в чем смысл названия романа тихий дон

Смысл названия романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть фото в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть картинку в чем смысл названия романа тихий дон. Картинка про в чем смысл названия романа тихий дон. Фото в чем смысл названия романа тихий дон

Смысл названия романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» многозначен и противоречив, в нем соединяется жизнь природы и жизнь казаков, вечность и смертность, созидание и разрушение.

Замысел произведения появился у начинающего писателя в 1925 году. Сначала не предполагался такой широкий размах сюжета. Шолохов хотел показать роль казачества в революции. Оказалось, что это трудно сделать без рассказа о том, кто такие казаки, как и чем они жили до революции. Таким образом, произведение вылилось в роман-эпопею, рассказывающий о нескольких поколениях семьи Мелеховых.

Эпиграфом к роману-эпопее Шолохов взял строки из старинных казачьих песен. В них идет речь о горькой судьбе, о погибших казаках и вдовах, о детях, оставшихся сиротами. Волна донская наполнена отцовскими и материнскими слезами. «Ой, ты наш батюшка тихий Дон» обращаются казаки к реке, ставшей их родиной. Дон действительно был для казаков батюшкой, приютившим на своих плодородных берегах свободолюбивых людей.

Не случайно роман-эпопею об одном из сложных исторических периодов в жизни казаков писатель назвал «Тихий Дон». Дон является центральным образом произведения. Он полноправный участник и свидетель всех событий, происшедших на его берегах. Эпитет «тихий» в названии романа контрастирует с изображаемыми в нем бурными событиями. Став родиной для нескольких поколений казаков, он не меняет своего течения, в мирное и в военное время это все тот же величественный «тихий» Дон. Эту мысль и пытался выразить в названии романа-эпопеи М. А. Шолохов.

Действие начинается в 1912 году на хуторе Татарский, который стоит на донском берегу. На окраине хутора обустроился Прокофий Мелехов, поссорившийся с родней из-за жены-турчанки. Со двора Мелеховых к Дону вел восьмисаженный спуск. В первых строках произведения появляется «перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона». Размеренная жизнь хутора подобна течению реки, простые события казачьей жизни сменяют друг друга. Каждый год наступает весна, приходит пахота, затем – покосы, осенью – жатва.

Дон сопровождает все важные события в жизни главного героя Григория Мелехова. Вернувшийся под утро с игрищ Григорий выводит на берег коня. Он долго стоит у воды, испытывая сладостную пустоту в сердце. На берегу Дона началась его любовь с Аксиньей, ставшая единственным большим чувством в его жизни. В конце романа герой переходит через Дон, чтобы попасть домой.

Пейзаж выполняет важную функцию в произведении. К Дону обращаются ворожеи, когда нужно вылечить болезнь или тоску душевную. Дроздиха ведет на берег Дона Аксинью, обратившуюся к ней за помощью. Первые главы содержат разные описания великой реки. Утреннюю реку, покрытую туманом, мы видим во второй главе, охваченную грозой, — в четвертой.

Автор использует прием олицетворения. Дон несет свои зеленоватые воды до Азовского моря. В дороге роднится с Хопром, Медведицей. Говоря о реке, автор наделяет ее человеческими чертами и ставит в один ряд с героями романа, а может быть, даже и выше. Разве можно сравнить вечное величие Дона с короткой человеческой жизнью?

Словно гроза вламывается в жизнь казаков война. С детства они наслышаны о боевых подвигах отцов и дедов. Казак не может не то что отказаться от службы, а посчитает за оскорбление, если не возьмут в армию. Наполняется его жизнь походами, сражениями. Бьются казаки за свою землю с врагами. И все чаще вспоминают они родные степи, тоскуют по Дону.

Война разрушает человека. Григорий сравнивает ее с мельничными жерновами, которые словно переломали его. Мелехов героически воюет, имеет награды, но ему плохо на войне. Он мечтает вернуться к мирному труду. Высшее проявление душевной усталости проявляется в сцене убийства моряков, после которого герой мучается угрызениями совести.

Шолохов не осуждает казаков, которые покидают фронт и уходят домой. Революция прекратила мировую войну, но развязала гражданскую. Страшное время наступает, брат пошел воевать на брата. Гражданская война обрывает родовые связи. Шолохов показывает трагическое разрушение народного единства. Жестокость порождает жестокость. Неизвестно, на чьей стороне правда. Белые и красные имеют много общего, основное их сходство в том, что и те и другие хотели победить. И только казаки предлагали «замириться». Носителем народной правды стал старик Чумаков, философски размышлявший о том, как такое могло случиться, что сцепились между собой православные люди и «удержу нету».

Взаимосвязь земли и воды прослеживается на протяжении произведения. Казаки были не только храбрыми воинами, но и трудолюбивыми земледельцами. Дон дает жизнь земле и людям, орошает степи и делает землю плодородной. Река снабжает рыбой, это путь для связи между селениями.

В главах посвященных мирной жизни рассказывается о занятиях, обычаях казаков. Они косят сено, ловят рыбу, играют свадьбы, устраивают игрища, любят. Такая спокойная и размеренная жизнь нравится людям. Она напоминает течение реки. Вражда, война, страдания, разруха нарушают спокойный ход жизни. Спокойная жизнь воды и наполненная страстями и страданиями жизнь земли составляют контраст, который отражается и на изображении человеческих образов.

Две женщины Григория напоминают это противостояние. Страстная, горячая, твердо стоящая на земле Аксинья вызывает ответное чувство у Григория. Однако их связь порочна, Аксинья замужняя женщина. Наталья тоже любит Григория, она его законная жена. Только она холодная и спокойна, как течение реки. И так же как Дон, она иногда выходит из берегов и совершает опрометчивые поступки. Она пыталась покончить с собой, а затем избавилась от ребенка, пытаясь наказать Григория за измену. Последнее решение стоило ей жизни, но близость смерти примирила ее с Григорием, она простила его.

