в чем смысл малахитовой шкатулки
Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова
Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.
Скрытый смысл в том, что подарена эта шкатулка, как выяснилось не Степану – горняку, добывающему малахит. Потому как умер он вскоре, не воспользовавшись ими.
И жене его Настасье, которой подарил Степан эти драгоценности, были они в тягость. Не смогла носить их Настасья. Было мало, тяжело, холодно, туго, велико. Не для нее, выходит, предназначила Хозяйка медной горы свой дар. Встает вопрос, для чего тогда передала она их Степану?
После его смерти осталась одна Настасья растить троих детей, двух сыновей и дочь Танюшку. Не продала шкатулку только по просьбе дочери, которая души в украшениях не чаяла, ценила их как память об отце. Ни на кого не была похожа, женихов отвергала, потому что было в ней что-то неподвластное пониманию крестьянского народа. Как выяснилось впоследствии, Татьяну не понимало и высшее сословие вплоть до царицы.
Не от мира сего родилась девушка, не ласковая с людьми и с родной матерью. Ей и только ей впору пришлись драгоценности из малахитовой шкатулки, ее они оберегали, ей помогали принимать решение, как будто сама Хозяйка медной горы родила ее, а не Настасья. Как будто сама Хозяйка в облике странницы явилась в их дом, чтобы обучить девочку искусному рукоделию, равных которому еще не было.
И только со странницей была Татьяна мила и приветлива. Только ее странница называла доченькой, и Танюшка не противилась этому.
Своенравность, некоторыми считающаяся чудачеством, девушки не отпугивало, однако мужчин, которые табуном ходили перед ее окнами. Но равного себе она не видела, как не видела себя в будущем чьей-то женой, матерью, живущей среди знакомых ей людей.
Предназначение свое видела Татьяна в труде, в небывалом таланте вышивки шелком. Понимала, что не зря так тянет ее к малахиту, к подаренным отцу драгоценностям, к страннице и ее науке.
Исчезает Танюшка в малахитовой комнате царицы не просто так. А потому, что не было места ей среди всех этих людей. Как будто из другого мира пришла она на Землю. И вот теперь пришло время возвращаться.
Нет в этой сказке удивления Татьяны волшебным событиям, происходящим с ней. Потому, что где-то в подсознании, есть понимание того, что не принадлежит она к этому миру.
2 вариант
Сказка Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулки» пронизана одной идеей. Сквозь сюжет проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями, которую подарила Хозяйка медной горы, горняку Степану.
Скрытый смысл в том, кому была подарена эта шкатулка. Ни Степану т. к он ими не воспользовался, умер. Его жена, которой он их подарил, тоже не была в восторге от них. Они ей были, то тяжелые, то холодные, то большие. Видно не ей предназначались эти драгоценности. Вопрос, зачем Хозяйка медной горы подарила их Степану?
Когда Степан умер, осталась его жена Настасья, одна с тремя детишками, двумя сыновьями и дочкой Танюшкой. Не продавала мать шкатулку только из – за дочери, которая любила эти украшения, ценила их как память об отце. Девушка была загадочна, как для крестьянского народа, так и для высшего сословия, даже для царицы. Всех женихов отвергала.
Девушка была груба с людьми и с родной матерью. Настасье не нравилось такое поведение дочери. Она жаловалась соседям на дочь. Зато ей все украшения, которые были в подаренной шкатулке, были в пору, они оберегали и помогали в принятии решения. Казалось, что она была дочерью Хозяйки медной горы, а не Настасьи. И Хозяйка появилась в их доме в образе странницы, и обучила девочку рукоделию.
Таня была приветлива с этой женщиной, и когда эта женщина назвала ее доченькой, Танюшка не возмутилась.
Трудный характер девушки не отпугивал женихов, они за ней ходили толпами, атаковали двери её дома. Она не видела себе равного, как не представляла себя, чей — либо женой, матерью.
Татьяна считала, что её предназначение было в труде, и в вышивке шелком. Она понимала, что её тянет малахиту, драгоценностям, к страннице и ее науке. Девушка исчезла в малахитовых покоях царицы, не было ей места среди людей, она была с другого мира. Танюшка выбрала свою судьбу, удалиться во владениях Хозяйки Медной Горы.
Девушку не удивляли события, которые с ней происходили, как – будто она знала, что она с другого мира, и ей надо вернуться домой, в царство малахита и драгоценностей. Сказка учит нельзя опускать руки в трудной жизненной ситуации, нельзя унывать, надо бороться за мечту и верить в чудо. Надо быть трудолюбивым.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова
Популярные сегодня темы
Из разнообразных примеров искусства мы можем узнать о том, чем является сила духа. Также есть много примеров и из повседневности, когда такое качество проявляется.
