в чем смысл фильма территория
Территория 2020 — назад пути нет… или есть?
Мистический сериал Территория только-только вышел на ТНТ (октябрь, 2020), а страсти по нему уже разгорелись с невиданной силой. Никто из зрителей не остался равнодушным к данному продукту. Одни называют творение Игоря Твердохлебова нудной безвкусицей и «несусветным днищем». Другие без колебаний отдают ему звание лучшего российского сериала за последние годы и даже сравнивают его с именитым «Твин Пиксом» Девида Линча. В чем смысл сериала Территория? Что именно хотели сказать его создатели столь закрученной концовкой?
Краткое содержание сериала Территория
Сюжет разворачивается вокруг 19-летнего Егора Чудинова, замкнутого, чуть инфантильного молодого человека. Он принимает решение отправиться на поиски своих родителей, уехавших в научную экспедицию по Пермскому краю и переставших выходить на связь. Желая поддержать своего неприспособленного к жизни племянника, с ним отправляется его дядя Николай — весьма скептично настроенный к жизни патологоанатом.
Таежные страсти
В пути, около бездонного колодца, в который, чувствуя, видимо, неладное, напряженно всматривается Егор, мужское брутальное общество героев разбавляют две девушки. Таня и Надя – студентки-филологи. Они оказываются чрезвычайно полезны в спасательной экспедиции. Ведь они не понаслышке знают все особенности этого богатого на поверья края и владеют местным языком.
А край действительно интересный. Интересный и пугающий:
С первых шагов героям становится понятно, что их не рады здесь видеть. Уж слишком неприветлив необычайной красоты лес, слишком злобно смотрят глаза всех встречных ими в пути. Смысл сериала Территория буквально прячется за всеми пугающими необъяснимыми происшествиями, обрушивающимися на головы путников.
Новые герои – новые беды
Весьма подозрительная ведьма Шура и совсем неподозрительный участковый из глубинки Мурзин вдруг начинают охоту за Николаем, а Таня подвергается воздействию некоего потустороннего паразита под названием «икотка». В результате:
На заметку! Сразу после выхода сериала количество запросов «Что такое икотка из Кудымкара?» побило все рекорды. Икотка – это некая потусторонняя сущность, выглядящая по разным источникам, как муха, бабочка или даже как мышь. Ее вселяет в человека хозяин-колдун. Признаки поселения икотки – удушье, припадки, изменение голоса, а также способность предсказывать будущее и искать людей.
Далее события начинают развиваться стремительно. Смысл концовки сериала Территория, казалось бы, перестает улавливаться за лихо закрученным сюжетом. Выясняется, что Николай и есть тот самый Медвежий шаман. Мало того, он удерживает в плену мать Егора, убивает Надю и Таню. И все это ради силы Пама, могущественного старца-колдуна, частью которой обладает, еще сам того не зная, Егор.
Да раскроются все тайны!
На заметку! Именно заключительная 7 серия сериала Территория раскрывает актерский потенциал Глеб Калюжного, исполнителя роли Егора. Отыграв 6 серий с постоянным безучастным ко всему выражением лица, он вдруг выплескивает весь спектр эмоций, таящийся в нем.
Но это еще не все сюрпризы, приготовленные создателями сериала для зрителей. Неожиданным смыслом наполняется последняя серия Территории. В какой-то момент Егор вновь оказывается у того самого бездонного колодца. То ли все ему привиделось, то ли переселенная в него от Тани икотка позволила ему увидеть будущее. А может, обладая полной силой Пама, парень научился обращать время вспять.
В любом случае, он понимает, что брать с собой девушек в это опасное путешествие – трагическая ошибка, способная привести к смерти обеих студенток. От колодца Егор и Николай продолжают путь вдвоем.
Смысл концовки сериала Территория
Финал оставил в недоумении многих зрителей. Некоторые стали делать предположения, что недосказанность и незаконченность истории — это задел на второй сезон. Но с другой стороны, смысл последней серии сериала Территория предельно ясен.
Все дело в вечной борьбе добра и зла.
В конце пути герои-антагнисты остаются один на один. Кто победит в их дальнейшем противостоянии – это решение создатели сериала оставляют за зрителем. Ведь в каждом человеке одновременно уживаются и добрый волк, и злой. А побеждает тот, кого больше кормят. В этом и состоит смысл сериала Территория.
Сериал Территория 2020 – неплохая попытка внести разнообразие в мировую историю ужастиков. Вместо историй о набивших оскомину зомби, оборотнях или вампирах рассказать исконно русскую историю об икотках, чуди и медвежьих шаманах. А оправдался ли такой патриотичный подход к хоррору – решать зрителям.
Чудь, Пам, икотка и другие легенды коми-пермяков в сериале «Территория»
В центре сюжета нового хоррор-сериала «Территория» — история 19-летнего Егора Чудинова и его дяди, которые отправились на поиски родителей подростка, пропавших в ходе этнографической экспедиции по Пермскому краю. В ходе розысков им пришлось столкнуться не только с обычными препятствиями, которые поджидают городских жителей на чужой территории, но также и загадочными духами этих земель: икоткой, ворсой, Памом и другими.
Икотка
Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.
В своей книге «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции» фольклорист и антрополог Ольга Христофорова выделяет такие качества, как владение речью носителя (человека) и наличие собственного имени. При этом она указывает на частую ошибку, которую допускают исследователи, трактующие наличие имени как проявление антропоморфизма икотки.
«Несмотря на указанную тенденцию к приписыванию человеческого облика говорящей икоте, наличие членораздельной речи и имени не обязательно предполагает антропоморфность мифологического персонажа. Так, наши информанты затруднялись сказать об икотах по имени Василий Иванович, Федор Иванович и других, кто же именно — человек или не человек — «сидит» внутри своей «хозяйки», — пишет Христофорова.
Как объяснил «Газете.Ru» краевед и руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора, а также шаман («тöдiсь» — знающий) Василий Гагарин, в сериале были опущены многие детали мифа об икотке.
Гагарин добавил, что икотка также может попасть в организм человека «с пеной в пенном напитке», из-за чего даже современные коми-пермяки сдувают пену перед тем, как выпить такое питье. Еще один способ называют передачей икотки «по ветру».
«В этом случае колдун оставляет икоту на столбик, где обычно ходит этот человек. И проходя мимо, человек просто чувствует, что в рот попала какая-то мошка (вот представил по сериалу — летит по ветру такой жирный червяк). Отношение к икотницам никогда не были враждебными, к ним часто бегали за советом, ведь многие икотки обладали даром прорицательства. То, что икота может что-то предсказать и указать, показано верно», — отметил он.
Ворса
Еще один яркий персонаж коми-пермяцкого фольклора, о котором упоминали в «Территории», — хозяин леса ворса. В сказках ворса чаще всего принимает облик медведя, что не мешает ему преодолевать огромные расстояния с помощью полета над лесом. Его голос сравнивали с голосом филина, а появление — со смерчем.
«Медведю как хозяину леса (лешему) принадлежала власть над всеми дикими животными, а позднее его власть распространяется и на домашних животных. Подтверждением этого является традиция написания «кабалы» хозяину леса на пропажу скота, причем первоначально ее писали медведю-лешему, а впоследствии святым — покровителям домашнего скота», — писала кандидат культурологии Академии маркетинга и социально-информационных технологий Юлия Кошкарова в своей работе «Пермская модель архетипического образа медведя».
Иногда ворса обращался и в человеческое обличье — порой он показывался нагим гигантом ростом с дерево, а иногда — просто крепким и высоким мужчиной в черном кафтане. В ряде сказаний упоминалось, что у хозяина леса есть собака, чей лай не имел эха, с которой он обходил угодья. Причиной отсутствия эха у собаки ворсы могло быть то, что дух леса (занимавший особенно место в пантеоне у охотников-коми) жил в мире, параллельном обычной реальности.
«Отличительная черта духов коми-пермяцкой мифологии в том, что они являются охранителями природы и ее богатств, следят за балансом в природе, наказывают жадных охотников и рыболовов. Духи помогают людям, но и могут их наказать. В случае наказания насылают на человека «мыжу» — проклятие духов, богов и предков», — пояснил Гагарин.
Краевед также рассказал о способе избавиться от этого проклятия:
«Черöшлан (черэшлан) — буквально «вешание топора». Это магический обряд проводится, когда на человека наслал кто-то «мыжу» — проклятие. Богов, духов и предков много, и иногда трудно узнать, кто человека проклял и за что. Вот и делают этот обряд, чтобы узнать имя наславшего «мыжу». А как только узнают — делают специальные обряды, чтобы умилостивить его».
Отдельно он отметил то, как в сериале изображен способ, с помощью которого обычный человек может обхитрить лесного духа.