Говорят, нельзя дважды войти в одну реку. Это образное выражение подразумевает в одну воду, все течет, все изменяется. Только вот река остается в своем русле, течет из того же устья, впадает в то же море. Меняется в ней только вода. В этом проявляется вечность, стабильность. Так же и в жизни: меняются люди, границы, правители, но суть жизни остается прежней. Доказать это автору помогает «мысль семейная». После всех катаклизмов Григорий возвращается к семье. Что бы ни случалось в жизни, семья всегда выступает спасательным кругом.

Шолохов показывает драматизм жизни, но во всем видна его вера в победу добра. В романе есть много страдания, но все это проходит, жизнь продолжается. Как обновляется вода в реке, так и в жизни наступает весна, обновление. Роман «Тихий Дон» имеет жизнеутверждающее начало. Это подтверждается его финалом. Все, что осталось у Григория в жизни, это сын, его продолжение, связывающий его с родной землей и целым миром. И это все, о чем он мечтал. Эта сцена показывает бессмысленность бесконечных метаний, страстей. Она напоминает эпизод встречи Андрея Болконского с дубом, возродившимся к жизни.

Круг замкнулся, Григорий возвращается туда, откуда начался его путь его духовных исканий. На дворе весна, пора возрождения всего живого, оттаивает и душа Мелехова. Заканчиваются его скитания по чужим землям, восстанавливается связь с родной землей, тихим Доном, бескрайней степью. Он приехал, чтобы заняться тем, о чем мечтал все эти долгие несчастные годы. Он будет пахать землю и собирать урожай, растить детей и творить добро. Для этого он появился на этот свет.

Вернувшись домой, Григорий не видит свою родину прежней. Да и сам он уже не тот бесшабашный счастливый Гришка, которого мы видели в начале романа. И только тихий Дон остается таким же, как был, что дает надежду на то, что не прекратится род людской. Как не высохла река, так выстоит, переживет казачество тяжелые времена. Дон становится символом стабильности и надежды, жизни и неистребимых духовных начал.

Возможно, под словом Дон подразумевается не только река, а вся местность, где живут донские казаки. Тогда название приобретает немного другой оттенок. Использование в нем оксюморона создает определенный стилистический эффект, являясь способом разрешения сложной ситуации. Такой ситуацией стали войны, коснувшиеся казачества и оставившие трагический след в их судьбах.

Можно рассматривать Дон не только как природное явление, а как образ народа. В таком контексте название выражает авторскую идею о спокойной, мирной жизни казаков. Что подтверждает финал романа, символизирующий начало новой мирной жизни.

Роман Шолохова показывает правдиво исторические события, выражает веру и надежду на лучшее. В этом секрет его популярности. «Тихий Дон» вошел в историю мировой литературы как роман, призывающий хранить общечеловеческие ценности, отказаться от войн и насилия.

Источник

Сочинение: Смысл названия романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Почему Михаил Шолохов назвал свой роман «Тихий Дон»? События из книги вряд ли можно назвать «тихими», да и герои не из робких. Судя по всему, и автор не просто так дал своему детищу такое заглавие. Я думаю, у этого названия существует несколько смыслов: одни лежат на поверхности, а другие запрятаны вглубь идейно-тематического содержания романа.

Во-первых, в глаза читателю бросается эпиграф к роману — строки из народной казацкой песни. Там и встречается фраза «тихий Дон». В тексте можно не раз наблюдать, как поют о нем герои: те же офицеры во главе с Листницким славили на фронте «Тихий Дон». Значит, сам народ наградил реку таким прозвищем. Его можно понять: именно на Дону хоронились беглые крестьяне и лихие разбойники, образовавшие казацкие станицы. Степная ширь не выдавала их, а надежно укрывала. Например, именно за Дон уходят в отступ части белогвардейских казаков, естественный барьер защищает их от большевиков. Там же прячется банда Фомина. Значит, река — это укрепление, за которым теряется след беглецов, за которым бессильна погоня. Она выполняет эту функцию весь роман и зовется «тихой», потому что не выдаст.

Во-вторых, река на протяжении веков поила и кормила прибрежные селения, была покладистой и миролюбивой кормилицей для казака. Дон — это основа мирного процветания казачества, а его «тишина» означает покорность. Там ловит молодой Мелехов рыбу, там же встречается с Аксиньей, которая ходит за водой. Там купаются уставшие от работы казачки, Значит, «Тихий Дон» — это указание на опору мирной жизни казаков, это сердце их народа. Чем дальше затягивается братоубийственная война, тем чаще Шолохов называет Дон мертвым. Тишина — это еще и указание на траур по казачеству, запутанному и разоренному бессмысленным сопротивлением.

Таким образом, смысл заглавия романа многогранен и глубок. Тихий Дон — это траур по убитым на войне казакам, сгубленным напрасно хитроумными офицерами; это указание на окончательное поражение мятежников; это оценка роли Дона в жизни казачества на протяжении всего повествования (он был и крепостью, и кормильцем для народа).

Источник

в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть фото в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть картинку в чем смысл названия романа тихий дон. Картинка про в чем смысл названия романа тихий дон. Фото в чем смысл названия романа тихий дон

Смысл названия Тихий дон

«Тихий Дон» — такое название дал своему произведению Шолохов, хоть изначально он планировал назвать свой роман-эпопею по-другому. Однако в ходе написания произведения автор понял, что «Донщина», а именно так планировалось назвать произведение, не совсем соответствует сюжету, так как роман – это нечто более, нежели просто земля, где жили казаки.

Здесь описывается вся жизнь донских казаков, со всеми их традициями, культурой, с применением их диалектного языка. Как раз жизнь донских казаков была связана с речкой Тихий Дон, который только с виду был тихим, а на самом деле тихая гладь несла множество сюрпризов и подводных камней. Так и в произведении Шолохова, описаны самые разные события, касающиеся жизни казаков и эта жизнь, что течение реки, то тихое, то бурное.

