в чем смысл мультфильма коралина в стране кошмаров
Скрытый смысл мультфильма «Коралина в стране кошмаров»
За окном 31 октября – самое время отмечать самый красочный и одновременно устрашающий праздник осени. Наряжаться в костюм или вырезать тыквы совершенно не обязательно, но зато можно устроить небольшой киномарафон за чашкой ароматного чая с печеньем. Пожалуй, начать стоит с классики. Хэллоуин – это самое подходящее время, чтобы в очередной раз вспомнить один из самых атмосферных и пугающих анимационных фильмов для детей. И нет, это не очередной шедевр Тима Бертона. В 2009 году на экраны выходит экранизация произведения Нила Геймана под интригующим названием «Коралина в стране кошмаров». Именно Коралина, а не Каролина! Находясь в приятном ожидании, дети вместе с родителями усаживаются поудобнее перед телевизорами и нажимают на кнопку включения. Однако они не сразу догадываются о том, что даже в обычном детском мультфильме есть непрямые отсылки и намеки. Синеволосая девочка в желтом дождевике путешествует между двумя мирами – реальным и идеальным – какой же тут может быть скрытый смысл? Однако «Коралина» не так проста, какой может показаться при первом или даже при втором просмотре. Давайте разберемся со всем по порядку и узнаем, о чем на самом деле молчат куклы.
Музыкальное сопровождение
Саундтрек у картины чудеснейший. При прослушивании мотивы немного напоминают колыбельную – хочется сразу же укутаться в теплый плед и уснуть сладким сном, пока за окном барабанит осенний дождь. Некоторым могло показаться, что девушка, чей голос мы слышим в песнях на протяжении всего мультфильма, поет на французском. Или в крайнем случае на итальянском. Ведь слова звучат так нежно и мелодично, значит это точно один из европейских языков. Однако спешу вас расстроить или удивить – абсолютно все песни исполнены… на несуществующем языке! Да-да, всё именно так. Этот факт придает мультфильму еще больше таинственности и загадочности, не находите? А убедиться в этом окончательно вы сможете, послушав заново одну из композиций, которая звучит практически на протяжении всех сцен в «Коралине».
Цветовая гамма обоих миров
Как можно заметить при первом просмотре картины – реальный мир, где живет настоящая семья Джонсов вместе с соседями и симпатичным черным котиком, окрашен в мрачные и тусклые цвета. Желтый дождевик с ботинками смотрится особенно асимметрично на фоне серых облаков. Но в другом мире всё совершенно иначе: яркая и аппетитная еда на ужин, вкусный попкорн со сладкой ватой в цирке. Всё вокруг цветет, пахнет и словно облито всеми цветами радуги. Однако что-то всё равно не так, только не совсем понятно что. Я сейчас не о жутковатой мамаше с пуговицами вместо глаз и не о её слишком приторном и манерном голосе.
Дело в том, что в реальном мире Коралина чувствует себя не в своей тарелке. Ей кажется, что она там не к месту и никому нет дела до неё и её желаний. Родители вечно в работе, пишут статьи о растениях с утра до ночи, а соседский мальчик по имени Закки то и делает, что собирает на дороге редких желтых слизняков и болтает с уличным котом. Мы видим окружающий мир глазами Коралины, не являясь наблюдателем со стороны, соответственно, не имея возможности оценить его объективно. Но заметили ли вы, что сами люди и их одежда заметно выделяются на сером фоне, в то время как в идеальном мире персонажи буквально сливаются с фоном или выглядят светлее? Всё из-за того, что настоящие родители девочки, а также и их соседи – живые люди. Их не придумала злобная ведьма и не встроила в свою несуществующую проекцию. У всех них есть мечты, желания, цели и мысли, в отличие от кукол, которые лишь играют свои роли в мире колдуньи. В идеальном мире идеальны лишь декорации и фон, а в настоящем истинной ценностью являются люди.
Таинственная рука
Жуткая костлявая рука, которая появляется несколько раз в течение всего фильма, дает подсказки с самого начала не только зрителю, но и главной героине. Сидя в уютной гостиной параллельного мира, за окном очень ярко проблескивает молния. Это случается в тот момент, когда псевдо-мама предлагает своей дочурке сыграть в прятки, на что Коралина, к счастью, дает отрицательный ответ. Скорее всего девочка не успела заметить в грозе что-то пророческое, однако интуиция сработала вовремя, и она почувствовала неладное.
В следующей сцене рука появляется в виде чаинок на дне кружки, из которой чуть ранее девочка пила ароматный напиток. Одна из бывших танцовщиц гадает на этой гуще и предупреждает Коралину, что за углом её уже поджидает опасность. Прямее намека и не придумаешь, однако героиня тут же забывает о предсказании и вечером того же дня снова отправляется в параллельный мир через маленькую дверцу в стене.
Также оба момента отсылают нас к концу картины, когда Коралина случайно отрывает кисть ведьмы. Отдельные части тела могут путешествовать и без владелицы, что и делает механическая рука. Долгое время она преследует девочку и пытается отобрать заветный ключ, с помощью которого можно отпереть дверь в потусторонний мир, но в конечном итоге погибает. Соседский парень Закки вовремя приходит на помощь синеволосой Джонс и кидает камнем в сторону костлявой руки, напоминающей жуткого паука.
Сосед сверху по имени мистер Бобинский
Невероятно высокий мужчина, который живет по соседству с семейкой Джонс, на самом деле русский. Об этом говорит не только его фамилия, но и герб России, который развевается на красном полотне при входе в его дом. Мистер Бобо, как он просит себя называть, циркач и имеет свой собственный маленький мышиный цирк. Представления он проводит прямо в той комнате, где и живет вместе с норушками. В начале фильма создатели показывают его немного странным и не от мира сего, что пугает и отталкивает Коралину. Однако это продолжается лишь до того момента, когда весь кошмар заканчивается, и девочка спасается из лап коварной ведьмы. Она начинает осознавать, что всё это время Бобинский пытался предупредить её об опасности, передавая послания от мышек. Но Джонси пропускала всё мимо ушей и не придавала особого значения фантазиям соседа.
Но почему мистер Бобо буквально сливается с небом, в то время как другие персонажи этой кино-адаптации имеют совершенно здоровый оттенок кожи? Дело в том, что он участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, о чем говорит медаль на его груди. Ей награждали людей, которые работали в самых опасных зонах аварии, где, по всей видимости, и находился Бобинский. В центре помещена эмблема ликвидаторов АЭС: алая капля крови, через которую проходят лучи с радиоактивными частицами – альфа, бета и гамма. С помощью синевато-серого оттенка кожи, авторы, возможно, хотели подчеркнуть насколько сильно эта трагедия отразилась на его здоровье и внешнем виде.
Праздничный торт
Как только Коралина попадает в параллельный мир, она встречает свою другую маму на кухне, где та готовит ну очень аппетитный ужин. После вкуснейшей трапезы родители предлагают перейти к десерту – красивому розовому тортику. На первый взгляд он не вызывает подозрений не только у главной героини, но и у всех зрителей перед экранами. «Добро пожаловать домой!» – казалось бы, что тут может смутить? Но если присмотреться, то в английском слове «домой» можно заметить небольшую петлю в букве «о». Согласно американской графологии, подобный прием обозначает лживые намерения собеседника. Коралина вовсе не дома, а в самой настоящей ловушке. Однако у слова «welcome» такого не наблюдается, ибо ненастоящие родители ждали свою дочурку, хоть и ради корыстных целей.
«Коралина в стране кошмаров»: что, если бы скучных родителей можно было заменить?
Возможно, когда вы смотрели мультфильм «Коралина в стране кошмаров», что-то в нем показалось вам неуловимо знакомым, но все же по-своему оригинальным (во всяком случае, если вы достаточно неплохо знакомы с работами Тима Бёртона). Теоретически, человек, который не знает режиссера этого проекта, вполне мог бы предположить, что это очередное мрачновато-сказочное детище, созданное именно им. Однако в действительности картину снял Генри Селик, который познакомился и подружился с Тимом Бёртоном во время прохождения стажировки на студии Уолта Диснея.
Яркий потусторонний мир по сравнению с блеклым реальным — излюбленный прием как Бёртона, так и Селика
Это не единственное, что связывает Селика и Бёртона: они также вместе работали над музыкальным фильмом «Джеймс и гигантский персик», в котором кукольная анимация сочетается с классической актерской игрой, и над широко известным мультипликационным мюзиклом «Кошмар перед Рождеством». «Коралина в стране кошмаров» стала первой серьезной самостоятельной работой Генри Селика, причем работой весьма удачной. Мультфильм был тепло воспринят критиками, рядовыми зрителями, и даже номинировался на «Оскар».
Нил Гейман и его «Коралина»
Достаточно длинное название этот мультипликационный проект получил только в русском прокате. В оригинале он именуется гораздо более лаконично – «Коралина». Рассказ английского писателя Нила Геймана, на основе которого был написан сценарий для мультика, называется так же. Гейман – личность весьма известная, причем как в литературе, так и в кинематографе. Наверняка вы слышали о его романах «Американские боги» и «Звездная пыль», которые получили достаточно успешные экранизации.
По мнению Нила Геймана, одними из самых одаренных авторов страшных сказок являются маленькие дети. История написания «Коралины» началась с того, что его дочка Холли, которой на то время было четыре года, рассказывала ему историю собственного сочинения, возвращаясь из детского сада. История повествовала о другой девочке, которую также зовут Холли, и у которой вместо мамы оказалась злая ведьма. Эта ведьма заперла девочку в подвале, но той удалось сбежать и отправиться на поиски своей настоящей мамы. Словом, фантазии Холли Гейман не занимать, а ее отцу – умения превратить даже самый странный и жутковатый рассказ в нечто довольно логичное и имеющее четко прослеживаемую идею.
Нил Гейман остался вполне доволен мультипликационной Коралиной
К слову, автор повести остался доволен тем, как Генри Селик представил ее на широком экране. Нил отметил, что ему в принципе везет с экранизациями своих произведений: режиссеры берут его книги, которые кажутся им хорошими, и превращают их в не менее хорошие фильмы или мультфильмы.
Чего жаждет ребенок, предоставленный самому себе?
В современном мире очень многие родители считают, что лучшее, что они могут сделать для своих детей – это обеспечить им безбедное существование. В действительности материальная сторона вопроса, конечно, очень важна, но внимание родителей и интересное времяпрепровождение в их компании имеют ничуть не меньшее значение.
Добиться того, чтобы кто-то из родителей уделил ей время, девочке систематически не удается
Родители Коралины, к сожалению, не понимают эту простую истину. Они работают, они постоянно заняты, они не хотят поиграть с дочерью – и это, само собой, оказывает определенное влияние на настроение девочки и на ее мировосприятие. Ребенок, которому скучно, на которого не обращают внимания, которого, как ему кажется, не любят собственные родители, неизбежно начнет фантазировать о том, как все могло бы быть, если бы все было иначе.
Посещение потустороннего мира поначалу кажется Коралине неплохим решением ее проблем
«Другая мама» и «другой папа» представляются идеальным воплощением этих фантазий. Кажется, что с ними жизнь будет легкой и беззаботной, постоянно интересной, постоянно захватывающей. Если настоящие родители Коралины находятся на одном полюсе, где всегда скучно, серо и одиноко, то «другие родители» — на диаметрально противоположном, где всегда весело и ярко, и где на тебя всегда найдут время. Это, в общем-то, довольно логично и, возможно, даже банально. Но в этом мультфильме и не нужны чересчур сложные метафоры и излишне завуалированные намеки – с такой достаточно прямой концепцией он лучше всего помогает нам прочувствовать эмоции и мир Коралины, понять, как она видит окружающую реальность, и из-за чего на самом деле переживает.
Здравомыслящий ребенок всегда выберет правду
Одна из причин, по которой «Коралина в стране кошмаров» получила большое количество положительных рецензий – это адекватность, здравомыслие и смелость главной героини. И, при всем этом, ее естественность и натуральность, как будто девочка списана с реального человека.
Мультфильм продолжает вести свою четкую логичную концепцию сквозь все сюжетные повороты. Когда Коралина понимает, что с «другой мамой» и «другим папой» что-то не так, когда ей предлагают заменить глаза на пуговицы, когда ее собственные родители неожиданно исчезают, она принимает единственное верное решение: перехитрить разозлившуюся «другую маму» и спасти всех, кого только возможно. Никаких «розовых соплей», колебаний и затянутых философствований. Девочка понимает, что настоящих родителей нужно выручать, и от ее мечтаний об идеальной жизни в мире за маленькой дверцей не остается и следа.
«Другая» мама в результате оказывается гораздо менее приятной личностью, чем казалось в первое время
В реальности многое происходит аналогичным образом. Порой мы смотрим на самых близких людей сквозь призму злости, раздражения и обиды. И это может продолжаться достаточно долго, но достаточно легкого толчка, чтобы эта пелена безвозвратно исчезла с наших глаз. И без нее мы возвращаемся к тому, что по-настоящему чувствуем к объекту былого раздражения: любви, привязанности, доверию, уважению и так далее.
Именно поэтому Коралина спасает собственных родителей и искренне радуется их возвращению. Ведь все остальное не важно. Ее маме и папе действительно стоит побольше времени проводить со своей дочерью, но, как ни парадоксально, даже без таких вечно занятых родителей девочке не нужно будет практически ничего. Если вы когда-нибудь в детстве оказывались дома в одиночестве, или терялись в торговом центре, то вы должны помнить это чувство, когда все неважно – лишь бы родители к тебе вернулись.
Родители, которые ничего не помнят, но что-то понимают
Мультфильм заканчивается тем, что Коралина, ее родители и их соседи проводят время в саду. Другими словами, тем, чем в принципе должен закончиться переезд: постепенной адаптацией к новому месту и новым людям, относительно грамотной расстановкой приоритетов и рассмотрением новых перспектив. Другое дело, что для родителей Коралины это проходит незаметно, как будто в порядке вещей, а для нее самой – через захватывающее и ужасающее приключение.
Совместная работа в саду и исчезающий черный кот — идеальная концовка для такого мультфильма
«Коралина в стране кошмаров» — это тот мультик, который будет полезно и интересно посмотреть и детям, и взрослым, и детям вместе со взрослыми. Дети научатся тому, что никогда не стоит думать, будто бы их родители их не любят. Взрослые – тому, что дети нуждаются в их внимании, как в воздухе.
Мультфильм «Коралина в стране кошмаров» в перспективе психоанализа и шаманизма
Мульт был бы проходным, слабой попыткой переписать кэрролловскую «Алису в стране чудес», если бы моё внимание не привлекли шаманские и психоаналитические элементы.
Дальше могут быть спойлеры.
Психоаналитические элементы в мульте наверняка были почерпнуты в соответствующей литературе, так что это даже классика:
— Коридор в параллельный мир в виде символического выхода из матки.
— «Параллельные» родители как персонификация того, что девочке не хватает в реальной жизни
— «Параллельная» мать-паучиха, в конце играющая роль злой колдуньи
— «Параллельный» отец, помыкаемый матерью и разъезжающий верхом на гигантской самке богомола
— Квест на той стороне по спасению украденных колдуньей настоящих родителей в результате решает семейные проблемы девочки в реальном мире.
Шаманские элементы в современной поп-культуре было проследить интереснее.
— Проникновение на ту сторону через маленькую дверь, за которой во время сна или во время фейри возникает коридор.
— Все признаки мира фейри. На той стороне Коралина находит всё самое красивое и желанное. Всё то, по чему истосковалась душа. Также имеют собственный дух игрушки, музыкальные инструменты и растения.
— В параллельном мире Коралина обнаруживает души трёх давно пропавших в этой местности детей. Она проходит квест по нахождению их глаз, чтобы они ушли к свету. Символически их глаза предстают в виде мелких круглых предметов, типа мячиков и набалдашника ручки переключения автопередач. Классическая работа психопомпа. Тот факт, что девочка их увидела в созданной именно её душой мире, указывает на наличие у неё шаманского потенциала 🙂
— Риск остаться на той стороне, потеряв душу, пришив себе пуговицы вместо глаз. Как тут не вспомнить многочисленные истории и легенды о пропавших детях, которых, говорят, похищали фейри?
— В один из последних визитов, проведя меньше суток на той стороне, Коралина возвращается домой спустя пару недель, судя по протухшим на кухне продуктам. Ещё одна параллель с миром фейри, из которого люди могут возвращаться спустя десятилетия.
— Две старухи-артистки, живущие в нижней квартире, в параллельном мире дают музыкально-акробатическое представление, и на финальной сцене Коралина видит их в молодости. Тоже признак обострённой интуиции девочки.
— В реальном мире старухи дарят ей фейри-камень (камень с естественным отверстием), при помощи которого она успешно находит предметы с душами пропавших детей.
— Русский старик-циркач, живущий в верхней квартире, определённо заинтересовал бы психиатра. К миру духов он ближе всего. Занимается йогой Делает зарядку на крыше дома, окружил себя мышами, питается только сыром и свеклой. В реальном мире он, не фильтруя то, что говорит, передаёт Коралине предупреждение от мышей не ходить в маленькую дверь.
— Квест на той стороне по спасению украденных колдуньей настоящих родителей в результате решает семейные проблемы девочки в реальном мире. Как по волшебству, её настоящие родители становятся чуть более тем, чего очень хотелось Коралине.
— Местный кот, которого все подкармливают, оказывается единственным, кто проникает в мир фейри целиком. Там он играет роль мудрого проводника и помощника для Коралины.
Рецензия на мультфильм «Коралина в стране кошмаров»
«Коралина в стране кошмаров» по сказке Нила Геймана рассказывает о девочке, которой хотели пришить пуговки вместо глаз. Фильму впору сразу давать «Оскар».
Трейлер
Как всем хочется верить – путь справедливого воздаяния труден и долог, но неуклонен. Только что, после триумфа и героического провала «Хранителей», Алан Мур [III] стал человеком-«must-know». Сегодня Нил Гейман, автор «Американских богов», «Задверья», «Детей Ананси» (перечислять все очень долго), автор комикса «Sandmen», становится поп-звездой мировой величины. «Звездная пыль» /Stardust/ (2007) повеселила зрителя, принесла денег, но взбесила критиков (остальные экранизации – удовольствие для маргиналов). «Коралина», кажется, уже сейчас должна быть на первом месте в списке Оскаровских номинантов.
Строптивая девица лет десяти, по имени Коралина Джонс киснет и пытается найти себе развлечение. На улице дождь, родители уткнулись носами в компьютеры, на обед склизкая бурда. Соседский мальчишка противный, как все мальчишки. Сосед сверху – чокнутый русский, мистер Бобински, который держит цирк прыгающих мышей, но никому его не показывает, потому что номера пока не идеальны. Внизу живет парочка старых актрис, которые из своих скотч-терьеров со временем делают чучел с крылышками. По завышенным детским меркам – тоска-тоска-тоска. Но по счастью дверца в стене ведет в другой, хоть и такой же дом, где живут другие мама и папа. Такие же, как настоящие, только с пуговицами вместо глаз. Кормят отменно, в саду поющие цветочки, в спальне порхают игрушки. Все знают, что за просто так приличные родители не делают ничего подобного. Ведьма эта мамаша. Только и ждет, чтобы пришить девочке пуговки вместо глазок и украсть душу, а за коротенькие каникулы в идеальный мир ждет страшная расплата. Разумеется, будет схватка, и хвала высоким технологиям (фильм в 3D) – сказкам очень идет засасывающая многомерность.
«Коралина» не один год пугала издателей, которые считали ее жуткой, хотя видали мы сказки и пострашнее. После «Темных начал», да хоть и кровожадного «Гарри Поттера», сказка про девочку, которая не захотела, чтобы ей пришили пуговицы вместо глаз – это просто крем-брюле. Дело вообще не в этом. Генри Селик, снявший «Кошмар перед Рождеством» /Nightmare Before Christmas, The/ (1993), (который принято с шиком называть фильмом Тима Бартона), и менее известный, но прихотливый «Джеймс и гигантский персик», сделал безупречный по части вкуса фильм. Когда девочка идет по холмам и начинается дождь, можно ощутить и влажный воздух, и холод так, как получалось в десять лет. В камере Селика стоит фильтр, который придает особой значительности вещам и событиям. С таким фильтром свойственно смотреть на любой предмет, если в вас метр с небольшим росту, а в голове уже много соображений на любой счет. Когда Коралина в Зазеркалье – краски густеют, а камера летает, быстрота событий и пышность обстановки – приметы блиц-крига обольщения. Когда обольщение обратится своей изнанкой, другой мир будет рассыпаться со сладостной жутью. Дети это любят – и другой мир, где кормят булочками, и еще больше – жуткую жуть.
Второй результат бокс-офиса в Америке для анимации этого формата после «Побега из курятника» /Chicken Run/ (2000) – триумф. Только так сразу и не скажешь чей. Гейман набросал нежную и страшную зарисовку, Селик ее раскрасил и увеличил до гигантского вкуснейшего персика – анимации, которой благородство не мешает быть зверски увлекательной. Часто небрежный, Гейман нуждается в гениальных интерпретаторах, и он такого получил. Теперь отдайте в нужные руки «Американских богов» и будет фильм на все времена. А если ремеслу сочинителя комиксов Геймана учил Алан Мур, то может, и за режиссером далеко бы не ходить?
Нет такого в планах. Фанаты слоняются, киснут, проклинают взрослых и мечтают о лучшем мире. Но надо быть спокойным и упрямым.
В чем смысл мультфильма коралина в стране кошмаров
2009
США
«Бойтесь своих желаний»
Озвучивали :
Дакота Фаннинг
Тери Хэтчер
Дженнифер Сoндерс
Доун Френч
Кит Дэвид
John Hodgman
Роберт Бэйли мл.
Йен МакШейн
Aankha Neal
George Selick
а мне казалось, что трейлер и был на диске МФ. или я путаю?
Как читавший книгу, хотел бы посмотреть что получилось, а судя по трейлеру, будет приинтересно и страшновато.
Маленькая Коралина переезжает со своими родителями в поместье «Розовый замок», находящееся в глубоком лесу, который словно погружен в атмосферу вечного тумана и дождей. Жизнь у «маленькой К» не ладится давно – мало того, что она уехала от старых друзей, так еще и родители не желают обращать на ребенка внимания, целиком и полностью погружаясь в работу по верстке книги о цветах. На новом месте девочке встречается чудаковатый мальчишка-сосед, который дарит ей куклу… точь-в-точь похожую на саму Коралину. По заверениям нового друга – этой игрушке уже много лет, а сходство – всего лишь случайность. Вечером юная героиня находит в доме потайную дверцу, заклеенную обоями, которая оказывается замурованной. Но в ту же ночь девочка обнаруживает, что дверь открыта… Любопытство одолевает страх и ребенок отправляется в тоннель, который выводит ее в новый мир – место, где мечты и желания Коралины стали реальностью… Казалось бы, наша героиня попала обратно к себе в дом, но он стал иным: ее «другой папа» не сидит целыми днями за компьютером, а занимается музыкой и ухаживает за чудным садом, «друга мама» готовит вкусный ужин, улыбается дочери и готова уделить ей столько внимания, сколько нужно. «Другая комната» Коралины похожа на маленький ларец чудес, в котором живые даже игрушки. Все так чудесно в «другом доме», что юная героиня едва борется с соблазном не возвращаться обратно… И все было бы хорошо, если бы не одна странность – у новых родителей вместо глаз зашиты черные пуговицы… Но скоро новые папочка и мамочка как бы невзначай предлагают дочери остаться в этом мире навсегда.
Сразу хотелось бы отметить, что мультфильм, как и сама книжка, вышел весьма нестандартным – отчасти готическим, отчасти «психоделическим». Более того – сценаристы были вдохновлены эзотерической литературой о сновидениях.
«Но ведь сны не опасны, тем более – это все, что у меня есть…».
Герои картины – отдельная статья похвалы. Чего только стоит сосед Коралины – циркач Бобински, повесивший герб России над входом в дом. А две старушки-подружки, некогда бывшие танцовщицами, просто неподражаемы – в них каждый из нас сможет увидеть собственных соседок.
Сама же история рассказывает о том, что сон и реальность не так уж чужды друг другу. В основе данной концепции лежит древнее знание об осознанном сновидении. Таким образом, создатели «Коралины» справились с двойной задачей – для детей это будет просто очередная красочная сказка, а для взрослых – философская притча. Однако смысл мультфильма отнюдь не в мнимой моральности – люби, мол, таких родителей, какие тебе достались. Отец и мать девочки выступают в этой истории лишь элементом. Сколько ведь семей в наше время живет «рабочей жизнью», не обращая внимания на подрастающее поколение. Смысловое ядро картины уходит своими корнями в удивительные рассказы людей о том, что они вдруг осознавали, что находятся во сне… Тем не менее, авторы мультфильма не стали вдаваться в подробности вылазок в сновидения, максимально приблизив рассказ Геймана к восприятию большинством публики.
Хотелось бы надеяться, что история о необычной девочке получит продолжение – не только потому, что кукольная анимация нынче удел немногих, но и потому что такого продуманного и умного сюжета зритель не встречал давно…
Рекомендовать картину можно практически всем – начиная от тех, кто не особо заботится о смысловой составляющей того, что смотрит, и, кончая любителями, увлекающимися философией. Для последних мультфильм будет особенно ценен – не только потому, что он затрагивает проблему выбора человека в этом мире, но и потому что картина рассказывает о том, что наш мир – далеко не единственный и мы далеко не одиноки во Вселенной. Кто знает – может быть кому-то и будет дано познать «искусство сновидения». Поэтому будьте готовы к тому, что однажды, открыв глаза в постели, Вы поймете, что не одни…
Действительно «Коралина» похожа на «Труп».