в чем смысл франшизы
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
У франшизы есть минусы:
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.
Кому, когда и зачем стоит покупать франшизу
Несколько лет назад одноклассница, отпраздновав первый круглый юбилей, внезапно уволилась из крупной корпорации, вложилась во франшизу и теперь содержит на доходы от нее свою немаленькую семью. Недавно открыла еще две точки в соседнем городе, купила квартиры детям. Однако на пути любой истории успеха есть свои подводные камни. И мечтая последовать примеру знакомых, вопросы: «Покупать ли франшизу?», «Выгодно ли покупать франшизу?», «Не опасно ли покупать франшизу?» — останавливают многие предпринимательские умы. «Открыть бизнес по франшизе» — звучит соблазнительно, но где-то внутри мы предвкушаем пропасть напастей и бед. Давайте спокойно взвесим все «за» и проговорим все риски.
Кому подходит франшиза?
Начнем с очевидного, франшиза не панацея. Это такой же бизнес, как и любой другой, и так же требует вложений, сосредоточенности, упорства и труда. Но если вам нужен опыт, а работа по найму ограничивает ваши возможности, — франшиза идеальна. Это вариант для тех, кто ищет себя. Для тех, кто мечтает развиваться, не боится ответственности, но еще не уверен в себе настолько, чтобы начинать нечто оригинальное. В конце концов, оригинального в этом мире не может быть много, а кушать и одеваться нужно всем.
Представим, что франшиза подобна хорошим лекалам в модном журнале. В журнале обязательно будут подсказки, как выбрать ткань и как сочетаются цвета, но ткань и нитки придется купить самим. Как и самим сделать замеры и подогнать модель по фигуре. Франчайзер тоже даст все необходимое для выкройки, но в отличие от журнала еще и проследит за тем, чтобы вы точно следовали его выкройкам, и потребует свои роялти.
С другой стороны, если вы никогда раньше не шили — то есть плохо представляете реалии рынка, франшиза — беспроигрышный инструмент для первого бизнеса. Вам достаточно следовать инструкциям франчайзера, за вами будет стоять его имя и мощности рекламного продвижения, а также секреты, технологии, квалифицированная поддержка по всем вопросам. Это — однозначное «за».
Стоит ли покупать франшизу новичку?
Как говорил один легендарный хоббит: «Опасное это дело, Фродо, выходить за порог». Риски есть в любом деле. Франшиза интересный симбиоз, с одной стороны, свободного предпринимательства, с другой — управляемой деятельности. Франчайзи обязан отвечать всем требованиям, предъявляемым к условиям ведения бизнеса, заплатить паушальный взнос и перечислять ежемесячно роялти.
Даже для такого управляемого старта вам потребуется понимать то, чем хотите заниматься. К примеру, далеко не каждый человек способен разобраться в тонкостях работы небольшой пекарни. Особенно если его никогда не интересовало, как пекут хлеб и что для этого необходимо. Вам как минимум нужно иметь представление о той нише рынка, в которой работает франшиза.
Совет: прикидывая, стоит ли покупать франшизу, вам потребуется провести небольшое исследование. Понять, есть ли спрос на выбранную вами франшизу в родном городе. Знакомая очень увлеклась товарами одного известного в Европе бренда. Ей нравилось покупать для себя, нравилось соотношение цены и качества. Она решилась на покупку франшизы. Открыла магазин в хорошем месте. Но в городе никто не слышал об этой марке, и, несмотря на качество и очень привлекательную цену, бизнес не пошел. Потому, выбирая франшизу, внимательно подбирайте франчайзера.
Что нужно узнать, покупая франшизу?
Помните, выбирая, брать ли франшизу, что чужой опыт нельзя в точности перенести в свою реальность. Вам необходимо учитывать конкуренцию, выбор места, спрос, а главное – условия, которые предлагает франчайзер. Хорошие места могут быть заняты, интерес к товару или услуге минимален, а вложения гораздо серьезнее именно в вашем городе. Лучше всего выбрать бренд, у которого налажена работа именно в вашем регионе.
Совет: учитывайте свои не только сильные, но и слабые стороны. Всегда лучше показать договор юристу, который уже работал с франшизами. Помните, что вы будете не только сами по себе, но и в связке с крупной корпорацией, которая заинтересована сначала в своей прибыли, а лишь потом — в вашем успехе. При выборе франчайзера учитывайте узнаваемость бренда, структуру компании, размеры паушального взноса и роялти. Хорошо бы посмотреть, как работают в этом поле другие франчайзеры, сравнить их финансовую отчетность, объем предоставляемых партнерам услуг (есть ли обучение, существует ли маркетинговая и бухгалтерская поддержка), правила внесения изменений в договор, возможность досрочного прекращения его действия.
В сухом остатке
Франшиза не лотерейный билет. При условии тщательного выполнения инструкций, вы, действительно, быстро окупите вложения, получите прибыль и нужный опыт. Но это будет серьезный труд. С хорошим партнером в отлаженных бизнес-процессах можно будет вернуть свое сполна. Помните, даже в дело, организованное по чужому лекалу, вы вкладываетесь сами. Деньгами, временем, надеждами. Будьте внимательны, тщательно проверяйте всю документацию. Не отказывайтесь от консультаций и поддержки.
Франшизы во всем мире выдержали проверку временем. Даже у нас в России, где франшизный рынок еще сравнительно молод. Но в конечном итоге покупать ли франшизу — решаете вы. Так что прежде чем брать франшизу, взвесьте еще раз все, что вы знаете или сумеете узнать, а потом – преуспевайте!
В чем суть франшизы?
Успешная компания, желающая расширить регион охвата, и предприниматель, который готов инвестировать в работающий бизнес, буквально созданы друг для друга. Они могут начать сотрудничать по франшизе и удовлетворить свои потребности. Но что такое франшиза, и в чем ее суть? Давайте разбираться.
Что такое франшиза простыми словами?
Это соглашение, согласно которому компания-организатор (франчайзер) за определенную плату передает бизнесмену (франчайзи) право работать под своей торговой маркой. Помимо возможности вести дела от имени известного бренда предприниматель также получает список поставщиков товаров, готовый бизнес-план, а также:
Из минусов можно отметить: большие первоначальные затраты, запрет на привлечение новых поставщиков и необходимость работать строго по условиям договора. Если начать выдумывать что-то своё, компания потребует выплатить штраф.
Как проходит работа по франшизе?
Все начинается с того, что компания, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке, создает свою франшизу и начинает ее продвигать. Не будем рассказывать, как подобное делается, не в этом суть. Предприниматель, которому понравилось предложение, обращается к франчайзеру и выказывает желание купить франшизу. В ходе переговоров дополнительно обсуждаются все важные вопросы, уточняется объем услуг, степень вмешательства компании-организатора в бизнес и иные моменты. Если стороны приходят к единому заключению «нужно начинать сотрудничать», составляется договор коммерческой концессии. Этот документ регистрируется в Роспатенте.
Далее франчайзи выплачивает компании-организатору паушальный взнос, получает все необходимые материалы и приступает к работе. Франчайзер помогает ему во всем: от поиска помещения и оформления документов до подбора персонала. Кроме того, он оказывает консультационную поддержку после открытия бизнеса. А еще приглашает бесплатно посетить свои курсы и тренинги, на которых обучает правильному ведению дел. С момента подписания договора до его расторжения франчайзи обязан ежемесячно выплачивать компании-организатору роялти за поддержку.
Сколько стоит открыть бизнес по франшизе?
Стоимость открытия бизнеса по франшизе может быть разной. Суть в том, что она зависит от множества факторов, в том числе от:
Однако франчайзеры стараются сразу просчитать и озвучить точную сумму инвестиций, которую должен внести предприниматель. Скрытые платежи обычно отсутствуют.
Резюмируем: в чем суть франшизы?
Суть франшизы в том, что компания-организатор может значительно расширить свой бизнес на территории страны. А еще открыть отдельные представительства в регионах, не нуждающиеся в постоянном контроле. Ее бренд становится узнаваемым, сеть расширяется, к покупкам привлекается все больше людей. В результате увеличивается прибыль. Предпринимателю покупка франшизы позволяет сразу начать вести бизнес как положено, без набивания шишек. Поскольку он заранее знает точную сумму вложений, срок прохождения точки безубыточности и уровень прибыли, ему легче просчитывать шаги на пути к успеху. А это весомое преимущество. Успехов!
Будущее франчайзинга в России
Франшиза 7-Eleven: история самой большой франчайзинговой сети
Выгодна ли франшиза для бизнеса?
7 скрытых признаков, что франчайзер вводит вас в заблуждение
Автоматизация во франчайзинге
Детская школа балета Lil Ballerine: искусство танца в твоем городе
Инвестиции
от 50 000 руб.
Инвестиции
от 60 000 руб.
Инвестиции
от 50 000 руб.
Инвестиции
от 160 000 руб.
Поиск франшизы в каталоге по фильтру
Развернуть
Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!
Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!
Официальный каталог франшиз.
Открыть свой бизнес легко
Следите за нами в социальных сетях:
topfranchise © 2012-2021. All Rights Reserved
Что такое франшиза: как она работает, сколько стоит, где искать и как выбрать
Приветствую всех предпринимателей и бизнесменов, интересующихся франшизой!
Франчайзинг стал настолько популярным, что сейчас об этой схеме бизнеса знают даже те, кто далек от мира торговли. Более того, каждый из нас практически постоянно сталкивается с “плодами” франчайзинга: Пятерочка и Перекресток, МакДональдс и Бургер Кинг, Билайн и Мегафон – все эти компании развиваются благодаря франшизам.
Для предпринимателей-новичков создавать дело с нуля весьма рискованно. Поэтому самым логичным и менее проблемным способом открытия бизнеса станет франчайзинг. Так можно быть уверенным в лояльности потребителей и практически со 100-процентной гарантией выйти в плюс в короткие сроки.
Поэтому сегодня мы разберем, что такое франшиза, ведь не все молодые представители торговли понимают, как она работает, из-за чего и допускают типичные ошибки новичков. Мы простыми словами разберем, из чего состоит франшиза, сколько стоит ее приобретение, что такое паушальный взнос и роялти, а также узнаем о самых популярных современных франшизах.
Понятие франшизы
Франшиза – это комплекс прав на открытие бизнеса под известным раскрученным именем, передаваемых за определенную плату от владельца бренда другому предпринимателю, а также перечень условий, на которых этот самый предприниматель может осуществлять свою деятельность.
Еще эту схему называют бизнесом в аренду: владелец бренда, т. е. франчайзер, предоставляет второй стороне, или франчайзи, право открыть торговую точку, используя имя, торговую марку, модель ведения бизнеса, технологии, наработки и стратегию развития бренда.
По-другому можно сказать, что это бизнес под ключ, ведь новому владельцу прав не нужно думать над каждым нюансом, так как у него уже собран весь пакет необходимых данных. Он получает:
И это далеко не все. Конкретные выгоды и бонусы зависят от компании. А некоторые франчайзеры и вовсе ничего, кроме права продажи товаров или услуг, не предоставляют, но это касается наиболее популярных франшиз.
А для франчайзера эта сделка будет являться способом распространения популярности сети, укрепления позиций в конкурентной среде и получения новых партнеров, а значит, и прибыли.
Например, бизнесмен купил франшизу компании “Додо Пицца”. Теперь он может открыть собственное заведение под этим же именем, с таким же меню, как и в других торговых точках бренда, с идентичными условиями доставки и т. д. Все детали прописаны в инструкции. А за это владелец новой пиццерии сети “Додо Пицца” и должен платить роялти, предусмотренный договором.
И если франшиза означает пакет документов о правах и комплекс условий, то франчайзинг – сама схема подобного ведения бизнеса, сотрудничество между франчайзером и франчайзи, закрепленное в договоре.
Так как в законодательстве РФ отсутствует понятие “франшиза”, то и официально в договоре будет идти речь о коммерческой концессии. Это тот же франчайзинг, несмотря на другое название. Во всех юридических документах будет фигурировать именно этот термин.
В договоре подробно прописаны права, обязанности и условия ведения бизнеса. Франчайзи обязуется выполнять все правила и условия, поддерживать и развивать дело, участвовать в рекламных кампаниях. А франчайзер должен оказывать поддержку и помощь покупателю франшизы.
На рынке представлены тысячи предложений о покупке франшизы. Объектом сделки могут быть не только кафе, рестораны и другие заведения быстрого питания. В список франшиз могут входить:
Узнать, какие франшизы имеются в продаже, и ознакомиться с условиями приобретения можно на официальном сайте франчайзера, с помощью онлайн-каталогов или онлайн-агрегаторов, на офлайн-выставках и днях открытых дверей.
Удобнее всего пользоваться онлайн-каталогами франшиз. Там можно сразу посмотреть различные предложения и сравнить условия.
И если раньше купить франшизу было достаточно проблематично из-за жестких требований и условий, то сейчас, в период высокой конкуренции, франчайзеры стараются привлечь к себе новых франчайзи путем предложения выгодного для обеих сторон сотрудничества. Взаимная выгода – это основополагающий принцип франчайзинга.
Составные части
Три важные составные части франшизы:
Разберем подробнее каждую из составляющих. Начнем с бренда. Это название товаров, услуг или компании, благодаря которым массовый покупатель быстро узнает торговую марку и отличает ее от других. Франчайзер мог в течение нескольких десятилетий работать над брендом и репутацией.
Вторая составляющая – бизнес-модель. Это схема ведения бизнеса. В нее входит все до мельчайших деталей: стратегия развития, оформление помещений, раскладка товаров, правила обслуживания потребителей, униформа сотрудников, технологии производства, правила подбора и найма персонала и многое другое. Информация должна быть четкой, структурированной и организованной.
И последняя часть – это контроль. Чтобы франчайзи не погубил репутацию целого бренда и не стал причиной снижения прибыли, франчайзеры должны контролировать своих бизнес-партнеров и следить, чтобы они соблюдали все правила, условия и стандарты, прописанные в договоре. Осуществлять контроль можно с помощью ревизий, системы бонусов и поощрений, отслеживания отзывов клиентов в сети.
Виды франшизы
Из-за популярности и широкого распространения франчайзинга видов франшиз представлено немало. Перечислю самые распространенные.
По типу сотрудничества:
По территориальной направленности:
По количеству открываемых предприятий:
По сферам деятельности:
По характеру отношения с брендом:
Где искать и как выбрать
Для начала разберемся, где можно найти подходящий вариант. Об этом я уже немного писала: в интернет-каталогах, на официальном сайте компании, на офлайн-выставке или на тематических ресурсах, в частности на сайте Российской ассоциации франчайзинга.
Лучше всего посещать официальные сайты бренда, так как именно на них размещается актуальная и правдивая информация. Кроме того, так можно проверить добросовестность потенциального партнера: франчайзер должен открыто рассказывать о компании, а также публиковать контактные данные.
Еще советую обратить внимание на интернет-каталоги франшиз. С ними достаточно удобно работать, особенно если вы еще не определились с франшизой. На этих веб-площадках можно увидеть сразу несколько различных предложений и сравнить их достоинства и недостатки.
А теперь рассмотрим критерии выбора:
Условия приобретения
Условия и схемы действий могут несколько различаться в зависимости от конкретной компании. Но в целом общий алгоритм выглядит следующим образом:
Давайте остановимся на третьем пункте. Это один из самых важных шагов. Обязательно в этом деле привлекайте юриста, который может заметить то, что вы пропустили. Если какие-то пункты вас настораживают или вы не до конца понимаете их значение, уточняйте у юриста или партнера. Не оставляйте без внимания никакие мелочи. Лучше 10 раз переспросить, чем потом потерять сотни тысяч.
В некоторых случаях к предыдущим шагам прибавляется еще парочка: собеседование и обучение. Собеседование проводится в основном в крупных компаниях, которые хотят удостовериться, что потенциальный партнер им подходит. Это же касается и обучения. Оно необходимо, чтобы франчайзер был уверен в том, что его бренд будет продвигаться грамотно и эффективно.
Стоимость франшизы и что в нее входит
Стоимость франшизы складывается из четырех платежей:
Паушальный взнос – это платеж, который вносит франчайзи сразу после заключения договора. Обычно это фиксированная сумма, назначаемая индивидуально. Она зависит от популярности бренда и планируемой прибыли франчайзи.
Взнос уплачивается один раз, больше эту же сумму платить не нужно. Но это еще не окончательная стоимость франшизы, так как есть и другие платежи. Иногда можно не платить паушальный взнос. Но в основном подобное практикуется, когда франчайзи должен периодически закупать товары для продажи у франчайзера.
Роялти, в отличие от паушального взноса, является многоразовым постоянным платежом, который обычно выплачивается каждый месяц. Иногда сумма должна поступать на счет франчайзера раз в квартал, полгода или год.
Размер выплаты может быть фиксированным, что редко, или равным проценту от оборота или чистой прибыли, что встречается чаще. Может быть и смешанный вариант: фиксированная сумма + процент. Средний размер процента равен 6–7 %. Законом не предусмотрено ограничений на сумму роялти, поэтому франчайзер сам устанавливает размер платежей.
Есть еще один вариант – скрытое роялти. В этом случае франчайзи официально ничего не платит, но ему необходимо закупать товар у франчайзера, который делает весомую наценку на продукцию.
У роялти есть свои плюсы и минусы. Эти выплаты являются гарантией для франчайзи, так как пока он платит роялти, у франчайзера будет стимул помогать и поддерживать своего партнера. А вот если франчайзер просит только паушальный взнос без роялти, то это может насторожить. Вдруг предприниматель окажется мошенником, заберет первоначальный взнос и исчезнет, бросив партнера на произвол судьбы.
А вот недостатки заключаются в том, что даже если бизнес еще не окупил себя и франчайзи пока в минусе, ему все равно придется отправлять платеж. Но достаточно часто франчайзеры идут навстречу и предоставляют партнеру возможность не платить 3–4 месяца.
Рекламные отчисления не всегда встречаются. Подобную плату чаще всего просят крупные компании. Они запускают рекламу бренда и привлекают к этому всех своих франчайзи, собирая фиксированную сумму с каждого.
Возобновление или продление договора может понадобиться, если права передавались на ограниченный срок. Платеж обычно равен паушальному взносу или несколько меньше.
Кроме того, не стоит забывать о других тратах, которые могут быть как до, так и после приобретения франшизы: услуги юриста, наем персонала и обучение, ремонт помещения, закупка материала и продукции, приобретение оборудования и многое другое. Поэтому стоит учитывать все возможные расходы перед покупкой франшизы.
Плюсы и минусы
Обратите внимание на важные моменты при покупке франшизы, а именно на ее достоинства и недостатки.
В первую очередь хотелось бы отметить положительные стороны:
И теперь недостатки:
Риски и проблемы франчайзинга
Риски и проблемы есть в любом виде бизнеса и предпринимательства, даже если вероятность столкнуться с ними минимальна. У франчайзеров и франчайзи тоже есть шанс неприятно оступиться.
В основном для франчайзеров опасность может заключаться только в том, что им попадутся недобросовестные или совсем неопытные партнеры. Они могут не удержать бизнес на плаву, более того, могут даже бросить тень на репутацию бренда или вовсе загубить ее. Поэтому перед продажей надо внимательно изучить, кому именно продаешь франшизу.
А теперь риски франчайзи. У них опасностей больше:
Примеры франшиз
Самыми известными франшизами в России считаются:
Разумеется, это далеко не все известные представители. Такие “гиганты” в мире франшиз могут иметь следующие отличительные черты:
Заключение
Если подойти к делу с умом, то франчайзинг может стать отличным выходом для начинающего предпринимателя. Это наиболее быстрый вариант запустить проект и начать получать с него прибыль.
Основные рекомендации и одновременно план действий, которые я могу дать бизнесмену-новичку: