в чем смысл махинации чичикова
В чем заключается суть аферы Чичикова? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Для истинных почитателей таланта Н.В. Гоголя и посетителей Литероведа предлагаем сочинение на тему «В чем заключается суть аферы Чичикова? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)», в котором раскроем все секреты невероятной авантюры героя.
Н.В. Гоголь – талантливый русский писатель, к творениям которого невозможно остаться равнодушным. Любой, даже самый взыскательный читатель, может найти в его творческой лаборатории произведения на свой вкус. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» — итог семнадцатилетних наблюдений над жизнью общества.
В основе произведения лежит афера приобретателя Павла Ивановича Чичикова, который путешествует по одной из отдаленных российских губерний, однако не бесцельно, а с желанием приобрести мертвые души, то есть умерших крепостных крестьян. Одного за другим он посещает разных помещиков: Манилова, Настасью Петровну Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. С каждым из них он заводит разговор о покупке умерших крестьян. В чем же заключается суть аферы Чичикова? Зачем чиновнику, который занимает не последнее место в обществе, так нужны мертвые души? Как мы знаем, Павел Иванович Чичиков твердо запомнил завет отца «пуще всего беречь копейку», поэтому еще со времен учебы копил деньги. Они стали чуть ли не главной целью его жизни, в достижении которой он не гнушался никакими способами и методами: мог обмануть, предать, пренебречь дружбой и любовью, не оправдать ожиданий окружающих. К тому моменту, когда читатель впервые встречает его в произведении, герой добился определенных жизненных высот. Он чиновник в отставке, дослужился до коллежского советника. Но жажда накопительства все еще не покидает его, а властвует над сердцем и головой героя, поэтому он решился на очередную аферу.
До начала 18 века помещики платили налог за каждый двор без учета в нем количества крепостных душ. Однако Указом от 26 ноября 1718 года подворная перепись была заменена на подушную, согласно которой налогом облагались все крепостные крестьяне мужского пола «от мала до велика», то есть несмотря на возраст. Через каждые пятнадцать лет проводились ревизии, которые выявляли реальное количество податных душ. От одной «ревизской сказки» до другой все умершие, отданные в рекруты или беглые крестьяне считались податными, поэтому помещик вынужден был платить налог за них в казну сам или же раскидать по другим крестьянам. Мертвые души, числившиеся живыми по ревизским сказкам, становились большой обузой для помещиков, поэтому от таких крепостных мечтали всяческими способами избавиться. Эти обстоятельства создавали благоприятные предпосылки для махинаций. Если одних мертвые души тяготили, то для других они были крайне необходимы как предмет мошеннических сделок и извлечения выгоды. Именно на это и рассчитывал Павел Иванович Чичиков, главный герой поэмы. Он скупает у помещиков мертвые души, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском попечительском совете, благотворительном учреждении для сирот и подкидышей, и получить за них ссуду. Опекунские советы имелись в Москве и Петербурге и распоряжались деньгами, которые получали от благотворительных взносов, продажи игральных карт, а так же отчислений от театральных постановок, лотерейных билетов. Большую часть денежных средств Опекунские советы получали от ссудно-заемных операций. Начиная с 1772 года при них стали появляться ссудные и сохранные казны, куда можно было заложить драгоценности, имения, дома, крепостных крестьян и получить ссуду, размер которой зависел от количества ревизских душ. Этим шансом и решил воспользоваться приобретатель Чичиков, поэтому и решил скупить мертвые души, освободив помещиков от уплаты налога. Однако приобретение крепостных было недостаточным для получения желаемых денег, и хотя от количества крестьян зависел размер ссуды, заложить можно было только имение. Но Чичиков не был бы настоящим Чичиковым, если бы не все предусмотрел. Он собирался «переселить» приобретенных им крестьян в Херсонскую губернию, которая представляла собой мало заселенные степи. Эта земля раньше называлась Новороссией и была включена в состав Российской империи в 18 веке после войны с Турцией. Предусмотрительный Павел Иванович Чичиков приобрел там землю, чтобы населить ее «мертвыми душами», а потом заложить имение, как и планировал, в Опекунском императорском совете.
Для читателей, к сожалению, остается тайной, чем же закончилась афера главного героя произведения, но она как нельзя лучше характеризует Павла Ивановича Чичикова и отражает всю действительность николаевской России. Герой поэмы настолько бездушен, черств и нравственно убог, что не считает аморальным поступком обогащение за счет сирот и подкидышей. А реальность крепостнической России настолько невероятна, а отношения между людьми настолько искажены, что в том мире, в той реальности совершаются самые неправдоподобные с точки зрения здравого смысла, невероятные, фантастические события.
В чем суть аферы Чичикова?
В «Мертвых душах» постоянно упоминается учреждение под названием «опекунский совет». Именно секретарь опекунского совета подсказывает Чичикову идею мертвых душ. Именно в опекунский совет собирается Чичиков заложить купленные души.
Хотя оба воспитательных дома именовались императорскими, денег казна им не отпускала. Существовали они за счет частной благотворительности, отчислений от лотерей и театральных спектаклей, продажи игральных карт и т. п. Но главным источником дохода воспитательных домов были ссудно-залоговые операции.
Опекунские советы, управлявшие воспитательными домами, имели право брать в залог движимое и недвижимое имущество, дома и ценности, земли с находившимися на них крестьянами и крепостных крестьян отдельно.
На праве дворян закладывать собственных крестьян, то есть получать ссуду под залог крепостных душ, построена и вся афера Чичикова с покупкой мертвых душ.
Если ценные вещи (движимое имущество) закладывались в натуре, то, разумеется, земли и крестьяне закладывались по официально оформленным, подтвержденным местными властями документам, свидетельствующим, что заложенное действительно имеется.
Подлость Чичикова состояла и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в опекунский совет. Ведь именно на содержание сирот шли деньги, вырученные от залоговых операций. Тем самым Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных детей, и без того полуголодных и плохо одетых. Это было понятно каждому современнику Гоголя. Это важно знать и нам, чтобы понять всю безнравственность аферы Чичикова.
(Ичточник: Статья Ю. А. Федосюка «В чем суть аферы Чичикова?»)
5 вопросов о «Мертвых душах»
Кого именно купил Чичиков? Почему он решил заселить мертвые души именно в Херсонскую губернию? Существовали ли в реальности такие аферы? Специалист по творчеству Гоголя филолог Евгения Шрага рассказывает об историческом контексте «Мертвых душ»
Среди героев поэмы чичиковское «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходящее в панику: и как действие незаконное, опасное и непонятное, и как формула прежде невиданная, способная обозначать что угодно и безусловно таящая в себе угрозу. Чего только не стали подозревать: от похищения губернаторской дочки до недавно случившихся в губернии и аккуратно замятых убийств. Что же предполагал сделать Чичиков и как это представлено в романе?
Кого покупает Чичиков?
«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», — объясняет Манилову Чичиков. Это объяснение не слишком удовлетворительно ни для чичиковского собеседника, ни для современного читателя. Что за ревизия? Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению. В 1724 году Петр I провел реформу, заменив подворный налог подушным. За этим историческим событием стоит сюжет в духе Чичикова — о многократных попытках обмануть закон в рамках законности.
Суть подворного налога, существовавшего в России с 1678 года, заключалась в том, что единицей налогообложения был двор — отдельное, огороженное крестьянское хозяйство, вне зависимости от количества людей, там живущих, и числа хозяйственных и жилых построек. На фоне непрерывно возраставших во время Северной войны Северная война за обладание прибалтийскими землями между Швецией и коалицией североевропейских государств длилась с 1700 по 1721 год и закончилась поражением Швеции. податей многие крестьяне бросали свои хозяйства и бежали на Дон, на Урал, в Сибирь. Обнаружилось, впрочем, что сокращение числа дворов сопровождалось ростом их населенности, то есть несколько семей представлялись при переписи как один «двор» и облагались налогом соответственно. Этого можно было достигнуть разными способами: объединить несколько хозяйств одним забором, подкупить переписчика, не отделять свое хозяйство от родительского.
Проведенная в 1710 году подворная перепись зафиксировала сокращение числа дворов на 20 % по сравнению с результатами предыдущей переписи 1678 года. Целью Петровской реформы было ввести более надежную единицу налогообложения — «душу мужского пола» вне зависимости от возраста. В конце 1718 года Петр I издал указ о проведении подушной переписи, на всякий случай сразу сопроводив его ужасными угрозами: конфискация скрытых от переписи крестьян, смертная казнь для старост, ответственных за утайку, и проч. Ответственность за подачу реестров крестьян (сказок) возлагалась на их владельцев, старост, приказчиков и выборных крестьян. Угрозы не очень помогли, и, хотя в течение 1719 года сказки были присланы, вскоре обнаружились многочисленные случаи утайки людей от переписи (всем было понятно, что считают их не к добру).
В конце 1720 года вышли указы о начале расследования случаев утайки, о конфискации имений помещиков, вообще не подавших ревизских сказок, и об аресте старост и приказчиков, виновных в утайках. С 1722 года и вплоть до 1724-го происходит проверка результатов переписи, призванная уточнить «подушное число». Эта непростая задача была поручена специальным военным ревизорам, отобранным Сенатом и лично Петром. Все это позволило увеличить число ревизских душ с 3,8 миллиона (по данным переписи 1721 года) до 5,5 миллиона. Так прошла первая ревизия податного населения. Ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии, а до того облагалась налогом вне зависимости от того, что в действительности произошло с самим человеком.
Какая выгода от мертвых?
Все изложенное выше — источник неудобств для владельцев «мертвых душ» и формальное основание для их приобретения Чичиковым. Какая же от них должна быть польза? Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Каким образом он собирался это сделать?
Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию?
Тут мы сталкиваемся с хронологическими привязками, которые у Гоголя нередко противоречат друг другу, создавая тот тревожный, очень характерный эффект, когда в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начинает расплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последовательную картинку. Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки. Например, прямым текстом повествователь характеризует время действия как время «вскоре после достославного изгнания французов» (и этому не противоречит обсуждение гипотезы, что Чичиков — это переодетый Наполеон), то есть речь должна бы идти о годах, по крайней мере до смерти Наполеона (1821 год). Но в поэме несколько раз упоминается жандармский офицер, а особый корпус жандармов был образован в 1827 году. При заключении сделок упоминается, что «крепости были записаны, помечены, занесены в книгу и куда следует, с принятием полупроцентовых и за припечатку в „Ведомостях“», а «Губернские ведомости» выходили в России с 1838 года. Упоминание же о недавно бывшей массовой эпидемии явно отсылает к эпидемии холеры 1831 года (предыдущая эпидемия была в 1823 году в Закавказье и Астрахани, а следующая будет в 1846 году).
Существовали ли подобные аферы в реальности?
Московские цензоры, согласно письму Гоголя к Плетневу от 7 января 1842 года, опасались, что «пойдут другие брать пример и покупать мертвые души». О том, рискнул ли повторить фантасмагорическую аферу Чичикова, ничего не известно, но известно, что гоголевский текст стал толчком для выискивания прототипического сюжета для чичиковской аферы. Истории про аферы с ревизскими душами, потенциально знакомые Гоголю (или Пушкину как возможному дарителю фабулы), стали восприниматься как прямые источники сюжета «Мертвых душ». Хорошим примером тому служит рассказ Гиляровского про его дядю, помещика Пивинского:
«Вдруг… начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятидесяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино. И поехал он [Пивинский] в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да и с мертвыми, далеко до пятидесяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ, записал их себе и, сделавшись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, да, кроме того, и вся миргородчина знала про мертвые души Пивинского».
В целом в такой читательской реакции нет ничего необычного, но в данном случае соблазн найти прямые источники сюжета (как и, например, обнаружить точную хронологию) парадоксальным образом подыгрывает гоголевской поэтике, заостряя противоречие между правдоподобием и абсурдом, на постоянном соединении которых она строится.
Что не так с названием?
Словосочетание «мертвые души» вызвало панику не только у героев гоголевской поэмы. Обсуждение гоголевского романа в Московском цензурном комитете очень напоминает обсуждение чичиковской аферы непосредственно в романе:
«…Обвинения, все без исключения, были комедия в высшей степени. Как только занимавший место президента Голохвастов услышал название „Мертвые души“, закричал голосом древнего римлянина: „Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертья“. В силу наконец мог взять в толк умный президент, что дело идет об ревижских душах. Как только взял он в толк и взяли в толк вместе с ним другие цензоры, что мертвые значит ревижские души, произошла еще бо̀льшая кутерьма».
Это сходство не слишком удивительно, поскольку подробности обсуждения в цензурном комитете известны нам из все того же письма Гоголя к Плетневу. Но это и не единственный случай, когда словосочетание «мертвые души» прочитывалось современниками как опасная несуразица. Прекрасный пример тому — письмо Михаила Петровича Погодина к Гоголю, где мы читаем следующее: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Если для современного читателя гоголевская метафора давно стала привычной, то Погодину она казалась странной и неуместной. Обратим внимание на упомянутые в этом перечне «убылые души» — как раз конвенциональное обозначение предмета чичиковской «негоции». Например, его употребляет Салтыков-Щедрин в сборнике статей «Благонамеренные речи»: «Десять лет сряду за убылые души плачу — очень хорошо знаю! Кого в солдаты, кого в ратники взяли, а кто и сам собой помер — а я плати да плати!»
Зачем чичиков скупает “мертвые души” в поэме гоголя?
Зачем Чичиков скупал мёртвые души?
В знаменитом романе Гоголя «Мёртвые души» Павел Чичиков пытался провернуть довольно необычную сделку с помещиками, которые приходили в недоумение от услышанной просьбы. Ведь человеку в здравом уме невозможно осознать причину действий этого человека.
Дело заключалось в том, что он просил переоформить на него умерших крестьян, которые по бумагам числились как живые. Причём предлагал за них деньги, в то время, как пользы от мёртвых людей быть, на первый взгляд, не может.
Так зачем же ему это было нужно?
Начнём с того, как воспитывался Чичиков, с его детства. Отец Павла Петровича обучал сына искать выгоду во всем, копить себе состояние, чтобы не умереть в нищете.
Это было связано с тем, что Чичиков старший в своё время собственноручно проложил себе путь в хорошую жизнь, и ждал от сына того же. Наслушавшись наставлений отца, Павел перешёл к действиям.
Воспользовавшись «пробелами» в законе, он хотел обогатиться нечестным путём. Каким образом это бы происходило?
Довольно просто. Так как страна большая, а помещиков из-за господствующего крепостного права огромное количество, то и перепись их крепостных происходила редко – раз в десять лет.
Факт того, что за этот промежуток времени крестьяне уходили из жизни, очевиден, но почему-то не был учтён правительством. Помимо прочего, барину приходилось платить на каждую, даже не живую душу налог, поэтому избавиться от них было довольно выгодно.
Казалось бы, никаких сложностей нет, всё это было обдумано Чичиковым при разработке плана своих действий.
Итак, сама афера заключалась в следующем: Чичиков скупает мёртвые души, а затем якобы отправляет их в Новороссию, земли которой в то время только осваивалась и раздавалась желающим бесплатно. Затем эту землю с «крестьянами» он закладывает для получения кредита.
Банки предоставляли льготы обедневшим помещикам, поддерживая тем самым существующую систему. Плюс ко всему на каждого крепостного ему полагалось 200 рублей. А когда дело дойдёт до возврата кредита? Землю вместе с несуществующими крестьянами отберут. И тут Чичиков всё предусмотрел: в чём его вина, что к тому времени они все окажутся ушедшими из жизни?
Однако такая блестящая поступательная схема действий не привела Павла Петровича ни к чему, ведь при заключении подобных сделок, стоило убедиться в добросовестности тех, с кем они заключаются.
Таким образом Чичиков скупал души крепостных в целях получения больших средств путём обмана государственных законов 19 века.
Зачем Чичиков скупал мертвые души? Предприниматель или аферист :
Практически все в школе читали произведение Гоголя, в котором хитрый отставной чиновник скупает души давно умерших крестьян. Но далеко не все могут с уверенностью ответить, зачем Чичиков скупал мертвые души. Кто-то просто уже не помнит, кто-то и тогда не особо разобрался в этом.
Содержание
Некий чиновник приезжает в маленький городок. Цель его прибытия – скупка душ, которые умерли, но по результатам переписи являются еще живыми. Постепенно ему удается приобрести чуть более 400 душ.
Кто-то из владельцев продал их за копейки, чтобы избежать ненужных расходов, кто-то и вовсе отдал их даром. Из-за того, что чиновник остался в городке больше положенного, местные жители начинают понимать, зачем Чичиков скупал мертвые души.
По этой причине ему приходится спешно уезжать, унося с собой необходимые документы.
Замысел
В чем же замысел? Зачем Чичиков скупал мертвые души? Разумеется, смысл аферы в деньгах. В то время можно было в банке получить денежную сумму под залог любого имущества, в том числе движимого – то есть крепостных крестьян.
Перепись населения проводилась очень редко, раз в двадцать лет. Таким образом, если, к примеру, в момент переписи у помещика была одна тысяча крестьян, то за 20 лет из этого количества могло умереть около половины человек.
И вот этих-то, официально живых, но мертвых на практике крестьян покупал бывший чиновник.
После покупки он планировал пойти в Опекунский совет, заложить эти души и получить кредит. В случае если кредит им возвращен не будет (что и планировалось), имущество перейдет во владение Воспитательного дома. Но имущество-то это всего лишь фикция, поэтому Чичиков совершенно ничего не терял.
Провал
Собственно, окончание поэмы нельзя с уверенностью назвать провалом главного действующего лица, ведь, несмотря на то что все в городе узнали, зачем Чичиков скупал мертвые души, наказан он не был. Более того, город он покинул со всеми так необходимыми ему купчими на крестьян. А учитывая, что в городке ожидали нового генерал-губернатора, о его махинациях в общей суете никто и не вспомнит.
Финал произведения – тройка, несущаяся по равнине. Человек едет получить на 24 года кредит в 80 тысяч рублей – то, зачем Чичиков скупал мертвых душ.
Из этой истории в наши дни можно извлечь урок: предприниматели должны не только тщательнее выбирать контрагентов, но и внимательно следить за временем, укладываясь в отведенные заранее рамки.
Банкам же стоит более углубленно изучать документы заемщиков, адекватно оценивая предмет залога – последний кризис дал понять, что слишком уж большой процент из активов, находящихся в залоге, оказались близкими родственниками гоголевским мертвым душам.
Зачем нужны были “мертвые души” Чичикову?
Вот поди разбери, зачем это господин Павел Иванович вздумал вдруг мертвыми душами обзавестись, не понимая причин и не зная законов того времени. Посему следует поближе ознакомиться, как с самим текстом, так и с действующим законодательством в части крепостных душ времен Гоголя.
В главе 11-ой “добропорядочный” господин приходит к такой мысли, подсказанной ему не кем-либо, а самим секретарем Опекунского совета. Один только высказал нормативы закона, а второй, имея острый ум, сразу же смекнул, как этот закон обратить себе во благо кошелька.
В общем-то сам Гоголь весьма доходчиво в романе описывает весь процесс махинации, аферы с мертвыми душами, тут тебе и “ревизские сказки”, тут тебе и заселение определенных территорий задарма, в общем самые благоприятные моменты для воплощения дерзкой авантюры, так что только действуй и ничего не бойся.
И в общем-то нельзя сказать, что закон напрямую нарушается, верно? Вот и получается, переводя на сегодняшние рельсы экономических афер, что самым трудно доказуемым оказываются именно аферы и махинации, совершаемые в “рамках закона”.
Абсурдно звучит? Ну, так Гоголя за то и любим, за то и ценим, что написано не на потребу сиюминутного времени, а на века истории.
Мотивация Чичикова
Выгода, обогащение? Да. Но ссылаясь на строки самого Гоголя, не сами деньги или капиталы привлекали внимание Чичикова, он более был подвержен желаниям заиметь роскошные экипажи, особняк, возможность жить на широкую ногу. Как следствие, отсюда вытекает вторая причина – человеческая зависть.
Зависть – порок, от которого трудно избавиться или убежать.
Детский вопрос? Это можно отнести скорее к слабости натуры Чичикова, оказавшемуся подвергнутым столь щепетильному “пороку”, ибо вопрос:”а что подумают дети?”, частенько терзал героя. Мне видится эта деталь персонажа, элементом абсурдизма, по аналогии описания образов, в том же “Ревизоре”.
Впрочем, заиметь благодаря своему накопленному, желательно обширному капиталу, еще более выгодный брак, способный увеличить состояние, также можно отнести к побудительным мотивам обогащения Чичикова. А богатство – это власть, уважение, почет, высокий статус. Т.е. если вбирать все причины покупки “мертвых душ”, то Чичиков покупал их для своего обогащения…
Классика всегда интересна, самобытна и поучительна, посему узнаем далее кто, как считается, подсказал Гоголю идею “Ревизора” и не менее интересная пушкинская тема – какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин.
Чичиков и купленные им «мертвые души»
В поэме не существует главного героя, который относился бы к крепостным крестьянам. Однако эти люди незримо присутствуют на протяжении всего произведения.
Таким образом, можно сказать в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне. Именно им обязана Россия своим процветанием.
Окрыленный успехом Чичиков немедля решается самостоятельно переписать своих купленных крестьян, чтобы не платить подьячим. Через два часа все готово. Именно здесь автор вверяет ему лирическое отступление. Гоголь подчеркивает, что даже с «мертвым из мертвых» Чичиковым может произойти нечто необычное.
Главный герой вдруг начинает представлять своих купленных крестьян: какие они были при жизни, чем занимались. Читая характеристики, Чичиков как живых представлял крестьян: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной.
А! Вот он, Степан Пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы! Чай, все губернии исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба да на два сушеной рыбы, а в мошне, чай, притаскивал всякий раз домой целковиков по сту».
Один за другим встают перед глазами Федотов, Петр Савельев Нуважай-Корыто, Максим Телятников. На каждого купленного крестьянин прилагалась характеристика. Именно в ней «подробности придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, кик будто мужики еще вчера были живы».
Я думаю, автор желает показать, что они на самом деле живы. Что живут, работают на Руси такие же Федотовы, Савельевы и Телятниковы. Что они мертвые поменялись местами с живыми Чичиковыми, Ма-ниловами, Ноздревыми и др.
Это массовое воскрешение поддерживается тем, что в списках Чичикова наряду с мертвыми душами записаны живые беглые крестьяне. Прочитав имена и прозвища беглых, Чичиков превосходит сам себя в поэтическом ликовании: «Еремей Карякин, Никита Волокита, сын его Антон Волокита — эти, и по прозвищу видно, что хорошие бегуны…
» Более того, главный герой начинает представлять, что могло случиться с этими людьми, в какую сторону занести: «ты, брат, что? Где, в каких местах шатаешься? Занесло ли тебя на Волгу и взлюбил ты вольную жизнь». Гоголь как бы делится со своим главным героем воодушевлением, веря, что оживление «мертвых душ» возможно, что не все еще потеряно.
Однако тут же Чичиков одергивает сам себя: «экой я дурак в самом деле!»
Из уст чиновников также нередко слетает похвала русскому работнику. Так к примеру, председатель, узнав, что Собакевич продал каретника Михеева восклицает: «славный мастер… он мне дрожжи переделывал». Он сильно удивлен, что помещик продал таких искусных мастеров Чичикову.
Собакевич, Коробочка так же в два голоса расхваливают своих бывших крестьян. Другими словами, как бы высшее сословие не презирало крепостных, но даже, оно признает заслуги народных работников и мастеров.
Мы снова приходим к выводу, что отсутствие конкретного образа, совершенно не мешает читателю понять, кто на самом деле является одним из главных героев произведения. Безусловно, это крестьянин, простой русский народ.
Любое лирическое отступление в поэме так или иначе описывает русский характер, смекалку, быт, нравы: «а уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси… сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман».
Я думаю, поэма это своего рода ода, посвященная России, причем не той мелкой чиновничьей и помещичьей, а настоящей крестьянской мастеровой Руси. Автор пытается подвести читателя к той мысли, что именно на простом трудовом народе все держится.
Несмотря на мошенничество и махинации в высших кругах, народная Русь всегда останется незыблемой, с ее народными мастерами, житейской смекалкой, острым словом и живым умом.
Жадность людей, и к чему это может привести?
Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души
Готовые Домашние Задания
В основе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, чтобы заложить их как живые и получить за них деньги.
В целях осуществления своей задумки Чичиков ездит по всей России. Мы видим, как он посещает помещиков, к каждому из них находит подход и в результате добивается своей цели – получает мертвые души.
Кажется, все у этого героя подчинено его главной цели. Даже внешность Чичикова способствует тому, чтобы, с одной стороны, его особо не запоминали, а с другой – везде принимали за «своего»: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
Этот герой сумел втереться в доверие к первым лицам города N. Все – и губернатор, и его жена, и прокурор, и почтмейстер – считали Павла Ивановича «любезнейшим и обходительнейшим» человеком, воплощением порядочности и такта.
Да и все помещики, с которыми Чичиков свел знакомство в городе, с удовольствием приглашали его к себе в имение. Манилов, Коробочка, Собакевич, даже Плюшкин – со всеми Чичиков сумел найти общий язык, сумел выявить их слабые места и, воздействуя на них, добиться своего.
Так, с Маниловым Чичиков – само благородство и воспитанность: «Умница, душенька! – сказал на это Чичиков. – Скажите, однако ж…
– продолжал он, обратившись тут же с некоторым видом изумления к Маниловым, – в такие лета и уже такие сведения! Я должен вам сказать, что в этом ребенке будут большие способности».
С Коробочкой «Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». С Собакевичем герой так же груб и напорист, как и его собеседник, с Плюшкиным – хитер и расчетлив.
Только с Ноздревым Чичиков не смог найти общего языка. Это и немудрено – такие люди, как Ноздрев, не поддаются никакому изучению или анализу. Их отличительные черты – непредсказуемость, хаотичность, необузданная сила.
В конце концов, Ноздрев, при невольной помощи Коробочки, разоблачает Чичикова в тот момент, когда тот был очень близок к цели. Герою приходится «уносить ноги» из города, на время оставив свой замысел. Но мы не сомневаемся, что он не отступится от своего «предприятия».
Безусловно, типаж и характер Павла Ивановича Чичикова уникален. Хитростью, тонким знанием жизни и людей, житейской смекалкой, упорством этот герой превосходит большинство людей. Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство своего героя, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно происхождение нашего героя».
Детство Чичикова было уныло, серо и одиноко. У него не было друзей, дома Павлуша не знал тепла и ласки, а лишь одни наставления и упреки.
Через некоторое время героя определили в городское училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед отъездом отец дал Павлу наставление: «… больше всего угождай учителям и начальникам.
Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь».
Кроме того, он наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то помочь. А главное, отец наказал Павлуше «беречь копейку». По его мнению, только деньги являются в жизни истинными друзьями.
Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской беседе. Именно поэтому еще, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю жизнь.
И герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку. Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него это получилось.
Далее герой продолжал идти к своей цели всеми доступными ему способами. Важно, что Чичиков считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, хотел жениться на нелюбимой девушке ради ее богатого приданого, разворовывал казенное добро и так далее.
Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у «разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался. Его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение. И вот в голову Павлу Ивановичу приходит гениальная по своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает осуществлять свою авантюру…
Казалось бы, Чичиков – законченный мерзавец и мошенник. Но не все так просто, на мой взгляд. Для чего герой хотел накопить много денег? Его мечта – это мечта обычного человека: Павел Иванович хотел дом, семью, почет и уважение, комфорт.
Он хотел всего того, чего хотят большинство людей в этом мире. Но ради достижения своей цели Чичиков был готов на все, он был готов переступить через любой моральный закон и нравственный принцип. Этого Гоголь «не мог простить» герою.
Таким образом, Чичиков, благодаря складу своей натуры и принципам, выработанным в нем с детства, почти смог осуществить аферу с мертвыми душами. Несомненен большой потенциал этого героя, его мощные задатки. Жаль только, что он их направил на осуществление «неправедного» дела. Именно об этом, на мой взгляд, Гоголь печалится больше всего в отношении Чичикова.
Сочинения по теме:
Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») – Сочинения
Знаменитая поэма великого русского писателя повествует о коммерческой составляющей русской души. Мотив цены и покупки четко отображены Гоголем и осмыслены в сатирической традиции. Русский писатель одним из первых замечает нарождающееся сословие бизнесменов XIX столетия, а в своём произведении раскрывает их внутренний мир и характер.
Главный герой произведения — Павел Чичиков — предприимчивый делец и организатор авантюрного коммерческого хода. С юных лет он вынужден искать продвижения по службе путем усиленного накопительства.
Символами блестящей организации коммерческого труда нашего героя становится многоящичная шкатулка и строгое руководство наказом отца «беречь копейку». Чичиков, как истинный коммерсант, чувствует время.
Он стремится произрастить копейку «из воздуха», организуя оригинальную финансовую пирамиду. Начав скупать крепостных крестьян, значащихся в ревизских документах в качестве здравствующих, Чичиков планирует заложить их в Опекунский совет. Цель такого проекта — даром сорвать немалый куш.
Основа умений нашего героя — значительный опыт деятельности в системе «человек-человек» и нужда. Именно они способствовали постижению Павлом Ивановичем не только человеческих душ, но и сподвигли его на осуществление «блестящей коммерческой идеи».
Да и сама историческая реальность явила Чичикову зыбкие места, где есть место для претворения финансовых фантазий в жизнь.
Буржуазная эпоха помещичьей России и авантюрный дух даровали герою пространство для коммерческих инициатив в рамках уникальных российских условий. По мнению Н. В. Гоголя, Чичиков — неправедный приобретатель. Сама афера Павла Ивановича изливается из «дел Петра»: именно последний начал ревизовать крепостных крестьян, насаждая в России бумажную волокиту.
Изворотливость и жульничество – формы его существования. Став членом «комиссии для … капитального строения», Чичиков обзаводится хорошим поваром и великолепной парой лошадей, одевается в голландские рубашки. Однако герой также талантливый мастер общения, который знает с кем и как договариваться.
С Маниловым он общается в слащаво-вежливом тоне, с Коробочкой — манипулируя и запугивая; с кулаком Собакевичем — напористо и агрессивно, называя умерших крестьян несуществующими и заставляя серьезно снизить запрошенную им цену.
Встречи с помещиками представляют исключительную настойчивость героя в достижении цели, легкость перевоплощения, поразительную изворотливость и энергию.
Таким образом, в своём произведении Н. В. Гоголь в лице П. И. Чичикова отображает представителя новой социальной формации. Молодому капиталисту с его предпринимательской изворотливостью и врождённой жилкой бизнесмена удаётся осуществить свой коммерческий проект.
С какой целью чичиков скупал «мёртвые души»?
1. С какой целью чичиков скупал «мёртвые души»?
А. Для того, чтобы считаться богатым помещиком.Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых.Г. Для того, чтобы выиграть пари.
2.. Почему Н.В.Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин?
А) Герои располагаются по степени деградации, омертвленияБ) Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущемуВ) В этом произведении последовательность не имеет значения Г) Герои располагаются по принципу оживления
3. Задумались чиновники: Чичикова следует «задержать и схватить как неблагонамеренного, или же… он может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных». В этой фразе слышится… автора.
А) юморБ) иронияВ) метафора
4. Смысл названия «Мертвые души» заключается в том, что
А) Автор объявил «мертвыми душами» крепостников и чиновниковБ) Автор объявил «мертвыми душами» всех крепостных крестьянВ) Автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянамиГ) Автор стремился создать мистическое произведение
5. Какие привычки были у Чичикова?
А) Приобретение голландских рубашек из тонкого полотнаБ) Следование отцовскому завету копить и беречь копейкуВ) Почесывание пяток перед сномГ) Хранение документов в ларчике красного дереваД) Собирание бумажек, перышек, старых подошвЕ) Строительство воздушных замков
А) Портрет, усадьба, пейзаж интерьер, обед, сделкаБ) Сделка, портрет, пейзаж, обед усадьба, интерьер, В) пейзаж, усадьба, интерьер, портрет, обед, сделкаГ) Обед, пейзаж сделка, портрет, усадьба, интерьер
7. Автор «Мертвых душ» выступает в поэме как
А) Действующее лицоБ) Знакомый главного герояВ) Повествователь и лирический геройГ) Сторонний наблюдатель
8. Афера Чичикова с «мертвыми душами» основана на
А) Предприимчивости и ловкости ЧичиковаБ) Застойности бюрократического аппарата РоссииВ) Крепостнической системе России
9. Почему Н.В.Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин?
А) Герои располагаются по степени деградации, омертвленияБ) Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущемуВ) В этом произведении последовательность не имеет значения Г) Герои располагаются по принципу оживления
А. Чичиков.Б.Ноздрёв.В. Почтмейстер.Г. Председатель казённой палаты.
11. Какие слова относятся к характеристике Собакевича?
А) «Да, – подумал Чичиков, – у этого губа не дура».Б) «…ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан»В) «исторический человек»Г) «прореха на человечестве»Д) Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!Е) «совершенный медведь»
Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”.