в чем смысл фильма вий
Вий: Старые боги еще имеют силу…
Еще один фильм по мотивам Гоголя. Что интересно, в год выпуска смотрела, тогда понравился, а вот сейчас кино хоть и раскрылось немного с другой стороны, но впечатления негативные. Более того, в этот раз некоторые моменты настолько сильно меня раздражали, что пришлось выключить на середине и досматривать в другой день.
Смерть паночки и бегство Джонатана
В это же время где-то в Европе разгневанный отец застает свою дочь в постели с ее учителем. Джонатан Грин умен и амбициозен, но жутко беден. Потому отец не приветствует этот роман и даже хочет наказать учителя. Джонатану пришлось спешно бежать. Все деньги, которые у него были, он потратил на изобретение некоего прибора, который поможет ему прославиться и уже богатым вернуться к возлюбленной.
Отец Паисий и хутор близ Диканьки
На хуторе близ Диканьки меж тем в церквушке Хома Брут помер, столкнувшись с самим Вием. Когда это увидел местный священник отец Паисий, то сказал, что место проклято и заколотил церковь, оставив там мертвую паночку. И все из-за денег, которые Сотник обещал Хоме. О как, священник вроде православный, а на связь с ним вышли демонические силы. Как так? Ладно, едем дальше.
Видения Джонатана и задание от паночки
Отец Паисий, все еще скрывая кражу тысячи червонцев, церковь распечатывать не собирается и панихиду по паночке служить не желает. Тогда Сотник нанимает Грина, чтобы тот сделал карту местности и начал именно с церкви. Таким образом он хочет узнать, что же такого страшного увидел священник внутри и что за тайну скрывает.
Грин хоть и ученый, но сознание гибкое. В пьяном бреду раскачалось неплохо, аж иномерных сущностей видеть начал. Они-то во главе с паночкой и самим Вием дали ему задание — найти того, кто в овечьей шкуре. То есть, паночка в этом случае вовсе не хочет причинить вред кому-то, напротив она просит помощи.
Неудачный побег и скорая казнь
После того, как отец Паисий настроил народ против ученого Джонатана, Петрусь предложил ему сбежать. Да не совсем получилось. Настуся, которая онемела после смерти паночки, стала свидетельницей очередного убийства, ее в нем обвинили и признали ведьмой. Между тем Джонатан увидел того с рогами, кто целый год терроризировал округу.
Правда, в итоге Грин попался местным и тоже угодил в яму к Настусе. Теперича обоих собираются сжечь за науку и колдовство. Просто поразительно, когда это люди стали такими? Ведь они знали Настусю от рождения, но по какому-то нелепому обвинению с каким-то радостным садизмом начали ее пинать, унижать и издеваться. Готовы даже камнями закидать, утопить и сжечь.
Настоящая причина смерти паночки
После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.
Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?
Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.
Счастливый конец и неприятные впечатления
Но конец типа счастливый. Паисия пришибло крестом и он бесследно пропал. После этого веревки, связывающие крест с Настусей и лодку, ослабли и она выплыла, да еще и голос обрела. Сотник наконец смог похоронить дочь, Хома Брут стал священником местного прихода. Ну а Джонатан Грин снова отправился в путь на Москву, где мы и встретимся с ним во втором фильме. Да, отец его зазнобы, почитав письма к дочери, изменил мнение о своем пока еще не зяте.
Кино смотрела с большим раздражением. Актеры реально выбешивали, такое ощущение, что их персонажей просто выдернули из современных фильмов и поместили сюда. Совершенно неестественная и местами очень фальшивая игра. Изрядно поднадоело и то, что казаков выставили какой-то пьянью, которая за монеты готова продать дружбу. С некоторых пор у меня вообще большие сомнения в том, что пьянство это исконная черта всего русского народа. Как по мне, этот образ нам тоже навязали.
