в чем смысл горький детство

«Детство» М. Горького: что не убивает — делает сильнее

Одним из самых известных творений М. Горького является повесть «Детство», смысл которой не оставляет сомнений в автобиографичности произведения. Писатель возвращается к своему прошлому, пытаясь переосмыслить события, касающиеся этого отрезка его жизни. Проанализировав произведение, можно будет понять, что хотел донести автор читателям и в чем смысл Детство Горького.

Краткое содержание

События в произведении развиваются в хронологическом порядке с использованием большого количества деталей, помогающих читателю глубже вникнуть в смысл «Детства» Горького.

Герои повести

Главным героем является сам рассказчик – Алексей Пешков.

Кроме него в повести еще несколько центральных персонажей, характеристика которых позволит лучше понять, в чем смысл Детство Горького:

Повествование ведется от первого лица и описывает детские воспоминания.

Несчастья Алеши

Семья Алеши Пешкова дружно и счастливо жила в Астрахани. Но внезапно нагрянувшее несчастье – смерь главы семьи Максима Пешкова все изменило. Семья, оставшись без кормильца, вынуждена была переехать в Нижний Новгород к родне Варвары.

Новая семья не понравилась мальчику. Родные постоянно ссорились, ругались. Дед Василий жестоко наказывал провинившихся. Однажды досталось и Алеше, для которого порка розгами стала настоящим шоком.

С каждым днем жизнь в семье Кашириных для Алексея становилась все невыносимее, он мечтал о побеге. К тому же мама мальчика периодически куда-то уезжала, Алеша чувствовал себя совсем одиноко. Единственный, кто по-доброму относился к Алеше, поддерживая и заботясь – это бабушка.

Через некоторое время дед купил новый дом, отделив сыновей, а свободные комнаты сдал квартирантам. Но дядька Михайло не унимался и, периодически появляясь в доме, устраивал погромы и драки с дедом. Алешу такой образ жизни тяготил.

Утешение мальчик находил в дружбе с одним из квартирантов. Но дед, заметив это, выгнал жильца, а внука жестоко наказал. Вернулась домой мама. Дед решил ее вновь выдать замуж.

Интересно! Произведение Горького «Детство» является как бы противопоставлением повести Толстого с таким же названием. Только, в отличие от Толстого, Горький описал жизнь простых людей, а не дворянства.

Начался учебный год, Алексей пошел учиться. В школе герою не нравилось, так как над ним все смеялись за бедность. В результате мальчик заболел оспой. За Алексеем ухаживала бабушка, делясь с ним воспоминаниями об отце.

Вскоре Варвара вторично вышла замуж за обнищавшего дворянина Максимова. Чтобы дать дочери приданое, дед Василий продал дом, купив несколько комнат в подвале. Но отчим, оказавшись карточным игроком, промотал приданое жены.

Отчим начал изменять матери и бить. Однажды Алеша не выдержал и кинулся на отчима с ножом. Только заступничество матери удержало мальчика от убийства.

Разорившийся Василий отказался содержать жену и внука. Бабушка и мальчик пытались сами заработать на жизнь, сдавая ветошь, воруя лес. Мальчик вынужден был бросить учебу.

Через время умерла Варвара, и дед выгнал внука из дома, отправив самому добывать себе пропитание.

Объяснение сюжета

Чтобы разобраться, в чем смысл Детство Горького, нужно, в первую очередь, рассмотреть темы, затронутые писателем.

Проблематика повести довольно обширна и затрагивает важные аспекты жизни:

Но главной темой произведения остается тема детства. Автор показывает, как тяжело ребенку расти среди нищеты и озлобленности.

Озаглавив повесть «Детство», Горький не просто хотел показать, что речь пойдет о детских годах героя, а вложил более глубокий смысл в название произведения.

Детство – важная пора в жизни каждого ребенка. Именно в этот период формируется характер, образ жизни, мировоззрение любого человека. Поэтому очень важно, чтобы ребенок чувствовал любовь, заботу со стороны близких людей.

Рассказывая о своем детстве, писатель хотел показать, что в те времена так жили и воспитывались многие дети. У большинства из них не было детства, они сразу рождались взрослыми и терпели ужасное обращение, сами постепенно ожесточаясь.

Герою повезло. Благодаря тому, что на его пути встречались не только жестокие, озлобленные, но и добрые, открытые люди, он смог противостоять «мерзостям жизни» и вырасти светлым человеком.

На заметку! Повесть Детство содержит в себе нравственный смысл, касающийся настоящего и будущего России. Нормальное развитие ребенка невозможно там, где царствует пьянство, жадность, воровство. А дети – это будущее страны. Если они будут воспитываться в таких условиях, то народ не сможет выбраться из темноты и грязи.