Что же такое обломовщина? Откуда появилось данное слово, и каково его значение? Данное понятие появилось в тот момент, когда Гончаров выпустил свой роман, который назывался Обломов. Выпустил он данное произведение
Людям свойственна тяга к объединению, к зависимости от мнения других людей. Именно поэтому политические силы часто формируют из людей толпы. Конечно, толпа в некотором смысле трудно управляется
Центральное место в картине занимает вереница кораблей. Две большие ладьи, заполненные людьми, изображены на переднем плане. Остальные суда небольшими пятнами виднеются вдалеке
М.Ю. Лермонтов умело применил способ, с помощью которого на первый план выходят яркие события из жизни Печорина, оставившие след в его душе по разным причинам. Либо это полное неудовлетворение
Малахитовая шкатулка, как магический предмет сказов Бажова
5. Малахитовая шкатулка, как магический предмет сказов Бажова
Малахит, который в Европе XIX века называли «русским камнем», – основной символический камень сказов Бажова. Мастер Евлах в «Железковых покрышках» так отзывается о нем: «…наш родной камень, в коем радость земли собрана». Малахит традиционно рассматривается как камень, который возвращает душевное равновесие, отводит зло и оберегает хозяина от злого рока, изгоняет хандру и меланхолию. Как символ жизни и роста, малахит часто выступал в качестве «детского оберега», так как «кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов»[7]. Но одновременно он – камень смерти. Виной всему зеленый цвет малахита, который символизировал не только юность, надежду и веселье, но ассоциировался также с несчастьем, печалью и скорбью. Так, негативная символика зеленого цвета проявляет себя в выражении «зеленая тоска». В сказах о Хозяйке малахит символически воплощается в трех предметах: зала малахитовая в царском дворце, камни для которой были вырублены Степаном; малахитовая шкатулка, подаренная жене Степана Настасье, а на деле предназначенная для земной дочери Малахитницы – Танюшки, и, наконец, каменный цветок, создаваемый мастером Данилой. Малахитовая зала петербургского дворца – символ магической власти камня в суетном, тщеславном и корыстном земном мире. Малахитовая палата во дворце, где Танюшка уходит в гору, становится символом каменной силы Медной горы Хозяйки в человеческом мире. Итак, малахитовая глыба, которою можно украсить царские палаты и из которой можно вырубить столбы малахитовые для церкви, как это делает Степан, символизирует в сказах Бажова магию природного камня, приспособленного для земных людских нужд, что в принципе не нравится Хозяйке. Поэтому она всячески стремится продемонстрировать свою власть даже над этим, уже отработанным и, следовательно, очеловеченным камнем. Малахит, отданный во дворец, заставляет дрожать от страха его обитателей при виде растворившейся в стене Танюшки – новой хозяйки Медной горы. Малахит, отданный на украшение главной церкви в Санкт-Петербурге, приводит к исчезновению богатств Гумешковского рудника и его последующему затоплению. При этом рассказчик объясняет это тем, что Хозяйка «огневалась» за столбы, которые «в церкву поставили».
Малахитовая шкатулка – материальный символ «каменной силы» малахита. Это символ красоты, которая дается одному человеку, да и то тесно связанному с тайной силой… Вообще же шкатулка – классический женский символ, «символ сюрприза, загадочного, пугающего и манящего»[8]. В истории с малахитовой шкатулкой Хозяйка выступает соблазнительницей мужчин и соперницей земных женщин. С этой точки зрения становится понятно, почему она отказывает в помощи женатым мужчинам. И Степан, и Данила общаются с ней до брака. Однако уровень постижения героями «каменной силы» Хозяйки различен. Степан добывает малахитовые глыбы, о дальнейшей судьбе которых он не задумывается. Не С этой точки зрения становится понятно, почему она отказывает в помощи женатым мужчинам. И Степан, и Данила общаются с ней до брака. Однако уровень постижения героями «каменной силы» Хозяйки различен. Степан добывает малахитовые глыбы, о дальнейшей судьбе которых он не задумывается. Не понимает он, и тайны малахитовой шкатулки-завещания понимает он и тайны малахитовой шкатулки-завещания
Шкатулка становится символом тайны, связавшей навечно Степана и Хозяйку, символом совершившегося между ними тайного брака. Она, безусловно, предназначена не для земной невесты Степана Настасьи, которая «простой человек, обыкновенный», а для «чудесного ребенка» Танюшки, классического образца «подменыша» – плода горного духа и смертного человека. Поэтому закономерно, что только одна Танюшка может оценить магию чудесного подарка Хозяйки. Так что «если на Настасью малахитовые украшения… веют холодом, то дочери от них тепло.
