в чем смысл названия повести бедная лиза
Сочинение: Смысл названия повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»
Автор: Guru · Опубликовано 21.10.2021 · Обновлено 21.10.2021
(696 слов) Рассмотрим знаменитую повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение было литературным прорывом, ведь в нем не было присущих для тогдашнего русского классицизма правил, законов, догм и канонов. Классицизм означал, что персонажами будут править разум и прагматизм, а не эмоции, и что они будут действовать по определенным правилам.
А Карамзин смог создать новый жанр – сентиментализм, и не только создал его, но и развил, привил в русской литературе. Сентиментализм – такое литературное направление, где персонажами правят чувства и эмоции, читателям раскрывается их внутренний мир. Смысл повести, написанной в таком жанре, заключается в том, чтобы погрузить читателя в мир человеческой души со всеми ее положительными и отрицательными чертами. И таким образом показываются настоящие, словно живые, люди – ведь они идут на поводу у своих страстей и чувств, что нередко приводит их к ошибкам, которые они, порой, признают и раскаиваются в них. Чтобы разобраться во всей смысловой нагрузке повести, рассмотрим ее детальнее.
Лизе, девушке из низкого крестьянского сословия, встретился парень из дворян по имени Эраст – он покупал у нее цветы. Девушке парень понравился, и чувства стали развиваться против ее воли – она знает, что он из высшего сословия, и что им не быть вместе, но ничего с собой поделать не может. Она мечтает, чтобы он вдруг стал представителем ее сословия – например, пастухом.
Эраст тоже влюбляется в девушку, после чего они признаются в своих взаимных чувствах и клянутся быть друг другу верными. Девушка была наивной и доверчивой, для нее в ее нелегкой жизни этот молодой человек стал отдушиной, единственной радостью и она всецело доверилась парню, веря его клятве. Она верит всей душой в их общие чувства.
Но, по прошествии времени, когда их отношения становятся более близкими, и, наконец, парень добивается девушки, она ему начинает надоедать, Эраст охладевает к ней и отправляется воевать. Он тянет со свадьбой, желая сыграть ее после своего возвращения, чтобы остаться с избранницей.
А избранница сильно соскучилась по своему возлюбленному, ждет его, храня верность. Спустя два месяца она случайно сталкивается с Эрастом в городе, что сразу же радует ее, она бросается к нему с объятиями, но парень был к ней холоден.
Будучи на войне, он прокутил и проиграл свое состояние, и решил улучшить свое финансовое положение, женившись на весьма богатой молодой вдове. А девушке про то говорить он не собирался. Он дал ей денег, но та, будучи убита горем от того, что ее предал любимый, утопилась.
Автор прямо говорит нам, что Эраст зависит от городской роскоши и цивилизации, которая испорчена алчностью и притворством. Он настолько зависит от этого, что деньги, которые там играют главную роль, поработили его разум и сознание. И уже по этой причине Лизе не суждено было стать ему достойной партией, ведь она была нищей и не имела никакого приданого, а чистоту души, искренность, настоящую любовь, тогда в богатых кругах ценили невысоко. Получается, счастье девушки зависело от ее благосостояния. Из этого следует, что людям нужно задуматься – по какой же причине мерилом счастья стали деньги, которые являются лишь обезличенной формой рабства, и отличаются от рабства обычного лишь своей безликостью и отсутствием прямой связи между хозяином и рабом? Счастливых рабов никогда не было.
Как можно изменить такой порядок вещей?
Еще одна мысль автора заключается в том, что простые, нищие крестьянки зачастую превосходят женщин из высшего света – ведь их чувства и эмоции искренние и идущие от души, а не наигранные и фальшивые, проявляемые лишь «по правилам» элитного общества. На примере повести мы видим как раз такую картину – Лиза любить умеет и проявляет искренность и благородство души, а парень – нет
А слово «бедная» в заголовке повести в отношении главной героини имеет двойной смысл. Во-первых, она бедна по своему происхождению, общественному положению, денег и материальных ценностей у нее нет. Второй смысл – она чувствует горечь от обиды и унижения так же, как и любая другая женщина, которой воспользовались, а затем обманули и предали, оттого она и бедная.
Также на протяжении повести автор дает понять читателям, что дворянская честь почитаема и привилегированна, она охраняема законом, а честь простой девушки-крестьянки, не представляет никакой ценности, и в обществе того времени не существовало законов, защищающих честь крестьянской женщины. С ней можно делать, что угодно.
В этом произведении отечественный писатель Николай Карамзин поднял одну из самых злободневных тем – тему социального неравенства в обществе. Он учит читателей, что нужно уважать чувства людей, невзирая на их общественный статус и материальное положение.
Характеристика повести «Бедная Лиза» Карамзина Н.М.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», отзыв о которой является предметом настоящего обзора, вышла в свет в 1792 году и сразу завоевала любовь и признание тогдашней читающей публики своим оригинальным сюжетом, новой интерпретацией персонажей, а также главной мыслью автора о том, что простые крестьяне также умеют любить и страдать. Для своего времени это был прорыв не только в сюжетном и идейном отношении, но и в стилистике. Повесть была написана легким и доступным языком, которым впоследствии стали писать другие поэты и писатели.
Читатели о сюжете
Произведение «Бедная Лиза», отзыв о котором поможет школьникам обратить внимание на основные моменты повести, положительно оценивается современными пользователями, которые, впрочем, почти всегда делают оговорку на время ее создания.
Сочинение «Почему Лиза бедная?» (почему так называется повесть Карамзина)
Повесть «Бедная Лиза» рассказывает о несчастной любви. Автор начинает свое произведения с того, что описывает свои прогулки в «опустевший монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать свое сочувственное отношение к главной героине и ее судьбе. Кроме того, эпитет «бедная» отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое
легко ранить и разбить.
Молодая и прекрасная крестьянка Лиза тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у нее все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не ее круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое».
Вскоре Эраст признается ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем доверяется Эрасту. «Я верю тебе,
Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?»
Чувствительность является главной чертой характера Лизы. Она верит в свою любовь, живет «нежными страстями». Вскоре отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке. Он уезжает на войну и «надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться». Лиза тоскует по Эрасту, вся ее жизнь потускнела без него «Ах!…Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!». Однако забота о матери удерживает ее дома.
Через 2 месяца Лиза в городе случайно встречает Эраста. Она обрадовалась и обняла возлюбленного. Однако Эраст отказывается от нее: «обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей — возьми их,… позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой».
Сердце Лизы разбито. Она не смогла пережить горя и унижения. Возможно, если бы Эраст повел себя честно и сразу сказал ей правду, она, полная искренней любви к нему, смогла бы даже понять его и простить. Но именно обман, ложные надежды, долгое время тоски и ожидания перемен к лучшему, а в итоге подлость возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.»Мне нельзя жить,… нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Она бросается в пруд и погибает.
Автор всячески жалеет свою героиню. Он сочувствует ее несчастной судьбе и горькому выбору, который она сделала. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту, Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на него, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?».
Повесть «Бедная Лиза» — это повесть о несчастной, но прекрасной любви. Лизина любовь была честной, пылкой и настоящей. Предательство Эраста предопределило ее печальную судьбу.
О ее значении
Пользователи в один голос утверждают: автору удалось создать удивительно цельный образ, который и стал основным центром повествования. Композиция повести «Бедная Лиза», отзыв о которой необходимо учитывать школьным преподавателем при подготовке к урокам, как индикатор мнения современной молодежи об этом давнем произведении, строится во многом на характеристике девушки, описаниях ее чувств и переживаний. Поэтому многие читатели признают, что акцентировали внимание в основном только на ней.
Об Эрасте
Одним из самых известных и выдающихся писателей конца 18 — первой половины 19 века был Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» (отзывы о повести доказывают сохранение интереса современной аудитории к этому произведению, которое написано в стиле направления сентиментализма) — пожалуй, самое известное его художественное произведение. Пользователи, оставляя свои мнения о нем, указывают на неблаговидность образа Эраста. По их мнению, молодой человек вел себя очень недостойно по отношению к возлюбленной, и это привело к ее гибели.
Большинство читателей считают его непосредственной причиной ее трагической смерти. Однако не столь однозначными делал своих героев Карамзин. «Бедная Лиза» (отзывы о произведении показывают, что некоторые читатели иначе восприняли любовную историю и судьбы героев) — это повесть, в которой действуют живые лица со своими достоинствами и недостатками.
В чём смысл названия повести Карамзина «Бедная Лиза»?
Читатель, скорее всего после прочтения повести, задавался вопросом, почему Карамзин назвал свое произведение именно «Бедная Лиза». Что же автор имел в виду? Может низкое социальное происхождение главной героини, или смысл совершенно в ином? Действия данной истории разворачиваются между двумя героями – богатым дворянином Эрастом и простой девушки Лизы. Эраст все делает для того, чтобы та влюбилась в него. Но для чего это такому завидному жениху?
Он надеется, что сможет пересилить свою страсть и плотские желания. Одним словом, молодой человек, уже много повидавший и взявший многое от этой жизни, решил, что хочет чего-то «иного». Лиза как раз подходила под это определение. Она была на самом деле не такая как все. Девушка не погналась за деньгами Эраста, когда тот предложил ей за цветы намного больше, чем была обозначена их стоимость. Ее невинная душа и тело, просто заворожили молодого человека.
Между тем, за Лизу посватался другой мужчина. Она спешит сообщить эту «ужасную» новость Эрасту. И тут мужчина «сдается» и, попадая под влияния животной страсти, уводит девушку в «другое измерение», где их души и тела сливаются воедино.
тогда, что вскоре после этого «воссоединения» отношение Эраста к ней может измениться. Девушка никогда бы не подумала, что «вселенская» любовь молодого человека, может в одночасье улетучиться.
, чтобы не сильно травмировать душевное состояние Лизы, объявил ей о дальнем военном походе. Он решил, что так она сможет его забыть, и перестанет надоедать. Он не понимал, куда делось то чувство «заботливого брата», которое испытывал он изначально к девушке.
Лиза тяжело переживала расставание с «возлюбленным». Она ждала его из дальнего похода, а когда вновь увидела Эраста, не могла поверить своему счастью. Однако эта чувство длилось не долго. Молодой человек сообщил ей о своей скорой жениться на богатой вдове.
Автор назвал повесть «Бедная Лиза» из-за того, что на долю невинной и чистой девушке, выпали непомерные испытания. Карамзин показывает, на сколько трагична судьба героини. То счастье, что обрела девушка с Эрастом, оказалось недолгим и привело ее к неминуемой гибели. Лиза бедная не от того, что у нее нет мирского богатства, титула, наследства, а потому, что, будучи еще совсем молодой, она узнала, как жестоко можно ошибиться в человеке. И слова в этой жизни ничего не значат, а важны лишь поступки…
Девушка, не смогла принять той участи, что заготовила ей судьба. «Бедная Лиза» в поиске выхода вступила на путь тьмы, как велела ей совесть. Она так и не поняла, что же на самом деле изменилось в их отношениях с Эрастом.
Эраст не просто воспользовался девичьей открытостью и невинностью, он жестоко предал ее, лишив ее дальнейшего смысла жизни. После ее смерти, он до скончания дней, не смог простить себе загубленную судьбу «бедной Лизы».
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза» Образ Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза» Черты сентиментализма в повести Карамзина «Бедная Лиза» Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Положительные мнения о герое
Некоторые читатели справедливо утверждают, что главный персонаж не так уж и плох. Они указывают, что он добр, отзывчив, вежлив. Кроме того, они обращают внимание, что молодой дворянин искренне любил девушку и после ее смерти был очень несчастлив. Итак, герой повести получился живым человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Впрочем, почти все пользователи указывают на то, что юноша стал жертвой сословных предрассудков и поддался слабости. В этом отношении образ девушки снова выигрывает по сравнению с ним.
О языке
Отзыв о книге «Бедная Лиза» интересен тем, что все читатели в один голос признают ее несомненные литературные и стилистические достоинства. Все пользователи утверждают, что автор писал живым простым языком, который понятен и доступен каждому. Аудитория ставит в заслугу Карамзину то обстоятельство, что он стал пионером в написании небольших произведений, смысл которых был глубоко философичен. Многие справедливо полагали, что все знаменитые писатели первой половины 19 века вышли из школы Карамзина. В самом деле, повесть отличается необыкновенно живыми образами и удивительной ясностью в передаче автором своих мыслей. Пользователи верно отмечают, что он сумел вывести русский язык на новый уровень развития, приблизив его к современному.
