в чем смысл концовки еще по одной
В чем смысл концовки еще по одной
Фанатские теории запись закреплена
Объяснение танца в конце фильма «Ещё по одной» от Мадса Миккельсена.
Одной из сцен в «Еще по одной», по которой актер и режиссер долго не могли найти взаимопонимание, стал эпизод, в котором Мадс Миккельсен танцует. Что не так часто можно увидеть, несмотря на то, что он был профессиональным танцором до того, как начал сниматься в кино. Об этой сцене актер вспоминает:
— Томас знал о том, что я был профессиональным танцором. И он считал важным показать, что мой герой вновь становится хозяином своей жизни, он словно зарядил свои батарейки. Мой герой — бывший танцор-любитель, поэтому мы нащупали несколько шагов. Это, конечно, не самый сложный танец. Это тот танец, который можно ожидать от мужчины, которому 54.
К тому же Томас хотел завершить фильм сценой, в которой мой герой мог бы полностью раскрепоститься, стать свободным. Я сначала долгое время неохотно воспринимал эту идею. Мы снимали достаточно реалистичный фильм, мне казалось, что мужчина, который внезапно начинает танцевать, будет выглядеть претенциозно. У меня была идея снять эту сцену как сон Мартина или как его пьяную фантазию, но Томас ни в какую с этим не соглашался. И в этом танце очень много всего — он только что потерял кого-то, кого очень сильно любил, и, возможно, этим танцем пытается его вернуть. В этой сцене важнее эмоциональное состояние, а не движения. Я уже давно больше не танцую и даже не смотрю, как танцуют другие. И мне было приятно вернуться лет на 30 назад. Хоть я слегка и заржавел, но танцевать мне было приятно.
Пей до дна: чем в душе откликается «Еще по одной» Томаса Винтерберга
Его герои решают выпивать каждый день, и это фильм, который надо посмотреть всем накануне серо-мокрой русской зимы
Это кино о мужчинах — взрослых, запутавшихся, потерянных. В застойных советских 1970-х такие фильмы образовали целое направление: «Утиная охота» Виталия Мельникова, «Осенний марафон» Георгия Данелии, «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, «Ты и я» Ларисы Шепитько. В этих фильмах мужчины пытались найти себя, место в жизни и её смысл. Они не были лицемерами и шли наперекор устоям общества: пили стаканами, чтобы сбежать от окружившей их серости, подставляли друзей и избранниц ради сиюминутных радостей, которые могли бы утешить их, или нарочно вгоняли себя в переплёты, — и жили, горя.
Поздние фильмы датского режиссера Томаса Винтерберга — суть апологии человеческих слабостей, если не панегирик им, потому что в них, по его мнению, заключается то, что называется человечностью. «Охота» — пронзительное высказывание о cancel culture и суда над «не такими». Автобиографичная «Коммуна» — слезливый рассказ об отношениях между друзьями, собственно, в коммуне 1960-х, в которой каждый герой по-своему неказист, но вместе они пытаются шагать в светлое будущее. И даже студийный «Курск» о затонувшей подводной лодке, в котором Винтербергу не дали возможности притронуться к сценарию пальцем, прочитывается как героизация русских солдат перед европейским миром.
Дистанцию к персонажам Винтерберга ощущаешь первые минут двадцать — ровно до того момента, как в кадре откупоривается бутылка спиртного. Кино сходит с мертвой точки, когда на посиделке Мартин, расклеившись со слезами на глазах, начинает пить стакан за стаканом, как ему совершенно не свойственно. За тем же столом товарищи решают пить регулярно, притворившись исследователями теории норвежского философа Финна Скэрдеруда, полагавшего, что человеку от рождения критически недостает полпромилле в крови. «Еще по одной» повествует о сакраментальных отношениях мужчины и алкоголя. Для героев он катализатор, возвращающий к юношеским амбициям. Выпивка дает Мартину драйв преподавания и близость с женой, Николаю — забытую беззаботность. Раскрепостит Питера: он, как мечтал, станет любимцем класса и начнет видеться с женщинами. Сессии алкогольных возлияний, доводящие до делириума, поссорят Мартина и Николая с их женами, когда ночевки на улице станут регулярными происшествиями, но вскоре герои остепенятся, и окажется, что произошедшее скрепило их браки. Только Томми спиртное доведет до могилы. По Винтербергу, алкоголь губителен для тех, кто в бесперспективном отчаянии. Он дает им решимости заглянуть во внутреннюю тьму.
