в чем смысл мультфильма за тридевять земель
Рецензия на мультфильм «За тридевять земель 3D»
Малобюджетный, но мудрый и глубокий датский мультфильм о путешествии зайчика в загробный мир, к умершей маме
Трейлер
На планете, где живет человекообразный зайчонок Йохан, умирающих забирает в потусторонний мир летающий монстр, которого называют Пернатым королем. Когда это случается с долго болевшей матерью зайчика, отец Йохана прячет сына на океанском судне, так как считается, что Пернатый король боится воды. Зайчонок, однако, не собирается скрываться. Напротив, он пытается привлечь внимание Пернатого короля. А когда тот отказывается забрать Йохана к маме, зайчонок сам находит путь в потусторонний мир и проникает на пароход, который перевозит умерших в их последнее пристанище – мрачноватый город на побережье.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Пяти секунд в обществе фильмографии Эсбена Тофт-Якобсена достаточно, чтобы понять, что этот датский компьютерный аниматор – большой поклонник Хаяо Миядзаки. Понятно, у него нет ресурсов, чтобы воссоздать всю красоту и отточенность творений студии Ghibli. Но Тофт-Якобсен делает что может, пытаясь передать дух и пафос лент Миядзаки, а также заимствуя у великого японца сюжетные ходы. Так, вышедший в 2011 году «Как приручить медведя» (оригинальное название – «Большой медведь») явно был вдохновлен «Моим соседом Тоторо», а новая лента Тофт-Якобсена наверняка рисовалась под впечатлением от «Унесенных призраками». Сам режиссер, правда, патриотично перечисляет среди своих источников вдохновения скандинавских сказочников вроде Туве Янссон, и в Йохане и его семье действительно есть что-то от муми-троллей. Но эстетика и художественная логика Миядзаки – это шило, которое ни в одном мешке не утаишь.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Хорошо ли то, что датчанин вдохновляется Миядзаки? Не просто хорошо – превосходно! Пока многие компьютерные аниматоры из неанимационных стран копируют второсортные голливудские образцы и выпускают мгновенно забывающиеся юмористические поделки, Тофт-Якобсен придумал хоть и наполненную забавными ситуациями, но все же вполне серьезную и берущую за душу историю о храбром мальчике, который прорывается в мир иной, чтобы еще хоть раз увидеть маму. Это как раз такой сюжет, какой заставляет забыть о техническом несовершенстве ленты в сравнении с американскими мультблокбастерами и об ее визуальной бедности в сравнении с размашистыми полотнами японского мэтра.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
В отличие от многих конкурентов «За тридевять земель», действие фильма может зацепить как взрослых, так и детей. Первых даже сильнее, чем вторых, если им уже довелось потерять близкого человека. При этом, что очень важно, Тофт-Якобсен не пережимает с сантиментами и не давит из зрителей слезы. Его печаль светла и даже, пожалуй, оптимистична, потому что его загробный мир оказывается довольно комфортным местом. Разве что морковка там не растет…
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Вообще, теология «За тридевять земель» весьма любопытна, и ее дешифровка (фильм далеко не все объясняет, предоставляя зрителям возможность домысливать и фантазировать) – роскошное блюдо для поклонников сравнительного религиоведения. Тут и загробный пароход в духе лодки Харона, и подозрительно похожее на Ктулху осьминогоподобное божество Мора, и Пернатый король – нечто среднее между зайцем, соколом, ангелом и демоном… И, наконец, вызывающий в памяти многих божественных трикстеров плотник Билл, который вместо того, чтобы поддерживать загробный мир в порядке, вечно оттуда сбегает и нарушает мировой баланс. Как не влюбиться в этого очаровательно эксцентричного персонажа, который сматывается от преследователей с ворохом досок в лапах, чтобы при необходимости было из чего соорудить мостик? И как не порадоваться тому, что Тофт-Якобсен нарисовал изобретательную и захватывающую детскую ленту, где есть герои, но нет злодеев?
Не то чтобы злодеи мультфильмам для малышей были противопоказаны, но куда педагогичнее объяснять малышам, что далеко не все проблемы можно решить, размахивая бластером и мечом, и что из того, что два персонажа конфликтуют, не следует, что один из них прав, а другой – нет. Возможно, у каждого из них своя правда, и они не остановятся, пока не увидят мир чужими глазами и не найдут компромисс. Как видите, Тофт-Якобсен учит не столько храбрости, сколько мудрости. И это прекрасно. Хотя и немного печально – подобно многим сказкам его соотечественника Андерсена.
Рецензия на мультфильм «За тридевять земель 3D»
Малобюджетный, но мудрый и глубокий датский мультфильм о путешествии зайчика в загробный мир, к умершей маме
Трейлер
На планете, где живет человекообразный зайчонок Йохан, умирающих забирает в потусторонний мир летающий монстр, которого называют Пернатым королем. Когда это случается с долго болевшей матерью зайчика, отец Йохана прячет сына на океанском судне, так как считается, что Пернатый король боится воды. Зайчонок, однако, не собирается скрываться. Напротив, он пытается привлечь внимание Пернатого короля. А когда тот отказывается забрать Йохана к маме, зайчонок сам находит путь в потусторонний мир и проникает на пароход, который перевозит умерших в их последнее пристанище – мрачноватый город на побережье.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Пяти секунд в обществе фильмографии Эсбена Тофт-Якобсена достаточно, чтобы понять, что этот датский компьютерный аниматор – большой поклонник Хаяо Миядзаки. Понятно, у него нет ресурсов, чтобы воссоздать всю красоту и отточенность творений студии Ghibli. Но Тофт-Якобсен делает что может, пытаясь передать дух и пафос лент Миядзаки, а также заимствуя у великого японца сюжетные ходы. Так, вышедший в 2011 году «Как приручить медведя» (оригинальное название – «Большой медведь») явно был вдохновлен «Моим соседом Тоторо», а новая лента Тофт-Якобсена наверняка рисовалась под впечатлением от «Унесенных призраками». Сам режиссер, правда, патриотично перечисляет среди своих источников вдохновения скандинавских сказочников вроде Туве Янссон, и в Йохане и его семье действительно есть что-то от муми-троллей. Но эстетика и художественная логика Миядзаки – это шило, которое ни в одном мешке не утаишь.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Хорошо ли то, что датчанин вдохновляется Миядзаки? Не просто хорошо – превосходно! Пока многие компьютерные аниматоры из неанимационных стран копируют второсортные голливудские образцы и выпускают мгновенно забывающиеся юмористические поделки, Тофт-Якобсен придумал хоть и наполненную забавными ситуациями, но все же вполне серьезную и берущую за душу историю о храбром мальчике, который прорывается в мир иной, чтобы еще хоть раз увидеть маму. Это как раз такой сюжет, какой заставляет забыть о техническом несовершенстве ленты в сравнении с американскими мультблокбастерами и об ее визуальной бедности в сравнении с размашистыми полотнами японского мэтра.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
В отличие от многих конкурентов «За тридевять земель», действие фильма может зацепить как взрослых, так и детей. Первых даже сильнее, чем вторых, если им уже довелось потерять близкого человека. При этом, что очень важно, Тофт-Якобсен не пережимает с сантиментами и не давит из зрителей слезы. Его печаль светла и даже, пожалуй, оптимистична, потому что его загробный мир оказывается довольно комфортным местом. Разве что морковка там не растет…
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Вообще, теология «За тридевять земель» весьма любопытна, и ее дешифровка (фильм далеко не все объясняет, предоставляя зрителям возможность домысливать и фантазировать) – роскошное блюдо для поклонников сравнительного религиоведения. Тут и загробный пароход в духе лодки Харона, и подозрительно похожее на Ктулху осьминогоподобное божество Мора, и Пернатый король – нечто среднее между зайцем, соколом, ангелом и демоном… И, наконец, вызывающий в памяти многих божественных трикстеров плотник Билл, который вместо того, чтобы поддерживать загробный мир в порядке, вечно оттуда сбегает и нарушает мировой баланс. Как не влюбиться в этого очаровательно эксцентричного персонажа, который сматывается от преследователей с ворохом досок в лапах, чтобы при необходимости было из чего соорудить мостик? И как не порадоваться тому, что Тофт-Якобсен нарисовал изобретательную и захватывающую детскую ленту, где есть герои, но нет злодеев?
Не то чтобы злодеи мультфильмам для малышей были противопоказаны, но куда педагогичнее объяснять малышам, что далеко не все проблемы можно решить, размахивая бластером и мечом, и что из того, что два персонажа конфликтуют, не следует, что один из них прав, а другой – нет. Возможно, у каждого из них своя правда, и они не остановятся, пока не увидят мир чужими глазами и не найдут компромисс. Как видите, Тофт-Якобсен учит не столько храбрости, сколько мудрости. И это прекрасно. Хотя и немного печально – подобно многим сказкам его соотечественника Андерсена.
Рецензия: «За тридевять земель»
«За тридевять земель» — мультфильм о смерти. Но создатели ленты раскрывают столь сложную тему размеренно, спокойно и без надрывов, не забывая о том, какого возраста их зрители.
У большинства детских мультфильмов есть одна не очень приятная особенность, которую ощущаешь не столько на психологическом, сколько на физическом уровне. Непрерывный шум, вызванный постоянными скачками громкости и меняющимися интонациями персонажей, хаотичное повествование, непрекращающееся мельтешение камеры. Уже на двадцатой минуте появляется сильный зуд в голове, спустя еще несколько мгновений начинаются мигрени. Наглядно удостовериться в этом можно на примере «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» и его сиквела. Если первая часть — образцово-показательный мультфильм для всей семьи, то второй — полифоническая солянка для дошколят: жмяканье, чваканье, хлюпанье. Досмотреть картину до конца, не рассеивая внимание, смогут лишь самые стойкие родители. Но мультфильму «За тридевять земель» датско-шведского производства удается каким-то образом обходиться без сопровождения «шумового оркестра», оставаясь при этом интересным как для юных, так и для взрослых зрителей. Правда, последним картина Эсбена Тофта Якобсена придется по вкусу чуть больше.
Семья зайчонка Йохана жила дружно и счастливо, пока мама героя не захворала. В ту же ночь прилетел Пернатый король и забрал ее в свое царство. Когда он улетал, перо, выпавшее из его крыла, коснулось мальчика. Решив, что следующим может стать его сын, перепуганный отец берет Йохана и отправляется на рыболовном судне в открытое море, чтобы спрятать зайчонка от Пернатого короля. Но юный герой не отчаивается: каждый день он отправляет письма матери и надеется, что она вернется. Узнав, кто повинен в ее исчезновении, Йохан решает во что бы то ни стало отправиться в царство Пернатого короля и спасти мать. Но, как выяснится чуть позже, заправляет там вовсе не король, а жуткая Мора.
«Когда-то мы жили счастливо: мама, папа, я», — начинает свой рассказ юный герой. Меланхоличная музыка, дождь, воспоминания — в полудепрессивном тоне пройдет большая часть повествования. «За тридевять земель» постоянно балансирует на грани. С самого начала зрителю всячески намекают, что царство Пернатого короля — это царство мертвых. При этом в мультфильме Якобсена, в отличие от какого-нибудь «Короля льва», не рубят с плеча — да так, что следующие несколько недель детям мерещится падающий с обрыва Муфаса. Напротив. Создатели картины раскрывают тему смерти размеренно, спокойно и без надрывов, не забывая о том, какого возраста их зрители.
«За тридевять земель» больше похож на качественный детский роман, чем на волшебную сказку. Хотя практически всем пропповским функциям мультфильм соответствует. Но самое главное — картина Якобсена способствует диалогу между родителями и детьми. А не это ли важнейшая особенность любого семейного фильма? В анимационной ленте нет ярко выраженной или навязчивой морали, поэтому детям будет о чем спросить, а родителям — что ответить. «Зачем миру нужны правила?», «Почему нельзя просто взять и вернуться из царства Пернатого короля?», «А что такое ничто?» и «Кто такая Мора?» — готовы ли вы ответить на все эти вопросы? Если да, то семейный просмотр мультфильма доставит не только удовольствие, но и определенную пользу.
То ли скандинавы где-то перегнули палку, то ли мы слишком избалованы голливудской продукцией, но даже при всех своих достоинствах «За тридевять земель» оставляет несколько скомканное впечатление. Создатели картины не пытаются скрывать малобюджетность своего проекта, размывая картинку или насыщая ее яркими красками. Пластиковая анимация, низкая детализация, бледные текстуры. Все это приправлено депрессивными декорациями: ржавые трубы, унылые города, серая природа, дымка. При этом один мир визуально практически не отличается от другого. Оно и понятно, упор сделан на историю, но все же. В итоге мультфильм создает не столько магический, сколько сюрреалистический эффект. Но это, к сожалению, не авторская задумка, а технические просчеты. Возможно, в двухмерном пространстве мультфильм чувствовал бы себя гораздо комфортнее. Те же «Тайны Келлс» уже доказали, что двухмерная анимация в руках толкового художника может быть в десятки раз красивее многомиллионных блокбастеров.
Так или иначе, картине Якобсена вполне по силам произвести на детей такой же эффект, который производит на школьников «Таинственный пасьянс» Юстейна Гордера или «Жан Кристоф» Ромена Роллана на зрелых подростков и взрослых. В то же время не восхищаться смелостью создателей практически невозможно. Кто еще из представителей современной мультипликации готов взяться за тему смерти — и раскрыть ее так, чтобы ребенок не испугался?
За тридевять земель /Resan till Fjäderkungens Rike/ Дания, Швеция, 2013, 78 мин. Реж.: Эсбен Тофт Якобсен. В ролях Эдвин Ридинг, Тува Новотны, Густаф Хаммарстен, Леннарт Якель, Сиселла Кайл, Лейф Андре. В прокате с 17 июля («Премиум Фильм»)
Рецензия на мультфильм «За тридевять земель 3D»
Малобюджетный, но мудрый и глубокий датский мультфильм о путешествии зайчика в загробный мир, к умершей маме
Трейлер
На планете, где живет человекообразный зайчонок Йохан, умирающих забирает в потусторонний мир летающий монстр, которого называют Пернатым королем. Когда это случается с долго болевшей матерью зайчика, отец Йохана прячет сына на океанском судне, так как считается, что Пернатый король боится воды. Зайчонок, однако, не собирается скрываться. Напротив, он пытается привлечь внимание Пернатого короля. А когда тот отказывается забрать Йохана к маме, зайчонок сам находит путь в потусторонний мир и проникает на пароход, который перевозит умерших в их последнее пристанище – мрачноватый город на побережье.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Пяти секунд в обществе фильмографии Эсбена Тофт-Якобсена достаточно, чтобы понять, что этот датский компьютерный аниматор – большой поклонник Хаяо Миядзаки. Понятно, у него нет ресурсов, чтобы воссоздать всю красоту и отточенность творений студии Ghibli. Но Тофт-Якобсен делает что может, пытаясь передать дух и пафос лент Миядзаки, а также заимствуя у великого японца сюжетные ходы. Так, вышедший в 2011 году «Как приручить медведя» (оригинальное название – «Большой медведь») явно был вдохновлен «Моим соседом Тоторо», а новая лента Тофт-Якобсена наверняка рисовалась под впечатлением от «Унесенных призраками». Сам режиссер, правда, патриотично перечисляет среди своих источников вдохновения скандинавских сказочников вроде Туве Янссон, и в Йохане и его семье действительно есть что-то от муми-троллей. Но эстетика и художественная логика Миядзаки – это шило, которое ни в одном мешке не утаишь.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Хорошо ли то, что датчанин вдохновляется Миядзаки? Не просто хорошо – превосходно! Пока многие компьютерные аниматоры из неанимационных стран копируют второсортные голливудские образцы и выпускают мгновенно забывающиеся юмористические поделки, Тофт-Якобсен придумал хоть и наполненную забавными ситуациями, но все же вполне серьезную и берущую за душу историю о храбром мальчике, который прорывается в мир иной, чтобы еще хоть раз увидеть маму. Это как раз такой сюжет, какой заставляет забыть о техническом несовершенстве ленты в сравнении с американскими мультблокбастерами и об ее визуальной бедности в сравнении с размашистыми полотнами японского мэтра.
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
В отличие от многих конкурентов «За тридевять земель», действие фильма может зацепить как взрослых, так и детей. Первых даже сильнее, чем вторых, если им уже довелось потерять близкого человека. При этом, что очень важно, Тофт-Якобсен не пережимает с сантиментами и не давит из зрителей слезы. Его печаль светла и даже, пожалуй, оптимистична, потому что его загробный мир оказывается довольно комфортным местом. Разве что морковка там не растет…
Кадр из мультфильма «За тридевять земель 3D»
Вообще, теология «За тридевять земель» весьма любопытна, и ее дешифровка (фильм далеко не все объясняет, предоставляя зрителям возможность домысливать и фантазировать) – роскошное блюдо для поклонников сравнительного религиоведения. Тут и загробный пароход в духе лодки Харона, и подозрительно похожее на Ктулху осьминогоподобное божество Мора, и Пернатый король – нечто среднее между зайцем, соколом, ангелом и демоном… И, наконец, вызывающий в памяти многих божественных трикстеров плотник Билл, который вместо того, чтобы поддерживать загробный мир в порядке, вечно оттуда сбегает и нарушает мировой баланс. Как не влюбиться в этого очаровательно эксцентричного персонажа, который сматывается от преследователей с ворохом досок в лапах, чтобы при необходимости было из чего соорудить мостик? И как не порадоваться тому, что Тофт-Якобсен нарисовал изобретательную и захватывающую детскую ленту, где есть герои, но нет злодеев?
Не то чтобы злодеи мультфильмам для малышей были противопоказаны, но куда педагогичнее объяснять малышам, что далеко не все проблемы можно решить, размахивая бластером и мечом, и что из того, что два персонажа конфликтуют, не следует, что один из них прав, а другой – нет. Возможно, у каждого из них своя правда, и они не остановятся, пока не увидят мир чужими глазами и не найдут компромисс. Как видите, Тофт-Якобсен учит не столько храбрости, сколько мудрости. И это прекрасно. Хотя и немного печально – подобно многим сказкам его соотечественника Андерсена.
Отзывы о «За тридевять земель»
После того как я увидела трейлер, мне безумно захотелось увидеть этот мультфильм, и я не жалею, что сходила на него сегодня. Кому-то он может показаться чересчур простым: вполне простые и доступные для аудитории любого возраста диалоги, которые сначала могут показаться очень детскими и глупенькими, однако мультфильм не так прост, как кажется. Лично я не сразу поняла, в чем же там дело. Быть может, основная тема преподнесена очень завуалированно, а может, просто я туго догоняю. Если мы прочитаем описание к мультфильму, то увидим, что он о поисках маленького зайчика Йохана своей мамы, которая попала в Царство Пернатого Короля. Сначала я всё себе представляла следующим образом: некий злодей по имени Пернатый Король крадёт маму Йохана и забирает с собой в своё царство, где держит её насильно. Однако, смотря мультфильм, мы видим, что, несмотря на все запреты, зайчику, одержимому идеей увидеть свою маму и вернуть её в семью, удается-таки попасть в это царство, в который вход только по билетам и куда нельзя попасть даже в том случае, если этот самый билет тебе кто-то отдаст. Там он находит свою маму, которая живет себе счастливо, не зная никаких бед, и то и дело твердит, что ему тут не место, а что касается неё, то она хочет остаться здесь, ибо вернуться ей никак нельзя. Я долго не могла взять в толк, почему она не хочет вернуться к мужу и ребенку, и почему не хочет, чтобы они приехали жить сюда к ней, а потом всё-таки до меня дошло. Это место предназначено лишь для тех, кто умер, а живым здесь не место. Это царство умерших, и им здесь хорошо: они живут практически полноценной жизнью, у них есть всё то, что есть в реальной, земной жизни, у них есть возможность получать послания от своих близких, то есть имеется некая связь между живыми и мертвыми, хотя прямым текстом тут не говорится, что кто-то умер, это нужно домысливать. Потому мне показалось, что мультик немного сложноват в плане понимания для детей, ведь он 0+. Хотя герои просто невероятно красивые, я прямо-таки влюбилась в этих очаровательных зайчиков, настолько они милые и трогательные. Я в течение всего просмотра сидела и умилялась, расплывалась в улыбке при виде таких прелестных существ. А то, что дети, возможно, не поймут, что зайчик ищет маму, а мама на самом деле умерла и никогда не сможет вернуться к нему, наверное, к лучшему. Что касается меня, я люблю такие добрые мультики, и идея о том, что существует жизнь после смерти в некоем царстве, где все счастливы и всем хорошо, меня очень вдохновляет и заряжает позитивом.
Для тех, кто любит размышлять и видеть между строк.