в чем смысл истины
Истина и ее критерии
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие истины
Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.
Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.
Есть и другие определения истины:
Виды истины
Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.
Критерии истины
Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.
Критериями истины являются:
Соответствие логическим законам.
Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
Простота, общедоступность формулировки.
Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
Истина
Содержание
Определения
В философии
Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей). [2]
В логике
В науке
В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач. [источник не указан 260 дней]
«Правда» в значении «истина»
Несмотря на то, что понятие «правда» используется в значении «истина», оно является более бытовым, и порой приобретает эмоциональную окраску, снабжаясь такими эпитетами как «горькая», «страшная» или «сладкая». Кроме того, если под «правдой» подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о «нескольких правдах». Таким образом термин «правда» более проконстатирует действительность нежели реальность истинную.
История понятия
Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.
До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus ). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании.
Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).
В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.
Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители.
В границах ещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.
С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.
Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.
Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.
Возникший в XX веке неопозитивизм разделяет истины на эмпирические (подтверждаемые опытом) и логические (не зависящие от опыта, априорные). Представители так называемого социально-психологического направления (Томас Кун, Пол Карл Фейерабенд) в противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждаемости предложили вообще аннулировать понятие научной истины, особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины. [6]
Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы.
В некотором смысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром».
Виды истины
Уровни понимания истины
Теоретическое осмысление истины
Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».
Истина одна и сама обозначает всё. [9] Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность. Разнообразные определения не могут ограничить саму истину, а лишь являют обнаружение существования истины и цель их — познание смысла и сути полноты целостной истины. [9]
Религиозный смысл истины
Истина в индуизме
По убеждению сторонников индуизма, истина познается только через целостный опыт восприятия. Причем не столько индивидом, сколько сущностью мира. Через созерцание «Я» внешнего «Я» внутренним и наоборот. Истина не может быть выражена в силу своей многогранности. [10]
Истина в конфуцианстве
Одним из базовых понятий в конфуцианстве является дао:
道 (dào) — Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.
Истина в даосизме
«Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности». «Знающий не говорит, говорящий не знает».
Истина в буддизме
Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы (исключение составляют буддисты восточно-азиатских школ, уделяющие внимание Сутре сердца, в которой отрицаются Четыре благородные истины [11] ). Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.
Истина в иудаизме
В иудаизме истина − это верность Заповедям (Устной Торе), переданным Моисеем человеку от «Бога» и изложенным в Талмуде, который охватывает Мишну и Гемару.
Книга пророка Иеремии 10.10
Истина в исламе
Истина в христианстве
Истина
Истина где-то рядом.
Цитата из сериала «Секретные материалы» [The X-Files]
Пока не узнаешь, что такое истина, то не поймешь, какой силой она обладает и сколько пользы от нее можно получить, когда она тебе известна. А не зная о силе и пользе истины, ты не сможешь сделать ее для себя такой важной ценностью, к которой следует стремиться изо всех сил и многим ради нее жертвовать. В жизни может быть много всяких истин, которые существуют в разных областях, и чем больше человек этих истин знает, тем более ясным и понятным становится для него этот мир. А когда он ясен и понятен, в нем гораздо легче сориентироваться. Человек может добиться любых целей, которые поставит перед собой, принимая для этого нужные решения. Истина позволяет нам это делать – принимать абсолютно правильные, можно даже сказать, идеальные решения, не допуская никаких ошибок, потому что она показывает и объясняет нам фундаментальные и нерушимые законы этого мира, которые работают одним и тем же образом всегда и везде. Собственно говоря, истина и является такими законами, которые становятся для нас истиной, как раз потому, что мы их видим и понимаем. В этой статье я расскажу вам о том, как правильно понимать истину, для чего она нужна и как ее найти, определить, открыть, чтобы затем пользоваться ею.
