в чем смысл кавказского пленника
Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»
Автор: Guru · Опубликовано 22.08.2017 · Обновлено 08.10.2017
Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».
История создания
Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.
Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусству всемирному».
Суть рассказа
Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.
Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.
Характеристика главных героев
Главная мысль
Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.
Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.
Тематика
Проблематика
Чему учит рассказ?
Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.
Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.
Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.
Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)
В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.
История создания
В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.
Жанр, направление
«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.
Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.
Суть: о чем?
В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.
Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.
Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.
Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.
Главные герои и их характеристика
При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:
герои рассказа «кавказский пленник» | характеристика |
иван жилин | русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар. |
костылин | состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз. |
Темы и проблемы
Главная мысль
Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.
Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.
Чему учит?
Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.
Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.
Кавказский пленник. На странице 297 – 298 28.12.2018 28.12.2018 admin Вопросы и ответы к учебнику «Литература» 5 клас Меркин
Иван Жилин – это главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник». Иван – это русский бравый офицер, отбывающий службу на Кавказе, где в тот момент шла война. Молодой человек был среднего роста, знатного, но не богатого рода, холост. У Ивана была пожилая мать, которой он постоянно отсылал деньги. Он не был женат, но когда в очередной раз получил письмо от матери о том, что она нашла ему подходящую невесту, очень обрадовался.
Очередной отпуск закончился для него и его товарища Костылина трагично – они попали в плен к татарам, желавшим получить крупный выкуп за русских офицеров.
Татары предложили написать Ивану письмо матери, в котором он просит за себя выкуп. Но когда он узнал сумму, честно ответил, что такие деньги за него никто не заплатит. У нее их нет.
Со временем, несмотря на сильную неприязнь татар к русским, они начинают уважать этого честного, сильного духом и искреннего человека. Татарская девочка по имени Дина сильно привязалась к Ивану, стала считать его своим близким другом и часто приносила ему еду.
Приходит время, и Жилин совершает побег вместе с Костылиным и другими пленниками. Но эта попытка оказалась неудачной, их догнали и посадили в деревянных кандалах в колодец.
С больными, окровавленными ногами, измученный тяжелой жизнью в плену, Иван снова решается на побег. В этот раз ему помогла его подруга Дина. Она бросила в колодец длинный кол, с помощью которого Иван выбрался наружу.
Татары погнались за ним и почти нагнали его у казацкой крепости, но сильные казаки отбили Ивана у врагов. Он остался у казаков до самого конца войны. Костылина отпустили из плена, так как за него заплатили крупный выкуп родственники.
В своем рассказе «Кавказский пленник» автор раскрывает лучшие качества человеческого характера в одном человеке – Иване Жилине. Это настоящий патриот своего времени, любящий свободу и верующий в силу духа и победу своего народа. Несмотря на вражду между собой, Иван остается честным и отзывчивым даже по отношению к своему врагу.
Смысл названия книги «Кавказский пленник»
Реалистичное произведение названо «Кавказский пленник» не случайно. Рассказ повествует о героях, которые оказались в плену у горцев. Главных персонажа два: Жилин и Костылин. Но как они поведут себя в нестандартных жизненных ситуациях, как проявят себя по отношению к друг другу и самим себе?
Л.Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л.Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.
Отзывы
Смысл произведения «Кавказский пленник»
Небольшой рассказ «Кавказский пленник» показывает быт, семейный уклад горцев. Бравый русский офицер Жилин — главное действующее лицо произведения — попадает в различные приключения. Отважный герой вместе с напарником направляется домой. Однако на их пути возникают неожиданные проблемы. Жилин и его сослуживец оказываются в плену у местных татар.
Невероятные испытания, трудности и лишения обличают личностные качества каждого персонажа. Жилин предстаёт перед читателем в образе честного, самоотверженного и добропорядочного воина, для которого слово «честь» — не простой звук. Его напарник — Костылин — напротив, показывает себя как подлого и трусливого предателя.
Метод контрастов — излюбленный приём Л.Н. Толстого. Даже самый маленький поступок, незначительное событие показывают, насколько герои противопоставлены друг другу. Их ценности, жизненные приоритеты, характеры — разница очень ощутима. Даже внешние облики героев созданы на контрасте.
Лев Николаевич в своём реалистичном произведении большое внимание уделяет описанию личностных качеств персонажей. Отважный офицер Жилин — рассудительный, честный и искренний воин. Его сослуживец Костылин создаёт впечатление недоброжелательного, мнительного, «скользкого» человека. Между характеристиками двух героев — пропасть.
Автор показывает, что на судьбы людей очень влияют их мировоззрения, взгляды на жизнь, поступки по отношению к окружающим и к себе.
Глубинный смысл произведения «Кавказский пленник» заключается в том, что Л.Н. Толстой показывает читателю, как человек может вести себя в тяжелых стрессовых ситуациях. Эти события крайне неожиданны для героев. Никто из персонажей и не подозревал, что окажется в плену. Но произошло то, что произошло. И как они будут приспосабливаться к непростым условиям, зависит от каждого из них.
Два характера. Две судьбы. Два варианта развития событий. Изначально Костылин сделал неверные шаги: он начал трусить и суетиться. Хотя именно трусость стала причиной того, что оба сослуживца попали в плен. Костылин «борется» только за себя. Ему безразлична жизнь напарника. Подлый герой попытался в одиночку убежать, однако, у него ничего не получилось. Теперь он вместе с бравым офицером оказался в тёмном сарае, выхода из которого нет.
