в чем смысл мультика ежик в тумане в кратце
Почему исчез узелок с вареньем и кто такой филин: разбор мультфильма «Ежик в тумане»
Страна: СССР
Жанр: философская притча, мультфильм
Год производства: 1975
Режиссер: Юрий Норштейн
Шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. Существует несколько трактовок смысла мультфильма “Ежик в тумане”.
В мультфильме, по сути, отсутствует сюжет. Каждая сцена метафорична, а каждый кадр наполнен особой эстетикой. Поэтому можно только подступиться к этой картине, и посмотреть на нее как на некое философское высказывание о подсознании и о смерти.
История создания мультфильма
Мультфильм “Ежик в тумане” покорил не только советского, но и мирового зрителя, приобрел культовый статус.
В основу идеи мультфильма легла одноименная повесть Сергея Козлова, который лично занялся ее адаптацией. Для создания оригинальных спецэффектов режиссер мультфильма пригласил Александра Жуковского.
Весь фильм был нарисован женой Юрия Норштейна, художником Франческой Ярбусовой. Музыку к фильму по наброскам Норштейна написал композитор Михаил Меерович.
Сюжет
Сюжет 10-минутного мультфильма “Ежик в тумане” достаточно простой. Главный герой, Ежик, взяв банку с вареньем, отправляется к своему другу Медвежонку — считать звезды. По пути он попадает в Туман, в котором встречает Филина, Белую Лошадь и еще нескольких зверей.
Он потерял узелок с вареньем, но на выручку пришел Пес, который принес его Ежику обратно. Потом Ежик обнаружил большое дерево, под которым он услышал голос Медвежонка.
Идя на голос друга, Ежик попал в реку и его понесло течением до тех пор, пока Некто не помог ему выбраться на берег. Ежик успешно дошел до Медвежонка, но мысленно он постоянно возвращался к Белой Лошади.
Символы
Туман
Туман, в котором бродит Ежик, символизирует время. Туман скрывает от нас то, что находится позади, и то, что ждет нас впереди, то есть прошлое и будущее.
На какое-то мгновение Ежик оставил узелок с вареньем и отошел от нее в туман, а потом не смог ее найти. Котомка символизирует потерю, а смысл ее странного исчезновения заключается в простой фразе: “Потерянного не воротишь”. Иногда потерянная вещь может остаться в прошлом – там, где сами мы ее не найдем.
Также мы не знаем, с чем столкнемся в будущем: от нас это скрыто туманом времени. Мы не представляем, скольких мы можем встретить друзей и врагов в этой самой мгле.
Филин
Филина отвлекает собственное эхо, и Ежик прячется в тумане, не подозревая, насколько он был близок к концу.
Ежик, упав в реку, был очень уставшим и напуганным. И он сказал: “Пускай река сама несет меня”. После чего его понесло вниз по течению. Это символизирует такой момент в жизни человека, когда он не может или не хочет противиться обстоятельствам, и говорит: “Эх, будь, что будет”.
Голос
Вскоре Ежик понял, что он замерз, и, вероятно, скоро утонет. В этот момент он услышал голос, который предложил спасти его. Ежик так и не узнал, кем был его спаситель… Трактовка здесь простая: в нашей жизни помощь часто приходит оттуда, откуда мы ее не ждем.
Белая лошадь и улитка
Белая Лошадь и Улитка символизируют людей, которые встречаются нам иногда в тумане нашей жизни. О ком-то мы вскоре забываем, а о ком-то продолжаем вспоминать еще очень долго, хотя и видели-то человека мельком, как Ежик — Лошадь.
Летучая мышь
Летучая мышь символизирует проблемы, которых мы боимся, и которые мешают нам просто наслаждаться жизнью.
В самый страшный момент своего пути Ежик встретился с Псом, и буквально оцепенел от страха. Но дружелюбный Пес просто вернул ему узелок с вареньем, который он ранее потерял и без посторонней помощи не нашел бы. Так и мы часто ожидаем от людей плохого, а они, наоборот, помогают нам, поддерживают нас.
Медвежонок
В финале Ежик встречается с Медвежонком. Объяснение концовки достаточно простое: эта сцена символизирует воссоединение с теми, кого мы любим, и кто делает нашу жизнь лучше.
Отсылки к классике
Во многих рецензиях и разборах замечают сходство мультфильма “Ежик в тумане” и “Божественной комедии” Данте, в которой главный герой путешествовал сквозь Ад и Чистилище в Рай.
Объяснение такое: и Ёжик, и герой Данте заблудились в сумрачном лесу, в котором встретили зверей, которые олицетворяли человеческие страсти. То есть смысл мультфильма, как и “Божественной комедии”, заключается в путешествии бессмертной души от тьмы к свету.
Смысл мультфильма
Идея мультфильма “Ежик в тумане” – в поиске смысла жизни. Ежик символизирует классического обывателя. Он проходит испытания, сомневается, боится. В конце концов, благодаря стечению обстоятельств, ему (как и многим из нас) удается взять свою жизнь в свои руки и достичь поставленной цели.
Альтернативные трактовки
У мультфильма “Ежик в тумане” есть и скрытый смысл.
“Ежик в тумане” — одна из сказок в сборнике Сергея Козлова. По ряду причин есть основания полагать, что истории там располагаются не в хронологическом порядке.
Если взять это за точку отсчета и предположить, что последний в сборнике рассказ “Правда, мы будем всегда?” не является последним по времени, то он становится ключом к наиболее мрачной разгадке мультфильма. Согласно одной из трактовок, Ежик переправляется из нашего мира в загробный.
Дело в том, что в вышеупомянутой истории Ежик говорит с умирающим медвежонком, которому пробило голову упавшее дерево. Они разговаривают о смерти и о перерождении.
Медвежонок просит поливать место, где Ёжик его похоронит, чтобы он вырос вновь. То есть, если Ёжик отправился к нему, выходит, что он тоже умер. Отсюда символика смерти из различных религий по мере его пути сквозь туман.
Это место в тумане – чистилище, попав в которое Ёжик не вполне осознает, что с ним случилось. И что случилось с его другом, тоже. Дерево символично, потому что оно стало причиной смерти Медвежонка и прохождение через него – осознание акта перехода в иной мир, который уже совершил Медвежонок (то есть он как бы идет его путем).
Именно с осознанием своей смерти он теряет узелок – свою решимость, с которой он отправился к покойному другу. Ему страшно от неизвестности, которая теперь, с утратой уверенности в своей цели, давит со всех сторон.
Собака – символ преданности. Преданность другу возвращает ему уверенность в том, что его путь верный. И в этот самый момент он слышит голос Медвежонка.
Падение в реку – последняя стадия его отбытия в загробный мир. Поначалу Ёжик пытался из нее выбраться или хотя бы понять куда она его несет, но когда все его попытки повлиять на течение провалились, он просто расслабился и позволил потоку унести его.
Это символизирует то, что он отпустил свою прошлую жизнь и теперь готов к переходу. Как только он вверяет себя потоку, появляется рыба и предлагает отвезти Ёжика на берег (вероятно, это отсылка к Харону из древнегреческой мифологии).
На берегу его ждет Медвежонок и говорит: “как хорошо, что мы снова вместе”. А вместе они считают звезды, то есть оценивают плоды своих прижизненных трудов, так как ранее в одном из рассказов они протирали звезды от пыли, чтобы те светили ярче. Теперь же они могут ими лишь любоваться.
Действие мультфильма разворачивается глубокой осенью – в темное время года, когда все живое умирает. Та же участь ожидает и главного героя.
Тревожное настроение мультфильма “Ежик в тумане” создается благодаря гнетущей музыке и серому туману. Перед тем, как уйти по ту сторону, Ежик должен узнать некую истину, которую олицетворяет Белая Лошадь.
Собака, нашедшая пропавший узелок, во многих мифологиях мира является проводником в мир мертвых. Река, в которую упал герой – тоже важный мифологический образ, символизирующий переход на иную сторону бытия.
Цитаты из мультфильма
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости.
Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звёздное небо.
Оно висело над крышей — прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика
Я в реке, пускай река сама несёт меня», — решил Ёжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.
Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу. » и растворился в тумане. «Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед.
— Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.
Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
Ежик в тумане 1975 — если тебя нет, то и меня нет тоже…
Одним из самых выдающихся достижений советского кинематографа стал довольно необычный мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Те, кто не смог понять, каков в мультфильме Ежик в туман смысл, посчитали ленту тусклой и скучной, а персонажей – нелепыми и посредственными.
Чаще всего это те, кто ни разу не попытался разобраться в показанном мультипликаторами. Возможно, подробный анализ детища Норштейна поможет этим людям изменить свое отношение к культовой ленте
Краткое содержание мультика
Начинать разбор смысла «Ежика в тумане» желательно с краткого пересказа сюжета мультфильма.
Персонажи
Главные герои мультика – два друга Ежик и Медвежонок. Каждый вечер они собирались вместе, пили чай и считали звезды.
Однажды Ежик, как обычно, отправился в гости к другу, прихватив с собой гостинец – малиновое варенье. Несмотря на то, что зверек ходил по одной и той же тропинке, он каждый раз открывал для себя что-то новое.
Ему все было интересно и любопытно. Вот лужица на дороге и в ней отражаются звезды. Интересно герою заглянуть и в колодец, погукать и, дождавшись ответного эха, следовать дальше.
Интересно! Для создания образа главного героя использовалось несколько пленок, на которых по отдельности были нарисованы иголки, глаза, лапки. Это позволяло двигать ими под стеклом.
Ежик настолько был увлечен окружающей природой и собственными мыслями, что не замечал следующую за ним и повторяющую всего его движения Сову.
Неожиданно впереди себя зверек увидел белоснежную Лошадь, окутанную туманом. Маленькому герою стало интересно, не утонет ли Лошадь, если уляжется спать. И он решает свернуть с тропинки, посмотреть – что там в тумане.
Потеряшка
Попав в туман, малыш теряет из виду Лошадь. Ежику становится страшно одному в незнакомом, страшном месте. Он боится даже листика, сорвавшегося с дерева. В тумане герою все кажется необычным. Даже маленькая улитка кажется огромной, похожей на слона.
В страхе Ежик теряет узелок с вареньем. Он вспоминает о гостинце только оказавшись возле огромного дерева. Огорченный зверек начинает метаться в поисках узелка, но с одной стороны летучая мышь, с другой – сова пугают героя.
Тут из тумана выбегает огромная собака. Несмотря на свои размеры, пес оказывается очень добрым и приносит Ежику узелок.
Интересно! Для создания тумана авторы использовали обычную кальку, прикрепив ее к стеклянной стенке. Персонажей размещали позади стенки, приближая либо отдаляя по мере надобности.
Внезапно издалека слышится голос Медвежонка, зовущего друга. Побежав на голос Медвежонка, Ежик падает в реку.
Побарахтавшись, герой смиряется и ложится на спину, позволяя реке нести его. Внезапно он чувствует, как кто-то трогает его за лапку и раздается голос, предлагающий ему свою помощь. Ежик садится на спину Кого-то и тот довозит его до берега.
На берегу зверька уже ждет обеспокоенный друг. Медвежонок рассказывает другу, как искал его, разжег веточек можжевеловых, самовар поставил. А Ежик все думал и думал о Лошади, как она там в тумане.
Смысл мультфильма Ежик в тумане
Особенность картины Норштейна в том, что в мультфильме Ежик в тумане смысл сюжета можно трактовать с разных точек зрения.
Самое простое объяснение сути мультика, находящееся на поверхности – это рассказ о дружбе и верности. В этом случае Сова воспринимается как символ мудрости, а Ежик – символ наивности.
В то же время это история о борьбе со страхами, возникшими в детстве и не отпускающими во взрослом состоянии.
Наличие архетипов, переданных с помощью определенных символов, позволяет разглядеть в сюжете «Ежика в тумане» философский смысл. На это указывают тончайшие психологические нюансы.
Блуждая в тумане, Ежик рассуждает о загадочности окружающего мира, пытаясь понять таинство бытия. Раздвоенное дерево – это символ познания. Пройдя сквозь него, многое начинаешь понимать.
Это позволяет зрителям отожествить себя с главным героем и понять его мироощущение.
Интересно! Основой для мультфильма «Ежик в тумане» послужило одноименное произведение Сергея Козлова, переработка которого кардинально изменила изначальный смысл сказки.
Сказочную повесть можно интерпретировать и с точки зрения мифологии. Если предположить, что герой путешествует между двумя мирами – реальным и потусторонним, то символы приобретают другое значение:
Параллели с античной мифологией и несовершенство форм персонажей «Ежика в тумане» позволяют разгадать смысл сюжета от самого автора.
В чем суть концовки
В мультфильме Ежик в тумане смысл концовки столь же неоднозначен, как и во всем сюжете.
Пережив множество невероятных приключений, Ежик добирается до друга. Но герой никак не может отойти от наваждения, все время думая об оставшейся в тумане Лошади.
С одной стороны такая концовка «Ежика в тумане» подтверждает воспитательный и дружеский смысл мультфильма. Хорошо, когда есть друзья, которые беспокоятся и ждут тебя. Благодаря им удается преодолеть все страхи и вырваться из тумана, обретя покой и радость.
Но финал «Ежика в тумане» содержит и скрытый смысл. Упоминание Медвежонком можжевеловых веточек наводит на мысль о сакральном значении чаепития. Можжевельник в мифологии символизирует бессмертие. Недаром Ежиком овладевает покой и умиротворение.
Такая концовка напоминает финал «Мастера и Маргариты» Булгакова. В романе Иешуя тоже награждает Мастера и Маргариту покоем, отправив их в «вечный дом».
В сказке Норштейна каждый видит свое. И не важно, кто как понимает смысл мультика «Ежик в тумане» и о каком из миров говорится. Главное иметь рядом того, с кем можно считать звезды.
В чем смысл «Ёжика
в Тумане»?
Вы знаете хоть одного человека, который не знает про «Ёжика в тумане»? Сомневаюсь. А много ли вы можете назвать людей, которые не любят этот мультик? Я вот с уверенностью только одного. И он это сейчас читает. Творчество Юрия Норштейна не принято критиковать или не любить.
Он как томатный сок. Или пьешь и любишь (с водкой или в супе — неважно). Либо просто не пьешь и помалкиваешь. С «Ёжиком» ситуация очень похожая. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий, а в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. Гениальное произведение. Куча смыслов… Если не любишь — просто отойди. Или вот ещё одна фраза: «Тебе он не нравится, потому что ты не понимаешь его смысла!». Ну что ж, давайте поговорим о смыслах.
Когда у произведения очевидное дно, то обретаются уровни. Про «Ёжика» принято говорить в трёх плоскостях. И я хочу рассказать про все. Только не со своей колокольни, если что, а с общепринятой.Необычная анимация, которая создает ощущение, что перед тобой оживают полотна лучших мастеров. Это первое, что зацепит ребенка и взрослого. Это приковывает внимание и сразу же заставляет задуматься. Разрушается четвёртая стена. Эффект присутствия достигнут, но как?
Например, сам Ёжик состоял из нескольких слоев прозрачной пленки. А вот его глаза, лапы и узелок с вареньем крепились отдельно. Иголки рисовались белилами и заливались акварелью.
Эффект объемности пространства был достигнут техникой «перекладки», когда перед объективом выложено несколько слоёв стекла и элементы анимации перекладывают с одного на другой — та самая многоуровневость. А сам туман создали ещё проще — на слои стекла клалась обычная чертёжная калька. Стоит ее подвигать и предметы перемещаются из тумана в обычную реальность. Мотыльков же снимали по другой схеме. Источник света направлялся отдельно на то место, где летают мотыльки, а свет был поставлен так мягко, что вылетая из светового круга, они «растворялись» в тени.
Или вот пример того, как делали листик. Для каждой сцены покадрово снимали различные движения настоящего листа. Его держали на проволоке и поворачивали: лист падает с дерева, кружится, лежит на земле. Затем на фотопленке распечатали изображения листа, образованные сложением позитива и негатива. И он уже настоящий, а не какой-то нарисованный. Сам Норштейн говорит о том, что для него деталь порой становится важнее общей картинки.
Для создания сцены с отражением Филина в луже пришлось сначала отснять отражение всех движений Филина в воде, а лапу снять отдельно (ей же и плескали воду в тазу с водой). Да, вода была настоящей. Это ещё больше добавило ощущения реальности происходящего.
Или саундтрек! Музыка писалась до фильма. Практически по кадрам. Два месяца ушло на шесть минут звуковой дорожки!