В чем суть концовки

К концу повести скупость Василия Каширина все больше растет. Алеша вынужден сам зарабатывать на жизнь, отдавая полученные деньги бабушке.

Перенесенные страдания заставили мальчика рано повзрослеть. Если с 1 по 11 главу читатель следил за жизнью маленького мальчика, то дальше он видит перед собой взрослого мужчину, заботящегося о матери и младшем братишке.

Не смог Алеша равнодушно наблюдать и за грубым отношением отчима к матери, кинувшись на того с ножом. Смысл этого сюжета, описанного Горьким в 12 главе, заключается в показе противостояния героя с реальным миром, в результате которого он рано лишился детства.

В финале произведения дед выдворяет внука из дома, отправив «в люди». И Алеша действительно выбился в люди, став великим писателем.

Вложив глубокий идейный смысл в повесть «Детство», автор хотел показать, во что пагубные пороки превращают людей. Но даже среди жестоких, озлобленных личностей встречаются светлые, добрые люди, рядом с которыми нужно держаться, чтобы не терять свою совесть.

Источник

Анализ «Детство» Горького

сочинение по литературе 7 класса

История создания

Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Замысел серьезно взяться за собственную автобиографию появился у писателя в 1893 г. В «Изложении фактов и дум» появляются первые наброски, вошедшие впоследствии в повесть.

в чем смысл горький детство. Смотреть фото в чем смысл горький детство. Смотреть картинку в чем смысл горький детство. Картинка про в чем смысл горький детство. Фото в чем смысл горький детствоВ письмах Горький неоднократно возвращался к этой мысли: «Когда-нибудь я напишу свою автобиографию…». В начале 1913 г. он вплотную занялся работой над «Детством».

На протяжении 1913-1914 гг. повесть печаталась частями в газете «Русское слово». Отдельный книгой «Детство» было издано в Берлине, а в 1915 г. вошло в собрание сочинений М. Горького.

В ходе работы писатель планировал изменить название повести на «Бабушка», но отказался от этого замысла. Горький придавал произведению большое воспитательное значение, которое выражается в поговорке: «учение и труд все перетрут».

Смысл названия

Примером для Горького явно служила знаменитая классическая трилогия Л. Н. Толстого. Вероятно, с этим связано одинаковое название первых частей двух автобиографий. Планируя изменить название на «Бабушка», писатель, с одной стороны, хотел подчеркнуть влияние этой женщины на свою судьбу, с другой — показать коренное различие между детством людей разных сословий и разных эпох.

Главная тема произведения — внутренний мир ребенка, влияние окружающей среды на его развитие.

«Детство» Толстого начинается со счастливого пробуждения, «Детство» Горького — с ужасной трагедии. Самые ранние воспоминания писателя связаны со смертью отца и его похоронами. Мальчик смертельно напуган даже не видом покойника, а внезапными родами матери. В это же время в его жизни впервые появляется новый «странный человек» — бабушка.

Огромным событием для маленького Алексея становится переезд к деду. Его первые слова к родной дочери позволяют догадаться, что жизнь будет несладкой: «Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…». Мальчик «сразу почуял в нем врага», да и остальные родственники (дядя Яков, дядя Михаил, тетка Наталья) произвели на него неблагоприятное впечатление.

Атмосфера в дедовском доме была пропитана духом «взаимной вражды» из-за требований раздела наследства. Мальчик сразу же сталкивается со сценами драк, криков, слез, ожесточенной ругани. Он еще больше привязывается к бабушке, которая сглаживает постоянные ссоры и принимает озлобление на себя: «Что, ведьма, народила зверья?».

У деда Алексей познакомился с суровыми методами традиционного образования и воспитания: беспрекословное подчинение, механическое заучивание молитв без уяснения их смысла, физические наказания. Первое сечение розгами, во время которого дед еще и «разгорячился», глубоко запало в душу мальчика. Во время выздоровления происходило его значительное духовное перерождение, выразившееся в острой чувствительности «ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Алексей «смутно помнил, что отец и мать жили не так… другие речи, другое веселье». Родственники же не знали никаких удовольствий, кроме обильной еды и водки. В пьяном виде они пели и плясали, но буйная радость часто сменялась грустью и печалью.

Постоянные безобразные сцены избиения и ругани становились для Алексея привычными, «все слабее трогали сердце». Мальчик неосознанно понимал, что в серой будничной жизни «и горе — праздник, и пожар — забава».