В произведении мы видим, как герои романа «Тихий Дон» претерпевают потери, они испытывают страдания, идет братоубийственная война, льется кровь, погибают не просто казаки, а целые казачьи роды. Но при этом автор в произведении нам показал, что несмотря ни на что, как поток Дона никогда не иссякнет, так и никто, и никогда не убьет в казаках волю к жизни, никому не удастся пресечь донское казачество.

Почему роман называется Тихий Дон?

Рассуждая по теме вопроса, приходит лишь одна мысль, Шолохов назвал произведение «Тихий Дон», используя антитезу Тихого и спокойного Дона в произведении, где сплошь и рядом раскол семей, бои, война, конфликт интересов, чтобы обратить внимание на то, какой речка может быть тихой и призвать всех прекратить препирательства, войны, постоянное противостояние людей. Автор хочет, чтобы люди, как и тихий Дон, зажили спокойно и мирно.

Источник

Сочинение: Смысл названия романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Смысл названия книги «Тихий Дон»

Первоначальное название романа М.А. Шолохова — «Донщина». Однако в процессе написания книги мастер слова понял, что такое заглавие не соответствует главной проблематике. Ведь это произведение раскрывает не просто место обитания определенных народов. В романе М.А. Шолохов подробно описывает традиции, обычаи, уклад, культуру донских казаков. Автор особое внимание уделил диалектному языку, на котором говорили люди.

Поэтому и название М.А. Шолохов выбрал не случайно. Тихий Дон — река, с которой связана вся жизнь донских казаков. Но почему автор использует эпитет «тихий»? Река только с виду спокойная и ровная. Водная гладь таит в себе невероятные тайны, подарки и опасности. Так и в романе «Тихий Дон» мастер слова представил самые разнообразные события, которые связаны с донскими казаками. Их существование нельзя назвать рутинным и скучным. Как и течение реки, жизнь народов, которые осели на берегах, то спокойная и тихая, то быстрая и непредсказуемая.

История создания

Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вешенской. Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий. Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинаются с 1912 года.

Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору. Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком. Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.

Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях. Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.

В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М. Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького, вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М. Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.

Смысл произведения «Тихий Дон»

Жизнь донских народов нельзя назвать простой. Автор показывает, как герои терпят потери, им знакомо горе не понаслышке. Братоубийственная битва в самом разгаре. Уходят из жизни не просто отдельные личности, вымирают целые роды казаков. Несмотря на то, что кругом льется кровь, М.А. Шолохов уверяет, донские народы никогда не отчаятся. Воля казаков не сокрушима. Полностью истребить казачий род никому не под силам. Так и река — тихий Дон — никогда не иссякнет.

Гражданская война начала двадцатого столетия навсегда вошла в историю. Трудно быть к ней безучастным. «Тихий Дон» М.А. Шолохова — произведение, которое показывает, как эта кровопролитная битва расколола общество надвое. Ее последствия поражают своими масштабами.

Герой романа — Григорий Мелехов — простой донской казак. Автор рассказывает нам о его жизни. На долю персонажу выпало немало испытаний. М.А. Шолохов показывает читателям, как меняются взгляды, мировоззрения Григория на протяжении всей его жизни.

Между главным персонажем стал непростой выбор: семья или любовница Аксинья. Противоречия одолевают Григория. Потом Первая мировая война, кровопролитная гражданская. Преграды и сложности, которые встретились Григорию Мелехову на его жизненном пути, изрядно помотали его. Однако герой всегда стремился к честности и справедливости. Он хотел стать то «красным», то «белым». Но цели и идеи каждого течения были ему чужды. В итоге он для всех стал врагом.

М.А. Шолохов выбрал крайне сложную судьбу для своего персонажа. Григорий потерял самое главное, что было в его жизни: родителей, супругу, дочь, брата, самую большую любовь — Аксинью. Он лишился дома. Герой сбился с правильного пути. Он стал отшельником. Его существование больше напоминало жизнь преступника. В итоге Григорий Мелехов не выдержал. Он сдался властям. Но зачем он сделал такой шаг? Единственное желание героя — встретиться со своим сыном в последний раз.

Какой смысл заложил М. Шолохов в свое произведение? Автор хотел показать жизнь казачества через следующие основные направления:

Краткий анализ

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.

Жанр – роман-эпопея.

Направление – соцреализм либо исторический реализм.

Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя. Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.

Сочинения«Солнечный удар» анализ произведения Бунина – смысл названия, идея, история создания, проблематика рассказа

Сочинения«Конь с розовой гривой» анализ произведения Астафьева – тема, план, пролематика, чему учит рассказ

Река Дон: Быль и легенды

Одна из теорий гласит, что название “Дон” славянского происхождения от слова “дно”, у древних славян оно расшифровывалось просто как русло реки или река. Но на самом деле Дон имеет много имен.Древние греки, некогда поселившиеся на его берегах и занимавшиеся здесь торговлей, называли его Тан или Танаис, иногда еще Гиргис. Более того, они считали Танаис границей между Европой и Азией. Считалось, что за Доном находился конец света, вход в мир мёртвых – тартар. И именно в этих краях жили прославленные в мифах амазонки.

в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть фото в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть картинку в чем смысл названия романа тихий дон. Картинка про в чем смысл названия романа тихий дон. Фото в чем смысл названия романа тихий дон

Атлас реки Дон от Воронежа до Азова, составленный в 1704 год

Сначала амазонки поселились на южных берегах Черного моря. Если верить мифам, то амазонки отличались жестокостью и были далеки от традиционных женских занятий, предпочитая им лук, стрелы, мечи и верховую езду. Как появились легендарные женщины-воительницы на Донской земле? На этот счет есть несколько версий. Известный древний историк Геродот писал, что греки победили амазонок и возвращались домой, увозя пленниц. Но женщины взбунтовались и убили мужчин. Кораблем, однако, дамы управлять не умели, поэтому он так и несся по морю во власти волн и ветра. Морское течение было милостиво к бывшим пленницам и, наконец, вынесло корабль к Азовским берегам. Женщины сошли на берег, разграбили первый попавшийся табун лошадей и помчались разорять имущество живших на этой земле скифов.

в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть фото в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть картинку в чем смысл названия романа тихий дон. Картинка про в чем смысл названия романа тихий дон. Фото в чем смысл названия романа тихий дон

Поход по Дону на судне Аксидиан. Берега Цимлянского водохранилища. Фото: А. Подколзин

По другой версии другого древнего историка, Деодора Сицилийского, у амазонок появилась царица, которая составила войско из одних женщин, подчинила несколько соседних народов. Опьяненная успехом и властью, она продолжила военные походы со своим хорошо обученным женским войском, а мужчинам оставила домашнюю и черную работу. Так она покорила все народы до Танаиса. Царица погибла в бою, но оставила дочь, которая продолжила дело матери и достигла даже больших успехов. История женщин-воинов окутана туманом тайны, но точно одно: у скифских народов женщины сражались наравне с мужчинами, возможно, именно этот факт и породил множество мифов об амазонках. Наверное, по этим причинам некоторые древние писатели называют Дон Амазонием.

в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть фото в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть картинку в чем смысл названия романа тихий дон. Картинка про в чем смысл названия романа тихий дон. Фото в чем смысл названия романа тихий дон

Поход по Дону на судне Аксидиан. Донской край – царство цапель. Фото: А. Подколзин

Кстати, о том, почему реку стали называть Танаис существует интересная легенда, тоже связанная с племенем женщин-воительниц. Когда-то герой-богатырь Беросса и амазонка Лисиппа полюбили друг друга, от их любви родился мальчик, которому дали имя Танаис. Он вырос сильным и талантливым воином, но ненавидел женщин и поклонялся лишь богу войны Марсу. Тогда богиня любви Венера вселила в его сердце чувства к собственной матери. Страдающий от запретной любви к Лисиппе юноша бросился в реку Амазоний. Так современный Дон и получил свое древнее название Танаис.

в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть фото в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть картинку в чем смысл названия романа тихий дон. Картинка про в чем смысл названия романа тихий дон. Фото в чем смысл названия романа тихий дон

Дон у Цымлянской станицы. 1875-1876

Во времена раннего средневековья Дону дали еще одно имя – “Река славян” или “Русская река”, а в скандинавских летописях он значится как Ванаквисль. Позже живущие по сей день на Дону казаки стали ласково величать реку “Тихий Дон”, “Дон-батюшка”, “Дон Иванович”, выражая так особое отношение к реке и подчеркивая ее значимость. Кстати, Ивановичем его окрестили не просто так. Раньше истоком Дона считалось озеро Иван. Существует легенда, что у Иван-озера было два сына, Дон и Шат. Шат был своеволен, отца не слушался. Дон же, напротив, отличался нравом тихим, спокойным. Однажды Шат обманом сбежал от старого отца, но Иван вовремя узнал об этом и наказал непослушного сына. Недалеко убежал Шат, впал он в реку Упу. А Дон за свое послушание и ласку получил награду: стал он, подпитываясь притоками, больше, глубже и дошел до самого Азовского моря.

в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть фото в чем смысл названия романа тихий дон. Смотреть картинку в чем смысл названия романа тихий дон. Картинка про в чем смысл названия романа тихий дон. Фото в чем смысл названия романа тихий дон

Исток Дона. Пямятный камень

Русло Дона, то есть та часть реки, где сосредоточена большая часть воды, извилистое, причудливой формы. Правый берег коренной, то есть высокий и крутой, а левый, наоборот, пологий и низменный. Течение реки небыстрое, в основном за это и стал Дон называться тихим.

Источник

Сочинение: Смысл названия романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Смысл названия книги «Тихий Дон»

Первоначальное название романа М.А. Шолохова — «Донщина». Однако в процессе написания книги мастер слова понял, что такое заглавие не соответствует главной проблематике. Ведь это произведение раскрывает не просто место обитания определенных народов. В романе М.А. Шолохов подробно описывает традиции, обычаи, уклад, культуру донских казаков. Автор особое внимание уделил диалектному языку, на котором говорили люди.

Поэтому и название М.А. Шолохов выбрал не случайно. Тихий Дон — река, с которой связана вся жизнь донских казаков. Но почему автор использует эпитет «тихий»? Река только с виду спокойная и ровная. Водная гладь таит в себе невероятные тайны, подарки и опасности. Так и в романе «Тихий Дон» мастер слова представил самые разнообразные события, которые связаны с донскими казаками. Их существование нельзя назвать рутинным и скучным. Как и течение реки, жизнь народов, которые осели на берегах, то спокойная и тихая, то быстрая и непредсказуемая.

Смысл названия романа

Тональность авторского повествования в «Тихом Доне» во многом задана эпиграфом к роману, широкими эпическими параллелями старинных казачьих песен, их лирической интонацией, эмоциональным подъемом. От образов «славной землюшки», «батюшки тихого Дона» протягиваются нити к образной системе романа. «Ой ты, наш батюшка, тихий Дон!» – так издавна в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю («казаки» упоминаются в летописи с 1549 г.), для любого русского человека эта река прочно связана с судьбой и укладом казаков. Простое на первый взгляд название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало символом судьбы лихих казаков.

Там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность свидетелем или участником описываемых событий, входит в образную систему произведения как ее составная часть, выступает как индивидуальный человеческий характер, как мыслящая личность со своими стремлениями, своим отношением к людям, своей особой судьбой.

Как исторически сложившееся объединение изначально казаки были независимыми, свободолюбивыми воинами, селились по окраинам русских земель, защищались от набегов кочевников, промышляли набегами на чужие пределы. Преодолевая устоявшиеся обычаи и запреты, в свободное от военных действий время они занимались земледелием. И донское казачество не было в этом исключением. Земля на Дону, особенно Нижнем, плодородная; говорят, воткни в нее палку – прорастет. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь-матушка, Дон-батюшка» – так величали их казаки, тихий Дон называли кормильцем. И действительно: оплодотворят щедрые воды Дона степь – и родит она богатый урожай на радость казакам и в пользу их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки, где есть и необходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, и водный путь гладок да широк.

На донском берегу расположился и хутор Татарский станицы Вешенской: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона» – так начинается роман М. Шолохова. Размеренная жизнь земледельца подобна течению реки: течет вода – идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы: за зимой приходит весна, жатву сменяет пахота. И где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит по-прежнему полноводный и тихий Дон-батюшка: «Бывало, отслужат казаки в Атаманском полку сроки, – снаряжают их к отправке по домам. Грузят сундуки, именье свое, коней. Эшелон идет, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист, какой ведет поезд, дает тихий ход, – самый что ни на есть тихий… он уже знает, в чем дело. Только что поезд выберется на мост, – батюшки мои. что тут начинается! Казаки прямо бесятся: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-ра-а-а-а!» – из окна кидают, с моста прямо в воду, через железный переплет, фуражки, шинели старые, шаровары, наволоки, рубахи, разную мелочь. Дарят Дону, возвертаясь со службы. Бывалоча глянешь, – а по воде голубые атаманские фуражки, как лебедя али цветки, плывут… Издавна такой обычай повелся».

Циклично как природное время, так и сама жизнь казака- землепашца, жизнь в целом: с рождением ребенка начинается новый круг его существования. Умирая, человек продолжает себя в своих детях и таким образом обретает бессмертие. По- этому так много места уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких; поэтому так важно для писателя, крепок ли род героя, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, как всю жизнь поломало Аксинье двойное преступление, совершенное ее родными. Не понимая значения для казака семьи, рода, трудно объяснить слова автора: «Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному – Турки».

Но если жизнь казака-землепашца спокойна и циклична, то казак-воин несет ответственность за жизнь своих родных и судьбы родины в целом. Историческое время вламывается в хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Не может казак оставаться безучастным и равнодушным, так как с детских лет приучен он к седлу и шашке, воспитан на рассказах о боевых доблестях донцев, и примет за оскорбление отказ от воинской службы, тем более тогда, когда враг хозяйничает на его родной земле. И жизнь казака-воина измеряется не сменой времен года, а учениями и походами, сражениями и подвигами. В периоды военных походов историческое время линейно, в нем нет повторений, и не имеет значения, какое время года на дворе – лето или зима.

С изменением привычного для казаков образа жизни заглавие романа приобретает новый смысл: не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. И в этом значении «Тихий Дон» – оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. Именно об этом казаки издавна слагали песни, строки из которых Шолохов взял эпиграфом к своему роману: «Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, крашен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. В романе Шолохова Дон не тихий, а буйный: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, проливают казаки кровь за родную землю, бьются с врагами и друг с другом, но не зерном засевают казаки степь, впитывает она их кровь; страшные урожаи предстоит собирать их матерям и женам.

Замкнулся великий круг великого романа: главный герой вернулся туда, откуда начал свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова вновь расцвести, будто в первый раз. Жестоко испытывала Григория судьба, носила жизнь по чужим полям и городам, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить родины, но не сломила его характера, не оборвала нитей, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями. И возвращались на родину казаки – сыны великой реки, чтобы жить и пахать свою землю.

Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:

Перейти к оглавлению книги «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Смысл произведения «Тихий Дон»

Жизнь донских народов нельзя назвать простой. Автор показывает, как герои терпят потери, им знакомо горе не понаслышке. Братоубийственная битва в самом разгаре. Уходят из жизни не просто отдельные личности, вымирают целые роды казаков. Несмотря на то, что кругом льется кровь, М.А. Шолохов уверяет, донские народы никогда не отчаятся. Воля казаков не сокрушима. Полностью истребить казачий род никому не под силам. Так и река — тихий Дон — никогда не иссякнет.

Гражданская война начала двадцатого столетия навсегда вошла в историю. Трудно быть к ней безучастным. «Тихий Дон» М.А. Шолохова — произведение, которое показывает, как эта кровопролитная битва расколола общество надвое. Ее последствия поражают своими масштабами.

Герой романа — Григорий Мелехов — простой донской казак. Автор рассказывает нам о его жизни. На долю персонажу выпало немало испытаний. М.А. Шолохов показывает читателям, как меняются взгляды, мировоззрения Григория на протяжении всей его жизни.

Между главным персонажем стал непростой выбор: семья или любовница Аксинья. Противоречия одолевают Григория. Потом Первая мировая война, кровопролитная гражданская. Преграды и сложности, которые встретились Григорию Мелехову на его жизненном пути, изрядно помотали его. Однако герой всегда стремился к честности и справедливости. Он хотел стать то «красным», то «белым». Но цели и идеи каждого течения были ему чужды. В итоге он для всех стал врагом.

М.А. Шолохов выбрал крайне сложную судьбу для своего персонажа. Григорий потерял самое главное, что было в его жизни: родителей, супругу, дочь, брата, самую большую любовь — Аксинью. Он лишился дома. Герой сбился с правильного пути. Он стал отшельником. Его существование больше напоминало жизнь преступника. В итоге Григорий Мелехов не выдержал. Он сдался властям. Но зачем он сделал такой шаг? Единственное желание героя — встретиться со своим сыном в последний раз.

Какой смысл заложил М. Шолохов в свое произведение? Автор хотел показать жизнь казачества через следующие основные направления:

Школяру.ру | В помощь школьнику

«Тихий Дон»… На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев. А так как всякий символ имеет бесконечное число значений, смысл названия этого романа невозможно объяснить в двух-трех словах. Так уж сложилось исторически, что изначально казаки были только независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель, защищались от набегов кочевников, промышляли набегами на чужие пределы; по сути дела, они на Руси несли пограничную службу. Земли же попадались все богатые, а боевыми трофеями и даже разбоями не всегда разживешься: ненадежное это дело да и опасное. Короче, преодолевая устоявшиеся обычаи и даже запреты, стали казаки в свободное от военных действий время сеять хлеб. Так что у всякого казака было сразу как бы две ипостаси: казак-воин проходил военные сборы, добывал славу в походах; казак-земледелец сеял, пахал, растил детей. Донское казачество не было в этом исключением. Земля на Дону, особенно нижнем, жирная, богатая; говорят, воткни в нее палку — прорастет. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь-матушка, Донбатюшка» — так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: оплодотворят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в прибыток их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: тут тебе и столь необходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, да и водный путь гладок да широк. На донском берегу расположился и хутор Татарский станицы Вешенской: «Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше — перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона» — так начинается роман М. Шолохова. Размеренная жизнь земледельца чем-то напоминает течение реки: течет вода — идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы: за зимой приходит весна, за жатвой — пахота. Природное время циклично, течет по кругу; оно опровергает известный афоризм древнего мудреца: мол, нельзя в одну реку войти дважды. Проходит вода, но сама река пребывает вечно. Где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон-батюшка, по прежнему полноводный и тихий. «Бывало, отслужат казаки в Атаманском полку сроки, — снаряжают их к отправке по домам. Грузят сундуки, именье свое, коней. Эшелон идет, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист, какой ведет поезд, дает тихий ход, — самый что ни на есть тихий… он уже знает, в чем дело. Только что поезд выберется на мост, — батюшки мои. что тут начинается! Казаки прямо бесятся: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-раа-а-а!» — из окны кидают, с моста прямо в воду, через железный переплет, фуражки, шинели старые, шаровары, наволоки, рубахи, разную мелочь. Дарят Дону, возвертаясь со службы. Бывалоча глянешь, — а по воде голубые атаманские фуражки, как лебедя али цветки, плывут… Издавна такой обычай повелся». (Кн. II, ч. V, гл. X.) Циклично природное время; циклична и сама жизнь казака-землепашца, жизнь в целом: вроде бы всего раз рождается, раз умирает человек — да не раз, с рождением ребенка начинается новый круг его существования. Человек смертен лишь сам по себе — в роду, в своих детях он продолжает себя, обретает бессмертие. Поэтому так много места уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких, поэтому так важно для писателя, крепок ли род героя, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, как всю жизнь поломало Аксинье двойное преступление, совершенное ее родными. Не зная значения для казака семьи, рода, трудно объяснить слова автора: «Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а поуличному — Турки». Вроде бы, кроме Пантелея Прокофьевича и Григория, ну может, еще Дуняши, и нет пока «турок» в Татарском, да не ошибка это Шолохова: о том, что вопреки всему не пресекся род Мелеховых, говорит писатель, и последние строки романа разъясняют эту загадочную фразу. Циклична жизнь казака-землепашца, да не скажешь того про казака-воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке, вспоен рассказами о боевых доблестях донцев, за оскорбление почтет отвод от воинской службы, тем более тогда, когда враг топчет родимую землю. И вот уже мерится жизнь казака не сменой времен года, а учениями да походами, сражениями да подвигами: линейно историческое время, нет в нем повторений, не важно ему, зима ли, весна на дворе. Иным значением теперь наполняется заглавие романа: не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. «Тихий Дон» тогда — оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. О том и старинные казачьи песни сложены, песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману: Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Крашен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Не тихий – буйный Дон в романе Шолохова: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают собственной и чужой кровью, да что на той крови вырастет? Не тем вспахивают казаки степь, не тем ее засевают; страшные урожаи соберут потом матери да вдовы. Не щадит свирепый XX век донских земель: ворвался в каждую станицу, каждый курень, и вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова, и «красного» Кошевого. Лишь внешне спокоен «тихий Дон», никогда не знавший покоя, но в XX век — красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и материнских слез: Речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как-то мне все мутну не быть, Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов — донских казаков. Размываются без них мои крутые бережки, Высыпаются без них косы желтым песком». Но как ввек не иссякнуть щедрому потоку тихого Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убита в казаках воля к жизни. И вот женится, не дождавшись конца войны, Кошевой: хоть и не самый путевый он из казаков, да жена ему досталась отменная, крепкой мелеховской породы. Вот возвращается ранним мартом домой Григорий, возвращается и понимает, что удержало его на этой земле: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Замкнулся великий круг великого романа, возвратился главный герой туда, откуда начал он свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова вновь расцвести, словно бы в первый раз. Носила Григория история по своим полям, ломала судьба, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить казака родины, да Мелехов не Митька Коршунов: не сломать его, не оборвать ниточек, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями. Возвращаются понемногу с войны сыны великой реки, возвращаются, чтобы жить на этой земле. А там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность, свидетелем или участником описываемых событий входит в образную систему произведения как ее составная часть, выступает как индивидуальный человеческий характер, как мыслящая личность со своими стремлениями, своим отношением к людям, своей особой судьбой.

Следующая >

Смысл финала «Тихий Дон»

Автор показал, какие непоправимые и ужасные разрушения принесла людям война. Жестокая и кровопролитная. Однако даже в самый сложный и трудный жизненный период не стоит забывать о морали и нравственности. Ведь именно на этом и строится вся человеческая жизнь.

Григорий Мелехов. Яркий персонаж, который вызывает и симпатию, и чувство отторжения одновременно. Испытав ужас братоубийственной битвы, так и не определившись с политическими взглядами, запутавшись в собственных ценностях, герой вернулся домой. Он надеется обрести внутренний покой. Но и в родном доме Григория подстерегают неприятности.

Каков итог жизни героя? Он потерял все, что имело для него значение. Дальнейшая судьба Григория осталась открытой. Его будущее неизвестно. Автор показал, куда приводят внутренние противоречия.

Смотрите также:

«Тихий Дон»… На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев. А так как всякий символ имеет бесконечное число значений, смысл названия этого романа невозможно объяснить в двух-трех словах. Так уж сложилось исторически, что изначально казаки были только независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель, защищались от набегов кочевников, промышляли набегами на чужие пределы; по сути дела, они на Руси несли пограничную службу. Земли же попадались все богатые, а боевыми трофеями и даже разбоями не всегда разживешься: ненадежное это дело да и опасное. Короче, преодолевая устоявшиеся обычаи и даже запреты, стали казаки в свободное от военных действий время сеять хлеб. Так что у всякого казака было сразу как бы две ипостаси: казак-воин проходил военные сборы, добывал славу в походах; казак-земледелец сеял, пахал, растил детей. Донское казачество не было в этом исключением. Земля на Дону, особенно нижнем, жирная, богатая; говорят, воткни в нее палку — прорастет. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь-матушка, Донбатюшка» — так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: оплодотворят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в прибыток их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: тут тебе и столь необходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, да и водный путь гладок да широк. На донском берегу расположился и хутор Татарский станицы Вешенской: «Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше — перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона» — так начинается роман М. Шолохова. Размеренная жизнь земледельца чем-то напоминает течение реки: течет вода — идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы: за зимой приходит весна, за жатвой — пахота. Природное время циклично, течет по кругу; оно опровергает известный афоризм древнего мудреца: мол, нельзя в одну реку войти дважды. Проходит вода, но сама река пребывает вечно. Где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон-батюшка, по прежнему полноводный и тихий. «Бывало, отслужат казаки в Атаманском полку сроки, — снаряжают их к отправке по домам. Грузят сундуки, именье свое, коней. Эшелон идет, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист, какой ведет поезд, дает тихий ход, — самый что ни на есть тихий… он уже знает, в чем дело. Только что поезд выберется на мост, — батюшки мои. что тут начинается! Казаки прямо бесятся: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-раа-а-а!» — из окны кидают, с моста прямо в воду, через железный переплет, фуражки, шинели старые, шаровары, наволоки, рубахи, разную мелочь. Дарят Дону, возвертаясь со службы. Бывалоча глянешь, — а по воде голубые атаманские фуражки, как лебедя али цветки, плывут… Издавна такой обычай повелся». (Кн. II, ч. V, гл. X.) Циклично природное время; циклична и сама жизнь казака-землепашца, жизнь в целом: вроде бы всего раз рождается, раз умирает человек — да не раз, с рождением ребенка начинается новый круг его существования. Человек смертен лишь сам по себе — в роду, в своих детях он продолжает себя, обретает бессмертие. Поэтому так много места уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких, поэтому так важно для писателя, крепок ли род героя, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, как всю жизнь поломало Аксинье двойное преступление, совершенное ее родными. Не зная значения для казака семьи, рода, трудно объяснить слова автора: «Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а поуличному — Турки». Вроде бы, кроме Пантелея Прокофьевича и Григория, ну может, еще Дуняши, и нет пока «турок» в Татарском, да не ошибка это Шолохова: о том, что вопреки всему не пресекся род Мелеховых, говорит писатель, и последние строки романа разъясняют эту загадочную фразу. Циклична жизнь казака-землепашца, да не скажешь того про казака-воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке, вспоен рассказами о боевых доблестях донцев, за оскорбление почтет отвод от воинской службы, тем более тогда, когда враг топчет родимую землю. И вот уже мерится жизнь казака не сменой времен года, а учениями да походами, сражениями да подвигами: линейно историческое время, нет в нем повторений, не важно ему, зима ли, весна на дворе. Иным значением теперь наполняется заглавие романа: не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. «Тихий Дон» тогда — оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. О том и старинные казачьи песни сложены, песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману: Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Крашен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Не тихий – буйный Дон в романе Шолохова: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают собственной и чужой кровью, да что на той крови вырастет? Не тем вспахивают казаки степь, не тем ее засевают; страшные урожаи соберут потом матери да вдовы. Не щадит свирепый XX век донских земель: ворвался в каждую станицу, каждый курень, и вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова, и «красного» Кошевого. Лишь внешне спокоен «тихий Дон», никогда не знавший покоя, но в XX век — красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и материнских слез: Речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как-то мне все мутну не быть, Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов — донских казаков. Размываются без них мои крутые бережки, Высыпаются без них косы желтым песком». Но как ввек не иссякнуть щедрому потоку тихого Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убита в казаках воля к жизни. И вот женится, не дождавшись конца войны, Кошевой: хоть и не самый путевый он из казаков, да жена ему досталась отменная, крепкой мелеховской породы. Вот возвращается ранним мартом домой Григорий, возвращается и понимает, что удержало его на этой земле: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Замкнулся великий круг великого романа, возвратился главный герой туда, откуда начал он свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова вновь расцвести, словно бы в первый раз. Носила Григория история по своим полям, ломала судьба, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить казака родины, да Мелехов не Митька Коршунов: не сломать его, не оборвать ниточек, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями. Возвращаются понемногу с войны сыны великой реки, возвращаются, чтобы жить на этой земле. А там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность, свидетелем или участником описываемых событий входит в образную систему произведения как ее составная часть, выступает как индивидуальный человеческий характер, как мыслящая личность со своими стремлениями, своим отношением к людям, своей особой судьбой.

Следующая >

Еще сочинения автора:

Большой Бейсуг

«Ой ты, наш батюшка, тихий Дон!» — так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю (с 1549 г упоминаются в летописи «казаки»), для всякого русского человека с судьбой и укладом казаков неразделимо связана именно эта река. Удивительно ли, что, взявшись за роман о донском казачестве, М. Шолохов первоначально дал ему имя «Донщина», однако с расширением замысла изменил название своей главной книги.

«Тихий дон». На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих казаков. А так как всякий символ имеет бесконечное число значений, смысл названия романа невозможно объяснить в двух-трех словах.

Так уж сложилось исторически, что изначально казаки были независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель, защищались от набегов кочевников, промышляли набегами на чужие пределы; по суги дела, они на Руси несли пограничную службу. Земли же попадались все богатые, а боевыми трофеями и даже разбоями не всегда разживешься: ненадежное это дело, да и опасное. Преодолевая устоявшиеся обычаи и даже запреты, стали казаки в свободное от военных действий время сеять хлеб. Так что у всякого казака было сразу как бы две ипостаси: казак-воин проходил военные сборы, добывал славу в походах; казак-земледелец сеял, пахал, растил детей.

Донское казачество не было исключением. Земля на Дону, особенно нижнем, жирная, богатая; говорят, воткни в нее палку — прорастет. Да и нет в ней особого дефицита: нет края донским степям. «Степь-матушка, Дон-батюшка», — так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: оплодотворят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в прибыток их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: тут тебе и столь необходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, да и водный путь гладок и широк.

На донском берегу расположился и хутор Татарский станицы Вешенской: «Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше

— перекипающее под ветром вороненой рябью стремя дона», — так начинается роман М. Шолохова. Размеренная жизнь земледельца чем-то напоминает течение реки: течет вода — идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы: за зимой приходит весна, за жатвой — пахота. Природное время течет по кругу; оно опровергает известный афоризм древнего мудреца: мол, нельзя в одну реку войти дважды. Проходит вода, но сама река вечна. Где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон-батюшка, по-прежнему полноводный и тихий: «Бывало отслужат казаки в Атаманском полку сроки, — снаряжают их к отправке по домам. Грузят сундуки, именье свое, коней. Эшелон идет, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист, какой ведет поезд, дает тихий ход, — самый что ни на есть тихий… он уже знает, в чем дело. Только что поезд выберется на мост — батюшки мои. что тут начинается! Казаки прямо бесятся: «Дон! Дон! Наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-ра-а-а-а!» — из окна кидают, с моста прямо в воду, через железный переплет фуражки, шинели старые, шаровары, наволока, рубахи, разную мылось. Дарят Дону, возвертаясь со службы. Бывалоча глянешь, — а по воде голубые атаманские фуражки, как лебедя али цветки, плывут… Издавна такой обычай повелся». (Кн. II, ч. V, гл. Х).

Циклично природное время, циклична и сама жизнь казака-землепашца, жизнь в целом: вроде бы всего раз рождается, раз умирает человек — да не раз, с рождением ребенка начинается новый круг его существования. Человек смертен лишь сам по себе — в роду, в своих детях он продолжает себя, обретает бессмертие. Поэтому так много места уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких, поэтому так важно для писателя, крепок ли род героя, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, как всю жизнь поломало Аксинье двойное преступление, совершенное ее родными. Не зная значения для казака семьи, рода, трудно объяснить слова автора: «Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки. Вроде бы, кроме Пантелея Прокофьевича и Григория, ну, может, еще Дуняши, и нет пока «турок» в Татарском, да не ошибка это Шолохова: о том, что вопреки всеми не пресекся род Мелеховых, говорит писатель, и последние строка романа разъясняют эту загадочную фразу.

Циклична жизнь казака-землепашца, да не скажешь того про казака-воина. Историческое время вламывается в хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке, вспоен рассказами о боевых доблестях, за оскорбление почтет отвод от воинской службы, тем более тогда, когда враг топчет родимую землю. И вот уже отмеривается жизнь казака не сменой времен года, а учениями да походами, сражениями да подвигами: линейно историческое время, нет в нем повторений, неважно ему, зима ли, весна на дворе. Иным значением теперь наполняется название романа: не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. «Тихий Дон» тогда — оксюморон, взаимоисключающее сочетание слов. О том и старинные казачьи песни сложены, песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману:

Не сохами славная землюшка наша распахана. Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Крашен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Не тихий Дон в романе Шолохова: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают собственной и чужой кровью, да что на той крови вырастет? Не тем вспахивают казаки степь, не тем ее засевают; страшные урожаи соберут потом матери да вдовы. Не щадит свирепый ХХ век донских земель: ворвался в каждую станицу, каждый курень, и вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова, и «красного» Кошевого. Лишь внешне спокоен тихий Дон, никогда не знавший покоя, а в ХХ век стал красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и материнских слез.

Уж как то мне все мутну не быть, Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов — донских казаков. Размываются без них мои крутые бережки, Высыпаются без них косы желтым песком.

Но как ввек не иссякнуть щедрому потоку тихого Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и душевно войной, но не убита в казаках воля к жизни. И вот женится, не дождавшись конца войны, Кошевой: хоть и не самый путевый он из казаков, да жена ему досталась отменная, крепкой мелеховской породы. Вот возвращается ранним мартом домой Григорий, возвращается и понимает, что удержало его на этой земле: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»…

Замкнулся великий круг великого романа, возвратился главный герой туда, откуда начал он свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова вновь расцвести, словно бы в первый раз. Носила Григория история по своим полям, ломала судьба, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить казака родины, да Мелехов не Митька Коршунов: не сломать его, не оборвать ниточек, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями. Возвращаются понемногу с войны сыны великой реки, возвращаются, чтобы жить на этой земле. А там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *