в чем смысл ионыч чехов
Анализ рассказа «Ионыч» Чехов
Предлагаем вам прочесть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Ионыч», что поможет глубже прочувствовать и осмыслить данное произведение. В 1966 году этот рассказ был экранизирован на студии «Ленфильм».
Год написания и публикации — 1898 год.
История создания — По мнению литературоведов, первоначальная тема, которую хотел отразить Чехов, была другой. Автор собирался описать обывательскую жизнь только семьи Филимоновых. В процессе работы над рассказом Чехов добавляет Старцева. Главный герой, впоследствии, пополняет ряды обывателей, которых в молодости глубоко осуждал.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Внешние условия могут влиять на человека как позитивно, так и негативно. Если изменения, происходящие в человеке, носят негативный характер, то нужно обратить внимание на окружение. Если необходимо, то поменять людей, среду, город, а не пускать ситуацию на самотек.
Тема — Жизнь и интересы обывателей, живущих в городке С.
Проблема — Деградация личности под воздействием неблагоприятной среды.
Композиция — Сюжет развивается линейно и последовательно.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Развитый и интересный человек в окружении обывателей.
Проблема: Конфликт умного и интеллигентного человека с обывательской средой, основа которой – люди с посредственными интересами.
Из всех персонажей «Ионыча» только Котик пытается вырваться из обывательской среды. Она – ищущая девушка, стремящаяся к достижениям. У нее есть цель – реализовать себя в музыке, в актерском мастерстве. Обывательская среда не подходит ей. Она угнетающе действует на ее здоровье, о чем мы читаем в конце рассказа. Девушке не хватает сил утвердиться в другом месте, более подходящем ей. И Екатерина Ивановна возвращается домой.
Солженицын охарактеризовал главного героя, как «человека с духовным ожирением», а в Котике он увидел «самоуверенную провинциальную девицу». Я вижу Котика по-другому. У меня есть сочувствие к этой девушке, выросшей в посредственной среде. Все вокруг восхищались ее игрой, что она принимала за чистую монету. Это лицемерие окружающих и привело к переоценке собственных способностей, но она поняла, что ошибалась. Жаль только, что вновь вернулась в эту же среду.
В подобных ситуациях важно не складывать руки, а активно действовать, менять ситуацию к лучшему. Если что-то в жизни не устраивает человека, а он не предпринимает никаких шагов, то проблемы будут нарастать. В один момент накрутится снежный ком, который сметет личность человека, оставив то, что мы видим в образе Ионыча в конце рассказа.
2. Тема: Любовная тема.
Проблема: Любовь не всегда бывает взаимной. Иногда неудачный роман заканчивается опустошением, разочарованием в жизни.
Чехов описывает любовь Старцева к Котику. В этот период молодой врач имеет интерес к жизни, амбициозность, вдохновение. Неизвестно, насколько сильно он переживает отказ, но, возможно, именно эта ситуация негативно сказывается на Старцеве. Может быть, именно после неудачной попытки обрести счастье, Старцев потерял смысл жизни.
Если человек потерпит неудачу в любви, то не стоит отчаиваться. Нужно лишь найти нового человека, с которым будет чувство взаимным.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Деградация личности Старцева ощущается с особенной силой в конце рассказа. От первоначального человека не остается и следа. Мы читаем о злом, бездушном, раздражительном человеке, ненавидящем весь мир. В портрете главного героя не остается ничего живого, отталкивает как его внешность, так и внутренний мир.
Интересно, что не меняется не только Старцев, но и семья Туркиных. Лишь Екатерина Ивановна пыталась вырваться из обывательских пут, но чего-то не хватило ей. Глава семейства, Туркин, говорит те же фразы, но роняет слезу, провожая своих близких. Чувствуется, что и его жена, пишущая романы, и его неудачница-дочь – все такие же несчастные, как и он сам.
Обывательщина для Чехова-врача – самый тяжелый диагноз, приводящий к омертвению души.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Основное противостояние – это противоречие интересов человека и общества, в котором он живет. Образы Старцева и обывателей конфликтуют, но не с самого начала. В начале рассказа Старцев занят на работе, которая ему по душе и влюблен. Эти обстоятельства смягчают противостояние, зачатки которого чувствуются уже с первых страниц. Он видит, что его окружают посредственные люди, с которыми у главного героя мало общего, но пока еще конфликт не особо проявлен. После отказа Екатерины Ивановны данное противостояние образов проявляется особенно остро.
Во второй части рассказа образ Старцева противопоставлен практически всему. Он находится в противоречии с образами обывателей, их глупостью, мелочностью интересов. Те люди и стороны жизни, которые ему были когда-то дороги, теряют свой смысл и очарование. Образы Котика и семейства Туркиных для него конфликтны и неприятны.
Его отношение к происходящему криком кричит о необходимости перемен.
п.4. Литературные приёмы
Чехов мастерски создает атмосферу своего произведения при помощи деталей. Описывая малозначительные, на первый взгляд, подробности, автор передает свое отношение к происходящему, но не отзывается о своих персонажах плохо, не навязывает собственного видения. Читатель волен выбирать свое отношения к главным героям.
Деградацию личности главного героя Чехов показывает, описывая его портрет. В начале рассказа молодой земский врач ходит пешком, не торопясь, напевает песню. Ожидая любимую девушку на кладбище, главный герой чувствителен, поэтичен, охвачен сильным чувством.
Впоследствии его уже называют Ионычем. Он сильно полнеет, ему трудно дышать. Он «пухлый, красный», ходит с головой, откинутой назад. И вообще двигается он мало, а ездит на тройке с бубенчиками. Его воспринимают, как «надутого поляка», как мрачного и противного сноба.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт я вижу в противоречии между человеком и его окружением. Протест Старцева не приводит к решительным действиям. Главный герой не разрешает этот конфликт. Он подчиняется обстоятельствам себе во вред.
Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов)
Автор: Guru · 15.03.2018
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).
История создания
Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?
Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.
Смысл названия
Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.
Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.
Жанр, композиция, направление
Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.
В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.
Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.
Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.
Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.
Критика
Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.
На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.
Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:
Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.
Анализ «Ионыч» Чехов
Всего получено оценок: 1826.
Всего получено оценок: 1826.
В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.
Год написания – 1898 г.
История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.
Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.
Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.
Жанр – рассказ.
Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.
История создания
В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.
После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.
Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.
Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.
Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.
Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.
Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.
Композиция
Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.
Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.
Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.
В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.
В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.
В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».
Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.
«Ионыч» анализ рассказа А. П. Чехова
Одним из самых противоречивых героев А. П. Чехова является Дмитрий Старцев – он же Ионыч, анализ личности которого вызывает сомнения у большинства читателей.
Краткое содержание произведения поражает простотой сюжета. Но полный текст многогранен, насыщен нюансами и противоречиями. Важна каждая мелочь.
По главам одновременно прослеживаются развитие и деградация главного героя.
Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова
По сюжету Дмитрий Ионович Старцев приезжает служить земским врачом в один из уездных городов. У исследователей есть версия, что Антон Павлович описал свой родной город – Таганрог. А что-то почерпнул в среде московских врачей, многие из которых начинали свою практику в провинции.
Автор не утруждает себя дать название этому месту. В тексте он отмечен лишь буквой «С». Что делает его своеобразным символом, обобщенным образом небольшого городка. Любой губернский город России подходит под описание, предложенное Чеховым.
Тема оскудения личности становится основной в рассказе. Полный сил душевных и физических, Старцев берется за дело. Он внимателен к пациентам, ходит пешком, поет песни, бодр, активен. В конце произведения читателю предстает совсем иной образ.
Раннее творчество А. П. Чехова отличается прозрачностью идеи, выводы лежат на поверхности. Автор высмеивает пороки общества: чинопочитание, лицемерие, скупость. Грустное уживается на одной странице со смешным. Все образы узнаваемы, знакомы читателю.
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902).
В 1880-е годы, когда Чехов становится практикующим врачом, взгляды писателя на окружающую действительность несколько меняются, что находит отражение в творчестве. Объектом произведений становится личность.
Автор активно занимается исследованием человеческой души. Живо интересуется судьбой человека, занят поиском факторов влияния на нее. Чехова волнует значение любви в жизни человека. Способно ли искреннее чувство изменить личность, судьбу. Писатель становится беспощаднее к порокам, выставляя напоказ глубинные переживания героев. Но Антон Павлович деликатен, поэтому не дает прямой авторской оценки описанным поступкам.
Читать его рассказы становится интереснее, но сложнее. Смыслы теперь спрятаны глубже, неоднозначны. Детали особенно важны. Поэтому поздние произведения автора не стоит изучать в сокращении.
К данному периоду творчества относится рассказ «Ионыч». Образ земского врача часто появляется на страницах писателя. Тема ему близка, любима. А врач в губернии сталкивается с более сложными профессиональными, а также личностными задачами, чем в столицах. Чехову любопытно, как персонажи с ними справляются.
Правда, изначально в набросках сюжета не было такого действующего лица. Предполагалось небольшое сочинение о семье Филимоновых (будущие Туркины). О духовной нищете героев, праздном образе жизни мелкопоместного дворянства. Но в итоговой версии Туркины представлены как самая лучшая, интеллигентная, талантливая семья в городе. О личностном развитии иных обитателей уезда читателю остается только догадываться.
В 1897 году образ Старцева впервые появляется в дневниках писателя. Антон Павлович пишет о юном докторе. Это было краткое содержание будущего произведения. Ключевой фразой становится «не надо бы толстеть». Но Дмитрий Ионович не только толстеет, он деградирует. Меняются интересы, теряется такт, внимательность по отношению к людям.
В рукописях автора уже тогда были наброски о неудачном сватовстве юноши. Автор представлял план произведения, основные темы, но пока не знал как их раскрыть. Записи завершает описание «ожиревшего» мужчины, ужинающего за большим столом. Вывод о судьбе героя сделать нетрудно.
Окончательной отшлифовкой текста автор занялся через год в имении Мелихово. И летом 1898 года произведение было напечатано в журнале.
Смысл названия
Сюжет произведения повествует о жизни земского врача в уездном городе. Имя доктора, то как его называют окружающие, меняется по главам. Читатель может проследить путь главного героя от Дмитрия Ионовича Старцева до Ионыча.
Грубоватое, деревенское звучание отчества символизирует степень метаморфозы, которую претерпел мужчина. Разница настолько велика, что кажется, будто это два разных человека. Из интеллигентного доктора, «дьячковского сына», он стал грубым, жадным мещанином.
Жанр, направление, композиция
У читателя может возникнуть сомнение, к какому жанру принадлежит произведение: рассказ это или повесть. Рассуждение должно отталкиваться не только от объема. Текст по объему подходит к обоим жанрам.
По содержанию и поднятым темам соответствует реалистичному рассказу. Время не растягивается, искусственно не сжимается, как бывает в повести, а соответствует реальности.
Чехов нарочито подчеркивает принадлежность к реализму. Это заметно в эпизоде, когда барыня читает свой роман о том, чего быть не может. В сочинении молодая графиня устраивает школы, больницы и обеды для крестьян. Вымышленная дворянка влюбляется в нищего художника, странника.
А за окном народ поет грустную «Лучинушку» о своей тяжелой жизни.
Композиционно текст состоит из пяти глав. Третья глава становится кульминационной. Старцев увлекается Екатериной Ивановной, просит стать его супругой. Но Котик не приняла предложение.
Автор использует зеркальную композицию. Прослеживается симметрия некоторых образов и эпизодов, которые несут идейный смысл.
Например, Чехов описывает способ передвижения героя. Сначала юноша бодро ходит пешком на дальние расстояния, так как собственной брички пока не имеет. Процесс не напрягает молодого человека, он что-то напевает, не устает, готов пройти еще большие расстояния. Затем у доктора появляется «пара» и кучер Пантелеймон.
Старцев по-прежнему преодолевает небольшие отрезки пути пешком. Например, оставляя кучера во дворах, идет до кладбища, надеясь на встречу с возлюбленной. Чем дольше живет Дмитрий в уезде, тем шире разрастается его практика. Улучшается бричка, которая становится символом финансового положения мужчины. Полнеет и грубеет герой, те же метаморфозы происходят с кучером.
Особенности композиции помогают читателю отследить перемены, происходящие со Старцевым.
Главные герои и их характеристика
Рассказ не отличается большой полифонией образов. Главные герои произведения: доктор Старцев и семья Туркиных.
О Дмитрии Ионовиче нам известно, что он «дьячковский сын». А значит из небогатой, но интеллигентной семьи. Выбор профессии у таких детей редко бывает добровольным. Но Старцев не идет по стопам отца. Он хочет лечить людей, помогать им.
Дмитрий Ионович – маленький человек. Но не такой, как гоголевский Башмачкин или чеховский Червяков. Старцев – человек с амбициями, которые в конце сводятся к жажде наживы. Даже в юности, влюбленный герой думает не только об избраннице, но и о приданом.
Внешность героя заурядная. Он не обладает наружной красотой. Но и неприятного о его внешности не сказано ничего. Только полнеет со временем.
Этапы из жизни Ионыча раскроет таблица.
Этапы жизни, возраст героя | Описание |
После получения медицинского образования. | Полон надежд, энергии. Мечтает о любви, женитьбе. Беден. Много ходит пешком. Своих лошадей не имеет. Любит свою работу. Хочет помогать людям. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания. |
Через год. Повторное посещение семьи Туркиных. | Испытывает любовь. Восхищается Котиком. Страдает, что чувства безответны. Едет на кладбище в надежде на свидание, хотя понимает, что это безрассудство. Предпринимает попытку объясниться в чувствах, сделать предложение. Получает отказ. |
Спустя 4 года, когда Котик вернулась из консерватории. Доктору около 30 лет. | Немного пополнел. Приобрел практику в городе. Обзавелся тройкой с бубенцами. Холоден к Екатерине, но еще теплится живой огонек в душе, который вскоре гаснет. |
32 34 года | Обыватели раздражают разговорами, глупостью, ограниченностью мышления. Поэтому он играет в винт, молча закусывает и выпивает. Толстеет герой и кучер. |
Спустя несколько лет. | Событий нет. Имеет большую практику в городе, но не отказывается от земской. Продолжает толстеть. Испортился голос, так как горло заплыло жиром. Все сводится к быстрому приему больных, накоплению денег и покупке недвижимости. |
Список героев продолжает Екатерина Ивановна Туркина. Это юная барышня. Дмитрия она поражает контрастом внешности: детским выражением лица и сформировавшейся женской фигурой. Героиня обычная девушка для своего города. Как все барышни, много читает, играет на рояле, мечтает о поступлении в консерваторию.
Она привыкла, что ее шумные, сложные фортепианные пассажи хвалят родители и гости. Поэтому возомнила себя талантливой пианисткой с большим будущим. Котик не приняла предложение Дмитрия. Она была уверена, что станет артисткой. И не хотела связывать себя узами брака. Но спустя четыре года мечты рассыпались. Героиня жалеет о поспешном решении.
Семья Туркиных знаменита в своем городе. Они считаются самыми интеллигентными, талантливыми, гостеприимными. Даже живут рядом с губернатором.
Глава дома – Иван Петрович сыпет плоскими шутками, остротами. И даже изобрел собственный язык, практикуясь в остроумии. Но анекдоты всегда одни и те же. В театральных сценках он всегда играет старых генералов, смешно кашляет.
Вера Иосифовна – супруга Иван Петровича, мать Котика. Дама пишет повести, романы. Литературные экзерсисы героини совершенно бездарны. А также не имеют ничего общего с действительностью, что напрягает молодого гостя.
Таким образом, в семействе у каждого свой «талант». Гости в восторге, ведь иных развлечений в городе нет. Тем более, что их ждет вкусный ужин.
Основная мысль произведения
Основная мысль «Ионыча» в духовном обнищании человека под воздействием среды. Жизненный путь Старцева вызывает противоречия в оценке. С одной стороны, герой стал богаче, приобрел широкую практику как в земстве, так и в городе. Приобрел несколько домов, солидный счет в банке. И кому-то может показаться это прогрессом.
С другой – мужчина деградировал как личность. Ионыча интересуют лишь деньги. Он груб, бестактен с пациентами, хотя стал неплохим врачом. И бывает приглашен на консилиумы.
Автор не дает жесткой оценки. Писатель предлагает задуматься, сделать вывод самому читателю.
Темы и проблемы
Чехов поднимает несколько проблем в своем тексте. В первую очередь, это духовное оскудение человека. Молодой, энергичный доктор, стремившийся к идеалам, заканчивает жизнь грубым мещанином.
Автор раскрывает тему быта уездного города. Чехов обращает внимание на праздный образ жизни помещиков, мнимое благочестие.
Полное содержание рассказа отражает жизнь российской провинции того времени.
Проблема деградации
Центральная тема произведения – обнищание личности, деградация человека. Поддавшись влиянию общества, Старцев превращается в обывателя, мещанина. Сюжет рассказа подробно описывает духовное оскудение человека.
Проблема любви
Тема любви в рассказах Чехова раскрывается своеобразно. Писателя не интересует проявление эмоций. Ему важно влияние, которое оказывает сильное чувство на личность, на судьбу человека. Как любовь меняет героя.
Старцев жаждал любви, как большинство людей в его возрасте. Герой предается страстным мечтам о поцелуях, объятиях, радостях супружеской жизни. А единственной юной барышней в его окружении является Катерина Туркина. Поэтому она становится объектом страсти юноши.
После отказа девушки Старцев разочаровывается. Огонек в душе гаснет. Герой больше не способен на светлое чувство. Эмоции, душевные переживания притупляются. А целью жизни становится обогащение.
Но не безответная любовь ведет героя к духовной нищете. Если бы он женился на Туркиной, они деградировали бы вместе.
Проблема равнодушия
Дмитрий Ионович сталкивается с неприятной средой. Здесь нет ярко выраженной жестокости. Но процветает глупость, узость мышления, закостенелость взглядов.
Молодой доктор не находит здесь понимания, родственной души, равного собеседника. Со временем он адаптируется, свыкается с окружением, становится таким же. Равнодушие становится его верным спутником, своеобразным защитным механизмом.
Проблема обывательства
Интеллигентному мужчине тяжело находиться среди обывателей. С ними можно говорить только о еде. В политике, литературе, истории они ничего не понимают.
Например, Котик много читает. Но все, что она запомнила о прочитанном, это сочетание имени и отчества автора, показавшееся ей смешным. Узость взглядов раздражает Старцева. Поэтому он предпочитает есть молча, уставившись в тарелку. За что получает прозвище «поляк надутый».
Отзывы критиков
Отзывы критиков на «Ионыча» были неоднозначны. Кто-то считал, что герой преуспел в карьере и жизни. Другие же, были уверены в его деградации.
Журналист, публицист А. С. Глинка считал, что Чехов в этой истории сделал «широчайшее обобщение российской обывательской жизни». Вторил ему А. Л. Волынский, заявляя, что в рассказе описана натуральная отечественная действительность.