в чем смысл игры монетка
Игра в «пристенок»
Спросите современного ребёнка, играл ли он в «пристенок». Скорее всего, представитель юного поколения округлит глаза и спросит, где можно скачать игру с таким необычным названием. Для современных детей игра в «пристенок» — почти такая же экзотика, как, например, примерка доспехов. Современные подростки в эту игру практически не играют, да и вообще, скажем прямо, мало времени посвящают совместным неэлектронным играм. А вот во времена СССР и начале 90-х игра была довольно распространённой.
Как играть?
«Пристенок» — это азартная игра с монетками. Игра имеет и другие вариации: «замеряшки», «чика», «стенка Джонатана», «котёл». Было и общее, коварное название этих игр — играть в копейки. Предлагалось: «сыграем в копейки?», при согласии, уточнялся вид игры. Начинались они с приходом тёплых дней, когда на улице появлялись просохшие под солнцем прогалы.
Число игроков — от двух человек. Если играющих больше, то устанавливается очерёдность. Для игры требуются монеты одинакового достоинства. Нужна ровная стена и ровная поверхность под стеной. Это может быть деревянный, кафельный, бетонный пол или утрамбованная земля. Соперники договариваются, кто будет первым бросать монетку, а кто — вторым. Игрок кидает монету об стену на уровне чуть ниже пояса. Монета, отскочив от стены, падает на пол в любом месте. Двигать её нельзя. Теперь наступает очередь второго игрока делать свой бросок. Он должен бросить свою монету так, чтобы она отскочила от стены и легла как можно ближе к монете соперника. Если получилось — это победа. Второй игрок забирает себе обе монеты. Но что делать, если монета легла в нескольких сантиметрах. Чтобы определить: выигрыш это или нет, второй игрок должен попробовать дотянуться пальцами своей руки от одной монеты к другой. Если дотянулся — выиграл, если нет, то монеты возвращаются хозяевам. И соперники меняются очерёдностью бросков. Третий вариант — монета второго игрока упала очень далеко от монеты соперника. Монеты возвращаются хозяевам. Право повторного броска переходит к сопернику.
Пальцы кистей соперников могут быть разной длины, и поэтому у одного игрока может возникнуть преимущество перед другим. Чтобы этого избежать, перед началом игры прикладывают пальцы рук друг к другу и решают, какими пальцами проводить измерения расстояния между монетами на полу. Успех в игре приносили сноровка, точный глазомер.
Игра в литературе
В литературе XVIII века есть упоминания о похожих играх с монетами, что свидетельствует о широком распространении игры и популярности среди детей. Правила упоминаются самые разнообразные: по одним — монета, отскочившая от стены, должна непосредственно коснуться монеты, лежащей на полу. По другим — монета должна попасть в определённую область на полу. Эта область заранее очерчивается. Так же ограничивается и «игровое поле», за пределы которого монета не должна попадать. Были и другие, более сложные варианты игры. Обычно правила зависели просто от дворовой компании и разнились даже от двора к двору.
Современные школьники, как ни странно, все знакомы с игрой в «пристенок». Знакомы по урокам… литературы. В школьную программу входит замечательное произведение В. Распутина «Уроки французского». В нём рассказывается, как молодая учительница затеяла игру на деньги со своим учеником, чтобы помочь ему. Мальчик был из бедной семьи, голодал, но помощь принимать отказывался. Только на «честно выигранные» деньги он покупал себе еду. Также стоит посмотреть замечательную экранизацию этого произведения российского режиссера Евгения Ташкова.
У читателей может возникнуть вопрос: как же так, детская игра — и азартная, на деньги!? Конечно, это не поощрялось обществом. Поэтому и место для игр выбиралось отдалённое или непросматриваемое. Проигрывались или выигрывались иногда целые «мальчишеские состояния» — рублей до 10 за раз. Те, у кого денег не было, играли на пробки от бутылок или просто на приседания.
Игра в «пристенок» «отметилась» не только в литературном творчестве, но и в художественном. В 1918 году С.Н. Рерих написал картину «Дети, играющие в «пристенок». Сейчас картина находится в частной коллекции.
Ольга Караваева, ведущий специалист (ИГЕМ) РАН
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Если же монетка упала достачно далеко от первой, то ход переходит к первому игроку.
В эту игру могут несколько человек.
Раньше был популярен другой вариант пристенка: игрок должен был не просто сделать так, чтобы его монетка упала близко к другой, а должен был ударить о стенку свинцовой битой в виде небольшого кружочка, чтобы при отскоке она накрыла монетку другого игрока.
А.-Т. Биазиоли. Русские игры. Фрагмент. Гравюра по рисунку Е. Корнеева. Между 1812 и 1830
Есть вариант пристенка часто называемый «чика»
На определенном расстоянии от стенки выкапывалась ямка, куда игроки клали свои монетки. Затем свинцовой битой надо было так ударить об стенку, чтобы она попала в ямку и накрыла монетки
Были и другие, более сложные варианты игры. Как правило, вариант игры зависел от города и района города, а иногда и просто от дворовой компании.
Много денег в такую игру не проиграешь, хотя и были прецеденты, но с мелочью, которую тебе дали на обед или кино, можно расстаться довольно быстро.
«Уроки французского». Распутин Валентин (фрагменты):
* Голод здесь совсем не походил нa голод в деревне.
*Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекaться игрой и торчaть нa полянке до вечерa, мне нужен был только рубль, кaждый день по рублю. Получив его, я убегaл, покупaл нa бaзaре бaночку молокa (тетки ворчaли, глядя нa мои погнутые, побитые, истерзaнные монеты, но молоко нaливaли), обедaл и сaдился зa уроки. Досытa все рaвно я не нaедaлся, но уже однa мысль, что я пью молоко, прибaвлялa мне силы и смирялa голод. Мне стaло кaзaться, что и головa теперь у меня кружится горaздо меньше.
Рубрики: | Дети Живопись Россия СССР |
Метки: Россия Игры Живопись История Пристенок Чика Замеряшки В. Распутин
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Количество игроков: несколько человек
Дополнительно: монета
Один из участников за спиной кладёт монетку в одну из рук и выставляет руки перед другими участниками. Остальные должны угадать в какой руке монетка. Для этого они указывают на руку и спрашивают:
— В этой руке монетка?
Спрятавший монету должен говорить:
— Да, монета у меня в этой руке.
Эти слова он говорит вне зависимости от того, правильно ли они указывают. После того как они определятся в какой руке монетка, он показывает, в какой она была. Играть можно на счёт.
Если участников много, можно делить на тройки и по очереди загадывать. Выигрывает тот, кто чаще угадывал.
Смотрите также
Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки
После нескольких молодежных встреч можно проверить насколько ребята узнали друг друга. Раздайте каждому листок бумаги и попросите каждого написать о себе 4 вещи, о которых немногие знают. Например:
— У меня есть собака и попугай.
— Я люблю играть в шахматы.
— Я очень хочу купить компьютер.
— Я собираюсь стать агрономом. Читать далее @title
Количество игроков: 5-8 человек
Дополнительно: бланки с вопросами, ручки
Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:
Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным. Читать далее @title
Количество игроков: девять
Дополнительно: стул
Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет «прыгающим». Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его.
Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет крепко держаться друг за друга.
Количество игроков: любое
Дополнительно: доска и мел или ручки и бумага
Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже — совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске. Читать далее @title
Психологическая игра для выявления лидера
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Для этого участники делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. «Начали!» Читать далее @title
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда вашего города). Далее каждой группе дается задание представить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, перспективы, выгоды и т.д.
После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участникам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безопасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник может удовлетворить в выбранной профессии?
— каким способом удовлетворяется? Читать далее @title