в чем смысл форреста гампа
«Шум и яркость»: как «Форрест Гамп» за 25 лет превратился в абсолютную классику
В это трудно поверить, но студия Warner Bros., купив права на экранизацию романа Уинстона Грума, в итоге отказалась от создания фильма. По легенде, планы продюсеров изменились после выходя «Человека дождя» Барри Левинсона. В студии посчитали, что американская и мировая публика не готова смотреть еще одну картину про «неполноценного» героя, несмотря на популярность романа. Права в итоге перешли к Paramount, которые сразу начали действовать со второй передачи. Терри Гиллиам и Барри Зонненфельд отказались от постановки, но последний, отправившись снимать за какие-то невероятные по тем временам деньги сиквел «Семейки Аддамс», посоветовал боссам студии Роберта Земекиса, а коллеге — Тома Хэнкса на главную роль. В то время карьера Хэнкса только набирала обороты: за год до «Форреста Гампа» он снялся в «Филадельфии», где сыграл больного СПИДом юриста, роль, за которую впоследствии получит первый из двух персональных актерских «Оскаров». В итоге хоть Зонненфельд и не приложил напрямую руку к созданию фильма, именно он дал ему главное — безупречного актера на центральную роль.
Сегодня, разглядывая «Форреста Гампа» со всех сторон, сложно понять решение боссов Warner Bros., ведь в истории американского кино трудно найти фильм более народный, понятный и даже витринный для истории США (а на самом деле и всего мира) ХХ века. Возможно, все дело в книге. В произведении Грума история Форреста была не такой яркой и цветастой, какой она предстала в фильме. Земекис, как блестящий кинорассказчик, усилил изначальный текст в тех местах, где потребовалось, превратив «книжную» тягучую биографию Гампа в более событийный кинематографический 2,5-часовой рассказ. В фильме после обработки Земекиса и сценариста Эрика Рота появились многие узнаваемые черты: знаменитая коробка с шоколадными конфетами в придачу с метафорой про судьбу, все, что связано с бегом Форреста — от школьных стычек до марафона через все США, уморительные сцены с президентами, трагическая развязка любовной линии между Форрестом и Дженни и еще много мелочей и деталей, которые выступили в роли эдаких аэродинамических обвесов, сделав сюжет более стремительным и эффектным.
Беби-бумер Земекис всегда блистательно разбирался в американских архетипах и истории свой страны (ретроэлементы есть почти во всех его фильмах начиная с «Я хочу держать тебя за руку»), но именно «Форрест Гамп» стал вершиной его карьеры в этом смысле — с густым историческим контекстом, десятками популярных деятелей, аккуратно расставленных на заднем плане, и характерным запахом быстро сменяющих друг друга эпох. Далее прославленный постановщик ушел покорять новые технологии (скорее неудачно), а затем вернулся к традиционному киноформату (тоже не так здорово, как в начале карьеры).
За два с половиной десятилетия эта прямолинейная и понятная история про деревенского идиота (не зря Гамп родился в Алабаме, южном и неоднозначном штате США, который одним из последних перешел на индустриализацию), рассказанная от первого лица, как в великом романе Фолкнера «Шум и ярость» на ту же тему, обросла неожиданными смысловыми наростами. Сегодня «Форрест Гамп» воспринимается уже не просто как еще один фильм, восстанавливающий в правах так называемых иных — социальные группы, которые даже сегодня не везде могут вести полноценный образ жизни. И не как картина о пресловутой американской мечте и даже не как сказка о том самом дурачке. Сегодня «Форрест Гамп» — в первую очередь ода целеустремленности и самоорганизации, лучший бизнес-тренер среди возможных, который всего за 2,5 часа доходчиво вложит любому в голову простую, но очень важную мысль, что увлеченность любимым делом, помноженная на бытовую и профессиональную смелость, способна свернуть любые горы.
Основная характеристика Гампа, на которую почему-то мало кто обращает внимание, — его маниакальная работоспособность, а также игнорирование такой психологической особенности, как самооценка. Первая помогает ему в спорте. Он становится звездой студенческой футбольной команды не потому, что обладает талантом, а потому, что бегает каждый день и ему это нравится. Он превращается в очень сильного игрока в настольный теннис, потому что постоянно в него играет, даже когда у него нет спарринг-партнера. То есть возводит в абсолют прописную спортивную истину: успеха может добиться любой, если будет посвящать все свободное время тренировкам.
Вторая черта помогает ему, скажем так, в профессиональной деятельности. Во Вьетнаме он спасает лейтенанта Дэна не потому, что их связывают какие-то особенные отношения (хотя и это тоже), а потому, что не задумывается, что на поле боя можно бросить товарища. Форрест открывает креветочный бизнес, не зная о нем ничего, но отсутствие малейшего сомнения при запуске бизнеса вместе с той самой работоспособностью в итоге разворачивает к нему и его конторе лицо фортуны. То же самое можно сказать и про акции компании Apple. В спорте есть такое выражение «Везет тому, кто везет». И Форрест Гамп, лишенный из-за не самого высокого интеллекта привычных человеческих сомнений, человек, принимающий почти все за чистую монету, оказывается единственным героем, который может изменить свою судьбу. Он, сам того не подразумевая, каждодневным трудом и чистыми помыслами в итоге оказывается наделен очень редким качеством — способностью выстраивать собственную жизнь без оглядки по сторонам. Остальные — от Дженни до лейтенанта Дэна — слишком часто задумываются о своих мечтах, слишком часто сомневаются в дальнейших шагах, поэтому так часто ошибаются.
Конечно, Земекис и Рот упрощают многие моменты, некоторые — особенно усиливают, почти всегда — чтобы ни в коем случае не упустить чуть сказочный тон повествования. В жизнь Гампа сегодня сложно поверить. Военные заслуги, карьера студенческой спортивной звезды, затем — встреча с президентами, звездами, далее — успешный бизнес и состояние. И все это «сваливается» на голову человеку с IQ 75, которого не хотели, если бы его мать не переспала с директором, зачислять в обычную школу. Даже в современном, более толерантном и открытом, мире такая биография выглядит как невыносимая фантазия. Но тут важен правильный зрительский фокус: как и приключения Дон Кихота или Гашека в свое время, схожая идеалистическая история Гампа не пытается казаться былью, а, наоборот, наплевав на реализм, превращается практически в эпос, в котором выдающиеся подвиги уравновешиваются бытовыми идеалами капитализма. Но именно в таком формате жизнь Гампа, особенно сегодня, ценна не только как удивительный, но и как показательный пример. Глядя на то, как тщедушный трогательный молодой человек разрезает своей судьбой всю историю своей страны, ни разу не меняя вектор своего существования и оставаясь собой, испытываешь даже после 10-го и 20-го просмотра и 25 лет спустя щемящее чувство. «Форрест Гамп» — это идеальный фильм, чтобы напомнить себе и всем остальным, что в любой ситуации надо оставаться человеком и двигаться только вперед. В этом смысле картина Земекиса обладает мощнейшим терапевтическим эффектом, который в ситуации сегодняшней пандемии только усиливается.
Есть у «Форреста Гампа» и еще одна удивительная черта. Эта картина — рубикон между аналоговым и цифровым кинематографом. Конечно, картины с визуальными эффектами существовали задолго до фильма Земекиса (у которого в портфолио уже числились визуально насыщенные «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера»), но именно в 1990-х они стали органичной частью кинематографа. А «Форрест Гамп» стал первой большой лентой за пределами мира блокбастеров, в которой спецэффекты были не просто украшательством, а частью авторского режиссерского языка. Переделанная хроника с вклеенным в нее Гампом была настолько круто сделана, что одной из шести завоеванных статуэток в тот вечер на «Оскаре» стал приз за визуальные эффекты, а Леонид Парфенов затем своровал прием для «Намедни».
What a magical movie — этими словами заканчивается рецензия классика американской кинокритики Роджера Иберта на фильм, и, кажется, это самое емкое и одновременно всеобъемлющее описание «Форреста Гампа». Действительно, картина Роберта Земекиса обладает какой-то удивительной простодушной магией, как и ее главный герой — честный и приятный дурачок Форрест Гамп. Это один из тех на самом деле довольно редких случаев в истории кинематографа, как бы ни казалось наоборот, когда во время просмотра хочется отключить всю критическую оптику и просто поддаться обаянию фильма и броситься к нему в объятия.