Религиозная линия фильма Вий
Религия в фильме заслуживает отдельного упоминания. Хотя тут точно не соврали. Священник нагло дурит паству, пугает их демоническими образами из кинопроектора, а несогласных или чем-то мешающих вообще пытает. Паства она и есть паства — толпа глупых овец, которые забыли своих богов и подчиняются любому жесту священника. С этой стороны совершенно понятна просьба паночки найти убийцу и вредителя. Ведьма с природой, религия против природы.
Момент, когда деревянная статуя распятого Христа в заколоченной церкви мешает Грину проникнуть внутрь, тоже очень показательный. Словно бы сам божий сын защищает преступления религии от разоблачения. Потом, правда, положение было исправлено. Все та же деревянная статуя пришибла священника, типа зло наказано. Типа это один такой исключительный, но на самом же деле христианская религия белая и пушистая. А то, что Паисий набрался дурного у других отцов из Европы, как-то несущественно.
Кроме того в фильме почти в самом конце есть еще один короткий, но красноречивый момент. Церковь построена на расколовшейся скале с изображением Солнца. Такой себе символ победы христианства над язычеством. Это кстати отлично объясняет и тот факт, что паночке помогали силы природы — корни. То есть, религия хоть и сверху, но старые боги еще имеют силу.
В общем, кому как, а мне в этот раз картина показалась не просто плохой, но даже отвратительной. Мало того, что у фильма не совсем вразумительный сюжет, кто не знает гоголевского Вия, может с трудом понять, что тут вообще происходит. К этому добавляется фиговая игра актеров, еще и откровенная религиозная пропаганда. Вроде как обличительная, но на деле совсем нет.
Дурная слава фильма «Вий»: Откуда появились слухи о проклятых ролях и злом роке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые попытки экранизации повести Гоголя были предприняты еще в начале ХХ в. в немом кино. Однако обе эти картины не дошли до наших дней, поэтому традиционно первой известной версией считают фильм 1967 г., который называют первым советским фильмом ужасов. Идея экранизации принадлежала директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, который поручил работу над фильмом двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Константину Ершову и Георгию Кропачеву. «Вий» стал для них дипломной работой. Впоследствии к съемкам привлекли также известного создателя советских киносказок Александра Птушко, так как отснятый молодыми режиссерами материал показался руководству «Мосфильма» «слишком реалистическим».
Изначально на роль Панночки утвердили актрису Александру Завьялову, но ее сняли с роли в разгар съемочного процесса. Когда было снято больше половины сцен, неожиданно по распоряжению руководства «Мосфильма» актрису отстранили от съемок, и Пырьев потребовал найти ей замену. В архивах киностудии было записано, что Завьялова была занята на съемках другого фильма на «Ленфильме», поэтому потребовалось ее заменить. Режиссер этой картины был мужем Завьяловой, и он запретил ей сниматься, пока не закончит работу. Он позвонил на «Мосфильм» и попросил снять ее с роли. По другой версии, актриса сама отказалась от съемок из-за внезапной болезни, которая отступила сразу после того, как она ушла из проекта. Как бы то ни было, роль Панночки в итоге досталась Наталье Варлей.
Натурные съемки проходили в украинской деревне в Ивано-Франковской области. Позже, в 2006 г. дотла сгорела старинная деревянная церковь, в которой проходили съемки. Многие местные жители были уверены в том, что это было следствием того, что когда-то здесь снимали сцену с ведьмой в гробу.
Сложности возникли и с поиском актрисы на роль старой ведьмы. Все приглашенные на пробы актрисы отказались сниматься в этом фильме. В результате этот образ воплотил на экранах мужчина, театральный актер Николай Кутузов. Во время съемок он начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого таких проблем у него не было. Сам актер объяснял это своим страхом перед нечистой силой и этой «дьявольской ролью».
Позже Наталья Варлей не раз говорила о том, что пожалела о съемках в этом фильме, что именно тогда на нее стали обрушиваться неприятности. Сначала она слегла с тяжелой болезнью, потом начались проблемы и в личной, и в профессиональной жизни: распался брак с актером Николаем Бурляевым, в 1969 г. она вышла замуж за сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой Владимира Тихонова, но и этот брак продержался недолго, а в 1990 г. 40-летний актер скончался. В кино ей больше не доставалось таких ярких ролей, как в «Кавказской пленнице» и «Вие». Актриса также рассказывала, что в одном из морских круизов, куда она была приглашена, несколько раз отменяли запланированный показ фильма «Вий» из-за того, что перед началом сеанса в море начинался шторм.
За эту роль Наталья Варлей покаялась и получила прощение в церкви. Поначалу она говорила: « Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб… ». Однако в поздних интервью актриса уже отрицала мистическую связь фильма с неприятностями в своей судьбе: « Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь ».
Фильм еще долго сопровождала дурная слава. Говорили, что люди, причастные к его созданию, умирали один за другим. В 1971 г. в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший сотника. Вскоре после премьеры стал сильно болеть режиссер Александр Птушко, а в 1973 г. он ушел из жизни. В том же году умер актер Степан Шкурат, исполнивший роль Явтуха, которая стала его последней работой. Через два года не стало оператора картины, затем – режиссера Константина Ершова. Конечно, это можно было списать на совпадение – ведь многие из них были уже в преклонном возрасте. Однако это стало новым поводом для слухов о злом роке «Вия».
В 2005 г. Олег Степченко приступил к работе над новой экранизацией повести Гоголя, которая вышла на экраны только в 2014 г. Ее создатели тоже говорили о том, что почувствовали на себе мистическое влияние этой истории. Сценарист и режиссер фильма Олег Степченко признавался, что его еще долго мучили ночные кошмары с персонажами этой повести. Фильм во многом повторил судьбу своего предшественника: многие актеры так же категорично отказывались сниматься. Роль Явтуха стала последней для актера Валерия Золотухина, который после завершения съемок ушел из жизни. А для актрисы, сыгравшей главную роль, – Ольги Зайцевой – съемки так же, как и для Варлей, едва не обернулись трагедией: под ней проломились доски мостика над рекой, и актриса чуть не утонула.
Впрочем, сама актриса не верит в слухи о злом роке «Вия»: « Я думаю, слава Богу, Наталья Варлей жива и здорова… Если бы с ней действительно произошло что-то неприятное, то можно было бы говорить о каких-то суевериях, но так как все в порядке, повышенный интерес к этой теме кажется мне слишком раздутым. Но были люди, которые присылали мне после выхода фильма на почту предложения сходить в церковь, помолиться за меня… Однако некую мистику, присущую произведениям Гоголя, отрицать глупо ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Злоключения фильма «Вий»
В советское время было принято критиковать голливудские фильмы ужасов, называть их чисто буржуазным жанром. Но ровно сорок лет назад, осенью 1967 года, вышел на экраны фильм «Вий», и у нас всерьез заговорили о кинематографических ужасах.
Первый фильм ужасов в СССР
Начало работы было не очень удачным. Съемочная группа съездила на Украину и вернулась с отснятым материалом, однако снятыми фрагментами фильма не были довольны ни знаменитый режиссер Иван Пырьев, курировавший производство фильма, ни чиновники из Госкино.
Именно поэтому было решено привлечь к съемкам опытнейшего мастера сказочно-приключенческого кино Александра Птушко. Он заменил Светлану Коркошко, которая играла роль панночки, на Наталью Варлей (эта роль стала для молодой актрисы этапной). Птушко также включил в состав творческой группы художницу Сарру Мокиль. которая постоянно работала с ним при постановке сказочных фильмов. Начался период спасения ленты, на которую уже было затрачено немало средств.
Действие магических сил
История семинариста Хомы Брута (Леонид Куравлев) и ведьмы (Наталья Варлей) всегда считалась одним из самых страшных произведений русской литературы, и именно такой она и предстала на экране. Семинарист Хома вынужден читать отходную молитву по панночке, которая оборачивается ведьмой. Нечистая сила атакует храм, в котором по ночам выполняет свои обязанности Хома, устраивает шабаш и, наконец, истребляет бедного бурсака.
Фильм насквозь пронизан ощущением страха, леденящего ужаса, который испытывал Хома, и это ощущение передавалось зрителю. Панночка оживает и зовет Хому к себе, гроб с ведьмой взмывает в воздух, несчастного бурсака окружает нечистая сила всех мастей. Чувствуется, что художник фильма пересмотрел множество гравюр XIX века с изображением призраков. А сам Вий — жуткое чудовище с опущенными гигантскими веками — получился страшным и очень натуральным. Его свита из карликов, чертей и всяческих уродцев выглядела так, как будто фильмы ужасов создавались в СССР постоянно — все было снято с большим мастерством, фильм отличался высококачественными спецэффектами. Официальным идеологам фильм, конечно же, не понравился, и поэтому прокат ленты был недолгим.
Многие поклонники этой ленты уверены, что через несколько лет после выхода на экраны фильм попал в орбиту действия неких магических сил. Имели место даже попытки обобщить удивительные истории, связанные с экранной жизнью ленты. Например, однажды чудом сохранившуюся копию фильма решили показать отдыхающим на одном из морских лайнеров. Как только заработал кинопроектор, двигатель судна остановился. Сеанс сразу же прервали. Когда двигатель заработал, решили возобновить показ, но на этот раз в небе разразилась гроза. С тех пор «Вия» не показывали отдыхающим.
Актриса Наталья Варлей убеждена, что картину «опекают» некие демонические силы, и сожалеет об участии в этом фильме. Но ленту не вычеркнуть из истории российской и украинской культуры. Сорокалетие со дня выхода на экраны «Вия» совпало с юбилеем знаменитой актрисы, которая сегодня по праву пользуется заслуженной всенародной любовью.
Уникальный творческий процесс
С приходом в творческую группу Александра Птушко начался съемочный процесс. равного которому еще не было в советском кинематографе. Наше кино не имело опыта создания фильмов ужасов. но мастерство Птушко, умевшего создавать образы леших и домовых, создавать атмосферу сказки, стало надежным залогом спасения ленты. В титрах картины Птушко был упомянут только как один из авторов сценария, хотя на самом деле он был полноценным режиссером картины, разработчиком и постановщиком трюковых съемок.
Советский «Вий» 1967 года
Но больше всего хлопот доставил съемочной группе сам Вий — мистический повелитель темных сил. Его тяжелый костюм был сделан главным образом из мешковины, обработанной разными смолами, и актеру было очень трудно передвигаться.
По сюжету гоголевской повести гроб с телом ведьмы должен был летать по воздуху. Этот сложнейший трюк снят так, что у зрителя создается полная иллюзия полета, однако на съемках едва не произошла трагедия. Во время полетов Наталья Варлей выпала из гроба, но, к счастью, ее подхватил Леонид Куравлев. С тех пор все российские актрисы, которым по сюжету фильмов приходится умирать, настаивают на том, чтобы в гроб вместо них ложились дублерши. И вообще, умирать по сюжету фильма стало считаться плохой приметой.
Таинственное исчезновение из проката
После событий 1968 года в Чехословакии в СССР всерьез заговорили о растлевающем влиянии Голливуда на молодых режиссеров и в качестве яркого примера подражания американским образцам в первую очередь называли «Вия». Не помог даже мировой авторитет Птушко, по фильмам которого уже тогда учились спецэффектам голливудские режиссеры, в частности, молодой Стивен Спилберг.
«Вий» мог и далее давать Госкино большие прибыли, так как интерес к жанровому кинематографу всегда был поистине огромен, но идеологические догмы взяли верх. Фильм разругали и надолго убрали из проката. Многие идеологи возмущались, как накануне 50-летия Октябрьской революции могла выйти на экраны такая безыдейная лента.
