в чем смысл фильма слоны могут играть в футбол
Кино недели: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала
Новый фильм автора «Рассказов» и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала посвящен отношениям взрослого мужчины и трех молодых девушек.
Набоковские мотивы у Сегала получают неожиданное развитие.
You were born in ’67 about 9 o’clock at night — затягивает за кадром Дэвид Браун из любимой в России группы Brazzaville. Примерно в конце 1960-х и родился главный герой картины «Слоны могут играть в футбол» Дмитрий (Владимир Мишуков). Чем он занимается, сказать трудно: никаких деталей о роде его профессиональной деятельности сценарист и режиссер Михаил Сегал не выдает, несмотря на то, что мы даже видим начало пары совещаний с его участием. Дмитрий педантичен донельзя: вещи перед поездкой раскладывает на кровати так, что хоть фотографируй и выкладывай в Инстаграм, за трехминутное опоздание на рабочую встречу отчитывает до смешного строго. Тает он только во время общения с юными — чересчур юными для него — девушками. В завязке фильма герой летит в Одессу — чудесно снятую в пастельных тонах и выглядящую исключительно романтичным городом (каким, в общем-то, и является). Приезжает он туда в командировку, но успевает забежать на день рождения дочери старинного друга (сам Михаил Сегал), которую видел только в младенчестве. Маша (Софья Гершевич) превратилась в умную девушку неземной красоты и обаяния, так что Дмитрий с радостью соглашается проконсультировать ее о поступлении в институт. Деловая встреча превращается в платоническое свидание на лучшей крыше города и морскую прогулку на яхте, а ночью Маша в слезах прибегает в гостиничный номер Дмитрия и просит разрешить ей там переночевать. Спать, как считает девушка, можно на одной кровати, ведь она такая огромная, что на ней слоны могут играть в футбол. Но, несмотря на эротическое напряжение в кадре, ничего предосудительного так и не происходит, а уже на следующий день герой возвращается в Москву. Там он начинает буквально выслеживать дочь уже другого своего приятеля, которого изобразил режиссер Юрий Быков. Угрюмой Свете (Варвара Пахомова) он подарит дорогие беговые кроссовки и выручит в одной очень неприятной ситуации. Двадцатилетняя Лика (Александра Быстржицкая), встреченная Дмитрием на улице в третьей части фильма, уже сама спасет его. Он представит ее своим друзьям, приведет на работу и легко вольется в компанию Лики. Что же все это значит?
У картины из конкурса последнего «Кинотавра», также обыгрывающей мотивы «Лолиты», есть конкретная разгадка, которая открывается ближе к финалу, но она не исключает и ряда других интерпретаций. Заключается она в следующем (если боитесь спойлеров — дальше не читайте): Дмитрий пытается обрести дочь, которой у него нет. Причем дочь именно взрослую, поскольку, как говорит его друг — иметь такую — классно. «Когда маленькая — мило, но когда вырастает человек — в жизни появляется такой собеседник…». Анекдот постепенно превращается в трагедию: очевидно, что поиски героя не могут увенчаться успехом. А он ведь абсолютно одинок — своей семьи нет, с родителями общается по скайпу, и, хоть и формально душевно, но без интереса. Впрочем, например, показанный недавно на «Амфесте» фильм Кристины Чоу «Нэнси», перекликающийся с работой Сегала, предлагает и более оптимистический вариант развития событий. В этой картине молодая женщина, лишившаяся матери, находит людей, чья дочь пропала в детстве, и представляется этой самой дочерью. Открытый финал оставляет надежду, что герои сохранят возникшие между ними теплые, семейные чувства. Такие поиски близости, как в картинах Сегала и Чоу, подобны сумасшествию и этически амбивалентны, но не вызвать сочувствия не могут.
В то же время эротический подтекст никуда не пропадает: не зря упоминается музей Фрейда. Лика еще и говорит о том, что после того как она спасла Дмитрия от смерти, то стала ему почти как мать. Для нее эти слова сексуально окрашены: Лика, как и другие героини, явно гораздо больше заинтересована в Дмитрии как в мужчине, чем он в ней как в девушке. От этого несоответствия мотивов персонажей возникает и напряжение, и комизм. Михаил Сегал, подобно Вуди Аллену, смотрит на парадоксы отношений между мужчиной и женщиной (включая фрейдистские «штучки») и на жизнь вообще не только с пессимизмом, но и с большой иронией.
Еще одна ассоциация, которая приходит в голову во время просмотра — рассказ Чехова «Душечка». Персонаж Владимира Мишукова не только делится своими знаниями с девушками, но и — в первую очередь — хочет перенять их образ жизни, раствориться в нем. Может быть, просто напитаться молодой энергией? Однозначно одно: как картину ни интерпретируй, она доставляет огромное удовольствие.
«Слоны могут играть в футбол»: Рецензия Киноафиши
Дмитрий приезжает в командировку в город, где он вырос, и попадает на день рождения дочери старинного товарища. Они начинают общаться, и, казалось бы, их ничего не связывает, слишком большая разница в возрасте и разные представления о жизни, но при этом они становятся идеальными собеседниками. Им великолепно удается молчать, находясь рядом, ведь зачем говорить, когда все понятно без слов. Дмитрий показывает ей город, каким он запомнил его еще с юности, а Маша рассказывает в перерывах молчанки про молодых художников и поэтов. Но командировка заканчивается, и он возвращается в шумную и постоянно находящуюся в движении Москву. Между встречами, спортом и вечеринками Дмитрий встречает новый объект «обожания» и включается в новую «игру». Находит необходимую информацию в социальных сетях и любыми способами пытается стать частью жизни «жертвы».
Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол»
Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол»
Балом в «Слонах» правит не столько Сегал (он заявляет основу, правила и задает ритм истории), а Владимир Мишуков, который продолжает играть героев, как уже было в картине «Рыба-мечта», неспособных существовать в реальном мире, хотя на первый взгляд они вполне обеспечены и всем довольны. Его объектами любви и заботы стали дебютантки: Софья Гершевич, Варвара Пахомова и Александра Быстржицкая. В каждой из них есть своя изюминка, а главное они молоды и пока еще не заморочены всеобщим безумием взрослых, которое так тяготит Дмитрия. В «Слонах» засветился и сам Михаил Сегал в роли отца одной из девушек, другим папой стал режиссер «Дурака» Юрий Быков.
Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол»
К Дмитрию и «Слонам» можно относиться по-всякому. Все зависит от отношения к первой части истории, дальше все будет меняться и к финалу зрители придут уже с совершенно иным восприятием героя. Владимир Мишуков сыграл современного рыцаря, который видя, как плохо в мире с мужчинами и как отстраненно они ведут себя с девушками, становится для них отцом. Читая «Дориана Грея» и в любой удобный момент смотря в окно, он все больше убеждается, что именно в этом и есть его призвание и главная жизненная цель. Так еще и отцовский инстинкт просыпается, и Дмитрий помогает своим «дочерям» не только финансово, но и с молодыми людьми, вытаскивает из депрессии и много чего еще делает во славу слабого пола.
Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол»
В российском прокате с 1 ноября 2018 года
Расписание и покупка билетов на фильм «Слоны могут играть в футбол»
Рецензия: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала
Дмитрий (Владимир Мишуков) – бизнес-эксперт, которого судьба заносит в Одессу, где он не был много лет. Между работой он решает заскочить к старому другу (Михаил Сегал), который как раз отмечает день рождения дочери Маши (Софья Гершевич). Маша просит совета насчет поступления в вуз, но у Дмитрия, кажется, на девушку несколько другие планы.
Михаил Сегал успел себя зарекомендовать в качестве клипмейкера, поработав со множеством музыкантов, начиная от Би-2 и заканчивая Иосифом Кобзоном. В кино же Сегал перебрался не то, чтобы недавно, но основательно закрепиться еще не успел, сняв всего четыре фильма, последний из которых – как раз «Слоны могут играть в футбол».
Еще одна известная черта Сегала – довольно необычное чувство юмора. Со «Слонами» в этом плане все в порядке, и без тонких моментов не обошлось: начиная от названия, которое в самом фильме упоминается лишь однажды и словно вскользь (причем трактовать можно очень по-разному) и заканчивая общими настроениями картины. Самая смешная шутка фильма – это игра с ожиданиями зрителей: синопсис словно подталкивает к мысли о том, что перед нами вольная трактовка Набоковской «Лолиты» в современном антураже, и картина долгое время старательно этот образ поддерживает. Ближе к финалу, правда, становится окончательно понятно, что вот такого прочтения точно никто не ждал.
Главная тема фильма – это даже не попытка найти собственное счастье (хотя и не без этого), а проблема одиночества и острого недовольства собственной жизнью, обычно тщательно скрываемого даже от себя. В современном мире одной лишь работы для счастья недостаточно, что в некоторой степени подчеркивается тем фактом, что о работе самого Дмитрия ничего толком и не известно. Другой вопрос, что свои проблемы герой решает довольно нетрадиционными способами, что и приводит как к непониманию, так и к комичным ситуациям.
Несмотря на то, что технически фильм полнометражный, в некоторой степени его можно назвать антологией. Способствует тому структурное разбитие на три части с тремя разными героинями, объединяет которых лишь юный возраст и нежное отношение героя Мишукова. Формат Сегал опробовал в «Рассказах» и, видимо, вкупе с клипмейкерским прошлым это и накладывает свой отпечаток.
Кажущегося эротического напряжения на самом деле нет – это фикция, очень умело созданная руками Сегала. В отдельных моментах возникает чувство, что где-то неподалеку слышен его смех, вызванный ожиданиями зрителей, которым попросту не суждено сбыться. Даже поняв суть приема и куда он ведет, следить за отношениями героев не менее интересно – тем более, что все точки над i встанут буквально перед самыми титрами.
Фильм умело маскируется, щедро развешивает ружья по стенам и всеми силами создает сложную картинку довольно простой истории – и у него это получается. Шестеренки в голове работают и после просмотра, окончательно раскладывая сюжет по полочкам. Кроме же скрежета остается легкое чувство грусти, схожее с тем, что чувствует и герой. А подобное единение с героем фильма дорогого стоит.
«Слоны могут играть в футбол» в российском прокате с 18 октября 2018 года.
Слоны могут играть в футбол
«Слоны могут играть в футбол». Немного нежности в посудной лавке
Дмитрий — успешный бизнесмен, холодный, спокойный, волевой человек со склонностью к неумолимому порядку. Однажды в южном городе он едет в гости к старому другу, которого очень давно не видел. Так Дмитрий знакомится с 17-летней девочкой, которую отец с гордостью называет «мой собеседник».
Михаил Сегал — всегда немножко провокатор: он тасует жанры, как карты, чтобы в итоге выбросить перед зрителем шахматную фигурку. Вот и здесь он использует классическую схему триллера: замкнутый взрослый мужик, которого тянет к юным девочкам, врет им про случайные подарки и преследует в лесу, чтобы… Чтобы что? Вроде бы ответ ясен — и вот все переворачивается вверх ногами. Первую половину фильма режиссер выдерживает напряжение ожиданием неминуемого зла, вторую — ожиданием неминуемой катастрофы. Сперва было страшно — а теперь больно. В конце так и вовсе немного смешно — но ни минуты не скучно.
Так что это за кино такое, с нелепым названием?
Одно из лучших в этом году.
После «Кинотавра», где фильм по странности не получил ничего, проката пришлось ждать долго. Но сперва через ограниченный — в «Каро», а теперь и через широкий, кино добралось таки до зрителя, которому не страшно пройти тест на невинность. Развернуть пару-тройку слоев метафор, вроде той, что, вырванная из контекста, приобретает совсем другой смысл и становится названием картины — и обнаружить под ними историю о кромешном одиночестве, об огромной любви, которой некуда себя девать, поскольку нарушена система выдачи. Сегал снимает — как пишет: очень простая по сути история у него поднимается до уровня поэзии (что-то вроде сплава Бунина и Саши Черного) за счет изысканной структуры повествования. Выстраивая свое кино железной рукой, он умудрился сделать его нежным и нелепым до слез.
Разумеется, эта картина не состоялась бы без Владимира Мишукова, сыгравшего Дмитрия. Сам он говорит, что дело в его нетривиальной внешности, но точно лукавит: одними разноцветными глазами даже Воланд бы Москву не очаровал. Дело в способности удержаться на тонкой грани между сильнейшей сексуальностью и полным ее отсутствием, сыграть дубовый гроб, который медленно раскрывает лепестки под внезапно обретенным солнцем. Для фильма, который начинается как «Лолита», а заканчивается бракосочетанием трагедии и фарса — талант Мишукова бесценная находка, и очень хочется верить, что мы еще не раз увидим его на экране.
Это же касается исполнительниц ролей девочек: Сони Гершевич, Варвары Пахомовой и Екатерины Быстржицкой. Огромная беда нашего кино — отсутствие не столько новых лиц, сколько естественности: у юных актрис с этим нет никаких проблем, и все, что им нужно, это новые хорошие проекты и немного зрительской любви. Как, впрочем, и всем, кто приложил руку к съемкам этого фильма: тихого, умного, ироничного и не забывающегося даже спустя много недель после просмотра.
Рецензия на фильм «Слоны могут играть в футбол»
Историю социализации 40-летнего одинокого мужчины режиссер в качестве прикола нарядил под «Лолиту».
Дмитрий – лощенный мужчина за сорок – приезжает в портовый город в командировку. Заодно он навещает старого друга: а у того красавица-дочь как раз в этот день отмечает свой день рождения. Друг просит проконсультировать дочь на предмет поступления. Консультация заканчивается набором общих фраз, однако дело сделано: контактами они обменялись. Далее Дмитрий проведет несколько дней между утомительными заседаниями по бизнесу и встречами со вчерашней именинницей, до краев заполненных нежными полунамеками. Однако же ни совместный кофе, ни поездка вдвоем на яхте, ни даже ночь, проведенная в одной кровати, не смогут вывести героев из легкой взвеси молчаливых полутонов. За стрелкой морального компаса Дмитрий следит с педантизмом крупного бизнесмена… Возвратившись в Москву, Дмитрий так и будет вести скучнейшие монологи о бизнес-этике, заниматься йогой, встречаться с друзьями, а заодно и с их дочерями. Впрочем, по-прежнему не переходя грань…
Предыдущая работа все еще молодого режиссера Михаила Сегала «Кино про Алексеева» помимо того, что вернула на большой экран великого артиста Александра Викторовича Збруева, была примечательна двумя сценами. Великолепнейшей зарисовкой в электричке с упоминанием группы Nirvana и пошлейшими историческими вставками с Андреем Тарковским в качестве одного из персонажей. Сам Сегал объяснял свое желание включить в состав героев великого русского режиссера довольно любопытно: показать Тарковского в кадре просто прикольно.
Интонация «Слонов» неожиданно возвращает нас в мир стерильного русского глянца с некоторыми намеками на иронию. Эта вакуумность повествования вкупе с навязанными герою обязанностями выполнять повторяющиеся схематичные действия делают практически невозможными какие-либо попытки актуализации рассказываемой истории. Впрочем, для развитие темы набоковской «Лолиты» – а по словам Сегала, это именно так – такая неестественность может и вполне логична. Насколько интересно следить за судьбой такого героя, кажущегося то начинающим маньяком, то просветленным бизнес-гуру, большой вопрос. Но вот наблюдать за режиссерскими перипетиями Михаила Сегала – человека, творческим императивом для которого служит «прикол», – безусловно занятно.