Тут нужно сделать киноведческую ремарку: «Еще по одной» — в традиционном смысле актерский фильм, снятый без изысков и наворотов. Но его художественная простота — ничто перед открытостью Винтерберга и тембром его отеческих интонаций, будто режиссер похлопывает вас по плечу, а вы пропускаете с ним рюмку за рюмкой. Для каждого чуткого зрителя Винтерберг — моментально «свой», и именно это делает «Еще по одной» уникальным фильмом. Открывается он эпиграфом из Кьеркегора: «Что такое юность? Сон. Что такое любовь? Содержание сна». И в последние двадцать минут слова датского мыслителя, посвятившего себя поиску человеческого призвания, снова вклинятся в повествование, прозвучав из уст подпившего школьника на экзамене: «Любить жизнь и людей может лишь тот, кто осознал себя на дне собственной личности».
Как и его непутевые персонажи, Винтерберг к 50 годам изучил это дно вдоль и поперек. Он долго не мог найти аутентичный путь, находился под губительным влиянием Ларса Фон Триера, чьи замыслы окрашивал человеколюбием и эмпатией («Торжество», исполненное по канону Догмы-95, и «Дорогая Венди»). Потом экспериментировал, ошибался, снимая безликий европейский артхаус («Возвращение домой» и «Субмарино»). И если попытаться выискать в «Еще по одной» мораль (что делать в высшей мере необязательно), она гласит, что человеку должно до конца жизни существовать в перманентном поиске — себя, роли в мироустройстве и заветного «смысла жизни».
Это фильм не об алкоголе, но о любви как раз в свете того же Кьеркегора, который утверждал, что быть влюбленным — значит быть неправым перед избранником. Об этом и сообщает Винтерберг — самый человечный из режиссеров своего поколения. Любовь будто заново открывается героям после загулов и путешествий на край сознания: смысл существования они находят в необходимости быть любимыми.
В последней сцене, после череды горьких поражений и смерти товарища, героям открывается праздник жизни. Они неразрывны — как связаны для невротика абсолютное несчастье и эйфория, а за сентиментальным финалом следует эпитафия погибшей дочке Винтерберга.
Быть честным — значит, выкладывать правду до самой последней капли и не страшиться собственной непоследовательности. И Томас Винтерберг честен.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
«Ролики с бухими русскими нас спасли» Пьянство, философия и детство в коммуне: режиссер «Еще по одной» о главном фильме года про алкоголь
Кадр: фильм «Еще по одной»
В российский прокат вышел фильм «Еще по одной» датчанина Томаса Винтерберга: один из основателей легендарной «Догмы 95» в этот раз снял проникновенную алкодраму о четверых учителях, коллективно взвинчивающих ставки в своей личной и профессиональной жизни с помощью спиртного. «Лента.ру» поговорила с режиссером о значении пьянства в жизни датчан, центральной для фильма фигуре философа Серена Кьеркегора и о самом Винтерберге.
«Лента.ру»: Расскажите, как со временем развивалась идея «Еще по одной». Если я не ошибаюсь, впервые вы об этом кино задумались шесть-семь лет назад.
Томас Винтерберг: Откуда именно появляется идея, всегда необъяснимо. Это не то, что ты можешь контролировать. Но зато об этом очень интересно говорить! Тем более, что «Еще по одной» — фильм о контроле и о доступе к неподконтрольному. Так вот, как именно появилась идея, я уже не вспомню — это был то ли 2011-й, то ли 2012-й, то ли 2013 год. И тогда фильм подразумевался провокацией, беззастенчивой одой алкоголю. Но чем глубже мы закапывались в эту тему, тем больше начинали осознавать: да, алкоголь способен окрылять людей и оживлять разговоры, он может помочь сильным мира сего принимать правильные решения, а влюбленным — находить друг друга. Но в то же время он убивает людей, разрушает семьи, разрушает общества. Так что мы решили рассказать об алкоголе всю правду, насколько это возможно. А затем наши амбиции стали расти — нам уже стало недостаточно рассказать историю об алкоголе. «Еще по одной» — история о жизни. Не просто о существовании, а о вдохновенной жизни. Слово spirits (градусы, крепкие настойки, настроение, духи — прим. «Ленты.ру») потому и имеет отношение далеко не только к спиртному. Так у нас появились герои, которые вечно не в духе — потому что они потеряли аппетит к жизни, лишились любопытства, перестали рисковать. А риск в жизни быть должен. Вам, русским, в этом плане легче.
Россия, журналистика, даже кино — рисков хватает, как ни посмотри. А вот Дания очень скучная, слишком безопасная страна (смеется).
Тем не менее «Еще по одной» никак не назовешь скучным. Кажется, это кино даже структурировано музыкально, а манера поведения камеры соответствует степени алкогольного угара героев.
Да, мы так это и задумывали. Должен похвалить своего оператора — невероятного норвежца по имени Стурла Брандт Гровлен. Мы с ним хотели через движения камеры передать в первых сценах в учительской неуклюжесть, хаотичность жизни — а когда герои начинают бухать, ритм и стиль смягчаются, обретают симфоничность, плавность. Так что мы, получается, отправились с камерой в алкопутешествие — насколько смогли. Это было очень сложно, между прочим. Потому что каждую сцену — а ведь многие из них разворачиваются в закрытых помещениях — нужно было самым тщательным образом выстроить, чтобы у Стурлы было пространство для маневра, для движения. В конце же фильм переходит к какофонии впечатлений, людей, музыки.
А монтажные склейки становятся более резкими, жестокими даже.
Так и есть. Оператор и монтажер, в сущности, музыканты, люди эмоций, реализующие себя в моменте. Это не математики, которые все просчитывают. Нет, почувствовал необходимость творческой агрессии — и тут же ее применил через склейку или поворот камеры. Смотреть за их работой одно удовольствие. Моя же обязанность как режиссера — помогать им расти, вдохновлять, показывать направление. А потом смотришь, как они играют (имитирует руками игру на скрипке). В этом смысле у меня отличная профессия.
Кадр: фильм «Еще по одной»
В работе с актерами у вас тот же принцип? В «Еще по одной» им приходится нелегко — пьяным на площадку не выйдешь, а играть опьянение убедительно — ой как сложно.
Очень сложно, действительно. До определенного момента актер может изображать не само состояние, а попытки его скрыть. Например, если персонаж чего-то боится, то притворяется, что все контролирует, а потом капля пота на лбу его выдает с головой; окружающие понимают, что он на нервах. То же и с опьянением — поначалу вполне работает вот эта игра в притворство пьяного, что он трезв. Но в какой-то момент герои «Еще по одной» реально нажираются — у них в крови больше 0,8 промилле, это сумасшедшая доза. И вот уже это состояние сыграть очень тяжело. Это очень телесный процесс, почти трагический балет. Мы отрабатывали все эти сцены на репетициях — и скажу вам, первое время я наблюдал по-настоящему жалкие актерские потуги (смеется). Очень легко переборщить, уйти в чрезмерность. И в жизни-то пьяницы выглядят гротескно, чрезмерно. Знаете, что нам помогло? Ролики с очень бухими русскими людьми на YouTube. Они буквально нас спасли, и мои актеры многое оттуда почерпнули.
Вот он, вклад русского пьянства в искусство! Самой же, как мне показалось, главной опорой «Еще по одной» служат работы Серена Кьеркегора. Можно даже, наверное, сказать, что вы сняли подлинно къеркегоровский фильм — тоже выстроенный вокруг идеи падения, отказа от себя ради обретения себя нового, ради обретения себя в любви.
А вы, похоже, в Кьеркегоре разбираетесь.
Не так хорошо, как хотел бы. Но «Работа любви» — великий, неоценимый труд.
Невероятно. Моя жена именно об этой книге написала диссертацию. Она священник — мы же в Дании протестанты, и поэтому состав священнослужителей здесь наполовину мужской, наполовину женский. Кьеркегор говорит об утрате контроля — а это самая важная тема моего фильма, наверное. В той же «Работе любви» он пишет о буквальном falling in love, «падении в любовь», падении во что-то необъяснимое. Он предполагает, что у этого процесса божественная природа — ну что же, имеет право. Для меня же здесь важнее то, что это падение для него неотъемлемо от вдохновения, от риска, от утраты контроля.
К слову, когда ты подносишь бутылку к губам, то заключаешь контракт, вступаешь в симбиоз с неконтролируемыми сторонами своей природы и с окружающими тебя обстоятельствами
Неплохая метафора жизни в целом, в принципе.
Согласен. Вот почему Кьеркегор так уместен для «Еще по одной». Ну и еще потому, что я хотел все-таки изобразить сердцевину датской души — а она без него немыслима. Как и без алкоголя. Вот почему мы и свели их вместе в этом фильме. Но он же среди прочего и говорит, что если не осмеливаться что-то делать, то потеряешь себя. И мои герои в фильме именно с этим и столкнулись — с полной потерей себя.
Чем кончился «алкогольный забег» героев трагикомедии «Еще по одной»
Страна: Дания, Нидерланды, Швеция
Жанр: драма, трагикомедия
Год производства: 2020
Режиссёр: Томас Винтерберг
Актёры: Мадс Миккельсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте, Томас Бо Ларсен и другие
Награды:
Смысл фильма «Ещё по одной» («Druk» — оригинальное название на датском, в переводе: «Запой») заинтересовал зрителей по всему миру, когда картина получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Впрочем, поклонники исполнителя главной роли Мадса Миккельсена и самобытного режиссёра Томаса Винтерберга заприметили его раньше.
О чём фильм
По сюжету, учитель истории Мартин (персонаж Мадса Миккельсона) испытывает экзистенциальный кризис. Ему за сорок, работа превратилась в скучную рутину, ученики им недовольны, в семье нет единения, жена от него отдалилась. Трое друзей-преподавателей утешают Мартина, но и их жизнь не слаще.
Один из них, Николай, на празднование сорокалетия которого все собрались, рассказывает про гипотезу норвежского психиатра Финна Скордеруда о том, что постоянное содержание небольшой дозы алкоголя в крови помогает быть эффективнее и счастливее. Друзья решают проверить это предположение и провести научный эксперимент, смысл которого в том, чтобы выпивать в рабочее время и отслеживать свои результаты.
Поначалу «испытатели» соблюдают правило: содержание алкоголя в крови не должно превышать полпромилле. Однако эксперимент показывает хорошие результаты (у всех улучшается самочувствие, работоспособность, учителя находят общий язык с учениками, Мартин воссоединяется с семьёй) и друзья решают сперва повысить уровень до одной промилле, а затем и вовсе «действовать по ситуации».
Это предсказуемо приводит к алкоголизму всей четвёрки. Коллеги по работе начинают замечать неладное, у Николая и Мартина возникают конфликты в семьях. У последнего ситуация доходит до развода.
В конце концов друзья останавливают эксперимент. Все перестают употреблять алкоголь, кроме Томми, одинокого учителя физкультуры. Он теряет свою работу и, выпив в очередной раз, садится в лодку, выходит в море и умирает.
После похорон Томми трое друзей встречаются в ресторане и снова немного выпивают. Они видят проезжающую мимо группу выпускников и присоеднияются к празднованию. Мартин получает смс от жены, которая, кажется, готова дать ему шанс. В финале главный герой веселится вместе со всеми и исполняет танец.
Расшифровка сюжета
«Ещё по одной» — фильм с достаточно простым сюжетом, не требующим особой трактовки. И всё же здесь есть немного скрытого смысла. Идея картины, по признанию самого режиссёра, менялась постоянно: начиная с момента разработки сценария и заканчивая стадией монтажа. Поэтому фильм, несмотря на ясность того, что происходит в кадре, производит впечатление сбивчивого объяснения сути проблем, связанных с алкоголем — такого же неуверенного, как сами герои, и отчаянного, как танец Мартина в конце.
Томас Винтерберг говорил в интервью, что изначально «Ещё по одной» должен был стать одой алкоголю. Затем смысл изменился кардинально — было решено показать горькую правду. После этого режиссёр снова сместил акценты, рассказывая не столько о вреде алкоголя, сколько о поиске вдохновения в жизни
Если сделать более глубокий разбор, станет ясно, что весь «алкогольный забег» четырёх друзей (вспомним, что именно с такого молодёжного состязания начался фильм, а финалом картины стало празднование, похожее на чествование победителей на финише) является своеобразным Рубиконом, который должны перейти герои, чтобы умереть или измениться навсегда.
Известно, что алкоголь создаёт иллюзию расслабления за счёт частичной (или полной — в зависимости от стадии опьянения) потери контроля над собой. Как говорит режиссёр, «Ещё по одной» именно об этом — о доступе к неподконтрольному.
Каждый из четверки живёт в своём привычном и окончательно наскучившем мирке, но боится сделать хоть что-то, чтобы изменить свою жизнь. Режиссёр иронизирует над героями, изображая их беды. Историк страдает от некогда прекрасного, но безвозвратно ушедшего прошлого. Психолог — от отношений в собственной семье. Физрук — от пассивности и немощности. Музыкант — от отсутствия вдохновения. Каждый боится того, в чём должен быть мастером, если преподаёт этот предмет.
Все бросаются в «эксперимент», который предложил Николай, словно в пропасть, одновременно надеясь на спасение. Ведь им без лишних объяснений ясно, что на самом деле ни о какой научности речи не идёт: нет независимой оценки со стороны — нет никакой объективности. Смысл в том, что это личный вызов для каждого, на который идти вместе не так страшно.
Смысл концовки
Для верного объяснения концовки и разгадки послания режиссёра следует обратить внимание на философию Серена Кьеркегора, имя которого неспроста упоминается в «Ещё по одной» (ученик Петера Себастьян рассказывал о нём на экзамене). Это ярчайший мыслитель Дании. Винтерберг, полушутя, даже говорил, что объединил в своём фильме то, из чего состоит сердцевина датской души: Кьеркегора и алкоголь.
Философ в своих работах писал об утрате контроля — по его мнению, именно в этом проявляется божественная природа. Человек чувствует Бога, когда влюбляется («падает в любовь», как в бездну) или бросается навстречу неизведанному — навстречу своему страху.
Такой «прыжок веры» невозможен без вдохновения, без риска, без потери контроля. Олицетворением всего этого в финальной сцене картины является отчаянный («эх, была — не была!») танец Мартина и собственно его прыжок-полёт с пирса.
Трек в конце фильма, под который происходит это действо — «What a Life» от «Scarlet Pleasure». Вот фразы оттуда: «Какая жизнь. Я не знаю, где я буду … но я молод и жив! Плевать, что говорят. меня разрывает… меня пугает возможность оказаться по ту сторону… Я не имею понятия, что я должен делать… Ничего страшного, ничего страшного. я молод и жив.. Какая жизнь!». Текст — похожая на пьяный бред, восторженная рефлексия по поводу этого прыжка в бездну.
Слушайте What A Life — Scarlet Pleasure на Яндекс.Музыке
Смысл концовки фильма «Ещё по одной» заключается в этом танце как жесте отчаяния: «будь, что будет!». В нём сконцентрированы и боль, и сожаления об утраченном, и надежда на новое и счастливое будущее.
Неизвестно и не так уж важно, будет ли это будущее для Мартина связано с ушедшей от него женой. Многие в рецензиях уделяют большое внимание переписке бывших супругов — СМС в конце фильма «Ещё по одной». Хотя ничего особенно в них нет. Там та же неопределённость, в которую с головой погрузился персонаж, с маленькой искоркой надежды.
Есть там и благодарность в адрес друга, прошедшего с ним весь путь и канувшего в пучину (Томми — это не сын главного героя, а погибший учитель физкультуры, ведь именно последний говорил, что верит в то, что Мартин и Аника будут вместе):
«Аника: И я по тебе скучаю. Очень
В чем смысл концовки еще по одной
Тема злоупотребления алкоголем может быть обыграна с разных сторон, но чаще всего ее показывают с комедийной. Новый фильм датского режиссера Томаса Винтерберга, известного по очень тяжелому фильму «Охота» с тем же Мадсом, старается балансировать между комедией и драмой, но ей это удается не всегда.
Фильм рассказываете об учителе истории Мартине (Мадс Миккельсен), который выглядит невероятно утомленным человеком, словно потерявшим всякую волю к жизни. Он холоден в отношениях с семьей, пассивен, да и просто уныл в подаче материала ученикам.
Причем настолько, что те жалуются своим родителям, искренне опасаясь, что не смогут получить достойный итоговый балл, так как банально не понимают то, что объясняет их учитель.
Но жизнь героя круто меняется, когда на праздновании дня рождения один из его друзей преподаватель психологии Николай рассказывает об одной забавной теории. Мол, человек рождается с нехваткой алкоголя в организме, равной 0,5 промилле. Теория принадлежит норвежскому психологу/философу Финну Скордеруду, который где-то обмолвился таким умозаключением.
В итоге компания учителей решает внести немного разнообразия в свой быт, начав ежедневно употреблять алкоголь и с каждым разом увеличивая дозу, чтобы проверить, как будет преображаться их социальная жизнь.
И поначалу фильм действительно придерживается комедийного тона. Персонажи оживают, главный герой Мартин начинает бодрее преподавать, не стесняясь отпускать различные шутки на тему алкоголя, так как у его учеников есть традиция — странноватая игра, связанная с бегом и употреблением большого количества алкоголя.
Его отношения с семьей обретают второе дыхание, он испытывает неподдельное счастье. Так и его друзья начинают заряжаться позитивными эмоциями и дарить их ученикам. Физрук Томми (Томас Бо Ларсен) внушает уверенность юным футболистам, Петер (Ларс Ранте) пытается убедить своего ученика, что немного выпивки для смелости это нормально. Их проделки и несут в себе определенные риски, ведь в школу запрещено приносить алкоголь, а их заначку находит уборщик.
В картине поднимаются проблема страха перед экзаменом, сама необходимость употребления алкоголя, проблема выгоревших отношений в браке. Но в большей степени она о том, что надо любить жизнь. Некоторые просто не ценят то, чем обладают, пока не потеряют, и кто-то настолько утопает в кризисе, что вместо того, чтобы выплыть, он топит себя еще сильнее.
Чем больше герои начинают выпивать, тем беспечнее они становятся, что приводит к проблемам. И вот эти проблемы падают не только на героев, но и на зрителей слишком резко. Душевный и позитивный тон картины быстро сменяется на драму.
Одно трагическое событие наслаивается на другое. Хотя этого стоило ожидать, ведь злоупотребление алкоголем редко приводит к положительному исходу. Одно радует во всем этом перегрузе драмой — финальный восхитительный танец Мадса заряжает невероятным позитивом. Эмоции бьют через край, а грустные события затмеваются. Лучший способ, каким можно было закончить этот фильм.
В визуальной составляющей фильма трудно выделить что-то особенное. Следуя законам Догмы-95, весь фокус именно на персонажах и сюжете. Серая картинка и подвижная камера тут просто вспомогательные элементы, чтобы рассказать историю. И только в танце все на короткое мгновение меняется.
«Еще по одной» — душевное и немного грустное кино о взрослых людях, которые решили бороться с кризисом при помощи алкоголя. Отличная актерская игра и милый юмор помогают не утомиться зрителю в течение почти двухчасового хронометража.