в чем смысл фильма спокойной ночи мамочка
«Спокойной ночи, мамочка»: Опасность пластических операций
Фестиваль современного независимого кино «2morrow»/Horror/Humour
Сложно объяснить причину, но австрийские кинематографисты регулярно шокируют публику своим холодным препарированием тем жестокости и немотивированного насилия. «Спокойной ночи, мамочка», полнометражный дебют жены и племянника Ульриха Зайдля Вероники Франц и Северина Фиала, может стать невыносимым испытанием для слабонервных, остальные же наверняка оценят этот завораживающий, отточенный триллер.
Начинается фильм с архивных кадров некой семьи, исполняющих колыбельную песню Брамса (внимание на себя обращает строчка «Завтра утром, если Богу угодно, ты вновь проснешься»), а потом переходит к уже тревожным кадрам двух близнецов Элиаса и Лукаса (Элиас и Лукас Шварц), которые играют на кукурузном поле. Вернувшись домой они обнаруживают мать (Сусанна Вуэст), чье лицо скрыто под бинтами после перенесенной хирургической операции (она телеведущая). Но дети со временем все больше убеждаются, что эта женщина не их мать, ибо она все время раздражена, устанавливает новые правила в доме, запрещая шуметь и играть, строга и импульсивна в наказаниях. Элиас и Лукас решают в конце концов попытаться выяснить куда же все-таки пропала их настоящая мама.
Фильм снят безупречно, оператор Мартин Гшлахт идеально передает как леденящую изысканность и стерильность богатого дома, так и таинственную опасность, источаемую лесами и полями, которые окружают дом. Нагнетает атмосферу и саундтрек, не являясь при этом ни в коей мере манипулятивным.
Франц и Фиала неспешно разворачивают действо, давая зрителю погрузиться в неспокойную атмосферу этой семьи. В своей стилистике фильм более всего напоминает «Забавные игры» Ханеке и чем-то отдаленно глейзеровское «Побудь в моей шкуре».
Ключевым для верного восприятия картины является понимание того, что на самом деле Лукас лишь плод воображения Элиаса, что, на самом деле, можно предположить вообще при первом же их появлении на экране, а минуте на десятой это уже должно быть очевидно. Олицетворяя собой именно Тень, сначала Лукас появляется в оккультного вида маске, которая становится символом обезличивающего зла. А образом кризиса самоидентификации становится неспособность матери угадать себя в игре «Кто я?» (та, что была у Тарантино в «Бесславных ублюдках»), что порождает в Элиасе сомнения в том, кто же в действительности скрыт за этими бинтами, в его фантазии больничные повязки скрывают именно обезличенное зло, желающее взять под контроль его жизнь.
Лейтмотивом через фильм проходит и понятие «игры», во многом определяющее главный конфликт в фильме, недаром оригинальное название с немецкого переводится как «Я вижу, я вижу», что отсылает к одноименной игре, суть которой в том, что необходимо угадать объект, видимый ведущим. В фильме же эта игра в конечном счете становится финальным тестом для определения «подлинности» матери.
Немаловажно и подчеркнутое отсутствие любых изображений отца, что может быть и иносказанием исчезновения из этой семьи Бога, ведь и представленные в фильме образ распятия несет в себе лишь настроения безразличия и заброшенности, противопоставленный террариуму, который кишит термитами, размещенный в центре комнаты мальчика. Финальные кадры, демонстрирующие искры пламени на фоне мрака, неизбежно навевают инфернальные ассоциации.
«Спокойной ночи, мамочка» можно считать исключительно удачным симбиозом авторского кино и триллера/хоррора, которому удается, плавно накаляя атмосферу сковывающего ужаса, стать высказыванием об оставленности Богом, безликости зла, природе жестокости и неочевидной опасности пластических операций.
8-ой Международный фестиваль современного независимого кино «2morrow/Завтра» проводился с 20 по 25 января в «Музее Москвы» и «Центре документального кино». Соорганизатор фестиваля – «Музей Москвы». Фестиваль проходит при поддержке Департамента Культуры города Москвы, Фонда Ивана Дыховичного, Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
Спокойной ночи, мамочка
Скоро уже будет серьезная годовщина. К нам в прошлом веке заходили с визитом соседские европейские ребята под руководством Адольфа Гитлера. Мы их тогда проводили обратно до Берлина. Но бесчеловечную жестокость представителей «цвета человеческой цивилизации» мы помним. Произвела неизгладимое впечатление. Они теперь, конечно, стыдятся своих трогательных слабостей, типа склонности к издевательствам и геноциду. Но, нужно понимать – стыдятся, потому что их заставили стыдиться. А так-то, Адольф Гитлер был «не такой уж и плохой» парень. Просто он проиграл. Какая досада.
– Защитник от ужаса.
Но это же прекрасно. Это ведь, наверное, такая среда культурная, которая позволяет легко проявляться подобным склонностям. Очень любопытно. А тут как раз подоспело отличное кино с родины Адольфа и оно, признаюсь, заставляет сердечко дрогнуть и вспомнить генетически засевшие нехорошие ассоциации. Лучший австрийский фильм 2014 года «Ich seh, Ich seh», в американском (и мировом) прокате «Goodnight Mommy». В общем, «Спокойной ночи, мамочка».
Я, как поклонник хоррор-кино, делю его для себя на несколько категорий. Да, есть слэшеры и их подвиды различной изобретательности. Это переделки детских сказок, по сути – комиксы. Экшен.
– Мы не пугаем. Мы развлекаем.
Но смысл хоррора, он не в экшене. А в достоверности бытовых мелочей. Вот когда зрителя погружают в атмосферу не ужасными монстрами, а убедительными бытовыми психозами, то и эффект от такого подхода гораздо чувствительнее. Вспомнить того же «Экзорциста». Лучшего хоррора на все времена. Там ведь всё накладывается на вполне достоверную жизненную ситуацию. Хорошо снятой драмы. Это больше погружает и обостряет реакцию зрителя на мистические эффекты.
– Зло глумится над вами. Вы никогда к нему не готовы.
Проблема в том, что немногим это дано – уметь снимать по-настоящему погружающие картины, а не штамповать франшизную хоррор-херню по методе Джеймса Вана. Вот «Спокойной ночи, мамочка» – это как раз такой случай. Кино, которое интересно смотреть просто как кино. И в котором закрадывающийся с каждым кадром ужас выглядит действительно жутко.
– Пусть мама услышит. Пусть мама придет. Пусть мама меня непременно найдет.
Общая суть фильма – психозы разрушенной семьи, которые будят по-настоящему зловещие силы. Развод, одинокая мама, работающая бесперспективной провинциальной телеведущей. Которая отчаянно решилась на тотальную косметическую операцию. Но… вернулась домой чужой для своих детей, десятилетних близнецов. Чем-то иным и пугающим.
– Беспокойные дети. Столько с ними хлопот.
Фильм снял странный дуэт, два режиссера – мужчина и женщина. Молодой щегол и старшая его на 20 лет тётя.
Вероника Франц и Северин Фиала:
Но их влияние друг на друга оживляет кадр, потому что работает тандем разных поколений. Фильм практически немой. Диалоги крайне скупы. Работает картинка. Драма разбросана штрихами в деталях. Контраст между ярким солнечным летним днем и глухим затворничеством в бетоне и стекле частного дома в глухом лесу. Лес тоже участвует в фильме. Хранит в себе тайны, манит вглубь персонажей. Возможно и сводит их с ума.
– Я вижу.
Яркие детские фантазии позволяют стирать грани реальности и вымысла. Или предугадать страшное в обычном. Или принести в наш мир непонятное взрослым Зло. А как ему противостоять, если тебе всего десять лет? Нужно быть очень сильным и решительным. Но как далеко можно зайти в своем отчаянном ударе по Злу? Отличить его от иллюзии? Как бороться с искушениями, которые запутывают и без того отчаянную ситуацию? Очевидно, будет взрывная шокирующая кульминация. Которую вы долго не забудете.
– Дети. Столько усилий. И такое разочарование.
Фильм был выдвинут на Оскар 2015. Как претендент на «Лучший фильм на иностранном языке». Даже любопытно – почему корейским мудакам недавно отдали вообще все «Оскары», а вот эту серьезную киношку не пустили на порог даже за третьесортную номинацию побороться. Проклятый Адольф заставил киноакадемиков отвести глазки – изощренный садизм и Австрия, nein-nein, кино капут.
