в чем смысл голодных игр
Голодные игры
« | May the odds be ever in your favor! | » |
— catch phrase и теглайн |
« | Разделяй и властвуй | » |
— Фактический смысл событий с точки зрения президента Сноу. |
«Голодные игры» (The Hunger Games) — франшиза, объединяющая популярную подростковую книжную трилогию (2008—2010) американской писательницы Сьюзен Коллинз и снятые по мотивам книг четыре фильма: одноимённая первая книга «Голодные игры» (экранизирована в 2012 году) и её продолжения «И вспыхнет пламя» (фильм — в 2013) и «Сойка-пересмешница» (последняя книга была разделена на два фильма, вышедших соответственно в 2014 и 2015 годах).
Содержание
Сюжет [ править ]
Уже затем последовали многочисленные подражания с самыми разными (и нередко слабыми) обоснованиями, для чего, собственно, эти игры проводятся.
А вот вариант игр, в котором друг друга убивают сами участники, встречается заметно реже. Можно отметить рассказ Шекли «Седьмая жертва» (Seventh Victim, 1953), также вдохновлённый «Самой опасной игрой», и его многочисленные продолжения. Но ближе всего к «Голодным играм», конечно, японский роман «Королевская битва» (Battle Royale, 1999) и его знаменитая экранизация (2000). Многие даже обвиняли Коллинз в прямом передирании сюжетных элементов «Королевской битвы»; сама Коллинз, впрочем, утверждает, что узнала о «Королевской битве», только когда первая книга «Голодных игр» уже была отправлена в редакцию.
Серия «Голодные игры» — молодёжная антиутопия, действие происходит в постапокалиптической Северной Америке будущего, которое не прекрасно. Собственно Голодные игры — принудительные состязания подростков, выбранных из каждого дистрикта (всего их 12; аналоги канувших в Лету соединённых штатов). Состязания смертельные: победитель должен быть один, и это последний выживший. В отличие от неизбежно приходящей на ум «Королевской битвы», фильма-предшественника «Игр» на этом поле, здесь битва за жизнь происходит каждый год в новой локации: технологии продвинутой столицы (для развлечения которой и устраивается шоу) позволяют приспособить под арену любую площадку с любыми же смертельными сюрпризами для героев.
Главная героиня, шестнадцатилетняя Китнисс [1] Эвердин (Katniss Everdeen) — одна из отобранных в очередной тур Игр детей и подростков. Точнее, она добровольно вызвалась заместить младшую сестру, на которую пал жребий — правила Игр это допускают. Китнисс с детства умеет обращаться с оружием: владеет луком и метко стреляет. Но даже лук — не самая верная помощь в таких обстоятельствах, где за жизнь будут сражаться 24 подростка с разнообразными навыками (в том числе дети из первых дистриктов, которые готовились к Играм с детства), зато одинаковым желанием победить. Кроме того, бороться придётся не только друг против друга, но и с враждебной средой: арена каждый раз предлагает новые ловушки и испытания для участников; в этот раз Китнисс и прочие оказываются в лесу.
Мир [ править ]
Время действия: отдалённое будущее.
Сведений об остальной части планеты или истории мира нет.
Государственное устройство [ править ]
Панем делится на Капитолий и 13 Дистриктов.
Экономика и политика [ править ]
Местное население живёт работой на Капитолий и отхожими промыслами. Не бедствуют только местная администрация — проводники воли Капитолия и отдельные жизненно важные специалисты. В случае с домом главной героини всё вообще на средневековом уровне: мясник, пекарь и бакалейщик, врач. Остальные осваивают традиционные ремёсла, копают огороды, разводят мелкий скот, браконьерствуют — вообще, начало первого фильма удивило чем-то родным в показанных пейзажах.
Миротворцы — армия Панема. Постоянно присутствуют во всех Дистриктах. Механизированы, моторизованы, крылаты, бронированы, вооружены до зубов, законами не скованы.
Цель правления — продолжать качать ресурсы и труд.
Голодные игры [ править ]
Смертельное сражение между дистриктами. Своеобразная жертва, которою Капитолий забирает, чтобы показать своё могущество.
Трансляция с начала отбора и до награждения победителей ведётся по всей стране. В нищем Д-12 даже дают для этого электричество. Организаторы освещают Голодные игры, словно обычное спортивное состязание. Что самое жуткое, от участников требуют соответствующего поведения: улыбаться публике, рассказывать о том, как они счастливы выиграть в лотерею, и вообще держаться как претендентам на олимпийское золото.
По авторскому замыслу, Игры основаны на мифе о Минотавре, в котором дань Минотавру истолкована как демонстрация господства. Дескать: «Не забывайте, кто мы, а кто вы. Мы приходим, когда хотим, и берём всё, что нам нужно».
Отбор [ править ]
Называется Жатвой. Все потенциальные участники сгоняются на площадь, записываются на бумажках, и эти бумажки разыгрываются, как в Спортлото.
Сражение [ править ]
Ведётся на специально построенной для каждой игры арене, особенности которой до самой битвы держатся в тайне.
«Голодные игры»: правила, стратегия, секреты создания
Путеводитель по фантастической стране будущего
Исполнители главных ролей на встрече с фанатами. Слева направо: Джош Хатчерсон, Дженнифер Лоуренс и Лиам Хемсворт
Английские дистрибьюторы потребовали от компании Lionsgate вырезать некоторые особо жёстокие сцены насилия, в результате чего «Голодные игры» стали короче на семь секунд. Присвоенный фильму рейтинг 12A (в США он идёт с рейтингом PG13) позволил смотреть его детям с 12 лет без родителей и во много раз увеличил его потенциальную аудиторию.
Интервью с участниками перед смертельной битвой. Чтобы иметь возможность получать еду и лекарства на «играх», трибуты должны делать всё, чтобы понравиться публике. Зная, что скоро могут погибнуть, они всё равно улыбаются на камеру. Кадр из фильма «Голодные игры».
Каждый год из двенадцати районов по лотерее выбираются юноша и девушка от 12 до 18 лет. Дети, оторванные от дома, попадают на так называемую арену, которая представляет собой огромный лес, населённый опасными генетически-модифицированными животными и ядовитыми растениями. В реальных условиях, под прицелом вездесущих видеокамер, участники должны насмерть сражаться друг с другом, пока не останется один – победитель «Голодных игр». Вырваться за пределы арены невозможно: весь лес окружен силовым электрическим полем. Таким образом, они оказываются в ловушке и вынуждены следовать правилам игры.
«Голодным играм» пророчат успех «сумеречной» саги. Новый бестселлер состоит из трёх книг, и создатели картины планируют выпустить четыре части истории, разделив последнюю на две (как сделали в своё время создатели «Сумерек»). К тому же, надо отметить, что роман Сьюзен Коллинз ещё до съёмок фильма в разы превысил популярность и продаваемость «Сумерек». Книга «Голодные игры» несколько недель лидировала в списке бестселлеров New York Times и 92 недели находилась в списке самых продаваемых книг в США.
Дженнифер Лоуренс в роли Китнисс Эвердин
19-летняя актриса Дженнифер Лоуренс ещё до «Голодных игр» достигла довольно больших успехов в кино. Она стала известна после картины «Пылающая равнина», за которую получила Приз Марчелло Мастрояни на Венецианском фестивале в 2008 году. А в 2010-м актриса удостоилась номинации на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль» за фильм «Зимняя кость». В этой картине она сыграла подростка, изо всех сил пытающегося поднять на ноги своих младших брата и сестру и помочь больной матери. Дженнифер Лоуренс также выпала честь объявлять номинантов на премию «Оскар»-2012.
Главная героиня Китнисс пытается успокоить свою маленькую сестрёнку Прим, которая боится, что именно она станет участницей «игр»
На съёмочной площадке «Голодных игр»: Дженнифер Лоуренс репетирует трюки:
Бестселлер «Голодные игры»
Идея создать этот роман пришла Сьюзен Коллинз совершенно неожиданно. Однажды она переключала каналы, на одном из которых увидела реалити-шоу, а на другом – кадры вторжения в Ирак. Впечатлившись увиденными кадрами, она придумала первоначальную концепцию новой книги: история о деспотичном государстве, страдающих невинных людях, мечтающих о свержении тоталитарного режима.
Коллинз хотела отразить острые вопросы: голод, нищету, вымирание людей из-за бесконечных войн, борьбу за ресурсы. В результате, в романе причудливым образом соединились современные, актуальные мировые проблемы, почерпнутые из новостей, и античные мотивы, отсылающие читателя во времена гладиаторских боёв.
Гейл и Китнисс мечтают сбежать от тоталитарного режима и стать свободными. Кадр из фильма «Голодные игры»
Согласно книге «Голодные игры», перед выходом на арену, дети должны три недели тренироваться, изучать боевые искусства и навыки выживания в природных условиях.
Участники «игр» показывают свои таланты и умения главным распорядителям. От произведённого на них впечатления зависит судьба участников на арене во время игры: по правилам каждый из них, если повезёт, может получать в подарок необходимые вещи или медикаменты. Вот как пыталась произвести впечатление Китнисс.
Отрывок из фильма «Голодные игры». Китнисс поразила распорядителей «игр» смелым и безрассудным поступком
Дженнифер Лоуренс сыграла в фильме «Люди Икс: Первый Класс». Её героиня Мистик умела перевоплощаться в любого человека
Отрывок из фильма, где Китнисс впервые узнаёт о чувствах Пита
Голодные игры
Это статья о турнире, о фильме «Голодные игры» Г.Росса см.здесь
Голодные игры — ежегодный турнир в Панеме. Он представляет собой крайне жестокое реалити-шоу на выживание, в котором участвуют по два представителя (юноша и девушка) от каждого дистрикта. Турнир транслируется по телевидению и обязателен к просмотру всем гражданам.
Содержание
История создания и итог
За семьдесят четыре года до событий книги «Голодные игры» дистрикт 13 поднял восстание против власти Капитолия. Очень скоро к нему присоединились и остальные дистрикты ( все, кроме Второго). Однако после уничтожения дистрикта 13 сопротивление было подавлено. Хотя на самом деле никакого уничтожения и не было.
Согласно книге С. Коллинз 2020 года «Баллада о певчих птицах и змеях» идея игр принадлежала двоим студентам Академии в Капитолии: Каске Хайботтому и Крассу Сноу (отцу Кориолана). Также прямое отношение к воплощению этого замысла, проэктированию, организации и проведению Голодных игр имеет доктор Волумния Галл, она и стала первой главой распорядителей.
После этого Капитолий начал устраивать Голодные игры, собирая по одному юноше и одной девушке из каждого дистрикта для участия в них. Таким образом он демонстрировал свою власть над гражданами, а трансляция соревнований отвлекала жителей от серых будней.
А через 75 лет после учреждения Голодные игры вызвали новую, ещё более кровавую и ожесточенную гражданскую войну — т.н. Революцию Сойки-пересмешницы.
Составляющие игр
Жатва
Эффи Бряк вытягивает имя участника 12 дистрикта
Трибуты
Уровень подготовки трибутов очень разный. Дети из богатых дистриктов тренируются с самого детства и часто добровольно вызываются в качестве участников турнира, тогда когда жители бедных дистриктов могут рассчитывать, в большинстве случае, только на удачу и собственные навыки. Хотя подготовка к Голодным играм запрещена законом, это никого не останавливает.
Менторы
Победители предыдущих Голодных игр становятся менторами для подготовки новых трибутов из своего дистрикта. Они сопровождают трибутов в Капитолий и, по возможности, помогают им советами и в поисках спонсоров.
Спонсоры
Распорядители
Это специальные подготовленные люди из Капитолия, которые моделируют как саму Арену для игр, так и сами соревнования. Они могут устроить на арене практически всё что угодно: извержение вулкана, пожар, искусственно вызвать сход лавины или затопить всю арену водой, выпустить на арену любых диких животных. Все их действия направлены на то, чтобы сделать Голодные игры максимально зрелищными и кровавыми.
Арена
Список игр
В книгах упоминается не так много Голодных игр, а подробно описаны только 74-ые и 75-ые по счёту соревнования. Ниже перечислены те игры, о которых имеется информация.
Игры по номерам
Номер игр | Краткое описание | Победитель |
1 | Это были первые в истории Голодные игры. Победитель не дожил до действий в книге | Ель Юль (Дистрикт 7) |
11 | — | Мэгз (Дистрикт 4) |
17 | — | Лай (Дистрикт 8) |
23 | Победитель выжил благодаря своему опыту в использовании камуфляжа | Неназванный мужчина (Дистрикт 6) |
25 | Первая квартальная бойня. Дистрикты голосовали за своих трибутов. Победитель этих игр не дожил до начала событий книги. | — |
27 | Вновь победа досталась трибуту из Дистрикта 6, которые мастерски использовал камуфляж | Неназванная женщина (Дистрикт 6) |
33 | Победитель дольше других смог обходиться без еды | Сидер (Дистрикт 11) |
35 | Победитель создал электрическую ловушку, в которую попали другие трибуты | Бити (Дистрикт 3) |
45 | Победитель смог расправиться с другими трибутами, несмотря на то, что во время соревнований потерял левую руку ниже локтя | Рубака (Дистрикт 11) |
48 | — | Брут (Дистрикт 2) |
50 | Вторая Квартальная бойня. В турнире участвовали сразу 48 трибутов. Победитель смог выиграть благодаря хитрости и природному уму, а также силовому полю, окружающему арену. Когда последний трибут (девушка) метнула в него топор, он пригнулся и топор, отрикошетив от силового поля, раскроил ей череп. | Хеймитч Эбернети (Дистрикт 12) |
73 | Ареной этих игр был заброшенный город.По словам Цезаря Фликермана,это его любимые игры,потому что в развалинах было спрятано много «интересного« | |
74 | Единственные игры, в которых было два победителя. Победители смогли пойти против игроделов, после чего в некоторых бедных дистриктах начались беспорядки. | Китнисс Эвердин (Дистрикт 12) Пит Мелларк (Дистрикт 12) |
75 | Третья Квартальная бойня. Игры длились всего три дня и не получили победителя. Жатва этой квартальной бойни проходила среди предыдущих победителей. | Энобария Голдинг(Дистрикт 2)Упоминаемые игрыВ книгах также упоминались следующие Голодные игры без привязки к номерам игр: Интересные фактыФанонВ фанфикшене можно встретить альтернативные списки Голодных игр по сезонам и оригинальные имена Победителей. Например: Все Голодные игры. Какой вышла «Баллада о певчих птицах и змеях» — приквел «Голодных игр» о том, что злодеем может стать каждый хороший человекКогда в 2019 году было объявлено, что выходит приквел «Голодных игр», эта новость казалась со всех сторон идеальной. Трудно представить себе более животворящую для всей YA-литературы (young adult. — Esquire) трилогию, чем «Голодные игры» — с полнокровной и совершенно не устаревшей главной героиней, чей смысл жизни не сводится к выбору между двумя мальчиками, и не менее вневременной историей, которая говорит о важном, но не поучает. Сначала о будущем приквеле было известно немного — только то, что действие в нем будет происходить за 64 года до событий, описанных в «Голодных играх», и фанаты даже предполагали, что, возможно, Коллинз расскажет историю Мэгз, самого старого трибута «Голодных игр» и бывшей победительницы игр, которой в основной трилогии досталось короткое, но очень яркое и трагичное ответвление сюжета. «Голодные игры»: история создания, сюжет и цифрыДействие трилогии происходит в дистопическом государстве Панем (выражение panem et circenses, «Хлеба и зрелищ!», имеет самое непосредственное отношение к названию), которое состоит из 13 промышленных районов-дистриктов и столичного, яркого до вульгарности, изнеженного и поедающего пирожные Капитолия. После тяжелой гражданской войны, когда дистрикты восстали против Капитолия и восстание было очень дорогой ценой подавлено, в стране ежегодно проходят «Голодные игры», в которых легко угадывается основа из мифа о Тесее и Минотавре. Юноша и девушка из каждого дистрикта должны сражаться на напичканной смертоносными ловушками арене, пока в живых не останется только один человек. Когда девушка из Двенадцатого, шахтерского, и самого бедного дистрикта Китнисс Эвердин вызывается добровольцем на играх вместо младшей сестры, и начинается история, при помощи которой Коллинз очень доступно, но не снисходительно рассказывает подросткам о концепции справедливой войны, где, как выясняется, тоже не бывает победителей. «Голодные игры» появились сразу вслед за «Сумерками», но, в отличие от трилогии Майер, которая, хоть и оставила по себе заметный след, но как литературное, актуальное явление все же заметно умерла, история Китнисс Эвердин по‑прежнему остается важной для подростковой литературы. И вот почему. «Голодные игры» — это во многом история о женской ярости.И не просто о ярости, а о полном праве героини быть неприятной и при этом оставаться героиней. Китнисс Эвердин не только спасает близких и сражается за правое дело, но еще и принимает неверные, эмоциональные решения, позволяя себе этих эмоций не скрывать. В сложных ситуациях Китнисс может перестать мыслить логически, может испытать страх, гнев, растерянность, злобу, может стать нервной, вспыльчивой, мстительной, и это важно не только для более полноценного и независимого изображения женских персонажей в подростковой литературе, которым не обязательно быть милыми, чтобы понравиться читателю. Это важно еще и потому, что Китнисс, подросток, которая подходит пусть и к вымышленному миру с набором бушующих эмоций и минимальным опытом, легализует чувства любого подростка, читающего книгу. Злиться — нормально, переживать — нормально, бояться — нормально, приступы паники бывают даже у героев. Это реальная история о Золушке.Реальная — в том смысле, что она показывает изнанку архетипического, вжившегося в саму литературную ткань сюжета о том, что героине непременно нужно побрить ноги и надеть красивое платье, чтобы ее заметил принц. Огромное множество классических любовных романов строится на преображении условной серой мышки в идеальную красавицу, но в «Голодных играх» этот сюжет обретает зловещее и до сих пор актуальное звучание. Асоциальной и совершенно не думающей о своей внешности Китнисс, которая прекрасно существует в собственном ловком и сильном теле охотницы, приходится преобразиться буквально под угрозой смерти. Китнисс приходится стать социально приемлемой красавицей, чтобы привлечь спонсоров, которые могли бы помочь ей на арене, и ради же этого ей приходится втиснуться и отыграть совершенно неподходящую ей роль страстно влюбленной невесты. Китнисс, по сути, полная противоположность Беллы Свон из «Сумерек», которая только и мечтает, что избавиться от неидеального человеческого тела и стать посверкивающей вампирессой. История же Китнисс — это рассказ об изначально цельном человеке, которого общество желает запихнуть в рамки инстаграмного фильтра, докрутить до улучшенной реальности, и многим подросткам, которые в период взросления обязательно ударяются лицом о чужие ожидания, по‑прежнему знакомы гнев и растерянность Китнисс перед навязанной необходимостью этим ожиданиям соответствовать. Несмотря на фантастический сеттинг, «Голодные игры» по сути своей — история более циничная и правдивая.«Баллада о певчих птицах и змеях»В связи с этим возникает вопрос: зачем крепкой, не протухшей и вполне себе законченной истории нужен еще и приквел. Особенно если этот приквел заставляет нас смотреть на происходящее с позиции, на которой читателю, по идее, всю дорогу будет не слишком комфортно. Но если приквелу истории о медийных и политических играх и нужно какое-то обоснование, то оно как раз в этом — в том, чтобы понять, что на стороне зла действительно бывают неотразимые печеньки. Действие в «Балладе о певчих птицах и змеях» разворачивается во время Десятых ежегодных Голодных игр. Капитолий до сих пор наполовину лежит в руинах после гражданской войны, многие знатные и богатые семьи вроде семьи Кориолана Сноу перебиваются с хлеба на капустный суп, а сами игры мало чем отличаются от тупой и бессмысленной бойни, за ходом которой почти никто и не следит. Поэтому в попытке как-то превратить ритуальное убийство в реалити-шоу и привлечь к нему какую-никакую аудиторию организаторы игр впервые в истории решают приставить к трибутам из дистриктов «менторов» — студентов из капитолийской академии, в числе которых оказывается и Кориолан Сноу. Сноу — бывший золотой мальчик, с которого стремительно сползает позолота. У него нет за душой буквально чистой рубашки, а для него очень важно двумя руками держать иллюзию прежнего богатства, чтобы не быть аутсайдером, не казаться нищим. Менторство для него — это билет в светлое будущее: победителя, то есть ментора выжившего трибута, ждет денежный приз, которого Сноу с лихвой хватит на то, чтобы оплатить обучение в престижном университете и двинуться вверх, от нищеты и капустного супа к покорению мира. Но на раздаче Сноу достается трибут из самого голодного и непродаваемого района — дистрикта 12 — и к тому же девочка, у которой, на первый взгляд, победить нет никаких шансов. Но — и вот в этой точке впервые становится ужасно жаль, что нам приходится все время быть на стороне Кориолана Сноу, но не в его голове (в отличие от «Голодных игр» Коллинз не дает Сноу права голоса от первого лица, весь рассказ ведется в третьем, что лишний раз доказывает: задачи заставить нас сопереживать злодею перед Коллинз не стояло). Трибут от 12-го дистрикта — удивительная девушка в радужных рюшах по имени Люси Грэй, участница ансамбля бродячих музыкантов, великолепная, харизматичная певица, которая прекрасно знает, как управлять публикой. И после ее краткого, но яркого появления во время сцены Жатвы (выбора жертвенных трибутов) Сноу понимает, что вообще-то у него в руках шанс если не выиграть «Игры», то хотя бы хорошо в них сыграть. Именно таков Кориолан Сноу на исходной позиции: он не прирожденный злодей, который еще до завтрака думает о шести ужасных вещах. У него трагическое, но не самое ужасное детство. У него остались любящие родственники, да и сам он, как показывает развивающаяся история с Люси Грэй, вполне способен на любовь, дружбу и сопереживание. Дело, скорее, в том, что Кориолан Сноу — самый обычный человек, которого жизнь все время ставит перед двумя выборами: легким и тяжелым, и, как показывает Коллинз, если сделать очень, очень много легких выборов в двусмысленных моральных ситуациях, то в какой-то момент уже нельзя будет сказать, что ты не знал, к чему такой выбор приведет. И вот с этого места и начинается опасная черта, к которой Коллинз подводит читателя и в которую иногда (уж будем честными) фактически тычет его носом. Выборы, которые все время делает Кориолан Сноу, часто бывают как раз по‑человечески очень понятны: пойдешь ли ты против власти, если от этого зависит твое непосредственное благосостояние? Поддержишь ли морально безупречную затею друга, из-за которой вы, скорее всего, окажетесь в тюрьме или умрете? Предпочтешь жить в комфорте или подтираться условным лопухом, зато делать это с чистой совестью? И каждый раз, когда Сноу, ловкий оратор, будущий блестящий политик и прирожденный медийщик, обосновывает свой очередной выбор, очередной шаг в сторону зла, именно вот в этих местах читателю и должно становиться ужасно неуютно. Не потому, что ему предлагают посочувствовать злодею. А потому, что и он — возможно — мог бы оказаться на его месте. Три книги, которые можно прочитать в ожидании выхода русского перевода «Баллады о певчих птицах и змеях»: Томас Харди (Гарди), «Вдали от обезумевшей толпы» (1874)Главную героиню этого романа зовут Вирсавия Эвердин, и она подарила Китнисс Эвердин не только свою фамилию, но и некоторые черты характера. Вирсавия — сильная, независимая героиня, которой автор дает право чувствовать разное, а не только общественно приемлемое — и при этом оставаться героиней. Эмиль Золя, «Жерминаль» (1885)Любовь в шахтерском поселке на фоне ощутимо громыхающих на заднем фоне народных волнений. Мрачная классика натуралистичного романа для тех, кому хочется почитать о том, как выглядели настоящие голодные игры. Мэри Рено, «Царь должен умереть» (1958)Миф о Тесее и Минотавре — мифологическая основа «Голодных игр», и, по словам Коллинз, именно эта книга Рено помогла ей представить лабиринт в качестве арены.
|