Очередным испытанием для Алексея становится появление отчима. Из рассказов матери и бабушки он знал о родном отце и считал его добрым и хорошим человеком. Грубое вторжение Евгения Васильевича было непонятно, «хотелось озорничать, говорить всем злые слова».

После нового брака матери Алексей попеременно живет то у нее, то вновь у деда. Мерзости и грязи достаточно в обоих домах. Мальчик становится свидетелем избиения бабушки и матери. При этом он начинает ходить в школу, но предпочитает проводить время в компании уличных мальчишек и самостоятельно зарабатывать деньги.

Смерть матери Алексея потрясает своей «обыденностью». Дед даже не сразу верит мальчику и грубо возражает ему: «Что врешь?». Только крик отчима возвещает о трагедии: «Да она умерла, смотрите…».

Конец периода детства для Алексея связан не столько со смертью матери, сколько с прямолинейным заявлением деда: «на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…».

Проблематика

В финале Горький прямо ставит главную проблему повести: нужно ли с такой беспощадной откровенностью описывать всю мерзость «дикой русской жизни»? Для автора ответ очевиден. О самой суровой правде говорить необходимо. Только это позволит «с корнем… выдрать ее из памяти, из души человека».

На собственном примере Горький доказывает, что «тяжкая и позорная» жизнь не искалечила его душу и не помешала сохранить «несокрушимую надежду» на лучшее. В этой спасительной способности он видит залог будущего возрождения всего русского народа.

Источник

«Детство», анализ повести Горького

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого, получила название «Детство». Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание. Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями. Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет. Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец. Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке. Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья». Бабушка же, говоря о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы. Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда. Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка. Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя. В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.

Источник

Анализ повести Детство Горького

В произведении М. Горького «Детство» описывается непростая жизнь мальчика по имени Алеша. Он рано потерял отца, его воспитанием занимались родители мамы, дедушка и бабушка. Именно они старались сделать все для своего внука, чтобы в будущем он был счастливым. С родной матерью у него были тяжелые и напряженные отношения. Она была молчаливой и строгой женщиной, не растрачивала на него свою любовь и ласку. В дом часто приходили друзья и родственники. Каждый из них по своему относился к мальчику. В будущем общение с ними, оставило свой отпечаток на жизненный путь Алеши, его взгляды и характер.

Повесть «Детство» является небольшой автобиографией самого автора. Через мальчика Алешу, Горький вспоминает свои детские годы, о характере, мыслях и поведении в тот период. Он вспоминает о событиях, происходящих с ним в те времена. То он через Алешу переживает о происходящем, то является судьей своему детству.

В жизни мальчика были сложные и трудные времена. Его детство нельзя назвать безоблачным. Пока он был совсем маленьким, в его семье был достаток. Но перед тем, как Алеша должен быть пойти учиться в первый класс все кардинально поменялось. Бедность стала большим препятствием к счастливому детству Алеши. В классе его обижали и смеялись за то, что его родители не в состоянии были купить ему учебник. Дома постоянно скандалили, дед бил бабушку, вымещая на ней свою злость. У мамы мальчика были братья, которые постоянно ругались и никак не могли поделить наследство между собой. Мальчика неоднократно били, а он, по доброте своего сердца и слабости не мог им на это ответить.

Все эти события оставляют свой отпечаток на будущем Алеши. В конечном итоге, дед не желает кормить своего внука и выгоняет его из дома. Мальчику приходится самому добывать себе хлеб, чтобы прокормиться. Но, несмотря на всю ненависть и жестокость, Алеша не обозлился на все, что его окружает. Он остался добрым и отзывчивым человеком.

Суть произведения – показать взрослым, что дети такая же личность, как и они. Ребенок – это отдельный элемент общества с характером, отдельными взглядами на жизнь. Именно поэтому, чтобы его будущее было безоблачным, важно вкладывать в него любовь, нежность, доброту. Обязательно помогать своим близким и не отказывать ему самому в помощи. Здоровые отношения в семье, уважение друг к другу – это важнейший аспект для нормального развития ребенка.

2 вариант

В известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.

У автора произведения очень ушел из жизни папа. Очень многому Горького обучила его бабуля. Родственница всегда старалась помогать и поддерживать Максима. Маму свою писатель остерегался, у них не было близких отношений. Мать была довольной строгой и замкнутой дамой, она не дарила теплу маленькому Алексею

Уже с ранних лет автор узнал, что такое жестокость и ненависть. Этими качествами обладал дедушка Горького. Взгляды на воспитание дедушки значительно отличились от отцовских.

Максим должен был учить молитвы наизусть, которые он даже не понимал. Ведь значение даже не объяснили маленькому мальчику. У Горького изменилась жизнь колоссально. Все его семейство воспитывало его так, как хочет, все родственники повлияли на становление личности Горького.

Автор вкладывает в своего героя частицу себя, но иногда рассматривает некоторые эпизоды с оценочной стороны.

В школьном возрасте автор понял, что такое нищета. У Максима не было денег, чтобы купить учебники, поэтому он не посещал занятия. В доме постоянно избивали бабушку, при чем его собственные братья. Жестокость была кругом. В итоге, Горький отправляться на собственный хлеб уже в юном возрасте.

В произведении автор пытается доказать, что нет лучше времени, чем детство. У него это отлично выходит. Ведь именно в этот период формируется ребенок и его личность. Безумно важно то, насколько о ребёнке заботиться, общаются с ним. В таком возрасте ребенок познает мир и у него происходит взросление.

Детям жизненно необходимо, чтобы рядом были те, кто помогут в такую трудную минуту. Те, кто поддержат и дадут совет. Необходимо, чтобы были те, на кого можно ровняться и с кого брать пример.

Ведь ребенок – это в первую очередь личность, которая нуждается в уважении.

Безусловно важно то, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Важно, чтобы он мог обучаться и развиваться. Важно, чтобы ребенок видел, в основном, только положительные поступки от взрослых. Никогда не нужно упрекать в чем-то ребенка, нужно помогать ему во всех начинаниях. Необходимо подталкивать ребенка к нежной мысли, чтобы он не чувствовал себя обделенным любовью. К сожалению, всего этого и не хватало Горькому. Ему не хватало материнской любви, отцовской защиты. Единственным близким человеком для него была бабушка.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Детство

Популярные сегодня темы

Думаю, что тут у многих появляется перед глазами пейзаж вечерней Африки. Такое африканское дерево с приплюснутой кроной в лучах заката. Силуэты жирафов, слонов, львов и зебр… Красота!

Чехов Антон Павлович – знаменитый писатель России. Каждый знает его биографию, его творчество изучают и взрослые и дети. Но знают ли его как человека? Как человека необычного, интересного. Познакомимся с некоторыми фактами из жизни.

Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих

Источник

Сочинение: Проблематика в повести «Детство» (М. Горький)

Повесть М. Горького «Детство» — это произведение, которое развенчивает мифы о благополучии жизни в царской России. Оказывается, там были не только дворяне Иртеньевы из «Детства» Л.Н. Толстого, но и простолюдины Каширины, быт и нравы которых коренным образом отличались от аристократизма и деликатности больших поместий. Автор затронул социальные и нравственные проблемы, которые были так актуальны в те времена. Благодаря этой книге мы можем изучить историю всесторонне и заглянуть в каждый дом, даже в тот, что без лепнины и колонн.

Еще одной важной проблемой произведения Горького «Детство» является, конечно же, нищета. Автор изобразил типичные условия жизни простого народа, который изнывает от бедности. Из-за вечной гонки на выживание люди стали жестокими и корыстными. Все их мысли заострены на деньгах, ведь они-то знают их истинную цену. И Василий, и Акулина переживали такие времена, когда есть было нечего, поэтому их нравы столь грубы, а их привычки столь отвратительны. Даже добрая бабушка Алеши пьет и курит, потому что именно так она заглушает тоску по лучшей жизни.

Из этой проблемы вытекает и проблема социального неравенства. Алеша родился в условиях жестких ограничений. Никто не оплачивал его образование, никто не занимался его развитием, потому что на первом месте в семействе Кашириных было выживание, потому что тяжелый труд в мастерской занимает все время. Поэтому Алеша обречен на низкий социальный статус, на невежество и порочность. Таким его делает среда. Здесь же стоит упомянуть о проблеме двоемирия, но не романтического. Двойные стандарты окружают народ повсюду. Тиран и скупердяй Каширин верует в Бога и заставляет внука молиться. Мать Алеши терпит побои от мужа, но скрывает это и ничего не предпринимает, играя свою роль в пьесе под названием «нормальная семья». Проблемы в этом обществе замалчиваются и маскируются, как и пороки отдельных его представителей.

Можно утверждать, что Максим Горький заложил в свое знаменитое произведение «Детство» глубокий смысл. Автор хотел донести до читателя мысль, что общество так и останется нищим, мелочным и жадным, пока дети будут расти и воспитываться в таких условиях. Повесть наглядно показывает, по каким принципам нужно жить, а по каким — ни в коем случае нельзя. Горький презирает такие качества, как жадность, грубость, лицемерие, жестокость. Писатель показывает, насколько низко может опуститься человек под влиянием этих пороков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *