в чем смысл и различие понятий кинослово и кинофраза
Фильм — «рассказ в картинках»
Фильм начинается не во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла. Он выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.
Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусства — кинодраматургию, велика заслуга в этом отечественного кино. Имена виднейших советских сценаристов Ржешевского, каплера, Габриловича, Григорьева, Арабова составляют золотой фонд нашего кино, часто сами режиссёры писали сценарии своих фильмов и были высокими мастерами кинодраматургии — это Довженко и Тарковский, Пудовкин и Иоселиани, Ромм и Козинцев.
Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Сценарий может быть эмоциональным возбудителем фантазии режиссёра, канвой его творчества, а может быть твёрдым каркасом фильма. Недаром знаменитый французский режиссёр Р. Клер говорил: «Сценарий написан — фильм готов». На практике же режиссёры часто далеко уходят от литературного сценария и даже опровергают его.
В большом кино написание литературного сценария — дело сценариста. В авторском домашнем видео, где сценарист, режиссёр и оператор — одно лицо, используется простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Зачем нужен кадро-план? Он выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.
На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку, подобно тому, как это было бы в кинематографе. Сперва — сценарная запись видеозарисовки:
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
На основе сценарной записи строится кадроплан (а затем будет создана раскадровка, см. рис.).
Задание
Учебно-исследовательское
Выполните аналитическую работу на тему «Зачем нужен сценарий в кино и какова его роль в съёмке домашнего видео».
Фильм питается не только изобразительными истоками, но и литературными. Он в равной мере выткан из изобразительной и повествовательной ткани. Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.
Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, — предтеча кинораскадровки.
Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему. Это — изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений).
Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом, т. е. объект плюс действие. В практике ки-нофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.
Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Сватовство майора» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если фильм — изображения, предстающие и развивающиеся во времени, то картина показывает их одномоментно. Попробуйте записать какую-либо из предложенных картин в виде кадроплана. Это очень помогает освоению киноязыка.
Далее мы приведём пример прочтения картины как раскадровки.
Задание
Творческое
Фильм — «рассказ в картинках»
Фильм начинается не во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла. Он выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.
Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусства — кинодраматургию, велика заслуга в этом отечественного кино. Имена виднейших советских сценаристов Ржешевского, каплера, Габриловича, Григорьева, Арабова составляют золотой фонд нашего кино, часто сами режиссёры писали сценарии своих фильмов и были высокими мастерами кинодраматургии — это Довженко и Тарковский, Пудовкин и Иоселиани, Ромм и Козинцев.
Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Сценарий может быть эмоциональным возбудителем фантазии режиссёра, канвой его творчества, а может быть твёрдым каркасом фильма. Недаром знаменитый французский режиссёр Р. Клер говорил: «Сценарий написан — фильм готов». На практике же режиссёры часто далеко уходят от литературного сценария и даже опровергают его.
В большом кино написание литературного сценария — дело сценариста. В авторском домашнем видео, где сценарист, режиссёр и оператор — одно лицо, используется простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Зачем нужен кадро-план? Он выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.
На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку, подобно тому, как это было бы в кинематографе. Сперва — сценарная запись видеозарисовки:
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
На основе сценарной записи строится кадроплан (а затем будет создана раскадровка, см. рис.).
Задание
Учебно-исследовательское
Выполните аналитическую работу на тему «Зачем нужен сценарий в кино и какова его роль в съёмке домашнего видео».
Фильм питается не только изобразительными истоками, но и литературными. Он в равной мере выткан из изобразительной и повествовательной ткани. Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.
Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, — предтеча кинораскадровки.
Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему. Это — изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений).
Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом, т. е. объект плюс действие. В практике ки-нофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.
Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Сватовство майора» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если фильм — изображения, предстающие и развивающиеся во времени, то картина показывает их одномоментно. Попробуйте записать какую-либо из предложенных картин в виде кадроплана. Это очень помогает освоению киноязыка.
Далее мы приведём пример прочтения картины как раскадровки.
Задание
Творческое
Фильм — «рассказ в картинках»
Фильм начинается не во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла. Он выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.
Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусства — кинодраматургию, велика заслуга в этом отечественного кино. Имена виднейших советских сценаристов Ржешевского, каплера, Габриловича, Григорьева, Арабова составляют золотой фонд нашего кино, часто сами режиссёры писали сценарии своих фильмов и были высокими мастерами кинодраматургии — это Довженко и Тарковский, Пудовкин и Иоселиани, Ромм и Козинцев.
Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Сценарий может быть эмоциональным возбудителем фантазии режиссёра, канвой его творчества, а может быть твёрдым каркасом фильма. Недаром знаменитый французский режиссёр Р. Клер говорил: «Сценарий написан — фильм готов». На практике же режиссёры часто далеко уходят от литературного сценария и даже опровергают его.
В большом кино написание литературного сценария — дело сценариста. В авторском домашнем видео, где сценарист, режиссёр и оператор — одно лицо, используется простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Зачем нужен кадро-план? Он выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.
На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку, подобно тому, как это было бы в кинематографе. Сперва — сценарная запись видеозарисовки:
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
На основе сценарной записи строится кадроплан (а затем будет создана раскадровка, см. рис.).
Задание
Учебно-исследовательское
Выполните аналитическую работу на тему «Зачем нужен сценарий в кино и какова его роль в съёмке домашнего видео».
Фильм питается не только изобразительными истоками, но и литературными. Он в равной мере выткан из изобразительной и повествовательной ткани. Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.
Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, — предтеча кинораскадровки.
Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему. Это — изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений).
Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом, т. е. объект плюс действие. В практике ки-нофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.
Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Сватовство майора» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если фильм — изображения, предстающие и развивающиеся во времени, то картина показывает их одномоментно. Попробуйте записать какую-либо из предложенных картин в виде кадроплана. Это очень помогает освоению киноязыка.
Далее мы приведём пример прочтения картины как раскадровки.
Задание
Творческое
Знаменитая фраза товарища Сталина.
А про отдел кадров слыхали? Вот он и занимается подборкой кадров для нужд предприятия. И каждый работник на этом предприятии и есть отдельно взятый кадр.
А вот фраза “Ну ты и кадр!” имеет уже иронический подтекст, смысл которого “Ну ты и тип!”. Слово “тип” можно менять на “фрукт”, “перец”, “козёл”. В общем, на многие фрукты и овощи, а так же на некоторые виды известных животных. Часто употребляются даже некоторые части тела.
Фраза эта может выражать негодование, презрение, удивление. Иногда и восхищение. В принципе она может выражать весь спектр человеческих чувств и отношений, а так же оценку ситуации в данный момент.
Велик и могуч русский язык!
Другие интересные вопросы и ответы
В чем смысл понятий кинослово и кинофразы и их различия?
Кинослово – один отдельный кадр, либо фотоснимок. Кинофраза, в свою очередь, состоит из кинослов и представляет собой отдельные пространственно-временные моменты. После нескольких кинофраз становится различима картина взаимоотношений персонажей, ситуации и так далее.
Простым языком, в чем разница между Фпс и Гц?
что означает слово кадр?
“Кадр –
фотографический кадр – единичное изображение объекта съемки на фотопленке или фотобумаге.
2) Кинокадр – снимок на кинопленке, фиксируцщий одну из фаз движения или статического положения объектов съемки.
3) Монтажный кадр – составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.
4) Сценарный кадр (в постановочном или режиссерском сценарии) – изложение содержания и подробное описание снимаемого действия.
5)Телевизионный кадр – изображение, получаемое на экране кинескопа в результате одного полного цикла телевизионной развертки. “
(Энциклопедический словарь)
“1) Кадр – Об отдельном человеке как работнике.
2) Кадр – Отдельный снимок, изображение на кинопленке, на телеэкране. “
(Словарь Ожегова)
“Кадр –
1. объект для полового сношения;
2. паpень. “
(Словарь воровского жаргона)
“Кадр – человек. “
(Словарь молодёжного слэнга) Steve Austin 7
Откуда пошло значение слова кадр как человек, устраивающийся на работу
Это наше послереволюционное заимствование из французского языка.
Естественно, революция имеется в виду события 1917 года.
В 20-х годах 20-го века появилось понятие “кадры” в смысле “штат учреждения, предприятия”.
Соответственно – “Отдел кадров” – подразделение, занимавшееся наймом, увольнением, и т. д. работников.
Происходит слово “кадры” из французского языка, где cadre – это «состав учреждения».
Ну и соответственно в разговорном появилось ироническое “кадр”, вроде как единственное число от
В чем смысл понятий кинослово и кинофразы и их различия?
Кинослово – один отдельный кадр, либо фотоснимок. Кинофраза, в свою очередь, состоит из кинослов и представляет собой отдельные пространственно-временные моменты. После нескольких кинофраз становится различима картина взаимоотношений персонажей, ситуации и так далее.
Другие интересные вопросы и ответы
Какая разница между “пожаловаться”, “наябедничать” и “донести”?
Жалуются люди для того, чтобы их пожалели. Например, муж не любит. При этом люди как правило не стремятся что-то менять, иначе бы они решительно действовали, а не жаловались. Но назовем акт жалобы “преддействием”.
Если я знаю о готовящемся преступлении, то я Доношу. И мне все равно, как это называется. Гражданин стремится предотвратить преступление или террорстический акт.
И, наконец, ябедничать, это очень по детски – а он, бяка, аватарку поменял)
В чем смысловая разница между словом “избегать” и “избежать”?
В чем смысловая разница между словами “сесть” и “присесть”?
Сесть- надолго, присесть-временно
Почему говорят «Не последний, а крайний»?
Впервые с народной политкорректностью я столкнулся, когда мне было лет восемь. Я пришел в парикмахерскую на Красноармейской улице и спросил у сидевших в очереди мужчин: “Кто последний?” “Здесь все первые!” – грубо ответил мне самый младший по возрасту мужчина – прыщавый подросток, уже познавший мудрость жизни. “Так спрашивать нельзя, парень, – объяснил мне мужчина постарше. – Нельзя человека последним называть. Надо говорить “кто крайний?” Но прошло еще несколько лет, и оказалось, что “крайним” называть человека тоже нельзя, а спрашивать нужно так: “За кем я буду?”
С годами выяснилось, что у людей, легко сносящих площадную брань, сложились странные отношения с самыми обыкновенными словами. К примеру, нельзя предложить человеку: “Садитесь, пожалуйста!” Только “присаживайтесь”! Нельзя сказать о человеке, что тот “спит”. Только “отдыхает”. Это считается культурным.
Как и список бытовых суеверий, живая речь находится в постоянном движении. Вот в последние лет десять тянущиеся к культуре люди вместо “удобно” все чаще говорят “комфортно”. Почему? Возможно, потому, что за несколько десятилетий до того они привыкли употреблять слово “неудобно” в значении “неприлично, стыдно”. Даже анекдот такой был в 80-х годах – про Стеньку Разина, который в набежавшую волну княжну-то бросил, а потом ему “неудобно стало”. Значит ли это, что ради слова “комфортно” надо отказываться от слова “удобно”? Нет, не значит. И мизинчик не обязательно оттопыривать, когда рюмку опрокидываешь, но и раздражаться на мизинчик оттопыривающих – последнее дело. Тут главное быть понятым. С ударением на “о”, понятное дело.
(с) Гасан Чингизович Гусейнов, российский филолог, доктор филологических наук.