Однако в эпоху Горбачева «Вий» все же вернулся. Он был восстановлен и вновь выпущен на экраны лишь в 1988 году. Реставрированный фильм сделал большие кассовые сборы, словно только что был снят. Выяснилось, что сотни тысяч зрителей помнили о своих первых зрительских впечатлениях и долгие годы ждали возвращения любимой картины на экран.
После «Вия»
Но период признания советских фильмов ужасов был недолгим. Распался Советский Союз, и эпоха советского кино завершилась. В 2007 году на экраны вышел фильм «Ведьма-, поставленный по мотивам «Вия». Действие было перенесено в США, а фабула Гоголя была подвергнута значительным изменениям. Главную роль играл известный актер Валерий Николаев.
Но «Ведьма» была снята через много лет после распада СССР, когда жанр хор-рор-фильма уже давно существовал в российском кино. Это лента нового поколения, и авторы создавали ее в условиях свободы творчества. Зритель сам решит, сохранился ли в ленте гоголевский дух.
Между тем, интересно, чем завершилось развитие жанра фильма ужасов в советском кинематографе. Едва ли не последним произведением в жанре хор-рор оказался фильм Андрея Харитонова «Жажда страсти», поставленный по мотивам ранней прозы Валерия Брюсова. Брюсов обожал Эдгара По, любил мистику и пробовал себя как фантаст. Написанные им фантастические рассказы надежно прятали от советского читателя, ведь Брюсова подавали чуть ли не как писателя-коммуниста и революционера. А в фильме появился ангел смерти, возникла тема двойника и мотив погребения заживо. Образ роковой женщины играла не зарубежная актриса-вамп, а хорошо знакомая нашему зрителю Анастасия Вертинская. Да и все ужасы происходили не где-нибудь, а в Москве эпохи молодого брюсова. Но СССР распался, в прокат хлынул поток зарубежных лент, и вскоре в мистических и готических мотивах уже не усматривали ничего необычного. А фильм «Вий» остался в истории как замечательный памятник советского жанрового кинематографа.
Эта «высшая каста посвященных», как выяснилось в процессе изучения различных видеоматериалов, не были атеистами. Они просто исповедовали другую религию, которую Иоанн Богослов в своем откровении назвал «Вавилонская Блудница», так как в храмах главного женского божества этого культа существовала храмовая проституция.
Мной была создана подборка слайдов, на которых в кадре присутствуют иконы. Дело в том, что при обычном просмотре фильма без остановок нет возможности рассмотреть с чувством с толком с расстоновкой. при обычном просмотре у меня лишь возникло чувство, что тут что то не так. Зато на слайдах все это можно рассмотреть.
Вот например эпизод, когда гроб с телом панночки вносят в церковь и устанавливают в центре перед алтарем. На заднем плане иконостас как иконостас, совершенно обычный,
На крупном плане становится понятно, что это не обычный иконостас, а бутафорский, специально созданный для этого фильма
то есть с одной стороны образ нарисован так, как будто его малевал какой нибудь «богомаз» не слишком высокой квалификации
Богоматерь на мой взгляд даже более карикатурна, чем Христос
а тут в самом центре кадра слева от дверей намалевано главное масонское божество
у этого святого очень строгий взгляд. Сурово насупленные брови подчеркнуты
вот это как бы мерзость запустения, хотя на самом деле мерзость запустения состоит совсем в другом, а именно в том, что в Храме устроено языческое капище и Хома Брут туда приведен для жертвоприношения
Тут какой то нарисованный на стене святой тоже совершенно не мешает восставшей из гроба ведьме. Зато вызванная ведьмой всевозможная нежить вполне реальна и объемна, но ей будет посвящена одна из следующих записей.
На этом слайде как мне представляется откровенная карикатура на Иоана Крестителя, который держит в руке блюдо с собственной головой. можно предполоить, что это может быть нечто вроде визуализации старого анегдота про то, как где то поставили памятник Ленину с двумя кепками, одна в руке, а другая на голове.
опять главное масонское божество
Заключительные титры на фоне «мерзости запустения» Кстати говоря начальные титры на том же фоне