6. Образ повествователя – рассказчика дедушки Слышко
Исследователи неоднократно указывали на системность отношений текстов в корпусе сказов П.П. Бажова. Образ рассказчика и характер повествования играют важную роль в формировании единства «сказового мира». В сущности, рассказчик – дед Слышко – выступает в роли единственно-компетентного знатока описываемого мира. Фрагментарность хода повествования определяется положением рассказчика – «наверху и в центре» описываемого мира в буквальном смысле это караулка на Думной горе, откуда на большую часть локальных «привязок» рассказчик может «указывать рукой». Автор формирует безусловное доверие к рассказчику и к тому миру, который он созидает, – включая элементы фантастики. Причем, по словам Д.В. Жердева, «для самого рассказчика «мир сказов» не есть его порождение, но поле коллективного опыта, поле знания сказового социума, содержащее систему архетипов, смыслов, ценностей, эстетических и моральных норм, требований и табу, представлений, сюжетов и навыков этого мира. Слышко же выполняет при этом мире функцию транслятора – медиатора, репрезентирующего этот мир и включающего его в систему отношений мира реципиентов» [9].
В сказах 40‑х годов образ рассказчика изменяется. П.П. Бажов отмечал: «В сущности, Хмелинин старым Гумешевским рудником ограничивался, все остальное идет не от его имени»[10]. По словам М.А. Батина, новый рассказчик – «типичный представитель старшего поколения советского рабочего класса, с чертами, присущими только советским людям»[11].
При выявлении связи между прошлым, настоящим и будущим особую значимость приобретает мотив памяти. Так, в сказе «Шелковая горка» рассказчик, критикуя авторов книг по истории Невьянского завода, замечает, что не сами Демидовы сделали себе славу, а замечательные мастера, оказавшиеся незаслуженно забытыми. Целью повествования становится рассказ о «тех людях, кои самих Демидовых столь высоко подняли, что их стало видно на сотни годов» [12]. В настоящем, когда «старинная работа в полную силу оценена»[13], наградой талантливым предкам становятся память и признательность благодарных потомков. Таким образом, выявляется роль рассказчика: как и другие заводские старики, он служит поддержанию связи времен, напоминает о значимости механизма памяти. Через категорию исторической памяти, через механизм воспоминания (повествования) о давно прошедшем, талантливые мастера обретают вторую – подлинную, по мысли рассказчика, – жизнь в настоящем времени. Как отмечала Л.И. Скорино, именно заводские старики выполняют важную социокультурную функцию: они являются хранителями мировоззренческого и социального опыта. По словам исследовательницы, «приисковые старые рабочие служат великому делу – связи времен»[14].
Название произведения | Малахитовая шкатулка |
---|---|
Автор | Павел Петрович Бажов |
Жанр | Сказ |
Год написания | 1936 |
Главные герои
Сюжет произведения
После кончины Степана его жена Настасья бережно хранит шкатулку с малахитовыми украшениями. Настасья не могла их носить. Они казались ей тяжелыми и неудобными. Продавать шкатулку женщина тоже не хочет.
Только дочери Татьяне Настасья дает поиграть с малахитовой шкатулкой. Тятины сокровища утешают Татьяну, которая сильно горюет по отцу. Девушка примеряет серьги и кольца каждую свободную минуту. Она испытывала тепло, когда надевала на себя украшения.
Однажды в дом к Настасье постучалась странница. Она попросилась пожить в доме несколько дней. За это время она обучила Татьяну шить шелком и бисером. Однажды девушка со странницей остались в доме одни. Татьяна рассказала новой знакомой об отцовском приданом. Та попросила показать его. Девушка повела странницу в голбец, где хранили шкатулку после попытки украсть ее.
Там девушка стала примерять украшения, а странница касалась их. После ее прикосновений серьги и кольца приобретали новый блеск. В эти же мгновения девушка увидела перед собой комнату и удивительную женщину в зеленом платье с отцовскими украшениями.
После этого случая женщина попрощалась с Настасьей и ее семьей. На прощание она подарила Татьяне пуговицу, на которую можно взглянуть и попросить у странницы совета.
Девушка после ухода женщины стала искусно шить. Ей стали делать заказы. Этим Татьяна кормила семью. В свободные часы она все также примеряла отцовские украшения.
Однажды в семье произошло несчастье. Сгорел дом, где жила Настасья с детьми. Спасти успели только малахитовую шкатулку. Женщина поняла, что пришла пора продать подарок мужа.
Об этом узнала жена нового приказчика, бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Она предложила хорошую цену и выкупила шкатулку за 2000 рублей. Только носить украшения так и не смогла.
Ее муж, приказчик Паротя, решил сам повидать девушку, которая раньше носила эти украшения. Как только он увидел Татьяну, так сразу влюбился. Он заказал ей вышить свой портрет.
Весной в Полевскую приехал барин Турчанинов с намерением увезти жену Пароти. Он заинтересовался украшениями в шкатулке своей бывшей любовницы и предложил продать ему шкатулку со всем содержимым. Когда жена приказчика с барином сторговались, он приказал позвать Татьяну.
Она пришла. По его просьбе Татьяна примерила украшения, и он предложил ей выйти за него замуж. Девушка согласилась с условием, что Турчанинов отведет ее во дворец и покажет комнату, где находится отцовская работа. Барин согласился и уехал в столицу, где всем рассказывал о красоте своей невесты.
Осенью слухи дошли до самой царицы. Она приказала привести девушку во дворец. Татьяна сказала жениху, что приедет к дворцу сама. Он ждал ее у крыльца и устыдился того, что Татьяна пришла пешком в обычном платке, простой шубке и спрятался.
Однако когда девушка распахнула верхнюю одежду и сняла платок, он вышел встретить Татьяну. Невеста рассердилась на него, но пошла во дворец. Там она поняла, что Турчанинов обманул ее. Он вел ее показывать царице, а не показывать ей царицу.
Тогда Татьяна прислонилась к малахитовой стене и растаяла. Остались только ее украшения. Когда барин попытался их собрать, они превратились в капли. Только подобранная пуговица осталась целой. В ней отразилась малахитовая красавица и посмеялась над неказистым барином.
С тех пор, как пропала Татьяна, Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видели.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Бажов П. «Малахитовая шкатулка» Читательский дневник, краткое содержание
Бажов П. «Малахитовая шкатулка» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Бажов Павел Петрович
Название: «Малахитовая шкатулка» («Уральские сказы»)
Жанр: Сказ
Тема произведения: таланты и мастерство людей.
Число страниц: 51
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Сказ об удивительной шкатулке с драгоценностями, и о девушке Танюше, сумевшей своими талантами и трудолюбием стать настоящей мастерицей, второй хозяйкой медной горы.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне понравился эпизод с появлением таинственной странницы, она была одета по-простому и бедно, но оказалась будто бы самой хозяйкой медной горы. Обучила Танюшку вышивке и показала удивительное видение.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Настоящий талант – удивительный дар, его невозможно ограничить какими то рамками, заполучить или отобрать.
Чему учит эта книга:
Сказка учит нас тому, что талант и настоящее мастерство – это удивительный дар. Учит нас, что глупость и несправедливость – только людям на смех, а важно оставаться собой и не бояться, быть трудолюбивым и честным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне интересно было узнать о необыкновенных мастерах прошлого. Главная героиня, Танюша, удивительная независимая девушка, родилась в простой семье, но за характер, упорство и таланты её заметила сама хозяйка медной горы. Правда, читать сказ сложно из-за большого количества непонятных слов и выражений.
Новые слова и выражения:
Протча – то же что и прочее.
Шибко – скоро, быстро.
Щегарь – горный мастер.
Голбец – в избе конструкция при печи.
Пословицы к произведению:
Воля и труд, дивные всходы дают.
Трудолюбие талант растит.
Кто любит труд, того люди чтут.
Краткое содержание «Малахитовая шкатулка»
Всего получено оценок: 887.
О произведении
Сказ «Малахитовая шкатулка» Бажова написан в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Книга является продолжением сказа Бажова «Медной горы Хозяйка».
Малахитовая шкатулка с драгоценностями, которая упоминается в сказе, олицетворяет талант и трудолюбие уральских рабочих, добывающих и обрабатывающих поделочные камни.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Малахитовая шкатулка» на нашем сайте.
Место и время действия
События сказа происходят в конце XIX — начале ХХ столетия на Урале и в Санкт-Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
После смерти мужа – известного в округе горняка Степана – у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с богатыми украшениями, которая досталась им в подарок от самой Хозяйки Медной горы. Она знала истинную цену этим драгоценностям, и даже в самое тяжелое время отказывалась продавать их местным торгашам.
Как повзрослела Татьяна – краше ее невесты не сыскать. Многие парни пытались с ней заговорить, вот только девушка была со всеми холодна. Вскоре семью настигла беда и полностью сгорел дом, скотина, все хозяйство. Только малахитовую шкатулку и успели спасти, которую пришлось продать. Танюшке было очень горько, но волшебная пуговичка дала свое согласие.
Однажды приезжий приказчик Паротя, сраженный красотой Татьяны, попросил, чтобы она вышила ему свой портрет. Во время застолья, будучи под хмельком, он показал вышитый шелком портрет молодому богатому барину Турчанинову, который тут же влюбился в зеленоглазую красавицу. Он выкупил ее украшения и предложил выйти за него замуж. Танюшка согласилась, но поставила условие: барин должен был показать ей царицу в дворцовой комнате, украшенной малахитом, что добыл Степан.
Заключение
Сказка учит уважать чужой труд, не лениться и не опускать руки даже в самой сложной жизненной ситуации. Истинная красота и богатство не в драгоценных камнях, а в самом человеке.
После ознакомления с кратким пересказом «Малахитовой шкатулки» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: