в чем смысл личных прав граждан государства
В чём заключаются личные права человека и гражданина РФ
Личные права и свободы граждан РФ – это то, что положено каждому, живущему в России с рождения и до конца жизни. Государство обязуется обеспечивать их человеку, защищать и по возможности расширять.
Российское законодательство приведено к нормам и требованиям международного сообщества. Потому то, что полагается человеку и гражданину в РФ, идентично тому, что положено людям, живущим в других развитых государствах.
Конституция – основной закон РФ. Гарантирует права и свободы человека и гражданина
В общем о правах и свободах
Все наши свободы и права ежедневно проявляются в отношениях с другими людьми, организациями и государством. Правовая доктрина условно разделила то, что полагается людям, на виды. Нам полагаются следующие виды прав:
Зачастую, одни права переплетаются с другими. Многое зависит от того, с какой позиции рассматривается личность: как человек или как гражданин.
Большинство прав граждан России можно найти в Конституции. Все они (основная подборка) отражены во 2-й главе этого документа.
Основные статьи главы 2 Конституции РФ о “правах и свободах человека и гражданина”
Что представляют собой личные права
Личные гражданские права гражданина РФ часто называют просто личными или просто гражданскими. Они могут носить имущественный или неимущественный характер.
Личные неимущественные права
Личные неимущественные права не относятся к владению чем-либо материальным. Эта категория вступает в силу с момента появления человека на свет. Они наделяют вас следующими правами:
Никто не должен попирать ваше достоинство. К основным личным правам и свободам можно также отнести свободу совести. Это широкое и крайне важное понятие, согласно которому вы можете самостоятельно формировать и пересматривать свои убеждения. Подробнее о “свободе совести” смотрите в следующем видеосюжете.
Личные имущественные права
От личных неимущественных прав имущественные отличаются тем, что имеют отношение к факту владения чем-либо. Согласно им вы можете:
В данном случае объектами выступают какие-либо вещи, являющиеся собственностью определённого гражданина. Таковыми могут быть не только предметы, но и деньги. Разница между личными неимущественными правами и имущественными ещё и в том, что первые – нематериальные, они неразделимы с личностью. В них нет содержания экономического характера.
Разновидности имущественных прав в РФ
Что представляют собой политические права
Существенным отличием политических прав граждан РФ от прочих видов является их связь с гражданственной принадлежностью конкретного человека. Данная группа – это конституционные права, которые определяют взаимодействие личности с государством, её участие в общественной и политической жизни страны. Вот перечень основных прав российских граждан, политического характера:
Список можно продолжить. Часто в него попадает и то, что включают в личные права и свободы человека. К примеру, свобода совести применима в обоих случаях. С одной стороны, она имеет отношение к конкретной личности, с другой, определяет её взаимосвязь с обществом и страной.
Основные политические права в РФ
О социально-экономических правах граждан
Если основные личные права невозможно разделить с их обладателем и большинство из них человек получает, лишь появившись на свет, то, что относится к социально-экономическому аспекту, зачастую обретается в процессе жизни по мере взросления. Данное направление напрямую связано с производственными отношениями и распределением материальных благ. Эта область призвана удовлетворить экономические потребности каждого россиянина.
Что входит в список прав
В группу вошли права:
Основные социально-экономические права в РФ
Речь идёт о том, что каждый человек с гражданством или без него должен быть обеспечен необходимыми материальными благами.
Что дают культурные права?
С развитием общества расширяется и его правовая область. Помимо материального, люди нуждаются и в духовном. Они могут и должны духовно развиваться. Пользуясь правами культурного направления, вы можете:
Данное правовое направление относится ко второму поколению и внедрено в большинстве развитых стран.
Из первых уст. Права человека. Рассказывает уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Рекомендуем посмотреть.
Что такое экологические права?
В современном обществе применяется и такое понятие, как экологические права. Ещё недавно люди не задумывались о том, как их деятельность вредит планете и человечеству, живущему на ней.
Нынешняя ситуация заставляет принимать решения в плане охраны среды. Экологические права дают каждому человеку следующее:
Данная правовая область находится в стадии усовершенствования и развития.
Экологические права. Выдержка из ст. 42 Конституции РФ
Кто обеспечивает права и свободы граждан
Обеспечить всё, о чём говорилось выше, обязано государство. В любом демократическом обществе человеку гарантированы права и свободы. Они определяют взаимоотношения индивидуумов между собой и с государственной властью.
Помимо прав и свобод, следует помнить и об обязанностях, а также о том, что ваша личная свобода не должна ущемлять свободы иных индивидуумов. У них такие же права, как и у вас, и именно данный аспект служит ограничителем свобод людей. Интересы одних не должны ущемлять интересы других.
Следует учитывать, что права могут быть неотъемлемыми, отъемлемыми и временно-неотъемлемыми. Это означает, что часть их принадлежит вам всегда, а другая часть обретается в течение жизни и может быть отменена или изменена.
Как защитить свои права и наказать тех, кто их нарушает? Ответы на эти и многие другие вопросы в следующем видеоматериале.
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Методические советы учителям
При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Права человека в правовом государстве
Понятие, соотношение.
1. Права человека в правовом государстве.
2. Права человека в социальном государстве.
Идея правового государства волновала всех и всегда, начиная с древнего мира, средних веков, эпохи Просвещения и особенно в наше время. Взгляды различных историков, философов и юристов по вопросу понятие и цели правового государства сводились к определению содержания закона имеющего силу и установленного в интересах меньшинства (Платон). Закон должен властвовать над всем (Аристотель). Правовое государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам (Кант).
Все эти идеи оказали влияние на концепцию разделения властей. Примечательно в этом контексте суждение Монтескье, чье учение о разделении властей сыграло существенную роль в становлении концепции правового государства. Речь идет о разделение трех властей – если не знать этой концепции, значит не иметь представление о правовом государстве.
В современной концепции правового государства права человека занимают центральное положение. Права и обязанности человека определяют смысл и содержание Конституции и закона. На основе этого строится и правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом».
В конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализует и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинство и присущей ему свободы.
Государство – это политическая организация, члены которой объединяются в единое целое властными отношениями, для достижения между властными отношениями компромисса.[22]
Смысл правового государства раскрывает статья 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Правовое государство обладает следующими признаками:[24]
· гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов;
· верховенство Конституции РФ и принципа законности;
· демократическая форма правления;
· разделение властей и независимость судебной власти;
· взаимная ответственность государства и гражданина.
К функциям государства относятся:[25]
Российская Федерация на сегодняшний день не является правовым государством, в котором права человека развиваются параллельно правовому государству, поскольку права и свободы не стали высшей ценностью.[26]
Причины, по которым государство не является правовым:
В вопросе определения правового статуса личности в правовом государстве важное значение имеет изучение и соотношение категорий человек, личность и гражданин.
Человек – это биологическое высокоорганизованное существо, обладающее от рождения чувствами, разумом и достоинством, отличающим его от других живых существ.[27]
Гражданин – это человек, обладающий устойчивой юридической связью с определенным государством.[28]
Индивид – это человек одаренный определенными качествами, присущими только ему.[29]
Понятия «личность» и «человек» идентичны, поэтому Конституция РФ устанавливает «основы правового статуса человека и гражданина», а не «основы правового статуса личности». А вот отличаются они по формально-юридическому признаку, и еще понятие «личность» носит универсальный характер.ненадо или сформулировать по другому
Конституция РФ 1993 года не разделяет права человека и права гражданина и не дает их классификацию по видам. Положения Конституции РФ 1993 года основываются на следующем:
1. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод, как человека, так и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие или отменяющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены лишь с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в условиях чрезвычайного положения, за исключением таких прав, как право на жизнь (статья 20 Конституция РФ), достоинство личности (статья 21 Конституция РФ), неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, защиты чести и достоинства (статьи 23, 24, 28, 34, 40, 46-54 Конституции РФ).
3. Права и свободы должны соответствовать международным стандартам.
4. Равенство прав и свобод.
5. Нормы о правах и свободах должны быть действующими.
6. Осуществление прав и свобод не должны затрагивать права и свободы других лиц.
А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин рассматривают категории права человека и права гражданина через основы правового статуса личности.[30]
1. человек – член гражданского общества, а гражданин – член политического общества;
В отношении правового статуса личности сформировались 3 подхода:
1 подход: Н.В.Витрук включил в правовое положение личности следующие элементы: юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности, гражданство, правосубъектность, юридические гарантии;
2 подход: включил в правовое положение личности, следующие 2 элемента: права и обязанности и дополнительные элементы (гражданство, правоспособность, юридическая ответственность по отношению к обязанностям);
3 подход: Л.Д.Валодин рассматривает правовой статус и правовое положение личности как синонимы. По его мнению, необходим критерий, по которому определялось бы место индивида в обществе и государстве.
Таким образом, анализ подходов позволяет выделить три уровня:
1 – права, свободы и обязанности – ядро правового положения;
3 – принципы правового положения личности, как исходные начала, определяющие нормативное содержание прав, свобод и обязанностей.
Государство, право, личность
Закрепление прав и свобод человека в законодательстве
Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются нерасторжимыми слагаемыми демократии.
Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности и власти. В этой связи представляется плодотворной версия о том, что эволюция человеческого сообщества представляет собой прогрессирующее развитие свободы.
Тысячелетиями отношения каждого отдельного человека и государства носили поистине драматический характер. Власть редко останавливалась перед какими-либо интересами личности, включая право на жизнь. Нельзя категорично утверждать, что система прав и свобод человека стала реальностью в последнее время. Это будет только частью истины. Теоретическая мысль предшествующих поколений пыталась найти компромисс в обществе и оградить личность от необоснованных посягательств власти, поставив ей в качестве барьера неотъемлемые, прирожденные, естественные права человека. Об этом писали еще софисты и стоики. Вместе с тем права и свободы человека начали получать адекватную терминологическую форму выражения только в работах знаменитых голландских мыслителей Г. Греция и Б. Спинозы, а затем в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескьё, Дж. Локка, Б. Констана, Т. Пейна, А.Н. Радищева и др.
Наиболее распространенной точкой зрения, проливающей свет на природу прав человека, является понимание их прежде всего как определенных социальных возможностей, представляющих собой объекты каких-либо притязаний. Эти притязания должны носить объективный характер и означать для человека возможность его полноценного, всестороннего и свободного развития. Но здесь важно не забывать об одном существенном моменте, а именно о том, что эти притязания не должны служить препятствием для развития других.
Система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых трех поколениях прав человека.
«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения. Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных бедствий и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими.
Длительная борьба человека за свою свободу, права и интересы постепенно материализовалась в нормативно-правовых документах, ставших, по сути, внеисторическими и общечеловеческими. Среди них можно назвать такие, как Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Habeas Corpus Akt (1679 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др.
В современных демократических государствах защита прав и свобод человека гарантируется как международным, так и внутригосударственным правом, а в Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает примат международного права перед национальным. Реализуя эти важные конституционные положения, Российская Федерация в последнее время ратифицировала ряд международно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к правам и свободам человека, таких как: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию и Протоколы к ней; Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней; Европейская хартия местного самоуправления; Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями и т.д.
Россия, расставаясь со своим тоталитарным прошлым, предприняла значительные шаги для реального обеспечения многообразных прав и свобод человека, хотя здесь еще имеется огромная масса неразрешенных проблем. 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая полностью соответствует важнейшим международно-правовым актам мирового сообщества в области прав человека. Впервые Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила тезис о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Кроме того, ст. 18 констатирует, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Кроме Конституции права и свободы человека получают конкретизацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конкретно права человека, его интересы и свободы гарантируются следующими федеральными законами: «О прожиточном минимуме», «О повышении минимального размера оплаты труда», «О защите прав потребителей», «Об общественных объединениях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О занятости населения в Российской Федерации», «О национально-культурной автономии», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О присоединении России к Уставу Совета Европы» и т.д. В рамках СНГ действует «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека», которую Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала 6 декабря 1994 г.
Президент как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека в силу своих должностных обязанностей также предпринимает усилия в этом направлении. В качестве примера можно сослаться на его указ «О гарантиях прав и свобод гражданина в Российской Федерации» от 22 июня 1994 г. или Указ «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» от 18 октября 1997 г.
Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (определяемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой статус, связанный с некоторыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответственности.
Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и правовое положение личности, выступающее как сумма общего правового статуса и любого другого, например отраслевого или специального.
Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним наблюдателем. В данном случае оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.
При столкновении интересов людей и религиозная, и светская доктрины имеют общую формулу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Еще Б. Спиноза утверждал, что мера свободы индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, поскольку свобода возможна лишь на основе и в границах познанных естественных необходимостей. Только разумная воля, с его точки зрения, является свободной, а государство может быть признано таковым, если его законы основываются на здравом рассудке.
Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимная ответственность. Социальные возможности обретают юридическую форму прав человека, в то время как социальные необходимости юридической формой своего выражения имеют обязанности.
Категория социальной свободы может рассматриваться только в паре с категорией социальной ответственности. Это общепризнанная международно-правовая и внутригосударственная практика. Конституция России в данном случае допускает возможность ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, а также «нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов других людей. » (ч. 3 ст. 55). Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3. ст. 17). Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан.
Весьма важным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свобод человека является должность Уполномоченного по правам человека, которая введена в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В статье 1 Закона говорится, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Примечательно, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Символично, что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя», тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства. Таким образом, механизм обеспечения прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий.
Говоря о гарантиях, подразумевающих под собой совокупность факторов, условий, принципов, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод человека, необходимо помнить о таком их свойстве, как процедурность, поскольку вне определенных правил юридические гарантии утрачивают правовую форму, а вместе с ней и надежность. Сами по себе юридические нормы не могут гарантировать прав человека, но их реализация без адекватного правового оформления снижает возможности их защиты со стороны государства.
Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц и органов государства и т.д.
Система гарантий реализуется через деятельность государства. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и социальных потрясений, которые выпали на долю человечества, стала весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения социальных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Современное государство, там, где функционирует реальная демократия, более не является аппаратом насилия и угнетения, как это было ранее. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия. Это требует, естественно, некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.
Содержание прав человека на жизнь и роль государств в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь – это прежде всего право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в аспекте прав отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса.
Право на жизнь не является элементарным отражением всех других прав человека, а имеет собственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы в самом главном и ценном.
Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, тем не менее справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование. Реализация права на жизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего, права на труд, образование, здравоохранение и т.п.
Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.
Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.
Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».
Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.
Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».
Социальные качества государства
Следует признать неверной посылку об ослаблении социальных качеств государства. Современное демократическое, правовое, социальное государство имеет множество рычагов воздействия на экономику с целью выполнения своих собственных социальных функций. Это налогообложение, кредиты, инвестиции, антимонопольное законодательство, финансирование социальных программ и многие другие.
Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также и определенные политические гарантии. Это в полной мере относится к осуществлению человеком социально-экономических, политических и личных прав. Социальная ценность государства состоит, в том числе и в его опоре на право. Связанность государства правом является общим местом современной политической культуры, которая основывается на приоритете прав и свобод личности перед государственной властью. Без государства, без определенных юридических процедур права и свободы могут иметь лишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей. Это относится к разряду политических аксиом.
Политическая консолидация общества
Условием создания демократической государственности, а следовательно, и механизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.
Идея прав человека является великим объединительным фактором, преобразующим индивидуальное и общественное сознание и формирующим совершенно новые демократические стандарты и правила человеческого сообщества.
Всякое демократическое государство или любое другое, претендующее на это высокое звание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режим законности представляет собой такие политические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права, в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций и отдельных граждан.
Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение закона с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчиняются закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.
В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.
Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.
Государство обязано создавать правовые, политические, культурные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека (рис. 1).
Рис. 1. Гарантии прав и свобод человека
Эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. Важным этапом в становлении подлинно независимого суда, а стало быть надежного обеспечения прав человека стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который в п. 2 ст. 1 констатировал, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Данный закон устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В последнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институт конституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическом механизме защиты прав и свобод человека.