Искры Вики Люберецкой, крупный авиаконструктор.
Вику объявляют дочерью врага народа. Начинаются гонения и травля девушки в попытке заставить отречься от отца. Но Вика воспринимает этот поступок как предательство по отношению к родителю и не собирается этого делать.
Ее одноклассники, узнав эту ужасную новость, приходят к Вике со словами поддержки, хотя школа была против этого и даже наложила запрет. Но друзья считают, что девушка тут ни причем и нарушают все запретительные предписания.
Затравленная и загнанная в угол Вика кончат жизнь самоубийством. Одноклассник Артем дерется на дуэли с десятиклассником, который и афишировал новость об аресте по школе.
Главная героиня Искра, так рьяно отстаивавшая идеалы комсомола в начале повести, в конце ее начинает сомневаться и приходит к выводу, что все мы люди и ошибаться в этой жизни могут все. Даже партия и комсомол.
Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника ребят, единственного оставшегося в живых.
Все ребята из 9 «Б» осуществили свою мечту, стали героями на фронтах Второй мировой войны.
Идея повести в истории взросления детей. Жесткие родители, привыкшие ими командовать, совершали большую ошибку. Взрослеть ребенок должен сам, а родитель быть только рядом для того, чтобы направить и поддержать.
Второй идеей Борис Васильев ставит разницу поколений нынешнего и того, послереволюционного и предвоенного. В отличие от нас, те дети знали точно, что война будет.
Борьба за человеческое достоинство и справедливость
Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т.к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.
Артем Шефер дерется на «дуэли» с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.
Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.
В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.
Лидия Георгиевна ЗАЗУЛИНА — учитель русского языка и литературы СШ № 57 г. Оренбурга.
Другие персонажи
– мать Искры, в прошлом комиссар, бескомпромиссная женщина, фанатично преданная идеям революции.
– беззаботная, легкомысленная, но добрая и отзывчивая девушка, лучшая подруга Искры.
– бывший двоечник и хулиган, перевоспитанный Искрой.
Валька Александров (Эдисон)
– страстный изобретатель, с живым, беспокойным умом.
– волевой, решительный, работящий парень с устоявшимися жизненными ценностями.
– порядочный парень, серьезно увлеченный спортом.
– тихая, робкая девушка, мечтавшая стать актрисой.
– филателист, общительный и добрый малый.
Пролог
Глава первая
В гости к Зиночке приходит Искра, и сообщает, что Сашка Стамескин вынужден уйти из школы. « Теперь за ученье надо платить », а Сашу растит одна мать, и денег катастрофически не хватает.
Искра воспитана суровой матерью, комиссаром, и для нее « слабость пуще предательства ». Девушку слушают все друзья, и она считается «совестью класса». Искра от всей души хочет помочь способному однокласснику, которого она в свое время взяла под шефство. Зина предлагает устроить Сашку на авиационный завод, где он сможет учиться в вечерней школе.
Подруги решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой – круглой отличнице, дочери главного инженера авиационного завода. С ее подачи Стамескина берут на работу.
Глава вторая
Артем Шефер в силу своего природного косноязычия люто ненавидит « все предметы, где надо много говорить ». Это прекрасный спортсмен, легкоатлет, старательный ученик, который не смог стать отличником из-за проблем с речью. Этот недостаток проявляется еще больше в присутствии Зиночки, в которую тайно влюблен Артем.
Парень усердно работает все лето, чтобы с размахом отметить свое шестнадцатилетие. День рожденье удается на славу: ребята играют в шарады, танцуют, читают стихи. Напоследок Вика дает Искре почтить « сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина », чье творчество так понравилось девушке.
Глава третья
Добрый, справедливый и невероятно интересный, он быстро заслуживает всеобщее обожание, в то время как ставшую классной руководительницей 9 «Б»Валендру « не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции ».
Зиночка случайно рассказывает Валендре о чтении стихов крамольного Есенина. Искра спешит к Люберецким, чтобы предупредить о возможных неприятностях.
Глава четвертая
Зиночка, постоянно живущая « в сладком состоянии легкой влюбленности », решает выбрать себе нового возлюбленного их трех возможных кандидатов. Она пишет три одинаковых любовных письма, но не решается отправить их. Одно из писем находит Валендра, и передает его директору, который попросту сжигает чужое любовное послание.
Тем временем дружба между Искрой и Сашкой перерастает в нечто большое, и Искра чувствует, что « наступило время личной жизни ».
Глава пятая
Зиночка идет на свидание с самым красивым мальчиком в школе – Юрой из 10 «А». После просмотра кино они собираются немного посидеть где-то, и Зиночка вспоминает укромную лавочку, скрытую в кустах возле дома Люберецких.
Молодые люди замечают, как « к подъезду бесшумно подкатила большая черная машина », а спустя время вышел отец Вики в сопровождении трех мужчин.
Зиночка изо всех сил спешит к Искре, чтобы рассказать о том, « что арестовали папу Вики Люберецкой ». Об этом узнает мать девочки, и сразу же пишет письмо в ЦК с защитой в адрес главного инженера.
Глава шестая
Зиночка и Искра договариваются, что никто в школе не узнает об аресте Люберецкого – это « никого не касается ». Однако уже на первом уроке все знают о случившемся. Зина признается, что это сделал Юра, и ребята решают отомстить ему.
Артем вызывает десятиклассника в школьную котельную, и между ребятами завязывается драка. После ее окончания друзья отправляются к Вике, чтобы поддержать ее в трудную минуту.
От Сашки Искра узнает, что Люберецкий – враг народа, который « за миллион чертежи нашего самолета фашистам продал ».
Спустя три дня в кабинет директора вызывают Артема и Искру. Валендра обвиняет парня в том, что его драка с Юрой была « политической », а от Искры требует провести « экстренное комсомольское собрание » с целью исключения Вики Люберецкой из комсомола.
Глава седьмая
Вика предлагает ребятам отдохнуть на природе, чтобы попрощаться с осенью. Она привозит друзей в Сосновку, к себе на дачу. Но дом опечатан, и ребята разводят костер возле речки.
Вика, зная, что Жорка Ландыс давно в нее влюблен, разрешает поцеловать себя. Друзья прекрасно проводят время – пекут картошку, дурачатся, поют песни, прыгают через костер.
На следующий день созывается комсомольское собрание, на котором Люберецкая должна публично отречься от отца, однако она не приходит. Валендра посылает за ней Зиночку. Девушка вскоре прибегает и сообщает, что Вика « в морге ».
Глава восьмая
Расследование смерти Вики длилось всего сутки – перед тем, как выпить все снотворное, что было в доме, девушка оставила записку « В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно ».
Все это время Искра живет, « не замечая ни времени, ни окружающих ». Мать Искры осуждает Вику, покончившую с собой из-за слабоволия, и запрещает Искре « устраивать панихиду » на ее похоронах.
Родители Артема и Зины решают все вопросы касательно похорон, однако серьезной проблемой становится отсутствие машины. Тогда директор под свою ответственность закрывает на день школу, собирает старшеклассников и несет гроб Вики Люберецкой « через город до окраинного кладбища ».
Николай Григорьевич призывает учеников запомнить на всю жизнь, что убивает не только пуля, но также « дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость ». Несмотря на запрет матери, Искра читает у могилы подруги « последние есенинские строчки », а Жорка сажает куст шиповника, под которым он целовал Вику.
Глава девятая
Постепенно восстанавливается привычный ход жизни, но неожиданно все узнают, что домой приехал Люберецкий, которого оправдали. Ребята решают отправиться к нему всем классом, чтобы рассказать о последних днях жизни Вики. Им удается разговорить застывшего в своем горе Леонида Сергеевича, и тот лишь вздыхает: « Какой тяжелый год ». Зиночка предполагает, что во всех несчастьях виноват високосный год, но « следующим был тысяча девятьсот сорок первый »…
Эпилог
Автор рассказывает о судьбах своих друзей по прошествии сорока лет. Валька Александров, которому пророчили судьбу великого изобретателя, работал обычным часовщиком. У Пашки Остапчука война отняла ногу, спорт и Лену, к которой он не осмелился « вернуться инвалидом ». Сашка Стамескин выбился «в люди», став директором крупнейшего авиазавода.