Что такое истина
Истина – это понимаемое нами правило без исключений. То есть, это такое правило, которое всегда является верным, оно всегда указывает на одни и те же закономерности. Для применения, срабатывания такого правила не требуется никаких особых условий, кроме самых минимальных, необходимых для его проявления. Оно всегда будет работать одинаково в разных ситуациях, в той области, к которой данное правило относится. Можно также сказать, что истина – это фундаментальный и нерушимый закон бытия, который всегда и везде работает одинаково. Это абсолютное нерушимое вселенское правило [их может быть много], по которому работает наше бытие. Или еще можно сказать, что истинна – это постоянная неизменная закономерность в какой-либо области. Где бы человек не воспроизводил эту закономерность, он всегда будет получать ожидаемый результат. Это как с известным уравнением, в котором нужно лишь подставить свои значения, и тогда ты поймешь, каким будет результат. А он всегда будет предсказуем. И еще можно сказать так: истина является фундаментальным и, что особенно важно, понимаемым нами законом этого мира, который актуален для определенных ситуаций во все времена. И таких законов много, они существуют в разных областях жизни. И они объясняют устройство и работу этого мира и, полагаю, какие-то истины могут объяснять цель его существования.
Истина всегда проверяема, она должна быть проверяемой, чтобы претендовать на звание истины. И этим она прекрасна, потому что позволяет людям убедиться с помощью проверки в абсолютности представленного ею закона. Для этого нужно ею воспользоваться, то есть, провести своего рода эксперимент, применив истинные знания на практике. Применение истины позволит человеку получить желаемый результат со стопроцентной гарантией. Вот, к примеру, в той же науке, истиной будет являться любая выявленная закономерность, которую можно проверить посредством эксперимента, доказав, что она всегда и везде одинаковая, сколько раз не действуй определенным образом, результат будет одним и тем же. Поэтому, если вы говорите человеку, что, к примеру, человек не может летать, как птица, то есть, исключительно силами своего тела, без использования различных устройств для полета, то любой желающий может это проверить, разумеется, не радикальным методом, спрыгнув, к примеру, с высокой горы, чтобы убедиться в истинности этого утверждения, а стало быть, и в абсолютности данного закона жизни, по которому человеку не дано летать. Если же кто-то обнаружит исключение из этого правила, оно перестанет быть истинной. Но пока нам с вами такие исключения неизвестны, зато доказательств того, что люди летать не могут более чем достаточно, чтобы согласиться с тем, что это есть истина – правило, не имеющее ни одного исключения.
А вот если кто-то утверждает, что в этом мире зло всегда наказуемо, по тому же закону кармы или по закону бумеранга, или еще по каким-то сложным вселенским законам, это утверждение уже не выглядит истинным, ибо его довольно сложно проверить. Ведь мы знаем массу примеров, когда зло оставалось безнаказанным, по крайней мере в течение наблюдаемого нами времени. И человек, совершивший много зла, может не только не понести за это наказание, но еще и жить припеваючи, может добиться определенного успеха, признания, уважения. Таких случаев не мало. А потому, такой закон нельзя назвать истинным. Кто-то несет наказание за совершенное зло, а кто-то не несет. Истина не может иметь исключений. А тут они есть. Значит, это не истина. Это максимум, правда, говорящая о некоторых закономерностях, которые могут иметь место в одних ситуациях и которых может не быть в других похожих ситуациях, но не о безусловном, абсолютном законе, который работает всегда.
Мы будем с вами опираться на самое простое объяснение истины, согласно которому, это такое правило, которое не имеет ни одного исключения. И дальше будем думать, что такая истина нам дает и как ее выявить, найти. Что еще можно считать истиной? Истиной, к примеру, является утверждение, что все люди смертны. Что человек смертен. Это утверждение указывает на абсолютный безусловный закон жизни, на правило, в котором нет исключений. Потому что нет таких людей, которые бы жили вечно. Все умирают, кто-то раньше, кто-то позже, но никто не живет вечно. Стало быть, правило, по которому человек является существом смертным – это истина. Ну и теперь сами подумайте, сколько таких истин знаете именно вы. Сколько вы знаете правил, которые всегда говорят об одних и тех же закономерностях в жизни, в которых нет никаких исключений? Если таких правил вы знаете достаточно много, то можете считать себя очень образованным человеком. И такая образованность должна давать вам большую уверенность в себе. Ниже я еще объясню, с чем это связано. А пока давайте получше отделим истину от правды, чтобы не путать одно с другим.
Истина и правда
Многие люди часто воспринимают правду за истину. Но правда – это лишь часть истины, но не вся истина. Обычно люди ссылаются на свой опыт или на опыт хорошо знакомых им людей, говоря о каких-то закономерностях, которые они узнали, пережив определенный опыт, но даже не задумываются о том, что у других людей в жизни бывают другие закономерности, причем в точно таких же условиях. Как, например, некоторые люди говорят, что все эти ваши бизнесы – это от лукавого. Потому что они сами пробовали чем-то заниматься, у них ничего не получилось, значит все это не работает. И говорят, что надо иметь «лохматую лапу», чтобы заниматься бизнесом, или сначала к власти прийти, а потом уже бизнес заводить, тогда все получится. А так, без соблюдения необходимых с их точки зрения условий ничего не работает. Но это у них не получилось, это у них не работает, это им без «мохнатой лапы» не удалось построить приносящую доход систему, поэтому их опыт указывает на правду, а не на истину. Да, бывают неудачи, в любом деле. Но не у всех они бывают. У кого-то все очень даже хорошо получается. Никогда не стоит выводить какие-то общие правила из своего собственного опыта. Личный опыт – это прекрасный источник достоверной информации, но он не всеобъемлющ. Та же статистика, при условии, что она достоверная, которая учитывает опыт очень многих людей, гораздо ближе к истине, чем отдельно взятые случаи. Правда, повторю – это то, что в самом деле произошло, но что не всегда происходит. Это факт, говорящий не об абсолютной закономерности, а о ситуативной. С помощью личного опыта можно прийти к истине, безусловно, но не всегда. От того поиск и выявление истины, и является непростой задачей. Ведь это означает, что мы узнаем секреты устройства этого мира, причем такие секреты, зная которые мы можем объяснять многие явления с невероятной точностью. Это великая сила, и вряд ли эти же самые законы мира позволят человеку легко ее обрести. Ибо обладание большой силой требует от человека огромной ответственности, дабы он не применял ее в разрушительных целях. А он в состоянии нести такую ответственность, только будучи достаточно мудрым существом. А потому только мудрости истина и покоряется в полной мере, как я считаю.
Существование истин
Именно поэтому, лично я сомневаюсь в том, что есть правила, не имеющие исключения, совсем не имеющие, я сомневаюсь в наличии абсолютных законов, неизменных закономерностей, а стало бы, я сомневаюсь в том, что существуют настоящие истины, отвечающие указанному мною критерию истины. Однако это мое сомнение упирается в логическое противоречие. Если не существует правил без исключений, тогда и само это утверждение, сама эта фраза, тоже есть правило, которое должно иметь исключение. А если в нем есть исключения, значит оно опровергает само себя. А стало быть, является ошибочным. И своей ошибочностью оно подтверждает существование истин. Точнее, подтверждает вероятность их существования. Но это такая логическая путаница получается. И мне нечем возразить такой логике. Поэтому, логически я свои сомнения обосновать не могу и мне остается только повторить, что я сомневаюсь в существовании истинных истин, то бишь таких истин, которые бы в полной мере отвечали данному мною критерию истины. Но поскольку я не могу доказать логичность своего сомнения, а могу лишь приводить примеры, когда какие-то истины переставали быть истинами, то будем с вами пока исходить из того, что истины существуют и их можно и нужно искать, чтобы получать от них большую пользу.
А примером того, когда какая-то истина теряла свой статус истины, можно считать многие знания из тех же энциклопедий, которые со временем теряли свою актуальность, по мере того как люди узнавали больше об этом мире. В итоге, неоднократно оказывалось, что ранее имевшиеся у людей знания о мире, либо недостаточно точны и недостаточно полны, либо вовсе ошибочны. А ведь на некоторые из этих знаний человек мог опираться, как на истину, делая из нее соответствующие выводы и принимая определенные решения. Получается, что пока истина верна, решения эти будут давать ожидаемый результат. А как только окажется, что в этом правиле, которое, не имея исключений, являлось истиной, исключения все-таки есть, то и результат от его применения, оказывается, может быть и другим, а не только таким, какой всегда была. Или, наоборот, получив один раз абсолютно неожиданный результат, можно прийти к выводу, что правило, которое мы считали истиной, истиной не является. Такие случаи бывают в жизни. В частности, в науке, которая может открывать совершенно новые закономерности, опровергающие старые правила, законы, считавшиеся абсолютными. Именно поэтому, я очень осторожно подхожу к принятию истины, именно как истин, на которые можно полностью положиться, зная, что они тебя никогда не подведут. Могут и подвести, если в один прекрасный момент окажется, что какая-то извечная истина перестала таковой быть.
Опровержение некоторых научных законов также является свидетельством того, что истины могут быть не постоянными, а значит и не являться настоящими истинами. Как только у какого-то правила появляется исключение, а точнее, как только обнаруживается такое исключение, истина умирает. Она превращается в правду, которая верна лишь для некоторых случаев или пусть даже для подавляющего большинства случаев, но точно не для всех.
В чем польза истины
Если все-таки согласиться с тем, что истины существуют и мы с вами это сделаем, то возникает закономерный вопрос: какая от них может быть польза? Должны же мы понимать, зачем нам истина, зачем ее искать, открывать, выявлять, что не так-то просто сделать. Польза от истины, а точнее от истин, ибо их много, такая же, как и от качественных, полных, достоверных знаний – она дает возможность принимать безошибочные решения. Только в отличие от знаний, истина не устаревает, если это настоящая истина. То есть, истина дает нам ясное представление о закономерностях этого мира, в той или иной области. А значит, зная ее, можно действовать со стопроцентной уверенностью в конечном результате.
Владея истиной, человек, можно сказать, предвидит будущее. Он полностью уверен в исходе того или иного события, о котором имеет истинное представление. Ну вы только представьте себе, что вы знаете истину о тех же мотивах людей, благодаря которой можете гарантировано добиваться от них нужных вам решений, пусть не от всех и не всегда, но от таких людей и в таких ситуациях, которые вы в состоянии просчитать, благодаря известным вам истинам. То есть, вы можете посмотреть на человека и сразу понять, как на него повлиять, чтобы именно от него и именно сейчас чего-то нужного вам добиться. Вы будете знать, по каким правилам он принимает решения, какие правила определяют ход его мыслей, что от него ожидать при том или иной воздействии на него. Вы полностью читаете человека, как открытую книгу и знаете, как им управлять, потому что вы знаете истину о нем. Большая это сила? Определенно, да. Это большая сила, которая может дать вам практически безграничную власть над многими людьми. И, следовательно, чем больше таких истин вы будете знать, тем, соответственно, большей силой и большей властью будете обладать. Получается, что истина – это своего рода инструкция к этому миру. Чем больше истин вы знаете из тех из разных областей жизни, тем легче вам влиять на реальность своими решениями, зная, что действуя тем или иным образом, вы точно получите тот результат, на который рассчитываете. Потому что вечные законы никогда не дают сбоя, они остаются неизменными во все времена. Что происходило сто, тысячу, десять тысяч лет назад, то, согласно истине, происходит и сегодня, и будет происходить в будущем, по тому же сценарию, по какому всегда происходило.
Вот мудрецы, жившие в разные времена, старались накопить истинные знания и сохранить их для будущих поколений, чтобы люди знали об этих вечных знаниях, абсолютных законах, правилах, не имеющих исключений, пользовались ими при принятии повседневных решений и не совершали глупых ошибок, которые уже кем-то когда-то были совершены. И тем качественнее образование человека, чем больше истин оно ему дает, а также учит его самому их находить, выявлять и использовать, для чего также необходимо обладать хорошо развитым мышлением. А правды, в виде ситуативных и непостоянных знаний менее ценны. Правдивая информация не всегда, что называется, работает. Потому часто так бывает, что человек получил вроде бы хорошее образование, качественное, многому научился, многое узнал, а потом его знания попусту устарели и он уже не может их применять для решения сегодняшних проблем и задач. Для этого ему снова надо учиться новому, новые знания получать, актуальные для сегодняшнего и даже завтрашнего времени. А истины – это вечные знания, и они не устаревают. Пусть их будет и не так много, но в них можно быть полностью уверенным, опираясь на те закономерности, которые они передают. Зная истину, можно и самому много новых знаний создать, с помощью глубоких и обширных размышлений. Но это отдельная тема, касающаяся мышления человека.
Так что, мы знаем, что знания – это сила. А истина – это совершенное знание. Это не временное, не ситуативное знание, а абсолютное и вечное, пользуясь которым, всегда будешь знать, какой результат ты получишь, совершив те или иные действия.
Также истина дает нам четкое и ясное понимание происходящих событий, к которым она имеет отношение. Зная истину, вы всегда будете понимать, что и почему происходит и к чему это приведет. Многие наблюдаемые нами явления вписываются в определенные сценарии жизни, зная о которых, можно по отдельным их частям восстановить всю картину происходящего. Допустим, следователь знает истину о каких-то видах преступлений. И когда он столкнется с таким преступлением, он, поняв, какой кусок сценария он имеет в настоящий момент, сможет всю хронологию событий восстановить, просто воспользовавшись известной ему истиной. Он будет знать, где и как искать преступника и быстро раскроет это дело. Потому что с позиции истин, ни что не ново под Луной. Если ты знаешь, как вообще складываются события в определенных ситуациях, то во всех аналогичных ситуациях будешь знать и те причины, которые им предшествовали и те последствия, к которым они приведут. Согласитесь, очень полезный навык для человека, открывающий перед ним большие возможности. Это как смотреть фильм, который уже смотрел и знаешь, чем он закончится. Вот такая сила заключена в истине. Давайте теперь поговорим о еще одной важной вещи в этом вопросе – о том, как искать истины, как их устанавливать и как их применять.
Поиск истины
Поиск и накопление истин – это совершенная форма образования или самообразования. Второе намного лучше, потому что, когда человек сам себя учит, он может делать это всегда и везде, ни от кого не завися в этом вопросе. Если вы научитесь выявлять и находить истины, вы получите в свое распоряжение великолепную методику самосовершенствования. Ведь истина – это такие знания, в которых можно быть уверенным на все сто процентов, что они не просто верны, они верны всегда и везде.
С чего стоит начать установление и поиск истины в различных областях жизни? Разумеется, с анализа своего собственного жизненного опыта и своих наблюдений за происходившими и происходящими вокруг вас событиями. Все правила, все закономерности, которые по вашему опыту и вашим наблюдениям всегда работают одним и тем же образом, всегда приводят к одним и тем же результатам – это, скорее всего, истины. Говорю, скорее всего, потому что вы не можете знать об абсолютно всех аналогичных случаях, когда, то правило, которое в вашей жизни и жизни известных вам людей не давало никаких сбоев и всегда срабатывало одним и тем же образом. Оно вполне может срабатывать иначе в неизвестных вам случаях. Так что, нельзя исключать того, что в определенных ситуациях такое правило, такой закон, работает иначе. Ну, собственно, потому истину и ищут, узнавая все больше и больше о чем-либо, чтобы убедиться, что какой-то закон, одинаково работает во всех случаях. Но если вам такие случаи неизвестны, вы можете с полным основанием считать, что перед вами истина в виде того правила, которое согласно вашему опыту и вашим наблюдениям не имеет никаких исключений.
Просто посмотрите, в каких своих знаниях вы уверены на все сто процентов, потому что они никогда не показывали вам разных результатов, а всегда только один и тот же результат, одну и ту же закономерность. Все, что в вашей жизни работало без всяких сбоев и осечек, будет являться истиной. Вы даже можете просто подумать, возможно ли такое, что, то правило, тот закон, который вам известен, в какой-то ситуации может не сработать или сработать иначе. Если вы такие ситуации знаете или можете их допустить, тогда вряд ли этот закон, это правило, является истиной. Но опять-таки, надо еще убедиться в том, что такой закон не является абсолютным, что у такого правила и впрямь есть исключения. А это можно сделать только с помощью своего опыта или благодаря наблюдению за чужим опытом. Если такую работу проделать, то можно будет с еще большей уверенностью полагать, что обнаруженное вами правило без исключений, оно же, абсолютный закон – это точно истина.
Также истину можно установить с помощью различных экспериментов, когда проверяешь на практике какие-то правила, какие-то свои теории, добиваясь получения одного и того же результата в каждой такой проверке. Чем более точным будет эксперимент, который покажет все необходимые условия, в которых какое-то правило безупречно работает, тем яснее будет выявленная истина. Следовательно, любой, кто проведет аналогичный эксперимент точно таким же образом, увидит ту же самую закономерность. В науке именно так и делают. То есть, путем создания искусственных ситуаций, коими являются эксперименты, мы ищем вечные знания, нерушимые постоянные и неизменные законы жизни, которые и являются у нас истиной.
К истине приводят и теоретические рассуждения. С помощью теории истину можно установить, благодаря используемой в ней безупречной железной логике. А таковой логика является именно тогда, когда человек мыслит в правильном направлении. Если он специально или случайно натолкнулся на истину в каком-то вопросе, все его рассуждения будут настолько идеальными с логической точки зрения, что к ним будет трудно придраться, они будут объяснять закономерность всего и вся, о чем идет речь. Рассуждающий на основе истины человек, говорит или пишет так ясно, так чисто, так точно и так красиво, что его безупречная, идеальная, непротиворечивая логика завораживает. Можно сказать, что это проявление здравого смысла, когда рассуждения человека основаны на истине, в его словах и мыслях все идеальным образом согласовано. Именно поэтому, одним из самый эффективных методов убеждения людей, является безупречная логика, простая и понятная, как дважды два. Люди видят точечные и ясные рассуждения, понимают их, они прекрасно ложатся им в голову и они, даже если не видят истину в таких рассуждениях, то обязательно чувствуют ее. И доверяют тому человеку, чья логика помогает эту истину раскрыть. Поэтому, с помощью размышлений можно прийти к истине, если вы увидите, что ваши рассуждения точны, просты, стройны, непротиворечивы, а еще лучше, когда они результативны. Такие размышления обязательно надо развивать, чтобы вывести с их помощью простое и понятное правило или несколько правил, которые будут актуальны для всех аналогичных ситуаций на все времена и, следовательно, будут являться истиной.
И все равно, такая, выявленная с помощью теории истина не может быть до конца принята человеком, а точнее, не должна быть принята, пока она не будет проверена опытом, пусть даже не его собственным, а чьим-то еще, желательно даже, чтобы это был опыт как можно большего числа людей, и чтобы полученные результаты всегда в точности совпадали с теми результатами, к которым человек пришел с помощью своих размышлений. Проверка опытом крайне важна. Она будет доказывать истинность истины. Можно и наоборот действовать – не теорию свою проверять с помощью опыта людей, а из опыта многих людей выводить свою теорию, объясняя с ее помощью различные закономерности, которые всегда и во всех случаях являются одинаковыми. Для этого нужно собирать информацию из разных достоверных с вашей точки зрения источников о каком-либо явлении, каких-то процессах, ситуациях и все, что будет совпадать в этих рассказах, любые общие закономерности, на которые они будут указывать, скорее всего будет являться истиной. То есть, если сто, тысячу, миллион человек, действуя определенным образом или сталкиваясь с определенной ситуацией, получали один и тот же результат, то велика вероятность, что закономерность, объясняющая получение такого результата – это истина. Это и будет то самое правило, у которого нет никаких исключений, которое всегда работает одним и тем же образом в определенных ситуациях.
Вот, скажем, в моей работе, я узнаю от людей много различных историй об их жизни, о человеческих взаимоотношениях, о проблемах, с которыми люди сталкиваются и выделяю во всех них что-то общее, неизменное, что всегда происходит одним и тем же образом, и благодаря этому нахожу истину, точнее то, что может быть и скорее всего является истиной. Также и любой другой специалист в любой другой области может находить какие-то правила, какие-то законы, которые всегда работают одинаково в соответствующих ситуациях. Это те самые истины, которыми можно потом пользоваться при объяснении тех или иных явлений, при составлении планов на будущее и для принятия безошибочных решений.
А вот высказывания всяких авторитетных личностей и всякие там древние письмена, в том числе и священные, какой бы значимостью в обществе они не обладали, точно не следует принимать за истину, по крайней мере без какой-то проверки. Авторитетность источника информации не является основанием считать эту информацию истинной. У нас много чего говорится и пишется, что не всегда соответствует действительности. Люди, даже самые умные и известные, могут ошибаться или сознательно вводить окружающих в заблуждение по поводу чего-либо. А людям ведь легко верить в какие-то утверждения, видя в них истину только потому, что они преподносятся, как истина, да еще и авторитетными источниками. В этом и заключается ловушка авторитетов, которые призывают просто верить им. А верить нельзя, тем более в истину. Ее надо изучать, проверить, применять, но никак не верить в нее. Есть определенные правила, которые не всегда срабатывают, пусть они и правдивы, но истиной не являются. Вот простой пример: если вас ударили по правой щеке, и вы подставили левую, и вас еще сильнее ударили и продолжают бить, пинать, то данный совет, каким бы авторитетным он ни был, истиной не является. Он не решает проблему, уж во всяком случае всегда, когда должен это делать, поэтому, максимум, он может являться правдой, указывающей на правило, которое срабатывает в некоторых случаях, а в других не срабатывает. Это не истина, как вы теперь уже знаете. Это просто хороший для определенных ситуаций совет, но это не абсолютный закон и не правило, не имеющее исключений.
В истину, повторю, не надо верить. Более того, в нее нельзя верить. Ее надо видеть, понимать и применять, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что это истина. Необязательно своим собственным опытом все проверять, это все равно сделать не получится, нужно изучать, а еще лучше наблюдать и чужой опыт, чтобы иметь доказательство безупречной работы какого-то правила, именуемого нами истиной. Ну вот, к примеру, если вы видите, что разные люди, делают одно и то же дело и постоянно получают одинаковый результат, то это указывает на истину в виде той закономерности, по которой они этот результат постоянно получают. Ну, к примеру, если голой рукой хвататься за раскаленную сковороду, то всегда будешь обжигаться. Значит, можно сказать, что здесь идет речь об истине, то есть о такой закономерности, которая всегда работает одинаково. Самому необязательно обжигаться, достаточно видеть, как это делают другие. Я вот знаю о том, что в некоторых сектах людям говорят, что истину доказывать не нужно. В нее надо именно верить. Она или есть, или ее нет. Это чистой воды манипуляция. Истина не может быть чем-то таким, что якобы является общеизвестным и не требует доказательств, во что надо просто верить. Она потому и истина, что ее можно доказать, объяснить, проверить. Но в сектах не ставят целью обучение людей, тем более, каким-то истинам, там другие цели преследуются. А вам, для себя, надо уяснить раз и навсегда, что вера и истина не имеют ничего общего. Когда вы верите, вы допускаете существование чего-то, возможность чего-то, а когда вы знаете истину, вы абсолютно уверены в том, что те или иные вещи существуют или что те или иные закономерности возможны. Понимаете, вы точно это знаете, благодаря истине. Поэтому, никогда не путайте веру с уверенностью.
Я написал много статей и еще напишу, в которых рассказываю о своем понимании разных фундаментальных жизненных законов и правил, чтобы читатель получил базовые знания об этих вещах, в частности, о психологии людей. Все те вещи, которые я открыл, благодаря своему опыту и размышлениям, я передаю в таком же виде, в каком они находятся в моей голове. Причем, упор я делаю на базовые понятия, чтобы человек понимал основы основ в рассматриваемой области жизни. В процессе обучения чему-то можно рассматривать отдельно взятые случаи, связанные с какой-то проблемой и тогда такой анализ может быть просто правдой, когда вы получите знания, которые применимы не ко всем ситуациям, но, допустим, ко многим. А можно рассматривать базовые понятия и явления, претендуя на истинность своих рассуждений о них, благодаря самому тщательному их изучению. А человек, который такие знания освоит, сможет с их помощью во множестве различных ситуаций разобраться, потому что будет владеть фундаментальными истинами, из которых можно делать безошибочные выводы. Не все, скорее всего, в моих знаниях является истиной, но я постоянно работаю над их совершенствованием, обращая в первую очередь свое внимание на самые важные в жизни вещи, чтобы как можно лучше их объяснить. В частностях всегда легче разобраться, зная суть целого.
Вот, в данной статье, я претендую на истину в отношении истины. То есть, мое описание этого вопроса, как я надеюсь, является истинным. Но не исключено, что я тут в чем-то или даже во многом ошибаюсь. Ибо кто его знает, вдруг она, эта истина, и впрямь где-то рядом, а вовсе не там и не в том, где и в чем я ее вижу. Тогда любая помощь читателя, который знает об истине что-то еще, чего не знаю я или думает о ней иначе, станет большим благом для нас всех. Пишите мне на почту, делитесь своими мыслями по этой теме, я буду этому очень рад. С помощью коллективного разума мы можем докопаться до истины в любом вопросе, в том числе и ее саму лучше понять, я в этом не сомневаюсь. И тогда она уже будет ни где-то рядом и ни где-то там, где ее надо искать, она будет здесь, у нас, в наших головах. И мы сможем пользоваться ею, чтобы принимать самые разумные, самые верные и безошибочные решения в своей жизни.