На той самой церемонии вручения наград Американской киноакадемии в 1995 году (кстати, она прошла 27 марта, в день рождения Квентина Тарантино) «Форрест Гамп» разбил не просто двух сильных конкурентов — он разбил две картины, которые до сих пор существуют как будто в золотых клетках. «Побегу из Шоушенка» мешает его вечный статус «лучшего фильма всех времен» по версии главного киносайта в мире IMDb, который он носит последнее десятилетие, кажется, больше по недоразумению, чем по заслугам. А «Криминальное чтиво» стало для всего авторского кинематографа 1990-х настолько питательным первоисточником, что молодые режиссеры до сих пор мечтают стать «новым Тарантино», копируя снова и снова его приемы. А «Форрест Гамп», как то самое птичье перышко, обрамляющее рассказ Форреста, уже давно взвился к небу, минуя все, и за 25 лет превратился в абсолютную киноклассику, которой не страшны ни зрительские оценки, ни контекст эпохи, ни вот теперь даже коронавирус.
Философия «Форреста Гампа». Ты всегда будешь самим собой, только другим собой
«Мама говорила, что чудеса случаются каждый день. Не все с этим согласны, но это так».
«Форрест Гамп», появившийся на экранах 6 июля 1994 года, — это не просто классика кинематографа. Это фильм-философия, фильм-мотивация, о человеке, который не ищет ни в чем подоплеки, а умеет плыть по течению, просто жить и просто любить.
А еще, наверное, это фильм о вере, смирении, кротости, умении принимать и дарить. И несмотря на то что главного героя автор одноименной книги лишает того, чем мы привыкли гордиться — разума, Форрест Гамп, вполне возможно, живет разумнее, чем мы с вами.
«Мир уже никогда не будет прежним, после того как вы увидите его глазами Форреста Гампа» — реклама фильма в этот раз была на удивление честна.
Мама говорит: «Дурак дураку рознь»
«Форрест Гамп» — в переводе «дремучий болван», «деревенский дурачок», если по-нашему, — рассказывает об умственно отсталом мальчике, потом уже юноше, мужчине, которого жизнь несет, как перышко ветер. Сам фильм и начинается с кадров, в которых перышко, подхваченное потоком ветра, летит пока не приземляется на обувь главного героя. Его грязные кроссовки, на фоне чистого костюма и наглухо застегнутой рубашки, выглядят странно, но его мама говорила, что «о человеке можно судить по обуви — куда он идет, где он был. ».
«У меня было много обуви», — говорит Форрест случайно севшей рядом с ним медсестре, — «если постараться, то я могу вспомнить свои первые ботинки». Жизнь пронесла Форреста Гампа, как то перышко, через самые важные события американской истории 50-70-х годов: война во Вьетнаме, убийство Джона Кеннеди, Уотергейтский скандал, отставка Джека Никсона. Он коснулся их и полетел дальше — прикосновения хватило, чтобы сделать тех, кто ощутил его, счастливей.
— Ты уже нашел Бога, Гамп?, — как-то спросил его лейтенант Дэн, с которым Форрест воевал во Вьетнаме. — А Бога надо было искать?
Наверное, в этой фразе можно понять все принятие жизни. И она ему отвечает взаимностью. Форресту не раз помогают какие-то высшие силы. Он спасается на войне, убыточный бизнес по ловле креветок вдруг становится прибыльным после урагана, уничтожившим все лодки, кроме лодки Гампа, он вкладывает деньги во фруктовый бизнес (так Форрест называет Apple) и становится миллионером.
Форрест улыбается жизни, ничего не требуя, спокойно констатируя «Shit happens» (и на этом слогане человек, которому Форрест это говорит, зарабатывает кучу денег) и от того все идет ему в руки. По счастливой случайности он становится известным спортсменом, потом — героем войны, владельцем успешного бизнеса и миллионером.
Мама говорила: «Жизнь — как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, какая начинка попадется»
Основой сценария стала одноименная книга, написанная Уинстоном Грумом. Форрест Гамп в трактовке автора — мизантроп, он циничней и жестче. Главный герой романа был носителем редкой аномалии — синдрома саванта, когда у умственно отсталого человека наблюдаются проблески гениальности.
А знаменитая фраза «Мама всегда говорила, что жизнь — как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что внутри» в книге полностью противоположна: «Быть идиотом — это не коробка конфет».
Сценарист Эрик Рот (он также писал сценарии к фильмам «Али», «Загадочная история Бенджамина Баттона») адаптировал роман в сценарий, за который он потом получил свой единственный «Оскар». Режиссер Роберт Земекис был впечатлен этой волшебной историей. Книгу, кстати, он прочел много позже. «Форрест Гамп» стал настоящей сенсацией, получил шесть «Оскаров» и обошел вышедший в тот же год на экраны «Криминальное чтиво».
Том Хэнкс, сыгравший Гампа, уже был актером «с именем» на момент съемок, он получил «Оскар» за «Филадельфию». «К тому времени я стал знаменитостью. Почти как кенгуру в Австралии», — рассказывал Гамп в фильме. После выхода «Форерста Гампа» Хэнкс получил второго «Оскара» и стал практически национальным героем. А ведь роль предлагали Джону Траволте. Но тот отказался. Чуть позже он сильно сокрушался, что допустил роковую ошибку. Среди претендентов на роль также были Билл Мюррей («День сурка»), Чеви Чейз («Флетч») и Джон Гудмен («Большой Лебовски»).
Робин Райт, сыгравшая Дженни, к тому времени была звездой сериала «Санта-Барбара». Для нее «Форрест Гамп» стал настоящей взлетной полосой. Кстати, роль предлагали Николь Кидман и Деми Мур. Но они ответили отказом.
Мама говорила: «Надо оставить прошлое позади, чтобы идти вперед». Наверное, поэтому я и бежал.
У романа есть продолжение о «похождениях» Гампа в 80-х. Книга успеха у читателей не снискала, но был написан сценарий под черновым названием «Gump and Co» для съемок продолжения.
После теракта 11 сентября во Всемирном торговом центре создатели фильма поняли, что мир изменился. Он стал жестче, циничней, и в нем, скорее всего, нет места наивному и открытому Форресту.
«Однажды начался дождь и не прекращался четыре месяца. За это время мы узнали все виды дождя: прямой дождь, косой дождь, горизонтальный дождь, и даже дождь, который идет снизу вверх. Но иногда небо прояснялось, появлялись звезды и это было красиво».
В нашем мире стрессов, адреналина, гаджетов, осталось ли у нас место для того, чтобы увидеть красоту в бесконечном дожде? Или авторы фильма были правы: для того чтобы увидеть, нам надо лишиться разума?
Философия Форреста Гампа
Этот фильм учил, что правильно быть не хитрым, а честным, добрым и верным. Даже если обладатель этих черт кажется хитрецам дураком. Но хитрецы, в конечном итоге, могут обхитрить сами себя. А дурак – тупо добиться успеха. Фильм, который начинается и завершается полетом пёрышка стал не просто культовым. Это картина о человеке с ментальными особенностями — стала универсальной мировой притчей. А это, как мне кажется, самое большое чего может добиться произведение искусства.
Легендарному фильму «Форрест Гамп» исполнилось 25 лет. Это фильм, снятый по книге Уинстона Грума, получил 6 «Оскаров», в том числе за лучший фильм, три «Золотых глобуса», собрал более 30 наград по всему миру, разошелся на цитаты (причем цитируется и в других фильмах, которые тоже стали культовыми, например в фильме «Бойцовский клуб»), породил не только множество мемов, но и стал основанием сопутствующей индустрии (бейсболки, футболки, пиджаки и сеть креветочных ресторанов The Bubba Gump Shrimp Co, книги вроде «Гампизмы. Мудрость от «Форреста Гампа»»).
История Гампа и большая история
Сила и особая тонкость фильма — в умении войти в резонанс с реальной историей. Форрест Гамп своеобразно суммирует опыт к концу второго тысячелетия. Это простак — человек безупречный и бесхитростный, пропущенный через жернова циничного века и вышедший победителем.
Это придуманная история с огромным количеством документальных кадров, в которые вставлен герой Тома Хэнкса, и множеством событий, которые происходили на самом деле: от войны во Вьетнаме до Уотергейтского скандала, от нового стиля Элвиса до сближения США с Китаем. Реализм, реальная история, через которую мы проходим вместе с героем, потрясает не меньше, чем вымысел.
Здесь можно говорить об использование такого художественного приёма как «остранение» (термин Виктора Шкловского). Мы видим реальные значительные события прошлого века странным образом. При остранении вещь не узнается, а познается, называется своим именем, а вырывается из привычного контекста и описывается как в первый раз виденная. Так Толстой показывает нам в «Войне и мире» поле боя глазами гражданского Пьера Безухова, а балет глазами Наташи Ростовой.
Помните, куда наобум вложили свои денежки Форрест Гамп и лейтенант Дэн? Правильно, «в какую-то яблочную компанию», обернувшуюся со временем всемогущей корпорацией «Apple». Зритель знает о компьютерном гиганте. Зритель знает, что вложение в «Apple» на момент покупки акций было похоже на лотерею. Нельзя было предсказать такого выигрыша.
Фильм — это история Америки и мира, показанная глазами человека с ментальными особенностями. Это реальная история, получающая специфическое объяснение Форреста Гампа. С другой мотивировкой событий. С другим детерминизмом. Нам показывают реальное историческое событие, но дают другое объяснение причинам, к которому они привели.
Форрест Гамп и теория дизабилити
Фильм стал и вехой в изображении людей с ментальными особенностями на экране. «Форрест Гамп» мог появиться только когда в западном социокультурном дискурсе возникло понятие disability studies. Дизабилити — это не медико-патологический приговор, а обозначение трудности реализации. Трудности, но не невозможности. Факт, что Форрест выходит победителем.
Теория дизабилити исходит из того, что наше представления о «норме» как единственно допустимом физическом или психоэмоциональном стандарте, с отрицанием права на реализацию тех, кого нельзя отнести к «нормативному» и «абсолютно здоровому» большинству, неправильны, аморальны, вредны. Фобия (отвержение) «неполноценных» является своего рода опасением стать одним из них. А вслед за страхом фобия вызывает преследование. Так Форресту с его негнущимися ногами и репутацией городского дурачка приходится постоянно убегать от мальчиков, которые гонятся за ним даже не на здоровых ногах, а на велосипедах или машине.
Наши представления о «норме»
Постмодернистское представление говорило, что наши стереотипы о телесной или душевно «норме» не имеют универсального источника, являются искусственно сконструированными продуктами культуры, подобно представлениям о норме расовой или сексуальной. Категория «нормальности» конструируется в контексте отношений большинства и меньшинств, в целях сохранения привилегий доминирующего типа.
Политкорректность — это ответ на великие трагедии ХХ века. Известно, что первыми жертвами нацистов стали пациенты немецких психиатрических клиник, дети и пожилые немцы с возрастными нарушениями, которые не соответствовали нацистским представлениям о норме.
Герой-простак: Гамп и Иван-дурак
Простоватый герой — излюбленный персонаж мировой культуры. Велик соблазн сравнить дурачка из американского фильма с Иваном-дураком русских сказок. Легко можно найти похожие черты и мотивы. Но есть и существенная разница, которую не видят многочисленные критики, для которых уже давно стало общим местом называть Форреста «американским Иванушкой».
Философ Евгений Трубецкой писал о явном предпочтении, которое народная сказка оказывает Дураку — человеку, пребывающему в глубочайшем состоянии неразумной пассивности, которому все блага сами валятся в рот, тогда как лично он и пальцем не пошевелит ради их приобретения. В этом специфическое народное миросозерцание — пассивность, леность ума, надежда на «авось», настроение человека, который ждет всех благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей личной ответственности. «Превознесение дурака над богатырем, замена личного подвига надеждой на чудесную помощь, вообще слабость волевого героического элемента — таковы черты, которые болезненно поражают в русской сказке. Это прелестная поэтическая греза, в которой русский человек ищет, по преимуществу, успокоения и отдохновения; сказка окрыляет его мечту, но в то же время усыпляет его энергию» — писал Трубецкой.
Вот что нельзя точно сказать о Гампе, что он уклоняется от работы, что он не способен быть сосредоточенным и энергичным, что он не совершает действий, которые приводят к успеху.
В фильме про Форреста, в отличие от сказки, выражено активное, волевое, героическое начало — личного подвига и личной ответственности. Это сближает образ Форреста с образами эпоса, а не сказки.
Наконец, ещё одна особенность – гуманистическая и экологическая, то есть касающаяся побочных последствий. Взбесившаяся печка Ивана-дурака или Емели из сказки про щучье веленье давила все подряд.
«И как надобно было дураку ехать в лес через город, то и поехал он по оному городу; но как не знал, что надобно кричать для того, чтобы не передавить народу, то он ехал и не кричал, чтоб посторонились, и передавил множество народу, и хотя за ним гнались, однако догнать его не могли»
Сказка к этому относится снисходительно: Дурак не сообразил, что надо кричать, чтобы посторонились с дороги. Да и сам народ виноват, что стоял, разинув рот, и не расступился…
Форрест же, наоборот, пытается помочь окружающим. И спасти всех, находящихся рядом.
Фильм про Форреста Гампа — великая притча. И здесь есть своя философия.
Современный человек хорошо понимает, что далеко не всё из того, что планируется — получается. Мы все догадываемся, что, наоборот, многое из того, что получается, вовсе не планировалось. Жизнь — это то, что происходит, когда у вас другие планы.
На происходящее оказывают влияние не только сознательные действия. Ваши осознанные действия и спланированные действия ваших единомышленников, друзей, партнеров, сотрудников. Сознательные действия ваших противников, врагов вашего дела, ненавистников ваших идей, конкурентов ваших.
Мы знаем, что иногда на ход дела оказывают влияние тысячи факторов, которые никак нельзя посчитать, поскольку они к делу никак не имеют никакого отношения. Камень, который отвергли строители — оказывается краеугольным. Вещи, которые не брали в расчет, оказываются судьбоносными.
Притчу о Форресте можно рассмотреть, как философию целеполагания. На любых тренингах, курсах, семинарах по достижению успеха в той или иной сфере, учат стратегиям постановки цели и выбора способов её достижения. Вас учат как выбрать область применения сил, задачу, которую вы хотите решать, методы решения.
А Форрест вовсе не планировал оказать влияние на современную музыку. Его забавный танец с плохо гнущимися ногами просто увидел Элвис Пресли.
Гамп не стремился стать выдающимся футболистом, а просто бежал по полю, когда его догоняли.
Он не стремился стать ни миллионером, ни героем войны, ни участником дипломатического процесса сближения США и Китая, ни человеком, который окажет решающее влияние на свержение президента Никсона, ни создателем сверхпопулярных слоганов или дизайнером футболок. Он даже отцом прекрасного мальчика, которого мы видим в конце фильма, не планировал становиться.
А рядом с ним находятся умники, которые планируют свою жизнь. Дженнифер, которая планирует стать знаменитой. Лейтенант Дэн, который планирует стать героем войны. Баба, который планирует достичь успеха в креветочном бизнесе, поскольку все о нем знает. Они планируют… А у Форреста получатся всё, что они запланировали.
Он умеет сосредоточиться полностью на предмете, которым в данный момент занимается. И отбросить лишние мысли и страхи. Он же дурак. Он не рефлексирует и не боится.
Если он бежит по полю в футболе, то весь без остатка вкладывается в этот бег. Если он играет в пинг-понг, то он весь в этой игре. Если он бежит, то просто переставляет вперед сначала одну ногу, потом другую. И так бесконечное множество раз. Без умствований. Без лишней рефлексии. Просто весь отдаваясь делу, которым о занимается…
Этот фильм учил, что правильно быть не хитрым, а честным, добрым и верным. Даже если обладатель этих черт кажется хитрецам дураком. Но хитрецы, в конечном итоге, могут обхитрить сами себя. А дурак – тупо добиться успеха.
Фильм, который начинается и завершается полетом пёрышка стал не просто культовым. Это картина о человеке с ментальными особенностями — стала универсальной мировой притчей. А это, как мне кажется, самое большое чего может добиться произведение искусства.