в чем смысл гамлета шекспира
«Гамлет» У. Шекспира: сумасшествие и месть датского принца
«Гамлет» представляет собой произведение, в котором типичная для Англии начала XVII века трагедия мести обретает новый дух и новое содержание. Смысл «Гамлета» во многом определяется меланхолическим настроением и гуманистическими идеалами, которые Уильям Шекспир вложил в свое детище.
Драматургическую основу «Гамлета» составляет изложение судьбы датского принца. События ловко вплетаются в сюжетную канву, постепенно раскрывая внутренний мир главного героя и окружающих его персонажей. Мастерски прописанные диалоги позволяют зрителю или читателю пьесы проникнуть в тайны человеческого духа.
Краткое содержание «Гамлета»
Сюжет произведения основывается на историческом предании, долгие годы циркулировавшем в среде интеллектуальной элиты и не раз ставившегося на сцене. Новаторство переработки Шекспира состоит в подчинении событий единству духовной драмы. Прояснить смысл «Гамлета» за авторством Шекспира можно, только кратко проследив и уяснив события пьесы.
На заметку! Одна из ранних версий сюжета содержится в хронике «Истории датчан», написанной Саксоном Грамматиком в XII веке.
Первые три акта
Тем временем принц притворяется безумным. Желая узнать причину сумасшествия сына, король и королева обращаются за советом к Полонию. Тот предполагает, что все дело в любви Гамлета к дочери сановника Офелии. Он предлагает проследить за сумасшедшим, чтобы удостовериться в этом. Гамлет, встретив поджидавшую его Офелию во дворе, заявляет, что все его клятвы в любви были ложью и советует ей идти в монахини. Раскусив козни Полония и прикрываясь своей личиной безумца, принц раз за разом высмеивает его. Клавдий, посчитав племянника опасным для общества, решает отправить его в Англию.
Четвертый акт
Последний акт
Гамлет отплывает по приказу Клавдия, но на пиратском корабле возвращается в Данию. Здесь его уже подстерегает Лаэрт, сын Полония, жаждущий отомстить за своего отца. По наущению Клавдия, Лаэрт соглашается смазать свою рапиру ядом и подготовить кубок с отравленным вином. Главный герой соглашается на поединок. В ходе сражения противники ранят друг друга. Наблюдавшая за битвой королева Гертруда пригубляет из отравленного кубка и умирает. Принц протыкает шпагой Клавдия, тот погибает. Друг за другом гибнут Лаэрт и Гамлет. Горацио, свидетель трагедии, пересказывает ее прибывшему в замок норвежскому принцу Фортинбрасу.
Понять, в чем смысл трагедии У. Шекспира «Гамлет» возможно, исходя из того эффекта, который она оказывала на современного драматургу зрителя.
В ту эпоху трагедия выполняла 3 функции:
Трагическая судьба юной Офелии и благородного принца вызывали мысли о недолговечности прекрасного. Жестокие события вскрывали острые социальные проблемы. Разрешали через театр реальные общественные противоречия. Тонкие философские размышления учили ценности человеческой свободы и разума.
Завязка ставит героя в ситуацию, когда ему необходимо совершить преступление, чтобы сохранить свое достоинство как человека. Смысл известного монолога Гамлета, начинающегося словами «Быть или не быть…», состоит в размышлении о том, какую жизнь имеет право выбрать для себя благородный человек.
У вопроса две стороны:
Гамлет решает, что смысл жизни в том, чтобы выполнить высокий долг, даже если это приведет к последующей гибели и забвению. Держа череп Йорика, главный герой предается размышлениям о недолговечности плоти, о судьбе праха, после смерти человека смешивающегося с глиной.
В чем суть концовки
Смысл «Гамлета» проясняется в его концовке. В поединке с Лаэртом утверждается бесстрашная, благородная натура принца. Однако в обмен на реализацию своего человеческого потенциала, герой принимает неизбежную смерть: он, как и Лаэрт, виновник мести, отринувший жизнь в угоду чести. Перед гибелью юноши мирятся друг с другом, признают в противнике достоинство. Вероломный Клавдий и сластолюбивая Гертруда умирают, принимая заслуженную кару за свои деяния. Когда последним испускает дух Гамлет, смысл произведения достигает своего апогея в диалоге принца с Горацио и обещанием последнего хранить память друга. Горацио повествует о трагедии Фортинбрасу, который тоже был признан Гамлетом достойным человеком.
На заметку! В многочисленных подражаниях и альтернативных версиях «Гамлета» сильнее всего искажается именно смысл концовки. Особенно интересно в этом плане произведение Б. Акунина «Гамлет. Версия», где подлинным виновником всех событий оказывается Горацио, состоящий на службе у норвежского принца Фортинбраса.
Анализ пьесы Шекспира «Гамлет»
Автор: Guru · 14.02.2018
Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.
История создания
Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.
Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.
Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?
Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.
Жанр и направление
«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.
Драмы Шекспира традиционно относят к барочной культуре. Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.
Конфликт
Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.
Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.
Композиция
Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.
Действие можно разделить на пять частей:
Главные герои и их характеристика
Проблемы
Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.
Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.
Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?
Смысл
Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.
Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.
Критика
Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».
В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.
С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».
Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».
А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».
«Гамлет» анализ произведения Шекспира – тема, жанр, план, вывод трагедии
«Гамлет» У. Шекспира давно разобрали на афоризмы. Благодаря напряженному сюжету, острым политическим и любовным коллизиям трагедия остается популярной вот уже несколько столетий. Каждое поколение находит в ней проблемы, присущие его эпохе. Неизменно привлекает внимание и философская составляющая произведения – глубокие размышления о жизни и смерти. Она подталкивает каждого читателя к своим выводам. Изучение пьесы предусмотрено и школьной программой. Ученики знакомятся с «Гамлетом» в 8 классе. Разбор его не всегда дается легко. Предлагаем облегчить работу, ознакомившись с анализом произведения.
Краткий анализ
Год написания – 1600-1601
История создания – Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые ученые предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.
Тема – Главная тема произведения – преступление ради власти. В ее контексте развиваются темы измены и несчастной любви.
Композиция – Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определенные составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.
Жанр – Пьеса. Трагедия.
Направление – Барокко.
История создания
Анализированное произведение У. Шекспир создал в 1600-1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.
Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».
В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.
Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершенное ради богатства и власти.
Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.
Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.
Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.
Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.
В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.
Композиция
Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гамлета».
Жанр «Гамлета» – это пьеса, написанная как трагедия, так как все события сконцентрированы вокруг проблем убийства, смерти и мести. Развязка произведения трагичная. Направление пьесы Шекспира «Гамлет» – барокко, поэтому произведению присущи обилие сравнений и метафор.
Анализ произведения «Гамлет» Уильяма Шекспира и его проблематика
Одна из величайших пьес в истории мировой литературы, которая затрагивает многие актуальные темы — «Гамлет» Шекспира. Анализ произведения позволяет лучше понять героев, проблематику, вникнуть в основные мысли, которые доносит автор. Барочной культуре, к которой относят трагедию, свойственно мрачное мироощущение, пессимизм и любование смертью. Есть эти черты и в «Гамлете». Шекспир затрагивает темы любви, предательства, власти, морали — поэтому пьеса до сих пор остается актуальной.
Заимствованный сюжет
История о принце, который проходит сложный жизненный период, не придумана самим драматургом. Есть два варианта того, какое именно произведение Уильям Шекспир использовал как источник для своего шедевра:
Чтобы осуществить свой план, Амлет притворяется сумасшедшим. За убийство одного из придворных принца высылают в Англию, где он заключает брак с принцессой. Жизнь мятежного принца заканчивается гибелью от руки другого дяди — короля Дании Виглета.
Создание шедевра
Работа над написанием «Гамлета» проходила в 1600—1601 гг. Сразу после завершения трагедии, она была поставлена в театре «Глобус». Дата написания пьесы является важной для истории Англии. В тот период была непростая политическая обстановка, что отразилось и на Шекспире лично. Именно в 1601 г. состоялся заговор, возглавленный графом Эссексом, который являлся фаворитом Елизаветы. Мятежник вывел своих людей на улицы, пытаясь поднять бунт против абсолютизма королевской власти. Он, однако, не был поддержан народом.
Накануне восстания заговорщики пришли в «Глобус». Они заплатили актерам, чтобы те изменили репертуар. Вместо намеченной пьесы исполнили старую хронику Шекспира — по замыслу бунтовщиков, она должна была вызвать у публики недовольство королевой. Позже владельцу театра пришлось объясняться с представителями власти.
Когда Эссекса схватили и бросили за решетку, за ним следом арестовали и других вельмож, в том числе графа Саутгемптона. Он был покровителем Шекспира. Считается, что именно графу посвящены знаменитые сонеты. Состоялся громкий суд над Эссексом. Саутгемптона помиловали, но во время процесса, очевидно, на душе у Шекспира было очень неспокойно. Данные обстоятельства способствовали особенной мрачности трагедии. Такова краткая история создания «Гамлета».
Нерешительность принца
Хотя Шекспир во всех деталях воспроизводит заимствованный сюжет, он большое внимание уделяет психологической стороне истории, глубоко прорабатывая каждый персонаж. Особенно выделяется главный герой — принц Гамлет. Он появляется в мировой литературе наряду с прочими образами индивидуалистов (Фауст, Дон Жуан, Дон Кихот). Все эти персонажи воплощают идею того, что личность может развиваться безгранично.
Шекспир доводит рефлексию своего героя до последней степени крайности: он настолько погружается в самоанализ, что полностью лишает себя возможности переломить ход событий на практике. Хотя на самом деле он совершает целый ряд убийств. Жертвами принца становятся:
Несмотря на такой внушительный перечень, Гамлет вовсе не торопится мстить за своего отца. Поэтому и создается впечатление, что это человек безвольный и бездеятельный.
Принц прекрасно осознает, что даже исполнение замысла об убийстве Клавдия не изменит положение вещей. Слишком быстро был предан забвению его отец. Гамлет понимает, что зло повсюду, и он один не в состоянии противостоять всему плохому, что есть в окружающем мире.
Именно этот внутренний конфликт становится причиной мыслей о самоубийстве. Но даже на него он не может пойти. И в итоге главный герой погибает, будучи не в состоянии привести свой внутренний мир в гармонию с реальностью. Злодей тоже убит, но вместе с ним гибнут и многие другие персонажи, в том числе невинные.
Особенности произведения
Жанр «Гамлета» — трагедия. Шекспир был незаурядным драматургом, и эта работа — тому подтверждение. Многие ошибочно думают, что это поэма, но у Шекспира все пьесы написаны в стихах. Анализ произведения «Гамлет» проводили многие искусствоведы и каждый нашел нечто важное.
Ни одно произведение мировой литературы не вызывало столько споров, ни одно не подвергалось столь тщательному анализу. Но и его можно кратко изложить по пунктам, чтобы было проще исследовать трагедию. Основное действие делится на несколько частей:
Важную особенность композиции «Гамлета» литературные критики заметили уже давно: последовательность поступков персонажей и происходящие события не следуют друг за другом в логической последовательности. Монологи героев не являются жизненно необходимыми, как того требует классика жанра. Например:
Содержание большинства монологов Гамлета дублируется в последующем тексте либо можно опустить опущено без ущерба для понимания дальнейшего повествования, в том числе самый знаменитый «Быть или не быть».
Поиски смысла
«Гамлета» хотя бы раз читал каждый образованный человек. Любой вдумчивый читатель находит в этой пьесе для себя нечто важное. Но выводы, которые он сделает конкретный человек, будут зависеть от его личного опыта, образования, национальных и культурных особенностей места, где он вырос. Но самая суть произведения во внутреннем конфликте героя. Он должен отомстить за убийство отца — по тем временам это является святой обязанностью Гамлета.
Размышления о предназначении человека приводят принца к трагическим выводам. Люди слишком слабые создания, не в их силах что-то изменить. И весь ход трагедии подтверждает мысли Гамлета. Безвинная гибель Офелии лишь усугубляет ситуацию. Но принц все равно не желает переходить на сторону зла, чтобы не умножать горе в мире.
Образ Гамлета — самый выдающийся в творчестве Шекспира. Его сила и притягательность не в том, что он делает. Он привлекает зрителей и читателей душевной борьбой, заставляя их тоже искать ответы на главные вопросы в жизни: почему люди не могут достичь гармонии, в чем смысл существования, можно ли при помощи добра что-то изменить. Хотя автор не дает ответов, он все же верит в то, что в человеке есть сила творить добро, а не зло.
«Гамлет» («Трагическая история о Гамлете, принце датском»)
Цитата: «Быть иль не быть? Вот в чём вопрос» (пер. П. П. Гнедича).
Язык оригинала: английский.
Основные переводы: М. Л. Лозинского, Б. Л. Пастернака, П. П. Гнедича.
Проблематика:
Смысл названия: трагедия названа по имени главного героя. Литературный жанр: трагедия.
Жанровые особенности: «Гамлет» является характерной для Шекспира «трагедией мести».
Время и место действия: действие происходит в средневековой
Дании, в Эльсиноре (королевском дворце).
Действующие лица
Краткое содержание
Лаэрт уезжает во Францию. Перед поездкой он беседует с Офелией, советуя той проводить поменьше времени с Гамлетом (принца все считают сумасшедшим).
Розенкранц и Гильденстерн, подосланные Клавдием, пытаются узнать у Гамлета о его планах, но Гамлет легко раскрывает их замысел.
В Эльсинор приезжает театр с пьесой про убийство. Гамлет договаривается с актёрами, что они прибавят к своим обычным репликам те слова, которые написал для них Гамлет. Принц надеется, что Клавдий будет потрясён и выдаст себя.
Гамлет беседует с Офелией, но вскоре понимает, что их подслушивают. Принц прикидывается безумным.
Во время спектакля Клавдий бурно реагирует на реплики актёров, и Гамлет понимает: он не ошибся.
Появляется призрак и просит Гамлета пожалеть мать. Принц беседует с призраком, и Гертруда убеждается, что её сын сошёл с ума.
Клавдий готовит для Гамлета отравленное вино, но это вино случайно выпивает Гертруда. Гамлет убивает Клавдия шпагой. В силу ранения отравленным клинком принц и сам умирает. Горацио хочет отравиться, но Гамлет останавливает его и просит рассказать людям о случившемся в Датском королевстве.
Экранизации
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Где происходит действие «Гамлета»?
Ответ. Датское королевство, дворец Эльсинор.