Уровень 1.
Смысл первый.
И вот, когда наше детское захвачено подобными приемами, мы начинаем видеть уже сюжет. Для первого уровня он простой. Наивный. Про дружбу и верность. Это то, что увидит в мультике каждый. Именно на этом уровне Филин будет восприниматься по самому простому символу. Символу мудрости. А Ёжик будет символом наивности. Именно по этой причине для него взрослый Филин — псих. Тут мы чувствуем, что эта история про борьбу со своими страхами. Например, со страхами темноты и неизвестности. То, что пугает в детстве не отпускает и во взрослом состоянии. Именно по этой причине первый уровень прочувствовать могут практически все. Из-за эмоциональной стороны бессознательного.
Уровень 2. Смысл второй.
Не то, чем кажется.
На этот уровень поднимаются уже люди, которые начинают считывать аллегории и символы уже более глубокого уровня. Именно тут, люди видят в филине отсылки к картинам Иеронима Босха. Тут он уже имеет значение духа Зла. Коварное знание. И фраза Ёжика: «Псих!» — тут уже имеет куда более тяжелое значение.
Здесь же вокруг Ёжика летают не просто мотыльки или белёсые насекомые. А вороны, как на знаменитом натюрморте Верещагина «Апофеоз войны».
Именно тут впервые говорится о смерти. О том, что это путешествие Ёжика в потусторонний мир. Кто-то утверждает, что он плывет через реку Лету (канул в Лету и попал в забвение), а кто-то упорствует, говорит про реку Стикс, которая, как вы понимаете сами, везет понятно куда. Первые радостно говорят, что мультик закончился хорошо и Ёжик провёл отличное путешествие из реального мира в потусторонний. Он обрел познание мира через отказ от познания. Увидел смысл жизни и откровение в виде лошади. В конце получил все ответы на свои вопросы, которые нам никто (естественно) не покажет, ибо сакральное таинство нарушать нельзя. Если рассматривать это произведение под таким углом, то оно невероятно религиозное. Не просто путешествие туда и обратно, но и познание истины, как разговор с Богом.
Уровень 3. Смысл третий.
Смерть.
Да, именно сюда любят заплывать в своем сознании люди, которые отправили Ёжика через реку Стикс. Именно они акцентируют внимание на словах Норштейна, который процитировал Данте перед одним выступлением, когда говорил про историю создания:
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». И именно они говорят о том, что эта история на самом деле про Медвежонка, который умер и зовёт Ёжика к себе. Тот же гуляет по загробному миру, встречает проводников в виде разных животных и в итоге находит друга. А заканчивается это история верностью до гроба.
Я очень люблю авторов, которые не отвечают на вопросы, а нагоняют лишь больше тумана. Например, тот же Норштейн. Филин — кто это? Символ мудрости? Или греха? А он отвечает просто: «Филин — это тот же ёжик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной». И этот ответ идеально подходит и для трактовки того, что эта отсылка к Босху и к тому, что это лишь обратная сторона наивности. Браво! Обожаю. Пусть каждый видит своё. Это по мне.
Ведь если посмотреть со стороны, отбросить символы, мысли и аллегории, забыть про то, что этот мультик стал вдохновителем для многих музыкальных групп, стал лучшим для Хаяо Миядзаки, что отсылки на него можно найти даже в «Гриффинах» или «Смешариках»… То что же главное в этом странном млекопитающем с баночкой варенья? Я считаю, что всё просто.
Неважно про какой из миров мы говорим. Главное, чтобы было, с кем считать звезды.
А вы знаете смысл мультфильма «Ёжик в тумане»? (6 фото)
Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.
Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров – реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.
Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа – один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.
Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные – суть – символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле – человек.
Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя – такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.
Лошадь – и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.
Скажем, сова – символ мудрости – ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба – существо безмолвное – приобретает способность говорить. Огонь – соединение тепла и света – трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.
Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая – намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе – в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.
Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира – подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров – хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа – Ёжика, огромному – Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения – вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака – существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).
Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком – они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания – о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»
Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти – потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти – потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу – месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель – уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.
Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника – Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! – скажете вы – а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти – так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.
В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.
Ежик сказал Медвежонку: