в чем смысл концовки новая эра z
В фильме «Новая эра Z» человек больше не мера всех вещей
Девочка смотрит на плакат с котиком. «Мелани, хочешь такого же?» – спрашивает любимая воспитательница (Джемма Артертон). «Спасибо, мисс Жюстино, но я недавно одного уже съела!»
К этому моменту мы уже знаем, почему невинных с виду детей содержат как опасных заключенных, в отдельных камерах подземного бункера, а на уроки к мисс Жюстино вывозят в инвалидных креслах, скованных по рукам и ногам, а главное, с зафиксированной головой. Воспитательница по доброте душевной рассказывает им вместо программы мифы Древней Греции, потому что, в сущности, не все ли равно: дети нужны для опытов, так пусть хоть сказки послушают.
Два штриха
В романе Майка Кэри «Девочка, одаренная всем» главная героиня Мелани описана как голубоглазая блондинка. В фильме Колма Маккарти ее сыграла юная темнокожая актриса Сенниа Нануа. А стилистическим ориентиром для режиссера, по его словам, стал постапокалиптический фильм Гарета Эдвардса «Монстры» (2010).
В фильме Колма Маккарти есть и другие новости. Зомби (которых тут называют голодными), когда не едят, ведут себя апатично: просто тупо стоят и раскачиваются в ожидании, пока мимо попытается пройти кто-нибудь вкусно пахнущий, тут-то они и становятся шустрыми. А совсем уже душераздирающая история – про то, как родились странные дети, живущие в бункере доктора Келдвел.
По русскому прокатному названию можно подумать, что картина Маккарти – продолжение «Войны миров Z» (2013) с Брэдом Питтом, но это совершенно разные истории. Оригинальное название романа Кэри и фильма Маккарти – «Девочка, одаренная всем» (The Girl with All the Gifts), и по нему понятно, кто здесь главный.
Хотя сюжетно это все та же типовая для зомби-триллера история выживания. После нападения голодных на базу в команде спасшихся оказываются раненая доктор Калдвел, воспитательница мисс Жюстино, Мелани (темнокожая, ангельского вида Сенниа Нануа), которую возят в наморднике, усталый сержант Паркс (Пэдди Консидайн – третья звезда фильма) и пара рядовых. Им надо пробраться в Лондон, где есть еда, постаравшись не стать едой самим, потому что разоренная столица Соединенного Королевства кишит голодными. Панорамы Лондона с воздуха снимали в Припяти, отправив в окрестности Чернобыля команду с микродроном, и это, конечно, логичнее, чем городить спецэффекты.
Но главное, что делает фильм Майка Кэри и Колма Маккарти зомби-триллером нового поколения, – это поставленные вопросы. Большинство авторов останавливаются на том, как выжить: это ужас перед Другим в чистом виде. Классик жанра Джордж Ромеро размышляет над тем, как существовать рядом с Другим: в одном из его фильмов конфликт разгорается между людьми, которые считают, что единственное решение – выстрел в голову, и людьми, которые пытаются переключить живых мертвецов на другую пищевую цепочку и приспособить к несложной физической работе. Кэри и Маккарти делают следующий шаг. Их вопрос: что дальше? В смысле после человечества.
В этой точке «Новая эра Z» пересекается со стартовавшим на канале HBO фантастическим сериалом «Мир Дикого Запада», тоже обсуждающим проблемы постгуманизма и нового витка эволюции. Как заметил исполнительный продюсер сериала Джонатан Нолан, его проект о «следующей главе человеческой истории, в которой мы перестаем быть протагонистами». Майк Кэри и Колм Маккарти настроены еще скептичней, но у них есть и хорошая новость: если цивилизацию нельзя сохранить, можно попытаться ее передать.
Новая эра Z: Умные и опасные: спасение или приговор?
Неплохой фильм про зомби, который лично меня натолкнул на очень необычные мысли. Он давно пылился у меня на компьютере, но только сейчас я увидела в нем нечто большее, чем просто выживание после зомбоапокалипсиса. Сначала я думала, что это что-то типа продолжения «Войны миров Z», но теперь не уверена. О чем фильм «Новая эра зет»?
Что делают дети на военной базе?
Начинается все в каком-то закрытом помещении, где в отдельных камерах живут 20 детей. Каждое утро их садят в инвалидные коляски, фиксируют голову, руки и ноги, а затем по одному везут в класс. Здесь они учатся, чему не известно, но, по всей видимости, детишки довольно умные, ибо по памяти рассказывают периодическую систему химических элементов.
Самая умная и приветливая из всех — темнокожая Мелани. Она вежливо и с радостью общается с военными, которые присматривают за детьми. Кстати, сами военные детишек недолюбливают и явно побаиваются, чего не скажешь об учительнице Хелен Джастино.
Она читает ученикам древние мифы и даже освобождает одну руку, дабы те написали сочинение на вольную тему. Хелен явно питает симпатию к Мелани, а девочка просто обожает миссис Джастино. Именно на этом уроке и открывается вся правда о детях.
Рожденные мертвыми
Они — маленькие зомби, но не укушенные, а скорее рожденные от инфицированных матерей. Не бросаются они на окружающих только потому, что те намазаны специальным кремом — блокатором запаха.
Неудивительно, что детишек держат под строжайшим надзором и к ним запрещено прикасаться. А еще над ними проводят опыты, ученые ищут вакцину от вируса, превратившего людей в живых мертвецов. Мелани понимает свою сущность и добровольно отдается в руки медиков.
И вот когда уже все было готово к операции над Мелани, на территорию базы врываются зомби. Избежать гибели удается немногим, среди них Хелен, доктор Калдвел и сержант Паркс. Причем девица умудряется прихватить с собой еще и Мелани.
Голодные и их особенности
Первый раз звучит точная причина зомбоапокалипсиса. На моей памяти это первый раз, обычно все обходится общими фразами. Это болезнь, которую вызывает грибок с труднопроизносимым названием. Передается он через жидкости тела (кровь, слюна), то есть, заразиться можно через укус. Причем трансформация происходит почти мгновенно.
Люди называют зараженных голодными. Обычно голодные находятся в состоянии покоя, дремлют себе спокойненько, стоя на месте. Они реагируют исключительно на человеческий запах и громкие звуки. Но мимо голодных вполне можно пройти, если не смотреть на них, ничем не громыхать и не болтать. Ну, и не пахнуть человечиной. Благо у наших героев в машине нашлось несколько тюбиков блокатора.
Откуда взялись дети?
Тут целая история. Однажды сержант Паркс со своей командой отправился в город ловить голодных для исследований. В роддоме они нашли детей, которые пробились на свет буквально изнутри своих матерей.
Так как вирус был получен не напрямую, а через плаценту, то он эволюционировал. Потому дети выглядят вполне нормально и даже умнее чем многие, вот только гастрономические пристрастия у них довольно специфические. Мелани например, любит кушать кошек, в на базе детей кормили червями.
Кстати, по всей видимости от начала болезни прошло немало лет. Это если судить по состоянию города и высоте деревьев, а также по детишкам, которым примерно лет по 13-15. Вот только странно, по идее все дети должны быть одногодки. Но мне показалось, что они все-таки немного разного возраста.
Эволюция грибка
Но и это еще не все. Голодные также умирают, если это можно назвать смертью. Очень похоже, что они буквально прорастают изнутри. Некоторые просто лежат на улице по несколько человек, а из них тянутся такие себе лианы, которые оплетают что-нибудь высокое, например, столб.
По словам Калдвел это следующая стадия жизни грибка, а именно этап размножения. На лианах растут шишки, если они созреют и раскроются, гибок распространится по всему миру и тогда выжившим людям конец. Как это ни смешно, но, похоже, с человечеством решила расправиться сама природа.
Новое поколение уже растет?
А теперь самое главное. Я нашла в фильме «Новая эра Зет» очень необычный смысл. События происходят в Лондоне, то есть, новое поколение в Европе может быть довольно интересным. Конечно, все это сплошная аллегория, и быть может, апокалипсис уже наступил.
Зомбо-дети умные, предприимчивые, дружелюбные, но в то же время агрессивные, способные на жестокость и даже хладнокровное убийство, если что-то стоит на пути к их цели. Грибок, что бы под ним не подразумевалось, сделал детей совершеннее. Они могут обходиться без воздуха и, мне показалось, что вовсе без сна.
В общем-то, очень опасное поколение. Хотя и старое человечество не без греха. Доктор Калдвел даже на пороге смерти готова принести Мелани в жертву, только бы получить вакцину. Она убеждает девочку, что этим она спасет всех выживших и главное, миссис Джастино.
Чем они отличаются от нас?
Но Мелани слишком умная девочка, она многое понимает. Зараженные грибком во втором поколении, то есть, дети, рожденные от зомбо-матерей, не биологический материал, они не просто живут и дышат, они способны испытывать всю гамму чувств, свойственных человеку.
Потому Мелани не видит смысла умирать ради того, чтобы жил кто-то другой. Ну, подумаешь будут они кушать плоть, а разве мы не делаем то же самое? Пройдет время и такие, как Мелани, также начнут все жарить и варить, и уже ничем не будут отличаться от нас.
Тут мне пришла в голову потрясающая мысль. А что если этот не возможное будущее, а наше настоящее прошлое? Что если наши далекие предки питались амброзией, нектаром и плодами деревьев. А потом произошло нечто или появилось нечто, что изменили их поведение?
А еще через поколение-другое те, кто когда то были исключительно плодоядными (то есть ели только плоды), вдруг стали плотоядными, то есть хищниками – такими, как и мы сейчас. Да, мы не едим человечину, но это не меняет сути. Мелани тоже вон кошек предпочитала.
Просто человек или уже Бог?
Более того, Мелани пошла своим путем. Она решила всех сделать голодными, но спасти тех, кто ей дорог больше всего — Хелен и сержанта. Увы, Паркс пошел искать ее саму и погиб. И тут я продолжу свою теорию.
Как новые предки стали нами? Ведь изначально они должны были быть дикими? Наверное, остался кто-то из пошлого поколения, кто научил их всему, дал нужные знания. А уж грибок позаботился о том, чтобы новое поколение как можно быстрее адаптировалось к измененному миру.
Собственно это и показано в последнем эпизоде фильма. Хелен, будучи очень доброй и душевной женщиной, постаралась воспитать зомбо-деток в лучших традициях добра. Она, та самая надежда, которая осталась на самом дне ящика Пандоры. Просто человек, а для детей-голодных настоящая Богиня. На этом свой отзыв я завершаю, а вам желаю приятного просмотра (полный фильм ниже) и своих собственных мыслей и идей.
Интервью с автором сценария фильма «Новая эра Z» Майком Кэри
Кажется, сегодня историей про зомби-апокалипсис уже никого не удивишь
– В первую очередь, мистер Кэри, давайте поговорим об идее фильма. Почему вы решили обратиться к теме зомби? Ходячие мертвецы кажутся избитым жанровым клише…
– В какой-то мере вы правы, вокруг сейчас много фильмов и сериалов о зомби. Но ведь этот интерес не угасает, и я хочу разобраться, почему. Зомби – чрезвычайно обширный пласт культуры, эта тема очень гибка, при желании и таланте вы можете рассказывать множество самых разных историй, делая восставших мертвецов частью сюжета. Наш фильм имеет явное отличие от многих других – мы показываем мир глазами зомби. Главная героиня фильма Мелани – ребенок, невинное дитя, но при этом для окружающих она является монстром, опасным чудовищем. А она этого даже не осознает. Отталкиваясь от этого, можно идти разными путями – Мелани разбирается в том, кто она такая, разбирается в себе, изучает мир, ищет свое место в этом мире.
– Незадолго до выхода фильма в прокат в продаже появилась ваша книга с таким же названием. Расскажите, в чем разница между написанием романа и сценария и что для вас сложнее?
– О, разница огромна! Даже сам процесс написания очень сильно отличается. Написание книги – это уединение с самим собой в удобной комнате и работа в течение девяти месяцев. Никто тебя не тревожит, никто не вмешивается в этот интимный процесс. Вы выплескиваете на бумагу мир из своей головы. Кино – это работа совместная, на каждом этапе вы кооперируетесь с множеством людей: продюсеры, режиссер, художники – со всей съемочной группой. Ну, и по длительности две эти работы отличаются. Писать книгу и сценарий я начал одновременно, но книга вышла в 2014 году, а съемки фильма начались только полтора года спустя – все это время я дорабатывал сценарий. Отличается и взгляд на описываемые события. В книге мы видим мир глазами сразу нескольких героев – Мелани, Хелен, доктора Кэлдвел, сержанта Паркса. Мы можем заглянуть в их голову, увидеть, во что они верят, к чему стремятся, что думают о происходящем. Кино – это история Мелани, мы следуем за ней и ощущаем мир через ее с ним соприкосновение. Еще одно отличие – требование компактности к сценарию. В книге я мог посвятить целые главы тому, какие опыты проводит Кэлдвел, что она изучает, для чего ей необходима Мелани. В кино нам пришлось сократить эту линию и рассказывать детали буквально на ходу.
Фото со съемочной площадки фильма «Новая эра Z»
– У вас в фильме присутствует оригинальное объяснение происхождения феномена зомби. Как оно пришло к вам в голову?
– Я подсмотрел этот способ управления живыми организмами в документальном фильме о природе «Тайная жизнь растений» на британском ТВ. Оказывается, где-то в Южной Америке есть удивительный паразит, который умеет влезать внутрь головы муравьев и подчинять их себе. Паразит питается внутренностями насекомого, пока тело муравья просто не взрывается. Это ужасно, но это и очень интересно – представить, что такой маленький монстр проникает в тело человека и превращает его в голодную тварь.
– В картине немало очень жестоких сцен с участием детей. За что вы так не любите ребятишек? Это из-за того, что вы раньше были учителем?
– Ха-ха! Нет, что вы, я люблю детей. И учительские годы были лучшими в моей жизни хотя бы потому, что я был молод. Нет, все дело в том, что меня интересовал рост Мелани, ее становление. Она взрослеет, и каждый ее новый шаг добавляет ей опыта, она обучается. Вспомните, когда мы ее видим в первый раз, она кажется кроткой, милой девочкой, любопытной и любящей. Но у нее есть другая сторона, и там тоже идет развитие, и зритель должен видеть его. Она может быть сильной, может быть жестокой и коварной. Мне хотелось, чтобы зрители ей симпатизировали, но и осознавали опасность. В конце же фильма это совсем иной человек, она – лидер нового мира, предводитель нового общества. И, я надеюсь, зрителям будет интересно наблюдать за изменением этих двух аспектов ее личности.
– Вам было важно сделать главную героиню девочкой, а не мальчиком?
– Хм… Хороший вопрос… Я никогда не задумывался об этом специально, Мелани всегда была девочкой в моей голове. Возможно, все дело в том, что в двух моих предыдущих книгах, которые я писал в соавторстве со своей женой Линдой, главными героинями были девочки и женщины. Я два года провел за написанием книг о женских персонажах, и мне было достаточно легко перенести этот опыт и в «Новую эру Z», снова свести вместе девочку и женщину, ведь отношения Хелен и Мелани – это еще и тандем «матери и дитя». Что касается доктора Кэлдвел, то сначала мне хотелось сделать ее мужским персонажем, этаким упорным ученым, не останавливающимся ни перед чем на своем пути. Но со временем я понял, что будет интереснее сделать его женщиной, это добавляло контраста и острых углов в образ.
Фото со съемочной площадки фильма «Новая эра Z»
– Почему местом действия вы выбрали Британию и Лондон? Разве вода вокруг острова не является лучшей защитой от эпидемии?
– Вы знаете, когда я написал короткий рассказ-черновик истории о Мелани, его действие разворачивалось в Лос-Анджелесе. Но потом я посмотрел на тему с другой стороны. Вот вы считаете, что Британия защищена снаружи, но я смотрю изнутри и вижу, как мы уязвимы. Мы живем на маленьком, густонаселенном острове – это не так хорошо, как кажется. Вода вокруг в таком случае превращается в ловушку, запирает вирус внутри. В Америке есть множество национальных парков, ее центральная часть имеет огромные пространства, где можно спрятаться, убежать от заражения, переждать пик. Великобритания по сравнению с этим маленькая комнатка с закрытыми окнами и заколоченными дверями, откуда нет выхода. Мы живем в состоянии клаустрофобии.
– Что вы думает о будущем человечества? Складывается ощущение, что мы находимся на пороге вымирания и все только и ждут, когда произойдет какой-то глобальный катаклизм.
– Мне кажется, что такое множество появляющихся фильмов о зомби-апокалипсисе, о конце света, о больших потрясениях говорит только об одном – люди стали понимать, что наш мир очень хрупкий, земля требует к себе предельно бережного отношения. Человечество стоит на пороге многих опасностей, нас пугают экономическим кризисом, глобальным потеплением, войнами, голодом, нехваткой воды и ресурсов, и многие понимают – конец света может случиться, наша история и ей подобные показывают, насколько ужасно такое будущее. Но в то же время мы даем возможность оглянуться назад и начать делать все для того, чтобы жизнь продолжалась, а не исчезла в огне эпидемий или ядерных ударов.
– Приходилось ли вам посещать съемочную площадку? Что вы думаете о режиссере «Новой эры Z» Колме МакКарти?
– Да-да, разумеется, я был на площадке многократно, мы плотно сотрудничали и на этапе съемок, я даже сыграл небольшую роль «голодного» вместе с массовкой. Было необыкновенно интересно наблюдать за работой МакКарти, лучшего постановщика для такого фильма даже сложно представить. Он очень тщательно подходил к каждому эпизоду, зрители увидят, какие длительные сложные сцены он снимал одним кадром, это восхитительно. Колм никогда не критикует актеров, но всегда подбадривает их и говорит, что ему понравилось в очередном дубле, или предлагает повторить с другими эмоциями. Актеры получают удовольствие и энергию от такой работы. Кроме того, Колм МакКарти старался обойтись без спецэффектов. Большая часть декораций – это реально существующие места. Больница, где прячется отряд, магазин – это настоящие строения и конструкции. Все это сделало картину очень точной и реалистичной.
Фото со съемочной площадки фильма «Новая эра Z»
– Удовлетворил ли вас подбор актеров?
– О таком касте можно только мечтать. Я даже не буду вам говорить о Гленн Клоуз, Пэдди Консидайне и Джемме Артертон, это великие актеры, участие в фильме которых – настоящий подарок. Но вы не представляете, как мы рады тому, что нам повезло с исполнительницей роли Мелани – Сеннией Нануа. Она просто восхитительна в своей роли, а ведь это ее первая роль в большом кино. Ей на момент съемок было всего 12, но она так погружалась в мир своей героини, что мы все были поражены. Сенниа – просто дар небес, она лучше всего, что мы только могли себе представить. И я обязательно хотел бы перечислить всех, кто попал в кадр, но актеров слишком много, боюсь кого-то упустить. Многие из них привыкли к куда более обширным, амбициозным ролям, но у нас согласились сыграть в небольших эпизодах, я благодарен им от всей души.
– Так в чем же все-таки главная мысль «Новой эры Z»?
– Как и многие фильмы о зомби, мы говорим о некотором столкновении человека с окружающим миром, о наших отношениях, взаимодействии с природой и обществом. Мы показываем, что человек может отступить перед природой, что города могут быть опустошены, но это не отнимет у человека желания жить. Если попробовать уложить смысл книги и фильма в пару слов, то я бы сказал: «Все меняется». С нашим участием или без него происходят движения социальных, общественных, политических, экономических пластов. Кого-то на планете сменяем мы, кто-то сменяет нас – происходит постоянное движение. Ну и, конечно, я хотел рассказать об отношении детей и родителей. В любой ситуации дети и родители нуждаются друг в друге, забота о детях – это один из сильнейших двигателей жизни.
– Мы хотели бы заглянуть чуть дальше в вашу историю сотрудничества с кино и ТВ и узнать ваше мнение о сериале «Люцифер», который вырос из комикса, написанного вами. Как вы относитесь к этому шоу? Остался ли Люцифер таким, каким был на ваших страницах, или сегодня это совершенно иной персонаж?
– О, он очень отличается от того Люцифера, что я описывал в комиксах. Справедливости ради, и я существенно отошел от образа, впервые описанного Нилом Гейманом в его комиксе «Песочный человек», поэтому я не вижу смысла жаловаться. Я отношусь к этому совершенно спокойно, Гейман говорил, и мне очень нравятся его слова, что все мы всего лишь играем в чьи-то игрушки, оставленные в песочнице. Он «поиграл» в Люцифера и положил игрушку обратно, потом я поиграл, за мной пришли авторы сериала и сыграли в свою игру. Все представляют героя по-разному, видят по-разному его историю, каждый по-своему чувствует его характер. Я смотрю сериал, и мне приятно видеть нечто совершенно отличное от моих историй. То, что делают авторы шоу, очень любопытно.
Фото со съемочной площадки фильма «Новая эра Z»
– В конце, раз уж мы коснулись темы комиксов, хотелось узнать ваше мнение: что вы считаете классикой этого жанра? Что нужно прочитать, чтобы понять силу комиксов? Мы спрашиваем, потому что в России комиксы не любят и не понимают.
– А в России разве не любят комиксы?
– Ну да, у нас принято считать, что комикс – это такие глупые картинки на последней странице газеты или журнала…
– О, я понял, о чем вы говорите… Это очень обширный вопрос, здесь не отделаешься двумя фразами. Я могу сказать, почему я люблю комиксы и что мне кажется в них важным и интересным. Комикс – это история, которую вы видите в пространстве и времени. Вы смотрите на какой-то блок, на картинку, действие в которой происходит в настоящий момент, но в пределах вашего взгляда находятся предыдущие блоки (это прошлое) и последующие (это будущее). Вы охватываете взглядом и пространство, и время героев. Это уникальное свойство комикса. Когда вы смотрите кино, вы двигаетесь по сюжету секунда за секундой, когда читаете книгу, вы поглощаете ее страница за страницей, но в комиксе вы можете охватывать целиком пласт истории и перемещаться по нему так, как нравится только вам. Что прочесть? Я думаю, любое из произведений Алана Мура – это настоящее искусство, «Хранители» – один из моих любимых комиксов. «Песочный человек» Нила Геймана – это переворот в комикс-историях. Doom Patrol Гранта Моррисона – абсолютный шедевр. Я могу рекомендовать десятки книг, но важно понимать, что проникнуться комиксами можно, только если ты растешь с ними. Дети в Америке и Англии учатся читать по комиксам, в них они впервые встречаются со злом, обманом, предательством. Нужно пройти действительно большой путь, чтобы комиксы закрепились в вашем сердце. Только тогда в ответ они принесут неисчерпаемое удовольствие.
(с) Владимир Сидоренко ( kritik )
Постер: кинопоиск. ру
Смотреть трейлер «Новая эра Z»
Борис Иванов (фильм.ру)
«Новая эра Z» не удовлетворила бы поклонников жанра, если бы там не было кровавых побоищ и пожираний заживо. Фильм обеспечивает все это, сполна отрабатывая рейтинг «18+». Но называть его «зомби-боевиком» язык не поворачивается, потому что кровь здесь не самоцель, а часть жанрового антуража. В первую очередь шотландского режиссера Колма МакКарти (сериалы «Доктор Кто», «Шерлок») волнуют не убийства, а конфликты внутри команды уцелевших и постепенное раскрытие Мелани как центральной героини. Фильм и фигурально, и буквально в определенный момент снимает с девочки намордник (детей на базе содержали с такими же предосторожностями, как Ганнибала Лектера), а затем наблюдает за тем, что она делает, когда получает свободу, и как развивается ее представление о мире, об ее сопровождающих и о себе.
Джошуа Роткопф (Time Out)
Сценарий Майка Кэри, написанный на основе его же романа, исправно обеспечивает зрителю поток сюрпризов. Во время атаки на базу – которая настолько тошнотворная, что заставляет забыть о бойне в «Ходячих мертвецах» — Мелани спасается благодаря трем персонажам: ее любимой учительнице (Джемма Артертон), угрюмому, уставшему от боев офицеру (Пэдди Консидайн) и ученой, работающей над вакциной (Гленн Клоуз).За последние годы это самый внушительный актерский ансамбль в хоррор-жанре.