После неудавшегося побега Костылина обидчики потребовали выкуп у персонажей. Мнительный и «скользкий» персонаж сразу же стал писать домой письмо. Он готов был беспрекословно исполнить любой приказ. Жилин же проявил смекалку и указал на конверте неверный адрес.
Для того, чтобы спастись из практически безвыходного положения нужно иметь силу воли, внутренний стержень, выдержку. Даже если с первого раза не получилось добиться желаемого результата, это не повод опускать руки и сдаваться.
Главы I–III
I вариант
II вариант
III вариант
IV вариант
Смысл финала «Кавказский пленник»
Что хотел сказать Л.Н. Толстой в финале своего произведения? Жилин благодаря силе духа, рассудительности и стойкости смог преодолеть неимоверные преграды и добраться до своих. Костылин же ждала несколько иная участь. Ослабленного, еле живого персонажа освободили только после того, как за него внесли огромный выкуп.
Смысл финала очевиден. Никогда не стоит даваться. Один неудачный день ещё не повод разочаровываться в жизни. Все сложности и трудности, встречающиеся на пути, лишь закаляют характер и дают дополнительный толчок, чтобы двигаться дальше.
Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.
Смотрите также:
Аудиопостановки
Существует несколько аудиоверсий рассказа:
Главные герои и их характеристика
Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат. Иван Жилин — это главный персонаж «Кавказского пленника».
Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.
Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.
Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.
Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.
Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.
Краткое содержание для читательского дневника
Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат — крепость.
Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.
Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.
Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое».
По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.
В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.
Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)
Автор: Guru · 21.08.2018
История нашей страны наполнена войнами и кровопролитием, и многие писатели затрагивали эту тему в своих книгах, показывая, что никакие трудности не способны сломить дух русского человека. Одним из таких произведений стал рассказ Толстого “Кавказский пленник”, основанный как раз на противостоянии человеческого духа и превратностей судьбы.
История создания
В основе рассказа лежит реальный случай из жизни Льва Николаевича Толстого, произошедший с ним во время службы на Кавказе.
Во время Кавказской войны середины 19 века, Николай 1 решил отправить войска на кавказские земли с целью завоевания и покорения. Но горный народ не хотел так просто сдаваться, стали создаваться засады для русских солдат, многие в итоге были пленены. Толстому едва удалось избежать похожей участи, благодаря сослуживцу, спасшему его от погони.
Жанр, направление
Данное произведение считается рассказом, но некоторые литературоведы называют его повестью. Все же по количеству героев и сюжетных линий, по объему эта книга ближе к жанру рассказа.
Направление, в русле которого работал автор, называется «реализм». Оно характеризируется изображением настоящей жизни, основные события из такой книги никогда не выходят за рамки действительности.
В данном рассказе мы знакомимся с жизнью молодого офицера, служащего в горах Кавказа. Главный герой, Жилин, получив письмо от больной матери, отправляется в путь вместе с Костылиным, богатым наследником. На пути встает преграда в лице горцев, они пытаются пленить молодого офицера. Напарник подвел его, попытавшись сбежать, из-за этого оба оказываются в плену. Волею судьбы, оба молодых человека снова встречаются в плену у нового владельца.
Офицерам дают шанс спастись, попросив выкупа. Костылин решил воспользоваться этим и попросил у родных денег взамен за свою жизнь, Жилин же схитрил, указав не верный адрес дома своей матери. Она слишком бедна, чтобы дать необходимую сумму.
Они пытаются бежать, но из-за неловкости, нытья и слабости Костылина их снова ловят и помещают в более строгие условия содержания.
В конечном итоге Жилину удается бежать с помощью молодой девушки Дины, дочери их похитителя. Они подружились, ведь пленник заинтересовал ее своей добротой. И вот, молодой офицер уже добрался до родины, в то время как Костылина только выкупили родственники.
Главные герои и их характеристика
Автор дал своим героям говорящие фамилии. Так, «Жилин» происходит от слова «жила», это сухожилия, которые отвечают за силу конечностей. Поэтому данный персонаж отличается силой, упорством и мужеством. А вот Костылин – производное от «костыля». Это намек на немощность и болезненность молодого человека, он как будто не в состоянии нормально жить. Более подробную сравнительную характеристику офицеров вы найдете здесь.
Темы и проблемы
Главная мысль
Писатель призывает людей стать проще и ближе к народу и к реальным жизненным потребностям, в этом основная идея всего его учения, которое он объяснял в небольших и несложных книгах. На примере Жилина и Костылина он показывает, что излишества и праздность жизни губят добродетель и ум. Настоящий человек должен иметь лишь необходимые вещи, отказываться от излишков, и тогда его дух окрепнет, а природные способности раскроются в полной мере. Героям приходится сталкиваться со страшными испытаниями, плен проверяет их дух на силу, их разум на изворотливость и хитрость. И в этой борьбе выигрывает тот, кто действительно достоин победы. Деньги, ценности, звания и ранги бессильны, не ими нужно мерить достоинство личности.
Смысл рассказа в том, что в жизни люди всегда сталкиваются с разными трудностями, поэтому надо использовать все свои умения, чтобы справляться с превратностями судьбы, а не надеяться на то, что можно будет откупиться. Человек должен избавиться от иллюзий, которые дают ему деньги и чины, и наживать реальные богатства – ум, отвагу и доброту.
Чему учит?
Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.
Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.