в чем смысл фильма топи
«Тебе кажется», или что же произошло на самом деле в сериале Дмитрия Глуховского.
Вот примерно так начинается 7-серийный сериал, снятый по сценарию Дмитрия Глуховского, одного из наиболее нашумевших сейчас авторов.
Начинается и оставляет зрителей в полном смятении, обозначив загадок столько, что на объяснение каждой уже даже не надеешься. Однако, понять, что к чему в этой мрачной вселенной, все же хотелось бы.
Совершенно нереально-фантазийную деревню, где происходят действия. Героев, каждый из которых проходит свои опыты. Загадочный химкомбинат, который расположен рядом с деревней. Еще более загадочных жителей: они то воскресают, то кругом свой дом огораживают, то по героям стреляют.
И главное, монастырь, где то вешается, то деньги сжигает поп. Ах да, еще и «Топи» эти нельзя покинуть. Куда ни пойдешь, вернешься обратно.
Так что же за чертовщина здесь происходит?
1. Герои умерли и все находятся в «посмертии», некоем чистилище, где нужно обязательно пройти через душевные муки, чтобы «вознестись».
Тогда понятно, почему здесь происходят «чудеса» в виде воскрешения мертвых, и почему каждый из героев видит «свои картинки». Остается ждать, когда они все либо умрут окончательно и перейдут на следующий уровень, либо очнутся в реанимации.
За эту версию: слова прохожих при потере Кати, что «она самая живая из всех», уверения Кострова, что все они в посмертии, замкнутость и «трешовость» пространства.
2. Это все глюки из-за химкомбината, на котором произошла авария.
С тех пор отравлена вода, которую постоянно потребляют жители деревни, и с глотка которой начинаются приключения наших героев. Соответственно, директор комбината, который «хозяин», получил самую большую дозу, и поэтому глючит его больше всего.
За эту версию: начавшиеся глюки у милиционера после глотка воды, открытие Максима в 7 серии, обильное питье героями чая и концентрация на этом на протяжении всего сериала.
Но знаете, почему «Топи» бесполезно пересматривать, чтобы понять, в каком же из двух вариантов оказались ребята?
То есть, по сути, «Топи» надо воспринимать просто набором образов, метафор, событий, когда иллюзорный мир и мир реальный сплетаются так, что их не различить. Тогда все вопросы типа
«А почему же в конце не было Эли?»
«Откуда же старики в смирительных рубашках?»
«Откуда взялись могилы главных героев» и
«Почему же Катя тогда самая живая из всех» благополучно уходят.
На них прекрасно отвечает повторяющаяся строчка из главного саундтрека: «Тебе кажется».
В чем смысл фильма топи
Иван Янковский и Анастасия Крылова в ролях Дениса и Сони
— Дмитрий, вы долго шли к реализации этой идеи – первая версия сценария была написана еще в 2011 году. Что изменилось за это время? Вы что-то принципиально поменяли в изначальной версии, или просто, грубо говоря, добавили смартфон получше?
— Во-первых, изначально было меньше серий – всего четыре – и герои были менее живыми, такими ходячими цитатниками. Я думал: люди будут смотреть, вырезать цитаты и друг другу этими цитатами сыпать, постить их где-то.
За прошедшее время я понял, что эта «неживость» диалогов, пунктирность их арок сказывается на том, насколько они воспринимаются зрителем как живые люди. Я переписал все полтора года назад с нуля, ключевые моменты оставил, части диалога сохранил, немного осовременил – и очень постарался дать воздуха этим героям. Чтобы они жили, существовали, развивались, а не двигались из точки А в точку Б.
Изначально, когда я писал, я находился под большим влиянием от американских учебников по сценарному мастерству. И придерживался какой-то строгой пятиактной структуры.
Но платформы поменялись: американцы ввели эти пять актов в расчете на четыре больших рекламных паузы. У нас люди теперь смотрят все с телефона, с планшета. Я решил просто сделать free-flow, как главы романа – нет таких строгих, принудительных частей и несущих конструкций.
Из-за этого может быть ощущение, что что-то затянуто, а потом события будут, наоборот, сыпаться концентрированно. Но при этом есть ощущение такой «топкости». Эти Топи будут затягивать.
Тихон Жизневский в роли Макса
— А были ли у вас похожие истории, как у героев – с писательскими ретритами? Чтобы вы уезжали в глушь, искали там новые темы и вдохновение.
— В Москве работать практически невозможно. Когда к тебе приходит мало-мальски популярность, у тебя становится намного более насыщенная социальная жизнь. В Москве только можно встречаться, договариваться, обсуждать и придумывать; писательская работа – затворническая, ты должен себя оградить от всяких искушений и соблазнов.
Поэтому я всегда куда-то бегу, изолируюсь. У меня есть несколько таких локаций, где я сижу совсем один неделями и работаю. Правда, это ретрит не деревенский.
Я очень люблю зимние заброшенные курорты. Там такая правильная тоскливая атмосфера – либо вешаться, либо работать. А поскольку я с одной стороны трудоголик, с другой – не суицидален, работается очень хорошо.
О происхождении Топей и детстве в деревне
Катерина Шпица в роли Кати
— Деревня Топи – не то, как я, москвич и горожанин, никогда не выезжавший за МКАД, представляю себе глубинку, провинцию. За Топями скрывается некий гораздо более глубокий, личный опыт. Моя мама из маленького города в Костромской области, когда я родился, меня немедленно отправили к бабушке.
Я все свои каникулы детсадовские и школьные провел в крошечном городке в Костромской области. Такой деревенский сеттинг – изба, колодец, сортир в сарае, умывальник с водой, русская печь.
Для меня это часть детства, часть жизни и биографии, важная часть моего подсознания. Мне это очень много снилось, и до сих пор иногда продолжает сниться. Все те взрослые люди, которыми я был окружен в детстве, постепенно умирали – за МКАДом люди умирают чаще, чем внутри. Мужчины очень рано умирают в деревне.
Так получилось, что этот мир деревни наложился, с одной стороны, на мир моих снов, с другой – на мир мертвых. То, что вы там видите, это не шарж на русскую деревню, а личное переживание.
О жанре «мистической утопии»
— Определить жанр сериала «Топи» довольно сложно, он меняется от серии к серии. Вы предложили для сериала необычное определение — «мистическая утопия». Что это такое, почему именно это название?
— Знаете, если я начну объяснять – это будет самый адский спойлер! В итоге, когда вы закончите просмотр всех семи серий, вы поймете, почему это мистическая утопия.
Сначала смотрите это как триллер, потом – как такой психоделический bad trip-триллер. А потом смотрите, как хотите.
У нас действительно получилась мультижанровая история. От чистого жанра [все] давно утомились. Конечно, с одной стороны это легко: зритель знает, чего ждать. Когда он в целом получает качественное, с небольшими сюрпризами, исполнение своих ожиданий – он доволен. Когда ты эти ожидания обманываешь, ты идешь на серьезный риск.
Можно зрителя удивить приятно, он тогда скажет: ах, ничего себе, как вы, черти, меня поразили. Но он может остаться в замешательстве, совершенно этой историей недовольным, ждал одного – получил другого.
У нас проект авторский, он не совсем форматный, и я думаю, что не стоит подходить к нему с тем же штангенциркулем, которым замеряются четко жанровые продукты.
О героях и самом подходящем злодее для «Топей»
«Православное спа» у деревни Топи
— Если бы вам сказали: выберите одного фольклорного русского персонажа, вот Баба Яга, например, Кощей, Леший — кого бы вы поместили в эту реальность, чтобы испытать своих героев?
Думаю, эмоциональный герой наш – Кощей, нечто, что отказывается считаться с вызовами времени и остается вечно живым с виду. Ты можешь сохранять вечную оболочку свою достаточно моложавой, но внутри она отмирает.
Мне лично захотелось какого-то еще своего создать злодея. И я его придумал. Может быть, правда, и не будет там никакого Хозяина! Есть масса вещей, которые начинаются с одного, а приводят к совершенно другому.(смеется) Маньяк, это маньяк.
— В «Топях» видно, что герои откровенно бегут от своих проблем – некая форма эскапизма. Сериал их за это как-то наказывает?
— Это многоярусная история. Один из ярусов, разумеется, связан с побегом от собственных страхов и демонов. С другой стороны, та глубинка, в которую они отправляются – совершенно необязательно глубинка российская, это может быть и глубинка подсознания.
Тот внутренний туризм, который мы предлагаем зрителям, может быть и внутрь себя. Но далеко ли можно от себя убежать? Конечно, если брать психологическое и экзистенциальное, вопрос в той степени отваги, которую ты готов проявить в разговоре с самим собой.
Рецензия на сериал «Топи»: Сказ о потерянных жизнях
Премьера мистического сериала «Топи» состоится на видеосервисе КиноПоиск HD 28 января 2021 года. Сценарист: Дмитрий Глуховский. Режиссёр: Владимир Мирзоев. В ролях: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица, Софья Володчинская, Марина Васильева, Максим Суханов, Александра Бортич и другие.
Талант Дмитрия Глуховского сочинять увлекательные, продающиеся и вдобавок весьма кинематографичные истории рано или поздно должен был привести его к дебюту на сценарном поприще. У Стивена Кинга этот путь занял 25 лет – от первой публикации «Кэрри» до выхода на экраны «Бури столетия», его первой единоличной сценарной работы для телевидения. Глуховскому, чьи произведения у нас популярны, кажется, не меньше кинговских, удалось пройти тот же путь за 16. Оценив свои возможности, адаптировав к экрану свой собственный же роман «Текст», автор «Метро 2033» написал свой первый оригинальный сценарий, который стал основой нового проекта видеосервиса КиноПоиск HD – мистического сериала «Топи».
«Топи» рассказывают о группе московских туристов в количестве пяти штук, которые приезжают в глухую деревню Топи, чтобы посетить чудотворный монастырь, который, согласно убедительной рекламе в интернете, способен исцелить каждого от любой хвори. У главного героя – Дениса Титова (перекочевавший из «Текста» примерно в том же амплуа Иван Янковский) – проблема очень серьёзная: рак. Он – успешный бизнесмен, зазнавшийся московский денди, стартапер, создатель уникального приложения TrueTalk, определяющего по выражению лица врёт ли человек или говорит правду. Кажется, он уже смирился с неминуемостью смерти, но вдруг ему рассказывают про чудесный монастырь. Денис понимает, что терять ему всё равно нечего, да и в Москве всё уже давно осточертело – в общем, надо ехать. Вот только, позвонив в службу этого монастыря, он узнаёт, что экскурсия групповая: Денису необходимо найти ещё трёх человек с собой, иначе никак.
Находятся, тем не менее, четверо. На поголовную рассылку из списка контактов Дениса первым делом откликается давний друг Макс (Тихон Жизневский), пронырливый журналист и неутомимый бабник, которому босс как раз поставил ультиматум: либо добудешь наконец стоящий материал, либо придётся тебя уволить. А эксклюзивное интервью с разработчиком одного из самых успешных приложений чем не читаемый материал?
Первая серия – явно не то, чем создатели сериала могли бы гордиться. Ввод персонажей осуществляется давно затёртыми до дыр сценарными конструкциями из флэшбеков и гипертрофированной драмы, которые только в прошлом году использовались ни раз (к примеру, хотя бы взять «Игру на выживание» или «Колл-центр»). Однако затем становится значительно лучше – уже во втором эпизоде повествование всё увереннее идёт вперёд навстречу густой мистической истории на стыке «Твин Пикса» и одного из сюжетов в духе «Солнцестояния».
Топи населяет галерея достаточно странных, поистине готических персонажей, ведущих себя в лучших традициях жанра «герои попадают в закрытую общину, и тут понеслось» — распятые орлы, подозрительные чайные отвары, а ещё помазанные куриной кровью колышки, ограждающие двух зэков, словно вышедших из мира «Безумного Макса», ото всех. Вдобавок сам монастырь оказывается пугающе заброшенным и напоминающим скорее локацию из «Андрея Рублёва», а не чудотворное место, которое излечит героев от недугов.
«Топи» на данный момент оставляют впечатление слегка запаздывающего поезда – стартовал поздно, потому что долго загружался вторичными флэшбеками, но теперь прилично разогнался и строит свой маршрут буквально на ходу. Точку назначения не знает никто, но уже сейчас кажется, что сожалеть о поездке будут единицы.
Вадим Богданов, InterMedia
Рецензия на «Топи»: насколько удачной вышла попытка сделать энциклопедию русской жизни в формате страшной сказки?
Пятерых москвичей (некоторые из них в минус первом поколении) везет по костромскому лесу неприятный мужчина в исполнении Максима Суханова. В них на полной скорости врезается грузовик: машина перевернута, все, кроме шофера, явно при смерти. Время отматывается назад, и мы знакомимся с героями: местным Павлом Дуровым с неизлечимой болезнью, журналистом-расследователем, повернутым на сексе, и тремя девушками, чьи архетипы не подразумевают наличие профессий или жизненных проблем, не связанных с мужчинами (женские персонажи, увы, не конек писателя Глуховского). Мы вновь видим, как они попадают в аварию, почему-то уже другую, не настолько травмоопасную.
Кинопоиск HD
Ход с путешествием героев в потусторонний мир развязывает руки авторам в изображении разномастной дичи, и Глуховский с режиссером Владимиром Мирзоевым хватаются за эту возможность, насколько позволяет бюджет (отнюдь не царский, судя по интервью создателей). «Топи» прячутся за ветками жанрового хоррора, но довольно скоро становится понятно, что вайб затянувшегося бэд-трипа с хтоническим окрасом для сериала важнее честной игры в жанр. Это не чистое развлечение вроде «Поворота не туда» и намного ближе к тому, что сегодня называют постхоррором. Иными словами, жанровые элементы присутствуют, но работают не так, как мы привыкли. И это явно осознанный ход: Глуховский, судя по его книгам, умеет создать увлекательный сюжет, так что, когда он в интервью говорит о принципиальном отказе в сериале волочь зрительский интерес за собой в пользу более экспериментального повествования, то ему нет причин не верить. Привыкшему к динамичному развитию событий зрителю в «Топях» будет непросто, особенно на первых порах.
Глуховский отказывается от четких разъяснений происходящего. Сюжет намеренно держит события в легком расфокусе, как это было — вы наверняка ждали это сравнение — в «Твин Пиксе». Можно долго биться в комментариях об истинной подоплеке и разгадывать шифры символов, а можно и забить. Ведь сериал сконструирован примерно из тех же соображений, что и знаменитый финал с волчком в конце нолановского «Начала»: упал он или нет, зависит от зрителя. В этом плане больше всего «Топи» похожи на визит к гадалке: абстрактный нарратив подталкивает воображение самому навешивать смыслы на предложенные крючки.
Кинопоиск HD
Все пространство «Топей» — развернутая метафора, придумывать смыслы к которой можно бесконечно. Некоторые из символов в этом пространстве выведены более-менее четко. Например, образ Хозяина — того самого неприятного мужика в исполнении Суханова. На этой земле ему принадлежит все — и заезжие москвичи не исключение. Присутствует представитель правопорядка, единственный в населенном пункте сохраняющий трезвость рассудка, но совершенно индифферентный в плане того, какой власти служить. Есть пенсионеры, существующие в подвешенном состоянии, — один из них жив и мертв одновременно. Пятерка главных героев — архетипическое изображение миллениалов, погруженных в свои проблемы, не умеющих вырваться за пределы своих эгоистических слабостей, желаний и травм, неспособных объединиться с чужими людьми. Но есть много и менее очевидных образов вроде ведьмы Арины, ревновавшей к красоте своей дочери и поменявшейся с ней телами. Что это? Отношения России прошлого и настоящего? Комментарий к неспособности журналиста, флиртующего с ведьмой, распознать ложь под красивой оберткой? Скрытая мизогиния? Все вместе? Выбирайте сами.
Кинопоиск HD
Более-менее точно можно говорить о главном месседже сериала, который звучит примерно так: это Россия, сынок. Поместив метафорическое изображение общества в эпическое пространство русских сказок, сериал заявляет о том, что нынешняя иерархическая система страны — это ее константа. Хозяин в конце получает по шее, однако радости ни у кого от этого нет — все равно пришлют нового. Идея о том, что Россия продолжает вариться в одном и том же болотце, имеет право на существование. Только ее проговаривали в разных формах столько раз, что она уже перестала вызывать хоть какие-то эмоции. Чтобы избежать банальности, следующие политические фильмы и сериалы должны найти в себе смелость оттолкнуть эту мысль и пойти дальше. Мы давно уже в курсе, что живем в топях, — а выбираться-то как будем?
Быстрый обзор сериала «Топи»: когда кукуха медленно меняет местоположение
Роман Белых
Это отчасти экспериментальный формат с целью понимания: зайдет ли такой материал читателям или нет. И, конечно, я понимаю, что направление ресурса сугубо техническое. Однако именно на android.mobile-review вы все чаще видите отвлечения от темы гаджетов.
Сериал «Топи» режиссера Владимира Мирзоева дебютировал в начале этого года на стриминговом сервисе КиноПоиск. К слову, на сайте появляется все больше новинок кино российского производства высокого качества во всех смыслах.
Я небольшой знаток кино как искусства, но о режиссере Мирзоеве слышал: в далеком 2009 году даже оценил фильм «Человек, который знал всё» на 8 баллов из 10. В копилке Владимира более 20 фильмов.
Основной посыл к началу просмотра может быть следующим: сценаристом сериала стал Дмитрий Глуховский. Ну да – это тот самый писатель, что создал постапокалиптические романы «Метро 2033», «Метро 2034» и реалистический роман «Текст», по которому был снят фильм, а позже вышли еще и игры по его произведениям.
Постараюсь обойтись без спойлеров, а если они и будут, то я дам знать.
Сюжет
Думаю, даже из трейлера вы сможете понять, о чем идет речь. Если коротко, то группа молодых людей отправляется в глухомань под названием «Топи», но об этом они узнают уже на месте. Каждый из ребят озабочен собственными проблемами и скорым побегом из города, они хотят уйти от негативной реальности.
По ходу событий, происходящих с главными героями, они познают самих себя: раскрывают положительные и отрицательные черты.
Сюжет активно развиваться уже с первой серии, впрочем, наглухо увязает в «топях» уже к третьей. Далее события постепенно и вязко пытаются выйти на финишную прямую, не раскрывая всех секретов вплоть до последней серии.
Думаю, именно этими действиями «Топи» заставляют зрителя внимательно следить за героями. Однако такой подход может понравиться не всем: уж слишком долго не раскрывается сюжетная линия.
Например, я до сих пор не понял многих моментов.
СПОЙЛЕР
Действительно ли вода в этой заброшенной деревне обладала галлюциногенными свойствами, почему Катя Лебядкина превратилась в старуху чуть ли не в самом начале фильма (и куда она вообще пропадала), почему Вениамин (муж бабы Нюры) то мог ходить, то постоянно лежал на кровати, и при чем тут попугай в комнате Вениамина…
P.S. В сериале присутствует ненормативная лексика. Однако она довольно аккуратно вкраплена в сюжет, поэтому не спотыкаешься на каждом бранном слове. На сайте КиноПоиск вы легко можете переключить на аудиодорожку без мата. Но, правда, острота накала событий моментально гаснет, на мой субъективный взгляд.
Актерская игра
Больше всех меня порадовал Тихон Жизневский, который играл Максима Кольцова – журналиста из Москвы. Абсолютно искренняя игра, без фальши. (Он же исполнял роль в фильме «Огонь», где он был героем с похожим типажем).
Иван Янковский (Денис Титов по фильму), внук знаменитого советского актера Олега Янковского, пытался выжимать из себя все соки актерского мастерства. Во многих моментах переигрывал. По крайне мере, мне так показалось.
Екатерина Шпица (та самая Катя Лебядкина) не нуждается в представлении: приятная и милая актриса, снявшаяся в «Экипаже», «Поддубном», «Ёлках» в двух частях и таких сериалах, как: «Актриса», «Молодая гвардия», «Голубка» и так далее.
СПОЙЛЕР
К сожалению, где-то с третьей серии она пропадает и появляется только в коротком эпизоде седьмой серии за столом со всеми участниками событий.
Анастасия Крылова и ее героиня Соня Громковская. Мне кажется, у нее была самая простая роль – роль тихони. Максимум, что нужно было делать, – выдавливать из себя слезу и жалобно смотреть в камеру. Это я грубо, конечно. В целом, все хорошо, но ничего такого.
Софья Володчинская (Эля Мусаева) хотя и имела второстепенную роль, тем не менее играла убедительно, особенно к концу сериала.
Всех перечислять не стану, но мальчикам больше всего понравится Вероника Мохирева, она же просто Арина.
СПОЙЛЕР
Кто она такая и кем является ее мама, вы узнаете только в последних минутах сериала. Тоже странная история, которая, походу, была выдумана уже в конце фильма. До этого Арина казалась мне ведьмой.
Два оригинальных и прикольных персонажа – Хорь и Чучундра. Их играют Дмитрий Глазачев и Антон Макуха. Их стоит отдельно наградить за классную игру.
Мистика в сериале
Ее здесь хоть отбавляй. По сути, весь сюжет держится именно на мистике, необычных и необъяснимых явлениях. Но минус в том, что этой фишки в кино так много, что не успеваешь понять: а в чем, собственно, дело? Например, почему «безумная» меняет опарышей на камень у Дениса? И вот так весь фильм. Уверен, что объяснения есть, но они где-то глубоко.
Однако иногда бывает так, что объяснения тех или иных моментов совершенно примитивные. Например, на Денисе Титове в какой-то момент оказывается леопардовая шуба. И пока я ломал голову, зачем и почему, подоспели ответы от хужожницы по костюмам Елены Дроновой:
СПОЙЛЕР
«Когда начались примерки, я о ней вспомнила и принесла на всякий случай. Подумала, может быть, подойдет для Эли. В тот же день пришел Ваня Янковский. Он эту шубу увидел, надел… это будет такой жест «Хозяина» — шуба с барского плеча …».
Заключение
Если вы любите мистику, местами даже легкий хорор, если вы цените хорошую игру актеров, необычный сюжет, то сериал «Топи» для вас. Однако стоит учесть: чтобы понять суть фильма, придется дождаться последней серии, а точнее, ее последних минут. Да и то не факт, что пазлы хитросплетений сложатся в вашей голове в правильную фигуру.
Еще один момент, заставивший меня смотреть этот фильм: он выходил посерийно каждую неделю, и мне, естественно, хотелось узнать, что будет дальше. Выйди он сразу одним сезоном – глянул бы его за день и даже не обратил бы на него внимания, и он бы, скорее всего, не отложился в моей памяти. Может быть…
Так или иначе, советую «Топи» к просмотру. Мои 7 из 10 — в копилку сериала.