в чем смысл названия рассказа о любви
Смысл названия произведения Чехова «О любви»
Рассказ А. П. Чехова «О любви» имеет довольно простое, но в то же время сложное название.
Простота названия заключается в том, что автор уже в самом заглавии указывает главную тему произведения. В рассказе звучит любовная тематика. Важное место в повествовании занимают рассуждения о любви. Таким образом, название рассказа передает идейно-смысловое содержание.
Центральное место в чеховском рассказе занимает история любви между Алехиным и Анной Алексеевной. В повествовании довольно подробно описываются взаимоотношения Алехина и Анны Алексеевны: от их знакомства до их расставания.
Рассказ А. П. Чехова носит название «О любви» также потому что, что о своей несчастной любви рассуждает сам центральный персонаж. Он самостоятельно рассматривает все то, что произошло с ним и его возлюбленной. Алехин рассуждает о любви, приводя конкретный пример из собственной жизни.
Автор показывает, что когда Алехин был другом семейства Лугановичей, то есть имел возможность хотя бы просто-напросто находиться рядом с Анной Алексеевной, он обращал внимание на возможные проблемы, а не на возможное счастье, которое могла бы дать взаимная, открытая любовь. Только тогда, когда Алехин навсегда прощается с Анной Алексеевной, он осознает, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что мешало любить». В этих словах Алехина выражается авторская позиция: искренние любовные чувства должны быть намного сильнее всяких внешних обстоятельств, которые, на первый взгляд, не могут дать двоим возлюбленным шанс быть вместе.
Стоит отметить, что многие исследователи считают, что прототипом Анны Алексеевны является писательница Л. А. Авилова. Существует точка зрения, что отношения Алехина и Анны Алексеевны похожи на отношения самого А. П. Чехова и Л. А. Авиловой. Вероятно, название рассказа связано с тем, что А. П. Чехов хочет поведать о собственной истории жизни или на собственном жизненном примере дать читателям жизненный урок.
Чеховский рассказ имеет название «О любви» также потому, что рассуждениями о любви начинается повествование. Алехин перед рассказом о своей любви начинает рассказывать гостям Буркину и Иван Иванычу о взаимоотношениях Пелагеи и повара Никанора. История их любви как бы предваряет историю любви Алехина и Анны Алексеевны. История любви между Пелагеей и Никанором подготавливает читателя к тому, что речь будет идти о любви.
То, что А. П. Чехов помещает в название своего рассказа слово «любовь», подчеркивает мысль о том, что в жизни человека любовь занимает важное место, а для многих людей – центральное место. Автор показывает, что для человека любовь должна быть сильнее и важнее общественных предрассудков.
Рассказ «О любви» представляет собой рассуждения о любви. Автор выражает мысль о том, что любовь – вечная категория, о которой можно рассуждать вечно. В названии подчеркивается мысль, сказанная в самом повествовании: «Как зарождается любовь неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно».
Смысл названия рассказа О любви Чехова
Название очень правильное и логичное. О чем этот рассказ? Да, о любви и есть!
Конечно, тут внимание на странности любви, то есть на странности людей, которые не идут за своей любовью, а находят отговорки. Вот Ромео мог бы найти миллион отговорок, которые были бы, действительно, реальными, но его они ведь не остановили, он их и не искал! Но в той истории не очень хороший финал, хотя это и не из-за любви, а из-за вражды. Но так любой Иван или Емеля из сказки может сказать, что не нужна ему эта царевна, лучше на печи сидеть. Алехин ведь, по сути, так и остался сидеть в своей не очень комфортной, зато привычной жизни.
В этом рассказе приводится ещё история красавицы и повара, которая больше похожа на анекдот, но она печальна, если подумать. И вообще, здесь важно рассуждение Алехина о том, что русские в любви задают слишком много вопросов. Тем более, что они философские! Над ними можно думать годами, а драгоценное время жизни проходит.
Если бы Алехин и Анна Алексеевна попробовали пожить вместе, то они, может быть, не смогли бы. Может, их любовь уже «перегорела» бы… Но они не попробовали, поэтому им кажется, что это было бы самым большим счастьем, но они его упустили. Точней, так кажется главному герою. Он ведь понял, что не о том думал, увидел мелочность всех препятствий своей любви, но было уже поздно. Думаю, если б он на самом деле любил, то поехал бы за Анной в Крым. А почему «поздно»? Разве нельзя поехать за ней на месяц туда? Почему так принципиально, что она уезжает, разве у Алехина нет денег на билет? Вот если бы Анна погибла, то можно сказать «поздно», а так опять только отговорки. Ситуация у них не хуже, чем была несколько лет назад. Даже хорошо, что они объяснились, а теперь можно что-то поменять… было бы! Но теперь препятствие в её отъезде.
В общем, рассказ, действительно, о любви. Ещё забавно теперь, если набирать в Интернете «Чехов, рассказ о любви», то так и выпадет – безо всяких странных названий. Выходил бы в Интернете первым! Даже не только для Чехова. Название очень простое, но нельзя сказать, что оно не отражает смысл. Это особый стиль называть – очень просто без лишних слов. Но теперь этот прием уже использован. Нельзя будет так просто назвать произведение, например, «О дружбе». Сразу скажут, что повторяешь за Чеховым! Но за ним и повторить не так уж плохо… Итак, смысл названия я лично вижу в его простоте и правильности. Очень даже похоже на Чехова.
Анализ рассказа «О любви» (А.П. Чехов)
Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.
История создания
«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.
В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.
Жанр и направление
Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.
Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.
Композиция
Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.
Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.
Смысл
Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.
А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :
Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Символы и художественные детали
В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.
Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.
Чему учит?
Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.
Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.
Смысл названия рассказа О любви Чехова
Название очень правильное и логичное. О чем этот рассказ? Да, о любви и есть!
Конечно, тут внимание на странности любви, то есть на странности людей, которые не идут за своей любовью, а находят отговорки. Вот Ромео мог бы найти миллион отговорок, которые были бы, действительно, реальными, но его они ведь не остановили, он их и не искал! Но в той истории не очень хороший финал, хотя это и не из-за любви, а из-за вражды. Но так любой Иван или Емеля из сказки может сказать, что не нужна ему эта царевна, лучше на печи сидеть. Алехин ведь, по сути, так и остался сидеть в своей не очень комфортной, зато привычной жизни.
В этом рассказе приводится ещё история красавицы и повара, которая больше похожа на анекдот, но она печальна, если подумать. И вообще, здесь важно рассуждение Алехина о том, что русские в любви задают слишком много вопросов. Тем более, что они философские! Над ними можно думать годами, а драгоценное время жизни проходит.
Если бы Алехин и Анна Алексеевна попробовали пожить вместе, то они, может быть, не смогли бы. Может, их любовь уже «перегорела» бы. Но они не попробовали, поэтому им кажется, что это было бы самым большим счастьем, но они его упустили. Точней, так кажется главному герою. Он ведь понял, что не о том думал, увидел мелочность всех препятствий своей любви, но было уже поздно. Думаю, если б он на самом деле любил, то поехал бы за Анной в Крым. А почему «поздно»? Разве нельзя поехать за ней на месяц туда? Почему так принципиально, что она уезжает, разве у Алехина нет денег на билет? Вот если бы Анна погибла, то можно сказать «поздно», а так опять только отговорки. Ситуация у них не хуже, чем была несколько лет назад. Даже хорошо, что они объяснились, а теперь можно что-то поменять… было бы! Но теперь препятствие в её отъезде.
В общем, рассказ, действительно, о любви. Ещё забавно теперь, если набирать в Интернете «Чехов, рассказ о любви», то так и выпадет – безо всяких странных названий. Выходил бы в Интернете первым! Даже не только для Чехова. Название очень простое, но нельзя сказать, что оно не отражает смысл. Это особый стиль называть – очень просто без лишних слов. Но теперь этот прием уже использован. Нельзя будет так просто назвать произведение, например, «О дружбе». Сразу скажут, что повторяешь за Чеховым! Но за ним и повторить не так уж плохо… Итак, смысл названия я лично вижу в его простоте и правильности. Очень даже похоже на Чехова.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия рассказа О любви
Популярные сегодня темы
Лейтмотивом данного произведения выступил конфликт двух поколений – поколения «отцов» и поколения «детей». И, несмотря на то, что роман «Отцы и дети» был издан почти два века назад, проблемы, которые осветил Тургенев, не потеряли актуальность и сегодня
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина. Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.
Федор Тютчев – русский поэт 19 века, творчество которого при жизни было не очень популярно. Современник Николай Некрасов отнес его к «второстепенным» поэтам. Однако лирические произведения
Взаимоотношения Катерины и Бориса, героев пьесы А. Н. Островского «Гроза», являются ключевым фактором в развитии всего сюжета и внешнего конфликта драмы. Рассмотрим, как развивалась их любовь.
Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.
Анализ рассказа Чехова «О любви»
Автор: Guru · 26.02.2018
Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».
История создания
История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.
На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.
Жанр и направление
Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.
О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.
Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.
Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.
Композиция
Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.
Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.
Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.
Главные герои и их характеристика
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.
Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.
Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.
Проблемы
Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.
Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.
Смысл
Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.
Вывод
О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.
С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.
Критика
Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.
А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.
А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.
А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».