«Что касается персонажа, который напоминает лешего, то здесь верно показан только ритуал обмана лесного хозяина — если он заплутает человека в лесу, заведет его в чащу, то надо вывернуть всю одежду. Тогда можешь выйти из леса и найти верную дорогу», — сказал Гагарин.
Он подчеркнул, что всего в коми-пермяцкой мифологии есть целых четыре персонажа, которые подходят под описание того, что традиционно называют «лешим».
«Это Ягморт — дух-покровитель сосновых боров и опушек, с женой Яг-инь. Это Вöрморт (Вэрморт) – дух-хранитель лесных животных и птиц, Вöрись (Вэрись) — Хозяин леса, покровитель охотников, и Вöркуль (Вэркуль) — бог всей Пармы-тайги. Все они выполняют разные функции, но связаны только с лесом. Естественно, если человек нарушает какие-то запреты, то эти духи могут их наказать. В том числе и за то, что без спроса и подарка зашли в лес», — добавил краевед.
Как можно увидеть на примере икотки — столкновение традиционных верований коми-пермяков с насаждаемой христианской религией часто меняло, а порой искажало суть древних мифов. Показательным в этом отношении можно назвать пример с образом языческого волхва Пама-сотника, чьим именем называют одного из героев «Территории».
Как отмечает ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров, имя Пама-сотника увековечил святой Епифаний Премудрый, автор жития святого Стефана Пермского, проповедника христианства в землях коми.
«Давая характеристику Паму-сотнику, Епифаний не скупится на эпитеты негативного содержания: «сий злый волхв, чародеевый кудесник»; Стефан называет его «обманщик и начинатель развращения, вавилонское семя, халдейский род, хананейское племя, темной тьмы помраченное чадо…». Вроде бы все атрибуты сатанинского облика языческого волхва налицо, но только отрицательное отношение к Паму-сотнику не объясняет того факта, что Епифаний уделяет ему так много внимания в сюжете Жития Стефана», — подчеркивает Лимеров в статье «Пам-сотник: художественный образ в становлении идентичности коми литературы».
По словам Лимерова, Пам в текстах Епифания обращает на себя внимание «способностью вести полемику о значении религий». Такой подход он называет «новаторским» и приводит цитату из предисловия доктора филологических наук Геннадия Тираспольского к переводу Жития Стефана: «Создавая образ волхва Пама, Епифаний безбоязненно преодолевает житийную традицию, требовавшую в этом случае изображения примитивного исполнителя сатанинских козней. Пам рисуется Епифанием как неординарная, по-своему трагическая личность, достойный противник первокрестителя пермян».
Пам в споре со св. Стефаном защищает веру своих отцов и народа от уже признанного государством христианства.
Исследователь указывает и на то, что достоверность личности Пама подтверждается Вычегородско-Вымской летописью за 1380, 1384 и 1392 годы. С конца XIV века до XVIII века имя Пама практически не встречается в источниках, однако к 500-летию памяти святого Стефана священнослужители начали публиковать брошюры, где негативно рисовали образы Пама и язычников.
В светской литературе образ Пама впервые появился в неоконченной поэме основоположника литературы Коми Ивана Куратова «Пама». Обратившись к житию Стефана Пермского, поэт и лингвист Куратов переосмыслил этого героя и вывел его не по житийному канону, а исходя из «народного взгляда на христианизацию», сделав главным героем противника святого миссионера.
Василий Гагарин обратил внимание на то, что информация о Стефане Пермском как правило искажена и неясна непосвященным.
«Стефан крестил не коми-пермяков, а коми-зырян, которые проживают сейчас на территории современной Республики Коми. Коми-пермяков крестили уже преемники Стефана епископы Герасим, Питирим и Иона. То есть Стефан крестил Пермь Малую, поэтому и Пермский, а коми-пермяки жили на территории Перми Великой со столицей в городе Чердынь», — объяснил он.
Краевед также отметил, что в случае со Стефаном Пермским нельзя говорить об успешном крещении.
«Лишь Иона умер своей смертью, два других были убиты местными жителями. Да и стали ли коми-пермяки христианами? Они верили в своих богов, поклонялись их идолам и не могли поклоняться нарисованным богам.
Поэтому возникает уникальное явление для православия — Пермские деревянные боги. Бог стал называться Еном (верховное божество коми-пермяков), крестик стал называться Перна (Перна — знак бога Ена), а крестное знамение — просто Пернапас (буквальный перевод — знак бога Ена)», — рассказал он.
Гагарин подчеркнул, что больницы и школы не появились в регионе вместе с христианизацией, поэтому как тогда, так и сейчас многие обращаются за помощью к знахаркам и ведунам:
Территория 2015 vs Территория 1978
Жанр: драма
Год выпуска: 1978
Продолжительность: 01:33:00
Режиссёр: Александр Сурин
В ролях: Донатас Банионис, Владимир Летенков, Юрий Шерстнёв, Евгений Герасимов, Нина Засухина, Леонтий Полохов, Владимир Ломизов, Дмитрий Кузнецов (II), Николай Волков (младший), Валентин Печников, Михаил Глузский, Николай Засухин, Александр Тавакай, Зоя Чооду, Елена Мельникова
«Таков печальный итог», — думал Жора, оставшись
один. Слова эти привязались к нему два дня назад,
когда он наткнулся на останки человека в узкой горной
долинке. Истлевший брезент пророс уже травой и полярной
березкой. На поясе лежал наган — кобуру съели мыши.
Мыши съели и полевую сумку. Бумаги превратились в
замазку. Только геологический молоток на длинной
ручке выглядел как новенький. Жора забрал наган, молоток,
остатки полевой сумки. Остальное оставил как есть.
Таков печальный итог.
О. Куваев «Территория»
«…Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался. Вас ожидает прохладный и влажный воздух, черный и желтый пейзаж, если вы прилетели летом, и некая суровая снежная обнаженность, которую трудно передать словами, если вас затащило туда зимой. Нет тут берез, кленов, ясеней, сосен, лиственниц. Есть сопки и тундра, чудовищно, даже как-то клинически голые…»
Теперь что касается фильма 1978 года, по своему бюджету и масштабу, эти фильмы конечно не сопоставимы, однако не вооруженным глазом видно, что фильм снимал профессионал, драматургия выстроена отлично, актерская игра превосходна, несмотря на не самый звездный состав. Итак, перейдем к персоналиям:
Илья Николаевич Чинков по прозвищу Будда имеет конкретный прототип, Николай Ильич Чемоданов, один из первооткрывателей золотоносных месторождений Чукотки.
Николай Ильич Чемоданов
«…Чинков в своем большом и пустом кабинете сидел в странном кресле из черного дуба с уходящей под потолок спинкой и медными квадратными бляшечками орнамента. Зеленого сукна стол перед ним был чрезвычайно чист: ни карандаша, ни бумажки, ни даже пылинки. Те из геологов, которые успели до отъезда в тундру познакомиться с главным инженером, отметили странную эту привычку: сидеть в кресле перед пустым столом. Взгляд тяжко опущен, поза разбухшего идола, темный костюм, темная рубашка, черный галстук, и лицо тоже темное, чугунного цвета.»
Чинков – Лавроненко же совершенно не вписывается в образ Будды, не внешне, не внутренне, да и сыграл он слабо, плоско и банально. Чинков – Банионис гораздо убедительней, хотя тоже на 100% не попадает, кажется просто это не его роль.
Вторым по значению персонажем я считаю начальника поисковой партии Владимира Монголова, прототип Василий Алексеевич Китаев. Бывший офицер, воплощение внутреннего долга, самодисциплины (он один брился в партии каждый день) и по настоящему отеческого отношения к своим людям.
«…Монголов гладил сухое бритое лицо и смотрел на карту… жизнь Монголова прошла под словами «приказ» и «необходимо». Он служил кадровым офицером, потому что его направили в армию, потом стал горняком, ибо так требовалось, стал оловянщиком, потому что стране позарез было нужно олово, пошел на фронт, когда началась война, и оставил войну по приказу, ибо в олове война нуждалась больше, чем в командире батареи».
На мой взгляд, Бероев совершенно завалил роль, его как будто вовсе нет на экране. Да его собственно и нет как актера, каким образом он попал в проект, наверное, знает один Мельник, а каким образом он попал в кино, вообще вопрос риторический.
Сама идея переноса времени действия на десять лет в будущее, кажется очень спорной, возможно восстановить антураж шестидесятых, показалось создателям проще (однако Ми-2 в шестидесятом году, кажется чересчур), возможно были и другие соображения, но считаю что это не оправдывает значительное историческое несоответствие образовавшееся в этой связи. «Дальстрой» прототип «Северстроя» был памятником уходящей эпохи и был расформирован именно в пятидесятых годах, связанная с этим коллизия несет изрядную смысловую нагрузку в романе, при переносе же в шестидесятые теряется эта часть вовсе, железобетонный «Северстрой» («Дальстрой») стоящий на судьбах и жизнях многих тысяч становится пустым звуком. И это изрядный минус сценаристам.
Олег Куваев 1960
Третий главный персонаж, конечно же, Сергей Баклаков, честолюбивый молодой специалист, физически и морально готовый к любому испытанию (сделай или умри). Принято считать, что это собирательный образ, однако каждый, ознакомившись с биографией самого Олега Куваева, найдет здесь много пересечений с персонажем, тем он и дороже, раз автор вкладывал в него свои собственные мысли и эмоции, однако ничего этого в фильме вы не увидите вследствие весьма схематично и упрощенно прописанной роли. Возможно Добрыгин и неплохой актер, но в фильме ему просто не дали пространства.
В отличие от фильма Сурина, где актер Латенков (если кому то, что-то говорит эта фамилия) на мой взгляд, отлично справился с задачей.
Еще один персонаж, имеющий вполне конкретный прототип, Куценко по прозвищу Скарабей, это очень известный и уважаемый человек в «Дальстрое» Алексей Константинович Власенко, поисковик, внесший огромный вклад в открытие месторождений золота на Колыме и Чукотке. Одна из немногих ролей в картине Мельника сыгранная достойно.
Вообще, как и в первой картине Мельника «Новая земля», в «Территории» наиболее удачными вышли актерские работы второго и третьего плана, и это уже похоже на «фирменный стиль».
«На фронте Куценко не был: он служил в охране морского порта «Северстроя». После демобилизации остался, чтобы подзаработать на шурфах перед возвращением на разоренную войной Украину… Чинков дал ему в руки лоток, и к лотку Куценко отнесся с истовой положительностью, как относился к службе в охране, ежедневным политинформациям с их не знающими сомнения формулировками, как раньше относился к своей хате и огороду… Его звезда взошла, когда он делал контрольный маршрут по ручью Надежда… Куценко провозился на ручье вдвое больше положенного и намыл золото: он знал, что, по убеждению Чинкова, золото на Надежде есть. С того времени он стал Климом Алексеевичем. И как раз тогда же оборвались нити, связывающие Куценко с «материком». Он получил письмо, что жена его ведет себя «неправильно»… Село на Полтавщине уцелело, цел был и дом Куценко, но он еще дорогой смутно понял, что судьба его — в «Северстрое», где он был именно Клим Алексеевич. Куценко избил жену, устроил загул на все село, обозвал всех дальних и близких родственников бендеровцами. Почтение односельчан к деньгам и вольному, «сильному» поведению лишь больше разжигало Куценко».
А вот в фильме Сурина, исключительно сбалансированная актерская группа, просто не к чему подкопаться.
Мне кажется очень важным в романе персонаж «единичного философа» инженера Гурина, прототип Генрих Иванович Гурьев, мысли озвученные по ходу повествования Гуриным, удивительным образом современны, но изображать геолога шестидесятых, таким экстремалом-пикапером принесенным машиной времени из две тысячи четырнадцатого, это уже чересчур. В таком контексте Циганов конечно идеален, но тогда Мельник снял научную фантастику.
Что касается журналистки Сергушовой, персонаж в роман был введен с середины, исключительно для обозначения конфликта между Баклаковым и Гуриным. В фильме Сурина эта линия вовсе отсутствует, и это один из минусов старого варианта, а вот в фильме Мельника полностью изменена, и возможно это единственная сценарная удача. Журналистка включена в сюжет с самого начала, более того от ее лица читается закадровый текст, так вот, если бы не это усиление, а так же подписи микроскопическими буковками, то понять что либо в фильме было бы просто нереально, настолько рваным по сценарию вышло действие. Актриса кстати сыграла хорошо, ну и использовать ее только для закадрового текста было бы конечно архи глупо, посему…
…последовали тексту оригинала, зачем-то, исключив то, ради чего собственно все и затевалось, а именно конфликт героев. Если все, всё поняли (какой фильм, такая и критика)… то последуем дальше…
Циган и Малыш, простые работяги с непростой судьбой, одна из самых сильных линий в романе. Просто обидно как с ними обошлись режиссеры, у Сурина здоровяк Малыш превратился в «Малыша и Карлсона».
Однако в фильме Сурина поступкам дается хоть какое-то обьяснение. У Мельника же эпизод совершенно невнятен, Циган у него превращается в Якута!? Малыш вообще не пойми чего, и от этого очень сильный эпизод с выброшенными самородками, утрачивает смысл. А жаль, ведь прииски и геологические партии невозможно представить без бывших зека, лагеря находились тут же, по соседству.
«Малыш медленно разогнулся и повернулся к Монголову корпусом. Внешне промывальщик напоминал литую глыбу с мягкими кошачьими движениями. В Поселок он попал из цирка, где работал силовым акробатом. Бережно слив из лотка последнюю воду, Малыш бесшумно и даже изящно вышел из воды, вытер об узкое бедро ладонь и так же бережно пожал руку Монголова. Именно ровная вежливость, а не умение разнимать драки двумя движениями пальцев создали Малышу авторитет среди вольных людей, не боявшихся ни финки, ни лома, ни расправы многих с одним».
«Жизнь Салахова, по кличке Сашка Цыган, делилась на три этапа. В первом этапе была жизнь в Прикубанье: школа, армия, служба в десантных войсках. После армии он вернулся домой и женился. Устроился шофером на консервный завод. Валентина, его жена, хотела, чтобы все в доме вызывало зависть соседей и еще, чтобы имелся достаток тайный, неизвестный соседям. Из-за этого сержант-десантник Салахов связался с «левым» товаром, вывозимым с завода. Получил восемь лет».
Еще один важный персонаж романа Жора Опрятин, романтик, этакий «русский Смок Белью», у Сурина играет Евгений Герасимов, на мой взгляд играет отлично, а вот у Мельника актер Абашин слегка переигрывает.
Относительно оленевода Кьяе, Олег Куваев с большим уважением относился к местным жителям, философия, образ жизни и быт пастуха описаны с большой теплотой. Мне кажется Мельник все таки сделал ставку на внешнюю экзотику.
В некоторых комментариях к фильму я читал критику относительно этих эпизодов, дескать, люди бывалые, ничего подобного в тундре не видели, однако справедливости ради надо сказать, что эпизоды эти есть у Куваева, и есть большое доверие к его тексту.
К слову Сурин тоже был не чужд, в данном случае придерживаться авторского текста.
В самом начале романа есть эпизоды с персонажами Кефир и Бог Огня, очень живые эпизоды, ярко рисующие простых работяг. Комичный эпизод с Кефиром, отлично получился у Сурина, всем прекрасно известно, что сыграть смешной сюжет намного тяжелей, чем например трагический, вероятно поэтому Мельник почти совсем нивелировал данную тему, резонно посчитав, что и не стоит связываться.
Шурфовщик Кефир танцует «индусский танец Ганг».
С Богом Огня эпизод трагикомичный и вот тут у Мельника неплохо вышло.
Пара слов о костюмах и гриме, а так же о реквизите и декорациях, в обоих случаях все сделано на высшем уровне, (в фильме Мельника где-то даже слишком) с учетом конечно разницы в бюджетах, причем надо полагать что для съемок первой «Территории», не возили доски для декораций за полярный круг.
Что касается саундтрека, с моей точки зрения тут придраться не к чему, и в первом и во втором фильме музыка здорово усиливает визуальный ряд и подчеркивает идею соответственно. В первом фильме музыка Эшпая, некая мрачно-торжественная психоделика соответствующая той самой «суровой обнаженности, которую трудно передать словами». А во втором, в основном песни шестидесятых, с большим тактом адаптированные к современному звучанию, но призванные подчеркнуть дух времени, особая благодарность за песню на стихи Олега Куваева, хорошая песня получилась под красивейшую картинку. К слову хороший клип тоже еще надо суметь снять.
Попытаюсь как-то подытожить, в обоих фильмах заложена хорошая литературная основа, распорядиться таким роскошным материалом как следует, зависит от многих факторов, от мастерства сценаристов, режиссеров, актеров, от технических и финансовых возможностей. Что мы имеем на сегодняшний день, чтобы получить на выходе, действительно хорошее кино? Как видно на примере этих двух фильмов, технические и финансовые возможности в индустрии возросли многократно, чего не скажешь о мастерстве (особенно актерском). Что касается режиссера Мельника, так же как и его сына, которого, кстати, вполне можно считать опытным продюсером, то их инициатива и энергия конечно достойны уважения, еще большего уважения они заслужили бы если с такой же энергией попытались что то изменить в нашей системе кинематографии, давно нуждающейся в реформах. Ну а фильм, все же советую посмотреть всем, хотя бы по причине, изложенной в самом начале этого обзора.