Авторское мнение
Отзыв о рассказе «Бедная Лиза» показывает, что читатели ставят в заслугу писателю тот факт, что обозначил свое косвенное участие в происходящем, что придает произведению бо́льшую достоверность. В нескольких строках он указывает на то, что слышал эту историю от Эраста, и именно ему принадлежит окончательная оценка происходящего. Подобный прием впоследствии использовался многими знаменитыми прозаиками 19 века. Пользователи обращают внимание на гуманистический пафос авторской оценки: писатель глубоко скорбит о трагической гибели героини и сопереживает Эрасту. Таким образом, отзыв о произведении «Бедная Лиза» показывает, что читателю интересно было узнать о рассказчике, который предстает человеком глубоко чувствующим и способным понять чужое горе.
Повесть «Бедная Лиза» рассказывает о несчастной любви. Автор начинает своё произведения с того, что описывает свои прогулки в «опустевший монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных».
Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и её судьбе. Кроме того, эпитет «бедная» отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое легко ранить и разбить.
Молодая и прекрасная крестьянка Лиза тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у неё все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не её круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое».
Вскоре Эраст признаётся ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем доверяется Эрасту. «Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?»
Чувствительность является главной чертой характера Лизы. Она верит в свою любовь, живет «нежными страстями».
Вскоре отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке. Он уезжает на войну и
«надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться».
Лиза тоскует по Эрасту, вся её жизнь потускнела без него
«Ах!…Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!».
Однако забота о матери удерживает её дома.
Через 2 месяца Лиза в городе случайно встречает Эраста. Она обрадовалась и обняла возлюбленного. Однако Эраст отказывается от неё: «обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей — возьми их,… позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой».
Сердце Лизы разбито. Она не смогла пережить горя и унижения. Возможно, если бы Эраст повел себя честно и сразу сказал ей правду, она, полная искренней любви к нему, смогла бы даже понять его и простить. Но именно обман, ложные надежды, долгое время тоски и ожидания перемен к лучшему, а в итоге подлость возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.«Мне нельзя жить,… нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!».
Она бросается в пруд и погибает.
Автор всячески жалеет свою героиню. Он сочувствует её несчастной судьбе и горькому выбору, который она сделала. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту, Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на него, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?».
Повесть «Бедная Лиза» — это повесть о несчастной, но прекрасной любви. Лизина любовь была честной, пылкой и настоящей. Предательство Эраста предопределило её печальную судьбу.
Недавно я познакомилась с очень замечательным произведением замечательного автора Карамзина Бедная Лиза, который сумел передать историю любви двух людей из разных сословий.
Карамзин Бедная Лиза
Читая Карамзина и его Бедную Лизу, кажется, будто автор описывает реальные события, уж очень правдиво описываются события и каждое слово воспринимаешь за правду. А чтобы не позабыть суть произведения, мне поможет читательский дневник, куда и опишу свое мнение о Бедной Лизе Карамзина.
Карамзин Бедная Лиза краткое содержание
Если кратко рассказать и познакомить читателей с произведением Карамзина и повестью Бедная Лиза, то мы познакомимся с самой Лизой, что жила без отца и матери, и узнаем об с Эрасте — ветреным дворянине.
Продолжая знакомить вас с Карамзином и его Бедной Лизой в своем пересказе, скажу об их случайной встрече. А встретились они, когда Лиза продавала ландыши, чтобы заработать на пропитание. Эраст и купил все ее цветы. С тех пор они и стали встречаться. Их встречи дошли до того, что соблазнил парень неопытную юную девушку, а после отправился на войну. Там Эраст не воевал, а проигрывал все свое состояние в карты. Вернувшись с войны, чтобы спасти свое положение, он решает жениться на вдове при деньгах. И здесь он ни разу не подумал о чувствах девушки Лизы, которая случайно встретила Эраста. Тот ехал в карете. При этой встрече он и рассказал о своих планах и предстоящей женитьбе. Такую новость не смогла выдержать Лиза и решается на ужасный поступок. На самоубийство. Лиза утопилась, при этом умирает и ее мать, которая слегла сразу, узнав о смерти дочери.
Карамзин Бедная Лиза главные герои
Карамзин в своем произведении Бедная Лиза создал двух главных героев. Она и он. Крестьянка и дворянин. Уже разница в сословиях говорит о том, что они не пара, но любовь сильнее. По крайней мере так думала Лиза. Но увы, чувства ее избранника были не настоящие. А безответная любовь всегда приводит к трагедии, что и произошло в произведении Карамзина, ну а мы сейчас познакомимся с героями произведения.
Эраст — дворянин, который соблазнил девушку. Он эгоистичен, ветреный и нисколько не способен на чувства, а тем более на такие, как любовь. Он очень просто отказывается от девушки, которая очень любит его, которая отдала ему сердце свое и тело. Он предатель и никаких положительных эмоций этот герой у меня не вызывает.
В целом, произведение замечательное. Оно вызывает бурю эмоций, и прежде всего, переживания за бедную Лизу, которой досталось от жизни и которая имела нелегкую судьбу.
Бедная Лиза – это сложная и тяжелая повесть, так как в ее основе история трагической любви и судьбы девушки Лизы. Все начинается с того, как юная девушка встречает Эраста. Она сразу влюбляется в красивого молодого человека.
Конечно, Лиза была из простой семьи и не могла думать о человеке, который выше ее в обществе. Но Эраст признался ей в любви и они произнесли клятвы верности. ВЛиза в то время была еще совсем юной.
Ее доверчивое сердце не понимало, что другой человек может расставить свои коварные сети.
Лиза руководствуется только чувствами. Она живет любовью и ничего не видит вокруг. Когда Эраст получает желанное, а Лиза отдается ему полностью, то молодой человек перестает питать интерес.
Эраст уезжает на войну, так как хочет быстрее отделаться от Лизы. Девушке тяжело на душе. Когда прошло 2 месяца, они снова случайно встретились. Оказалось, что Эраст уже помолвлен с другой женщиной. Он дал девушке 100 рулей, чтобы та оставила его в покое.
Сердце Лизы было разбитым. Оно стало покалеченным, так что она не смогла оправиться. Она решила покончить с собой, так как больше не хотела жить.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
В 9 классе сейчас проходим сентиментализм — творчество Н. М. Карамзина. Может, помните «Бедную Лизу»? Вот эту повесть и анализируем с учениками. Но я, каждый раз перечитывая это произведение, испытываю грусть не от трагической судьбы главной героини, а от того, что с каждым годом анализ данного произведения доставляет все меньше и меньше удовольствия. Убрали бы что ли эту повесть из программы… Пусть уж лучше главы из «Истории государства Российского» изучаются подробнее, или другое произведение этого автора включили бы в программу. Но ведь именно «Бедная Лиза» должна детям дать представление о русском сентиментализме! Нет, я, конечно, с большим уважением отношусь к Карамзину как к историку, но как сентименталист он своеобразно действует на читательское восприятие детей, а меня это в свою очередь вводит в ступор. С чертами данного направления в повести все в порядке: чувства на первом месте. Просто вещи, о которых пишет автор, настолько нереальны, что просто иногда анализировать приходится как-то отстраненно, как будто речь идет о событиях не из жизни. В этом и заключается главная причина моего нежелания работать с данной повестью. Вот, как говорится, пройдусь по горячим следам прошлого урока. Сначала детей возмутил факт, что у Лизы мать была старушкой. Я попыталась не заострять на данном вопросе внимание, но дети же умные: они подсчитали, что матери несчастной девушки должно быть не более 35 лет. Почему же тогда, спрашивают меня, автор называет женщину старушкой? Дальше: как же девушка в 15 лет могла одна ходить в город и продавать цветы — это же нереально было в то время, да и крестьянка наверняка была неграмотной. Девушка должна была сидеть дома и заниматься рукоделием, домашними делами, но не гулять где ей вздумается. У них же была земля, отданная внаем, был ведь какой-то доход. Мать Лизы, получается, плакала постоянно из-за смерти мужа, и это стало причиной ухудшения ее зрения, она не в состоянии была даже выполнять простую работу. Ученики сделали вывод — мама просто была лентяйкой, которая не задумывалась о будущем своей подрастающей дочери. Во время первой встречи Эраста с Лизой девушка не взяла рубль(продавала ландыши), который по доброте душевной предложил ей юноша, но не отказалась от 5 копеек. Дети возмутились: что здесь такого! Если Лиза с матерью бедствовали, то зачем отказываться от помощи! Дальше еще интереснее: Лиза начала бегать на свидания к Эрасту вечерами, когда ее мать ложилась спать. Девочки хором возмущались: вот это да! Нас сейчас мамы контролируют, а то был 18 век! И почему она не пошла замуж за крестьянина, ведь знала, что с дворянином у нее ничего не получится? Кроме того, стоило матери приказать — дочь вышла бы замуж за того, кого ей нашли. Потом начался «анализ» главного героя, Эраста, молодого человека «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Сложно было понять, как человек с изрядным разумом мог так подло поступить с Лизой. Дальше, когда уже становится ясно, что Эраст получил от бедной крестьянки все, что хотел, следует эпизод, в котором Лиза встречает возлюбленного на улице, и он объясняет, что проигрался и теперь помолвлен с богатой вдовой, к которой уже переехал жить до свадьбы. Здесь дети тоже удивлялись: как такое могло быть, это же неприлично. Но в конце повествования Лиза не отказывается от 100 рублей, которые ей всучает Эраст. Все были возмущены: зачем она взяла эти деньги, даже если и не помнила о них, почему не выкинула? Неужели этими деньгами она хотела утешить свою мать, покончив с собой? Девочки все не могли понять: зачем Лиза утопилась, это же грех! И восхищаться этой героиней просто нельзя! Вот и весь анализ. Вам понравилось? Вот о чем можно говорить дальше? Нет, все же нужно другое сентиментальное произведение для анализа — более жизненное, убедительное для подрастающего поколения. Не верят нынешние дети бедной Лизе! А еще впереди романтизм… Побыстрее бы уж реализм с его «типичеством».
Характеристика повести «Бедная Лиза» Карамзина Н.М.
Характеристика повести
«Бедная Лиза» Карамзина Н.М.
«Бедная Лиза» (1792) Николая Михайловича Карамзина гораздо сложнее и гораздо интереснее, чем это могло показаться при первом знакомстве с нею. И если тогда мы, как и положено, следили прежде всего за судьбами героев, то теперь сосредоточимся на фигуре рассказчика и на том, как строится сюжет повести. И для этого сделаем небольшое усилие, попробуем вообразить себя читателями конца XVIII века, которым в руки попал свежий выпуск «Московского журнала» за 1792 год с очередной повестью очень молодого, но плодовитого писателя и издателя Николая Карамзина. Мы, читатели конца XVIII века, привыкли к тому, что «правильные» писатели сразу вводят нас «в курс дела», объясняют что к чему, дают предварительные оценки персонажам: один — хороший, другой не очень, а третий и вовсе плох. И вот мы открываем «Бедную Лизу»: «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Ho всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря…» Странно. Вместо того чтобы начать с героев, автор начинает с самого себя, с рассказа о своих переживаниях. Вместо того чтобы сразу привести в действие маховик сюжета, он подробно описывает окрестный пейзаж близ Симонова монастыря… И только вчитавшись в эти описания, мы — люди конца XVIII века — начинаем понимать, в чем тут дело. Ведь пейзаж только кажется таким простым, однотипным. На самом деле «картинка» раздваивается, расслаивается, как фотоизображение — на «позитив» и «негатив». На «позитиве» запечатлена неподвижная, неизменная, естественная жизнь природы. Она не меняется век от века, тем более год от года. И потому она дарит чувствительному автору ощущение непреходящего покоя. Так было принято изображать природу (или, как тогда говорили, «таинство натуры») в нежном жанре идиллии, посвященном рассказу о мирной жизни пастухов и пастушек вдали от шумных городов: «…На другой стороне видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные». На «негативе» показана подвижная, изменчивая, грозная жизнь истории. Следы быстротекущего времени заметны повсюду — и они напоминают тому же чувствительному автору, что и жизнь природы не так спокойна, не так неизменна, как подчас кажется. За счастливой весной приходит печальная осень; за юностью — старость, за старостью — смерть… «…Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. …Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных… Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях…» Недаром рассказчик встречает нас на границе между Москвой и сельским пригородом. Он словно хочет напомнить читателю: в человеке, в человеческой личности есть и естественное, и неестественное начала, в нем совмещено и доброе, и злое. А главное — современный человек, в отличие от людей прежних, более счастливых эпох, не может укрыться на лоне природы от бушующей истории, не может раз навсегда удалиться от города в деревню. Город все равно рядом, и пороки, которые царят в нем, могут рано или поздно «перетечь» в мирную деревенскую жизнь. Зато и для города встреча с сельской жизнью не пройдет до конца бесследно, он не сможет раз навсегда отгородиться крепостными стенами от влияния простых и естественных нравов. Другими словами, в нынешнем мире нет ничего незыблемого, все границы легко смещаются; в этом заключено и зло, и благо. И благо — и зло. Для людей эпохи глобализма такая мысль более чем понятна и привычна. Ho мы с вами пробуем встать на точку зрения людей рубежа XVIII—XIX веков. И потому изумлены философской дерзостью Карамзина. Однако ему этого кажется мало: он хочет поразить наше читательское воображение и своей неслыханной литературной дерзостью. И немедленно приступает к осуществлению задуманного. Мать Лизы, добрая и простосердечная крестьянка, безраздельно принадлежит сельскому миру — миру патриархальных чувств и представлений о жизни. Она не ищет богатства, ибо убеждена: «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Так в повесть подспудно вводится тема, которая для русской литературы того времени также была совершенно новой: тема денег. Причем деньги интересуют рассказчика не как таковые, они для него — символ неестественных отношений, основанных не на велении сердца, не на доверии людей друг к другу, а на выгоде и невыгоде, на расчете и подчас обмане. Конечно же деньги царствуют не в деревне, а в городе: но в том и беда, что жилище бедной Лизы расположено слишком близко от опасной черты.
Отныне тема денег будет играть ключевую роль в построении сюжета повести. Порыв Эраста, предложившего Лизе за букетик ландышей вместо 5 копеек рубль, сам по себе искренен, идет от души. Ho денежная форма, в которую он облечен, изначально указывает на городскую «испорченность» неплохого в общем-то человека. Ему не приходит в голову, что естественные чувства несовместимы с денежными расчетами, с деньгами. И недаром рассказчик тут же замечает, став невольным свидетелем этой сцены, что мимоходящие начали останавливаться и криво усмехаться. Они испорчены куда больше, чем Эраст. Для них «денежный» жест может означать лишь одно: попытку купить любовь. Вот почему Лиза наотрез отказывается от лишних денег и соглашается продать цветы лишь за истинную цену — 5 копеек. А когда она вновь приходит в город в тайной надежде встретить полюбившегося ей незнакомца, то отвечает прохожим, что ее цветы — непродажные и предпочитает бросить их в реку, нежели отдать за деньги. И мы с вами, как истинные ценители изящной словесности конца XVIII века, понимаем, что и цветы, в свою очередь, тоже превратились в символ. В символ чистоты, непорочности, той трепетной любви, в которую верит и на которую надеется Лиза. Ho, в отличие от старинных писателей, которых читает Эраст (и на которых воспитаны были первые читатели «Бедной Лизы»), карамзинский рассказчик смотрит на жизнь с грустью. Он желал бы, чтобы возвышенная, чистая любовь способна была преодолеть сословную пропасть, но сомневается, возможно ли это. И опять попробуем встать на точку зрения первых читателей Карамзина. Они привыкли к тому, что через пространство сюжета для каждого героя проложена своя колея. Положительный герой движется в одном направлении, отрицательный — в другом, и их колеи, как параллельные прямые, не пересекаются. И вот вниманию читателей предлагается повесть, главные герои которой не просто лишены однозначных характеристик, но и способны переходить со своей «колеи» на чужую и обратно. Лиза, сама того не замечая, многое перенимает у Эраста. Эраст — у Лизы. Он, позабыв обо всем на свете, жаждет лишь одного: чистой, непорочной любви. Теперь он чуть ближе к своему изначальному, «природному» состоянию, к своей душе. Лиза, напротив, отныне готова скорее забыть «душу свою, нежели милого… друга!». Конечно, и Эраст, и Лиза остаются верны себе, своим взглядам, своим привычкам. Он по-прежнему все пытается переводить на деньги, в том числе и собственные добрые чувства. Покупая Лизину работу, он «хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой… цены». Она по-прежнему искренна, чувствительна, трогательна. (Кстати, само слово «трогательный» было в своем нынешнем значении введено в русский язык именно Карамзиным.) Ho после того как Лиза отвечает на страстный порыв Эраста и отдается ему, — тоже, кстати, сцена по тем временам неслыханная, при всей скромной стыдливости карамзинских описаний! — происходит перелом и в судьбах героев, и в их чувствах. Непересекающиеся прямые вдруг пересеклись и после пересечения разошлись в разные стороны: «…Наконец пять дней сряду она не видала его и была в величайшем беспокойстве; в шестой пришел он с печальным лицом…» Время, которое в «природном» мире не может главенствовать, властно вторгается в Лизину жизнь. Она в прямом смысле слова начинает считать дни. Причем заметьте: первая встреча героев произошла в городе, на «территории» Эраста, куда Лиза принесла цветы — символ естественной, природной чувствительности. А о предстоящей разлуке она узнает в деревне, на своей «территории», куда «пригожий московский барин» Эраст приносит деньги, символ неистинных, противоречащих законам «натуры» отношений между людьми: «Он принудил ее взять у него несколько денег», чтобы Лиза никому не продавала цветы, пока Эраст будет на войне. С денег все началось, деньгами все и заканчивается. Лиза по прошествии некоторого времени отправляется в Москву. He для того, чтобы продавать, а для того, чтобы сделать покупки. (Карамзину важна эта деталь.) Она встречает Эраста, который, оказывается, вместо того чтобы совершать военные подвиги в армии, проиграл имение. И вынужден жениться на богатой вдове. То есть он играл на деньги, ради денег, а в итоге — проиграл любовь, изменил «натуре». И самое ужасное, что, расставаясь — навсегда расставаясь! — с возлюбленной Лизой, он опять предлагает ей деньги, словно пытаясь откупиться от своей несостоявшейся любви: «Вот 100 рублей — возьми их, — он положил ей деньги в карман. — Проводи эту девушку со двора».
Разумеется, сентиментальный рассказчик не хочет и не может оправдывать такой поступок героя. Ho куда важнее другое. Рассказчик описывает последние минуты Лизы, которая, прежде чем покончить с собой, прощается с тенью древних дубов, «свидетелей ее восторгов». И словно мимоходом, попутно замечает: последнее, что Лиза сделала в этой жизни, так это послала через дочь соседа Анюту 10 империалов матери. То есть она вольно или невольно повторила «прощальный жест» Эраста, сознательно или бессознательно подчинилась его противоестественной «городской» логике. Деньги как бы призваны искупить ее дочернюю вину, они становятся ценой вечной разлуки с матерью… Таких сложных художественных и нравственных решений русская литература той эпохи еще не знала. Однако Карамзин не остановился и на этом. Развязав сюжет повести, непосредственно касающийся Лизы, он сосредоточился на анализе своих собственных чувств. И не стал скрывать от читателей, что разобраться в них не в состоянии! Его рассказчик может лишь страдать, размышляя о случившемся, он никого не осуждает: «Часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд». А последняя фраза повести, которую мы читаем уже после того, как узнали о смерти самого Эраста, проведшего остаток дней своих в печали, звучит и вовсе невероятно смело: «Теперь, может быть, они уже помирились!» Рассказчик — не хуже, чем его читатель! — знает, что самоубийство считается самым страшным грехом, что самоубийц не отпевают в церкви и не хоронят в пределах церковной ограды, что в рай душам самоубийц нет пути, а в аду невозможно «встретиться и примириться». Ho шкала религиозных ценностей рассказчика не совпадает с церковной. Она совпадает со шкалой ценностей сентиментальной культуры, которая позволила Гёте оправдать юного Вертера, покончившего с собой. Да, Лиза (подобно Вертеру) поступила неверно, как нехорошо поступил и Эраст. Ho главное для Карамзина в другом: в том, что и он, и она, пускай в разной мере, прислушивались к голосу собственного сердца, были чувствительными, приближались к «таинству натуры» (хотя потом и удалялись от него). А значит, вопрос об «аде» или «рае» для них не стоит. Их души соединятся на небе. Как? Где? Автор не знает. Да ему это и неинтересно знать. Главное, что он, как всякий человек, исповедующий культ сердца, не нуждается в нормативной морали. Он нуждается в другом — в утонченных переживаниях, в сочувствии, в сострадании. Недаром повесть его названа не «Лиза и Эраст» (так назвал бы свое сочинение любой «правильный» писатель предшествующего поколения), а «Бедная Лиза». Вслушайтесь, вдумайтесь: в названии явственно звучит голос самого рассказчика, присутствует его сочувственная интонация. И по-другому быть не могло. Ведь «Бедная Лиза» не только повествует о несчастной любви крестьянской девушки, но и подробно говорит о переживаниях самого автора, рассказывающего эту историю своим читателям.