А вы посмотрите фильм-то. Он вообще всем понравился, судя по рейтингам и фестивалям. И встал вряд с элитными проспектами Правильного Хоррора, которые недавно выдали сильные «Солнцестояние» и «Маяк». Муже-бабовому австрийскому режиссерскому дуэту и безо всяких «оскаров» сходу выдали мощный «пуш» на Голливуд. Ждем премьеры новой хитяги:
Фильм Спокойной ночи мамочка (2014) Отзыв
«Спокойной ночи мамочка» Ich seh Ich seh (2014)
Два малолетних брата-близнеца живут в одиноко стоящем доме у озера вместе с матерью, которая недавно возвратилась после пластической операции с бинтами на лице. Но мальчиков волнует ее отстраненное, холодное поведение, и они всеми способами пытаются выяснить, что произошло с мамой.
Режиссер: Вероника Франц, Северин Фиала
Жанр: Триллер
Страна: Австрия
Продолжительность: 99 мин.
Мой рейтинг 6/10
IMDB 6,9/10 (2 123 users)
Metacritic 72/100 (5 critics)
Rotten Tomatoes 75%fresh (9 из 12)
Кинопоиск 6,202 (313 users)
Спойлеры:
Фильм Спокойной ночи мамочка — ИТОГ:
Для Северин Фиалы и Вероники Франц дебют в режиссуре вышел чересчур неоднозначным. Фильм условно поделен на две разные по времени части, первую, когда нам показывают быт в уединенной австрийской сельской местности посреди кукурузных полей, и вторую, когда гипнотическое существование сменяется патологическим хоррором. И самое тяжелое – это вытерпеть нудную, бессобытийную подготовку к взрыву эмоций. Но даже прорвавшись через вялотекущее действие, вкусив плоды ужаса, концовка фильма оставляет неприятный осадок, словно тебя обманули, подменив вкусную конфетку раздутым фантиком.
События фильма развивается словно под гипнозом, медленно, скупо, устало. Два паренька близнеца, Элиас и Лукас, плавают в озере, гуляют по лесу, исследуют пещеры, пока их мать, возвратившаяся домой после пластической операции на лице, медленно приходит в себя, при этом меняясь в характере, становясь холодной, порой раздражительной, с жесткими правилами по ведению хозяйства. Пацаны все сильней сомневаются, их ли мать вернулась домой, а не самозванка. Стена недоверия между ребятами и матерью разрастается, что приводит к страшным последствиям. Однажды, они привязывают женщину к кровати и требуют открыть тайну, кто она такая и где их настоящая мама.
Одна из режиссеров Вероника Франц является постоянной сценаристкой фильмов Ульриха Зайдля, таких, как «Собачья жара», трилогия «Рай», и фильм Спокойной ночи мамочка тоже состоялся благодаря ее сценарию. Но мастерство Зайдля и состоит в том, чтобы укротить любой текст. У дебютантов, увы, укрощение не прошло. Фильм разваливается на куски, оставляя после себя неприятное чувство неудовлетворенности, а для опытного кинолюба он достаточно предсказуем. Уже с первых минут в голову врывается мысль, что не все так гладко в паре близнецов. Один постоянно на виду, отдувается за обоих. А другой не просто так в немилости у матери, которая запрещает второго с ним разговаривать. Его игнорят остальные персонажи, и заметить это не сложно. А когда ты понимаешь фигу, которую припасли режиссеры, то все дальнейшие событий кажутся дикостью, порожденной глупым поведением женщины.
Фильм Спокойной ночи мамочка убийственно не страшный, даже неприятных моментов в нем наберется пару штук. Но он противный на уровне инстинкта, когда ты наблюдаешь как мать принимает на себя боль и унижение от детей. Это коробит.
На какого зрителя рассчитан фильм понять сложно. Для драмы он слишком легок, без углубления в характеры, которые поданы малозаметными мазками, для триллера в нем много воды, а напряженные моменты коротки и единичны, для хоррора в нем напрочь отсутствует саспенс, а для развлекательного кино он чрезмерно меланхоличный, показательно артхаусный, символичный, вот только искать смысл во взаимоотношениях людей, о которых ничего неизвестно, скучно и неинтересно.
В чем смысл фильма спокойной ночи мамочка
Режиссеры:
Северин Фиала / Вероника Франц
Актеры:
Сюзанна Вуэст
Премьера:30 августа 2014.
Жанр:ужасы, фэнтези, драма.
На окраине кукурузного поля в сельской глуши стоит дом. 10-летние близнецы ждут возвращения своей матери. Когда она приходит, ее лицо закрывают бинты после пластической операции. С этого момента все меняется — отчужденная и холодная, она постепенно изолирует их семью от внешнего мира. Мальчики начинают подозревать, что эта женщина — не их мать, и пытаются выяснить правду любой ценой. |
Смотрел потому что заинтересовался этим предстоящим альманахом, набор режиссеров явно любопытный.
Финальный твист напрочь убивает фильм, увы. До этого казалось, что это кино — чуть ли не препарирование духа времени; любящая мать (трогательный момент когда они включают аудиозапись прощания) возвращается как что-то чужеродное, под конец это перерастает в безвыходное противостояние. Это близко настроениям 2014-го, когда, казалось, что-то было безвозвратно потеряно. Но потом все оборачивается банальной драмой про детскую травму.
По эстетике первый час фильма напоминает раннего Стрикленда с вкраплениями позднего Линча, а под конец скатывается в какой-то «Бойцовский клуб» в виде второсортного хоррора со страшными детьми. Словом, это очередной пример того как талантливые режиссеры, явно умеющие в символы, но не в сюжет, купились как раз-таки на идею снять «нестандартное» сюжетное кино лишь с налетом символизма — и абсолютно зря.
Могло быть 6 или даже 7, но в итоге — лишь 5/10.
Сцена где мама в лес погулять выходит очень страшная) Ну и фильм в общем нормальный, на 6,5 примерно.
Спокойной ночи мамочка | ||
---|---|---|
100 минут | ||
Страна | Австрия | |
Язык | Немецкий | |
Театральная касса | 2,2 миллиона долларов |
СОДЕРЖАНИЕ
участок
После косметической операции на лице женщина (Сюзанна Вуэст) возвращается домой в свой современный изолированный дом на берегу озера и к своим девятилетним сыновьям-близнецам Элиасу и Лукасу (Элиас и Лукас Шварц). Ее голова забинтована, видны только глаза и рот. Близнецы нервничают из-за внешнего вида своей матери и еще больше озадачены, когда она начинает проявлять странное поведение. Она демонстративно игнорирует Лукаса и, кажется, признает Элиаса только в разговоре. Хотя сейчас середина лета, мать приказывает близнецам держать жалюзи закрытыми в течение дня, вводит строгое правило тишины в доме и разрешает им играть только на открытом воздухе. Мать также действует жестоко и физически набрасывается на Элиаса, когда он непослушен или непослушен. Мальчики отмечают, что их мать никогда бы этого не сделала.
Близнецы начинают подозревать, что под ее повязками их мать может быть другим человеком. Эти сомнения подтверждаются, когда они находят старую фотографию, на которой мать изображена с другой неизвестной женщиной, которая носит идентичную одежду и имеет схожие физические черты. Подозревая, что женщина, проживающая в их доме, является самозванцем, близнецы убегают из дома и идут в церковь в соседнем городе, где пытаются получить помощь от священника. Священник отвозит их домой и доволен объяснением женщины, что она их мать.
Мальчики привязывают женщину к кровати и отказываются отпускать ее, пока она не скажет им, где их настоящая мать. Женщина настаивает на том, что она их мать, и близнецы используют увеличительное стекло, чтобы сжечь ее лицо, чтобы заставить ее раскрыть, где находится их настоящая мать. Затем они заклеивают ей рот скотчем.
Двое сотрудников Красного Креста приезжают за пожертвованиями. Хотя первоначально они ждут возвращения матери, они, наконец, покидают дом, получив большую сумму денег от Элиаса, которую он осторожно украл из кошелька своей матери. Тем временем женщина вырывается из липкой ленты вокруг рта и кричит о помощи, но уже слишком поздно, чтобы привлечь внимание сотрудников Красного Креста. Близнецы заклеивают ей губы суперклеем только для того, чтобы понять, что она не может есть. Близнецы разрезали ей губы маленькими ножницами, разрезая при этом ей рот.
Поскольку женщина все еще связана и в ловушке, она мочится в постель. Близнецы ненадолго освободили ее от оков, чтобы сменить постельное белье, что позволило ей подчинить мальчиков и сбежать. Близнецы, однако, устроили ловушку, из-за которой она упала и потеряла сознание. Женщина просыпается приклеенной к полу в гостиной. Элиас начинает жечь дом, чтобы заставить ее сказать им правду об их матери. Женщина твердо настаивает на том, что она настоящая мать близнецов.
На последнем кадре фильма Элиас и Лукас идут по кукурузному полю и выходят к своей матери, трое из них улыбаются и обнимаются, поют любимую песню Лукаса.